Научная статья на тему 'Личностные особенности профессионально-успешных сотрудников УИС'

Личностные особенности профессионально-успешных сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
739
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОТРУДНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL SUCCESS / PERSONAL CHARACTERISTICS / PERSONAL DETERMINANTS OF EMPLOYEES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Ольга Сергеевна

Статья посвящена описанию исследования личностных качеств, характерных профессионально-успешным сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Профессионально-успешными условно называются сотрудники, на достаточно высоком уровне осуществляющие свою профессиональную деятельность, достигающих высоких результатов, и стремящихся к профессиональному росту и развитию. Представленные результаты позволяют сравнить группы сотрудников, профессионально-успешных, и не являющихся таковыми, по факту выраженности у их личностных особенностей, детерминирующих эффективность деятельности с точки зрения личностного подхода. Полученные результаты могут быть использованы при отборе кандидатов, перемещении по службе, работе с резервом кадров на выдвижение в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матвеева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONALLY SUCCESSFUL EMPLOYEES UIS

The article is devoted to the description of the study of personal qualities characteristic of professionally successful employees of the penal system. Professionally successful conventionally called staff, at a high enough level carrying out their professional activities, reaching high results, and striving for professional growth and development. The presented results allow us to compare groups of employees, professionally successful, and not so, in fact the severity of their personal characteristics, determining the effectiveness of activities in terms of personal approach. The results can be used in the selection of candidates, the movement of the service, work with the reserve of personnel for promotion in the penal system.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности профессионально-успешных сотрудников УИС»

9. Маркелова Т.В., Бурова Е.А., Кащеева А.В. Сформированность психологических компонентов духовности в зависимости от типа выбранной профессии // Проблемы современного педагогического образования Серия: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. -Ч.5. - С. 293-302

10. Пономоренко В.А. Психология духовности профессионала. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

12. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. -Волгоград: Изд-во ВолГУ., 2003. - 256 с.

13. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. - Санкт-Петербург: Наука, 1995. - 655 с.

Психология

УДК:159.9

преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России (г. Вологда) ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УСПЕШНЫХ СОТРУДНИКОВ УИС

Аннотация. Статья посвящена описанию исследования личностных качеств, характерных профессионально-успешным сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Профессионально-успешными условно называются сотрудники, на достаточно высоком уровне осуществляющие свою профессиональную деятельность, достигающих высоких результатов, и стремящихся к профессиональному росту и развитию. Представленные результаты позволяют сравнить группы сотрудников, профессионально-успешных, и не являющихся таковыми, по факту выраженности у их личностных особенностей, детерминирующих эффективность деятельности с точки зрения личностного подхода. Полученные результаты могут быть использованы при отборе кандидатов, перемещении по службе, работе с резервом кадров на выдвижение в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: профессиональная успешность, личностные особенности, личностные детерминанты сотрудников, профессиональная компетентность, психологическая компетентность.

Annotation. The article is devoted to the description of the study of personal qualities characteristic of professionally successful employees of the penal system. Professionally successful conventionally called staff, at a high enough level carrying out their professional activities, reaching high results, and striving for professional growth and development. The presented results allow us to compare groups of employees, professionally successful, and not so, in fact the severity of their personal characteristics, determining the effectiveness of activities in terms of personal approach. The results can be used in the selection of candidates, the movement of the service, work with the reserve of personnel for promotion in the penal system.

Keywords: professional success, personal characteristics, personal determinants of employees, professional competence, psychological competence.

Введение. Изменение социально-экономической ситуации в обществе и правовых подходов к исполнению уголовного наказания повлекли за собой появление новых, более высоких требований к личности и профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений. Произошедшие в период реформирования отмена многих социальных льгот для сотрудников и организационно-штатная перестройка структуры УИС вызвали отток опытных, квалифицированных, но еще вполне трудоспособных кадров, произошло значительное омоложение личного состава, поэтому в данный момент проблема профессиональной успешности сотрудников, формирования необходимых профессионально-важных качеств личности является актуальной.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность в системе исполнения уголовных наказаний предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний».

