Научная статья на тему 'Особенности личности сотрудника охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Особенности личности сотрудника охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
858
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОХРАНЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / НАПРЯЖЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PENAL CORRECTION SYSTEM / DIVISIONS OF PROTECTION / EXTREMENESS / TENSION / PROFESSIONAL QUALITIES / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

В статье представлен анализ профессиональных и личностных качеств, которыми должны обладать сотрудники подразделений охраны учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the identity of the security guard of penal correction system of the Russian Federation

The analysis of professional and personal qualities which the staff of divisions of protection of institutions and bodies of penal correction system has to possess is presented in article.

Текст научной работы на тему «Особенности личности сотрудника охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

ПСИХОЛОГИЯ

Psychology

УДК 343.83

© Зауторова Э. В., 2019

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОХРАНЫ УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье представлен анализ профессиональных и личностных качеств, которыми должны обладать сотрудники подразделений охраны учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; подразделения охраны; экстремальность; напряженность; профессиональные качества; личностные качества.

© Zautorova E. V., 2019

FEATURES OF THE IDENTITY OF THE SECURITY GUARD OF PENAL CORRECTION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The analysis of professional and personal qualities which the staff of divisions of protection of institutions and bodies of penal correction system has to possess is presented in article.

Keywords: penal correction system; divisions of protection; extremeness; tension; professional qualities; personal qualities.

Повседневная служба сотрудников, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС), — крайне напряженная. Деятельность сотрудников УИС призвана обеспечить выполнение основных целей, направленных на реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступлений.

Эти цели могут быть обеспечены лишь соблюдением режима содержания, которым устанавливаются определенные запреты и правила поведения, являющиеся обязательными для исполнения лицами, лишенными свободы. В связи с этим сложности службы в УИС (относительная закрытость и удаленность исправительного учреждения, неопределенность поступающей информации, сверхнормативность, спонтанность и конфликтность

общения, значимость решаемых задач, высокая ответственность и опасность, дефицит времени, недостаточная подготовленность сотрудников и т. д.) требуют повышенной организованности.

Экстремальность и напряженность деятельности сотрудников УИС отмечают такие ученые, как В. И. Бело-слудцев, М. Г. Дебольский, Е. С. Ильина, В. Г. Козюля, А. М. Столяренко и др. Профессиональная деятельность в системе исполнения наказаний предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний».

Специфика несения службы в органах УИС заключается в средствах обеспечения режима, а исключительным средством его обеспечения является применение оружия. Функциональные обязанности сотрудников отдела охраны связаны с несением службы с оружием, что в свою очередь предъявляет высокие требования к личности самого сотрудника и его профессиональной готовности к несению службы с оружием.

Соответствие личностных особенностей человека требованиям конкретной деятельности, в частности, готовности применить оружие, в том числе на поражение, рассматривают в своих работах ученые С. Н. Баркалов, И. Н. Коноплева и др. О. В. Старикова в работе «Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений» раскрывает вопросы актуализации личностных ресурсов, специальной психологической подготовленности к службе младших инспекторов, особенно в период адаптации к ней.

Несение службы в отделе охраны осуществляется в особых условиях, когда применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия крайне необходимо, особенно когда высок риск для здоровья и жизни сотрудника или других граждан. Проявление девиантного поведения со стороны осужденных порождает законную реакцию со стороны персонала исправительных учреждений — применение физической силы или специальных средств, а при нападении на сотрудников, побегах из исправительного учреждения, следственного изолятора — применение огнестрельного оружия, в том числе на поражение [3].

Выполняя служебные задачи, сотрудники отдела охраны имеют право применить огнестрельное оружие. В связи с этим, наделяя властными полномочиями, государство возлагает на сотрудников УИС огромную ответственность за целесообразное использование этого положения и определяет, в каких случаях и до каких пределов может быть применено силовое воздействие на правонарушителей с применением огнестрельного оружия [1].

