Лодкин А. Е.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
21. РАЗНОЕ
21.1. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Лодкин Александр Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Место работы: ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
Аннотация: Предметом данной статьи является изучение личности современного студента. Речь идет о роли изучения личности обучающего для совершенствования правовой подготовки в вузе, основываясь на диагностических данных, полученных в ходе проведенного исследования.
Ключевые слова: личность студента, ценности, ценностные ориентации, правовая подготовка.
THE STUDY OF PERSONALITY THE MODERN STUDENT AS A PREREQUISITE FOR LEGAL TRAINING IN THE HIGHER SCHOOL
Lodkin Alexander E., candidate of legal Sciences, associate Professor, Department of criminal law
Work place: the «Vologda state University» Vologda, Russia
Annotation: The subject of this article is to study the personality of the modern student. It is about the role of the study of personality training for the improvement of legal training at the university, based on the diagnostic data obtained in the course of the study.
Keywords: student personality, values, value orientation, legal training.
Сегодня востребован мобильный, инициативный, ответственный гражданин страны, живущий по её законам и созидающий ценности гражданского общества. Возрастание роли права в жизни общества требует знания основ российского права, дающих возможность будущему специалисту разбираться в потоке информации и применять ее для выполнения своих профессиональных функций, обладать правовой компетентностью в решении сложных задач.
Правовая подготовка, как важная составляющая профессионального образования студентов, осуществляется в Вологодском государственном университете и базируется на преподавании ряда учебных дисциплин: «Правоведение», «Гражданское право», «Административное право», «Хозяйственное право», «Трудовое право», «Муниципальное право», «Консти-
туционное право», «Правовое обеспечение инновационной деятельности», «Предпринимательское право», «Транспортное право» и др. Целью изучения правовых дисциплин является формирование у студентов основ права в новой социальной действительности [8;9].
Правовая подготовка в вузе представляет собой целенаправленный процесс формирования правовой компетентности и необходимых правовых качеств личности. Она направлена на формирование более глубоких специальных юридических знаний и умений, развитие правового мышления и сознания.
Правовая подготовка, составляющая профессионального образования, предполагает изучение личности современного студента как субъекта образовательной деятельности. Исследования, направленные на изучение обучающегося, являются, безусловно, актуальными.
Личность, как социальный феномен, - продукт исторического развития общества. Структурными единицами личности, позволяющими анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психологических побуждений, выступают ценности, установки, нормы как внешние регуляторы.
Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая служит ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей.
Следует отметить, что среди ученых отсутствует единая точка зрения в понимании термина «ценности». Так, по мнению В.Н. Кунициной, чью точку зрения мы разделяем, ценности -это в большей степени социологическое понятие, которое приобретает психологический смысл, в связи с анализом мотивов и поступков отдельной личности, это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек, общество. Как она считает, трудность исследования ценностей заключается в сложности перехода от изучения желаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, наличествующим в сознании структурам ценностей [4,256].
Функции ценностей разнообразны: они являются ориентиром жизни человека; необходимы для поддержания социального порядка, выступают, как механизм социального контроля; ценности воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.
Преимущественное предпочтение человеком одних ценностей другим отражается в ценностной ориентации личности. Следует отметить, что ценностные ориентации - сложная, ин-тегративная характеристика личности, изменения которой не могут быть достигнуты без воздействия на личность в целом. Если человек самоопределился в своих ценностях, он легче принимает решение в различных жизненных ситуациях. Для понимания субъективного мира человека, его предпочтений, поведения и выборов необходимо осмыслить пространство его ценностей.
Представляется целесообразным дать краткий обзор исследований по данной проблематике. Он показывает, что в 1970-1971 гг. под руководством В.А. Ядова было выполнено масштабное исследование ценностных ориентаций и сформулировано следующее положение: доминирующая направленность ценностных ориентаций четко фиксируется
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
5'2016
как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности [10].
Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Культурно-историческое изменение структуры и субъектной значимости ценностей выявлено методом контент - анализа в работе 1987 года, выполненной под руководством Э.Б. Ширяева на факультете психологии СпбГУ. Выявлено, что если в 30-50 годы ХХ века на первом месте - романтика и трудолюбие, то в 70-80-е годы ХХ века первое место заняли практичность и настойчивость [3].
Исследование И.В. Адеевой посвящено изучению ценностных ориентаций молодежи и характеру их изменений в современном российском обществе [1]. С 1992 года по 1993 год ею изучалась тема «Молодежь и будущее» в 6 регионах России. Она обнаружила, что произошло увеличение ценности индивидуального человеческого существования и уменьшение ориентации на широкую человеческую общность. Ценностным суждениям присущ альтернативный характер и плюрализм, ориентация на себя, достижение материального благополучия.
