Качество жизни и человеческий потенциал территорий
УДК 37.015.6 ББК 65.497.4
© Фурсик С.Н.
КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Вопросы модернизации экономики, преодоления технической отсталости, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого роста на основе развития научного и научнотехнического потенциалов, повышение эффективности его использования приобретают особую актуальность как в масштабах России, так и на региональном уровне. Важнейшее условие решения проблемы инновационного развития экономики - повышение качества человеческого капитала. Наиболее значимыми факторами этого процесса являются: повышение качества образования (прежде всего высшего профессионального), активизация предпринимательской активности населения, инвестиции в человеческий капитал, использование научного потенциала вузов и вузовской науки. Рассматриваются различные подходы к категории «человеческий капитал», имеющиеся в экономической науке, особенности инвестиций в человеческий капитал, анализируются условия повышения качества образования, обосновывается необходимость поддержки малого предпринимательства в регионе и его роль в инновационном развитии экономики, выявляются существующие в этом процессе проблемы и возможные пути их решения, а также исследуется роль вузовской науки и конкретные направления научного потенциала вузов в решении вопросов инновационного развития экономики региона и повышения качества человеческого капитала.
В статье использовались аналитические и статистические методы исследования, научные публикации отечественных и зарубежных учёных по данной проблеме.
Результаты исследования могут быть использованы в реализации концепции инновационного развития региона.
Инновационное развитие, человеческий капитал, качество человеческого капитала, предпринимательская активность, инвестиции в человеческий каптал, мониторинг образовательных услуг, качество образования, научный потенциал вузов.
ФУРСИК Светлана Николаевна кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и менеджмента [ ФГБОУ ВПО «Вологодский
государственный педагогический университет» Россия, 160000, г. Вологда, проспект Победы, д. 37 : I E-mail: Kem1@mail.ru
8(8172) 72-52-41
Fursik S.N.
QUALITY OF HUMAN POTENTIAL AS A FACTOR PROMOTING INNOVATION DEVELOPMENT OF THE REGION’S ECONOMY
Fursik Svetlana Nikolayevna - Ph.D., Head of the Chair of Economic Theory and Management. Federal State-Financed Educational Institution of Higher Vocational Education Vologda State Teachers’ Training University. 37, Pobyedy ave., Vologda, Russia, 160014. E-mail: Kem1@mail.ru
The issues concerning economic modernization, the overcoming of technological backwardness, the securing of competitiveness and sustainable growth based on the development of scientific and technological potentials, the increase in the efficiency of its use become especially important for Russia, as well as for its regions.
The most important condition for resolving the issues concerning the innovation development of the economy is to enhance the quality of human capital. The most significant factors in this process are the following: improvement of education quality, especially higher professional education; promotion of people's entrepreneurial activity, increase of investment in human capital, efficient use of scientific potential of universities and academic research.
The article studies different approaches to the concept of human capital, existing in economic literature, specifics of investments in human capital; it analyzes the conditions for enhancing the quality of human capital, substantiates the need to support small enterprises of the region and its role in the innovation development of the economy. The article reveals the problems existing in this process and possible solutions, as well as considers the role of academic science and scientific potential of universities in dealing with the problems of innovation development of the region's economy and improving the quality of human capital.
Solving the tasks stated in the article, the author used analytical and statistical methods of research, scientific publications of domestic and foreign scientists on this issue.
Research results can be used while implementing the concept of the region's innovation development.
Innovation development, human capital, quality of human capital, entrepreneurial activity, investment in human capital, monitoring of educational services, quality of education, scientific potential of universities.
Последние 20 лет для Российской Федерации стали периодом трансформации экономической и социально-политической жизни. Переход России от плановой системы к рыночной сопровождался становлением частной собственности, возрастанием роли малого бизнеса, формированием финансово-кредитной, банковской систем, институциональной и политической структур и др. Несмотря на неблагоприятные внешние факторы «мы смогли, тем не менее, построить экономику, которая стала органичной частью мировой. Смогли сделать это, в основном, за
счёт наших природных ресурсов. Больше четверти ВВП России - это результат продажи на мировом рынке газа, нефти металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела» [19].
Однако наряду с положительными чертами того периода результатом 20-летнего осуществления рыночных реформ стали дезинтеграция и деградация экономики, резкое ухудшение благосостояния населения, снижение эффективности и конкурентоспособности производства, глубокое разрушение научно-производственного потенциала страны. Обладая
квалифицированной рабочей силой и значительным научно-технологическим потенциалом, а также огромными природными ресурсами, в результате проводившейся экономической политики Россия стала бедным государством.
