Научная статья на тему 'Профессионально-важные качества сотрудников УИС состоящих в резерве кадров на выдвижение'

Профессионально-важные качества сотрудников УИС состоящих в резерве кадров на выдвижение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ УИС / САМОКОНТРОЛЬ / КОММУНИКАТИВНО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EMPLOYEES OF THE MIS / SELF-CONTROL / COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL APTITUDES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопьева Светлана Александровна

В статье описано эмпирическое исследование профессионально-важных качеств сотрудников УИС состоящих в резерве кадров на выдвижение. Базовыми характеристиками которые необходимы для сотрудников состоящими в резерве кадров являются самоконтроль, коммуникативно-организаторские склонности и коммуникативная компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally important qualities of employees of the penal correction system consisting in the personnel reserve on the nomination

The article describes an empirical study of the professionally important qualities of the staff of the IPU consisting in the reserve of personnel for nomination. The basic characteristics that are necessary for employees are self-control, communicative and organizational aptitudes and communicative competence.

Текст научной работы на тему «Профессионально-важные качества сотрудников УИС состоящих в резерве кадров на выдвижение»

соотношение «самообладания» и «настойчивости» составило 44% к 56% соответственно.

Анализируя способность к самоуправлению как одну из характеристик поведенческого компонента развития волевых качеств подростков, можно сделать вывод, что у исследуемой выборки доминирует средний уровень способности к самоуправлению - более 45% испытуемых. Отметим, что наиболее развитыми у исследуемых подростков оказались такие характеристики самоуправления как ориентировка в ситуации, прогнозирование, принятие решения. Наименее представленными стали характеристики самоуправления, отражающие оценку и корректировку результатов целеполагания. Наименее развитой характеристикой у подростков с низким уровнем развития способности к самоуправлению стала способность к планированию для достижения поставленной цели.

Можно констатировать, что у подростков со средним и низким уровнями развития самоконтроля доминирующим качеством стала «настойчивость», а «самообладание» как волевое качество личности оказалось менее развито. Отметим недостаточное развитие самоконтроля на пути к поставленной цели и наличие напряжения при изменении обстоятельств, влияющих на ход действий по достижению поставленной цели, у исследуемой выборки.

Выводы. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

- воля является сознательной регуляцией человеком своего поведения и деятельности, выраженной в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков,

- в подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Подростки испытывают затруднения в раскрытии большинства понятий, связанных с тем или иным волевым качеством, у них возникает неадекватно высокий уровень оценивания своих волевых качеств (настойчивости, самостоятельности, целеустремленности). Возникает противоречие в этом периоде развития: с одной стороны достаточный уровень сознательного самоконтроля, с другой стороны - проявление неудовлетворенности свой волей - тенденция к занижению в оценивании своих волевых качеств, силы воли,

- эмпирическое исследование особенностей проявления воли и волевых качеств личности подростков показало, что в исследуемой группе доминирует оптимальный уровень индивидуального волевого контроля по волевым качествам: «инициативность», «самостоятельность», «решительность», «настойчивость». Наблюдается достаточно высокий процент подростков с гиперактивным уровнем по шкале «настойчивость». Существенный процент гипоактивного уровня выявлен у испытуемых по шкалам «самостоятельность» и «решительность». Слаборазвитыми волевыми качествами подростков стали такие качества как способность к целеполаганию, самоконтролю, способность к корректировке результатов целеобразования для достижения цели. В исследуемой группе отмечен высокий уровень импульсивности.

Исходя из полученных волевых характеристик, психологическое сопровождение развития волевых качеств личности подростков мы видим в разработке психологических программ , ориентированных на формирование следующих компонентов воли: целеустремленности, гибкости; социально ориентированных, конструктивных отношений с окружающими; способности к сочетанию спонтанности с возможностью произвольной регуляции поведения; настойчивого, но не агрессивного поведения; осознанного управления своим эмоциональным и физическим состоянием.

Литература:

1. Боязитова, И. В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журн. Т. 19, № 4, 2008. С. 27-40.

2. Высоцкий, А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий. - Челябинск, 1999 - С. 26-33.

3. Ковалев А. Г., Психические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - В 2-х томах. Том 1. Характер, Изд-во Ленингр. Ун-т, 1957. - 568 с.

4. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., Просвещение, 2009. - 255 с.

5. Селиванов, В. И. Психология волевой активности / В.И. Селиванов. - Рязань, 2014.

6. Хохлов, С. И. Интерес, внимание и воля. В сб. Проблемы психологии воли, / под ред. Селиванова В.И - Рязань, 1994. С. 23-25.

7. Ширяева, Э. Г. Исследование волевых качеств. Методические рекомендации / Э.Г. Ширяева. -Иркутск, 2001.

