Оригинальная статья / Original article УДК 721
DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2021 -1 -134-143
Особенности формирования архитектурной среды инклюзивного отдыха детского лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья
© С.М. Горошкина, И.Е. Дружинина
Иркутский национальный исследовательский технический университет,
г. Иркутск, Россия
Резюме: Цель - выявление основных направлений развития архитектурной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также поиск возможности внедрения безбарьерной среды в образовательно-развлекательное пространство. Статистические данные о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья могут служить обоснованием необходимости включения инклюзивных смен в учреждения отдыха детей, организации особых архитектурных и ландшафтных решений для комфортного отдыха данных детей вместе с другими. Критерии комфортного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья были выявлены на основе анализа психологических особенностей и особенностей развития разных нозологических групп. При таком подходе особую роль играют психологические триггеры, совместимость которых будет анализироваться в дальнейшем. Главным принципом и методом изучения внедрения «особых» архитектурных решений в общественное пространство является синергетика. С позиции синергетики любое архитектурное пространство представляет собой, в первую очередь, систему, постоянно изменяющуюся от какого-либо внешнего или внутреннего воздействия - это схоже с поведением живого организма. На основе выявленных особенностей и критериев среды для детей-инвалидов была составлена таблица с краткой характеристикой организации архитектурных пространств. Предложены варианты комфортного размещения детей в помещениях для сна и отдыха инклюзивного лагеря, исходя из социальных факторов. Изучена потребность населения Иркутской области в создании мест отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам исследований установлена возможность совмещения зон для детей с разными типами инвалидности в одном пространстве, а также возможность совместного отдыха здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Описанными в статье методами и принципами организации пространства можно руководствоваться при проектировании инклюзивных лагерей.
Ключевые слова: инклюзивный отдых, безбарьерная среда, организация пространства, дети с ограниченными возможностями здоровья
Для цитирования: Горошкина С.М., Дружинина И.Е. Особенности формирования архитектурной среды инклюзивного отдыха детского лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 1. С. 134-143. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-134-143
Architectural environment for an inclusive camp for children with disabilities
Sophia M. Goroshkina, Inna E. Druzhinina
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia
Abstract: The aim of this paper was to identify the main directions in the development of architectural environment for children with disabilities and to determine the possibility of implementing a barrier-free environment in the educational and recreation space. Statistical data on the number of children with disabilities can serve as a basis for justifying the introduction of inclusive camp shiftsand special architectural and landscape solutions for the joint recreation of healthy children and those with disabilities. The criteria for creating comfortable conditions for children with disabilities were identified on the basis of an analysis of psychological features and developmental delays of various nosological groups. Within this approach, psychological triggers play an important role, the compatibility of which will be studied in future research.Synergy is the main principle and method for implementing specific architectural con-
ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021
134 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 134-143 '34 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 134-143
cepts, from the standpoint of which any architectural space can be considered as an ever-changing system, similar to the behaviour of a living organism. The features and criteria of the environment for children with disabilities have made it possible to compile a list with a brief description of the arrangement of architectural spaces. Taking into account social factors, options for a comfortable accommodation of children in the rooms for sleeping and recreation in an the inclusive camp were proposed. The demand in the Irkutsk region for recreation facilities for children with disabilities was studied. On this basis, the possibility of combining zones for children with different types of disabilities in the same space was established. In addition, the prospects for joint recreation of healthy children and children with disabilities were revealed. When designing inclusive camps, the methods and principles of space organization described in the article can be used.
Keywords: inclusive recreation, barrier-free environment, organization of space, children with disabilities
For citation: Goroshkina SM, Druzhinina IE. Architectural environment for an inclusive camp for children with disabilities. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2021; 11 (1):134—143. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-1-134-143
Введение
Число детей-инвалидов в мире растет с каждым годом. По сведениям ВОЗ, 1,4 млн детей являются необратимо слепыми, более 1 млн имеют нарушение слуха, 660 тыс. с ДЦП. В Российской Федерации, по данным статистики, число детей-инвалидов составляет 707 тыс., а это на сегодняшний день около 2% от общего количества детей в стране. По данным Росстата на 02.04.2020,
численность детей-инвалидов по Иркутской области составляет 12 800 чел. (рис. 1 и 2).
