АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
АНДРЕЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СПИРИДОНОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В современных условиях человеческий капитал выступает в качестве основного фактора формирования инновационной экономики, т. е. экономики знаний, при которой большую значимость приобретает научно-технический прогресс. В статье рассмотрено понятие человеческого капитала, его значение для развития инновационной экономики, обеспечения высокого уровня благосостояния населения и повышения качества жизни. Приведена сравнительная оценка уровня развития человеческого капитала в Российской Федерации и в некоторых развитых странах по всем компонентам индекса развития человеческого потенциала (ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень грамотности). Охарактеризовано состояние человеческого капитала в Российской Федерации. Сделаны выводы о том, что основой формирования и развития человеческого капитала выступает качественное образование. Выделены негативные тенденции подготовки специалистов в Российской Федерации. Перечислены основные меры, направленные на повышение качества подготовки специалистов, отвечающих требованиям инновационной экономики, в соответствии с которыми человек должен не просто обладать высокой квалификацией, но и иметь определенный набор личностных качеств, позволяющих оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка труда. На основании изученного материла, сделаны выводы о том, что Российская Федерация обладает значительным потенциалом для формирования мощного человеческого капитала. Повышение уровня человеческого капитала возможно за счет улучшения качества образования на всех уровнях: дошкольное, общее, среднее, высшее, за счет социальной поддержки семьи и детей, за счет увеличения финансовых вложений в такие сферы, как здравоохранение, образование, наука.
Ключевые слова: инновационная экономика, человеческий капитал, образование, качество жизни.
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020», Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития [1].
Главным фактором формирования инновационной экономики-экономики знаний, при которой высокую значимость приобретает научно-технический прогресс, является человеческий капитал.
Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, профессиональных качеств, опыта, которыми обладают индивидуумы и которые делают их «экономически продуктивными». Человеческий капитал может быть увеличен за счет вложений в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку [2].
Человеческий капитал имеет множество измерений и может приобретаться различными путями - дома, в учебных заведениях, на рабочих местах и т. д. [3].
Для оценки человеческого капитала в Европе используют Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный в рамках Программы развития ООН [2]. ИРЧП является основным индикатором качества жизни населения, позволяющим
I. A. ANDREYEVA, S. P. SPIRIDONOV
оценить уровень благосостояния населения, возможность получения качественного образования и медицинского обслуживания.
В 2014 г. по уровню ИРЧП лидирует Норвегия (0,944). В группу стран с очень высоким уровнем ИРЧП входят такие страны, как США (0,914), Вели-
Индекс развития человеческ
кобритания (0,892), Германия (0,911), где расходы на образование и здравоохранение значительно выше, чем в России [4].
Российская Федерация входит в группу стран с высоким уровнем ИРЧП. Индекс составляет 0,778 [4].
Таблица 1
потенциала и его компоненты
Страна ИРЧП [4] Компоненты ИРЧП
ВВП на душу [5] населения, долл. Ожидаемая продолжительность жизни, лет [6] Уровень грамотности, % [7]
Норвегия 0,944 64363 82,5 99,0
США 0,914 53001 80,8 99,0
Россия 0,778 24298 70,76 99,5
Оценка с помощью ИРЧП показывает, что Российская Федерация значительно отстает от развитых стран по уровню развития человеческого капитала.
Разница по компоненту «ВВП на душу населения», который характеризует уровень жизни, между страной-лидером по ИРЧП - Норвегией и Россией, составляет 40065 долл., по компоненту ожидаемая продолжительность жизни при рождении Российская Федерация отстает от Норвегии более чем на 10 лет. Высокое значение имеет только уровень грамотности населения.
В действующей инновационной стратегии основное внимание уделяется развитию человеческого капитала, который рассматривается как одно из важнейших конкурентных преимуществ страны.
Основой формирования и развития человеческого капитала выступает непрерывное образование.
В настоящее время доля населения РФ с высшим профессиональным образованием составляет 32,6 %, для сравнения в США этот показатель составляет 42 %, в Японии 45 %, в Великобритании и Финляндии 38 % [8].
А согласно ежегодному докладу «Взгляд на образование 2014: индикаторы ОЭСР», по доле взрослого населения, имеющего третичное образование (высшее профессиональное и среднеспециальное образование) Россия лидирует среди всех стран ОЭСР и стран-партнеров, по которым имеются данные: 53 % против 32 % в среднем по странам ОЭСР и 27 % в среднем по странам «Большой двадцатки». Более того, 94 % россиян имеют образование не ниже полного среднего, что существенно выше среднего показателя для стран ОЭСР (75 %) [9].
Но высокие проценты не отражают реальной ситуации, потому как, во-первых, продолжает снижаться качество образования на всех уровнях, во-вторых, множество направлений, по которым ведется подготовка студентов, не соответствует современным потребностям рынка труда и, в-третьих, сами студенты скорее заинтересованы в факте получения диплома, нежели в получении знаний.
Переход к инновационной экономике невозможен без повышения эффективности подготовки специалистов различного уровня, способных отвечать современным требованиям.
Причем, для инновационной экономики имеет значение не просто получение качественного образования, но и развитие личностных качеств, таких как преданность делу, мобильность, творческое отношение к труду, нравственные установки, способность обучаться в течение всей жизни и т. д.
Поэтому, особое внимание в стратегии уделяется дошкольному образованию, так как именно на этой стадии закладываются основы навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде [1].