Психология

УДК: 158.8

кандидат психологических наук Прокопьева Светлана Александровна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ УИС СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ

КАДРОВ НА ВЫДВИЖЕНИЕ

Аннотация. В статье описано эмпирическое исследование профессионально-важных качеств сотрудников УИС состоящих в резерве кадров на выдвижение. Базовыми характеристиками которые необходимы для сотрудников состоящими в резерве кадров являются самоконтроль, коммуникативно-организаторские склонности и коммуникативная компетентность.

Ключевые слова: сотрудники УИС, самоконтроль, коммуникативно-организаторские склонности, коммуникативная компетентность.

Annotation. The article describes an empirical study of the professionally important qualities of the staff of the IPU consisting in the reserve of personnel for nomination. The basic characteristics that are necessary for employees are self-control, communicative and organizational aptitudes and communicative competence.

Keywords: employees of the MIS, self-control, communicative and organizational aptitudes, communicative competence.

Введение. Работа по обеспечению служебного продвижения кадров очень ответственна, так как ошибка может не только привести к снижению эффективности деятельности подразделений ФСИН России, но и послужить причиной конфликтной ситуации в коллективе.

Формирование резерва кадров должно проводиться на основе принципа соответствия качеств кандидата критериям, предъявляемым предполагаемой должностью. При применении данного принципа учитываются следующие условия: уровень образования, квалификации, профессионализма, продуктивности работы кандидата; оценка качества труда; возрастной уровень; состояние здоровья; оценка деловых и личностных качеств.

На основании анализа требований, предъявляемых к личности пенитенциарного сотрудника, можно утверждать, что эффективный специалист - это, прежде всего, зрелый в социальном, психологическом и личностном плане человек. Эффективный профессионал, с точки зрения практики, должен быть достаточно интеллектуальным, эмоционально устойчивым, адекватно воспринимающим действительность, нравственно развитым, контролирующим себя, исполнительным и ответственным. Многими современными учеными отмечается, что профессиональную успешность сотрудников пенитенциарных учреждений определяет система таких качеств, как самоконтроль, организаторские и коммуникативные способности и т.д.1

Повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников является одной из важнейших задач, решаемых в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы. Эффективность определяется как комплексная характеристика профессиональной деятельности, выраженная в ее количественно-качественных показателях, а также детерминированная интегральными свойствами человека как личности.

Соответствие профессионально важных личностных характеристик содержанию профессиональной деятельности является непременным условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таким, как известно и относится деятельность руководителей УИС. При решении вопросов подбора руководителей, формировании кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне самоконтроля, организаторских способностей и направленности личности руководителя.

Наиболее полно профессионально-психологические требования к личности руководителя описаны в работах А. Л. Журавлева, А. И. Китова, В.А. Бакеева, М.Г Дебольского, И. Б. Пономарёва, А. М.Столяренко и др. Однако единого подхода к классификации профессионально важных качеств руководителя в настоящее время нет.

Изложение основного материала статьи. Центральное место в структуре личности специалиста отводится профессионально важным качествам (ПВК). ПВК - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения2.

Структура и содержание профессионально-важных качеств определяются условиями конкретного вида профессиональной деятельности и требованиями, предъявляемыми к человеку профессией. Существует ряд психологических свойств, значимых для многих профессий и являющихся в этом смысле полифункциональными.

Не обходимо отметить, что успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств. До недавнего времени прогнозирование труда специалиста определялось тем, насколько соответствуют требованиям профессии характеристики психических процессов и психофизиологические качества человека.

С целью описания профессионально важных качеств сотрудников УИС нами было проведено исследование, в котором приняли участие сотрудники-мужчины, состоящие в кадровом резерве учреждения и являющиеся кандидатами на выдвижение на руководящую должность в количестве 30 человек в возрасте от 23 до 45 лет, из которых 27 человек имеют высшее профессиональное образование, остальные трое человек имеют незаконченное высшее профессиональное образование.

В качестве методов диагностики нами использовались:

1. Опросник волевого самоконтроля (ВСК), разработанный А.Г. Зверьковым и Е.В. Эйдманом.3

2. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).4

3.Тест «Коммуникативная социальная компетентность».5

При описании результатов начнем обсуждение с проведения анализа особенностей самоконтроля сотрудников состоящих в резерве кадров на выдвижение.

Как видно из результатов диагностики, наблюдается преобладание по «шкале настойчивости» 87,1 %. Уровень выраженности показателей по этой шкале, на наш взгляд, обусловлен тем, что данная категория испытуемых менее чувствительна к факторам внешней среды, влияющих на поведение, эмоции и чувства. В ситуации сильной эмоциональной напряженности они способны к критической оценке своих действий и действий окружающих, сохраняя при этом высокую степень устойчивости к неблагоприятным условиям, они мало подвержены влиянию момента и массовых настроений (инстинкту толпы), опираясь в первую очередь на свои жизненные принципы.