Изучение категории «профессиональная успешность» и личностные детерминанты сотрудников УИС, ее детерминирующие, позволит решить проблему эффективного подбора кадров на службу, отбор сотрудников в резерв, а также при назначении на вышестоящие должности.

Проведенные ранее исследования свидетельствуют о том, что в числе профессионально значимых качеств сотрудников УИС отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных. Установлено, что усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания о том, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получивших общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации4.

4 Даниличева Т. П. Личностные особенности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор успешного профессионального развития. // Психологические проблемы личности. — Шуя: Изд-во «Весть», 2013. — С. 25.

Выделяют такие психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов: государственный и политический характер деятельности; ее правовую регламентацию; противодействие заинтересованных лиц; наличие властных полномочий; необходимость сохранения служебной тайны; своеобразное сочетание коллегиальных и индивидуальных начал; высокую ответственность за принимаемые решения. Исследование закономерностей, условий и факторов личностно-профессионального развития должно базироваться также на всестороннем изучении самого объекта -личности сотрудника.

Личностно-деловые качества - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики сотрудника, которые оказывают значительное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому их часто называют психологически профессионально-важными. Это весьма сложные в психологическом отношении образования, зависящие от индивидуальных особенностей личности, ее характера, направленности, способностей и др.

Исследователями обращается особое внимание на то, в профессиональной деятельности сотрудника исправительных учреждений значительная роль отводится дисциплинированному поведению, зависящему от направленности личности, особенностей характера, темперамента, способностей работника.

Ввиду постоянной экстремальности деятельности, а иногда и ее повышения до «аварийных» пределов, огромная роль в успешном решении профессиональных задач принадлежит таким качествам, как длительная работоспособность, психическая выносливость, способность к длительному сосредоточению, переключаемость, быстрая ориентировка в новых условиях, «помехоустойчивость» (способность работать при действии посторонних раздражителей) и некоторые другие. Одним из решающих факторов успешной деятельности является организованность, она включает в себя ряд психологических компонентов: выдержку, уверенность в себе, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность5.

Структура профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений включает:

• практическую (специальную) компетентность как высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

• социальную компетентность, которая подразумевает способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;

• психологическую компетентность как понимание того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;

• информационную компетентность - владение новыми инновационными информационными технологиями;

• коммуникативную компетентность, которая предполагает знание иностранных языков, высокий уровень культуры речиб.

В целях изучения личности профессионально успешных сотрудников УИС нами было проведено эмпирическое исследование. Критерием деления выборки стала условная категория «профессиональная успешность», определяемая нами в процессе экспертной оценки испытуемых и анализа их личного дела. Так, экспериментальную группу нами были отобраны респонденты, имеющие поощрения и награды, не имеющие дисциплинарных взысканий и оцениваемые своими коллегами и руководством учреждения как «сотрудник, стремящийся к профессиональному росту и развитию», «грамотный, знающий сотрудник», «профессионал». В качестве контрольной группы выступили сотрудники, условно названные нами «менее профессионально успешными» - не имеющие поощрений и (или) имеющие не более одного дисциплинарного взыскания за прошедший год.

Изучив и сравнив значения, полученные нами при помощи личностного опросника Кеттелла, нами была составлена таблица, в которой отражены значимые различия между экспериментальной и контрольной группой, полученные с помощью критерия Манна-Уитни.

5 Лебедев В.В. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников ИТУ // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел (По материалам научно-практической конференции) / Ред. кол. Л. М. Колодкин и др.М., 2013. - С. 77.

6 Коческова З.Х., Машекуашева М.Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности // современные наукоемкие технологии, 2014. - № 4. - С.167.

