Научная статья на тему 'Инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни'

Инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ / УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ / БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ / ПОВЫШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ / УЛУЧШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / РЕШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВЕНСТВА / STANDARDS / ECONOMIC STABILITY / GROWTH OF A WELFARE / LEVEL OF EMPLOYMENT / FIGHT AGAINST POVERTY / INCREASE IN EDUCATIONAL LEVEL / IMPROVEMENT OF HEALTH / SOLUTION OF DEMOGRAPHIC PROBLEMS / ENHANCEMENT OF INSTITUTIONAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ECONOMY / ECOLOGICAL AND ENERGY SECURITY / ENSURING EQUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова Т. Х.

Актуальность выбранной темы обусловлена современным состоянием и проблемами развития человеческого капитала и потенциала. Существующие изменения действующего законодательства и тенденции развития человеческого капитала в России в развитых странах позволяют подвергать к сомнению эффективность планирования экономических и социальных программ в стране. Также актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях переходной экономики и интеграции экономики в мировое хозяйство многие страны формируют качество жизни населения по стандартам и возникает необходимость переоценки ценностей в части развития человеческого капитала в России в рамках мирового устройства. В первой части статьи делается обзор исторических аспектов планирования человеческого капитала и анализ высоких доходов бюджета. В статье показано, что расходы не эффективно распределяются на региональное выравнивание и на социальные нужды, т.е. на развитие благосостояния и человеческого капитала, и потенциала в стране. Вторая часть статьи описывает одно из проявлений уровня качества жизни, то есть Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который является основным показателем для начисления пособий по временной нетрудоспособности, начисление пенсий, пособий по безработице и т.д. Третья часть статьи отражает направления развития инновационного менеджмента: повышения качества жизни и человеческого капитала, где делается упор на необходимость подготовки интеллектуально-практико-ориентированных специалистов. Целью статьи является раскрытие, сравнение особенностей, а также определения критериев менеджмента инновационного развития качества жизни и человеческого капитала в Российской Федерации. Методология. Методология решения поставленных задач основывается на использовании метода диалектического исследования, методов экономического анализа, прогнозирования, ситуационного и системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных. Выводы / значимость. Практическая значимость работы заключается в определении качества жизни населения, в необходимости обеспечения высокими стандартами, формирования предложений в части эффективного планирования инновационного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE AND HUMAN CAPITAL

Relevance of the chosen subject is caused by the current state and problems of development of a human capital and potential. The existing changes of the current legislation and a tendency of development of a human capital in Russia in developed countries allow to subject to doubt efficiency of planning of economic and social programs in the country. Also relevance of article is caused by the fact that in the conditions of a transitional economy and integration of economy into the world economy many countries create quality of life of the population according to standards and there is a need of revaluation of values regarding development of a human capital in Russia within the world device.In the first part of article the overview of historical aspects of planning of a human capital and the analysis of high budget revenues becomes. In article it is shown that expenses aren't effectively distributed on regional equalization and on social needs, that is on development of a welfare and a human capital and potential in the country.The second part of article describes one of manifestations of the quality level of life, that is the Minimum Wage (MW) which is the main indicator for charge of temporary disability benefits, pension accrual, unemployment benefits, etc.The third part of article reflects the directions of development of innovative management: improvement of quality of life and a human capital where emphasis on need of preparation intellectual the oriented specialists is placed.The purpose / goal.The purpose of article is disclosure, comparison of features, and also determinations of criteria of management of innovative development of quality of life and a human capital in the Russian Federation.Methodology. The methodology of the solution of objectives is based on use of a method of a dialectic research, methods of the economic analysis, forecasting, the situation and system analysis, expert evaluations and the analysis of empirical data.Conclusions / relevance. The practical importance of work consists in determination of quality of life of the population, in need of providing with high standards, forming of offers regarding effective planning of innovative management.