Безусловно, решения требует весь комплекс социально-экономических проблем. Однако вопросы модернизации экономики России, преодоления технологической отсталости, обеспечения конкурентоспособности, устойчивого роста на основе развития научного и научно-технического потенциалов, повышения эффективности его использования в настоящее время приобретают особую актуальность.
Об остроте проблем в этой сфере свидетельствуют следующие факты:
1. Проходящее в настоящее время восстановление докризисных объёмов производства в российской экономике не сопровождается пока её модернизацией, преодолением структурных ограничений дальнейшего роста. Сегодня Россия зависит от мировой экономики сильнее, чем большинство других стран.
2. Уровень инновационной активности предприятий крайне низок. Если в конце 1980-х гг. доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений, в СССР составляла около %, то в настоящее время она снизилась до 10% (в развитых странах их доля превышает 70%).
3. На мировых рынках высокотехнологичной продукции Россия занимает менее
0,3% - это меньше, чем США, более чем на 2 порядка, на порядок меньше, чем Мексика, втрое меньше, чем Филиппины. По оценкам экспертов, производство высокотехнологичной бытовой электроники, приборостроение и станкостроение оказались в зоне «некомпенсируемого технологического отставания». Стремительное разрушение современного технологического уклада означает разрушение технологиче-
ской основы устойчивого экономического роста, закрепление отсталости российской экономики.
4. Интересы российских частных собственников и многочисленных
чиновников резко отличаются от нужд большинства граждан, в стране углубляется дифференциация населения по доходам, высока коррупция во властных структурах. Проводимый политический курс не способствует построению общества социальной справедливости, равных прав и возможностей, утверждению принципов высокой человеческой нравственности и морали.
На региональном уровне эти проблемы имеют свою специфику, но, безусловно, их причины общие.
Так, для Вологодской области наиболее острыми проблемами в сфере развития научного и научно-технического потенциалов являются следующие:
- научно-технический потенциал ещё не стал главным источником социально-экономического развития региона; экономика носит сырьевой, экспортно ориентированный характер; в структуре промышленности 80% занимают два сектора: металлургическое и химическое производства (64 и 16,5% соответственно в 2010 году);
- в годы рыночных трансформаций в области резко сократились объёмы финансирования научно-исследовательских работ; внутренние затраты на исследования и разработки составляют 0,14% валового регионального продукта; это привело к оттоку научных кадров в другие сферы экономики, сокращению численности научных кадров;
- недостаток государственного финансирования региональной системы образования в целом существенно сдерживает совершенствование модели управления учебным процессом в вузах, техникумах, профтехучилищах, общеобразовательных
школах; в системе образования не хватает современных кадров вследствие невысокой оплаты их труда;
- остаётся низкой восприимчивость бизнес-структур к инновациям; удельный вес инновационно активных организаций в Вологодской области составляет всего 9,4%;
- инновационная инфраструктура развита слабо; в регионе действует только 19 организаций, способствующих созданию и реализации новых научно- технических идей, внедрению перспективных технологий и разработок [20].
Вместе с тем научный и научно-технический потенциалы используются не в полной мере. Интеллектуальный и творческий потенциалы человека ещё не стали ведущим фактором экономического роста и конкурентоспособности. Не в полной мере используется потенциал высших учебных заведений, молодых учёных, специалистов. Тем не менее именно человеческий капитал и его качество являются определяющим фактором экономического роста и инновационного развития экономики региона.
Негативные тенденции в социально-экономическом развитии ставят проблему перехода экономики на инновационный путь в разряд наиболее актуальных, поскольку от их решения зависит ситуация в регионе в ближайшей и отдалённой перспективах.
Решающую роль в этом процессе играет человеческий капитал, и в связи с этим повышение его качества является одним из важнейших условий инновационного развития экономики. Другая проблема - недостаточное использование потенциала вузов как в повышении качества человеческого капитала, так и в решении проблемы инновационного развития экономики.
В соответствии с принятой в Вологодской области Стратегией социально-
экономического развития региона до 2020 года, которая направлена на улучшение качества жизни населения на основе стабильного и постоянного роста экономики, основным направлением является запуск механизма экономического роста, базирующегося на увеличении уровня конкурентоспособности и диверсификации производства, инновационном обновлении экономики, социальной активности.
Важнейшими условиями достижения целей и задач по переводу территории на инновационное развитие являются эффективное использование накопленного научно-технического потенциала и повышение качества человеческого капитала.
Мы не претендуем на анализ всех факторов повышения качества человеческого капитала, но наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие: повышение качества образования (прежде всего высшего профессионального образования), активизация предпринимательской активности населения, инвестиции в человеческий капитал, использование научного потенциала вузов и вузовской науки. Подготовка высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности, является высоким показателем качества человеческого капитала и конкурентоспособности личности.