Значения критерия Манна-Уитни, определяющие значимость различий между экспериментальной и контрольной группами по факторам теста Кеттелла

Фактор Экспериментальная группа (среднее значение) Контрольная группа (среднее значение) иЭмп Значимость различий

А 6,9 3,3 0 р<0,01

В 7 6,7 154 -

С 7,6 3,8 5,5 р<0,01

Е 5,4 4,9 143 -

F 6,6 3,7 15,5 р<0,01

G 7,1 4,1 5 р<0,01

Н 5,1 4,4 149 -

I 4,9 4,8 151 -

L 3,6 6,8 14 р<0,01

М 5,2 4,9 144 -

N 4,6 5 157 -

О 3,7 4,7 98,5 р<0,01

Q1 7,1 3,9 49,5 р<0,01

Q2 4,3 4,3 165 -

Q3 3,9 4,6 175 -

Q4 5 4,2 164 -

В таблице 1 видно, что выявлены статистически значимые различий между группами успешных и неуспешных сотрудников исправительных учреждений по фактору А (Ц3мп=0, р<0,01), по фактору С (иЭмп=5.5, р<0,01), по фактору F (иЭмп=15.5, р<0,01), по фактору G (иЭмп=5, р<0,01), по фактору L (иЭмп=14, р<0,01), по фактору О (иЭмп=98.5, р<0,01), по фактору Q1 (иЭмп=49.5, р<0,01).

Таким образом, можно выделить следующие личностные особенности успешных сотрудников исправительных учреждений. Они отличаются легкостью в общении, эмоциональностью, открытостью, гибкостью, адаптивностью, более успешны и удовлетворены в тех профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Они любят работать с людьми, легко приспосабливаются к распорядку других, а не требуют, чтобы те приспосабливались к ним.

У успешных сотрудников хороший интеллект, высокая способность к обучаемости, выраженная настойчивость при достижении цели. Они обладают эмоциональной устойчивостью, реалистичны в отношении к жизни, умеют держать себя в руках, эмоционально зрелые, хорошо приспособляемые, способны достигать своих личных целей без особых трудностей, смело смотрят в лицо фактам, хорошо осознают требования действительности, но не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков и не поддаются случайным колебаниям настроения, способны выражать свою эмоциональную энергию по интегрированным, а не по импульсивным каналам.

Успешные сотрудники жизнерадостны, общительны, бодры, энергичны, подвижны. Они действуют смело, являются лидерами, обладают самостоятельностью и требуют ее от других, отличаются развитым чувством ответственности, обязательны, добросовестны, обладают высокой моральностью, зрелостью, настойчивостью, дисциплинированностью, аккуратны в делах, любят порядок, не нарушают правил, даже если они кажутся им пустой формальностью, обладают хорошим самоконтролем.

Они достаточно бескорыстны, покладисты, уступчивы, проявляют терпимость, оптимистичны, уживчивы в коллективе, веселы, заботятся о своих товарищах, независтливы и не стремятся к конкуренции. Нечувствительны к порицаниям, достаточно смелы, активны, легко переживают жизненные неудачи, верят в себя, не склонны к страхам, самоупрекам и раскаиванию, проявляют гибкость в общении, имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными, обладают критичным мышлением и никакую информацию не принимают на веру. Они спокойно воспринимают неустоявшиеся взгляды и идеи, терпимы к противоречиям, доверяют логике, а не чувствам.

Далее представим и опишем результаты, полученные при помощи проективно методики «Дом. Дерево. Человек» в обеих группах.

В группе успешных сотрудников не выражены симптомокомплексы теста ДДЧ. Рисунки сотрудников данной группы расположены большей частью в центре листа, отсутствуют штриховки, стирания, линии четкие, без нажима, непрерывистые.

Изображения характеризуются пропорциональностью, завершенностью, непротиворечивостью рисунков и высказываний. Можно говорить о том, что сотрудники исправительных учреждений характеризуются отсутствием тревожности, доверием к себе, доброжелательностью, легкостью в общении.

В группе неуспешных сотрудников исправительных учреждений выражен симптомокомплекс тревожности (ограничение пространства, штриховка, многочисленные стирания и др.), враждебность (отсутствие окон, агрессивная позиция человека, оскал на лице, очень маленькая дверь у дома, дерево нарисовано с краю листа и др.), конфликтность (ограничение пространства, перерисовывание объекта, несоответствие качества рисунков, отсутствие трубы на крыше и др.), трудности общения (дверь без ручки, отсутствие окон, отсутствие деталей лица, руки в оборонительной позиции, очень маленькая дверь), депрессивность (помещение рисунка в самый низ листа, очень маленький размер рисунка, линия, слабеющая в процессе рисования).

