Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТНАЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ УСПЕХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вадурина Елена Николаевна, Носова Наталья Валентиновна, Цатурян Марина Оганесовна

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению личностных детерминант готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Обобщены результаты эмпирического исследования, направленного на проверку предположения о возможных различиях в проявлении тревожности и направленности личности у студентов с различным уровнем готовности к осуществлению профессиональной деятельности как фактора, определяющего их личностный успех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вадурина Елена Николаевна, Носова Наталья Валентиновна, Цатурян Марина Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PERSONAL DETERMINANTS OF READINESS OF MODERN STUDENTS TO CARRY OUT PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article presents the results of a study devoted to the study of the personal determinants of the readiness of modern students to carry out professional activities. The results of an empirical study aimed at testing the assumption of possible differences in the manifestation of anxiety and personality orientation in students with different levels of readiness for professional activity as a factor determining their personal success are summarized.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Ильина Л.А. Состояние и проблемы развития детского отдыха на современном этапе // Научный вестник МГИИТ, 2010. - № 4. - С. 23-28.

7. Новодворцева М.Р. Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря // Теория и практика образования в современном мире: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: СатисЪ, 2014. -С. 211-213.

8. Оргина Е.В. Структура детского отдыха и основные показатели его развития // Вестник СГУТиКД. -2011. - № 2 (16). - С. 68-77.

9. Портнягина А.М., Ковальчук В.А. Детский оздоровительный лагерь - территория инклюзивного пространства // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: Мат-лы III Междунар. научно-практ. конфер. (г. Красноярск, 22 ноября 2019). - Красноярск: Сибирский гос. ун-т науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, 2019. - С. 96-99.

10. Потемкина Г.В. Условия и механизмы оптимизации процесса формирования коммуникативных умений у подростков во временном детском коллективе // Начальное образование на рубеже XXI века: основные тенденции развития: Тезисы докладов. - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. - С. 208-210.

11. Четвергова, Н.Е. Формирование готовности будущего учителя к работе в летнем детском лагере: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. - 206 с.

Психология

УДК 159.9

доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук Вадурина Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Цатурян Марина Оганесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению личностных детерминант готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Обобщены результаты эмпирического исследования, направленного на проверку предположения о возможных различиях в проявлении тревожности и направленности личности у студентов с различным уровнем готовности к осуществлению профессиональной деятельности как фактора, определяющего их личностный успех.

Ключевые слова: личностные детерминанты, готовность к профессиональной деятельности, тревожность личностная, направленность личности, личностный успех.

Annоtation. The article presents the results of a study devoted to the study of the personal determinants of the readiness of modern students to carry out professional activities. The results of an empirical study aimed at testing the assumption of possible differences in the manifestation of anxiety and personality orientation in students with different levels of readiness for professional activity as a factor determining their personal success are summarized.

Keywords: personal determinants, readiness for professional activity, personal anxiety, personality orientation, personal success.

Введение. Нестабильность экономической и социально-политической ситуации в современном обществе, активные, порой непредвиденные, изменения во всех сферах жизни человека требуют от него постоянного самоопределения, как личностного, так и профессионального.

Актуальность исследования определяется тем, что этап перехода от юношества к молодости является именно тем периодом в развитии индивида, когда ему необходимо определиться с выбором профессиональной деятельности после получения соответствующего образования, проанализировав свои личностные качества и ключевые возможности. Молодые люди, завершающие обучение в вузе и вступающие в полноценную профессиональную жизнь, зачастую демонстрируют отсутствие готовности к реализации практических задач в выбранной профессиональной сфере, что может быть обусловлено как внешними обстоятельствами, так и внутренними личностными детерминантами. В свою очередь, личностная неготовность к осуществлению осознанного профессионального выбора может оказывать прямое влияние на личностный успех в будущем.

Согласно Закону РФ «Об образовании» одной из стратегических задач общего образования является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. Следовательно, профессиональная осознанность может рассматриваться в качестве базы формирования определенной профессиональной готовности к осуществлению профессиональной деятельности в той или иной сфере. Однако, заканчивая обучение в вузе, не все выпускники имеют четкое осознание и понимание собственных профессиональных целей и ценностей, в недостаточной мере обладают способностью прогнозировать связь выбранной профессиональной сферы со своим личностным потенциалом.

Изучением готовности к выбору профессии занимались такие отечественные ученые, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, А.П. Чернявская и др. Особенности формирования направленности личности рассматривались следующими авторами: Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном и др. Исследователи подчеркивают, что формирование высокого уровня готовности человека к осуществлению профессиональной деятельности и осознания им своих личностных качеств на

этапе вступления в профессиональную деятельность, является фактором успешности дальнейшего профессионального пути [1].

