Проблемы экономики и юридической практики
2'2017
6.2. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Лодкин Александр Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Место работы: ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
lodkin79@mail.ru
Фурсик Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры всеобщей истории и социально-экономических дисциплин
Место работы: ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
svetlana.fursik@mail.ru
Аннотация: Важнейшее условие решения проблемы подготовки специалиста в сфере предпринимательства - повышение качества человеческого капитала. Раскрываются наиболее значимые факторы повышения качества человеческого капитала, качества образования, прежде всего, высшего профессионального образования, использование научного потенциала вузов и вузовской науки в процессе подготовки обучающихся.
Ключевые слова: человеческий капитал, предпринимательство, экономико-юридическая подготовка, научный потенциал вуза.
IMPROVING THE QUALITY OF HUMAN CAPITAL AS A CONDITION OF EFFECTIVENESS OF ECONOMIC AND LEGAL PREPARATION OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF ENTREPRENEURSHIP
Lodkin Alexander E., candidate of legal Sciences, associate Professor, Department of criminal law Work place: Vologda state University
lodkin79@mail.ru
Fursik Svetlana N., candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of General history and socio-economic disciplines
Work place: Vologda state University
svetlana.fursik@mail.ru
Annotation: The most important condition of solving the problem of specialist training in the field of entrepreneurship - raising the quality of human capital. Revealed the most important factors for increasing the quality of human capital, quality of education, especially higher professional education, use of scientific potential of universities and institutes of higher education in preparation of students. Keywords: human capital, entrepreneurship, economic-legal training, the scientific potential of the University.
Важнейшие условия решения проблемы инновационного развития экономики - повышение качества человеческого капитала, активизация предпринимательской активности населения, инвестиции в человеческий капитал, экономическое и юридическое образование молодежи. Вопросы модернизации экономики, преодоления технической отсталости, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого роста на основе развития научного и научно-технического потенциала, повышение эффективности его использования приобретают особую актуальность, как в масштабах России, так и на региональном уровне.
Для Вологодской области наиболее острыми проблемами в сфере развития научного и научно-технического потенциала являются следующие:
- научно-технический потенциал еще не стал главным источником социально-экономического развития региона. Экономика носит сырьевой, экспорто-ориентированный характер;
- в годы рыночных трансформаций в области резко сократились объёмы финансирования научно-исследовательских работ. Это привело к
оттоку научных кадров в другие сферы экономики, сокращению численности научных кадров;
- недостаток государственного финансирования региональной системы образования весьма существенно сдерживает совершенствование модели управления учебным процессом в вузах, колледжах, общеобразовательных школах. В системе образования не хватает современных кадров вследствие низкой оплаты их труда. Заработная плата работников образования Вологодской области существенно ниже среднего уровня по экономике; остаётся низкой восприимчивость бизнес-структур к инновациям; инновационная инфраструктура развития слабо; научный и научно-технический потенциал используется не в полную меру.
Следует отметить, что интеллектуальный и творческий потенциал человека еще не стал ведущим фактором экономического роста и конкурентоспособности. Негативные тенденции в социально-экономическом развитии ставят проблему перехода экономики на инновационный путь в разряд наиболее актуальных, поскольку от их решения зависит ситуация в регионе в ближайшей и отдалённой перспективе [5].
Решающую роль в этом процессе играет человеческий капитал. По мнению Г. Беккера, человеческий капитал - име-
Лодкин А. Е., Фурсик С. Н.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций, при этом он начинает рассматриваться как ценностный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы и накопленные богатства [7].
В связи с этим, повышение качества человеческого капитала является одним из важнейших условий инновационного развития экономики, где приоритетным ее источником выступают инвестиции в человеческий капитал.
Человеческий капитал - главная ценность общества, неотделимая от человека. Формирование человеческого капитала требует от общества материальных и физических затрат, в процессе которых они имеют способность накапливаться и образовывать определенные запасы.