Показатель по шкале «самообладание» у данной категории сотрудников, также находится на высоком уровне выраженности 67,8 %. Это, на наш взгляд, связано с тем, что для данной категории характерен высокий уровень развития волевых процессов, благодаря которым осуществляется процесс контроля своих эмоций и поведения, не позволяющий в кризисных ситуациях совершать необдуманные поступки и принимать необдуманные решения. Высокий уровень адаптации у данных испытуемых сопряжен с хорошо развитой способностью контролировать свои эмоции, что крайне необходимо при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. В силу развитости волевых процессов они способны умело, с высокой

1 Стрижак В.И. Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС. - М., 1999

2 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников УИС Минюста России (теория и практика). - Москва-Томск, 2004.

3 Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб.пособие. - М.: УРАО, 1998

4 Исследование коммуникативно-организаторских способностей у сотрудников УИС: Методические материалы. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.

5 Там же.

степенью артистичности скрывать свои эмоции и истинные намерения, что позволяет успешно манипулировать остальными. Они редко вступают в конфликтные ситуации, предпочитая разрешать конфликты более конструктивным путем.

Анализ результатов исследования по методике коммуникативно-организаторских склонностей позволяет заключить следующее. В группе сотрудников состоящих в резерве кадров на выдвижение показатели коммуникативных склонностей имеют оценку 4,2, организаторских склонностей - 4,0. Таким образом, сотрудники имеют уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей выше среднего, характеризуются стремлением к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение при разрешении различных ситуаций, проявляют инициативу в общении, планируют свою работу и в дальнейшем осуществляют ее в соответствии с составленным планом, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации.

Следующей мы представим показатели по девяти шкалам методики «Коммуникативно социальной компетентности» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) у сотрудников состоящих в резерве кадров на выдвижение, которые представлены на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, по контрольной шкале «ложь» (ср.знач- 4,0) значения не превышают порогового уровня, что позволяет судить о достоверности полученных результатов.

12 10

123456789

Рисунок 1. Средние значения по коммуникативной социальной компетентности сотрудников состоящих в резерве кадров на выдвижение

Примечание. Шкалы КСК: 1 - «ложь», 2 - общительность, 3 - логическое мышление, 4 - эмоциональная устойчивость, 5 - беспечность, 6 - сензитивность, 7 - принятие решения, 8 - асоциальное поведение, 9 - самоконтроль

Высокие показатели выявлены по шкалам: самоконтроль (ср.знач.-11), общительность (ср.знач.-8,9), логическое мышление (ср. знач-8,84), эмоциональная устойчивость (ср.знач.-8,0). Следовательно, можно предположить, что данные говорят о социальной зрелости сотрудников, высокий уровень владения приемами профессионального общения могут способствовать сближению поведенческих установок сотрудников. Уровень самоконтроля у сотрудников состоящих в резерве кадров на выдвижение, высокий, поскольку они имеют больший опыт деятельности в стрессогенных условиях, умеют контролировать себя, соблюдать правила, предусмотренные их профессиональными обязанностями.

Таким образом, обеспечение служебного продвижения кадров является важным фактором стабильности кадрового состава органов федеральной службы исполнения наказаний, и соответственно, повышения результативности их деятельности. Эта работа сопряжена с расстановкой кадров и при перемещении на вышестоящую должность также целесообразно изучить результаты, полученные с помощью полиграфа6. Понятно желание каждого работника, особенно недавно пришедшего на службу, знать с достаточной определенностью перспективы служебного продвижения. Поэтому в работе с кадрами возникает необходимость подготовки и продвижения кадров по их способностям и результатам деятельности, с учетом перспектив высвобождения должностей вследствие ухода на пенсию сотрудников, перехода на другие участки работы, увольнения и иных причин.

Выводы. В результате теоретического анализа и эмпирического исследования нами были сформулированы следующие выводы: полученные в ходе исследования эмпирические данные позволили выявить профессионально-важные качества, характерных для успешного руководителя (высокий уровень самоконтроля, коммуникативно-социальной компетентности, коммуникативно-организаторских способностей).

Литература:

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб. пособие. - М.: УРАО, 1998.

6 Чертовикова А.С. Возможности применения полиграфа при отборе кандидатов на службу в УИС / Устойчивое развитие науки и образования - 2018. № 8. - С. 259-262.

2

0

2. Исследование коммуникативно-организаторских способностей у сотрудников УИС: Методические материалы. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.

3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников УИС Минюста России (теория и практика). - Москва-Томск, 2004.