Как следует из детального анализа литературы по заявленной проблеме исследования, изучению профессиональной направленности и самоопределению в профессиональной сфере в настоящее время уделяется особое внимание. Такие вопросы, как личностное развитие будущих специалистов и формирование их профессиональной позиции, остаются ключевыми в образовательной сфере. Обнаруженный факт можно объяснить постепенным вхождением будущего специалиста в мир профессии и поэтапным самоопределением в ней. В свою очередь, сформировавшаяся профессиональная позиция оказывает влияние на всю мировоззренческую сферу личности и определяет степень её успешности в будущем.

Начальный этап обучения в вузе достаточно часто связан со смутными представлениями о выбранном профессиональном пути, разрозненным характером имеющейся информации об осваиваемой профессии, диффузных ожиданиях тех или иных профессиональных требований.

Первое вполне реальное и адекватное знание о будущей профессии формируется не сразу, и только с течением времени, когда молодой человек начинает экстраполировать сформировавшееся знание на себя, появляются очертания профессиональной осознанности. Стоит отметить, что данный процесс достаточно тесно переплетён со спецификой становления эмоциональной сферы. Например, положительные эмоции могут в существенной мере повысить эффективность профессионального самоопределения и наоборот. Однако, с другой стороны, степень развитости профессиональной осознанности личности будет определять модальность, характер и направленность тех или иных эмоциональных состояний.

Размышляя над вопросом связи личностного успеха с уровнем профессиональной готовности, следует отметить, что актуализация собственного профессионального потенциала может рассматриваться как разворачивание некого жизненного замысла, сугубо персонального для отдельно взятой личности. В свою очередь, реализация подобного жизненного замысла может рассматриваться как внутренняя необходимость личности, и, безусловно, профессиональное самоопределение в данном случае будет играть ключевую роль.

Профессионально мобильные специалисты, с актуализированным комплексом разнообразных групп компетенций, являются основой совершенствования всех сфер жизни нашего общества. Неоспоримым фактом является то, что современный деловой и профессиональный мир остро нуждается в мобильных и гибких людях, грамотно принимающих самостоятельные решения, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.

Изложение основного материала статьи. Концептуальной основой данного исследования являются разработанные к настоящему времени в современной психологической науке теории профессионального становления специалиста. Эмпирическим инструментарием для реализации практических целей выступили методы стандартизированного письменного опроса, а также комплекс психодиагностических методов.

Анализ массива эмпирических данных позволяет говорить об отсутствии готовности молодежи к реализации себя в ранее выбранной профессиональной сфере. Изучение данного вопроса на базе Вологодского государственного университета позволило констатировать факт: уровень работающих по специальности студентов, только что окончивших вуз, составляет 63%, что находится в резонансе с актуальными социальными потребностями.

В связи с активно происходящими изменениями во всех сферах жизни и чрезвычайно быстро трансформирующимся техническим оснащением различных жизненных сторон, особый интерес вызывает изучение готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности на ранних этапах обучения в вузе, когда профессиональное самосознание отличается особой восприимчивостью, как к внешним, так и к внутренним воздействиям [2].

Кроме того, исследования доказывают, что выбор будущей трудовой деятельности переживается взрослеющим человеком как сильнейшая стрессогенная ситуация, что не может не влиять на субъективное ощущение успеха в целом. Важность такого решения - уже само по себе повод для дополнительной напряженности. Следовательно, если молодой человек в силу каких-то причин не готов к осуществлению трудовой деятельности в выбранной профессиональной сфере, то это может стать поводом для нарастания у него уровня тревожности. В современной культуре, как отмечают многие исследователи, наиболее патогенной становится эмоциональная сфера, поскольку под воздействием нестабильных социально-экономических факторов возрастает частота и интенсивность эмоциональных нагрузок на личность. Таким образом, тревожность все чаще становится устойчивым личностным образованием, одной из форм эмоционального неблагополучия, определяющего снижение субъективного ощущения личностной успешности.

Тревожность довольно часто рассматривается в различных литературных источниках, как «необоснованный страх», «необъяснимый страх». По многочисленным экспериментальным исследованиям становится очевидным факт, что тревожность деструктивно влияет на личность человека, дестабилизируя многие системы его рационального функционирования. При этом авторами рассматривается как ситуационная тревожность, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ответ на действие конкретных факторов, привязанных к определенным ситуациям, так и личностная тревожность, перманентно вплетающаяся в любое эмоциональное состояние человека.