Концепция человеческого капитала получила своё признание к концу ХХ века. Её создателям - Т. Шульцу и Г. Беккеру - была присуждена Нобелевская премия по экономике (в 1979 и 1992 гг. соответственно) за их оценку значимости индивида как фактора экономического роста. При этом «человеческий капитал начинает рассматриваться как ценностный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы и накопленные богатства» [23]. Возникно-
вение теории «человеческого капитала» связано с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Так, Дж. Кендрик считал, что, исходя из этой теории, «одной из главных I форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду» [10].
Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума, так и от общества в целом на: образование (воспитание детей, получение общего и специального образования, профессиональная подготовка и переподготовка на производстве), здравоохранение (поддержание здоровья, рождение детей), мобильность (поиск работы). Все виды затрат, которые могут быть оценены в денежной или иной форме, произведённые в целях увеличения в дальнейшем производительности труда и способствующие росту в будущем доходов индивидуума, носят название «инвестиции в человеческий капитал».
Инвестиции в человеческий капитал имеют следующие особенности:
1. Отдача инвестиций в человеческий капитал зависит от срока жизни его носителя. Чем раньше осуществляются инвестиции, тем быстрее ожидаемая отдача от них.
2. Они способствуют улучшению качественных характеристик человеческого капитала.
3. Доходность от накопления человеческого капитала имеет границу, после которой происходит снижение трудовой активности.
4. Инвестиции могут быть эффективными и неэффективными.
5. Виды вложений обусловлены культурными, семейными, национальными традициями.
6. Инвестиции в человека являются самыми выгодными с точки зрения всего
общества и отдельного индивида. Самыми важными являются инвестиции в здоровье и образование человека.
Специалисты дают разные трактовки человеческого капитала. Классическим определением категории «человеческий капитал» следует считать определение Г. Беккера: «Человеческий капитал - име-ющийсяукаждогозапасзнаний,навыков, мотиваций» [3]. Наиболее полное определение человеческого капитала дал Р.И. Капелюшников: «Человеческий капитал - воплощённый в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, формирование которого подобно накоплению физического и финансового капиталов требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущего удовлетворения, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека» [8].
Экономисты дают и другие определения этого понятия. Ю.А. Корчагин рассмотрел человеческий капитал как интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное и рациональное использование человеческого капитала как производительного фактора развития. Человеческий капитал можно определить как особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы [12]. Альтернативное существующим определение дала А.И. Бабенко: «Человеческий капитал - накопленные обществом способности восстанавливать
и развивать в поколениях людей социально-биологические свойства, здоровье, уклад и образ жизни, знания, созидательный труд и т. п. [2].
При всём существующем разнообразии подходов к определению человеческого капитала можно выделить следующие его характеристики. Человеческий капитал:
- выступает как определённый запас знаний, навыков и мотиваций;
- воплощён в человеке и неотделим от него;
- используется в течение определённого времени;
- требует существенных вложений;
- обеспечивает больший доход (в будущем);
- содействует росту производительности труда;
- имеет свойство накапливаться;
- подвержен износу;
- функционирует на различных уровнях экономики (государства, организации, индивида);
- определяет качественную характеристику рабочей силы;
- используется в производственных и потребительских целях;
- даёт возможность работникам функционировать в социально-экономической среде;
- реализуется посредством институтов (учебных заведений, организаций и др.);
- присущ современной экономике.
Таким образом, человеческий капитал
является главной ценностью общества и основным фактором экономического развития государства. Он неотделим от человека. Формирование человеческого капитала требует от общества материальных и физических затрат, в процессе которых они имеют способность накапливаться и образовывать определённые запасы.
Наличие образованного населения и высококвалифицированной рабочей
силы, которая может применять современные технологии, составляет в настоящее время один из важнейших ресурсов российской экономики.
Влияние образования на качество человеческого капитала проявляется в следующем. Во-первых, образование является базой для получения и повышения квалификации, и его роль в этом процессе усиливается. Во-вторых, оно стало предпосылкой профессиональной мобильности работника. В-третьих, образование выступает как средство развития личности, переводя её потенциальные способности в реальные свойства и формируя новые качества, необходимые для выполнения трудовой и общественной деятельности.
Но роль образования в повышении качества труда не ограничивается только рассмотренными связями, она значительно шире. Заслуживает внимания точка зрения Э. Денисона, который считал образование фактором повышения качества и эффективности труда в силу следующих обстоятельств:
- более образованная рабочая сила в среднем лучше выполняет работу по сравнению с менее образованной;
- более высокий уровень образования способствует лучшему восприятию личностью новых идей и методов работы;
- более образованная рабочая сила быстрее ориентируется в информации о рынке труда и выбирает оптимальный вид занятия;
- в условиях автоматизации и индустриализации всё большая часть занятых требует более высокого уровня образования.
