28.2. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Лодкин Александр Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, юрист 3 класса Место работы: ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
lodkin [email protected]
Четверикова Тамара Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Место работы: ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
Аннотация: в статье речь идет о понимании обучающимися смысла жизни как многостороннего феномена. Студенческая молодежь рассматривается как объект исследования и как субъект социально-экономических и обще-ственный трансформаций, ресурс развития жизнеспособного общества.
Ключевые слова: смысл, смысл жизни, представления, взгляды, ценности, студенческая молодежь.
THE PROBLEM OF THE MEANING OF THE LIFE OF STUDENT YOUTH AS A SUBJECT OF SOCIOECONOMIC AND SOCIAL TRANSFORMATIONS
Lodkin Alexander E., PhD in Law, associate Professor of the Department of Criminal Law, the lawyer class 3 Place of employment: Vologda state University
Chetverikova Tamara A., PhD (Philosophy), associate professor of the Socialogy Department Place of employment: Vologda State University
Abstract: the article deals with the understanding of the meaning of life as a multi-faceted phenomenon. The Student youth is regarded as an object of research and as a subject of socio-economic and social transformations, a resource for the development of a viable society.
Keywords: meaning, meaning of life, ideas, views, values, student youth.
Серьезные изменения в социально-экономической и политической жизни общества, которые происходят в последние десятилетия в России, приводят к глобальным процессам трансформации и переоценки общественных идеалов, смыслов и ценностей. Особый интерес в связи с этим представляет исследование смысла жизни студенческой молодежи, так как именно в этом возрасте активно продолжается процесс формирования устойчивых взглядов и представлений о своем будущем. Социально значимой чертой студентов выступает напряженный поиск смысла жизни, стремление к преобразованиям в обществе.
Для понимания категории смысл жизни есть необходимость остановиться на данной дефиниции. Смысл -«идеальное содержание, идея, сущность, значение, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.); целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т.п.); разум, разумность» [2].
Как показывает анализ научной литературы, не уменьшается научный интерес к нему, «растет и частота его использования в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методических подходов» [3, с.132].
Так, А.И. Новиков, систематизируя противоречивые характеристики смысла (в основном на лингвистическом уровне) приходит к выводу: «В заключении выска-
жем гипотезу о том, что интегративным признаком смысла может служить явление, в чем-то аналогичное явлению доминантности в том понимании, которое вкладывал в него известный физиолог А.А. Ухтомский» [6]. И далее: «Во всякой своей деятельности человек ищет смысл, который служит ему и целью, и стимулом, и средством» [6]. Нельзя не согласиться с утверждением ученого о значимости проблемы смысла: «Между тем смысл является центральным звеном многих ментальных, в том числе, и речемыслительных процессов, изучение и моделирование которых связано с решением актуальных и чрезвычайно значимых теоретических и практических задач, с разработкой новых коммуникативных и когнитивных технологий» [6].
Анализируя смысл жизни с позиции социологии жизни, Ж.Т. Тощенко отмечает: «Смысл жизни предполагает, что люди себе отдают отчет в сущности и содержании своей жизни или отдельных действий (осознанно или неосознанно, стихийно), в том, как и каким образом будут удовлетворяться их потребности и интересы» [7, с.8]. Далее, он пишет, что смысл жизни «предполагает осознание человеком своего предназначения и назначения окружающих его социальных институтов (государство, семьи, образование, религии, и др.), внутреннее приятие и понимание сущностного содержания своих действий и акций окружающих социальных институтов [7, с.8]. При этом «приоритетной составляющей смысла жизни должно стать чувство гражданина и осознание того, что от тебя зависит
Социально-политические науки
2'2018
жизнь, порядок, благополучие всех тех, кто составляет человеческое общество» [7, с.12].
Представляет интерес труд Д. А. Леонтьева, посвященный психологии смысла. В нем сделан обстоятельный обзор происхождения смысла, показана связь с герменевтикой, его междисциплинарная сущность, дана оценка вклада ученых разных областей знания в понимание смысла как научного феномена, раскрывается взаимодействие личности и общества, выражающееся во взаимопереходах социальных и личностных ценностей. Процесс поиска и обретения смысла жизни рассматривается как психологическая реальность, единое смысловое пространство, существенно обуславливающее судьбу человека [3].
