Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы и задачи модернизации современной России'

Социально-экономические проблемы и задачи модернизации современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
936
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / РАБОЧАЯ СИЛА / LABOR / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH / ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / DEPROFESSIONALIZATION / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ / LEVEL OF CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Намятова Л. Е., Мигурская Я. И.

В статье рассматривается роль человеческого фактора в модернизации экономики России. Внимание акцентировано на проблемах в социально-экономическом развитии страны, характеризующих структурный перекос в экономике, огромное неравенство в доходах разных слоев населения, депрофессионализацию квалифицированных работников в конце 80-х начале 90-х годов XX в., снижение уровня образования и воспитания в образовательной системе, негативные изменения в структуре занятого населения, снижение численности населения страны, высокий уровень заболеваемости и смертности. Приведены результаты рейтингов по интегрированному показателю индексу развития человеческого потенциала, принятому для межстра-нового сравнения, включающему измерение уровня жизни, образованности и долголетия как основных слагаемых человеческого потенциала исследуемой территории и место России среди них. Намечены задачи по достижению показателей, определенных в «Стратегии 2020», в числе которых разработка системы повышения уровня образованности, профессиональной подготовки и переподготовки кадров; улучшение качества управления трудовыми ресурсами; создание условий, способствующих массовой заинтересованности всех социальных групп населения в осуществлении модернизации экономики страны; системы стимулирования деловой активности и повышения доверия населения к институтам гражданского общества; рост доходов работающей части населения; модернизация здравоохранения; создание механизма, направленного на искоренение коррупции и других злоупотреблений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic problems and the problems of modernization of modern Russia

The article examines the role of the human factor in the modernization of the Russian economy. The attention is focused on the problems in the socio-economic development of the country and characterized by a structural imbalance in the economy, the huge inequalities in various segments of the population, deprofessionalization at the end of XX century. Deterioration of the level of education, high mortality rates, etc. There are the results of the ratings of the various countries of the world and Russia’s place among them; the indices of human potential development, accepted for inter-country comparison, including evaluation of life level, education and life duration as main constituents of human potential on the research territory. Scheduled tasks to achieve the 2020 strategy, including the development of a system of raising the level of education, professional training and retraining, improving the quality of human resource management, system development for attracting interests of people for country’s economy’s modernization, stimulate business activity and increase public confidence in the institutions of civil society, the growth of people’s income, modernization of public health, creation of mechanism aimed at elimination of corruption and other abuses.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы и задачи модернизации современной России»

Л.Е. Намятова, канд. экон. наук, доцент,

кафедра экономической теории

и экономической политики,

Я.И. Мигурская, студент,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, России

vs.semenenko@net-ustu.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматривается роль человеческого фактора в модернизации экономики России. Внимание акцентировано на проблемах в социально-экономическом развитии страны, характеризующих структурный перекос в экономике, огромное неравенство в доходах разных слоев населения, депрофессионализацию квалифицированных работников в конце 80-х — начале 90-х годов XX в., снижение уровня образования и воспитания в образовательной системе, негативные изменения в структуре занятого населения, снижение численности населения страны, высокий уровень заболеваемости и смертности. Приведены результаты рейтингов по интегрированному показателю — индексу развития человеческого потенциала, принятому для межстра-нового сравнения, включающему измерение уровня жизни, образованности и долголетия как основных слагаемых человеческого потенциала исследуемой территории и место России среди них. Намечены задачи по достижению показателей, определенных в «Стратегии — 2020», в числе которых разработка системы повышения уровня образованности, профессиональной подготовки и переподготовки кадров; улучшение качества управления трудовыми ресурсами; создание условий, способствующих массовой заинтересованности всех социальных групп населения в осуществлении модернизации экономики страны; системы стимулирования деловой активности и повышения доверия населения к институтам гражданского общества; рост доходов работающей части населения; модернизация здравоохранения; создание механизма, направленного на искоренение коррупции и других злоупотреблений.

Ключевые слова: модернизация, человеческий фактор, рабочая сила, комплексный подход, депрофессионализация, индекс развития человеческого потенциала, уровень доверия.

Провозглашенная российским руководством стратегия социально-экономического развития России до 2020 ориентирована на неоиндустриальную модернизацию народного хозяйства. Задачи по ее реализации могут быть решены только при высоком качестве материальных и человеческих ресурсов. Поэтому определяющей функцией государства, наряду с производством необходимого количества и высокого качества основного капитала, должно стать неуклонное развитие и обогащение образования, науки и человеческого ресурса страны.

