Научная статья на тему 'Психодинамическая типология сотрудниковуис, состоящихв резерве кадров на выдвижение'

Психодинамическая типология сотрудниковуис, состоящихв резерве кадров на выдвижение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / РЕЗЕРВ КАДРОВ НА ВЫДВИЖЕНИЕ / PERSONNEL RESERVE / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ТИП / PSYCHODYNAMIC TYPE / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONAL GROWTH AND DEVELOPMENT / PENAL STAFF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тавтилова Наталья Николаевна

в статье описывается эмпирическое исследование психодинамической типологиии личностного роста сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве кадров на выдвижение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODYNAMIC TYPOLOGY OF PENAL OFFICERS WHICH FORM THE PERSONAL RESERVE

in the article the author presents the empirical research of psychodynamic typology and personal growth and development of penal officers which form the personal reserve.

Текст научной работы на тему «Психодинамическая типология сотрудниковуис, состоящихв резерве кадров на выдвижение»

iK

о

О С >3

is О О У

<0 о <0 го

0

с

1

о

<0

0

1

о

с:

ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2014. М 2 (85)

N.N. TAVTILOVA*

УДК 159.9:343.8 ББК 88.472 Т13

PSYCHODYNAMIC TYPOLOGY OF PENAL OFFICERS WHICH FORM THE PERSONAL RESERVE

Аннотация: в статье описывается эмпирическое исследование психодинамической типологии и личностного роста сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве кадров на выдвижение.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, резерв кадров на выдвижение, психодинамический тип, личностный рост.

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ТАВТИЛОВА*

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ СОТРУДНИКОВ УИС, СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ КАДРОВ НА ВЫДВИЖЕНИЕ

Annotation: in the article the author presents the empirical research of psychodynamic typology and personal growth and development of penal officers which form the personal reserve.

Key words: penal staff, personnel reserve, psycho-dynamic type, personal growth and development.

Анализ профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) показывает, что центральным звеном в системе управления персоналом является работа с кадровым резервом.

Необходимость изучения условий и путей развития личностного и профессионального роста сотрудников, состоящих в резерве кадров на выдвижение, служит предпосылкой для успешной реализации кадровой политики УИС.

«Кадровый резерв нужно создавать и воспитывать в своем коллективе из числа наиболее квалифицированных, творчески работающих людей, обладающих организаторскими способностями и пользующихся авторитетом в коллективе», - отмечает В. И. Огородников в монографии «Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология»1. Важной частью этого подхода является информация, которая может быть получена на каждого кандидата-резервиста как при постановке, так и во время нахождения в резерве кадров на выдвижение.

Анализ исследований личностных профилей сотрудников (руководителей) правоохранительных органов показывает множество подходов к его рассмотрению (А. В. Чечкова, 2001; Е. Е. Гав-рина, 2004; Г. В. Протасова, 2004; Ю. Н. Кравцова, 2005; И. Е. Реуцкая, 2005; Т. В. Лобанова, 2006; Н. Ю. Портнягина, 2007; О. В. Старикова, 2007; Р. Н. Киселева, 2007; А. М. Раков, 2008).

С позиции психодинамического подхода личностный профиль сотрудников, состоящих в резерве кадров на выдвижение, представлен в инт-рапсихическом распределении психических факторов (побудителей), направляющих личностно-профессиональный рост и определяющих пер-

спективы его совершенствования.

* Начальник отделения психологического обеспечения УИИ УФСИН России по Оренбургской области E-mail: [email protected].

В проведенном эмпирическом исследовании сотрудников, состоящих в резерве кадров на выдвижение, мы использовали следующий психодиагностический инструментарий: 16-фактор-ный опросник Р. Кеттелла «Многофакторная личностная методика» (вариант «С»), опросник В. В. Синявского, Б. А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности», опросник Э. Шейна «Мотивация профессиональной карьеры», опросник Ю. М. Орлова «Потребности в достижениях», метод цветовых выборов М. Люшера, метод расчета психодинамических коэффициентов Д. Сочивко (на основе восьмицветового теста Люшера). Обработка полученных данных проводилась на основе методов уровневого и многомерного анализа (факторного, кластерного), с использованием компьютерной программы 8ш18йка 6.0.

