7. Белашева И.В. Эмоциональные компетенции в структуре параметров психологического здоровья старшеклассников с разной степенью вовлеченности в виртуальные коммуникации [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2021. - Т. 23. - № 1 (85). - С. 133-142.
8. Бойко В.В. Диагностика уровня эмоционального выгорания [Текст] // Практическая психодиагностика. Методика и тесты. - Самара: Бахрах-М. - 2001. - С. 161-169.
9. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [Текст] / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. -С. 486-490.
10. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике [Текст] // Психология. Журнал ВШЭ. - 2014. - №4. - С. 110-135.
11. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Текст] // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.
12. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» [Текст] // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №. 2. - С. 150-163.
13. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] // Психологический журнал, 2001. - №1. - С. 16-21.
14. Осухова, Н.В., Профилактика эмоционального выгорания: практико-ориентированный семинар [Текст] / Кожевникова, В.А. // Школьный психолог, 2006. - №. 16. - С. 18-32.
15. Юсупова, Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: специальность 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии": диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Юсупова Гузель Валимухаметовна. - Казань, 2006. - 166 с.
16. Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний [Текст] / Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие. Ред. В.Д. Менделевич. - М., 2005. - С. 432.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Ананикова Виктория Викторовна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Сазонова Светлана Анатольевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОТДЫХА
Аннотация. В статье отражен теоретический анализ состояния проблемы организации инклюзивного отдыха в России. Представлены результаты исследования профессиональной готовности будущих выпускников психолого-педагогического направления подготовки к работе в условиях инклюзивных лагерей, раскрыты основные трудности работы в лагере с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, представлены результаты опроса этих детей, выявлены сложности, с которым сталкиваются студенты, проходящие педагогическую практику в этих лагерях; предложены способы их преодоления.
Ключевые слова: инклюзивный детский отдых, инклюзивные смены, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, бакалавры психолого-педагогического направления подготовки, профессионально-личностная готовность к работе в условиях детских оздоровительных лагерей.
Annotation. The article presents the results of a theoretical analysis of the state of the problem of organizing inclusive recreation in Russia. The results of the study of the professional readiness of future graduates of the psychological and pedagogical direction of preparation for work in inclusive camps are presented, the main difficulties of working in the camp with children with disabilities and disabilities are revealed, the results of a survey of these children are presented, the difficulties faced by students undergoing pedagogical practice in these camps are revealed.
Keywords: inclusive children's recreation, inclusive shifts, children with disabilities, children with disabilities, bachelors of psychological and pedagogical training, professional and personal readiness to work in children's health camps.
Введение. Актуальность проблемы отдыха детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивной среды связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет. В нашей стране, начиная с периода реформ, в связи с уменьшением социальной защищенности и падением жизненного уровня населения, возрастающим объемом стрессовых факторов, неблагоприятной экологической средой наблюдалось значительное ухудшение соматического и репродуктивного здоровья родителей, что сказалось и на здоровье их детей. По данным статистики, число детей-инвалидов на сегодняшний день составляет около 2% от общего количества детей в стране [1].
Изложение основного материала статьи. Государственная политика Российской Федерации в вопросе поддержки социально незащищенных слоев населения, в особенности - детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, направлена на создание условий для здорового развития каждого ребенка [3]. Государство, начиная с 2015 года, проводит активную работу по дальнейшему совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере организации детского инклюзивного отдыха. Инклюзивные лагеря являются в мире инновационной практикой. В России существует успешный опыт проведения инклюзивных смен. Первые инклюзивные смены появились в 2015 г. в связи с изменениями в законодательстве Минздрава РФ, позволившими детям с ограниченными возможностями пребывать в лагерях, не имеющих реабилитационной направленности [8]. Разработка
системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в последние годы позволили детям-инвалидам отдыхать в рамках инклюзивных смен в период оздоровительных кампаний [4].
Проблемой организации инклюзивных лагерей занимается ряд российских ученых, рассматривающих отдельные направления реабилитационного отдыха, роль вожатых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в летний период, а также формы работы в интегрированных лагерях. Рассмотрением этих вопросов занимаются такие исследователи, как: Е.В. Губанихина, О.А. Любченко, А.И. Савенкова, С.К. Кудряшова, А.А. Воронова, Е.А. Леванова, Е.В. Моцовкина, М.А. Кечина.