В связи с этим, предполагается расширение государственной поддержки дошкольного образования, увеличение доли работников данной сферы, имеющих высокую квалификацию, а также непрерывное обучение педагогов.
В целях улучшения качества школьного образования будет осуществлен переход к новым образовательным стандартам, обучение будет вестись с использованием современных информационных технологий.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
И. А. АНДРЕЕВА, С. П. СПИРИДОНОВ
9
В рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности [1].
Также в стратегии отмечается роль семьи как одного из основных источников вложений в человеческий капитал, так как именно в семье формируются составляющие человеческого капитала. Они приобретаются за счет обеспечения достойного уровня и качества жизни ребенка.
В целях обеспечения возможностей для оказания эффективной помощи в раскрытии потенциала семьи будет развиваться система квалифицированного добровольного педагогического консультирования родителей и содействия семьям в обучении, воспитании и развитии детей [1].
Российская Федерация обладает значительным потенциалом для формирования мощного человеческого капитала, который приобретает все большее значение в условиях перехода к инновационной экономике. Повышение уровня человеческого капитала возможно за счет улучшения качества образования на всех уровнях: дошкольное, общее, среднее, высшее, за счет социальной поддержки семьи и детей, за счет увеличения финансовых вложений в такие сферы, как здравоохранение, образование, наука. Подготовка квалифицированных работников, способных отвечать требованиям научно-технического прогресса, умеющих креативно мыслить и оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка труда, обеспечит высокий уровень благосостояния и качества жизни населения.
Литература
1. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». М., 2013.
2. Клинова М. В., Сидорова Е. А. Человеческий капитал в Европейском союзе: государственный и наднациональный контексты // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 80-97.
3. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? // Вопросы экономики. 2013. № 1. С. 27-47.
4. ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2014 году // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. URL: http:// gtmarket.ru/news
5. Список стран по ВВП на душу населения // Ви-кипедия: свободная энциклопедия. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki
6. Список стран по ожидаемой продолжительности жизни // Википедия: свободная энциклопедия. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki
7. Список стран по уровню грамотности // Википедия: свободная энциклопедия. URL: http:// ru.wiki-pedia.org/wiki
8. Топ - 10 стран с самым высоким уровнем образования // Википедия: свободная энциклопедия. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki
9. Взгляд на образование: показатели ОЭСР 2014 URL: http://www.oecd.org/edu/Russian-Federation-EAG-2014-Country-Note-russian.pdf
References
1. Otkrytyj ekspertno-analiticheskij otchet o khode realizatsii «Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda». M., 2013.
2. Klinova M. V., Sidorova Ye. А. Chelovecheskij kapital v Yevropejskom soyuze: gosudarstvennyj i nadnat-sional'nyj konteksty // Voprosy ekonomiki. 2012. № 8. S. 80-97.
3. Kapelyushnikov R. I. Skol'ko stoit chelovecheskij kapital Rossii? // Voprosy ekonomiki. 2013. № 1. S. 27-47.
4. OON: Indeks chelovecheskogo razvitiya v stra-nakh mira v 2014 godu // Tsentr gumanitarnykh tekhnolo-gij: informatsionno-analiticheskij portal. URL: http:// gtmarket.ru/news
5. Spisok stran po VVP na dushu naseleniya // Viki-pediya: svobodnaya entsiklopediya. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki
6. Spisok stran po ozhidayemoj prodolzhitel'nosti zhizni // Vikipediya: svobodnaya entsiklopediya. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki
7. Spisok stran po urovnyu gramotnosti // Vikipediya: svobodnaya entsiklopediya. URL: http:// ru.wiki-pedia.org/wiki
8. Top - 10 stran s samym vysokim urovnem obra-zovaniya // Vikipediya: svobodnaya entsiklopediya. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki
9. Vzglyad na obrazovaniye: pokazateli OESR 2014. URL: http://www.oecd.org/edu/Russian-Federation-EAG-2014-Country-Note-russian.pdf
I. A. ANDREYEVA, S. P. SPIRIDONOV
* * *
THE HUMAN CAPITAL - THE MAIN FACTOR OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY AND IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE
ANDREYEVA IRINA ALEKSANDROVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SPIRIDONOV SERGEY PAVLOVICH Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In modern conditions the human capital acts as a major factor of formation of innovative economy, i.e. economy of knowledge at which scientific and technical progress gains the big importance. In article authors consider the concept of the human capital, its value for development of innovative economy, providing high welfare of the population and improvement of quality of life; give the comparative assessment of a level of development of the human capital in the Russian Federation and in some developed countries on all components of an index of human development (GDP per capita, the expected life expectancy at the birth, literacy level); characterize the condition of the human capital in the Russian Federation; make conclusions that as a basis of formation and development of the human capital quality education acts; allocate negative tendencies of training of specialists in the Russian Federation. Authors list main measures directed on improvement of quality of training of specialists, meeting the requirements of innovative economy, according to which person shouldn't have simply high qualification, but also a certain set of the personal qualities allowing to react quickly to changing labor market conditions. On the basis of the studied material authors make conclusions that the Russian Federation possesses considerable potential for formation of the powerful human capital. Increase of level of the human capital possibly due to improvement of quality of education at all levels: preschool, general, average, high, at the expense of a social family support and children, at the expense of increase in financial investments to such spheres as health care, education, science.
Key words: innovative economy, human capital, education, quality of life.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES