АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
РЕСУРСНАЯ БАЗА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
БОНДАРСКАЯ ОКСАНА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ovbtgtu@mail.ru
В настоящее время многие исследователи связывают развитие креативного человеческого капитала и уровень социально-экономического развития региона. В современной науке социально-экономическое развитие регионов зависит от их структурного преобразования и приспособления к новым условиям функционирования. В статье автором предложены новые принципы финансирования регионального развития, сочетающие выделение средств из бюджета на нужды отдельных регионов сверху вниз с поддержкой инициатив, развивающихся на местном уровне и идущих снизу вверх. Прописаны два основных этапа в реализации воспроизводственного подхода. Сделаны акценты на том, что человеческий капитал, включая креативный, не относится к объектам, подлежащим обязательному статистическому, бухгалтерскому и налоговому учету, поэтому для решения указанной задачи используется метод опроса экспертов, занимающихся теоретическими и практическими аспектами проблемы воспроизводства креативного человеческого фактора в условиях модернизации. Автором детально описано состояние ресурсной базы воспроизводства креативного человеческого капитала в системе Тамбовской области и предложено правомерное ее оценивание. На основании данных доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2013 г.: модернизация и развитие человеческого потенциала предложен рейтинг регионов по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), а также динамика распределения населения по уровню образования. Перечислены проблемы в сфере культуры. Все это позволило автору сделать вывод о том, что перед регионами на современном этапе стоят две основные задачи. Первая - повышение уровня образованности и профессиональной квалификации, овладевание определенным набором компетенций, умений и навыков большей части населения области. Вторая задача - выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов.
Ключевые слова: человеческий фактор, воспроизводство креативного человеческого капитала, ресурсная база, «креативная экономика»
Современная экономическая наука исследует влияние различных факторов на хозяйственный процесс, в том числе и человеческий фактор, основываясь на воспроизводственном подходе.
Эволюционный подход способствует выделению в сложной системе процесса воспроизводства креативного человеческого капитала тех элементов, которые составляют его ядро, определяя тем самым общие направления, способы и масштабы развития указанного процесса [1]. Новые принципы финансирования регионального развития сочетают выделение средств из бюджета на нужды отдельных регионов сверху вниз (так называемый подход top-down) с поддержкой инициатив, развивающихся на местном уровне и идущих снизу вверх (так называемый подход bottom-up) [2]. Активно вовлекаются в процесс регионального развития частные инвесторы, развивается частно-государственное партнерство. Российские города и регионы, обладающие высоким человеческим, в частности, творческим и
информационным потенциалом, обладают скрытыми резервами экономического роста и роста национальной экономики в целом.
Выделяют два основных этапа в реализации воспроизводственного подхода. На первом этапе раскрываются основные структурные элементы ресурсной базы процесса воспроизводства креативного человеческого капитала во внутренней среде региональной экономической системы, подкрепляющие основные функции данного капитала в процессе модернизации хозяйственных отношений на ме-зо-уровне.
На втором этапе необходимо выделить ресурсную базу, образующую ядро воспроизводства креативного человеческого капитала в региональных экономических образованиях в современных российских условиях, определяющее общее направление, способ и масштабы развития данного процесса. На данный момент в практике сложилось так, что человеческий капитал, включая креативный, не от-
O. V. BONDARSKAYA
носится к объектам, подлежащих обязательному статистическому, бухгалтерскому и налоговому учету, поэтому для решения указанной задачи используется метод опроса экспертов, занимающихся теоретическими и практическими аспектами проблемы воспроизводства креативного человеческого фактора в условиях модернизации. Вовлечение в научные исследования и разработки людей, обладающих значительным творческим потенциалом, позволяет извлекать из уже имеющегося человеческого капитала реальный эффект и тем самым наглядно продемонстрировать продуктивность последующих инвестиций в потенциал здоровья, процесс непрерывного обучения, а также в развитие созидательных социальных коммуникаций [3].
В Тамбовской области в настоящее время наблюдается недостаточно высокий уровень развития креативного человеческого капитала. В основу концепции развития человеческого капитала положено саморазвитие человека через расширение возможностей выбора, благодаря росту продолжительности жизни, дохода и образования.
