Научная статья на тему 'Правосознание будущих юристов - одно из условий обеспечения законности и правопорядка в противодействии коррупции'

Правосознание будущих юристов - одно из условий обеспечения законности и правопорядка в противодействии коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ВУЗ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРОКУРАТУРА / КАДРЫ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лодкин Александр Евгеньевич, Дрянных Наталия Викторовна

Предметом данной статьи выступает проблема формирования правосознания будущих юристов, которая рассматривается авторами как одно из условий обеспечения законности и правопорядка в противодействии коррупции, фактор развития правового государства и гражданского общества. Авторы обращают внимание не только на теоретическую составляющую данной проблемы, но и внедрение в образовательный процесс форм и технологий, позволяющих интенсивно сформировать правовое сознание кадрового резерва для работы в органах прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL AWARENESS OF FUTURE LAWYERS IS ONE OF THE CONDITIONS TO ENSURE THE RULE OF LAW AND THE LEGAL ORDER IN COUNTERING CORRUPTION

The subject of this article is the problem of the formation of legal awareness of future lawyers, which is considered by the authors as one of the conditions for ensuring legality and legal order in countering corruption, a factor in the development of the rule of law and civil society. The authors draw attention not only to the theoretical component of this problem, but also the introduction of forms and technologies into the educational process, which allow intensively to form the legal consciousness of personnel reserve for work in the prosecution bodies.

Текст научной работы на тему «Правосознание будущих юристов - одно из условий обеспечения законности и правопорядка в противодействии коррупции»

Социально-политические науки

5'2018

23. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

23.1. ПРАВОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Лодкин Александр Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, юрист 3 класса Место работы: Вологодский государственный университет

lodkin 79@mail.ru

Дрянных Наталия Викторовна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Место работы: Вологодский государственный университет

dryanih@yandex.ru

Аннотация: предметом данной статьи выступает проблема формирования правосознания будущих юристов, которая рассматривается авторами как одно из условий обеспечения законности и правопорядка в противодействии коррупции, фактор развития правового государства и гражданского общества. Авторы обращают внимание не только на теоретическую составляющую данной проблемы, но и внедрение в образовательный процесс форм и технологий, позволяющих интенсивно сформировать правовое сознание кадрового резерва для работы в органах прокуратуры.

Ключевые слова: правосознание, правовое мировоззрение, вуз, обучающиеся, законность, правопорядок, образовательные технологии, формирование, коррупция, противодействие коррупции, прокуратура, кадры, правовое государство.

THE LEGAL AWARENESS OF FUTURE LAWYERS IS ONE OF THE CONDITIONS TO ENSURE THE RULE OF LAW AND THE LEGAL ORDER

IN COUNTERING CORRUPTION

Lodkin Alexander E., PhD in Law, associate Professor of the Department of Criminal Law, the lawyer class 3 Place of employment: the Vologda state University

lodkin79@mail.ru

Dryanih Natalia V., PhD, associate professor of the Philosophy Department Place of employment: the Vologda state University

dryanih@yandex.ru

Abstract: the subject of this article is the problem of the formation of legal awareness of future lawyers, which is considered by the authors as one of the conditions for ensuring legality and legal order in countering corruption, a factor in the development of the rule of law and civil society. The authors draw attention not only to the theoretical component of this problem, but also the introduction of forms and technologies into the educational process, which allow intensively to form the legal consciousness of personnel reserve for work in the prosecution bodies.

Keywords: legal awareness, legal outlook, university, students, law, order, educational technology, formation, corruption, anticorruption, prosecutor's office.

Проблема коррупции крайне актуальна в России и находит в сфере внимания не только в средствах массовой информации, непосредственно институтов гражданского общества, но и Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. За 10 лет выявлено свыше 3 млн. нарушений законодательства о противодействии коррупции [6]. Следует отметить, что для эффективности реализации антикоррупционной политики важным институтом выступает прокуратура на всех уровнях государ-

ственной власти, использующая различные способы прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением всех действующих в государстве законов [9]. Большое значение в борьбе с коррупцией имеет и подготовка достойного кадрового резерва для работы в органах прокуратуры и обладающих высоким уровнем правосознания, юридической квалификации, опытом, правовой и нравственной культурой.

Это связано с тем, что правосознание является одним из ключевых факторов конструирования социально-

правовой реальности, особенно в период трансформации российского общества, появления мировоззренческой аномии, правового инфантилизма, расцветания коррупции как противоправного общественно-опасного деяния. Как мы полагаем, такая деформация связана со снижением жизненного уровня населения, ослаблением воспитательной функции государственных и общественных институтов, пропагандой насилия в средствах массовой информации. Это находит отражение в неверии в возможность законным путем удовлетворить материальные потребности, девальвации нравственных ценностей, противоправном поведении [5, с.105].