4. Стрижак В.И. Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС. - М., 1999.

5. Чертовикова А.С. Возможности применения полиграфа при отборе кандидатов на службу в УИС / Устойчивое развитие науки и образования - 2018. № 8. - С. 259-262.

Психология

УДК: 37.015.3

доктор психологических наук, доцент Серебровская Наталья Евгеньевна

Нижегородский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Нижний Новгород); начальник отдела организационно-воспитательной работы Пец Ольга Ивановна Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт экономики, политики и права» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается роль психологической компетентности родителей младших школьников в построении эффективного общения с детьми, изучаются характеристики детско-родительских отношений, анализируются причины родительских неудач и предлагаются условия для их устранения.

Ключевые слова: психологическая компетентность родителей, младший школьник, общение, личное общение, детскоО-родительские отношения.

Annоtation. The article discusses the role of psychological competence of parents of younger schoolchildren in building effective communication with children, studies the characteristics of parent-child relationships, analyzes the causes of parental failures and suggests conditions for their elimination.

Keywords: psychological competence of parents, Junior high school student, communication, personal communication, child-parent relations.

Введение. Постоянно изменяющаяся социальная ситуация и ситуация на рынке труда, удлинение трудового возраста взрослого населения нашей страны, и как следствие - большая занятость взрослого населения, дефицит личного внеситуативного общения детей и родителей, предоставленность детей самим себе, возникновение проблем в воспитании детей школьного возраста. Существующая реальность остро ставит вопрос о необходимости специальной психолого-педагогической работы с родителями, повышения уровня их психологической компетентности для построения продуктивных отношений с детьми-школьниками.

Дефицит детско-родительского общения ощущается не только школьником, но и взрослыми. Недостаток личных контактов, приватного доверительного общения часто компенсируется материально, что деформирует еще незрелую личность ребенка, искажает систему жизненных ценностей. Как писал Д.И. Фельдштейн, такая ситуация ведет к «объективно и субъективно нарастающей психологической отчужденности взрослых от мира детства» [11].

Большая профессиональная занятость, неудовлетворенность своей жизнью, как трудовой, так и личной, неудачи в карьере и т.д. ведут к понижению родительской мотивации. Сегодня мы можем говорить о снижении уровня родительской ответственности за ребенка-школьника, нежелании заниматься ребенком на глубоком личностном уровне, и как следствие, - отсутствие коммуникативных родительских навыков, позволяющих выстроить продуктивный процесс общения с ребенком младшего школьного возраста.

Взрослые проблемы переносятся на ребенка. Детско-родительское общение приобретает формальный характер, носит ситуативный характер, зависит напрямую от результатов учебной деятельности школьника. В семье создается напряженная атмосфера, связанная напрямую лишь со школьными оценками и успеваемостью ребенка. При этом школьник не получает от родителей поддержки в переживании своих личных трудностей и неудач. У него возникает состояние беспомощности и безнадежности. Таким образом происходит можно сказать «наследование» неудачного семейного опыта и модели родительской поведения. Отсутствие у ребенка родительской поддержки, постоянная родительская критика, ощущение своего неуспеха, формирует неуверенность в себе, отрицательно влияет на развитие личности ребенка.

Изложение основного материала статьи. Младший школьный возраст сегодня связан с активным интересом ребенка к процессу общения с окружающим миром. Зачастую, этот интерес удовлетворяется за счет виртуального общения в социальных сетях. Реальное общение подменяется виртуальным. Кроме этого, ситуация усугубляется тем, что реальное, личное общение с самыми близкими для ребенка взрослыми -родителями часто заменяется телефонным форматом. Все это ведет к минимизации или полному отсутствию близкого, содержательного, настоящего эмоционального и глубокого общение в семье.

Итак, на наш взгляд сегодня существует острая необходимость изменения сложившей в российских семьях ситуации. Сегодня для родителей недостаточно иметь лишь интуитивные психологические знания, а обладать развитой психологической компетентностью.

Отношения родителей с детьми младшего школьного возраста анализировались и описывались во многих психологических работах. Все эти работы подтверждают положение о том, что для ребенка в младшем школьном возрасте важнейшим условием продуктивного развития его личности является наличие тесного и содержательного общения со взрослыми, в частности с членами его семьи, с родителями (Божович Л.И., Серебровская Н.Е., Сорокина Т.М., Эльконин Д.Б. и др.) [3, 4, 5, 9, 10]. Проблема определения содержания и структуры такой личностной структуры, как психологическая компетентность, так и ли иначе обсуждалась в исследованиях российских и зарубежных ученых (Адлер Л., Андреева Г.М., Равен Д., Роджерс К., Ульрих Р., Франкл В. и др.) [1, 2, 7, 8, 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.