Однако, потенциал вузов ещё недостаточно используется в повышении качества человеческого капитала.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет приоритеты в деятельности научных, инновационных структур, способствующих развитию инновационного потенциала страны [4]. Она предусматривает развитие научно-технического потенциала России и регионов, участие вузовской науки в ее реализации. Выполнение Стратегии предполагает подготовку высококвалифицированных кадров. С этой целью необходимо наращивание инвестиций в человеческий капитал, расширение грантовой поддержки вузовской науки, повышение престижа труда ученого, создание действенных стимулов для привлечения молодежи к научным исследованиям.
Для активизации инновационной деятельности в Вологодской области необходимо создать условия для построения в регионе сетевого взаимодействия между организациями, участвующими в производстве инновационных кадров, продукции, технологий; создать фонд поддержки инновационных проектов, обеспечивающих повышение результативности инновационной деятельности (кадры, финансирование; интеллектуальная собственность и т.п.); создать инновационные агломерации, обеспечивающие функционирование исследовательских и образовательных сетей, механизмы поддержки организаций с высокой культурой «управления знаниями» и высоким потенциалом исследовательского и разработническо-го аутсорсинга. Вологодский государственный университет (ВоГУ) имеет достаточный научный потенциал, позволяющий осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для инновационной экономики, предпринимательского сектора, проводить научные исследования и повысить показатели эффективности инновационного развития в рамках приоритетных направлений развития науки, техники, технологий.
ВоГУ исследует все факторы рыночной среды, в которой функционирует организация, рынок образовательных услуг в регионе с целью приведения его в соответствие с требованиями работодателей (рынка труда), проводит мониторинг, способный дать наиболее полную картину позиции вуза среди конкурентов, открывает новые направления подготовки специалистов, связанные с приоритетными направлениями инновационного развития региона, реализует новые инновационные образовательные проекты. Применение маркетинговых концепций - одно из условий снижения риска неконкурентоспособности вуза [6].
На наш взгляд, существенную роль в повышении качества подготовки будущих специалистов для сферы предпринимательства играет экономико-юридическое образование.
Основными задачами экономико-юридической подготовки выступают: получение специализированных знаний для успешного ведения бизнеса, анализа факторов рыночной среды, выработки оптимальной стратегии развития, юридической грамотности; реализация их в сфере деловых отношений.
В процессе экономической подготовки изучается блок экономических дисциплин: «Экономическая теория», «Маркетинг», «Основы менеджмента», «Предпринимательство и бизнес» и др., которые призваны сформировать у студентов целостное представление об основных закономерностях развития экономики, ее взаимосвязи с правовыми дисциплинами, о принципах и методах управления экономическими и социальными процессами.
Так, целями освоения дисциплины «Маркетинг» являются: формирование четкого представления о сущности маркетингового подхода в управлении деятельностью организации и маркетингового механизма воздействия на конкурентные позиции фирмы на рынке, как комплексной концепции управления, направленной на изучение рынка, рыночной среды и запросов потребителей с целью наиболее полного их удовлетворения.
Освоение учебной дисциплины «Предпринимательство и бизнес» предполагает изучение теоретических аспектов предпринимательства и адаптацию теоретических знаний к российской практике предпринимательства, приобретение опыта делового взаимодействия, формирование экономического мышления и культуры предпринимательства.
Правовая подготовка, как важная составляющая профессионального образования студентов, осуществляемая в вузе, состоит из ряда учебных дисциплин: «Правоведение», «Гражданское право», «Административное право», «Хозяйственное право», «Трудовое право», «Муниципальное право», «Правовое обеспечение инновационной деятельности», «Предпринимательское право» и др. [2].
Целью изучения правовых дисциплин является формирование у студентов основ правовых знаний в новой социальной действительности. Их назначение состоит в том, чтобы способствовать подготовке компетентных специалистов, которые смогут самостоятельно найти нужную норму права, разобраться в ней, составить проект нормы, оценить его, овладеть навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности. При нарушении прав смогут защитить себя и свою семью, интересы общества, государства.