Ценностные ориентации студенческой семьи как основа адаптации в современных условиях изучались Т.В. Лодкиной и Н.Л. Пановой [5].
По инициативе И. М. Ильинского начато в 2000 году мониторинговое исследование «Российский вуз глазами студентов». Материалы этого ежегодного исследования публикуются в журнале «Знание. Понимание. Умение», отражающих ценностный мир российских студентов.
В этом аспекте Т.В. Лодкина, А.М Шмакова изучали ценностные ориентации и жизненные стратегии обучающихся по направлению «Менеджмент». Ими выявлялись трактовка понятия «ценность», личностно-значимые ценности, смысл жизни обучающихся [6].
Ценностные ориентации, идеалы молодежи исследовались Т.А. Четвериковой. Анализ суждений современных студентов (480 чел. гуманитарного факультета и факультета экологии) показал, что вновь востребованы ключевые ценности, свойственные российскому менталитету, - патриотизм, достоинство. Кроме того, значимыми для них являются такие ценности, как
- семья;
- друзья;
- здоровье;
- родители;
- доброта;
- честь;
- любовь;
- труд;
- справедливость [7, 19].
Нами изучались ценности, ценностные ориентации студентов 2-3 курсов, получающих правовую подготовку на ряде факультетов (экономический, электроэнергетический, инженерно-строительный, факультет промышленного менеджмента и инновационных технологий, факультет экологии), что позволило узнать мнение обучающихся о смысле жизни, отношение к ценностям и составить общую картину. Опрошено 548 студентов. Применялся комплекс методов исследования: опрос, беседа, ранжирование, методика незаконченного предложения, анализ творческих работ. Например, написание сочинений на темы: «Проблемы России и правовые способы их решения», «Актуальные вопросы права» и др.
Анализ сочинений свидетельствует о проблемах, которые волнуют обучающихся, что с их точки зрения необходимо из-
менить, как они ориентируются в современной действительности, каковы ценностные ориентации студентов. По мнению обучающихся, основные проблемы России следующие:
- плохое качество дорог;
- коррупция; взяточничество;
- налоговое бремя;
- низкие зарплаты;
- маленькие пенсии;
- сложности с трудоустройством;
- высокие цены на ЖХК;
- рост цен на продукты;
- экология;
- неуважительное отношение к природным ресурсам и неумелое их использование;
- моральная деградация общества;
- повышение уровня алкоголизации населения;
- девиантное поведение молодежи;
- миграция населения;
- платное образование;
- платная медицина;
- старение деревень;
- упадок сельского хозяйства;
- резкое расслоение общества;
- преступность.
100 % респондентов считают коррупцию главной проблемой. Каждый второй опрошенный отметил сложности с трудоустройством и плохое качество дорог.
Пути решения проблем ими предложены такие: «Все эти проблемы надо решать на законодательном уровне. Нужно ввести более суровые наказания. Если человек будет бояться закона, то вероятность того, что он будет нарушать его, очень сильно уменьшится»; «Я считаю, что нужно ужесточить систему наказаний и контроль за людьми, стоящих у власти и находящихся на руководящих постах и должностях. У руководства должны быть патриотичные, опытные, талантливые и перспективные люди»; «Я вижу, что первым шагом для решения этих вопросов нужно отказаться от западноевропейских привычек, выбрать свой путь развития»; « Одним из главных способов решения всех проблем в нашей стране - это полная модернизация политической сферы, но в первую очередь каждый человек должен понять, что изменение ситуации в стране зависит от него самого и его действий»; «Чтобы победить коррупцию, нужно обеспечить достойный уровень жизни, сделать доступнее жилье, медицину, повысить заработную плату. А для тех, кто ворует, нужно ввести смертную казнь как в Китае», «Факты коррупции должны выноситься на суд общественности»; «Необходимо ужесточить законы»; «Необходимо разработать полноценный национальный проект «Дороги России», выполнение которого постоянно бы контролировалось при адекватном финансировании со стороны государства и широком участии частных компаний» и др. Как явствует из сочинений, студентам небезразлична судьба страны, её будущее.
Полученные материалы позволяют сделать необходимые выводы для повышения эффективности юридических знаний и необходимости их применения в реальной практике.
Итак, под ценностью обучающиеся понимают: «самый главный приоритет в жизни; что-то очень важное в жизни человека, то, без чего невозможно существовать; все то, что дорого человеку». Они также отмечают, что «ценности нужны для того, чтобы у человека был стимул жизни; быть независимым, свободным; найти свое место в жизни».