Для инклюзивного отдыха в России предназначено около 12 официально зарегистрированных лагерей. В Иркутской области 5 лагерей готовы к организации инклюзивных смен. Ощущается острая нехватка зон совместного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обычных детей, в том числе и в нашем регионе.
6 614
2 426 2 857
908 ■
0-3 лет 4-7 лет S-14 лет 15-17 лет
Рис. 1. Количественное соотношение детей с ограниченными возможностями здоровья по возрасту.
Показатели Иркутской области Fig. 1. The quantitative ratio of children with disabilities by age. Indicators of Irkutsk region
Детский лагерь - это особенная среда, которая погружает ребенка в тематику и информационное разнообразие смены. Дети не занимаются одной дисциплиной по расписанию, они рассматривают некую область знаний комплексно, а занятия проходят разнообразно: от тренингов до фестивалей.
В Европе совершенствуется система инклюзивного отдыха, которая в России широко не распространена. Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство обязано оплачивать путевки детям с ограниченными возможностями здоровья, только незначительное количество лагерей и баз отдыха имеют соответствующую инфраструктуру.
Инклюзивный детский отдых - отдых, основанный на внедрении детей с ОВЗ в окружение сверстников, не имеющих отклонений здоровья. Инклюзия является значимой частью комплекса мер по интеграции людей с инвалидностью в общество.
Том 11 № 1 2021
с. 134-143 Vol. 11 No. 1 2021 pp. 134-143
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
ISSN 2227-2917
(print) 135 ISSN 2500-154X 135 (online)_
Рис. 2. Число детей с ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области Fig. 2. Number of children with disabilities in Irkutsk region
Методы
На основе синтеза эмпирических и теоретических исследований разных авторов1 [1-14] предлагаются два подхода к формированию инклюзивного отдыха детей.
Кроме основных положений об инклюзивном отдыхе в основе каждой смены должен лежать ряд правил. Например, от общего числа участников смены дети с особенностями должны составлять до 10%. Минимум 90% мероприятий должны быть проведены с участием детей-инвалидов. Количество отрядных сборов для рефлексии должно быть увеличено до трех-четырех в виде коротких брифингов в течение дня, во время которых проходит обсуждение проведенных и предстоящих мероприятий. В концепции проведения концертов и праздников важен акцент на коллективную деятельность детей.
Рассмотрим основные и вспомогательные инструменты формирования пространства для детей с ОВЗ.
Детям с нарушением сенсорных функций, а именно зрения, в распознавании окружающей среды помогают вербальные и тактильные сигналы. Это ярко выраженные текстуры и формы, температурные изменения, вибрации и прочее. Поэтому необходимо использовать материалы, отличающиеся по типу и текстуре, гасящие яркие блики, чтобы облегчить ориентацию и предотвратить травмы, устранить острые углы и минимизировать количество пре-
пятствий, но при этом философия всего проекта фокусируется на перемещении. В кружковых помещениях окна должны быть расположены выше уровня глаз, чтобы обеспечить непрямой свет, который не будет отвлекать детей с остаточным зрением. Изменив тактильные свойства поверхностей на пути посетителей, можно обеспечить своеобразные ключи для ориентирования.
Слабослышащие и глухие дети быстро утомляются, поскольку полное восприятие информации ложится на зрительный канал. Для развития перцепции пользуются приемами разной степени обобщенности. Яркие, отчетливые, не сложные изображения - для привлечения внимания, нюансные, логичные и более сложные - для тренировки произвольного внимания, что делает пространство более разнообразным.
Для детей этой категории характерна восприимчивость к звуковым сигналам низких и инфранизких частот. Применение вибрационных сигналов может оказать существенную помощь в адаптации слабослышащих и глухих в окружающем пространстве.