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни»

МИР

УДК 338 doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.3.98.106

Ж: Р4, С3, Н5, Н7, М1, М2, М

инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни

Тальия хайдаровна Усманова 1

1 ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49

1 Доктор экономических наук, профессор кафедры «Общий менеджмент» E-mail: Utx.60@mail.ru

Поступила в редакцию: 05.09.2016 Одобрена: 15.09.2016

Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена современным состоянием и проблемами развития человеческого капитала и потенциала. Существующие изменения действующего законодательства и тенденции развития человеческого капитала в России в развитых странах позволяют подвергать к сомнению эффективность планирования экономических и социальных программ в стране. Также актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях переходной экономики и интеграции экономики в мировое хозяйство многие страны формируют качество жизни населения по стандартам и возникает необходимость переоценки ценностей в части развития человеческого капитала в России в рамках мирового устройства. В первой части статьи делается обзор исторических аспектов планирования человеческого капитала и анализ высоких доходов бюджета. В статье показано, что расходы не эффективно распределяются на региональное выравнивание и на социальные нужды, т.е. на развитие благосостояния и человеческого капитала, и потенциала в стране. Вторая часть статьи описывает одно из проявлений уровня качества жизни, то есть Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который является основным показателем для начисления пособий по временной нетрудоспособности, начисление пенсий, пособий по безработице и т.д. Третья часть статьи отражает направления развития инновационного менеджмента: повышения качества жизни и человеческого капитала, где делается упор на необходимость подготовки интеллектуально-практико-ориентированных специалистов.

Целью статьи является раскрытие, сравнение особенностей, а также определения критериев менеджмента инновационного развития качества жизни и человеческого капитала в Российской Федерации.

Методология. Методология решения поставленных задач основывается на использовании метода диалектического исследования, методов экономического анализа, прогнозирования, ситуационного и системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных.

Выводы /значимость. Практическая значимость работы заключается в определении качества жизни населения, в необходимости обеспечения высокими стандартами, формирования предложений в части эффективного планирования инновационного менеджмента.

ключевые слова: стандарты, экономическая устойчивость, рост благосостояния, уровня занятости, борьба с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, решение демографических проблем, совершенствование институциональных условий развития экономики, экологическая и энергетическая безопасность, обеспечение равенства.

Для ссылки: Усманова Т. Х. Инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. №3. С. 98-106. doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.3.98.106

В условиях переходной экономики и интеграции экономики в мировое хозяйство многие страны формируют качество жизни населения по стандартам. Как показывает практика, стандарты в различных странах разные. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 г. представляет приоритетные для развития человека вопросы: рост благосостояния, уровня занятости, борьба с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, решение демографических проблем, совершенствование институциональных условий развития экономики, экологическая и энергетическая безопасность, обеспечение равенства, а также проблемы, связанные с изменением климата.

Еще Аристотель 1 писал: «...что блага подразделяют на три вида: так называемые внешние, относящиеся к душе и относящиеся к телу, причем относящиеся к душе мы называем благами в собственном смысле слова и по преимуществу, но мы именно действия души и ее деятельности представляем относящимися к душе. Таким образом, получается, что наше определение (высшего блага и счастья) правильно, по крайней мере, оно согласуется с тем воззрением, которое и древнее, и философами разделяется.

С нашим определением согласуется и то мнение, что счастливый человек благоденствует и живет

1 Аристотель. Никомахова этика.

ж

ИННОВАЦИИ

благополучно, ибо счастьем мы выше почти было назвали некое благоденствие и благополучие (eyzoiа kai eypraxia). По-видимому, все, что обычно видят в счастье, - все это присутствует в данном нами определении. Одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость, а иным - все это вместе или что-нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия; есть, наконец, и такие, что включают в понятие счастья и внешнее благосостояние» По мнению Аристотеля, понятие «качества жизни» связано со счастьем человека. Также Аристотель попытался сравнить и измерить отличия качества жизни в различных слоях населения. Качество жизни во все века волновало многих ученых. В наше же время кибернетики и компьютерной информатизации качество жизни определяется стандартами. В последние годы происходит унификация, сертификация и стандартизация многих государственных услуг и работ. В свою очередь стандартизация качества жизни налагает на многие муниципальные образования, районы, города и регионы определенные обязательства. Стандарты должны привести к зрелости общества, к высокому уровню обеспечения населения и к экономической стабильности в стране. Для достижения высокого качества жизни человек должен быть свободным. Политическая и экономическая свобода позволяет индивиду легче определяться в условиях рыночной экономики. Понятие «экономическая устойчивость» определяет ту свободу для индивида, которая может обеспечить свободу выбора места работы, образования, здравоохранения, культуры и отдыха и т.д. Свобода выбора средств жизнеобеспечения может быть достигнута только в рамках зрелого общества. Качество жизни напрямую зависит от свободы выбора работ и услуг. Удовлетворенность качеством работ и услуг также повышает качество жизни населения. Качество жизни обеспечивается зрелым обществом-государством в виде бюджета страны. Современная экономика Российской Федерации нуждается в прикладном применении вышеуказанных теорий и исследований, мнения многих известных ученых в области экономики.