Под отдыхом детей и их оздоровлением понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований [7].
Одним из важнейших направлений организованного отдыха является детский отдых в лагерях. Инклюзивный детский отдых - отдых, направленный на активное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, не имеющих таких ограничений. Инклюзивный детский отдых является значимой частью комплекса мер по интеграции людей с инвалидностью в общество [3]. В Европе совершенствуется система инклюзивного отдыха, которая в России широко не распространена.
На сегодняшний день в России для отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья используются узкоспециализированные учреждения, не способствующие социализации и полноценной реабилитации. С другой стороны, такая сегрегация не способствует формированию толерантного отношения сверстников к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Детский инклюзивный лагерь является местом, способствующим отдыху и оздоровлению с помощью включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, не имеющих таких ограничений. Действующая нормативно-правовая база обязывает детские оздоровительные учреждения соблюдать установленные требования в федеральных законах, Гражданском кодексе Российской Федерации, отмечают Д.А. Игнатюшина, Е.Г. Теличева [5].
Идея инклюзивного лагеря, по мнению А.М. Портнягиной и В.А. Ковальчук, состоит в интенсивном общении и взаимодействии людей, которые в обычной жизни сталкиваются редко. Условия лагеря позволяют создавать инклюзивную среду для детей с ограниченными возможностями, включающую площадки для творчества, общения, спорта и отдыха, способствующую избавлению от комплексов в компании ребят с разным уровнем умственных, физических возможностей, достижению ими более высокого уровня функциональной активности, возможности реализации себя как полноценного члена общества [9].
Детский лагерь, в котором одновременно отдыхают и оздоравливаются дети-инвалиды и их здоровые сверстники, становится для первых важным средством социализации, а общение выступает стимулом развития личности ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального и физического) [10].
Поэтому организация инклюзивных смен в детском лагере - необходимость в условиях современного общества. В виду социальной ограниченности, вызванной различными видами заболеваний, для детей с ОВЗ пребывание в летнем лагере совместно со здоровыми детьми является очень значимым событием. Им важна оценка, реакция здоровых детей на их поведение, действия, возможности. Важна также эмоциональная поддержка и готовность прийти на помощь. Именно это играет главную роль в интеграционном процессе, отмечает М.Р. Новодворцева [7].
Однако, имеют место ситуации, когда здоровые дети не готовы принять детей с ограниченными возможностями, возможно, в силу своей неосведомленности об особенностях этих детей, либо в силу своих личностных качеств (отсутствие эмпатии, жестокосердие, брезгливость). При помощи последовательной системы мероприятий, проводимых в лагере, может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов, но и создание возможностей для этих детей в достижении социальной интеграции и адаптации к жизни в обществе. Это и создает возможность для детей с ограниченными возможностями быть счастливыми и находить цель и смысл жизни.
Детям с ограниченными возможностями в обычных условиях редко удается выразить себя. А в лагере через внутриотрядные, общелагерные мероприятия и мастерские они самораскрываются и самоутверждаются. И.Е. Декман утверждает, что при правильной постановке и организации общелагерного взаимодействия у детей повышается самооценка, появляется стимул к раскрытию и реализации своего потенциала, стимул к творчеству [2].
В России пока практически не существует по-настоящему полных инклюзивных смен, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми. Одним из первых организаторов инклюзивных смен стало московское туристическое агентство ГАУК «Мосгортур». В отличие от благотворительных фондов и общественных организаций «Мосгортур» специализируется непосредственно на реализации инклюзивных смен в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), расположенных на территории 13 субъектов РФ [2]. «Мосгортур» с 2015 года организует и проводит в ДОЛ инклюзивные смены для детей: с ментальными нарушениями; нарушением работы опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Главной целью лагерных смен специалисты «Мосгортура» ставят социальную интеграцию особенных детей в среду обычных сверстников, где должны быть созданы условия для успешной адаптации детей и выработки у них навыков самостоятельности в быту. Важно, что для многих детей эти смены становятся первым опытом жизни вне дома, без сопровождения родителей и родственников. Тематические программы смен специально адаптированы таким образом, чтобы вовлекать в процесс и обычных, и особенных детей - все образовательные и творческие занятия ориентированы на сочетание отдыха, активности и развития. Работают с особенными детьми специально подготовленные вожатые и специалисты по инклюзивному отдыху: специальные психологи, дефектологи и коррекционные педагоги [4].