В современных условиях на смену индустриальной приходит новая экономика, в которой большая часть прироста валово-

го внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается человеком, способным производить новые знания и информацию. Так, на долю обновленных знаний, воплощаемых в технологиях, машинах, оборудовании и организации производства, в развитых странах мира приходится до 75—80% прироста ВВП. Если в последние годы в США используется 65, а в Японии 95% инновационных идей и проектов, то в РФ лишь 8—101. Такое положение было обусловлено ослаблением регулирующей функции государства, когда взамен адекватных плановому хозяйству институтов были созданы новые — деформированные — структуры, результаты деятельности которых незамедлительно отразились на показателях развития страны.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

О состоянии социально-экономического развития России в 1990—2012 годах дают представление следующие данные:

— структурный перекос в экономике (если в объеме рос- -сийского экспорта минеральные продукты, машины и оборудование занимали соответственно в 2000 году 53,8 и 8,8%, то в 2012 году -71,4 и 5,1%)2. Если продолжить эту политику в отношении составляющих экспорта в перспективном периоде, то она может привести к деиндустриализации экономики;

— огромное неравенство богатых и бедных слоев населения. Так, если численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2000 году составила 42,3 млн. чел., или 29,0% населения страны, то в 2012 году показатели соответственно были равны 15,6 млн. чел. и 10,9% при прожиточном минимуме в среднем на душу населения 6 510 руб. в ме-сяц3, то есть положение существенно улучшилось. Однако разница в доходах между 10% наиболее состоятельных и 10% беднейших слоев населения в 2012 году увеличилась до 16,4 раза (в 2000 году —13,9 раза). Как известно, бедность не может стать социальной базой для модернизации и приводит к негативным общественно-экономическим явлениям, обострению межличностных конфликтов, росту тревожности, ухудшению здоровья нации;

— депрофессионализация кадров в конце 80-х — начале 90-х годов XX в., вызванная необходимостью выживания, когда квалифицированные инженерно-технические работники становились продавцами и «челноками». Квалификация и мастерство перестали цениться, что, несомненно, ухудшило

качество рабочей силы. Кроме того, в этот период большое число ученых и специалистов покинуло страну, обеспечив экономию в сфере образования и науки другим странам, в частности США;

Разница в доходах между 10% наиболее состоятельных и 10%

беднейших слоев населения в 2012 году увеличилась до 16,4 раза (в 2000 году -13,9 раза).

Бедность не может стать социальной базой для модернизации и приводит к негативным общественно-экономическим явлениям, обострению межличностных конфликтов, росту тревожности, ухудшению здоровья нации.

— ухудшение уровня образования и воспитания в образовательной системе, определяемое скромным финансированием образования, предписанием школам и специальным профессиональным учебным заведениям оказывать образовательные услуги, а о воспитательной функции даже не упоминалось, хотя она всегда была тесно связана с образованием;

— негативные изменения в структуре занятого населения. Так, если в 1990 году в сфере НИОКР было занято 1,5 млн. чел., то в 2012-м — 726,3 тыс. чел.4. По расчетам В. Рязанова, численность служащих в государственном управлении более чем в четыре раза превысила занятость в НИОКР и составила 1/3 занятых в обрабатывающей промышленности5. В итоге мы имеем не позитивные перемены, а значительный рост численности государственного аппарата, возрастание бюрократизации и коррупции;

— снижение численности населения страны в 2012 году по сравнению с 2000-м на 3 млн. чел., или на 2,1%, а по сравнению с 1990-м соответственно на 5 млн. чел., или на 3,4%6;

— высокий уровень заболеваемости и смертности (так, в РФ коэффициент смертности в 2000 году был равен 15,3, а в 2012-м он составил 13,3 на 1000 человек населения (для сравнения — в Швейцарии, Нидерландах, Франции — 8,0, 8,4 и 8,8 соответственно)7.

Разумеется, экономическое развитие страны должно быть направлено на реше-- ние социальных проблем, сохранение и развитие человеческого потенциала при обеспечении двусторонней связи между экономическими и социальными аспектами воспроизводства систем (домохозяйство, предприятие, отдельная территория, сектор и сфера). Какие бы виды экономической политики ни рассматривались, все они так или иначе сопряжены с социальными последствиями и предопределяют направления социальной политики. По-

этому здесь необходим комплексный подход к изучению и оценке совокупного субъекта труда с точки зрения уровня знаний, умений, навыков, психического и физического здоровья, профессиональных способностей, мотивации и трудовой морали, так как человеческий фактор становится главным источником развития и роста.