Для того, чтобы оценить зрелость общества в части обеспечения высокого качества жизни необходимо проанализировать доходы на душу населения стран. Качество жизни выше в тех странах, где больше экономической «свободы», то есть существует свобода выбора товаров, услуг и места проживания.

В табл. 1 представлена ведомственная структура расходов открытой части федерального бюджета России на 2011-2016 годы. Как видно из таблицы, высокие доходы бюджета не эффективно распределяются на региональное выравнивание и на

социальные нужды - на развитие благосостояния и человеческого капитала. В условиях нарушения доступа к дешевым кредитам, девальвации рубля, снижение цены на нефть просматривается динамика снижения расходов на социальные нужды.

Основным показателем уровня качества жизни населения является Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ). Анализ качества жизни в различных странах приводит глубоким выводам в сфере политической экономики, теории управления государством, теории конкуренции, теории эффективного распределения благ и т.д.

В странах Евросоюза свои существующие стандарты качества жизни. Стандарты качества жизни заложены в Стратегии развития всех зрелых стран. У зрелых стран, обеспечивающих высокие стандарты качества жизни, система стратегического управления адаптирована под изменения в экономике.

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в настоящее время требует внесения правок в части повышения качества жизни. Основной показатель повышения рота ВВП - это инновационная экономика. Россия обладает большими возможностями развития инновационной экономики и увеличения ВВП, экономического роста в целом. Повышение стандартов качества жизни в России и приближение их европейским стандартам вполне реально.

Однако, для того, чтобы поднять стандарты качества жизни в России должны быть предприняты политические решения в изменения действующего законодательства Российской Федерации. Так как каждый федеральный закон или подзаконный акт укрепляет другой нормативно-правовой акт. В Конституции Российской Федерации Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Статья 54 часть 1 гласит: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». Так же Статья 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Вышеуказанные статьи Конституции не оставляют надежды на повышение качества жизни в России, так как налогообложение и действующее законодательство в настоящее время трактуют низкие стандарты качества жизни для населения России. Как показывает опыт, многие Арбитражные разбирательства в части разрешения споров не достигают успеха в пользу предприятий и организаций в рамках ст. 54 и ст. 57 Конституции РФ.

Одним из проявлений уровня качества жизни является Минимальный размер оплаты труда (МРОТ),

Таблица 1

Ведомственная структура расходов открытой части федерального бюджета России [1]

№ п\п 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2011 г., % 2015 г. 2016 г.