Рассматривая возрастной контекст проблемы возникновения и проявления тревожности, следует отметить, что для каждого возрастного периода существуют свои сферы и аспекты жизни, вызывающие повышенное тревожное эмоциональное состояние. В нашем исследовании особый научный интерес представляет эпоха юности и молодости, когда доминирующее значение приобретает профессиональная сфера как возможный источник проявления повышенного стресса личности. Так, взрослеющая личность порой сомневается в правильности своего профессионального выбора, не видит альтернативных профессиональных путей, связывает возможные ошибки в уже совершенных шагах со всей будущей жизнью в целом. Следствием описанного явления моет стать нарастание тревоги как фактора, дезорганизующего профессиональное становление в выбранной сфере и снижающего субъективное ощущение успеха в жизни [3].

В свою очередь, совокупность эмоциональных переживаний личности с проявляющимся, преобладающим и доминирующим эмоциональным состоянием может быть описана как направленность личности [4].

В связи с вышесказанным, для нас представляется весьма важным понять - какие детерминанты обусловливают готовность современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной сфере. Ввиду невозможности рассматривать те или иные внешние причины отсутствия готовности как некую константу для научного анализа, мы обратились к исследованию именно личностных детерминант готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Так, нас интересует, какие личностные образования актуализируют либо, напротив, блокируют готовность к реализации себя в ранее выбранной на этапе профессиональной подготовки области.

Под личностными детерминантами понимается группа факторов, предопределяющих внешнее либо внутреннее проявление человека в той или иной сфере. В нашем исследовании интерес сконцентрирован вокруг внутренних детерминант личности, как возможных источников, актуализирующих тот или иной уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Теоретический анализ заявленной проблемы позволил установить существенную роль в формировании готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности таких личностных детерминант, как тревожность личности, а также общая направленность личности.

Итак, на основе вышесказанного нами была сформулирована цель исследовательской работы - изучение личностных детерминант готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере. Чрезвычайно важно понять, по каким личностным аспектам будут наблюдаться существенные различия между студентами, демонстрирующими готовность либо неготовность к действенной профессиональной реализации себя.

В качестве объекта исследования выступила личностная сфера современных студентов; предмет конкретизирован в особенностях проявления личностных детерминант, обусловливающих готовность современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: существуют личностные детерминанты, актуализирующие готовность современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности. В частности, низкий уровень тревожности и общая направленность личности на общество и решение общественно-полезных задач характерны для студентов, демонстрирующих большую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере.

С целью проверки выдвинутого предположения нами было организовано специальное эмпирическое исследование на базе Вологодского государственного университета, институт педагогики, психологии и физического воспитания. В исследовании принятии участие 60 человек - обучающиеся 3 курсов по различным направлениям подготовки - 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, 44.04.01 -Педагогическое образование (Образовательный менеджмент в гетерогенной организации), 44.03.01 -Педагогическое (начальное образование). Исследование проводилось в несколько этапов, каждый из которых был согласован с поставленными эмпирическими целями и задачами.

На первом этапе с целью определения степени готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере нами было проведено анкетирование при помощи специально сконструированной анкеты. Достоверность и надежность полученных анкетных данных достигалась путем соблюдения специальных требований к композиции анкеты, обеспечения соответствующих единообразных условий проведения опроса, а также путем повторного анкетирования студентов через определенный промежуток времени. Различия анкетных данных при исходном и повторном опросе находятся на допустимом статистическом уровне (не более 5%), следовательно, мы можем использовать полученные эмпирические материалы в решении последующих исследовательских задач.

Анализ данных опроса позволил нам условно выделить две группы студентов - «готовых к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере» (35%) и «не готовых к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере» (39%). В качестве ключевых вопросов, ответы на которые позволяли нам отнести респондента к той или иной группе, выступали такие, как: «Выразите своё намерение осуществлять профессиональную деятельность по специальности, соответствующей Вашему направлению подготовки»; «Кем Вы видите себя в профессиональном плане сразу после окончания вуза и получения диплома о высшем образовании»; «Укажите профессиональную сферу, которая является наиболее предпочтительной для Вас в плане последующего трудоустройства».

В случае упоминания специальностей выбранной профессиональной сферы при ответах на все три вопроса респондент определялся в группу «готовых к осуществлению профессиональной деятельности», в противоположной ситуации респондент маркировался как «не готовый». Промежуточный вариант - когда респондент указывал специальности выбранной профессиональной сферы при ответах только на некоторые из ключевых вопросов анкеты - рассматривался как проявление частичной готовности (26%). В соответствие с поставленной целью и выдвинутой гипотезой наш исследовательский интерес был сконцентрирован на двух крайних группах респондентов.

На втором этапе исследования нами была проведена диагностика, направленная на определение уровня тревожности, а также направленности личности в двух сформированных студенческих группах.