Дети с задержкой психического развития в раннем возрасте четко различают только красный и синий цвета, позже к ним добавляются желтый и зеленый. Они тяжело идентифицируют разницу между белым и черным цветом. Поэтому в отделке помещений, где находятся дети с психической задержкой развития, предпочтительно использовать красные и синие цветовые сочетания для актив-
1Философия независимой жизни. Практические шаги инклюзии / сост. Е.А. Печерских. Самара: 21 век, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://songo63.ru/lib/wp-content/uploads/2018/03/filosofia_nezav_jizni_2015.pdf (16.01.2020);
Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 480 с.;
Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учеб. пособ. М.: ВОС, 1982. 123 с.; Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособ. М.: Владос, 2011. 167 с.;
Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. 464 с.;
Monica Ponce De Leon. How The Disabilities Act Has Influenced Architecture [Электронный ресурс]. URL: https://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=128778558 (16.01.2020).
Том 11 № 1 2021
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 134-143 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _pp. 134-143
ISSN 2227-2917 136 (print)
136 ISSN 2500-154X (online)
ной деятельности, и наоборот, сочетания белого, черного и серые оттенки главным образом применять в помещениях, предназначенных для отдыха и спокойной деятельности.
Организация пространства для детей с расстройством ума отличается своей спецификой. Апперцепция пространства у таких детей может затрудниться из-за большого количества объектов, отсутствия композиционного центра, наличия незнакомых форм, резких сценарных изменений в пространстве. Они обладают плохой координацией движений и ориентацией. При этом дети с умственными отклонениями способны распознавать простые объекты и контрастные цвета [1].
В данном случае для организации жилых зон используются простые формы, без острых углов, с минимальным набором предметов, с привычной для детей цветовой гаммой.
При переходе пространства одного помещения в другое не следует создавать цветовую или композиционную преграду, психологически негативно воздействующую на ребенка. Транзитные коммуникационные пространства (коридоры) необходимо выполнять в простых понятных формах с применением контрастных цветовых решений.
Принципы организации пространства для детей с ограниченными возможностями
Для повышения качества среды и поддержания эмоционального состояния детей с ОВЗ в детском лагере необходимо придерживаться основных архитектурных принципов, учитывающих особенности восприятия окружающего мира такими детьми.
Создание безбарьерной среды является неотъемлемой частью проектирования инклюзивного лагеря. Такое пространство должно быть интересным и привлекательным не только для детей-инвалидов, но и для здоровых детей, чтобы обеспечить качественную интеграцию.
Главной задачей архитектора или дизайнера, создающего объект для инклюзивного отдыха, является сбалансированное сочетание специальных средств и приемов с привычными для здоровых детей. Поэтому безбарьерную среду следует создавать не просто удобной и комфортной, но еще и разнообразной, насыщенной, адаптированной к условиям окружения.
Том 11 № 1 2021
с. 134-143 Vol. 11 No. 1 2021 pp. 134-143
С точки зрения восприятия окружающей среды у разных нозологических групп нередко бывают похожие проблемы. Можно выделить такие принципы формирования архитектурной среды, которые будут применимы для нескольких видов инвалидности одновременно, таким образом, они бы положительно влияли на каждого ребенка. Выделяют несколько основных принципов: правильный выбор цвета; игра света и тени; использование текстур и фактур; сценарии маршрутов; разнообразие пространств; контакт с живой природой; акцентирование; безбарьерная среда. Остановимся подробнее на каждом из них:
1. Использование цвета для четкой навигации и выделения элементов интерьера является первым принципом организации инклюзивного отдыха. Контрастные цвета (красный и синий, желтый и зеленый в сочетании с белым) применяются при разделении фоновых и акцентированных элементов и предметов для повышения информативности и логики пространства. С помощью цвета дети смогут лучше различать объекты, их величины, плановость, так как объекты не будут сливаться с фоном. Предметы мебели, элементы навигации, обучающие визуальные средства и игрушки должны выделяться на фоне стен. Прием равно востребован как для интерьера, так и для экстерьера. Например, на территории лагеря можно выделять пешеходные дорожки, ведущие к разным объектам, элементы благоустройства на фоне зеленых насаждений, фиксировать цветом дверные проемы на фоне стен зданий.