При определении того, как должна реагировать система образования на сигналы, поступающие в настоящее время от рынка труда, экономисты выделяют две проблемы. Первая проблема заключается в старении кадров и их дефиците во многих отраслях российской экономики (за
исключением сферы финансов, управления и торговли). Решить эту проблему за счёт увеличения количества обучающихся по требуемым сегодня инженерным или педагогическим специальностям достаточно сложно. Это связано с низким уровнем оплаты в отраслях, важных для экономики, но из которых сегодня происходит отток кадров, решающих не работать по той специальности, которую они получили. Повышение доходов во многих отраслях экономики возможно только при наличии мощной и целенаправленной государственной поддержки, отдача от которой придёт далеко не сразу.
Вторая проблема - структурная перестройка российской экономики в сторону сокращения обрабатывающих производств и, напротив, расширения сферы управления, сервиса и финансов, которую можно рассматривать как результат адаптации к «сырьевой парадигме» экономического развития. Если реальная работа по модернизации и диверсификации экономики откладывается, то нецелесообразно осуществлять подготовку специалистов для потенциально инновационных отраслей. При этом следует иметь в виду, что если структурная перестройка экономики начнёт осуществляться, то она не получит необходимых кадров, так как подготовка квалифицированных специалистов не может быть проведена в короткие сроки. Поэтому состояние сегодняшнего рынка труда и ближайшие перспективы его развития не должны служить импульсом к немедленному изменению системы образования.
В свою очередь фактором повышения качества образования является применение маркетинга на рынке образовательных услуг, под которым понимается деятельность, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов
рынка образовательных услуг - образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, а также органов государственного и муниципального управления и посреднических структур, которые производят, продают, приобретают и потребляют эти услуги и сопутствующие им услуги и продукты.
В функции маркетинга входит исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка ОУ выявление перспективных ОУ и необходимости обновления, определение оптимальных значений объёма, качества, ассортимента и сервиса ОУ ценообразование, коммуникационная деятельность, продвижение и продажи ОУ а также их сопровождение в процессе потребления, проведение маркетинговых исследований, выявляющих соответствие структуры рынка образовательных услуг в регионе потребностям рынка труда.
На рынке образовательных услуг нужно менять стратегический маркетинг, под которым, на наш взгляд, понимается механизм согласования интересов производителей и потребителей образовательных услуг на протяжении длительного периода, ресурсных возможностей образовательных учреждений с потребностями и требованиями потенциальных потребителей. Необходимо не только выявлять эти потребности, но и регулировать закономерности их развития, активно предлагая собственные решения тех или иных проблем. Основу должно составлять исследование потребностей, а не изучение спроса.
Повышению качества образования способствует внедрение системы менеджмента качества в вузе и, прежде всего, модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний будущих специалистов, целями которой являются:
- повышение мотивации студентов к систематической работе по изучению дисциплин в течение семестра;
- повышение уровня организации учебного процесса в университете;
- повышение качества обучения за счёт интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обу-
4 курс менеджмента
чения; повышение качества подготовки выпускников.
Необходимо также исследовать мотивацию самих обучающихся к получению качественного образования. Данные, полученные в результате опроса студентов 3 - 4 курсов отделения менеджмента ВГПУ представлены на рис. 1 - 3.
3 курс менеджмента
Очень важно ■ Относительно важно ■ Не очень важно
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «В какой мере важно для Вас получение качественного образования?»
4 курс менеджмента
3 курс менеджмента
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «В какой степени Вы самостоятельны в получении знаний?»
Очень самостоятелен ■ Достаточно самостоятелен
4 курс менеджмента
3 курс менеджмента
Достаточно важное
Очень важное
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какое значение имеет для Вас получение качественного образования для будущей профессиональной деятельности?»
Можно сделать вывод, что студенты, особенно старших курсов, достаточно серьёзно мотивированы на получение качественного образования для будущей профессиональной деятельности, востребованности на рынке труда, возможности самореализации и карьерного роста.
Ещё один фактор инновационного развития региона - активизация предпринимательской активности населения.
В современных экономических условиях в процессе управления развитием территории всегда учитывается активность предпринимательских структур, а на локальном уровне муниципальных образований значимым аспектом становится активность субъектов малого предпринимательства. Сектор малого предпринимательства в силу своей природы решает задачи локального масштаба: способствует насыщению местного рынка товарами и услугами и поддержанию конкурентной среды, поддерживает и укрепляет политическую и социальную стабильность в обществе. Это достигается посредством создания новых рабочих мест, а также расширения слоя собственников. Создание благо-
приятного предпринимательского климата способствует ускорению экономического развития территорий, внедрению инновационных технологий.