В таблице 1 представлен рейтинг субъектов РФ по индексу развития человеческого потенциала
(ИРЧП), рассчитанный в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2013 г.: модернизация и развития человеческого потенциала» (на основе данных за 2010 г.) [4]. ИРЧП российских регионов сильнее всего зависит от состояния их экономики, поскольку самым дифференцированным компонентом является ВРП на душу населения. В 2010 г. Тамбовская область имеет индекс 0,806 и занимает в России 55-е место (лучше данных 2009 г. по индексу 0,804 и хуже по рейтингу - 50-е место), что на уровне Хабаровского и Приморского края. Соседним регионам по ЦФО Тамбовская область значительно уступает по развитию человеческого потенциала. Образование - важная отрасль современной социальной сферы общества, напрямую воздействующая на креативный человеческий капитал. Образовательная система характеризуется взаимодополняющими компонентами: системой дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, системой повышения квалификации и переподготовки кадров, а также системой внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров.
Таблица 1
Рейтинг регионов по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 2013 г.
Регионы/ О а s Ü 1 о § £ ё о о Е « о В и töö Я й и О Й W та 8 и о о о См
Показатели а с m m ä CD S о s ё ü 1 £ ^ о <N I " Л S3 Я а IS? о & и 0 1
Российская Федерация 19674 0.882 68.83 0.731 99.7 0.755 0.916 0.843
г. Москва 39226 1.000 73.56 0.809 99.99 0.953 0.984 0.931 1
Белгородский регион 23190 0.909 71.29 0.772 99.7 0.757 0.917 0.866 5
Курский регион 13630 0.820 68.54 0.726 99.6 0.924 0.972 0.839 14
Липецкий регион 17715 0.864 68.36 0.723 99.6 0.741 0.911 0.833 17
Ярославский регион 14702 0.833 68.54 0.726 99.8 0.783 0.926 0.828 23
Орловская область 11910 0.798 68.65 0.728 99.6 0.838 0.943 0.823 29
Калужский регион 15237 0.839 67.91 0.715 99.8 0.723 0.906 0.820 34
Московский регион 17488 0.862 68.56 0.726 99.9 0.618 0.872 0.820 35
Воронежский регион 10564 0.778 68.96 0.733 99.6 0.793 0.928 0.813 43
Рязанский регион 11873 0.797 67.69 0.712 99.7 0.778 0.924 0.811 47
Костромской регион 11652 0.794 67.67 0.711 99.6 0.750 0.914 0.806 54
Тамбовский регион 10607 0.778 69.00 0.733 99.5 0.732 0.907 0.806 55
Смоленский регион 12068 0.800 66.12 0.685 99.7 0.783 0.926 0.804 57
Тульский регион 12717 0.809 66.89 0.698 99.7 0.704 0.899 0.802 59
Владимирский регион 11842 0.797 66.77 0.696 99.7 0.725 0.906 0.800 62
Брянский регион 9732 0.764 67.95 0.716 99.6 0.751 0.914 0.798 64
Тверской регион 12489 0.806 65.70 0.678 99.7 0.730 0.908 0.797 66
Ивановский регион 7623 0.723 67.03 0.701 99.7 0.736 0.910 0.778 77
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Результатом функционирования образовательной системы выступает уровень образования населения.
Система дошкольного образования в Тамбовской области включает на 2012 г. 240 учреждений, с общим количеством воспитанников 30,4 тыс. чел. По численности детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в 2012 г. область занимала 66 место в России, уступая всем регионам ЦФО, за исключением Орловской, Тульской и Тверской областям.
Резко сокращается число общеобразовательных учреждений с 2011 по 2012 гг. - с 612 до 539. Наибольшее их количество сосредоточено в сельской местности, там работают 453 общеобразовательных учреждений, а в городских поселениях -86.
Динамика численности обучающихся имеет аналогичную тенденцию сокращения. Количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на 2012 г. составляет 69 на 1000 обучающихся. Несмотря на ежегодный рост компьютеризации школ, соотношение в 14 школьников на 1 компьютер не может способствовать росту качества образования.
Система начального и среднего профессионального образования на 2012 г. насчитывает: 1 профессиональное училище, 11 техникумов и
16 колледжей, с общей численность обучающихся 19,6 тыс. чел. Наибольшая доля обучающихся сосредоточена на следующих направлениях подготовки: транспортные средства, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, сельское хозяйство и рыболовство.