2. Свет и тень способствуют формированию у детей с ОВЗ точек притяжения, выявляют особо важные зоны. Свет способствует положительному настроению и влияет на активность человека. Им выделяют важные ориентиры в пространстве помещения или на улице.
Зоны для игр или праздников, наполненные светом, повышают внимание, умственную и физическую активность. Общественные здания лагеря, например столовая или клуб, спортивное сооружение, могут выделяться формообразованием в общей концепции архитектурно-планировочной организации территории и являться основными ориентирами в пространстве среды.
Создание узоров на поверхностях, увлекательных сюжетов, которые можно достраивать в воображении, игра света и тени помогают разнообразить мир детей с ограниченными возможностями.
ISSN 2227-2917
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 137 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 13 ' _(online)_
3. Использование рельефных поверхностей и разных фактур в пространствах общих помещений и на территории лагеря необходимы для организации отдыха детей с нарушением зрения. Применение рельефной тактильной навигации маршрутов, дублирование надписей шрифтом Брайля, создание альтернативных игровых осязательных площадок поможет таким детям лучше ориентироваться в окружающей среде. С другой стороны, элементы безбарьерной среды инклюзивного лагеря должны логично продолжать привычные для детей с нарушениями зрения приемы тактильной навигации из повседневной жизни.
4. Организация маршрутов перемещения внутри зданий и на территории лагеря важна для детей с отклонениями в психике. Дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены частым изменениям психического состояния, поэтому пересечение большого потока людей в одном месте может привести к панической атаке и стрессу ребенка, оказавшегося внутри активного движения. Разделив движение на потоки с помощью зонирования, можно создать для ребенка в нестабильном эмоциональном состоянии буферную зону и возможность беспрепятственного перемещения.
5. Многообразие пространств, где находятся дети (простых и более сложных, наполненных и свободных, с акцентными элементами и без них, светлых и с приглушенным освещением, ярких и в спокойных тонах) позволяет разным группам детей найти свою комфортную зону пребывания. В условиях детского лагеря, деятельность которого направлена на образование, отдых и развлечение детей, нужно предусматривать несколько разных по виду деятельности пространств. Для эмоциональной разгрузки и изучения чего-либо ребенку требуется простое, спокойное пространство, где он сможет сосредоточиться или психологически отдохнуть. А для активной деятельности подойдет насыщенное цветом и объектами пространство [1].
6. Взаимодействие с живой природой оказывает положительный эффект на эмоциональное и психофизическое состояние детей. Особенно благоприятно на детей с различными заболеваниями влияет вода. Синтез архитектуры и природы в виде зеленых «островков», фонтанов и бассейнов, зеленых и живых уголков внутри зданий и
на территории лагеря, панорамные окна с видом на природный ландшафт в основном решают эту задачу. Такие зоны должны обеспечивать проведение познавательных, развивающих и реабилитационных занятий, стимулировать самопознание и изучение устройства мира, способствовать творчеству детей всех категорий.
7. Организация системы четких и понятных ориентиров в виде акцентов: контрастных элементов и центров композиции пространства, благодаря которым детям легче ориентироваться в пространстве и воспринимать общую картину [1]. Для четкой ориентации на территории лагеря для детей с отклонениями развития нужны явные доминанты. Поскольку дети с ОВЗ лучше всего воспринимают пространство с четким композиционным центром, акценты должны быть логично расположены и просматриваться с любой точки территории. Такими ориентирами могут быть высокие яркие флаги на основных зданиях и флагштоки, характерная форма крыши зданий, деревья-солитеры с ярко выраженной формой кроны, стела, скульптура или другая вертикальная композиция малых форм, элементов благоустройства территории.
