Научная статья на тему 'Гендерная специфика профессионально важных качеств сотрудников ИУ, состоящих в резерве'

Гендерная специфика профессионально важных качеств сотрудников ИУ, состоящих в резерве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РЕЗЕРВ КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PERSONAL CHARACTERISTICS / PERSONNEL RESERVE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Ольга Сергеевна

Статья посвящена описанию исследования профессионально важных качеств сотрудников исправительных учреждений, состоящих в резерве кадров. Полученные результаты могут быть использованы при работе с резервом кадров на выдвижение в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER SPECIFICITY OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF YIWU, CONSISTING OF THE RESERVE

The article is devoted to the description of research of professionally important qualities of the staff of the correctional institutions consisting in a reserve of shots. The results can be used to work with the reserve of personnel for promotion in the penal system.

Текст научной работы на тему «Гендерная специфика профессионально важных качеств сотрудников ИУ, состоящих в резерве»

Литература:

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 81 с.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 337 с.

Психология

УДК:159.9

преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования (г. Вологда)

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ИУ,

СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ

Аннотация. Статья посвящена описанию исследования профессионально важных качеств сотрудников исправительных учреждений, состоящих в резерве кадров. Полученные результаты могут быть использованы при работе с резервом кадров на выдвижение в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: профессионально важные качества, личностные особенности, резерв кадров, профессиональная компетентность.

Annotation. The article is devoted to the description of research of professionally important qualities of the staff of the correctional institutions consisting in a reserve of shots. The results can be used to work with the reserve of personnel for promotion in the penal system.

Keywords: professionally important qualities, personal characteristics, personnel reserve, professional competence

Введение. В настоящее время большое внимание уделяется изучению профессионально важных качеств людей различных профессий. При изучении данных качеств, в первую очередь, необходимо опираться на специфическое содержание профессиональной деятельности, обусловленное должностью, типом учреждения, стажем работы, обслуживаемыми клиентами и т.д. Знание профессионально важных качеств, необходимых для той или иной категории сотрудников, в том числе сотрудников исправительных учреждений, имеет огромное практическое значение, так как позволяет эффективно проводить кадровый отбор с целью укомплектования должностей наиболее подходящими кандидатами.

Особое внимание при подборе кадров в уголовно-исполнительной системе уделяется профессионально важным качествам сотрудников ФСИН. По требованиям, которые нашли свое отражение в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, работники ведомства должны: хорошо относиться к осужденным; соблюдать права лиц, отбывающих наказание; с уважением относиться к традициям представителей других национальностей; содействовать борьбе с коррупцией и т.д. В соответствии с этим, сотрудник уголовно-исполнительной системы, должен быть примером для коллег и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Основными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, так же являются: коммуникабельность и умение находить выход из трудных жизненных ситуаций или обстоятельств, организовывать себя и коллег по работе и т.д.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная пригодность сотрудников УИС определяется не только уровнем знаний, умений и навыков, но и наличием определенных профессионально важных качеств. Причем именно им придается центральное значение в структуре личности специалиста1.

Профессионально важные качества - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения2. Они представляют собой отдельные черты личности и выражаются уровнем развития соответствующих психических процессов, физическими качествами и способностями. На современном этапе активно проводятся исследования, основанные на принципе индивидуального подхода к пониманию проблемы профессионально важных качеств сотрудников, поддающихся тренировке и подвергающихся коррекции.

Некоторые исследования показывают, что профессионально важные качества не предопределены, но в тоже время систематичны. Эта система может не совпадать по структуре, составу, степени выраженности или включенности разных качеств в процесс решения профессиональной задачи. Взаимная компенсация индивидуальных черт характера обусловливает определенные возможности адаптации к требованиям какой-либо профессии, а недостаточное развитие некоторых профессионально важных качеств может повлиять на профессиональную пригодность, а также выдвижение в резерв.

По мнению Е.П. Ермолаевой, профессионально важные качества - это психологический потенциал для формирования знаний, умений и навыков, а последние, в свою очередь, являются необходимым условием и ресурсом для формирования профессиональной компетентностиЗ.

Особым компонентом профессиональной компетентности выступает социальная, коммуникативная, организационная компетентность, так как деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы во

1 См.: Коданева М.С. Профессионально важные качества сотрудников УИС как условия формирования их профессиональной компетентности // Вестник Института: Преступление, наказание, исправление. Издательство: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (Вологда), 2013 г. № 12. С. 44-49.

2 См.: Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2016. С. 154.

3 См.: Коданева М.С. Профессионально важные качества сотрудников УИС как условия формирования их профессиональной компетентности. // Вестник Института: Преступление, наказание, исправление. 2013.

№ 12. С. 45.