За незаконное применение оружия сотрудник несет уголовную или дисциплинарную ответственность в зависимости от того, образуют ли совершенные неправомерные действия (применение оружия) состав преступления (ст. 105, 107-109, 111, 112, 115, 118, 285, 286, 293 УК РФ). В связи с этим к сотрудникам охраны предъявляются особые требования. К тому же работа в сложных условиях может привести к стойкой эмоциональной напряженности, стрессовым нагрузкам.

Ряд исследований и пенитенциарная практика говорят о том, что в настоящее время сотрудники охраны не готовы противостоять фрустриру-ющему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности. Так, в последнее время имеются факты применения оружия сотрудниками друг против друга: п. Восточный Сверд-

ловской области — февраль 2015 г., г. Микунь Республики Коми — январь 2016 г. и др.

Вследствие этого профессионалу, который несет службу с оружием, необходимо обладать различными психологическими качествами,

например, уметь переносить воздействие стрессогенных факторов и уметь противостоять им, не снижая при этом эффективности своей деятельности. Наличие профессиональных знаний и умений, таких, в частности, как знание порядка несения службы, знание инструкций и нормативных документов, дающих право на применение оружия в случаях, предусмотренных законом, являются не менее важными в деятельности сотрудника отдела охраны [2].

Также негативное влияние на эффективную деятельность сотрудников, несомненно, оказывает недостаточное знание сотрудниками содержания законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих порядок и пределы применения огнестрельного оружия. Повышенная правовая ответственность за собственные действия вызывают эмоциональное напряжение в виде сомнения в правильности действий.

В связи с этим запрещается допускать сотрудников к выполнению обязанностей по охране учреждений УИС, не прошедших соответствую-

щую подготовку и не допущенных в установленном порядке к самостоятельному выполнению задач по охране. Сотрудники служб охраны обязаны строго соблюдать законность, выполнять служебные задачи, проявлять при этом мужество, честность и неподкупность и т. д.

Сотрудник отдела охраны должен знать основы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-

исполнительного и административного законодательства, иметь четкое представление о целях, задачах, содержании и методах пенитенциарной психологии и педагогики. При этом он должен владеть методами саморегуляции психического состояния, уметь профессионально и оперативно действовать в экстремальных ситуациях, быть готовым к самостоятельным решениям.

Значимыми в этой связи являются эмоционально-волевые качества. Ведь человеку, у которого в руках оружие, необходима эмоциональная устойчивость, уравновешенность и самообладание. Особенно данные качества важны в трудных ситуациях и конфликтах. При этом важно развивать способность к длительному сохранению активности, иметь низкую внушаемость, способность объективно оценивать силы и возможности.

Не менее значимы такие знания и умения, которые имеют отношение к

социально-психологической компетентности. В этом случае можно выделить такие из них, как знание и понимание своей профессиональной роли, знание и принятие целей и ценностей уголовно-исполнительной системы, умение формулировать и осознавать собственные профессиональные и личные цели и ценности, соотнося их с целями всей системы, и др.

В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных и развитые педагогические и коммуникативные способности. Вместе с тем показано, что под влиянием воздействия отрицательных факторов среды у сотрудников исправительных учреждений постоянно снижается требовательность к себе, своим поступкам, действиям, решениям.

Так, у ряда сотрудников охраны отмечается профессионально-

нравственная деформация. Для нее характерно снижение эффективности профессиональной деятельности, изменения человеческих качеств, прежде всего нравственных, когда сотрудник теряет правильное представление о смысле службы, способность самостоятельно мыслить, принимать решения. При этом отмечается, что сотрудники не проявляют инициативу,

проявляется неадекватная самооценка личности, происходит огрубление чувств, снижается ориентировочная активность познавательных функций. В связи с этим необходима специальная работа психолога с лицами, которые несут службу с оружием.

Среди значимых морально-нравственных качеств у сотрудников УИС можно выделить высокое чувство профессионального долга, профессиональную честь, чувство справедливости, принципиальность, порядочность, смелость, установку на соблюдение служебной дисциплины, добросовестность, чувство товарищества. Требования, предъявляемые к морально-нравственному облику сотрудника УИС, регламентированы приказом ФСИН России от 11.01.2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы».