По состоянию на 2012-2013 учебный год высшее профессиональное образование осуществляется в 12 учреждениях. Среди высших учебных заведений большая доля филиалов. В области выделяется два центра получения высшего образования: областной центр г. Тамбов и наукоград г. Мичуринск. По всем формам обучения в вузах Тамбовской области в 2012 г. обучается 37 тыс. чел. Наибольшее количество студентов обучается по таким направлениям, как экономика и управление - 33 %, гуманитарные и социальные науки - 24 %, техника и технологии - 14 %, образование и педагогика -8 %, сельское хозяйство - 7 %, естественные науки и математика - 4 %. В силу то, что сельское хозяйство является ведущим сектором экономики региона, отмечается низкая доля студентов обучающихся по сельскохозяйственным специальностям.
С момента проведения переписи населения 2002 г. уровень профессионального образования населения Тамбовской области вырос по всем показателям за исключением начального профессионального образования (табл. 2).
Динамика распределения населения по уровню образования (на 1000 чел.) [5]
Таблица 2
Имеющие образование не имеющие начального общего образования
про фессиональное общее
послевузовское высшее неполное высшее среднее начальное среднее (полное) основное началь-ное
Тамбовская область
1989 80 13 173 107 168 177 165 117
2002 2 127 20 266 137 165 150 109 19
2010 5 176 32 317 53 192 125 79 10
ЦФО
1989 141 20 190 114 172 169 131 63
2002 5 192 36 270 112 164 121 71 8
2010 7 272 50 300 45 156 86 44 4
По количеству населения, имеющего ученую степень кандидата наук, Тамбовская область занимает 14 место (0,93 % от числа всех кандидатов, проживающих в ЦФО), относительно количества
докторов наук также 14 место (0,5 %). Наибольший удельный вес исследователей приходится на технические науки. С каждым годом сокращается численность исследователей, обладающих учены-
О. V. ВОШАЯ8КАУА
ми степенями, в результате трудовой миграции и смертности. Следует констатировать низкую обеспеченность интеллектуальными ресурсами, необходимыми для инновационного развития региона.
Развитие творческих способностей обучаемых касается всех уровней образования и является исключительно важным для реализации инновационной модели развития. Основным фактором, сдерживающим рост качества образования в Тамбовской области, является состав и уровень педагогических кадров, в том числе старение педагогических кадров, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений. Важными направлениями совершенствования образовательной системы должно стать внедрение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в школьное образование.
В рамках целевой программы «Культура Тамбовской области 2012-2016 годы», продолжается формирование единого культурного пространства региона. На настоящее время посещаемость музеев и театров населением Тамбовской области одна из самых низких в ЦФО. Средняя заполняемость залов театров находится на уровне 60-65 %, что свидетельствует о падении среди местного населения интереса к искусству. Среди библиотек области подключены к сети Интернет 21 % (по РФ - 15 %). Процент охвата населения региона библиотечным обслуживанием - 52,2 %.
К числу проблем в сфере культуры относятся:
- высокий уровень физического и морального износа материально-технической базы учреждений культуры, особенно в сельской местности;
- низкий уровень финансирования учреждений и объектов культуры, недостаточные объемы ремонтно-реставрационных работ;
- низкая посещаемость объектов культуры и культурно-массовых мероприятий;
- слабая социальная защищенность работников культуры и искусства (низкая заработная плата, невозможность предоставления комфортного жилья и т. д.);
- нехватка квалифицированных кадров в учреждениях культуры;
- низкая информатизация отрасли и поддержка профессионального искусства.
На данный момент в практике сложилось так, что человеческий капитал, включая креативный, не относится к объектам, подлежащих обязательному статистическому, бухгалтерскому и налоговому учету, поэтому для решения указанной задачи используется метод опроса экспертов, занимающихся теоретическими и практическими аспектами про-
блемы воспроизводства креативного человеческого фактора в условиях модернизации.
Креативный человеческий капитал играет ведущую роль в преодолении отсталости регионов и позволит решить две взаимосвязанные задачи:
- преодолеть коренные недостатки прежнего способа организации экономической жизни, лежавшие в основе системной отсталости;
- получить адекватные ответы на решение проблем, вызванных современным характером глобализационных экономико-хозяйственных отношений.
Доминирующая роль креативного человеческого капитала в процессе совершенствования определяется характером его вовлечения в данный процесс на мезо-уровне организации хозяйственных отношений [6].