Определенный аналитический интерес представляют данные сопоставления развития человеческого потенциала в мировом масштабе. По данным ООН, все страны по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП)* разделены на четыре группы: страны с очень высоким уровнем развития; с высоким уровнем развития; со средним и низким уровнем развития человеческого потенциала. Рейтинг стран мира, опубликованный по результатам доклада ООН в 2014 году по итогам 2013 года о развитии человека (Программа развития ООН — ПРООН), свидетельствует о том, что Россия относится к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала, занимая 57-е место (индекс 0,778). Норвегия заняла 1-е место (индекс 0,944), Австралия 2-е место (индекс 0,933), Швейцария 3-е место (индекс 0,917), США - 5-е (индекс 0,914), Германия — 6-е (индекс 0,911)8.

По размеру национального дохода на душу населения на начало 2013 года Россия заняла 45-е место (1,7 тыс. евро) из 53 исследуемых государств, а к числу самых богатых стран были отнесены Швейцария — 1-е место (141,9 тыс. евро), США — 2-е место (100,7 тыс. евро) и Япония — 3-е место (83,6 тыс. евро)9.

По состоянию на 2012 год по уровню образования Россия заняла 49-е место (индекс 0,78), Новая Зеландия 1-е место (индекс 1,0), Норвегия 2-е место (индекс 0,99), Австралия 3-е место (индекс 0,98), США 5-е место (индекс 0,94).10

По продолжительности жизни населения на 2014 год Россия находится на 151-м месте (70,16 года). Монако занял 1-е место (89,57 года), Япония — 3-е место (84,46), Швеция — 12-е место (81,89)11.

Приведенные данные позволяют констатировать, что показатели характеризуют не лучший уровень развития человеческого капитала в России, на составляющие которого следует обратить самое пристальное внимание.

Авторы статьи считают, что форсирование инвестиций в человеческий капитал должно стать стратегическим направлением политики государства. Повышая уровень

* ИРЧП — интегрированный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

№ 11 (52) ДЕКАБРЬ 2014

т

знаний, умений, творческих способностей человека, его правовую культуру, социальная политика должна сыграть большую роль в формировании кадровых ресурсов, способных обеспечить реализацию «Стратегии — 2020». Однако основная часть предпринимательского сословия не считает задачу вложения денежных средств в программы по повышению квалификации рабочей силы своей важной функцией. Финансирование указанных программ осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, «Стратегия — 2020» может быть реализована только при создании условий, способствующих массовой заинтересованности и участию всех социальных групп населения в осуществлении комплексной модернизации управления экономикой страны.

Как показывает опыт развития других государств, до сих пор нигде и никогда ни одно правительство не смогло вывести страну на высокий уровень развития без опоры на поддержку населения.

По экспертным оценкам, высокий уровень доверия делает возможным достижение поставленных целей модернизации в области повышения благосостояния и социально-экономического развития. Аналитики пришли к выводу о том, что «доверие общества к своему правительству ... может вызвать и рост инвестиций, и активизацию экономической деятельности в стране.. Страны, обладающие высоким уровнем доверия, имеют более высокие темпы роста»12. По имеющимся данным, Россия относится к числу стран с низким уровнем доверия, причем в последние годы этот индикатор продолжает снижаться. Уровень доверия на стыке веков в нашей стране характеризовался коэффициентом 30—35%, а в ряде европейских стран — от 70 до 94%13.

По мнению авторов, для достижения целей «Стратегии — 2020» в социальной сфере необходимо:

— создать условия, способствующие массовой заинтересованности и участию всех социальных групп населения в осуществлении модернизации экономики страны, системы стимулирования деловой активности и повышения доверия населения к институтам гражданского общества;

— разработать систему повышения уровня образованности населения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров на федеральном, региональном и местном уровнях, а также мотивации участников программ;

— улучшить качество управления трудовыми ресурсами;

— повысить уровень доходов работающей части населения, поскольку их доходы в разы ниже, чем в развитых странах;

— модернизировать здравоохранение;

— создать механизм, направленный на искоренение коррупции и других злоупотреблений властью.

Таким образом, решение задач в социальной сфере будет способствовать достижению высокого уровня жизни россиян и рейтинга страны на мировом уровне по рассмотренным показателям.

Литература

1. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы и задачи // Экономист. 2010. № 1. С. 25—26.

2. Российский статистический ежегодник. 2012. Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 624.

3. Там же. С. 143.

4. Там же. С. 497.

5. Рязанов В. Время для новой индустриализации: перспективы России // Экономист. 2013. № 8. С. 18.

6. Российский статистический ежегодник. 2012. Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 31.

7. Там же. С. 663.

8. Рейтинг стран мира по уровню развития — данные по состоянию на 2014 год. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 19.10.2014).

9. Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения — данные по состоянию на 2012 год. [Электронный ресурс]. URL: http://stop-news.com/3273-reyting-stran-mira-po-urovnyu-dohodov-na-dushu-naseleniya.html (дата обращения 19.10.2014).