Высокая сознательность, бдительность, профессиональная и психологическая подготовка, служебная дисциплина, физическая закалка, сплоченность коллектива — важнейшие условия успешного выполнения служебных задач. Согласно общим положениям, сотрудники служб охраны обязаны строго соблюдать законность, выполнять служебные задачи с полным напряжением моральных и физи-

ческих сил, проявляя при этом стойкость, смелость, выносливость, разумную инициативу и находчивость.

Немаловажным является и уровень развития у сотрудника отдела охраны психологической наблюдательности и внимательности. Данные качества напрямую будут оказывать воздействие на формирование способности сохранять устойчивое внимание длительное время, уметь сфокусироваться на главном, несмотря на усталость и посторонние раздражители. При этом необходимо развить умение распределять внимание при выполнении нескольких задач и функций, т. е. вести одновременно наблюдение за большим количеством объектов, подмечать незначительное изменение в наблюдаемом объекте.

В исправительных учреждениях пенитенциарные психологи включают сотрудников охраны в специально разработанные программы, наполненные различными формами и методами: лекционные и семинарские занятия, социально-психологические и психофизиологические тренинги, обсуждение ситуаций и т. д. Занятия направлены на развитие таких интеллектуальных качеств сотрудников охраны, как умение видеть несколько возможных путей решения задачи и мысленно выбирать наиболее эффективный путь.

При этом важно развивать способность при наблюдении предугадать направление и содержание действий осужденного, способность к воссозданию зрительного образа по словесному описанию, умение определить характер информации, необходимой для принятия решения, способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации и при отсутствии времени на ее осмысление [4]. В ходе служебной подготовки изучаются особенности памяти сотрудников, проводится самообследование. Важно развивать память на лица и на внешность человека, запоминать незначительные штрихи и незаметные, на первый взгляд, вещи. На занятиях подбираются специальные задания, которые направлены на развитие моторной памяти,

длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; способность безошибочно воспроизводить прочитанный текст [4].

Таким образом, эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. В связи с этим сегодня предъявляются особые требования к личностным качествам сотрудников отдела охраны, несущих службу с огнестрельным оружием, так как характер выполняемой ими деятельности связан с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи, высокой степенью риска потери здоровья и требует повышенной социальной и профессиональной ответственности.

формирование способности в течение

Литература

1. Бязров, С. Е. Некоторые вопросы соотношения правовой природы освобождения от уголовной ответственности при причинении вреда при применении оружия военнослужащими внутренних войск МВД России // Общество и право. — 2009. — № 1 (23).

2. Василенко, И. В. Предупреждение органами внутренних дел преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2003.

3. Викторова, Т. В., Зауторова, Э. В. Морально-психологическая устойчивость — ведущая составляющая эффективности профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны исправительных учреждений ФСИН // Ведомости УИС. — 2018. — № 9.

4. Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием : методические материалы. — М.: ФСИН России, МПЛ УФСИН России по Владимирской области, 2008.

Сведения об авторе

Зауторова Эльвира Викторовна: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: elvira-song@mail.ru

Information about the author

Zautorova Elvira Viktorovna: Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), leading researcher, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: elvira-song@mail.ru

УДК 159.9.075

© Мишин А. А., 2019

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Статья посвящена вопросу изучения особенностей психологических защит сотрудников уголовно-исполнительной системы. Приводится определение и краткая характеристика понятия психологическая защита. Приводятся факторы, которые способствуют возникновению психологического напряжения в профессиональной деятельности сотрудников УИС. Описаны результаты исследования особенностей психологических защит сотрудников УИС.

Ключевые слова: психологическая зашита; механизмы психологической защиты; сотрудник; сотрудник УИС; уголовно-исполнительная система.

© Mishin A. A., 2019

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF EMPLOYEES OF PENAL CORRECTION SYSTEM

Article is devoted to an issue of studying offeatures ofpsychological protection of employees ofpenal correction system. Definition and short characteristic of a concept psychological protection is given. Factors which promote emergence of psychological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.