Научная статья на тему 'Модели инновационной подготовки специалистов в России'

Модели инновационной подготовки специалистов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / БЕЗРАБОТИЦА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / РЕГИОН / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Татьяна Леонидовна

Рассматриваются инновационные модели образования в регионе, обеспечивающие подготовку конкурентоспособных специалистов с навыками предпринимательства, взаимодействия, высокой мобильностью на рынке рабочей силы. Оценивается роль инновационного сектора экономики как формирующего дифференцированный спрос на высококвалифицированных специалистов. Обосновывается возможность повышения стратегической конкурентоспособности региональной экономической системы за счет роста качества и эффективности использования человеческого капитала в модели социально-экономического партнерства образовательных институтов, органов власти и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели инновационной подготовки специалистов в России»

© Смирнова Т. Л., 2010

СМИРНОВА Татьяна Леонидовна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

Северский технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

636036, РФ, Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, 65 Контактный телефон: (3823) 78-02-55 e-mail: ctl2002@mail.ru

Модели инновационной подготовки специалистов в России

Ключевые слова: образовательные институты; рынок рабочей силы; инновации; конкурентоспособность; органы государственной власти; высокие технологии; модель социального партнерства; безработица; квалифицированные специалисты; регион; сбалансированное развитие.

Аннотация. Рассматриваются инновационные модели образования в регионе, обеспечивающие подготовку конкурентоспособных специалистов с навыками предпринимательства, взаимодействия, высокой мобильностью на рынке рабочей силы. Оценивается роль инновационного сектора экономики как формирующего дифференцированный спрос на высококвалифицированных специалистов. Обосновывается возможность повышения стратегической конкурентоспособности региональной экономической системы за счет роста качества и эффективности использования человеческого капитала в модели социально-экономического партнерства образовательных институтов, органов власти и бизнеса.

Развитие инновационной экономики требует специалистов качественно нового профессионально-квалификационного уровня, способных обслуживать сложные технологические процессы с использованием информационных, телекоммуникационных и других технологий, формирующих рентные доходы, конкурентоспособные товары и услуги. Высокая степень интернализации современных производственных процессов в международной экономике требует новых научно-образовательных подходов и моделей подготовки специалистов с учетом структурных сдвигов, конвергентных, интеграционных процессов. Специалисты, прошедшие подготовку в инновационных университетах, получают более высокий уровень профессиональных компетенций, языковую, социальную и территориальную мобильность, сформированные исследовательские навыки, обеспечивающие успешную профессиональную самоактуализацию. Российские инновационные университеты представлены базовыми образовательными моделями: исследовательского классического университета, технического университета элитного инженерного образования, предпринимательского университета, готовящего специалистов для наукоемкого сектора экономики, медицинского университета, которые успешно функционируют в разных федеральных округах страны.

Модель классического исследовательского университета направлена на концентрацию, воспроизводство научных высококвалифицированных кадров, развитие фундаментальных исследований, активизацию процессов интеграции с крупными научноисследовательскими и академическими центрами страны. Выпускники классического университета получают широкую специализацию, высокий уровень профессиональной подготовки. Дисбаланс структуры спроса и предложения отдельных профессионально-квалификационных групп выпускников вуза обусловливает трудности при поиске высокооплачиваемого рабочего места, что проявляется в увеличении периода адаптации на рынке рабочей силы, необходимости получения узкой специализации, прохождения дополнительного внутрифирменного обучения на конкретном рабочем

месте. Выпускники такого типа вуза, обладая высоким образовательным уровнем, могут формировать структурную безработицу, так как медленнее заполняют рабочие места, требующие среднего уровня профессиональной подготовки и квалификации.