Вместе с тем малое предпринимательство сильно зависит от политики, конкретных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Поэтому его удельный вес в экономике той или иной территории в очень большой степени определяется тем, насколько активно и последовательно проводится на местах поддержка этого сектора экономики.
Малый бизнес выполняет важные функции:
1. Удовлетворение разнообразного и изменчивого спроса населения на местных рынках на различные товары и услуги (зачастую на достаточно специфические товары и услуги, которые не могут быть произведены крупными предприятиями).
2. Стимулирование конкуренции на местных рынках, приводящее к повышению эффективности функционирования последних и генерации конкурентных преимуществ муниципальной экономики в целом.
3. Диверсификация местной экономики и стимулирование развития внешнеэкономических связей. Деятельность малых предприятий позволяет расширить рыночную специализацию муниципальной экономики; партнёрские связи малых предприятий дают возможность местной экономике встраиваться во внешние цепочки создания стоимости.
4. Изменение способа освоения территории. Благодаря развитию малого предпринимательства появляется возможность более рационально использовать территорию, равномерно распределять производственные и человеческие ресурсы, оптимизировать размещение производительных сил.
5. Обеспечение занятости населения. Особое значение этот фактор приобретает для муниципальных образований, развитие которых зависит от единственного или ряда градообразующих предприятий.
6. Существенный вклад малого бизнеса в формирование доходной части муниципального бюджета. В ряде стран с рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Финляндия и др.) этот вклад является определяющим (до 35 - 40% всех налоговых доходов). В России данный показатель ниже более чем в 2 раза - около 15%.
7. Формирование необходимой инфраструктуры для производственной деятельности крупных предприятий, значение малого бизнеса для которых сложно переоценить.
8. Обеспечение внедрения технологий и техники. В развитых странах малый бизнес производит более 60% всех услуг, половину всей продукции промышленности и почти половину всех инновационных идей и нововведений.
Кроме того, малый бизнес, стремясь адаптироваться к изменениям спроса на потребительском рынке, более восприимчив к инновациям.
9. Формирование доходов населения, обеспечение его трудовой мобильности, сокращение бедности и увеличение доли среднего класса. На местном уровне малые предприятия являются основным источником формирования доходов значительной части экономически активного населения; доля среднего класса, а соответственно и уровень социальной напряжённости в обществе также находятся в прямой зависимости от уровня развития малого предпринимательства.
Особая роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии муниципального образования определяет важность исследования и учёта современных тенденций в данном секторе экономики при разработке и реализации стратегических плановых документов. Основными исследовательскими задачами при этом являются анализ существующих проблем и выработка рекомендаций по совершенствованию форм и инструментов поддержки малого бизнеса со стороны органов государственной власти, местного самоуправления.
По мнению предпринимателей, рост бизнеса наиболее ограничивают следующие факторы:
а) малая доступность земли и помещений;
б) низкая квалификация трудовых ресурсов;
в) недостаточное внимание органов местного самоуправления к проблемам малого предпринимательства;
г) слабая возможность влияния объединений предпринимателей на принятие управленческих решений, касающихся их деятельности.
Поддержка представляет собой создание соответствующих экономических, правовых, организационных и иных условий развития малых предприятий, обеспеченных материальными и финансовыми ресурсами.
Развитие малого предпринимательства сталкивается со следующими проблемами как в общероссийском масштабе, так и на региональном уровне:
- несовершенство системы налогообложения; так, события декабря 2012
- февраля 2013 привели к тому, что 390 тысяч частных предпринимателей отозвали свою регистрацию (10%), что связано с повышением более чем в два раза ставок выплат в Пенсионный фонд: с 17 тысяч рублей до 36 тысяч рублей.
- нестабильность бюджетного финансирования и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.);
- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
- отсутствие надёжной социальной защищённости и безопасности предпринимателей;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами.
Решить обозначенные проблемы возможно, используя следующие меры:
- нормативно-правовое обеспечение малого бизнеса;
- развитие прогрессивных финансовых технологий;
- повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
- организационно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности.
Стратегия инновационного развития Вологодской области (далее - Стра-
тегия) должна определять приоритеты в деятельности научных, инновационных структур, способствующих развитию инновационного потенциала региона. Она должна предусматривать развитие не только научно-технического, но и научного потенциалов региона (фундаментальные, прикладные науки), участие всех вузов области в её реализации. Выполнение Стратегии предполагает подготовку высококвалифицированных кадров, с этой целью необходимо наращивание инвестиций в человеческий капитал, расширение грантовой поддержки вузовской науки, повышение престижа труда учёного, создание действенных стимулов для привлечения молодёжи к научным исследованиям.
