КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА Алентьева Е.А.
Алентьева Елена Александровна - музыкальный руководитель, Государственное казенное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Кунцевский» города Москвы, г. Москва
Аннотация: в педагогике большое значение уделяется музыке, поскольку известно, что музыка обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает у ребенка чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрывать свои способности.
Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, музыкальное воспитание, умственно отсталые дети, музыка, развитие, эмоции, музыкальные занятия.
Музыка занимает важное место в системе воспитания. Она обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Через музыкальное искусство ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально -художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.
Традиционно музыка рассматривается как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития детей. Музыка является мощнейшим средством воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается эстетическое восприятие ребёнка, богаче становятся его переживания, его эмоциональное восприятие действительности.
Музыкальное воспитание - это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.
Музыка должна сопровождать ребенка не только на специально организованных музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. В работе с детьми музыку необходимо включать в различные режимные моменты: во время самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей, перед сном, при организации на занятиях динамических и релаксационных пауз и др. Необходимо использовать элементы музыкально-ритмических занятий в процессе индивидуальной и подгрупповой работы специалистами с целью развития эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта.
Результаты изучения особенностей музыкального развития детей с нарушением интеллекта показали, что музыкальное воспитание является одним из
важнейших путей коррекционного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития детей с нарушением интеллекта проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в музыкально -ритмических движениях. Так как дети с интеллектуальными проблемами затрудняются в адекватном словесном обозначении переживаемой ситуации, на первый план выходит эмоциональное общение, язык чувств. Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке, следовательно, она поможет любому ребёнку разобраться в своих и чужих переживаниях, сравнивая некоторые музыкальные впечатления с основными эмоциональными представлениями, оценивающими личностные качества человека [7, с. 21-22].
Умственное развитие в процессе музыкальной деятельности невозможно без активного восприятия музыки детьми. Восприятие музыки, по мнению большинства ученых, - это сложный психический процесс отражения в сознании слушателя музыкального образа, в основе которого лежит единство эмоционального и рационального, выраженное в адекватной эмоциональной реакции, эстетических суждениях и оценке.
Таким образом, музыка - это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию ребенка.
Задачи музыкального воспитания:
• формировать знания о музыке;
• корригировать отклонения интеллектуального развития;
• совершенствовать певческие навыки;
• развивать речевую активность;
• развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;
• развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.
В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и индивидуальными особенностями детей.
Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно -воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника.
Принцип коррекционной направленности - исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают. Различные виды коррекции могут проводиться одновременно и на едином материале.
Принцип воспитывающей направленности - осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных
занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.
Принцип оптимистической перспективы - использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются:
- раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей детей;
- постоянное фиксирование внимания воспитанников на их реальных успехах, достижениях;
- использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.
Принцип художественности: в музыкальном воспитании используются следующие
виды наглядности - звуковая, зрительная, комбинированная.
Методы музыкального воспитания:
Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода - исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски).
Зрительная наглядность - это картины, рисунки, видеозаписи, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Применяется для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетается со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию.
Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.
Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание детей, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на музыкальных занятиях такого словесного метода как беседа, т.е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность воспитанников, стимулирует их речевую активность.
Практические методы. Восприятие музыки ребенком гораздо полнее, если опирается на практические действия. Некоторые движения - хлопки, танцевально -ритмические движения, подпевание, цоканье языком и др. используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности
В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.
Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире (применяются различные дидактические игры, пособия, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игра на музыкальном инструменте).
Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера - разнообразными оттенками переживаний. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, отношения учащихся к образовательному процессу.
Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств.
На занятиях музыки используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:
• хоровое и сольное пение;
• игра на музыкальных инструментах;
• слушание музыки;
• музыкально-ритмические движения;
• инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;
• рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;
• творческие индивидуальные задания - детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;
• разгадывание кроссвордов, ребусов;
• музыкальные викторины, конкурсы;
• коммуникативные игры.
На занятиях используются: ТСО, наглядные пособия, карточки-схемы, дидактические игры, коррекционные игры, подвижные игры, танцевально-ритмические упражнения, музыкальные инструменты для совместного элементарного музицирования.
Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых - стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.
Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи.
Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:
• наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);
• зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
• совместные действия ребенка с взрослым;
• подражание действиям взрослого;
• жестовая инструкция;
• собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
Эстетическое воспитание обеспечивает гармоничность развития личности ребенка.
Оно позволяет ему переосмыслить значение мира вещей в жизни человека, показать его вторичность по отношению к духовным и нравственным ценностям. Стимулируя эмоциональное переживание ребенка, развивая его художественную эмпатию.
27
Искусство способствует воспитанию человечности, формирует способность принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.
Старший возраст является наиболее сенситивным периодом для развития творческих способностей, что способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру. Богатство и красота окружающего мира постепенно открывается ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту окружающего мира.
Ребенок должен научиться видеть красоту во всем: в одежде, предметах быта, праздничного оформления зала, красках и явлениях постоянно меняющейся природы, звуках музыки, теплоте объятия и человеческой поддержки.
Приобщение детей к искусству начинается со знакомства их с народным декоративно-прикладным творчеством, фольклором и классикой.
В процессе занятий по эстетическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта у них развиваются и корригируются сенсорные, моторные и речевые и мыслительные способности. При этом благодаря этой деятельности, у детей складываются полимодальные образы, которые лежат в основе художественного воспитания.
Разнообразные виды занятий развивают и корригируют воображение, память, внимание. У детей формируются индивидуальные творческие способности, которые педагог должен заметить как можно раньше и уделить им пристальное внимание. Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в эстетическом воспитании, более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого они способны чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений [12, с. 28].
Музыка - одно из самых сильных средств воздействия на любого ребенка. Дети с проблемами в интеллектуальном развитии также очень восприимчивы к музыке. Музыка, воздействуя на чувства, вызывает настолько глубокие эмоции, что влияет и притягивает к себе сильнее, чем любой вид деятельности. Это следует учитывать при обучении. Необходимо в первую очередь, развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать навыки восприятия музыки, которая сделает их жизнь ярче и богаче. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует.
Таким образом, учитывая уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности можно решить коррекционные задачи и достичь хороших результатов в музыкальном развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, что способствует гармоничной социализации ребенка, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.
Список литературы
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова.
М.: Просвещение, 1987. 95 с.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973. 173 с.
3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1995. 390 с.
4. Гаврилушкина О.П. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта в специальных дошкольных учреждениях. М.: Изд-во АПН, 1987. 37 с.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1983. 190 с.
6. Данилкина П.Н. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания, Ленинград, 1974.
7. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. М., 1985.
8. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. М.: Академия, 2002. 480 с.
9. Лазарева В.К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы. Дефектология, 1990. № 5. С. 28.
10. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. М.: Просвещение, 1990. 143 с.
11. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. М., 2002. 225 с.
12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с.
13. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева. Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.
14. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.
15. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др. Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
16. Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / под ред. Пузанова Б.П. М.: ВЛАДОС, 2011. 441 с.
17. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 176 с.
18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.
19. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.
ИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кондакова М.В.
Кондакова Марина Валерьевна - магистрант, кафедра дошкольного и специального образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: в статье анализируется опыт исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: речь, нарушение речи, общее недоразвитие речи, этапы становления речи, классификации нарушений речи.