Модель академического инновационного университета с углубленным техническим образованием ориентирована на подготовку специалистов высшей квалификации, готовых к созданию и внедрению технологических инноваций, созданию и коммерциализации интеллектуальной собственности, развитию центров трансфера технологий и корпоративной инновационной культуры. Выпускники такого вуза получают фундаментальную и прикладную инженерно-техническую подготовку, расширенную профессиональную языковую практику. Многоступенчатая система подготовки специалистов в рамках данной образовательной модели построена на принципах концепции непрерывного образования, формирует навыки самостоятельной инновационной деятельности, реализует программы академической мобильности и обмена студентами с другими ведущими научно-исследовательскими центрами разных стран. Специалисты, прошедшие такую подготовку, имеют устойчивые позиции на рынке рабочей силы, обладают высокой конкурентоспособностью, востребованы работодателями в частном и государственном секторах региональной, национальной и международной экономики. На некоторые профессионально-квалификационные группы спрос превышает предложение подготовленных вузом специалистов и остается неудовлетворенным, в том числе из-за дополнительного спроса работодателей из других регионов России и зарубежных стран. Выпускники вуза имеют более широкие возможности выбора рабочего места, уровня оплаты труда, характера социально-трудовых отношений. Могут активнее участвовать в гибких формах занятости и в самозанятости, обладают более высоким уровнем профессиональной, территориальной и социальной мобильности.

Модель инновационного предпринимательского университета готовит специалистов к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, производству конкурентоспособной научно-технической продукции. Вуз является бизнес-инкубатором по подготовке специалистов, в первую очередь инженеров-пред-принимателей в области радиоэлектроники и информационных технологий. В бизнес-инкубаторе студент реализует свой или предложенный коммерческий проект в области наукоемкого бизнеса, который имеет смешанное трансфертное финансирование. В модели вуза используется в комплексе проектное групповое обучение, студенческий бизнес-инкубатор и промышленный бизнес-инкубатор. Навыки самостоятельной предпринимательской деятельности позволяют выпускникам продолжать развитие своей фирмы или создавать новые предприятия в наукоемком бизнесе с более высоким уровнем оплаты труда для наемных работников по сравнению с другими секторами региональной экономики, использовать различные модели самозанятости.

Модель медицинского инновационного университета обеспечивает подготовку специалистов с высоким уровнем практических навыков и широкой теоретической научно-исследовательской базой. В ходе образовательного процесса формируется образовательная среда, максимально приближающая студента к будущей профессиональной деятельности за счет программ-тренингов, имитационного моделирования, коммуникативных моделей, ролевых бизнес-ситуаций с активизацией навыков менеджмента и маркетинга.

Особенностью инновационных моделей российских университетов является складывающаяся тесная взаимосвязь научно-исследовательской деятельности и потребностей реального сектора экономики, сочетание элементов фундаментальности и универсализации подготовки, широкопрофильность специалистов, готовых к самостоятельной инновационной деятельности.

Образовательная среда инновационных университетов характеризуется большой степенью открытости, гибкости, высоким уровнем информатизации, вариантностью

программ подготовки специалистов, развитой инновационной инфраструктурой (офисы коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторы различного направления, международные центры трансфера технологий, консалтинговые структуры, работающие в сфере поддержки инновационной деятельности в вузе). Российские университеты с инновационной подготовкой специалистов, оказывающие качественные образовательные услуги, привлекательны как для российских, так и для иностранных студентов.

Вузы с инновационными моделями образования формируют образовательный процесс, используя электронные образовательные ресурсы, такие как презентации, видеолекции, видеоконференции, электронные учебники, мультимедиа курсы, компьютерные модели, образовательные порталы, образовательные ресурсы удаленного доступа и др. Каждый тип электронных образовательных ресурсов решает ограниченный круг специфических задач при подготовке высококвалифицированных специалистов, поэтому их использование возможно в сочетании с традиционными педагогическими технологиями. Образовательная среда вузов с инновационной подготовкой специалистов претерпевает серьезную модернизацию: она становится дифференцированной, усложняются организационно-технологические и межкультурные связи, совершенствуясь под воздействием фактора глобальной конкурентоспособности. Востребованность квалифицированных и хорошо подготовленных специалистов на рынке рабочей силы определяет место вуза на рынке образовательных услуг, его образовательный потенциал и качество образовательной среды. В сохранении устойчивой конкурентоспособности вуза ведущую роль играют учебно-методические комплексы совокупности дисциплин, формирующие общие и специальные компетенции специалиста.

Эффективное взаимодействие инновационных образовательных институтов и рынка рабочей силы является элементом механизма формирования устойчивого, долгосрочного развития региональной системы. Примером такого устойчивого и целенаправленного взаимодействия в региональной системе можно назвать модель социально-экономического партнерства образовательных институтов, органов власти, высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса в Томской области.