Поэтому актуальной остается задача помощи студентам, обучающимся по направлению юриспруденция прийти к осознанию того, что правовой акт - всеобщая и необходимая форма социальных отношений как основы свободы и справедливости, ответственности, равной для всех.

Конечно, правосознание нашло свое отражение в философско-этических, социально-психологических, педагогических и других аспектах, которые описывают разные стороны данного явления. Философско-этический подход определяет роль духовных ценностей, мировоззренческих ориентиров при формировании правосознания. Психологическую сторону правосознания составляют как переживания, так и эмоции, возникающие при соприкосновении с юридическими нормами. Однако правовой аспект все же становится одним из основных в формировании правосознания, так как именно в юридической науке делается акцент на регулятивную на его функцию. Это юридические знания, оценочные отношения к праву, правовые установки и ценностные ориентации, призванные способствовать нормативности и упорядоченности общественной жизни, набор социально-правовых компетенций, необходимых для адаптации к условиям общественной жизни [3, с. 98]. Соответственно, несмотря на разницу в подходах к его структуре и толковании данной дефиниции, точки зрения авторов совпадают во мнении: высокую правовую культуру невозможно сформировать без воспитания уважения к правам и свободам человека, уважения к традициям и законам. Правосознание, как один из центральных компонентов правовой системы, находит выражение в праве, законности, юридической практике и правоотношениях.

Более того, законность и правопорядок должны включать в себя высокий уровень правосознания и правовой культуры общества, что выражается, в частности, и в отношении к коррупции как преступлению, мешающему функционировать государству и гражданскому обществу. Так, Н. С. Богомолов к числу фундаментальных основ антикоррупционной политики государства относит не только равенство граждан перед законом и судом, возможность реализовать право на судебную защиту, прав потерпевшего от злоупотреблений властью и компенсацию причиненного вреда, но и реализацию принципа презумпции невиновности, свободу слова и мысли [1, с. 47]. На наш взгляд, все предложенные автором принципы должны быть сформированы не только на теоретическом уровне, но и стать мировоззренческими ценностями, основой для формирования правосознания будущих юристов.

Для изучения уровня сформированности правосознания и отношения к коррупции будущих юристов, нами проведен опрос 200 человек методом «Незаконченное предложение». По мнению респондентов, кор-

рупция представляет собой злоупотребление государственной властью, должностью и служебным положением с целью получения материального вознаграждения; коррупция - это зло, мешающее нашему обществу, разрушающее государство; обман государства в свою пользу; и когда человек злоупотребляет властью, своими полномочиями с целью обогащения; использование власти для личного обогащения; жульничество; взятки; подкуп. Поэтому, каждый второй из опрошенных отметил, что коррупция - это зло и только одна треть респондентов занимает нейтралитет.

На вопрос о методах борьбы с коррупцией они ответили, что считают эффективными проверку и контроль со стороны надзорных органов, наказание, желательно смертная казнь; воспитание, начиная с семьи, воспитание в человеке ответственности и честности. Однако большая часть студентов утверждают, что на данный момент борьба с коррупцией не осуществляется в должной мере. Проведенный опрос показывает, что большинство обучающихся согласно с тем, что коррупция представляется собой зло, с которым необходимо бороться, как формальными, так неформальными методами.

Так, к неформальным способам можно отнести участие студентов в конференциях, форумах, экскурсиях. Например, В Вологодском государственном университете с целью формирования у молодежи устойчивых стереотипов правового поведения прошла областная научно - практической конференция «Организация взаимодействия государства и гражданского общества в вопросах противодействия коррупции».

Целенаправленное использование формальных методов представляет собой сложный процесс формирования устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, мотивации. Так, В. Л. Климентов доказывает, что достижение в процессе образования необходимым выступают такие компоненты, как «системы научных правовых знаний; знаний основных предписаний права и правильного их понимания; уважения к праву, законам, законности и правопорядку; навыков и умений применения правовых знаний на практике; способности и готовности согласовывать поведение и практическую деятельность с полученными правовыми знаниями; устойчивого личностного неприятия нарушений норм права» [4, с.208].

При преподавании правовых дисциплин способ построения лекционного материала носит больше проблемный характер. Форма и последовательность изложения информации могут варьироваться в зависимости от вопросов, которые задают студенты, опора на опыт, свобода высказываний и мыслей. В качестве основных средств формирования правосознания используются задачи, содержащие ситуации правовых знаний, правовой оценки и самооценки, правового действия.