Смысл жизни, по мнению В.Э. Чудновского, - это целостность, в которой пересекаются горизонтальная и вертикальная линия бытия. Горизонтальная линия соединяет три времени жизни: прошлое, настоящее и будущее. «Смысловая вертикаль» - «способность к самотрансценденции», возвышение над личным, непосредственным бытием. Вместе они создают «инфраструктуру» единого смыслового пространства человеческой жизни [8, с.52]. По его мнению, «поиск и обретение смысла жизни - психологическая реальность, существенно обуславливающая жизнь человека и его судьбу» [8, с.51] .
Таким образом, краткий обзор представлений о смысле в философии и гуманитарных исследованиях показывает, что понятие смысла не является достоянием только науки; оно является элементом обыденного языка и обыденного сознания. В психологии смысл жизни раскрывается как концентрированная описательная характеристика наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.
Для изучения иерархии и динамики смыслообразу-ющих факторов в становлении воспитанности учащейся молодежи в эпоху информационного общества группой исследователей РГПУ имени А.И. Герцена была предпринята попытка установить соотношение между понятиями и их содержание: смысл жизни, цель жизни, идеал, приоритеты жизни, потребности, образ жизни [1, с.407-433].
Нами проводилось в течение ряда лет исследование по изучению представлений и взглядов студенческой молодежи на проблему социально-правового и ценностного восприятия мира в Вологодском государственном университете [5].
Объектом исследования стало студенчество как социальная группа в структуре общества в условиях глобализации и ее особая социокультурная роль. Нельзя не отметить, что именно для нее характерно в настоящее время формирование образа жизни, связанного с интенсивным поиском главных жизненных ценностей и смысла жизни, поскольку одна из важнейших высших ценностей - смысл жизни, который является системообразующим компонентом ценностных ориентаций.
Сегодня для нас научный интерес представляет проблема смысла жизни студенческой молодежи как субъекта социально-экономических и общественных трансформаций, связь изменений ценностных предпочтений обучающихся с изменениями в их социальном положении и межличностном поведении.
В связи с этим были опрошены в 2017-2018 учебном году студенты Вологодского государственного университета (всего 463 чел): 3 курса инженерно-строительного факультета, очное обучение, 3 курса факультета эколо-
гии, очное обучение, 5 курса факультета экологии, заочное обучение, 2 курса юридического факультета, заочное обучение, 1 курса факультета социальной работы, психологии и педагогики, очное отделение.
В контексте изучаемой проблемы ряд вопросов позволил раскрыть отношение студентов к смыслу жизни (представить сформированность их представлений и взглядов о смысле жизни, а также оценить его актуальное состояние). Остановимся на этом более подробно.
Исследование включало вопрос: «Что такое смысл жизни? Ваше отношение к смыслу жизни». Были получены данные, свидетельствующие о восприятии самими студентами процесса своей жизни: 76% респондентов уверены в наличии смысла жизни в своей жизни». Они понимают важность смысла жизни и описывают его. 18% обучающихся знают, что смысл жизни существует, но пока не знают в чем он. Ещё меньше доля тех, кто считает, что смысла жизни не существует (6%). Такая позиция характерна для студентов младших курсов. На вопрос: «Важно ли человеку видеть смысл жизни?» 87% анкетируемых ответили «да». Подавляющее большинство студентов обосновали, зачем они живут на свете (92%).
Нас интересовало, что понимают они под смыслом жизни. Получены ответы такого содержания: «В первую очередь для меня смысл жизни - это моя семья, т.к. человек кроме себя должен для кого-то жить, заботиться, передавать знания и опыт. Во-вторых, для меня важно саморазвитие и самообразование, т.к. это неотъемлемый фактор для достижения карьерного роста»; «быть нужным своим близким, друзьям. Остаться в памяти у своих потомков и чтобы они гордились мной. Сделать как можно больше добра»; «смысл жизни - это то, что заставляет человека двигаться дальше, для каждого смысла жизни своё: дети, карьера, самовыражение. У кого-то смысл жизни меняется со временем, а кто-то так и не понимает, для чего он живет, к чему стремится. А кто-то и не ищет этот смысл, а живет просто ради жизни»; «под смыслом жизни я понимаю: жить и делать что-то полезное для себя, своих близких и общества. Рождение и воспитание детей»; « смысл жизни - создать семью, рожать и воспитывать детей, дать им образование. Реализовать себя в профессии. Быть полезным, нужным своим близким и друзьям»; «смысл жизни - любовь, семья». Эти представления у большинства студентов свидетельствуют о содержательном аспекте смысла жизни, выражающегося в самореализации, статусе, альтруизме, семье, активной жизненной позиции. Для них семья является наиболее значимой социализирующей ценностью.