многом тесно связана с общением, в связи с этим коммуникативная составляющая определяет ее эффективность.

Для развития коммуникативной компетентности важное место занимает - саморефлексия, представляющая собой способность человека сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия.

С целью достижения долговременных результатов, таких как завоевание авторитета, призыв к взаимодействию и сотрудничеству, умение повести сотрудников за собой и т.д., а также владение конкретными приемами привлечения внимания, установления и поддержания контактов, влияния на эмоциональное состояние партнера является важным умением определения стратегии и тактики общения.

Способность к самоконтролю предполагает оптимальное личностно-профессиональное развитие специалиста. Самоконтроль можно рассматривать не только как один из факторов успешности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Под ним понимается осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, соответственно, он предполагает способность человека владеть собой в различных ситуациях.

Проведенный теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о проблемности изучения профессионально важных качеств, касающихся эффективного взаимодействия сотрудниками, налаживания ими связей деловых контактов, умения общаться, а также организовывать свою деятельность и деятельность других людей и т.д.

Таким образом, проблематикой нашего исследования явилось изучение организационных, коммуникативных, волевых навыков сотрудников, их нервно-психической устойчивости, эмоциональной зрелости, направленности на взаимодействие и др.

Работа с резервом кадров на выдвижение в уголовно-исполнительной системе - одно из актуальных направлений в работе с сотрудниками, в связи с тем, что продвижение по карьерной лестнице личного состава, его мотивация, выбор более эффективных сотрудников обладающих всеми необходимыми качествами, является самым сложным кадровым направлением. Именно поэтому мы провели исследование направленное на выявление профессионально важных качеств, которыми должны обладать резервисты.

Исходя из изложенного выше, целью нашего исследования явилось изучение гендерных различий профессионально важных качеств сотрудников исправительных учреждений, состоящих в резерве кадров на выдвижение.

Основу проведенного нами эмпирического исследования на базе ФКУ ИК-1 и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Вологодской области (женские колонии), ФКУ ИК-17 и ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области (мужские колонии) составили следующие методики: Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз 2» В.Ю Рыбникова; тест эмоционального интеллекта Н. Холла; методика «Ориентационная анкета» Б. Басса; опросник волевого самоконтроля А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана; опросник изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина; а также тест «Коммуникативная социальная компетентность» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Т.М. Мануйлова.

Выборку составили 30 мужчин (первая экспериментальная группа) и 30 женщин (вторая экспериментальная группа), являющихся сотрудниками исправительных учреждений, проходящие службу на должностях в отделе безопасности и отделе охраны, а также состоящие в резерве кадров на выдвижение.

В ходе исследования были получены следующие результаты: женщины в наибольшей степени, чем мужчины обладают эмпатией, у них более выражен эмоциональный интеллект, чем у мужчин, менее выражена агрессивность. У женщин в большей степени преобладает склонность к общению, налаживанию отношений внутри коллектива, ориентированности на взаимодействие, как внутри учреждения, так и за его пределами. У мужчин более выражена направленность на себя, соперничество, агрессивность, раздражительность, они менее эмпатичны, не склонны к взаимодействию внутри коллектива. А также выявлен более высокий уровень нервно-психической устойчивости у сотрудников мужчин, чем у женщин. Это позволяет им занимать должности, которые требуют повышенной стрессоустойчивости, тогда как женщины находятся в группе риска нервно-психического срыва.

По результатам проведенных исследований, у сотрудников-мужчин наиболее выражены показатели по «шкале настойчивости» 87,1 %. Это может быть связано с тем, что мужчины менее чувствительны к факторам внешней среды, влияющих на их поведение, эмоции и чувства. Они способны в критической ситуации сохранять высокую степень устойчивости к неблагоприятным условиям службы. Показатель по шкале «самообладание» также находится на высоком уровне 67,8 %, что говорит о том, что у сотрудников-мужчин высокий уровень развития волевых процессов, благодаря которым осуществляется контроль над своими эмоциями и поведением, не позволяющий в кризисных ситуациях совершать необдуманные поступки и принимать необдуманные решения. У 87,1% респондентов в группе был выявлен высокий уровень волевого самоконтроля.

У сотрудников-женщин так же был выявлен высокий уровень волевого самоконтроля по шкале «самообладание» - 85,5%. По шкале «общего самоконтроля» статистически значимых различий выявлено не было, т.к. Р (Т) > 0,05. Таким образом, мужчины и женщины сотрудники УИС , состоящие в резерве кадров на выдвижение являются эмоционально зрелыми личностями, активными, независимыми, самостоятельными. Им свойственно спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они способны контролировать свои поступки, а также обладают выраженной социально-позитивной направленностью.