10. Рейтинг стран мира по уровню образования — данные по состоянию на 2011 год (опубликованы в 2012 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://gtmar-ket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения 19.10.2014).

11. Рейтинг стран мира по уровню ожидаемой продолжительности жизни на 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://total-rating.ru/24-ozhidaemaya-prodolzhitelnost-zhizni-v-stranah-mira-na-2014-god. html (дата обращения 19.10.2014).

12. Нуреев Р. М. Россия: Особенности институцио- 13. Чистякова В. Социальные ресурсы модерниза-нального развития. М.: Норма, 2009. С. 399-400. ции // Экономист. 2010. № 5. С. 66.

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS AND THE PROBLEMS OF MODERNIZATION OF MODERN RUSSIA

L.E. Namyatova, Candidate of economics, Docent, the department of economic theory and economic policy, Y.I. Migurskaya, student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, vs.semenenko@net-ustu.ru

The article examines the role of the human factor in the modernization of the Russian economy. The attention is focused on the problems in the socio-economic development of the country and characterized by a structural imbalance in the economy, the huge inequalities in various segments of the population, deprofessionalization at the end of XX century. Deterioration of the level of education, high mortality rates, etc. There are the results of the ratings of the various countries of the world and Russia's place among them; the indices of human potential development, accepted for inter-country comparison, including evaluation of life level, education and life duration as main constituents of human potential on the research territory. Scheduled tasks to achieve the 2020 strategy, including the development of a system of raising the level of education, professional training and retraining, improving the quality of human resource management, system development for attracting interests of people for country's economy's modernization, stimulate business activity and increase public confidence in the institutions of civil society, the growth ofpeople's income, modernization ofpublic health, creation of mechanism aimed at elimination of corruption and other abuses.

Key words: modernization, the human factor, labor, integrated approach, deprofessionalization, human Development Index, the level of confidence.

References

1. Kuchukov R. Modernizatsiia ekonomiki: problemy i zadachi [Modernization of the economy: problems and challenges ]. Ekonomist — Economist, 2010, no. 1, pp. 25-26.

2. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2012. Stat. sb. Rosstat [Russian statistical yearbook. 2012. Stat. coll. Rosstat]. Moscow, 2012, 786 p.

3. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2012. Stat. sb. Rosstat [Russian statistical yearbook. 2012. Stat. coll. Rosstat]. Moscow, 2012, 786 p.

4. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2012. Stat. sb. Rosstat [Russian statistical yearbook. 2012. Stat. coll. Rosstat]. Moscow, 2012, 786 p.

5. Riazanov V Vremia dlia novoi industrializatsii: perspektivy Rossii [Time for new industrialization: prospects of Russia]. Ekonomist — Economist, 2013, no. 8, pp. 3—32.

6. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2012. Stat. sb. Rosstat [Russian statistical yearbook. 2012. Stat. coll. Rosstat]. Moscow, 2012, 786 p.

7. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2012. Stat. sb. Rosstat [Russian statistical yearbook. 2012. Stat. coll. Rosstat]. Moscow, 2012, 786 p.

8. Reiting stran mira po urovniu razvitiia — dannye po sostoianiiu na 2014 god. [Ranking countries by level of development - data as of 2014]. Available at: https:// ru.wikipedia.org (accessed 19.10.2014).

9. Reiting stran mira po urovniu valovogo natsional'nogo dokhoda na dushu naseleniia — dannye po sostoianiiu na 2012 god [The ranking of countries in terms of gross national income per capita data are for the year 2012]. Available at: http://stop-news.com/3273-reyting-stran-mira-po-urovnyu-dohodov-na-dushu-naseleniya.html (accessed 19.10.2014).

10. Reiting stran mira po urovniu obrazovaniia — dannye po sostoianiiu na 2011 god (opublikovany v 2012 g.). [The ranking of countries by level of education - data for 2011 (published in 2012)]. Available at: http://gtmarket.ru/ ratings/education-index/education-index-info (accessed 19.10.2014).

11. Reiting stran mira po urovniu ozhidaemoi prodolzhitel'nosti zhizni na 2014 god. [A ranking of countries by level of life expectancy for 2014]. Available at: http://total-rating.ru/24-ozhidaemaya-prodolzhitelnost-zhizni-v-stranah-mira-na-2014-god. html (accessed 19.10.2014).

12. Nureev R.M. Rossiia: Osobennosti institutsional'nogo razvitiia [Russia: Peculiarities of institutional development]. Moscow, Norma Publ., 2009. 448 p.

13. Chistiakova V. Sotsial'nye resursy modernizatsii [Social resources modernization]. Ekonomist — Economist, 2010, no. 5, pp. 64 - 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.