1 Расходы всего, трлн. руб. 9,4 11,1 11,5 11,6 +24 12,1 12,3

2 Доля отдельных распорядителей средств, % 2

3 Финансовые, в том числе: 42,4 41,2 42,5 39,7 + 16 46,2 47,7

4 Министерство финансов России 40,9 39,9 41,1 38,4 + 17 44,9 46,5

5 Силовые структуры, в том числе: 23,7 28,2 28,0 29,2 +53 24,1 23,3

6 Министерство обороны России 11,2 11,8 11,9 12,1 +34 9,5 9,2

7 Министерство внутренних дел России 5,4 9,6 9,5 9,4 + 117 7,7 7,6

8 Федеральная служба исполнения наказания России 1,9 1,9 1,9 2,4 +57 2,1 2,1

9 Министерство чрезвычайных событий России 1,6 1,5 1,4 1,7 +32 1,6 1,6

10 Экономические расходы, в том числе: 19,5 18,0 16,9 18,1 + 15 17,6 16,6

11 Росавтодор 3,2 2,7 3,2 3,4 +32 3,3 3,5

12 Министерство промышленности и торговли России 1,9 1,5 1,4 2,3 +51 2,1 2,1

13 Министерство сельского хозяйства России 1,6 1,5 1,5 1,6 +24 1,5 1,5

14 Министерство регионального развития России 3,2 2,3 1,1 0,4 -84 - -

15 Социальные расходы, в том числе: 12,0 10,6 10,4 10,6 + 10 9,8 9,9

16 Министерство образования и науки России 3,7 3,4 3,4 3,2 -8 3,3 3,6

17 Министерство здравоохранения России 3,3 3,1 2,5 2,2 -17 1,6 1,5

18 Расходы, не относящиеся к исполнительной власти 2,4 2,0 2,2 2,4 +24 2,3 2,3

который является основным показателем для начисления пособий по временной нетрудоспособности, начисление пенсий, пособий по безработице и т.д. В табл. 2 приведено сравнение МРОТ, который в настоящее время в России и в других странах резко отличаются 3.

В отличие от других стран в России МРОТ - это законодательно установленный минимум оплаты труда. В рамках действующего законодательства ниже МРОТ работодатели не имеют права устанавливать заработную плату работнику. МРОТ является основой и базой для выплат пособий по временной нетрудоспособности, налогов и сборов. МРОТ является элементом стандарта экономической устойчивости или неустойчивости в различных странах. В табл. 2 приведено сравнение МРОТ в различных странах, что явно отражает

отличия стандартов для населения в исследуемых странах. Как известно, в России МРОТ намного ниже, чем прожиточный минимум для населения. Поэтому МРОТ в России как базовый показатель не позволяет повысить стандарты экономической устойчивости для населения страны. В то же время существует огромная проблема в начислении заработной платы в «конвертах». Начисление серой заработной платы в российской практике могло бы уничтожено, если бы показатели МРОТ были бы скорректированы в сторону их увеличения.

Цивилизованная страна должна ставить значение равно между МРОТ и стоимостью прожиточного минимума. В настоящее время в России МРОТ резко отличается от стоимости прожиточного минимума в меньшую сторону и в ближайшее время, действующее законодательство не предусматри-

2 Указаны только распорядители, на которые в среднем приходится более 1,5% расходов открытой части федерального бюджета. Минрегион России упразднен 8 сентября 2014 года.

3 http://maxpark.com/community/6107/content/2517109

Таблица 2

Сравнение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в странах

№ п\п Страна МРОТ в час (€) МРОТ в месяц (€) Национальная валюта

1 Австралия 2000,00

2 Швейцария 1900,00 2200,00швей- царских франков

3 Люксембург 8,69 1682,76

4 Бельгия 7,48 1440,67

5 Нидерланды 7,96 1398

6 Франция 8,03 1343,7

7 Великобритания 7,36 1202 1005,33 фунтов стерлингов

8 США 9,05 1030 1305 долларов США

9 Израиль 4,80 900 4300,00 шекелей

10 Испания 3,78 633,30

11 Португалия 3,6 565.83

12 Польша 1,35 350 1317 злотых

13 Турция 327 760 лир

14 Чехия 1,58 318 8000 крон

15 Литва 0,92 231 800 лит

16 Венгрия 8,32 229

17 КНР 218,7 1 808 юаней жэньминьби

18 Румыния 0,52 140 800 леев

19 Россия 0,74 122,9 5554 рублей

20 Белоруссия 0,74 123,67 1 395 000 белорусских рублей

21 Украина 0,63 104,27 1147 гривен

22 Казахстан 95 20 140 тенге

вает кардинальные изменения в сторону увеличения МРОТ. Увеличение МРОТ в России сократило бы резкое отставание от подобных показателей многих стран.