По мнению обучающихся, наиболее важным и значимым в жизни являются: «семья, друзья, близкие»; «саморазвитие»; «самореализация и развитие самого себя»; «вклад в общество»; «любить своих близких»; «жить с собой в гармонии»; «прожить жизнь достойно»; «польза, семья, уважение, счастье».
Как явствует из ответов обучающихся, большинство из них осознает течение своей жизни, способно стать по отношению к ней в активную жизненную позицию и управлять ею. Лишь незначительная часть студенческой молодежи имеет пассивную позицию, то есть плывет по течению, подчиняясь потоку событий, не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь: «время покажет»; «я не знаю»; «сложно сказать».
На вопрос: «Каких принципов в жизни Вы стараетесь придерживаться?» - ответы получены следующие:
«быть всегда собой»; «быть ответственной»; «говорить правду»; «вести здоровый образ жизни»; «большинство своих действий надо делать с выгодой» (единичные ответы); «верить в себя»; «быть честным»; «не обижать близких»; «быть порядочным». Следует подчеркнуть, что две трети ответов имели позитивную направленность.
Описывая свое самое большое достижение, студенты отметили поступление в вуз, саморазвитие, победа в конкурсах.
По мнению обучающихся, больше всего ценят в них окружающие честность, доверие, надежность, ответственность, доброту, отзывчивость, оптимистичность.
Также задавался вопрос о том, каким людям они охотно подчиняются. Здесь ответы такие: «людям, у которых характер сильнее моего»; «умным, добрым»; «лидерам»; «родителям»; «уверенным в себе»; «тем, которые меня любят и уважают».
Ещё один вопрос касался самой большой слабости у студентов. Они указали, что не могут пройти мимо бездомных животных; любят сладости; лень (у каждого второго); нет силы воли; чрезмерная скромность и застенчивость; наивность; доверчивость; автомобили; неумение контролировать свои эмоции; зависимость от определенных вещей. Полученная информация позволяет сделать вывод о важности личностного самосовершенствования обучающихся, что необходимо учитывать при организации воспитательной работы с ними.
Исследование включало вопрос: «Каким Вы видите себя через 5 лет?». Были получены такие ответы: «успешным человеком»; «свободным»; «человеком с хорошей работой и семьей»; «независимым»; «порядочным человеком»; «человеком, который закончил вуз и работает по профессии»; «женой, хорошей мамой»; «любимой женой»; «здоровым, спортивным». Одна четвертая часть опрошенных затруднилась ответить, что говорит о весьма достаточно размытых представлениях о своем будущем.
Метод ранжирования показал, что у студентов 3 курса первое место отводится семье (100%), на втором месте они отдали предпочтение саморазвитию (98%), далее идет счастье - 97%, на четвертом месте оказался процесс жизни (71%), на пятом - польза (68%), на шестом месте - движение (56%), на седьмом - право и любимая работа (52%), на предпоследнем - движение к Богу (18%) и на последнем месте - понимание (11%).
100%
100% 98% 97%
52%—52%-
Рис.1. Результаты изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи (3 курс) Пятикурсники на первое место ставят семью (100%), на второе - саморазвитие (91 %), на третье - пользу (86 %). Процесс жизни занимает четвертое место (б6 %). На пятом месте оказалось движение (61 %). Право и любимая работа стоят на шестом месте (57 %). На последних местах - движение к Богу (21 %) и понима-
ние (13 %). Мы видим что пока Бог находится на периферии сознания молодежи. Ответы студентов разных курсов совпали по основным позициям. Их жизненная позиция достаточно определена. Выявлено, что детерминирующее отношение к ценностям меняется от курса к курсу.
На наш взгляд, полученные данные важны для выявления смысловой реальности и понимания современной ситуации воспитания молодежи.
Их ответы - результат того, что именно в этот период жизни молодые люди получают профессиональную, личностную и общекультурную подготовку, выполняют определенные социальные роли. Это дает нам основание определить характер разработки вопросов духовно-нравственного воспитания, а также типы профессиональных задач для формирования компетенций в процессе прохождения практик.
Анализируя приведенные выше данные, приходим к выводу, что заметна позитивная тенденция о характере социальных и нравственных ориентиров в ответах респондентов как субъектов общественного поведения и познания.