Показатели коммуникативных способностей у респондентов мужчин, состоящих в резерве кадров на выдвижение имеют оценку 4,2; организаторских склонностей - 4,0. В группе сотрудников-женщин, состоящих в резерве кадров на выдвижение, показатели коммуникативных склонностей имеют оценку 6,4; организаторских склонностей - 3,9.

Отсюда следует, что сотрудники-мужчины и сотрудники - женщины имеют уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей выше среднего, характеризуются стремлением к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, проявляют инициативу в общении, планируют свою работу, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации.

Высокий уровень нервно-психической устойчивости среди респондентов мужского пола имеют 68%, среди женщин-сотрудников высокий уровень нервно-психической устойчивости имеют 57 % опрошенных.

Средний уровень нервно-психической устойчивости показали 17,1% опрошенных мужчин и 24,8% опрошенных женщин, сотрудников УИС. В целом, исходя из средних значений, и в группе сотрудников-мужчин и сотрудников-женщин, состоящих в резерве кадров на выдвижение, выявлен достаточно высокий уровень нервно-психической устойчивости.

У 13 % женщин и 33 % мужчин выявлена направленность на себя. Это говорит о том, что такие люди ориентированы на прямое вознаграждение. Они берутся за дело тогда, когда им это выгодно, так как в работе видят чаще всего возможность удовлетворить собственные притязания. Люди с направленностью на себя постоянно стремятся к подтверждению своего личного первенства и престижа.

У 20 % испытуемых женщин и 13% мужчин ведущей направленностью является направленность на взаимодействие. Такие сотрудники чаще всего ориентированы на совместную коллективную деятельность и общение с людьми. Их поступки определяются повышенной потребностью в общении и социальному одобрению со стороны других людей. По своей натуре данные сотрудники являются конформистами, так как часто согласовывают свои действия и поступки с окружающими их сотрудниками, коллегами, непосредственным руководством и т.д.

Следовательно, ведущей направленностью в профессиональной деятельности сотрудников УИС, состоящих в резерве кадров на выдвижение, является направленность на решение поставленных задач, решение конкретных действий.

Анализ значений, полученных по шкалам «Направленность на себя» и «Направленность на общение» позволяет сделать вывод, что у женщин выше направленность на взаимодействие, чем у мужчин. Женщины, работающие в уголовно-исполнительной системе, перенимая мужской стиль поведения, так же как и мужчины ориентированы открыты к общению и решению деловых задач. Для них характерно деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела свое мнение, свойственна ориентация на совместную деятельность, потребность в эмоциональном одобрении, а также зависимость от коллектива, но в тоже время сотрудники-женщины более склонны к соперничеству, чем сотрудники-мужчины.

Таким образом, мы видим, что среднее значение по критерию «Направленность на общение» в группе сотрудников-женщин составило 21; в группе мужчин 14,6. Уровень статистической значимости различий по Т-критерию Стьюдента Р (Т) = 0,05. Это дает нам основание предполагать, что различия, выявленные в двух группах, статистически значимы.

Выводы. Эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что и мужчин и женщин можно выдвигать на руководящие должности, так как, и у тех и у других почти в равной степени выражена направленность на дело и решение поставленных задач. Женщины наравне с мужчинами могут в полной мере выполнять работу руководителя. Они заинтересованы в решении деловых проблем и задач, выполнении своей работы, как можно лучше. Женщины -сотрудники ориентированы на деловое сотрудничество, способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. В тоже время у мужчин выявлен более высокий уровень нервно-психической устойчивости, чем у женщин и большая эмоциональная отходчивость. Это может позволить им занимать должности, которые требуют повышенной стрессоустойчивости, тогда как женщины в данном случае будут находиться в группе риска нервно-психического срыва.

Исходя из изложенного выше, можно сформулировать следующие рекомендации:

- в целях профилактики эмоционального выгорания, профессиональной или должностной деформации, повышения нервно-психической устойчивости необходимо осуществлять на начальном этапе психологическое сопровождение, сотрудников, состоящих в резерве кадров на выдвижение;

- необходимо обратить внимание на восстановление и развитие коммуникативных способностей у сотрудников-мужчин, состоящих в резерве кадров на выдвижение в ИУ, что поможет им легче справляться с управленческой и организаторской деятельностью среди подчиненных, так как они по роду их деятельности должны быть ориентированы в большей степени на общение и взаимодействие с сотрудниками;

- в связи с тем, что сотрудники мужского пола более ориентированы на карьерный рост, а в связи с этим чаще всего склонны к соперничеству, проявлению агрессии, то следует с осторожностью выдвигать данных сотрудников на должности в ИУ, на которых они смогут неконтролируемо проявлять отрицательные качества, поэтому им необходимо постоянное психологическое сопровождение направленное на профилактику агрессивности, раздражительности и тревожности.