Для активизации инновационной деятельности в Вологодской области необходимо создать:
- условия для построения в регионе сетевого взаимодействия между организациями, участвующими в производстве инновационных кадров, продукции, технологий;
- фонд поддержки инновационных проектов, обеспечивающих повышение результативности инновационной деятельности (кадры, финансирование, интеллектуальная собственность и т. п.);
- инновационные агломерации, обеспечивающие функционирование исследовательских и образовательных сетей;
- механизмы поддержки организаций с высокой культурой «управления знаниями» и высоким потенциалом исследовательского и разработнического аутсорсинга.
Для региона это прежде всего: металлургия, машиностроение, научные и высшие образовательные учреждения, лесное хозяйство, туризм, транспорт.
Вологодский государственный педагогический университет имеет достаточ-
ный научный потенциал, позволяющий осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для создания инновационной экономики, проводить научные исследования и повышать показатели эффективности инновационного развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий, техники (информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; рациональное природопользование) и критических технологий (технологии биоинженерии; технологии информационных, управляющих, навигационных систем; технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации её загрязнения; технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). На базе университета могут быть проведены актуальные для региона исследования:
1. По направлению «Информационно-телекоммуникационные системы» могут быть реализованы НИР, посвящённые созданию справочных тематических геоинформационных систем по туристическим ресурсам, предполагающих использование технологии геопозиционирования и основанных на виртуальных способах профессионального общения. Важнейшей сферой практического приложения продуктов НИР по этой теме станет развитие различных услуг в сфере туризма, предоставляемых через Интернет, а также создание общедоступных систем доступа к формализованным знаниям.
2. Направление «Рациональное природопользование» объединяет результаты многолетних НИР естественно-научных кафедр университета, которые являются наиболее перспективными для практического использования инновационных технологий в регионе. Сюда относятся базы данных для оценки рекреационных, ландшафтных, аг-
роклиматических и др. природных ресурсов; средне- и крупномасштабное экологическое картографирование с использованием ГИС-технологий; оценка экосистемного разнообразия лесов бо-реальной зоны России для разработки методов их рационального использования; создание систем оценки и прогноза состояния гидрометеорологических компонентов природной среды с высоким пространственным и временным разрешением; разработка принципов и способов рационального использования и охраны биологических ресурсов Вологодской области; оценка возможностей использования биологических ресурсов для развития разных отраслей туризма; оценка биологической составляющей безопасности жизнедеятельности в условиях Вологодской области.
Исключительное значение приобретают технологии оценки и прогнозирования состояния земель и ландшафтов и допустимого антропогенного воздействия на них с использованием данных современных дистанционных (космических и других), почвенных, геофизических и геохимических исследований. Для снижения риска природных и техногенных катастроф особо важным будет создание комплексной системы оценки рисков влияния на здоровье населения загрязнения окружающей среды.
Актуальные направления научных исследований в этой области охватывают разработку методов оценки состояния техногенных систем, опасных для окружающей среды, формирование геоинформа-ционной базы данных о воздействии промышленных предприятий на природные комплексы для оперативного контроля за состоянием техногенно нарушенных территорий, создание технологий, обеспечивающих существенное повышение пожароустойчивости лесов, включая комплекс лесоводственных и профилакти-
ческих противопожарных мероприятий, прогнозирование опасных гидрометеорологических явлений, оценку природноресурсного потенциала территории Вологодской области для развития народного хозяйства, основанного на рациональном использовании местных ресурсов, в том числе биологических.
ВГПУ может провести исследование рынка образовательных услуг в регионе с целью приведения его в соответствие с требованиями работодателей (рынка труда), открывать новые направления подготовки специалистов, связанные с приоритетными направлениями инновационного развития региона, реализовывать инновационные образовательные проекты, такие как «Лицензирование инновационных направлений подготовки для обеспечения Вологодской области кадрами в соответствии со стратегией развития региона» (например, реализуется направление подготовки бакалавриата «Геогра-
фия»: профиль «Рекреационная география и туризм», разработаны и планируются к внедрению программы дополнительного образования по направлениям «Геоинфор-мационные системы», «Туризм», «Ландшафтное планирование»); «Создание многоуровневой системы подготовки кадров», отвечающих современному уровню знаний, потребностям рынка труда и адаптированных к применению полученных знаний (например, в области геоинформа-ционных технологий, рекреационной географии и туризма, специалистов для работы в системах сотовой связи и др.).