По результатам эмпирического исследования получена факторная психодинамическая структура личностного и профессионально-карьерного роста сотрудников, определяющих личностный и карьерный рост сотрудников в период нахождения в резерве кадров на выдвижение (табл.).

На основе кластерного анализа полученных факторных решений по испытуемым мы получили два кластера, соответствующих двум обобщенным психодинамическим типам личностно-профессионального и карьерного роста (рис.).

Первый психодинамический тип (1-й кластер) представляет группу сотрудников с высокой компетентностью и стабильностью служебных и профессиональных установок, а также с высокими показателями автономии и вызова, несколько более высокими показателями возраста и стажа, с преобладанием большего процента женщин, а также с высокой активностью коммуникативно-организаторской направленности. Этот психодинамический тип мы назвали типом активного личностного роста. На этапе постановки в резерв кадров на выдвижение первый тип представляет собой активно развивающуюся личность сотрудника, которая готова к личностному росту в разных направлениях как на службе, так и в других сферах.

Второй психодинамический тип, полученный на этом же этапе - постановки в резерв кадров на выдвижение, мы назвали застойно-нестабильным типом. Сотрудники второго психодинамического типа представлены низкой профессиональной компетентностью и стабильностью, низкой автономией и вызовом, моложе по возрасту и стажу, с преобладанием большего процента мужчин и слабо сформированной коммуникативно-организационной направленностью.

На основе полученных данных - психодинамических кластеров (типов) сотрудников, состоящих в резерве кадров на выдвижение, мы можем предположить возможные кризисы на пути к профессионально-личностному росту и их кор-рекционное решение.

В исследовании И. Е. Реуцкой отмечается взаимосвязь основных причин (субъектных, ситуативно-организационных, социально-психологических), вызывающих затруднения профессионального и личностного роста сотрудников.

Среди субъектных причин можно выделить:

- потребностно-мотивационные (отсутствие перспективы, наличие корыстной мотивации, несовпадение мотивов и целей службы, неадекватные карьерные ориентации, направленность на другой вид деятельности и др.);

- операциональные (слабая профессиональная подготовка, недостаточный образовательный уровень, профессиональная деформация личности и др.);

- модуляционные (неэффективный стиль работы, физические и нервно-психические перегрузки).

К ситуативно-организационным причинам относятся:

- отсутствие перспектив служебного роста (по должности или званию);

- возрастные ограничения по службе;

- отсутствие времени для профессионального развития;

- влияние внешних негативных обстоятельств (протекционизм, пьянство и др.).

Социально-психологические причины:

- неблагоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе;

- отсутствие объективности со стороны вышестоящего руководства в профессиональной оценке сотрудников2.

Для успешной организации работы с сотрудниками, состоящими в резерве кадров, необходимо учитывать причины, вызывающие затруднения профессионального и личностного роста, и стимулировать условия для их совершенствования.

Для активации ресурсов личностно-профес-сионального роста целесообразно осуществлять:

- актуализацию позитивных качеств, направленных на достижение поставленных целей;

- конкретизацию путей профессионально-личностного роста, планирование карьеры;

- гармонизацию путей профессионально-личностного роста, определение ее непротиворечивости другим личностно значимым целям (моделирование образа желаемой ситуации при отсутствии затруднения профессионально-личностного роста);

0

1

О

(V)

0

1

CD

а ш

(V)

о

(V)

с -с

CD

О *

С

с<

о с

о *

Факторная психодинамическая структура личностного

и профессионально-карьерного роста сотрудников в период нахождения в резерве кадров на выдвижение на вышестоящую должность

Фактор 1: Компетентности стабильности Фактор 2: Автономности вызова Фактор 3: Возраста стажа Фактор 4: Пола образования Фактор 5: К о мму никатив но-организационный

Возраст (полных лет) 0,112651 - 0,113202 0,782664 - 0,306661 0,106665

Стаж (в месяцах) 0,060010 0,003030 0,901496 0,087076 - 0,015847

Пол - 0,064191 0,293811 0,099109 0,700411 0,130109

Образование - 0,046520 0,044196 0,231225 -0,462142 0,027731

Профессиональная компетентность 0,401760 0,257452 - 0,028745 - 0,424885 - 0,017171