С целью изучения готовности будущих выпускников факультета психологии и педагогики ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», прошедших обучение по программе «Основы вожатской деятельности», к работе в оздоровительном лагере с инклюзивными сменами пребывания, было проведено эмпирическое исследование.
Готовность будущего педагога-психолога к работе в детском лагере, по мнению Н.Е. Четверговой, включает следующие 3 компонента, которые легли в основу диагностики уровня готовности бакалавров 3 и 4
курсов психолого-педагогического направления подготовки к работе в условиях детских оздоровительных лагерей: когнитивный, эмоциональный и практический.
Исследование проводилось в группе из 35 студентов-бакалавров 2, 3 и 4 курсов, проходящих обучение по профилю Психология и педагогика инклюзивного образования. Отметим, что все без исключения студенты имеют опыт работы в лагере в качестве вожатого. Дисциплина «Основы вожатской деятельности» изучается по учебному плану профиля Психология и педагогика инклюзивного образования на факультете психологии педагогики МГГЭУ в четвертом семестре, после прохождения дисциплины «Теория обучения и воспитания». Готовность студентов к профессиональной деятельности оценивалась балльной системой. Студентам была предложена анкета, включающая вопросы о логике смены в лагере, психолого-педагогических технологиях, эффективных для работы в детском коллективе, законах безопасности детей в лагере, нормативно-правовых основах профессиональной деятельности вожатого и пр. Разработаны критерии, на основании которых определены уровни сформированности готовности будущего педагога-психолога к работе в условиях летнего оздоровительного лагеря (низкий, средний, высокий), включающие знания, умения и навыки в сфере организации летнего отдыха детей.
В течение семестра были организованы лекционные и практические занятия, выходы в школы для проведения отдельных коллективных творческих дел и событий. Студенты участвовали в планировании, организации и проведении концертов, тренингов, конкурсов, игр-путешествий и т. д. Постепенно менялось их эмоциональное отношение к учебным занятиям, проходившим в форме дискуссии, концерта, «огонька». Студенты учились оценивать своих согруппников на предмет знаний психолого-педагогических технологий работы в инклюзивной группе, вклад каждого в планирование коллективных творческих дел для детей с нарушениями развития, получали навыки проведения коллективных форм работы и проявляли личную ответственность за результат общего труда. Они формулировали «законы» для своей группы и возможные «законы» для детей в лагере. Интенсивность изучения дисциплины, погружение студентов в особую коррекционно-развивающую среду позволили провести их анкетирование до и после прохождения практики в условиях лагеря с инклюзивными группами с целью выявления профессионально-личностной готовности бакалавров к работе в условиях детских оздоровительных лагерей.
Результаты эксперимента до и после прохождения практики на базе летнего оздоровительного лагеря отражены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей профессионально-личностной готовности будущих педагогов-психологов к работе в условиях детского оздоровительного лагеря до и после прохождения практики на базе лагеря
от Мосгортура
Показатель готовности Этапы эксперимента Уровень готовности, %
Низкий Средний Высокий
Когнитивная До лагеря 4/11,4 14/40 17/48,6
После лагеря 3/8,6 8/22,8 24/68,6
Эмоциональная До лагеря 5/14,3 4/11,4 26/74,3
После лагеря 3/8,6 18/51,4 14/40
Практическая До лагеря 15/42,9 8/22,9 12/34,2
После лагеря 5/14,3 14/40 16/45,7
Согласно данным, представленным в таблице 1, отмечается позитивная динамика в развитии когнитивной и практической готовности студентов к работе в лагере: возросли значения показателя «высокий уровень» когнитивной готовности на 20%, с 68,6% до 48,6% респондентов, однако следует уточнить, что в процессе изучения дисциплины у студентов наблюдалось более критическое отношение к собственным знаниям (сказались и результаты анкетирования, и оценки сокурсников и преподавателя). Студенты более высоко оценивают свои знания о возрастных особенностях детей, о способах организации коллективной деятельности, о должностных обязанностях вожатого, особенностях работы с детьми, имеющими недостатки развития.