Активная роль вузов как участника многосторонней модели социального партнерства в формировании структуры предложения рабочей силы в условиях международного экономического кризиса в региональной системе возрастает. Томская область является одним из ведущих научно-образовательных центров России, реализующих региональною модель инновационного развития. Функционирование в Томске с 2006 г. технико-внедренческой зоны предоставляет новые возможности расширения занятости высококвалифицированных специалистов, развития наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса за счет преференций, налоговых и неналоговых льгот, реализации на качественно новом уровне инвестиционной и инновационной политики в регионе. Позиционирование области как центра инновационного развития с элементами открытой региональной экономики смещает акцент в экономической модели роста региона на увеличение доли производств с высокой добавленной стоимостью и усиление факторов развития инновационного компонента.

Научно-исследовательская деятельность университетов и НИИ, расположенных в Томской области, обеспечивает реализацию национальных стратегически перспективных направлений развития, таких как новые материалы и нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, медицинское приборостроение, телекоммуникации, точное приборостроение и нефтехимия. Инновационные модели образовательного процесса томских вузов позволяют более гибко реагировать на изменение ситуации на рынке рабочей силы, проводить активный мониторинг структурных сдвигов рынка, вызванных теми или иными факторами в подготовке специалистов, оценивать характер изменения структуры спроса на различные профессионально-квалификационные

группы, прогнозировать динамику развития уровня требований работодателей к теоретической и практической подготовке специалистов.

Преимуществами инновационных моделей образования являются возможности формирования эффективных практических профессиональных умений и навыков студентов начального, среднего и высокого уровня в моделируемых производственных процессах в рамках бизнес-инкубатора. Молодой специалист, получивший подготовку по инновационной модели образования, на рынке рабочей силы имеет более высокий уровень конкурентоспособности, обладает необходимыми начальными практическими навыками, опытом профессиональной работы, сформированными отдельными элементами корпоративной культуры, определенным опытом успешной социализации на производстве.

С помощью бизнес-инкубатора студенты получают навыки администрирования, управленческого, бухгалтерского и налогового учета, финансового анализа, бизнес-проектирования, рекламной деятельности, опыт применения норм хозяйственного и трудового права. В бизнес-инкубаторе создаются условия, приближенные к реальной хозяйственной и производственной деятельности будущего специалиста, которые выстраиваются через партнерские отношения и опыт группового производственного поведения. Разрабатывается цикл вывода наукоемкой продукции на рынок, реализуется модель рационального экономического поведения хозяйствующего субъекта на рынке, анализируются возможные направления развития горизонтальной и вертикальной карьеры будущего специалиста. Приобретаются управленческие навыки, смежные компетенции, происходит профессиональная самоактуализация личности студента. Образовательные институты с разными типами инновационных моделей подготовки специалистов в регионе активно взаимодействуют друг с другом, используя информационные технологии, открытое образовательное пространство, многосторонние модели социального партнерства, стремясь к созданию консорциума, создают предпосылки для оптимизации координации структуры спроса и предложения рабочей силы.

К началу 2009 г. в томских вузах успешно работало 20 элементов инновационной инфраструктуры, участвующих в образовательных процессах и подготовке специалистов, в том числе: 7 офисов коммерциализации разработок, 5 бизнес-инкубаторов различного направления, 2 центра трансфера технологий и другие консалтинговые структуры, работающие в сфере поддержки инновационной деятельности в вузе [1]. Комплексная подготовка студентов по образовательным программам инновационных вузов повышает конкурентоспособность будущих специалистов на рынке рабочей силы, снижает уровень застойной и структурной безработицы в возрастной группе до 26 лет, сглаживает диспропорции между структурой спроса и предложения регионального рынка рабочей силы. В условиях экономического кризиса специалисты с качественной профессиональной подготовкой более адаптивны к сокращающемуся спросу на рабочую силу средней квалификации и востребованы для реализации антикризисных программ в реальном секторе экономики, малом бизнесе, органах государственного управления региональным развитием.

Специалисты, подготовленные с использованием инновационных образовательных технологий, конкурентоспособны и востребованы в инновационном секторе экономики Томской области. За 2005-2009 гг. инновационный сектор экономики области расширился в 1,5 раза за счет увеличения численности организаций, занимающихся научными и специальными исследованиями, проектными и конструкторскими разработками, деятельностью по обучению и переподготовке персонала1. К 2009 г. в Томской области зарегистрировано более 200 инновационных предприятий, ежегодный

1 Губернатор Томской области В. М. Кресс призвал реализовать в Томске пилотный проект, позволяющий максимально переориентировать экономику региона на инновационные рельсы [2].