С принятием профессиональных стандартов передовое сообщество полагает изменение МРОТ по отраслям и по профессиям, то есть, возможно, будут установлены минимальные пределы оплаты труда профессионалов и специалистов в рамках унификации, сертификации и стандартизации услуг и работ. Население России также проявляет недовольство тому, что МРОТ, паритет покупательской способности (ППС) в различных странах различная, а стоимость бензина в пересчете на доллар получается примерно одинаковая в Европе и в России. Граждане России, зачастую, возмущаются тому, что наша страна производит углеводороды, электроэнергию и газ, продает на экспорт, а стоимость этой продукции в стране выше, чем в других стра-

нах. Недовольство российского населения от сформированных стандартов в условиях переходной экономики не снижается, а наоборот нарастает. Стихийные волнения из-за недостаточного размера оплаты труда принимает угрожающие размеры.

Регионы России формируют индикативное управление в рамках электронного правительства. Региональные индикаторы во многих регионах также резко отличаются. Однако многие эксперты выявляют некорректное отражение индикаторов в рамках отражения фактического положения дел в регионах России. На основании данных индикативного управления формируются рейтинги муниципальных образований, городов и регионов России. Однако многие средства массовой информации пестрят информацией о некорректном отражении данных индикативного управления в регионах России. Эксперты считают завышенными показатели данные индикативного управления территориями регионов России. Индикативное управлении определяются следующим алгоритмом:

1) разработка стратегии социально-экономического развития отраслей на макроуровне;

2) определение стратегических целей отраслей промышленности и государственных услуг и определение их приоритетности в рамках муниципальных образований, городов и регионов;

3) структурирование целей и задач, анализ сбалансированной системы показателей (ССП);

4) моделирование бизнес-процессов и выбор количественных и качественных значений пороговых значений в виде целевых индикаторов;

5) утверждение приоритетных региональных, муниципальных проектов и программ, согласование целей микроуровня с представителями на макро- и мезоуровнях

6) формирование целевых индикаторов в части соблюдения межотраслевого и межрегионального баланса.

Экономисты России приводят другую статистику в части средних заработных плат в России с учетом налогов и сборов. Исследователям, конечно, не нужно брать за основу в сравнении город Москву и любой другой город России, так как бюджетная обеспеченность Москвы резко отличается от бюджетной обеспеченности других городов страны. Некорректность сравнения МРОТ, средней за-

работной платы зависит не только от географических, климатических факторов, ментальности, но и от политического подхода управления, планирования социально-экономического развития, психологического климата в регионах России.

Теоретическая концепция «хорошая жизнь Аристотеля» - счастье как особая категория, учитывается в зрелом обществе как фактор благополучия человека. Фактор счастья политиками стала изучаться и учитываться в оценке качества жизни в конце ХХ века. Что же входит в составляющие счастье человека? Результаты опросов представили, что основу счастья составляет: здоровье, ощущение любви, наличие работы, мир, образование, деньги на проживание, дружбу, свободу, порядок, солидарность и т.д. Однако, многие могут трактовать понятие счастья по-своему. Какому же знаменателю нужно привести вопрос повышения качества жизни в современных условиях?

В разные эпохи по-разному оценивалось качество жизни или «хорошая жизнь». В условиях глобализации экономики, интеграции экономик в мировое хозяйство важно какие стандарты качества жизни будут заложены для населения любой страны. Россия большая, богатая и самодостаточная страна. Формирование высоких стандартов качества жизни - это дело рук самих россиян.

Политическое решение должно быть в разработке инновационной Стратегии долгосрочного социально-экономического развития России, которое должно предусматривать распределение доли финансирования из ВВП намного больше 5% таким отраслям, например, здравоохранение, образование, НИОКР, ЖКХ и т.д. Для того, чтобы качество жизни в России повышалось необходим постоянный мониторинг эффективности принятия инновационных управленческих решений, как на федеральном уровне, так и в регионах России. Для эффективного управления инновационной экономикой необходимо:

1. Разработать программу, обеспечивающую увеличение специалистов научных, инженерно-конструкторских и других специалистов, оказывающих содействие продвижению инноваций. Индикатором мониторинга может быть показатель выпуск студентом на 10 000 человек населения в возрасте 23-29 лет;

2. Увеличение доли населения с высшим образованием по техническим и технологическим специальностям на 100 человек населения в возрасте 25-65 лет;