Литература:

1. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб., 2015. - 408 с.

2. Коданева М.С. Профессионально важные качества сотрудников УИС как условия формирования их профессиональной компетентности // Вестник Института: Преступление, наказание, исправление. 2013. № 12. С. 44-49.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 2014. 240 с.

4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2016. С. 154.

5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gpa.cfuv.ru/cours. - (дата обращения: 12.04.2019).

Психология

УДК 159.9:37.015.3(15.81.21)

кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат философских наук, доцент Завьялова Людмила Павловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы самоопределения личности в философии и психологии. Представлены результаты исследования ценностного самоопределения студентов вуза. Статистически обосновано, что студенты, затрудняющиеся определить ценностный смысл жизни, испытывают трудности личностного и профессионального самоопределения.

Ключевые слова: ценностное самоопределение, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, смысложизненные ориентации, карьерные ориентации, студенты вуза.

Annotation. The relevance of a problem of self-determination of the personality is proved in philosophy and psychology. Results of a research of valuable self-determination of students of higher education institution are presented. It is statistically proved that the students who are finding it difficult to define valuable meaning of life experience difficulties of personal and professional self-determination.

Keywords: valuable self-determination, personal self-determination, professional self-determination, smyslozhiznenny orientations, career orientations, students of higher education institution.

Введение. В современном динамично изменяющемся обществе, характеризующемся наличием плюрализма ценностей, человек постоянно встает перед необходимостью выбора, определяя свою позицию при решении проблем разного характера. Большое значение для осуществления осознанного выбора имеет ценностное самоопределение личности, сущность которого заключается в построении системы индивидуально значимых ценностей на основе отбора из системы социальных норм, идеалов, ценностей-целей, ценностей-средств. Сформированная система индивидуально значимых ценностей позволяет человеку не только определиться с мотивами и целями своей деятельности, но и прогнозировать индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития.

Проблема самоопределения личности является одной из центральных во многих гуманитарных науках (философии, социологии, психологии, педагогике) и потому имеет междисциплинарный характер.

На протяжении долгого периода развития философии практически в каждом философском учении проблема самоопределения личности рассматривались в контексте вопросов о сущности и природе человека, о смысле его жизни, о свободе воли и ее границах, о сущности сознания, о взаимоотношении человека и общества и многих других. Можно заключить, что в самом широком философском понимании проблема самоопределения личности связана с проблемой формирования мировоззрения человека, его системы взглядов на окружающий мир и свое место в этом мире. Для одних людей вопросы о смысле своего существования, своего предназначения, самоопределения в системе социокультурных ценностей и идеалов долгое время могут сохранять экзистенциальный характер, затрудняя выбор в конкретной жизненной ситуации. Для других — ответы на эти вопросы помогают осуществить выбор профессии (профессиональное самоопределение), осознать свою гражданскую позицию, определиться в ценностных аспектах этнического, религиозного, нравственного самосознания.

В контексте самоопределения личности одной из ключевых проблем, поставленных в философии, является проблема определения степени свободы, которую имеет человек в ситуации выбора. Рассмотрев ключевые позиции, противоречия, сильные и слабые стороны философских подходов к понятию и самому явлению самоопределения, Д.Л. Григоренко приходит к выводу, что самоопределение не возникает только изнутри и не детерминировано исключительно извне, а является результатом соотнесения «я» с миром, то есть — это диалектическое взаимодействие внутреннего «я» с внешним миром [5, с. 91].

В отечественной психологической науке понятие самоопределения с позиции субъектного подхода рассматривали С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др. Как и в философии проблема самоопределения рассматривалась С.Л. Рубинштейном в контексте проблемы детерминации. Им был сформулирован принцип — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. При таком подходе самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации. К.А. Абульханова-Славская в своих работах развивает субъектный подход, намеченный С.Л. Рубинштейном. Она также считает, что центральным элементом самоопределения является самодетерминация, понимаемая как собственная активность, «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» [1, с. 138].

В контексте нашего исследования ценностного самоопределения личности интерес представляет позиция М.Р. Гинзбурга, который считает, что самоопределение происходит прежде всего в ценностной сфере: «...ценностные ориентации, являясь одними из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности» [4, с. 43]. Рассматривая категорию ценностного самоопределения, И.Л. Белых отмечает, что смысл ценностного самоопределения составляет «включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень во всех сферах его проявления» [2, с. 171]. В.В. Климов раскрывает содержание понятия «ценностное самоопределение» с позиции диалектики, определяя его как «процесс и одновременно результат соотнесения ценностей общества и системы ценностей личности, в итоге которых ценности оказываются определенным образом иерархизированными и в индивидуальном, и в общественном сознании» [6, с. 113].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.