Практическая готовность студентов к условиям работы в оздоровительном лагере претерпела следующие изменения: показатели низкого уровня уменьшились с 42,9% до 14,3%, среднего уровня возросли с 22,9% до 40%, высокого уровня с 34,2% до 45,7%. Студенты выполняли самую разнообразную работу по организации быта детей, контролировали выполнение санитарно-гигиенического режима, создавали временный детский коллектив, организовывали коллективные творческие дела, проводили различные виды игр и т.д. с учетом особенностей детей с нарушениями развития, организовывая психолого-педагогическое взаимодействие и общение детей в летнем лагере, решая конфликты, корригируя нарушение дисциплины.
В отношении эмоциональной готовности к условиям работы в оздоровительном лагере следует заключить, что ее характер изменились следующим образом: показатели «низкого уровня» уменьшились с 14,3% до 8,6% респондентов, среднего уровня возросли с 11,4% до 51,4% респондентов, высокого уровня с 73,4% до 40%. Эти студенты понимают трудности, возможные риски профессиональной деятельности вожатого, реально оценивают собственные силы, это вызывает у них некоторую озабоченность, тревогу, что, несомненно, сказывается на эмоциональном отношении к предстоящей практике в лагере (высокий уровень эмоционального отношения резко сократился). При этом в своих ответах на вопросы анкеты студенты выражают ценностное отношение к детям, желание работать в лагере.
Позитивный настрой студентов на прохождение практики отметили и преподаватели: студенты «прожили» с увлечением свою собственную смену в лагере. В ходе исследования выявлено, что уровень профессионально-личностной готовности студентов значительно возрос, о чем свидетельствуют сравнительные данные результатов. Количественные и качественные показатели готовности студентов к работе в условиях детского оздоровительного лагеря, полученные до и после прохождения практики на подтвердили эффективность проводимой работы и необходимость ее включение в содержание профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.
При прохождении педагогической практики на базе лагерей с инклюзивными сменами студенты выполняли задание, в ходе которого провели опрос детей с ОВЗ и инвалидностью. В опросе приняли участие 40 детей ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных нозологических категорий. Результаты опроса детей представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты опроса детей с ОВЗ и инвалидностью по окончанию смены в лагере
Выводы. Педагогическая практика способствовала повышению профессионально-личностной готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью по всем показателям. Проведенный опрос этих детей показал реальные сложности, которые могут возникнуть в инклюзивной смене лагеря и позволил сформулировать рекомендации для специалистов, работающих на лагерях с инклюзивными сменами. К ним можно отнести следующие: разъяснительная беседа с детьми; четкое соблюдение правил поведения; создание «ситуации успеха»; расширение сферы самостоятельности этих детей; создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества; создание условий для познавательного и развивающего отдыха; обеспечение возможности для творческой самореализации; наличие необходимого оборудования, исходя из индивидуальных потребностей и нозологии дефекта, а также дидактических материалов, отвечающих потребностям детей с ОВЗ и инвалидностью; своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния, проведение реабилитационных мероприятий.
Литература:
1. Горошкина С.М., Дружинина И.Е. Особенности формирования архитектурной среды инклюзивного отдыха детского лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - Т. 11. - № 1. - 2021. - С. 134-143.
2. Декман И.Е.Особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных лагерях // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 6 (35). - С. 173-180.
3. Заярская Г.В., Фодоря А.Ю. Государственная социальная политика в сфере инклюзивного детского отдыха // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Мат-лы IX Междун. научн.-практ. конфер., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне / Отв. редактор Ю.Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ, 2020. - С. 114-117.