Менеджмент - 0,061592 0,787952 - 0,012488 0,023517 - 0,030991

Автономия 0,345368 0,405438 - 0,135821 0,327940 - 0,190272

Стабильность 0,893759 - 0,021182 0,110781 0,012865 - 0,113901

Служение 0,221681 0,491401 0,047531 - 0,484870 0,141224

Вызов 0,013032 0,815973 - 0,005885 - 0,075227 0,034422

Интеграция стилей жизни 0,484286 0,319764 - 0,178210 - 0,241886 0,219842

Предпринимательство 0,123168 0,474613 - 0,104334 0,252482 0,206055

Стабильность места работы 0,499522 0,320766 0,178884 - 0,206391 - 0,009005

Стабильность места жительства 0,851841 - 0,163427 0,063694 0,099362 - 0,165661

Коммуникативные склонности - 0,136149 0,048835 0,016240 0,009329 0,798758

Организаторские склонности - 0,077797 0,067452 - 0,071096 - 0,183239 0,718285

Потребность в достижениях 0,023288 - 0,004940 0,130187 0,183682 0,640010

Полужирным курсивом выделены значимые по фактору веса признаков.

- конкретизацию образа желаемого будущего3.

Представленная психодинамическая типология сотрудников при постановке в резерв кадров на выдвижение, в период нахождения в

резерве кадров помогает сделать прогноз возможных причин, затрудняющих личностно-профес-сиональный рост, и научно обосновать организацию психокоррекционных программ по лич-ностно-профессиональному развитию.

Р lot of М eans für Е a'±i Cl uster

ü,3 0,6 0,4 0,2 0,0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,3 -1 ,0

.......................

^^^^ / \ , \ -А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ у \ f

/ \

.1=1 V \

■— X" □

ю

¡5

о л

ь

о

Е

о.

о о

■L

Cluäer 1 Cluäer 2

Результаты кластеризации факторных решений по испытуемым

Список использованной литературы

1 См.: Огородников В. И. Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология : монография. М., 2006. С. 89.

2 См.: Реуцкая И. Е. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел при затруднениях в профессиональном росте личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

3 Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел : учеб. -метод. пособие / под общ. ред. В. Л. Кубышко. М., 2006. С. 114.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 25 апреля 2014 г. № 4.

ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ

Требования разработаны с учетом критериев Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России для включения научных изданий в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, и являются обязательными к исполнению всеми авторами без исключения.

Каждый автор, подавший статью в редакцию научного журнала «Человек: преступление и наказание», тем самым выражает свое согласие на указание в печатной и internet-версии журнала (в открытом свободном доступе на сайте: www.elibrary.ru) его фамилии, имени, отчества полностью, места работы и должности, контактной информации - E-mail. При этом он несет ответственность за достоверность используемых материалов, точность цитат.

Все поступающие в редакцию материалы проходят обязательное рецензирование, авторам не возвращаются. Авторское вознаграждение не выплачивается. В случае отказа от публикации статьи редакция направляет автору мотивированный отказ.

1. Статьи принимаются по адресу: 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1, редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России, тел.: (4912) 93-82-42; 93-46-40 (факс) либо по электронной почте: E-mail: [email protected].

2. Статьи должны быть представлены в распечатанном и электронном виде и содержать следующие обязательные элементы:

а) сведения об авторе (указываются в начале статьи, с правой стороны): фамилия, имя, отчество полностью; ученая степень, ученое звание; место работы, должность; контактный телефон, E-mail;

б) название на русском и английском языках;

в) аннотация (два-три предложения, раскрывающие содержание статьи) на русском и английском языках;

г) ключевые слова на русском и английском языках;

д) основной текст;

е) библиографический список (3-4 источника), оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

3. Объем статей - до 8 страниц формата А4, набранных в программе MS Word 14-м кеглем, через 1,5 интервала с полями: верхнее и нижнее - 2 см, левое - 3 см; правое - 1,5 см.

4. Требования, предъявляемые к набору текста статьи: не устанавливать абзацный отступ с помощью знака пробела; вставлять сноски с автоматической нумерацией; ставить пробел между фамилией и инициалами; использовать кавычки типа «елочка»; не ставить принудительные (ручные) переносы.

5. Библиографические ссылки к тексту статьи должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.