Личностно-значимые ценности определялись методикой незаконченного предложения и методом ранжирования. Соглас-
Лодкин А. Е.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
но данной методике, их перечень (19): семья, свобода, вера в Бога, друзья, жизнь, образование, любовь к ближнему, Россия, любовь к Богу, мудрость, здоровье, жизненная цель, хорошая работа, деньги, карьерный рост, секс, еда, демократия, власть. Что касается обучающихся, то на первом месте у основной массы опрошенных стоят здоровье, семья. На втором месте по степени важности обозначены материальное благополучие и хорошая работа. Третье место занял спорт. Образование оказалось далеко не на первом месте. Недооценивается знание как терминальная ценность. Оно утрачивает свое значение как функция транслятора культуры, рассматривается как средство достижения профессионального статуса, заработка. Это совпадает с данными опроса уральского студенчества, где образование как фактор достижения жизненного успеха, отмечает лишь каждый третий респондент [2]. В собственных суждениях об отношении к образованию вологодские студенты пишут, что это «средство для достижения других целей», «возможность обеспечить себе материальный достаток», «стать высококвалифицированным специалистом», «способ самореализации». В желании хорошо зарабатывать по полученной специальности прослеживается связь экономического и профессионального статусов.
Опрос дал ценный фактический материал о понимании респондентами смысла жизни. На вопрос: «В чем Вы видите смысл своей жизни?»- ответы были получены следующие: « достичь успеха в карьере; быть свободным, помогать другим людям; быть востребованным на рынке труда; достичь высокого социального статуса; стать высококвалифицированным специалистом; осознать свое место в жизни; чувствовать себя защищенным; быть финансово обеспеченным; создать полноценную семью, чтобы продолжить род; получить хорошую профессию, чтобы в дальнейшем не было проблем с трудоустройством; вырастить детей и помочь в воспитании внуков; защитить животных; все лучшее передать детям; обеспечить себе стабильный материальный достаток в будущем; оставить след в истории страны». Обучающимся был задан и такой вопрос: «Можете ли Вы сказать, для чего живете сейчас?» Ответы получены такого содержания: «сейчас не могу сказать. Есть планы, цели, но к чему они приведут и какой будет результат, есть сомнения; живу для своих родных; чтобы после себя оставить след; завести крепкую семью; воспитывать своих детей; найти свое место в жизни».
Как показывает наше исследование, полученные результаты совпадают с исследованиями Т.В. Лодкиной, Т.А. Четвериковой, А.М. Шмаковой [6;7]. Мнения студентов разных вузов в основном близки по ряду позиций. Подробный анализ сочинений студентов свидетельствует, что при формировании собственного смысла жизни они уверены в своей способности управлять собственной жизнью, видят свое предназначение. Доля тех, кто так не считает, весьма незначительная.
Таким образом, анализ результатов дает возможность составить декларированный список ценностей студентов. Ими явились общепринятые нравственные человеческие ценности. В исследовании обнаружено, что наиболее актуализированными ценностями у обучающихся выступают семья, дети, здоровье, хорошая работа, материальная обеспеченность. Материальная обеспеченность, по мнению студентов, гарант жизненной стабильности. Как видно, ценностный мир обучающегося строится весьма на простых ориентирах.
Следует отметить, что у студентов верхние ступени иерархии жизненных ценностей занимают индивидуальные цен-
ности (семья, здоровье, любовь, независимость в поступках и суждениях).
Полученные данные позволяют представить социальный образ обучаемого и назвать параметры студента в качестве субъекта образовательного процесса: целенаправленное профессиональное самообразование, подготовка к конкуренции на рынке профессиональных услуг, проектирование перспективы роста и самоутверждения, активная жизненная позиция, правовая подготовка. Эти сведения могут быть использованы для разработки индивидуальных образовательных маршрутов и усиления качества правовой подготовки студентов.
Преподаватели имеют большие возможности стимулировать выработку отношений, взглядов на жизнь через учебные дисциплины, например, используя на занятиях беседы по правовой тематике, дискуссии, деловые игры, тренинги, ситуации, которые могут иметь место на практике, при решении социально-бытовых проблем, являющихся для студентов значимыми мотивирующими факторами. Например, представьте себе ситуацию «Вас обвинили в совершенствовании преступления, которого Вы не совершали. Ваши действия»; « «Вы идете по улице, и вдруг увидели драку. Ваши действия» и др. Содержанием этих форм обучения могут быть сведения, отражающие становление новых правовых отношений, появления в теории права новой терминологии.