Далее мы изучили существование статистически значимых различий в группах испытуемых по выраженности симптомокомплексов теста ДДЧ с использованием критерия Манна- Уитни.

Анализ значимых различий, полученных по методике «ДДЧ» между экспериментальной и

контрольной группами

Симптомокомплекс Экспериментальная группа (среднее значение) Контрольная группа (среднее значение) иЭмп Уровень значимости

1 .Незащищенность 1,25 0,7 77 р<0,01

2.Тревожность 0,4 1,9 142 -

З.Недоверие к себе 0,9 1,2 154 -

4.Чувство неполноценности 0,5 0,9 165 -

5.Враждебность 0,35 2,05 37,5 р<0,01

б.Конфликтность 0,35 2 40,5 р<0,01

7.Трудности общения 0,4 1,9 38 р<0,01

8. Депрессивность 0,45 0,55 149 -

Как видно из таблицы 2, были выявлены статистически значимые различий между экспериментальной и контрольной группами по следующим параметрам: тревожность (иЭмп =77, р<0,01), враждебность (иЭмп =37.5, р<0,01), конфликтность (иЭмп =40.5, р<0,01), трудности общения (иЭмп =38, р<0,01). Таким образом, можно утверждать, что успешные сотрудники исправительных учреждений отличаются низким уровнем тревожности, доброжелательностью, неконфликтностью и легкостью в общении.

Выводы. Подводя итог описанному выше, можно выделить следующие характерные личностные особенности профессионально-успешных сотрудников УИС: легкость в общении, эмоциональность, открытость, гибкость, адаптивность, у них хороший интеллект, высокая способность к обучаемости, выраженная настойчивость при достижении цели. Они обладают эмоциональной устойчивостью, реалистичны в отношении к жизни, жизнерадостны, общительны, бодры, энергичны, подвижны. Действуют смело, являются лидерами, обладают самостоятельностью и требуют ее от других, отличаются развитым чувством ответственности, обязательны, добросовестны, обладают высокой моральностью, зрелостью, настойчивостью, дисциплинированностью, аккуратны в делах, любят порядок, не нарушают правил, даже если они кажутся им пустой формальностью, обладают хорошим самоконтролем. Они достаточно бескорыстны, покладисты, уступчивы, проявляют терпимость, оптимистичны, уживчивы в коллективе, веселы, заботятся о своих товарищах, независтливы и не стремятся к конкуренции. Нечувствительны к порицаниям, достаточно смелы, активны, легко переживают жизненные неудачи, верят в себя, не склонны к страхам, самоупрекам и раскаиванию, проявляют гибкость в общении, имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными, обладают критичным мышлением. Они спокойно воспринимают неустоявшиеся взгляды и идеи, терпимы к противоречиям, доверяют логике, а не чувствам.

Указанные выше личностные черты позволяют уверенно прогнозировать эффективность осуществляемой сотрудниками профессиональной деятельности, способствуя повышению эффективности деятельности всей системы исполнения уголовных наказаний.

Литература:

1. Даниличева Т.П. Личностные особенности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор успешного профессионального развития. // Психологические проблемы личности. - Шуя: Весть, 2013.

2. Коческова З.Х., Машекуашева М.Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии - 2014. -№ 4. - С. 167.

3. Лебедев В.В. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников ИТУ // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел (материалы научно-практической конференции) / под ред. кол. Л.М. Колодкин и др. - М., 2013.

Психология

УДК 159. 962

доцент Огуречников Денис Георгиевич

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); старший преподаватель Еремеев Вячеслав Юрьевич ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); магистрант Третьякова Яна Андреевна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлен анализ взаимосвязи между стилем семейного воспитания и проявлением агрессивного поведения в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе МОБУ Гимназия №3 г. Мелеуз. В исследовании приняли участие 50 учеников 10 класса в возрасте 15-17 лет и один из родителей.

Ключевые слова: агрессивное поведение, индекс враждебности, индекс агрессивности, стили семейного воспитания.

Annotation. The article presents an analysis of the relationship between the style of family education and the manifestation of aggressive behavior in adolescence. The study was conducted on the basis of MOBU Gymnasium №3 in Meleuz. The study involved 50 students of the 10th grade aged 15-17 years and one of the parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.