4. Заярская Г.В., Фодоря А.Ю., Ревуцкая А.О. Инклюзивные смены в детских оздоровительных лагерях для детей-инвалидов и детей с ОВЗ: трудности и перспективы (на примере ГАУК «Мосгортур») // Социальная политика и социология. - 2020. - Т. 19. - № 3. - С. 58-66.
5. Игнатюшина Д.А., Теличева Е.Г. Организация инклюзивной смены для детей с ограниченными возможностями (на базе ДСОЛ им. Горького) // Ученые заметки ТОГУ. - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 511-518.
6. Ильина Л.А. Состояние и проблемы развития детского отдыха на современном этапе // Научный вестник МГИИТ, 2010. - № 4. - С. 23-28.
7. Новодворцева М.Р. Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря // Теория и практика образования в современном мире: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: СатисЪ, 2014. -С. 211-213.
8. Оргина Е.В. Структура детского отдыха и основные показатели его развития // Вестник СГУТиКД. -2011. - № 2 (16). - С. 68-77.
9. Портнягина А.М., Ковальчук В.А. Детский оздоровительный лагерь - территория инклюзивного пространства // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: Мат-лы III Междунар. научно-практ. конфер. (г. Красноярск, 22 ноября 2019). - Красноярск: Сибирский гос. ун-т науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, 2019. - С. 96-99.
10. Потемкина Г.В. Условия и механизмы оптимизации процесса формирования коммуникативных умений у подростков во временном детском коллективе // Начальное образование на рубеже XXI века: основные тенденции развития: Тезисы докладов. - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. - С. 208-210.
11. Четвергова, Н.Е. Формирование готовности будущего учителя к работе в летнем детском лагере: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. - 206 с.
Психология
УДК 159.9
доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук Вадурина Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Цатурян Марина Оганесовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению личностных детерминант готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Обобщены результаты эмпирического исследования, направленного на проверку предположения о возможных различиях в проявлении тревожности и направленности личности у студентов с различным уровнем готовности к осуществлению профессиональной деятельности как фактора, определяющего их личностный успех.
Ключевые слова: личностные детерминанты, готовность к профессиональной деятельности, тревожность личностная, направленность личности, личностный успех.
Annоtation. The article presents the results of a study devoted to the study of the personal determinants of the readiness of modern students to carry out professional activities. The results of an empirical study aimed at testing the assumption of possible differences in the manifestation of anxiety and personality orientation in students with different levels of readiness for professional activity as a factor determining their personal success are summarized.
Keywords: personal determinants, readiness for professional activity, personal anxiety, personality orientation, personal success.
Введение. Нестабильность экономической и социально-политической ситуации в современном обществе, активные, порой непредвиденные, изменения во всех сферах жизни человека требуют от него постоянного самоопределения, как личностного, так и профессионального.
Актуальность исследования определяется тем, что этап перехода от юношества к молодости является именно тем периодом в развитии индивида, когда ему необходимо определиться с выбором профессиональной деятельности после получения соответствующего образования, проанализировав свои личностные качества и ключевые возможности. Молодые люди, завершающие обучение в вузе и вступающие в полноценную профессиональную жизнь, зачастую демонстрируют отсутствие готовности к реализации практических задач в выбранной профессиональной сфере, что может быть обусловлено как внешними обстоятельствами, так и внутренними личностными детерминантами. В свою очередь, личностная неготовность к осуществлению осознанного профессионального выбора может оказывать прямое влияние на личностный успех в будущем.
Согласно Закону РФ «Об образовании» одной из стратегических задач общего образования является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. Следовательно, профессиональная осознанность может рассматриваться в качестве базы формирования определенной профессиональной готовности к осуществлению профессиональной деятельности в той или иной сфере. Однако, заканчивая обучение в вузе, не все выпускники имеют четкое осознание и понимание собственных профессиональных целей и ценностей, в недостаточной мере обладают способностью прогнозировать связь выбранной профессиональной сферы со своим личностным потенциалом.
Изучением готовности к выбору профессии занимались такие отечественные ученые, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, А.П. Чернявская и др. Особенности формирования направленности личности рассматривались следующими авторами: Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном и др. Исследователи подчеркивают, что формирование высокого уровня готовности человека к осуществлению профессиональной деятельности и осознания им своих личностных качеств на