Рис.2. Результаты изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи (5 курс) Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что в понятие смысла жизни обучающими вкладывается личностный смысл, который помогает определить иерархию многих явлений в системе их значимости для студенческой молодежи. Смысл жизни у студенческой молодежи напрямую связан с саморазвитием и семьей, ориентирован на будущее. Нарастает понимание у них роли высшего образования как канала мобильности и социального лифта. Отражены новые обстоятельства макро и микросреды изучаемого молодежного сообщества. Намечается тенденция поиска социальной ниши, роста уверенности в завтрашнем дне, стремление к самовыражению и желание реализоваться в обществе и жизни.
В ценностно-смысловом пространстве жизни студенческой молодежи их ресурс видится в стремлении к самостоятельности, открытости к новому.
Анализ целевых и нравственных установок обучающихся показал, что в ряду приоритетных ценностей студентами были выделены традиционные, связанные с семьей, работой, здоровьем, саморазвитием, социальным престижем, со стремлением к новым идеям. Для нас важно осмыслить, какие ценности являются превалирующими, поскольку от них зависит будущее развитие общества, его политическая и экономическая стабильность.
Изучение представлений, взглядов обучающихся о смысле жизни дают возможность оценить динамику инновационного потенциала Северо-западного региона, выступают индикатором социальных процессов в обществе.
Социально-политические науки
22018
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,11%.
Список литературы:
1. Козлова А.Г., Роботова А.С. Проблемы воспитания молодого поколения в эпоху информационного общества. В двух томах. Т.1.- Спб.: «АСТЕРИОН», 2010. - 472 с.
2. Кондрашин И. Глоссарий философских терминов.-М.,2006.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.- 2-е, испр. изд. - М., 2003.- 304 с.
4. Лобза О.В., Конончук И.В., Эгамбердиева Е.В. Ценностные и смысложизненные ориентации современных российских студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований .-2017.- № 11. - С. 300- 304. 2.
5. Лодкин А.Е. , Четверикова Т.А. Ориентация студентов на социально значимые ценности как составляющая его психолого-педагогического портрета // Ценности и интересы современного общества: материалы IV Международной научно-практической конференции в 2-х т., Т.1. Раздел «Гуманитарные науки». М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2016. - С.127 - 131.
6. Новиков А.И. Смысл как особый способ членения мира в сознании [Электронный ресурс]: // Режим доступа-\\\\\\.1!1пд-гап.ги/...Воок2000/1'Лт! _204/1-4/html, свободный]
7. Тощенко Ж.Т. Смысл жизни: опыт анализа с позиции социологии жизни // Социологические исследования.-2016.- № 11. - С.3-14.
8. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопросы психологии.-2009. -№ 4.- С.50-60.
РЕЦЕНЗИЯ
Развитие профессионального образования невозможно без изучения личности современного студента как субъекта образовательной деятельности. А.Е. Лодкиным и Т.А. Четвериковой исследуется важная проблема смысла жизни студенческой молодежи как ресурса развития жизнеспособного общества с опорой на имеющийся в отечественной и зарубежной науке опыт подобных исследований.
В статье речь идет о понимании молодежью смысла жизни как многоаспектного, полифункционального и сложноструктурированного феномена.
Авторы раскрывают на основе междисциплинарного подхода содержание смысла жизни как высшей человеческой ценности. Ими анализируются ответы студентов ряда факультетов и курсов Вологодского государственного университета о различиях в их ценностных представлениях. В результате эмпирического исследования определены значимые ценности: «семья, саморазвитие, работа, престиж, стремление к новым идеям». Отмечается, что предпочтения, связанные с наиболее фундаментальными ценностями, не изменяются со временем. Выявлено наличие интереса к смыслу жизни. Показано, что мера осознанности истинного смысла может быть различна, определяется обнаружением его связей с мотивами, потребностями и ценностями обучающихся.
Изучение студентов должно стать, на наш взгляд, обязательной частью профессиональной деятельности преподавателя современного вуза.
Статья носит исследовательский характер изложения материала и в целом отвечает предъявляемым к публикации требованиям.
Статья не содержит секретной информации и рекомендуется к публикации в журнале, вошедшем в Перечень ведущих изданий ВАК Минобразования и науки РФ.
Кандидат юридических наук,
доцент, декан юридического факультета
ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
Т.Ю. Сухондяева