Программы правового образования студентов основываются на общих принципах цивилизованной системы правового регулирования и принципах правового воспитания. В числе таковых можно назвать принципы законности, гуманизма и социальной справедливости, равноправия граждан, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения, индивидуальной ответственности за вину. Наиболее целенаправленно эти вопросы изучаются в курсе «Правоведение» [3].
Освоение учебной дисциплины «Хозяйственное право», как одной из фундаментальных правовых дисциплин, ориентирует студентов не только на изучение правовых основ ведения хозяйственной деятельности, но и значительно расширяет их профессиональный кругозор в вопросах функционирования правовых институтов рынка и государственного регулирования предпринимательской деятельности. Студенты знакомятся с
Проблемы экономики и юридической практики
2'2017
важнейшими принципами правового регулирования хозяйственных отношений. Им даются понятия об имущественных отношениях, регулируемых нормами хозяйственного права, об обязательствах в сфере хозяйственной деятельности, договорах, применяемых в хозяйственной деятельности и разрешении хозяйственных споров в суде. На практических занятиях они овладевают умениями использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности.
Оно служит теоретической и методической базой для изучения ряда экономических дисциплин, как «Страхование», «Налоги и налогообложение», «Экономика труда». Требования к «входным» знаниям, умениям студента при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, включают знание: конституционных основ хозяйственной деятельности; экономической политики государства; сущности, признаков и функций субъектов хозяйственных отношений; основ трудовых правоотношений; видов юридической ответственности.
Анализ практики показывает, что обучающиеся овладевают умением принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законодательством; навыками в подготовке документов правового характера в экономической сфере.
Обогащая процесс профессионализации будущих специалистов, важно научить студентов самим добывать информацию, осваивая справочные правовые системы в Интернете, что позволит им гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия социума, понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
Предпринимательское право - это хозяйственное право рыночной экономики. Содержание учебной дисциплины «Предпринимательское право» раскрывает сущность предпринимательского права, его роль в механизме управления рыночной экономикой. Обучающиеся знакомятся с нормативными актами федеральных министерств и ведомств, органов местного самоуправления по вопросам предпринимательской деятельности, локальными нормативными актами, закрепляющими индивидуально-правовой статус предпринимателя.
Междисциплинарный подход в подготовке будущих специалистов позволяет научить их работать на себя, реализовать свои способности в сфере малого и среднего бизнеса.
В процессе экономико-юридической подготовки используются традиционные формы: лекции, семинары, практические занятия и интерактивные формы обучения. Как показывает практика преподавания, деловые и ролевые игры правовой направленности, например, по защите прав предпринимателей и потребителей, подготовке рекламы на разных этапах организации бизнеса, составлению претензии и искового заявления в суд и т.; проблемные ситуации правовых знаний, правовой оценки и самооценки, правового действия; регламентированные дискуссии, вырабатывают умение отстаивать свое мнение, убедить других, воспринимать адекватно критику, принимать обдуманные решения и реализовать их, тем самым подготавливая студентов к выполнению производственных функций.
Самостоятельная работа - обязательное условие в работе со студентами. Формы самостоятельной работы следующие: рецензирование научной экономической и юридической литературы, написание рефератов, сочинений, эссе, подготовка
письменных аналитических работ, бизнес-планов, докладов, презентаций, выполнение творческих заданий, проектов.
Студенты привлекаются к научно-исследовательской деятельности по экономической и правовой тематике. Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в научных статьях, докладах на научных конференциях различного уровня. Их содержание свидетельствует о том, что обучающиеся приобретают умения критически анализировать информацию, исследовать социальные, экономические, правовые явления нашей страны на протяжении всей ее истории [3].
Обучающиеся на практике знакомятся с ведущими предприятиями региона, города, района. Это дает возможность знакомиться с нормативно-правовым регулированием хозяйственных отношений, известными представителями экономической, политической и правовой элиты, достигших значительных профессиональных успехов, жизненный пример которых учит тому, что можно добиться многого, стать успешным предпринимателем, важно быть профессионалом своего дела, идти вперед, не бояться трудностей. Обучающиеся усваивают истину, что экономика, развивающаяся на базе современной науки и техники, должна быть предельно рентабельной и эффективной.