Только комплексные действия по интеграции усилий властных структур, активизации потенциала вузовской науки и предпринимательской активности населения, модернизации образовательного процесса, направленной на повышение качества подготовки специалистов, будут мощными стимулами инновационного развития экономики региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авраамова, Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов [Текст] / Е.М. Авраамова // Общественные науки и современность. - 2011. - № 3. - С. 51-61.
2. Бабенко, И.А. Человеческий капитал в аспекте социально-гигиенического познания [Текст] / И.А. Бабенко // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - № 2.
3. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории [Текст] / Г.С. Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 602 с.
4. Борисова, С. Лояльность персонала в образовательных организациях [Текст] / С. Борисова // Маркетинг - 2011. - № 1. - С. 115-127.
5. Гузакова, О.Л. Уровень образования и предпринимательской активности домохозяйств как фактор экономического роста [Текст] / О.Л. Гузакова, С.Н. Фурсик. - Вологда: ВГПУ 2008. - 98 с.
6. Гузакова, О.Л. Экономика [Текст]: учебное пособие / О. Л. Гузакова, С. Н. Фурсик. - Вологда: ВГПУ 2011. - 170 с.
7. Инновационный путь развития для новой России [Текст] / отв. ред. В.П. Горегляд. -М.: Наука, 2005. - 343 с.
8. Капелюшников, Р.И. Экономический подход Г. Беккера к человеческому поведению [Текст] / Р.И. Капе-люшников // США: Экономика, политика, идеология. - 1993. - № 11. - С.17-32.
9. Качество человеческого капитала как фактор экономического роста [Текст]: монография / О.Л. Гузакова, С.Н. Фурсик, С.А. Андронович; науч. ред. О.Л. Гузакова. - Вологда: ВГПУ 2011. - 118 с.
10. Кендрик, Д. Совокупный капитал США и его формирование [Текст] / Д. Кендрик. - М., 1978. - 275 с.
11. Колесов, В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) [Текст] / В. Колесов // Высшее образование в России. - 2006. - № 2. - С. 3-8.
12. Корчагин, Ю.А. Человеческий капитал - сущность, идеология, развитие [Электронный ресурс] / Ю.А. Корчагин. - Режим доступа: http://www.lerc.ru
13. Материалы к заседанию по конкурентоспособности. МЭРТ. - М., 2006.
14. Общественная палата Вологодской области. Информационные материалы ИСЭРТ РАН для расширенного заседания на тему: «Проблемы развития науки и научно-технического потенциала региона». -Вологда, 16.02.2012.
15. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании [Текст]: учеб. пособие / А.П. Панкрухин. - М.: Интерпракс, 2006. - 240 с.
16. Путин, В.В. О наших экономических задачах [Текст] / В.В. Путин // Ведомости. - 30.01.2012. - № 15.
17. Роденкова, Т.Н. Эффективность финансирования образовательных новаций и её экспертная оценка в высшей школе [Текст] / Т.Н. Роденкова , В.А. Слепов. - М.: Инфра-М, 2009. - 448 с.
18. Савельев, А.Я. Проблемы высшего образования Российской Федерации [Текст] / А.Я. Савельев. -М., 2012. - 284 с.
19. Сальников, В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности: текущее состояние и перспективы [Текст] / В.А. Сальников, Д.И. Галимов // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 2.
20. Стратегия инновационного развития Вологодской области на период до 2020 года.
21. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода [Текст] / под. ред. И.Т. Фролова. - М.: Эдито-риал УРСС,1999. - 176 с.
22. Щетинин, В.П. Экономика образования [Текст] / В.П. Щетинин, А.П. Хроменко, Б.С. Рябушкин. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
23. Becker, G.S. Human Capital: A Theoretical and Emperical Analysis; with a Spécial Reference to Education [Text] / G.S. Becker. - NY, 1975.
24. Measuring the Contribution of Education to Economic - In: The Residial Factor and Economic Growth. O.E.C.D. -Paris, 1964.
REFERENCES
1. Avraamova E.M. Rynok truda i sistema obrazovaniya: trudnosti perevoda signalov [Labour Market and Education System: the Difficulty of Translating the Signals]. Obshchestvenniye nauki i sovremennost [Social Sciences and Modern Times]. 2011, no. 3, pp. 51-61.
2. Babenko I.A. Chelovecheskiy kapital v aspekte sotsial'no-gigienicheskogo poznaniya [Human Capital in the Aspect of Socio-Hygienic Knowledge]. Byulleten' SO RAMN [Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences]. 2004, no. 2.
3. Becker G.S. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podkhod. Izbrannye trudy po ekonomicheskoy teorii [The Economic Approach to Human Behaviour: Selected Works on Economic Theory]. Moscow: GU VShE, 2003. 602 p.