8. Вся территория лагеря и устройство планировки зданий для инклюзивного отдыха должны соответствовать всем нормативам безбарьерной среды, действующим сегодня в Российской Федерации. Эти требования в детских учреждениях должны соблюдаться особенно тщательно и могут быть реализованы различными способами, быть яркими и привлекательными, не вызывать стеснения и отторжения у детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ часто имеют ярко выраженные проблемы личностного характера, чаще обычных детей подвержены депрессиям, поскольку видят разницу между собой и здоровыми детьми. Специальные средства мобильности этих детей должны стать нормой общества, поэтому их дизайн должен быть переосмыслен и проработан. В детском лагере по такому принципу можно создавать разнообразные пандусы из необычных материалов, тропинки со специальным покрытием, которое может быть цветным, фактурные стены зданий, инновационные детские площадки и многое другое. Это нужно для того, чтобы дети с ОВЗ могли лучше адаптироваться в социуме [1]. Перечисленные архитектурные решения могут включаться в общественные пространства, взаимодействовать друг с другом и интегрироваться с окружением, становясь нормой для общества. Отдельные примеры представлены в таблице.
ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021
138 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 134-143 '38 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 134-143
Организация архитектурных пространств для психологической ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья
Organization of architectural spaces _ for psychological orientation of children with _ disabilities_
Принципы формирования архитектурной среды
Цвет
Свет и тень
Фактура
Маршрут
Реализация
Применение контрастных цветов (красного, синего, жёлтого, зеленого в сочетании с белым) для ориентации в пространстве
Формируются точки притяжения и подчеркиваются особо важные зоны
Использование рельефных поверхностей и разных фактур
Два сценария передвижения
в пространстве (для активного и пассивного)
Примеры
Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917
с. 134-143 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 139
Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 139
pp. 134-143 (online)
Продолжение таблицы
Принципы формирования архитектурной среды
Тип пространства
Элементы природы
Доминанты и акценты
Дизайн
Реализация
Простые лаконичные формы с неяркими цветовыми решениями и сложные с насыщенной палитрой цвета
Внедрение зеленых «островков» и водоемов в объемное пространство
Ориентиры в виде акцентов
Осмысление дизайна специальных средств
Примеры
ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021 140 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 134-143
140 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 134-143
Результаты и их обсуждение
На сегодняшний день в России для отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья используются узкоспециализированные учреждения, не способствующие социализации и полноценной реабилитации. С другой стороны, такая сегрегация не способствует формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ. Можно выделить два основных сценария организации инклюзивного отдыха детей: совмещение помещений для отдыха и проживания здоровых детей и детей с ОВЗ в одном блоке; разделение здоровых детей и детей с ОВЗ по разным блокам с общими пространствами для приема пищи, спорта и других функций. В случае, когда помещения для отдыха и проживания располагаются в одном блоке, нужно разбить блок на две части таким образом, чтобы в одной проживали здоровые дети в стандартных комнатах, а в другой дети с ОВЗ в специализированных комнатах с постоянным наблюдением. Такой вариант благоприятнее всего скажется на интеграции и социализации детей. Также с экономической точки зрения данный сценарий является менее затратным.
Другим вариантом может быть размещение детей в разных блоках. Один блок предназначен для здоровых детей, он же самый большой, а в другом блоке проживают и отдыхают дети с ОВЗ. Однако в таком случае мы неминуемо сталкиваемся с сегрегацией. Чтобы избежать такой проблемы, важно предусмотреть блок для общего пребывания детей, например клуб-столовая или кружковые помещения. В дополнение к этому, блоки для детей с ОВЗ не должны быть отчужденными в схеме общей застройки и отличаться визуально. Рассматривая особенности организации пространств, можно заметить, что детям с нарушением слуха комфортней и интересней находится в сложном, разнообразном пространстве, а детям с расстройством ума, напротив, важна простота и логичность. Поскольку требования к пространствам для детей с нарушением слуха и детей с расстройством ума являются конфликтующими, при проектировании зданий для общего их пребывания лучше предусмотреть несложные коммуникации (коридо-
ры и холлы), но с разнообразными текстурами, что также будет полезно и для слабовидящих детей. Игровые зоны в таком случае лучше разделить. Отдельные же помещения для длительного пребывания (кружковые помещения, учебные аудитории) должны отвечать конкретным требованиям для каждой группы по нозологии. Если обратить внимание на особенности слабовидящих детей, то стандартные окна в помещениях могут причинять им дискомфорт, поэтому окна нужно размещать выше уровня глаз ребенка. В аудиторных и кружковых помещениях для совместных занятий детей с ОВЗ данная особенность допустима, если освещенность комнаты при таком расположении окон будет соответствовать нормам. С другой стороны, чтобы не лишать других детей полезного панорамного вида на зеленые насаждения, можно поделить аудиторию на две световые зоны таким образом, чтобы свет из панорамных или обычных окон не мешал детям с нарушением зрения.