С целью определения уровня тревожности в группах студентов готовых и не готовых к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере нами была подобрана методика «Личностная шкала проявления тревоги» Тейлора Д. (адаптирована Т.А. Немчиным). Опросник предназначен для измерения уровня тревожности и предполагает выделение по результатам диагностики очень высокого, высокого, среднего, ниже среднего и низкого уровней тревожности.

Личностная направленность обучающихся изучалась нами при помощи методики «Личностная направленность» И.Д. Егорычевой. Данная методика используется для диагностики отношения личности к себе и к обществу. Положительное отношение выражается в принятии личностью себя и другого (общества) как целого, терпимом отношении к прошлому, в осознании значимости себя и другого как субъекта деятельности, общения, в удовлетворенности социальным статусом, внешним обликом, в вере в осуществимость поставленных целей. И.Д. Егорычева выделяет 4 направленности личности: гуманистическая, эгоцентрическая, социоцентрическая и негативистическая.

В целях получения обоснованных данных нами были применены методы математической статистики, валидные поставленным целям и задачам исследования. Ввиду неравной наполняемости групп нами был

использован непараметрический критерий U Манна-Уитни с целью сравнения двух независимых выборок по количественно измеренному признаку. Математико-статистическая обработка полученных диагностических данных при помощи статистической программы SPSS Statistics 21 позволила сформулировать следующие выводы.

В группе студентов, демонстрирующих готовность к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере, наблюдается более низкий уровень тревожности по сравнению с противоположной группой (р<0,05). Данный факт может быть связан с преемственностью изначального и последующего профессионального выбора молодого человека, с его уверенностью в том, что он выбрал соответствующее его индивидуальным особенностям профессиональное направление и последующим желанием реализовать себя в данной профессиональной сфере. Более высокий уровень тревожности в группе студентов, не готовых к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере, может детерминировать определенную неуверенность личности в себе, в своем выборе, в своих актуальных профессиональных интересах и возможностях.

Существенные различия между исследуемыми студенческими группами наблюдаются также по параметру «эгоцентрическая направленность» - в группе респондентов, демонстрирующих готовность к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере, данный показатель существенно ниже в (р<0,01). Общими чертами личности с низкими показателями по данной шкале являются повышенная ориентация на общение, высокая степень социальной адаптации в сфере взаимоотношений. Наличие высоких показателей по данному фактору в первой группе обследуемых может быть во многом связано с тенденцией к соответствию социальным ожиданиям и нацеленностью «оправдать» ожидания общества в отношении последующих профессиональных действий.

Высокие значения по данному параметру в противоположной группе респондентов инициируют такие качества, как безразличие и равнодушие к общественному мнению, что в последующем может отразиться на отсутствии готовности молодого человека к осуществлению профессиональной деятельности, подготовка по которой осуществлялась образовательным сообществом достаточный период времени.

По остальным исследуемым факторам направленности личности значимых различий не обнаружено.

Выводы. Таким образом, специально организованное и проведенное эмпирическое исследование позволило нам выделить личностные детерминанты готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной профессиональной сфере. В качестве подобных детерминант нами рассматриваются низкий уровень тревожности человека, обуславливающий уверенность в своих профессиональных действиях, а также социоцентрическая направленность личности, связанная с ориентацией на общественное мнение и желание соответствовать общественным ожиданиям, в том числе ожиданиям «значимых других».

Полученные эмпирические данные могут быть использованы в рамках составления специальных программ, направленных на реализацию комплексного подхода в работе с современной молодежью в профориентационном контексте.

Данное исследование может быть продолжено в контексте выделения дополнительных личностных детерминант, актуализирующих готовность современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности в тех или иных сферах. На основе полученных результатов возможна разработка специального психолого-педагогического программного комплекса, ориентированного на формирование, развитие и усиление профессиональной осознанности как важнейшего фактора, детерминирующего успех личности в будущем.

Литература:

1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение / Н.С. Пряжников. - Москва: Академия, 2008. - 320 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Е.А Климов. - Москва: Академия, 2010. - 304 с.

3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - Москва: Академический проект, 2006. - 186 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 395 с.

Психология

УДК 159.9

доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук Вадурина Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Носова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье представлен опыт работы по актуализации рабочей программы по дисциплине за счет внедрения цифровых технологий. На примере конкретных тем курса показано, как логически выстроена работа по формированию у студентов готовности осуществлять профессиональную деятельность в дистанционном формате и с использованием онлайн-ресурсов.

Ключевые слова: дистанционное сопровождение, онлайн-ресурсы, рабочая программа, цифровые компетенции, цифровые технологии.

Annоtation. The article presents the experience of updating the work program in the discipline through the introduction of digital technologies. Using the example of specific topics of the course, it is shown how the work on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.