3. Увеличить ассигнования с бюджета на НИОКР (не менее 5% от ВВП);

4. Внесение изменений в кредитную политики ЦБ РФ в части кредитования инновационных про-

ектов для снижения процентного бремени в рамках их реализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Проводить мониторинг инвестиционной деятельности в развитие выпуска инновационной продукции;

6. Мониторинг количества патентов на 1 миллион населения;

7. Мониторинг занятости в секторе средне и высокотехнологических производствах;

8. Мониторинг занятости в секторе разработки наукоемких технологий;

9. Мониторинг выпуска инновационной продукции;

10. Мониторинг факторов инновационной восприимчивости региона, например:

• Производительность труда;

• Фондоотдача;

• Экологичность производства;

11. Мониторинг факторов повышающих инновационную активность региона, например:

• Затраты на НИОКР на 1 занятого работающего;

• Затраты на технологические инновации на 1 занятого работающего;

• Выпуск инновационной продукции на душу населения и т.д.

В Российской Федерации имеется огромный потенциал для развития инновационной экономики. В табл. 3 приведены индикаторы инновационного развития, которые позволяют отразить сравнительные характеристики в разрезе показателей. Поскольку все регионы России отличаются друг от друга, однако во всех регионах имеется высокий потенциал для развития инновационной экономики. Потенциал региона тесно связан с благосостоянием населения и развитием человеческого капитала. Развитие человеческого капитала взаимосвязано со Стратегией развития регионов. В настоящее время во всех регионах Российской Федерации требуется необходимость совершенствования в части развития НИОКР и финансирования образовательной сферы и здравоохранения. Многие программы развития социальной сферы и жилищной сферы предусматривают развитие инновационных инвестиционных проектов, особенно проектов ГЧП.

В рамках формирования инновационного повышения качества жизни и человеческого капитала необходимо делать упор на подготовку интеллекту-ально-практико-ориентированных специалистов. Программа обучения специалистов должна строиться на основе практического опыта передовых мировых университетов. Самое продуктивное в повышении квалификации - это применение инно-

Таблица 3

Структура индекса инновационного развития регионов России 4

№ п\п Наименование показателя, по региону, по Российской Федерации, в среднем по всему миру

1 Потенциал в создании инновационного продукта (примерное соотношение 20%)

2 Численность студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на 10 000 человек населения

3 Численность исследователей на 10 000 человек населения региона

4 Удельный вес занятого населения с высшим профессиональным образованием в общей численности населения региона в трудоспособном возрасте

5 Количество международных патентов заявок, оформленных по процедуре РСТ, в расчете на 1 млн. человек населения

6 Число получивших охрану результатов интеллектуальной деятельности в расчете на 1 млн. человек населения

7 Индекс цитирования трудов российский ученых и исследователей

8 Потенциал в коммерциализации инноваций (примерное соотношение 30%)

9 Доля организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем числе организаций

10 Удельный вес вновь внедренных или подвергающихся значительным технологическим изменениям товаров, работ, услуг организации региона, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

11 Удельный вес затрат на НИОКР в валовом региональном продукте

12 Доля внебюджетных средств в затратах на НИОКР

13 Число используемых результатов интеллектуальной деятельности по отношению к общему числу предприятий в регионе

14 Результативность инновационной политики (примерное соотношение 50%)

15 Доля инновационных проектов «ранней стадии», реализуемых институтами развития в субъекте РФ, в общем числе инновационных проектов данного типа, реализуемых институтами развития в регионах России

16 Доля средств, выделяемых институтами развития на реализацию инновационных проектов в субъекте РФ, в общем объеме средств, выделяемых институтами развития на реализацию данного типа проектов в регионах России

17 Доля высокотехнологических видов экономической деятельности в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (без учета производств, связанных с добычей полезных ископаемых)

18 Темп прироста числа малых предприятий (без учета микрофинансовых и торговых предприятий)

19 Производительность труда в субъекте РФ

вационных технологий в производстве продукции, внедрения их в проекты. Как показывает практика, самое эффективное внедрение инновационных технологий показывают проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Именно проекты ГЧП могут обеспечить эффективное внедрение инновационных технологий, коммерциализации наукоемких технологий совместно с фундаментальной и прикладной наукой. Когда инновации начинают работать в реальных проектах, особенно в проектах ГЧП, осуществляется повышение качества жизни и человеческого капитала. Именно проекты ГЧП позволяют формирование инновационной промышленной и производственной инфраструктуры, а также параллельно отвечает по социальной ответственности бизнеса. Бюджетный Кодекс (статья 79 БК РФ) позволяет государственно-частному партнерству обеспечивать развитие социальной инфраструктуры по современным стандартам.