Таким образом, несколько особенностей формирования пространства можно совместить в одном помещении.
Заключение
Проведя исследования в области организации пространств для детей-инвалидов, можно сделать вывод, что в России и в Иркутской области включительно не хватает учреждений совместного развития и отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья. Растущее число детей с ОВЗ усугубляет проблему. Создание комфортной среды для инвалидов - это сложный, требующий внимания к деталям, процесс. Все архитектурные решения напрямую зависят от разнообразия диагнозов и их особенностей. Работа с такими пространствами не должна сводиться к скучным серым формам, поскольку доступную среду можно и нужно рассматривать как полноценный предмет архитектурного проектирования с интересными и яркими деталями. С созданием среды по предложенным сценариям у детей с ОВЗ появится возможность общаться со сверстниками и реа-лизовывать свои интересы в расширенном комфортном сообществе. Это поможет особенным детям чувствовать себя полноценными и самостоятельными, а окружающим не оставаться отстранёнными от проблем общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хазиахметова Е.В., Ахтямов И.И., Ахтямо-ва Р.Х. Принципы организации архитектурного пространства для детей с ограниченными возможностями // Известия КГАСУ.
2018. № 4 (46). С. 143-151.
2. Басангова Б.М. Классы инклюзии во Франции // Логопед. 2019. № 1. С. 49-52.
3. Танцюра С.Ю. Работа с детьми с ОВЗ в ус-
Том 11 № 1 2021
с. 134-143 Vol. 11 No. 1 2021 pp. 134-143
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
ловиях школьного обучения: опыт Франции // Логопед. 2019. № 1. С. 87-91.
4. Горностаев И.С., Бажибина Н.В. Особенности взаимодействия младших школьников с нарушением слуха и их сверстников с сохранным слухом // Логопед. 2019. № 1. С.84-87.
5. Бондарькова Ю.А. Сравнительное изучение динамики развития детей раннего возраста в зависимости от социальной ситуации // Дефектология. 2019. № 1. С. 14-21.
6. Афонькина Ю.А. Социальные проблемы инклюзивного образования лиц с ОВЗ, инвалидностью: монография. Мурманск: Изд-во Мурманского арктического государственного университета, 2018. 108 с.
7. Кателина А.А., Радченко Г.В. Специальное дефектологическое образование. Возможности организации инклюзивных смен в детском загородном лагере // XX юбилейные Царскосельские чтения: мат-лы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2016 г.). Санкт-Петербург, 2016. С. 251-254.
8. Овчинников В.В., Лосева Н.Г., Строни-на В.Д., Вязовкина М.В., Зинькевич И.П., Костина И.Л. [и др.]. Инклюзия в детском от-
дыхе. М.: Aegitas, 2018. 180 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ok-56.ru/uploads/files/ 2019/04/02/kniga-inklyuziya-v-detskom-otdyhe-pdf_1554145505.pdf (16.01.2020).
9. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррек-ционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998. 240 с.
10. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2012. 304 с.
11. Boys J. Doing Disability Differently: an Alternative Handbook on Architecture, Dis/Ability and Designing for Everyday Life. Routledge, 2014. 234 p. https://doi.org/10.4324/9781315777559
12. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. 2011. Вып. 5. С. 9-33.
13. Fredriksson J. Norm-creative Visualization in Urban Development // Research Project, 20162019. URL: https://research.chalmers.se/en/ project/7445 (16.01.2020).
14. Гайдук А.Р. Формирование образа зданий медицины // Academia. Архитектура и строительство. 2015. Вып. 4. C. 86-91.