Наиболее важной интерактивной формой работы на занятиях является дискуссия для обсуждения наиболее серьезных проблем, находящихся в поле зрения, как права, так и морали. Дискуссия ведется таким образом, чтобы у участников сформировалась своя точка зрения на обсуждаемую проблему, они могли ее осмыслить, свободно высказаться, предложить пути решения на правовой основе. Опыт работы по данной методике свидетельствует, что по мере приобретения группами дискуссионного опыта формируется умение воспринимать критику и в то же время суметь отстоять свое правильное мнение, убедить других; развиваются самостоятельность, активность, ответственность в отстаивании

Социально-политические науки

5 '2018

своей позиции, повышается интерес к предмету, происходит осознание личной значимости правовых ценностей [5, с.105]. Обучающиеся осознают, что деятельность прокуратуры направлена на реализацию главной задачи государства - охрану прав и свобод человека и гражданина. Они должны знать, что согласно законодательству Российской Федерации, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

- штраф;

- лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;

- исправительные, принудительные или обязательные работы;

- условный или тюремный срок до 12 лет [7].

Действительно, в процессе правового освоения реальности происходит оценка ситуаций, требующих правового анализа; содержания права и форм его выражения. Применяются различные технологии обучения. Одна из них - дебаты, предназначенные для детального исследования спорных проблем, часто встречающихся в правовой практике, например, проблема борьбы с коррупцией. Так, изучение закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закрепляющего основные антикоррупционные профилактические меры, становится основой для проведения дебатов [8]. Изучение закона перед проведением дебатов дает возможность познакомиться с деятельностью прокуратуры, ключевыми принципами борьбы с коррупцией и ее проявлением в российском государстве. Это - законность и неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения, открытость и публичность функций государственных органов.

Именно, участвуя в дебатах, в ходе обсуждения усваиваются не только знание по отдельным проблемам противодействия коррупции, но происходит передача правового опыта, формируются правовые ценности, активная жизненная позиция.

В отличие от диспута или дискуссии, дебаты имеют высокую степень стандартизированности, которая реализуется во многих правовых ситуациях. Это жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки. Поэтому применения дебатов, как одной из технологий, становится неотъемлемой технологией обучения праву и формирования устойчивого правосознания. Они предполагают активное включение обучающегося в поисковую деятельность для нахождения правильного решения, основываясь на нормативно-правовых актах, иных фактах действительности, а также способствуют выработке самостоятельных оценок к правовому явлению, осознанию противоречий, связанных с обсуждаемой проблемой. Основным моментов в дебатах выступает доказательство, целью которого является достижение истинных знаний.

Выступая в дебатах, доказывая свою позицию и опровергая суждения оппонента, студент с необходимостью должен опираться на аргументы, достоверные факты в виде информации, закрепленной в правовых документах, в частности в законе о коррупции, статистических данных, свидетельствах очевидцев. Знание законов, понимание их правоприменения также являются основой в дебатах и активно способствуют формированию правосознания.

В процессе обучения будущие юристы должны усвоить, что прокуратура основной орган власти, на который возложены полномочия по противодействию кор-

рупции, где главной задачей была и остается координация деятельности по борьбе с преступностью и правонарушениями, что доказывает ее огромное значение в управлении российским государством Ее деятельность - юридический гарант обеспечения законно-сти[2, с.11; 10]. Они должны четко знать статьи Уголовного кодекса РФ, считающиеся коррупционными, статьи УК РФ, непосредственно, влияющих на формирование основ правосознания:

- злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ);

- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

- незаконное получение (ст.290 УК РФ);

- дача взятки (ст.291 УК РФ); провокация взятки (ст. 304 УК РФ);

- служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст.292 и ст. 285.3 УК РФ);

- присвоение или растрата (ст.160 УК РФ);

- мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

- неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст.285.1 и ст.285.2 УК РФ);

- регистрация незаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ); халатность (ст.293 УК РФ) [7].

В результате изучения дисциплин «Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор», «Логика», «Уголовное право» и др., студенты знают основные теоретические положения и понятийный аппарат, определяющий права и свободы человека и гражданина; основные принципы и нормы международного права, на которых основывается УК РФ; место и роль норм уголовного права, направленных на защиту прав и свобод граждан, неотвратимость юридической ответственности; основные нормативные и ведомственные акты, регламентирующие деятельность суда, прокуратуры, адвокатуры в области защиты прав и свобод граждан уголовно-правовыми средствами; зарубежный и отечественный передовой опыт по названной проблеме.

Таким образом, как показывает анализ научной литературы, выделяются различные подходы к сущности понимания, структуры и применения сформированного правосознания. Несмотря на разницу в подходах к его структуре и толковании данной дефиниции, точки зрения авторов совпадают во мнении: правосознание невозможно сформировать без воспитания уважения к правам и свободам человека, к традициям.