4. Borisova S. Loyal'nost' personala v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Loyalty of Personnel in Educational Institutions]. Marketing. 2011, no. 1, pp. 115-127.
5. Guzakova O.L., Fursik S.N. Uroven' obrazovaniya i predprinimatel'skoy aktivnosti domokhozyaystv kak faktor ekonomicheskogo rosta [Level of Education and Entrepreneurial Activity of Households as a Factor Promoting Economic Growth]. Vologda: VGPU, 2008. 98 p.
6. Guzakova O.L., Fursik S.N. Ekonomika: uchebnoe posobie. [Economics: Textbook]. Vologda: VGPU, 2011. 170 p.
7. Innovatsionnyy put' razvitiya dlya novoy Rossii [Innovation Way of Development for the New Russia]. Executive editor V.P. Goreglyad. Moscow: Nauka, 2005. 343 p.
8. Kapelyushnikov R.I. Ekonomicheskiy podkhod G. Bekkera k chelovecheskomu povedeniyu [Economic Approach of G. Becker to Human Behavior]. SShA: Ekonomika, politika, ideologiya [USA: Economics, Politics, Ideology]. 1993, no. 11, pp. 17-32.
9. Guzakova O.L., Fursik S.N., Andronovich S.A. Kachestvo chelovecheskogo kapitala kak faktor ekonomicheskogo rosta: monografiya [Quality of Human Capital as a Factor Promoting Economic Growth: Monograph]. Ed. by O.L. Guzakova. Vologda: VGPU, 2011. 118 p.
10. Kendrick J. Sovokupnyy kapital SShA i ego formirovanie [The Formation and Stocks of the US Total Capital]. Moscow, 1978. 275 p.
11. Kolesov V. Rynok obrazovatel'nykh uslug i tsennosti obrazovaniya (Mezhdu VTO i Bolonskim protsessom) [The Market of Educational Services and the Values of Education (between the WTO and the Bologna Process)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2006, no. 2, pp. 3-8.
12. Korchagin Yu.A. Chelovecheskiy kapital - sushchnost', ideologiya, razvitie [Human Capital: Essence, Ideology, Development]. http://www.lerc.ru
13. Materialy k zasedaniyu po konkurentosposobnosti. MERT [Materials for the Meeting on Competitiveness. Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Moscow, 2006.
14. Obshchestvennaya palata Vologodskoy oblasti [The Public Chamber of the Vologda Oblast]. Informatsionnye materialy ISERT RAN dlya rasshirennogo zasedaniya na temu: "Problemy razvitiya nauki i nauchno-tekhnicheskogo potentsiala” [ISEDT RAS Information Materials for the Extended Meeting on the Issues of Development of Science and Scientific-Technological Potential of the Region]. Vologda, 16 February 2012.
15. Pankrukhin, A.P. Marketing obrazovatel'nykh uslug v vysshem i dopolnitel'nom obrazovanii: ucheb. posobie [Marketing of Educational Services in Higher and Further Education: Teaching Aid]. Moscow: Interpraks, 2006. 240 p.
16. Putin V.V. O nashikh ekonomicheskikh zadachakh [About Our Economic Goals]. Vedomosti [Gazette], 30 January 2012, no.15.
17. Rodenkova T.N., Slepov V.A. Effektivnost' finansirovaniya obrazovatel'nykh novatsiy i ee ekspertnaya otsenka v vysshey shkole [The Efficiency of Financing of Educational Innovations and its Expert Assessment in Higher School]. Moscow: Infra-M, 2009. 448 p.
18. Savel'ev A.Ya. Problemy vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii [Problems of Higher Education in the Russian Federation]. Moscow, 2012. 284 p.
19. Salnikov V.A., Galimov D.I. Konkurentosposobnost' otrasley rossiyskoy promyshlennosti: tekushchee sostoyanie i perspektivy [Competitiveness of Russian Industry: Current State and Prospects]. Problemy prognozirovaniya [Forecasting Problems]. 2006, no 2.
20. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Vologodskoy oblasti na period do 2020 goda. [The Strategy of Innovation Development of the Vologda Oblast for the Period up to 2020].
21. Chelovecheskiy potentsial: opyt kompleksnogo podkhoda [Human Potential: the Experience of an Integrated Approach]. Ed. by. I.T. Frolov. Moscow: Editorial URSS, 1999.176 p.
22. Shchetinin V.P., Khromenko A.P., Ryabushkin B.S. Ekonomika obrazovaniya [Education Economics]. Moscow: Rossiyskoe pedagogicheskoe agentstvo,1998.
23. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis; with a Special Reference to Education. NY, 1975.
24. Measuring the Contribution of Education to Economic - In: The Residial Factor and Economic Growth. O.E.C.D. Paris, 1964.