Таким образом, все вместе взятое способствует изменению экономического и правового сознания, формирует экономическую и правовую культуру студентов, способствующую восприятию закона как реального инструмента защиты своих прав и интересов. Осмысливая новые явления современной реальности, обучающиеся, приобретя в ходе учебного процесса соответствующие компетенции, практические навыки и моральные качества, имеют все необходимое для делового преуспевания. В дальнейшем для развития общекультурных и профессиональных компетенций, базового человеческого капитала следует больше обратить внимание на формирование устойчивого познавательного интереса и поддержание постоянной мотивации на получение образования. Именно человеческий капитал и его качество - определяющий фактор экономического роста и инновационного развития экономики.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 63,98%.
Список литературы:
1. Качество человеческого капитала как фактор экономического роста: монография/ [О. Л. Гузакова, С. Н. Фурсик, С. А. Андронович; науч. ред. О. Л. Гузакова. - Вологда: ВГПУ, 2011.-118 с.
2. Лодкин А.Е. Правовая подготовка студентов - необходимый компонент в системе вузовского образования // Вузовская наука - региону: материалы XIV Всероссийской научной конференции.- Вологда: ВоГУ, 2016. - С. 351-354.
3.Лодкин А.Е. ,Четверикова Т.А., Аникина К.И., Евшаков Д.С. К вопросу о социально-правовой подготовке обучающихся в вузе // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки. Fundamental science and technology - promising developments X Vol. 2 spc Academic. Материалы X международной научно - практической конференции, 12-13 декабря 2016 г. В 3-х т., Т. 2, North Charleston, USA, 2016. - С. 179 - 182.
4.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р. [Электронный ресурс].- URL: http://base.garant.ru/70106124/ (дата обращения: 21.03.2017)
5.Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2020 года одобрена постановлением Правительства области от 28.06. 2010 года № 739 (с послед. изм.). [Электронный ресурс].-
Лодкин А. Е., Фурсик С. Н.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
URL: http://docs.cntd.ru/document/424083385 (дата обращения: 21.03.2017)
6. Фурсик С.Н., Гузакова О.Л. Управление рисками в деятельности вуза: маркетинговый подход // Научное обозрение.-2016.- № 12. - С. 257-262.
7. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Emperical Analysis; with a Special Reference to Education. - N.Y., 1975.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Повышение качества человеческого капитала как условие эффективности экономико-юридической подготовки специалистов в сфере предпринимательства» канд. юрид. наук, доцента А.Е. Лодкина, канд. экон. наук, доцента С.Н. Фурсик Представленная на рецензирование статья имеет актуальное значение. Исследуется важная проблема повышения качества человеческого капитала. Приоритетным источником развития экономики являются инвестиции в человеческий капитал. На сегодняшний день развитие человеческого капитала - один из важнейших факторов инновационной экономики и активизации экономического роста.
Определенная роль отводится подготовке конкурентоспособного специалиста в вузе, которая способствует повышению качества человеческого капитала. Как показано в статье, экономико-юридическая подготовка обучающихся - это процесс и результат усвоения суммы
экономико-правовых знаний, овладения экономико-правовыми умениями и навыками, формирования общекультурных и профессиональных компетенций и необходимых качеств личности для сферы предпринимательства.
Основными задачами экономико-юридической подготовки выступают: получение специализированных знаний для успешного ведения бизнеса, анализа факторов рыночной среды, нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности, выработки оптимальной стратегии развития, юридической грамотности; реализация их в сфере деловых отношений,
Авторы раскрывают на основе междисциплинарного подхода содержание экономико-юридического образования.
Студенты могут использовать экономические и правовые знания в различных сферах деятельности, учитывая социально-экономическую политику государства, международное и российское право, правовыми методами обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц.
Статья носит исследовательский характер изложения материала и в целом отвечает предъявляемым к публикации требованиям.
Статья не содержит секретной информации и рекомендуется к публикации в журнале, вошедшем в Перечень ведущих изданий ВАК Минобразования и науки РФ. д-р экон. наук, профессор
Д.Г. Щипанова