Законность и правопорядок - основные принципы построения правового государства, которое строится на ценностной правовой основе, включающей в себя формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся, умений и способностей противостоять коррупции. Достижение высокого уровня правосознания в процессе обучения должно включать не только усвоение правовых знаний, правильность их понимания, но и применение знаний на практике, уважение к правовым нормам, превращение знаний в убеждения, формирование отрицательного отношения к любым формам коррупционного поведения.

Обобщая опыт работы со студентами, обучающимися по направлению юриспруденция, авторы пришли к выводу о том, что формирование правосознания становится той основой, аккумулирующей в себе, как правовые знания, мировоззренческие установки, так и умения конструировать поведение в соответствии с действую-

щим правом. Более того при отборе и конструировании содержательного аспекта технологии формирования правосознания необходимым становится учет конкретного вида правоохранительной деятельности. Следовательно, в борьбе с коррупцией, как со сложным общественно опасным явлением, одной из мер противодействия должна быть подготовка качественная подготовка кадров для работы в органах прокуратуры.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,65

Список литературы:

1. Богомолов Н.С. Конституция Российской Федерации как правовая основа противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 12. С.45-50.

2. Жамбалова А. Д. Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. №18. С. 332-334. URL https://moluch.ru/archive/122/33688/ (дата обращения: 10.10.2018).

3. Колоколов Н.Законность и правопорядок: в поисках новых парадигм // Мировой судья. 2017. № 10. С. 112.

4. Климентов В.Л. Развитие правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2. С. 207-210.

5. Лодкин А.Е. Спецкурс «Защита прав и свобод человека уголовно-правовыми средствами» - одно из условий формирования правового сознания студентов в вузе// Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2013 года: в 14 частях. Часть 7; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2014. С.98-101.

6. Официальный сайт Правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 04.10.2018).

7. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 17.09.2018).[Электронный ресурс]. URL: https:// http://ukodeksrf.ru/ (дата обращения: 10.10.2018).

8.Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ ст. 13.3 (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: https:// http://fzrf.su/zakon/o-protivodejstvii-korrupcii-273-fz/st-13.3.php, режим свободный.

9. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW 262_/ (дата обращения 12.10.2018)

10.Чомаев А.А. Обеспечение законности на современном этапе // Молодой ученый. 2018. № 26. С. 128-130.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук, доцента А. Е. Лодкина, кандидата философских наук, доцента Н.В. Дрянных «Правосознание будущих юристов - одно из условий обеспечения законности и правопорядка в противодействии коррупции» Представленная на рецензию статья имеет актуальное значение. Коррупция, как одно из самых разрушительных общественных явлений для любого государства, несмотря на все принимаемые государством усилия, начинает приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны и наносит ощутимый урон ее социально-экономическому и политическому развитию. Проблема усугубляется тем, что сейчас коррупция выходит за рамки национальных границ.

А.Е. Лодкиным и Н.В. Дрянных исследуется важная проблема правосознания как сложно структурированного феномена, который выступает одним из условий обеспечения законности и правопорядка в противодействии с коррупцией.

Авторами анализируются ответы будущих юристов Вологодского государственного университета об отношении к коррупции. По мнению большинства респондентов, на данный момент борьба с коррупцией не осуществляется в должной мере. Они согласны с тем, что коррупция представляет собой зло, с которым необходимо бороться.

Они раскрывают на основе междисциплинарного подхода суть подготовки кадров для работы в правоохранительных органах, демонстрируют возможности применения технологий обучения для повышения качества их подготовки. Обучающиеся должны уметь защищать свои интересы, уважать права свои и других, противодействовать коррупции, достойно отвечать на исторические и геополитические вызовы. Практика убеждает в том, что формирование стремления к выполнению своего гражданского долга осуществляется на основе творческой деятельности самой личности и применением активных методов и технологий обучения, которые формирует юридический понятийный аппарат и навыки юридического мышления.

Особо следует отметить применяемые технологии обучения в их опыте работы. Установлено, что они способствуют формированию умений грамотно формулировать юридическую фабулу конкретных ситуаций, соотносить поведение субъекта с существующими правовыми эталонами и владению навыками правового анализа практических ситуаций, правовой квалификации событий и действий.

Своя позиция авторами аргументируется, корректно используется научная литература по теме. Статья носит исследовательский характер изложения материала и в целом отвечает предъявляемым к публикации требованиям.

Статья не содержит секретной информации и рекомендуется к публикации в журнале, вошедшем в Перечень ведущих изданий ВАК.

Рецензент:

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Северо-Западного института (филиал) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В.Ф. Ширяев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.