Продукция инновационного производства, а также создаваемые резидентами 1Т-парки, в настоящее время востребованы во всем мире. Многие из проектов ГЧП разрабатываются для определенных отраслей экономики, например, новые методы поиска месторождений нефти, серьезные 1Т-решения для сфер здравоохранения, образования, безопасности, энергосбережения, электронных государственных услуг. Примеры передовых регионов России демонстрируют положительный инновационный опыт, который следует перенимать и другим регионам. К развитию инновационных производств и формированию интеллектуальной собственности приковано особо пристальное внимание со стороны властей всех уровней: федеральных, региональных и местных. Тиражирование инновационных производств в рамках ГЧП требует планирования их в регионах Российской Федерации, так как продукция таких производств должна быть масштабная и существенная.

4 Показатели в таблице представлены из источника: Сорокина А.В. Построение индекса инновационного развития регионов России. М.:Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. (Инновационная экономика:регионы). 230с. // http://www.rd.uniyar.ac. ru/science/ dissers/ fulltexts /upravlenie- innovatsionnoy- deyatelnostyu -na- mezoekonomicheskom -urovne-institutsionalnyy-aspekt/ свободный.

В условиях интеграции экономик в мировое хозяйство развитие крупномасштабных проектов в форме государственно-частного партнерства анализируются не только российскими структурами, но международными организациями. Например, Всемирный банк ведет статистику произошедших изменений, а также ведет реестр стран, где эффективно развивается ГЧП. Россия в настоящее время системно развивает государственно-частное партнерство. Как правило, успешная практика ГЧП в значительной части стран представляется государственными органами власти или их структурными подразделениями, курирующими ГЧП. Наряду с государственными структурами присутствуют институты развития, национальные ассоциации и объединения участников государственно-частного партнерства, региональные корпорации развития и региональные гарантийные фонды и т.д.

Проекты ГЧП актуальны и популярны в становления и функционирования институциональной среды ГЧП. Практический системный подход в проектах ГЧП позволяет достичь при их реализации максимальных результатов. Российская институциональная среда в сфере ГЧП соответствует международным стандартам формирования подобных проектов. Развитие системы государственно-частного партнерства в России соответствует стандартам международного уровня ОЭСР, а также Всемирного банка.

Признание России на международном уровне является важным с точки зрения надежности, транспарентности, системности, результативности работы по развитию механизмов ГЧП, а также является важным фактором в формировании инвестиционной политики. Для потенциальных инвесторов в проектах и программах ГЧП главное значение имеет текущая экономическая конъюнктура, уровень институционального развития ГЧП в стране. Для развития инновационных проектов в форме ГЧП необходимо формирование эффективной системы контроля над такими жизненно-важными проектами со стороны государства, качественную конкурсную и тендерную документацию, независимый контроль со стороны стейкхолдеров, усиление микро- и макроэкономической стабильности в регионах России.

Государству важно привлекать частные инвестиции в инфраструктурные проекты, оставаясь собственником имущества. Для того, чтобы подготовить соглашение между сторонами необходимо учесть особенности инновационных технологий и тонкие стороны развития проектов ГЧП. Сложно формировать инновационный проект без профессионально подготовленных специалистов. Поэтому оценка предложений со стороны государства и частного бизнеса может иметь различный оттенок

в части его социально-экономического развития.