При самостоятельном решении задачи понимание изучаемого учебного материала объективно воспринимается как наиболее высокий и завершенный этап работы. Это все в конечном итоге способствует правовой социализации обучающихся.
Таким образом, полученные результаты несут в себе прогностическую функцию. Они позволяют совершенствовать дальнейшую правовую подготовку личности студента.
Список литературы:
1. Адеева И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе: автореф. дис... канд. соц. наук.- М., 1995.
2. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества // Социологические исследования. - 2013.- № 2.- С. 58-68.
3. Бастрыкин А.И., Ширяев Э.Б. Мода, кумиры и собственное «Я».- Л.: Лениздат, 1988. - 173 с.
4. Куницина В.Н. Ценностно-нормативная система личности. Психология. - М.: Изд-во «Проспект», 2000. - С. 256-254.
5. Лодкина Т.В., Панова Н.Л. Ценностные ориентации студенческой семьи как основа адаптации в современных условиях // Вестник Северо-Западного отделения Российской Академии образования. Образование и культура Северо-Запада России. Выпуск 4.Университет: единство науки, образования и культуры. - С-Петербург, 1999. -С.207-214.
6. Лодкина Т.В., Шмакова А.М. Ценностные ориентации и жизненные стратегии обучающихся по направлению «Менеджмент» / Экономика. Управление. Образование. Сборник научных трудов. Выпуск II / Economy. Management. Education. Collection of proceedings. Issue II. -Вологда: ВФ МУБиНТ, 2015 г. - С.161 - 170.
7. Лодкина Т.В., Четверикова Т.А. Повышение статуса гуманитарного образования как социально гражданской ценности / Materials of the XII International scientific and practical conference, «Areas of scientific thought»,-2015/2016. Volume 7. Pedagogical sciences. Sheffield. Science and éducation LTD - С. 17-20.
8. Лодкин А.Е. Правовая подготовка студентов неюридических вузов. Теория и практика образования в современном мире: материалы V Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - Санкт-Петербург: Сатис Ъ, 2014.- vi.- С.236-238.
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
5'2016
9. Лодкин А.Е. Юридические знания в контексте формирования профессиональной компетенции студентов в вузе // Наука в современном информационном обществе. Материалы VII международной научно-практической конференции, 9-10 ноября 2015 г. В 3-х т. Т. 1., North Charleston, USA, 2015.- С. 232-236.
10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. - М., 1975.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата юридических наук, доцента Лодкина Александра Евгеньевича «Изучение личности современного студента как необходимое условие правовой подготовки в высшей школе»
Актуальность темы очевидна. Изменения в социокультурной ситуации в мировом сообществе, нашей стране приводят к изменению требований к личности человека. Сегодня востребован гражданин страны, живущий по законам и созидающий ценности гражданского общества. Это означает, что следует находить адекватные пути реализации социального заказа, в том числе возможностями высшей школы. Оно напрямую связано с правовым образованием.
Статья посвящена проблеме правовой подготовки обучающихся в системе высшего образования. Правовая подготовка в вузе представляет собой целенаправленный процесс формирования правовой компетентности и необходимых правовых качеств личности.
Развитие профессионального правового образования невозможно без изучения личности современного студента как субъекта образовательной деятельности. Исследования, направленные на изучение обучающегося, являются, безусловно, актуальными.
Автор показывает студента как субъекта образовательного процесса, его ценностный мир, ориентиры. Приводится диагностический материал, направленный на исследование аксиологической сферы личности, в частности, на изучение личностно-значимых ценностей и ценностных ориентаций, нужных для его правовой подготовки.
Полученные данные позволяют представить социальный образ обучаемого и назвать параметры студента в качестве субъекта образовательного процесса: целенаправленное профессиональное
самообразование, подготовка к конкуренции на рынке профессиональных услуг, проектирование перспективы роста и самоутверждения, активная жизненная позиция. Эти сведения могут быть использованы для разработки индивидуальных образовательных маршрутов й усиления качества правовой подготовки студентов.
Полученные результаты несут в себе прогностическую функцию. Они позволяют совершенствовать дальнейшую правовую подготовку студентов.
Статья носит исследовательский характер изложения материала и в целом отвечает предъявляемым к публикации требованиям. Она может быть полезной для науки в качестве совершенствования образовательного процесса в вузе.
Статья не содержит секретной информации и рекомендуется к публикации в журнале, вошедшем в Перечень ведущих изданий ВАК Минобразования и науки РФ.
Рецензент:
Кандидат юридических наук, доцент АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
И.В. Кузьмина