REFERENCES
1. Khaziakhmetova EV, Akhtiamov II, Akhtia-mova RKh. Principles of architectural space organization for children with disabilities. Izves-tiya KGASU = News of the Kazan State University of Architecture and Engineering. 2018;4(46):143-151. (In Russ.)
2. Basangova BM. Classes of inclusion in France. Logoped. 2019;1:49-52. (In Russ.)
3.Tantsyura SYu. Working with children with disabilities in school conditions: the experience of France. Logoped. 2019;1:87-91. (In Russ.)
4. Gornostaev IS, Bazhibina NV. Working with children with disabilities in school conditions: the experience of France. Logoped. 2019;1:84-87. (In Russ.)
5. Bondar'kova YuA. Comparative study of dynamics of early age children development depending on social situation. Defektologiya. 2019;1:14-21. (In Russ.)
6. Afon'kina YuA. Social problems of inclusive education of persons with disabilities: monograph. Murmansk: Murmansk Arctic State University, 2018. 108 p. (In Russ.)
7. Katelina AA, Radchenko GV. Special defec-tological education. Opportunities for organizing inclusive shifts in a children's country camp. AX yubileinye Tsarskosel'skie chteniya: mat-ly mezhdunar. nauch. konf. 20-21st April 2016,
Sankt-Peterburg. Sankt-Peterburg, 2016. p. 251254. (In Russ.)
8. Ovchinnikov VV, Loseva NG, Stronina VD, Vya-zovkina MV, Zin'kevich IP, Kostina IL, et al. Inclusion in children's recreation. Moscow: Aegitas; 2018. 180 p. Available from: http://ok-56.ru/uploads/files/2019/04/02/kniga-inklyuziya-v-detskom-otdyhe-pdf_1554145505.pdf [Accessed 16th January 2021]. (In Russ.)
9. Plaksina LI. Theoretical foundations of correctional work in kindergartens for children with visual impairments. Moscow: Gorod; 1998. 240 p. (In Russ.)
10. Boskis RM. Deaf children with hearing impairment. Moscow: Sovetskii sport; 2012. 304 p. (In Russ.)
11. Boys J. Doing Disability Differently: an Alternative Handbook on Architecture, Dis/Ability and Designing for Everyday Life. Routledge, 2014. 234 p. https://doi.org/10.4324/9781315777559
12. Ermolaev DV, Zakharova IYu. An environmental approach in working with children with developmental disorders of the emotional sphere. Osobyi rebenok: issledovaniya i opyt pomoshchi. 2011;5:9-33. (In Russ.)
13. Fredriksson J. Norm-creative Visualization in Urban Development. Research Project, 20162019. Available from: https://research.chalmers.se/ en/project/7445 [Accessed 16th January 2021].
ISSN 2227-2917 Том 11 № 1 2021 142 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 134-143
142 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 1 2021 _(online)_pp. 134-143
14. Gajduk AR. Formation of the Image of Medical Buildings. Academia. Arkhitektura i
Сведения об авторах
Горошкина София Михайловна,
студент,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
Россия,
e-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8321-0817
Дружинина Инна Евгеньевна,
доцент, профессор кафедры архитектурного проектирования,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
Россия,
Se-mail:[email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0602-4364
stroitel'stvo = Academia. Architecture and construction. 2015; 4:86-91. (In Russ.)
Information about the authors
Sophia M. Goroshkina,
Student,
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia, e-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8321-0817
Inna E. Druzhinina,
Associate Professor, Professor of the Department of Architectural Design,
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia, He-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0602-4364
Заявленный вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Статья поступила в редакцию 23.12.2021. Одобрена после рецензирования 19.01.2021. Принята к публикации 21.01.2021.
Contribution of the authors
All authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.
Conflict interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.
The article was submitted 23.12.2021. Approved after reviewing 19.01.2021. Accepted for publication 21.01.2021.
Том 11 № 1 2021 ISSN 2227-2917
с. 134-143 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 143 Vol. 11 No. 1 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 143 pp. 134-143_(online)_