прирост продукции которых в среднем составляет около 30%. Вклад инновационных предприятий в формирование рациональной структуры ВРП Томской области в 2008 г. составил 18% [3].

При оценке современной экономической ситуации в Томской области были выявлены две группы факторов, сдерживающих инновационную деятельность организаций и рост спроса на специалистов для инновационного сектора экономики. В первой группе наибольшее значение имели такие факторы, как неустойчивый спрос на наукоемкие товары и услуги, высокие экономические риски и издержки внедрения инноваций. Во вторую группу факторов вошли недостаток информации о дополнительных рынках сбыта, дефицит персонала, владеющего практическими навыками работы со специфическими активами, а также слабая возможность кооперирования с другими организациями для совместной исследовательской деятельности. Комплексная система мер развития инновационного сектора экономики при поддержке федеральных и региональных органов власти Томской области позволила снизить внутренние затраты на исследования и разработки, сформировать передовые производственные технологии, реализовать технологические, системные инновации как в государственном, так и в частном секторе экономики. Стимулирование инновационной активности бизнеса муниципальными органами власти в экономической системе региона формирует устойчивую модель потенциального спроса на специалистов, прошедших подготовку по инновационным моделям образования, владеющих навыками маркетинга, менеджмента, стратегического развития новых и усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов.

На территориальном уровне в результате развития инновационных моделей подготовки специалистов повышается роль регулирующей и посреднической функций рынка рабочей силы. Эффективное взаимодействие рынка рабочей силы и образовательных институтов как элемент модели социального партнерства становится механизмом регулирования социальной напряженности и изменения структуры предложения рабочей силы в регионе. Региональная тенденция изменения рынка рабочей силы является основой для совершенствования направлений национальной политики, стимулирующей развитие конкурентной среды и правовой базы развития вузов с инновационной подготовкой специалистов. Рынок рабочей силы в России сохраняет определенную инерционность структуры спроса и предложения, что проявляется в дифференциации социально-экономической динамики процессов, национальных и территориальных особенностях.

Инновационные модели подготовки специалистов на национальном и региональном уровнях формируют предпосылки для ускоренной оптимизации структуры предложения рабочей силы [4]. В условиях экономического кризиса 2008-2009 гг. из-за ограниченности возможностей привлечения крупных частных инвестиций в подготовку и переподготовку специалистов гибкость и мобильность территориальной, профессионально-квалификационной и отраслевой структуры рабочей силы повышалась медленно. Территориальные тенденции развития рынка рабочей силы определяют национальную специфику формирования предложения рабочей силы, направления стратегической диверсификации профессионально-квалификационной структуры.

В Томской области поэтапно создается региональная инновационная система, которая представляет собой совокупность эффективно функционирующих экономических институтов, трансформирующих научные знания, информацию в новые конкурентные виды продукции и услуг. Основой повышения конкурентоспособности экономики области является концентрация научно-технического потенциала, который активизирует инновационную деятельность экономических субъектов, определяет переход региона на инновационный путь развития, формирует интенсивную модель экономического роста и обеспечивает наращивание экономического потенциала. Интеллектуальная

рента, формирующаяся в условиях функционирования инновационной экономики, обеспечивает высокий уровень регионального дохода, является экономической предпосылкой для ускоренного социально-экономического развития Томской области, повышения уровня и качества жизни населения. Инновационные модели подготовки специалистов в Томской области, реализуемые вузами, обеспечивают возможности повышения конкурентоспособности региональной экономики за счет роста качества и эффективности использования человеческого капитала.

Источники

1. Официальный сайт Администрации Томской области. Режим доступа : ЬИр//'^отто tomsk.gov.ru (дата обращения - 5 ноября 2009 г.).

2. Региональная энергетическая комиссия. Режим доступа : http//rec.tomsk.gov.ru/ links.html (дата обращения - 5 ноября 2009 г.).

3. Статистический ежегодник : стат. сб. / Томскстат. Томск, 2007.

4. Ловецкий Н. Г. Экономика развития: инновационное образование - ключ к развитию экономики XXI века // Креативная экономика. 2009. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.