Ключевым элементом ресурсного обеспечения креативного человеческого капитала в экономике региона можно определить ресурсы вовлечения людей, обладающих значительным творческим потенциалом, а также в развитие территориальных научных исследований и разработок. Дополнительным аргументом в пользу выделения данного ключевого элемента является следующее. Вовлечение в научные исследования и разработки людей, обладающих значительным творческим потенциалом, позволяет извлекать из уже имеющегося человеческого капитала реальный эффект и тем самым наглядно продемонстрировать продуктивность последующих инвестиций в потенциал здоровья, процесс непрерывного обучения, а также в развитие созидательных социальных коммуникаций [6].
Перед регионами на современном этапе стоят две основные задачи. Первая - повышения уровня образованности и профессиональной квалификации, овладевание определенным набором компетенций, умений и навыков большей части населения области. Вторая задача - выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов. Развитие творческих способностей обучаемых касается всех уровней образования и является исключительно важным для реализации инновационной модели развития.
Креативный человеческий капитал способствует развитию региона и так называемой «креативной экономики».
Таким образом, ключевым элементом ресурсного обеспечения креативного человеческого капитала на современном этапе развития экономики региона можно определить такие ресурсы, как вовлечения людей, обладающих значительным твор-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
ческим потенциалом, а также развитие территориальных научных исследований и разработок.
Литература
1. Гурова Т., Рубан О., Юданов А., Виньков А. Создатели будущего - «газели» // Эксперт. 2011. № 10 (744).
2. Stohr W. Regional policy at the crossroads // Regional policy at the crossroads. Europeanperspectives. L., 1989. P. 191-198.
3. Беккер Г. Человеческий капитал и распределение времени // Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2013 г.: модернизация и развития человеческого потенциала. URL: http:// www.undp.ru
5. Итоги всесоюзной переписи населения 1989 г; Итоги всероссийских переписей населения 2002 г. и 2010 г. URL: http://www.scienceforum.ru
6. Овчинников В. Н., Колесников Ю. С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.
References
1. Gurova T., Ruban O., Yudanov A., Vinkov A. Soz-dateli budushchego - «gazeli» [Founders of the future - «gazelle»] // Ekspert. 2011. № 10 (744).
2. Stohr W. Regional policy at the crossroads // Regional policy at the crossroads. Europeanperspectives. L., 1989. P. 191-198.
3. Bekker G. Chelovecheskij kapital i raspredeleniye vremeni [Human capital and distribution of time] // Che-lovecheskoye povedeniye: ekonomicheskij podkhod. M.: GU VShE, 2003.
4. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossijskoj Federatsii v 2013 g.: modernizatsiya i razvitiya chelovecheskogo potentsiala [The report on human development in the Russian Federation in 2013: modernization and human development]. URL: http:// www.undp.ru
5. Itogi vsesoyuznoj perepisi naseleniya 1989 g; Ito-gi vserossijskikh perepisej naseleniya 2002 g. i 2010 g. URL: http://www.scienceforum.ru
6. Ovchinnikov V. N., Kolesnikov Yu. S. Siluety re-gional'noj ekonomicheskoj politiki na Yuge Rossii [Silhouettes of regional economic policy in the south of Russia]. Rostov n/D: Izd-vo YuFU, 2008.
* * *
RESOURCE BASE OF HUMAN CAPITAL REPRODUCTION
BONDARSKAYA OKSANA VIKTOROVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ovbtgtu@mail.ru
Now many researchers connect development of the creative human capital and level of social and economic development of the region. In modern science social and economic development of regions depends on their structural transformation and the adaptation to new operating conditions. In article the author offered the new principles of financing of regional development combining assignment from the budget for needs of certain regions from top to down with support of the initiatives developing at the local level and going from below up. The author registered two main stages in realization of reproduction approach, emphasized that the human capital, including creative, doesn't belong to the objects which are subject to obligatory statistical, accounting and tax accounting therefore for the solution of the specified task the author used the method of poll of the experts engaged in theoretical and practical aspects of a problem of reproduction of a creative human factor in the conditions of modernization. The author in details described a condition of resource base of reproduction of the creative human capital in system of the Tambov region and offered its lawful estimation. The author offered on the basis of data of the report on human development in the Russian Federation in 2013: modernization and human development the rating of regions on the index of human development (IHD), and also dynamics of distribution of the population on education level. She listed problems in the sphere of culture. The author allowed all this to draw a conclusion that regions at the present stage faces two main objectives. The first - increase of level of education and professional qualification, offering of a certain set of competences, skills of the most part of the population of area. The second task is an identification, selection and special training of the most capable, talented people from the maximum number of applicants.
Key words: human factor, reproduction of the creative human capital, resource base, «creative economy»
O. V. BONDARSKAYA