Немаловажный фактор в развитии инфраструктурного инновационного проекта в форме ГЧП - это хеджирование рисков между государственным и частным партнером. В Российской Федерации действующее законодательство меняется 20% в год, то есть в течение 5 лет может смениться все законодательство, а инфраструктурные инновационные проекты осуществляются от 10 до 15-20 лет. В таких случаях государственный партнер должен взять на себя все политические риски, а также гарантировать возврат инвестиций в региональных и муниципальных инновационных проектах. Однако существует риск не эффективного распределения рисков между партнерами. Оптимальное планирование инновационных проектов и программ ГЧП требует привлечения высокопрофессиональных специалистов. Повышение квалификации госслужащих требует создания особых курсов для их подготовки, ориентированные на результат. В настоящее время ощущается недостаток специалистов, которые могли бы осуществить планирование, проектирование и сопровождение, управление подобных проектов и программ ГЧП. Высокоинтеллектуальность проектов и программ ГЧП подтверждается на всех уровнях планирования и управления. В то же время только путем развития таких крупномасштабных конкурентоспособных проектов реально возможно обеспечение экономического роста территорий и повышение человеческого потенциала и капитала. Содействие проектов и программ ГЧП в повышении индикативных показателей регионов очевидно, мировой опыт внедрения подобных проектов в разных странах показывает оптимальный экономический эффект от их реализации.

Итак, качество жизни населения может быть обеспечено высокими стандартами в рамках эффективного менеджмента: политического решения и оптимального принятия управленческих решения и концептуального подхода в формировании Стратегий долгосрочного социально-экономического устойчивого развития регионов России для оптимального практического и научного развития в стране в целом.

Список литературы

1. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. 204 с.

2. Сорокина А.В. Построение индекса инновационного развития регионов России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. (Инновационная экономика:регионы). 230 с.

3. Комков Н.И., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Проблемы экономического развития: факторы и де-

терминанты // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2 (22). С. 116-128.

4. Комков Н.И. Комплексное прогнозирование научно-технологического развития: опыт и уроки // Проблемы прогнозирования. 2014. № 2 (143). С. 3-17.

5. Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности / Трачук А.В., Линдер Н.В. // Эффективное антикризисное управление. 2016. № 1. С. 80-89.

6. Комков Н.И. Условия и возможности инновационного развития отечественных компаний и экономики в целом. В книге: управление развитием крупномасштабных систем. Материалы Восьмой международной конференции: в 2-х томах. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук; под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвирку-на. 2015. С. 74-81.

7. Ивантер В.В., Комков Н.И. Состояние и перспективы развития инновационной сферы России в рамках программы президиума РАН «Анализ и прогноз долгосрочных тенденций научного и технологического развития: Россия и мир» // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1 (25). С. 76-83.

8. Усманова Т.Х. Приоритетные региональные инновационные проекты и перспективы привлечения инвестиций. Сб. докладов «Системная экономика, экономическая кибернетика, мягкие измерения в экономических системах» / под ред. чл.-корр. Г.Б. Клейнера и проф. С.В. Прокопчиной. М. Издательский дом «Научная библиотека», 2015. 398 с.

9. Усманова Т.Х. Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1 (25). С.123-131.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

INNOVATION

MANAGEMENT OF INNOVATIVE IMpROVEMENT OF QUALITY

of life and human capital

Taliya usmanova

Abstract

Relevance of the chosen subject is caused by the current state and problems of development of a human capital and potential. The existing changes of the current legislation and a tendency of development of a human capital in Russia in developed countries allow to subject to doubt efficiency of planning of economic and social programs in the country. Also relevance of article is caused by the fact that in the conditions of a transitional economy and integration of economy into the world economy many countries create quality of life of the population according to standards and there is a need of revaluation of values regarding development of a human capital in Russia within the world device. In the first part of article the overview of historical aspects of planning of a human capital and the analysis of high budget revenues becomes. In article it is shown that expenses aren't effectively distributed on regional equalization and on social needs, that is on development of a welfare and a human capital and potential in the country.

The second part of article describes one of manifestations of the quality level of life, that is the Minimum Wage (MW) which is the main indicator for charge of temporary disability benefits, pension accrual, unemployment benefits, etc.

The third part of article reflects the directions of development of innovative management: improvement of quality of life and a human capital where emphasis on need of preparation intellectual - the oriented specialists is placed.

The purpose/goal .The purpose of article is disclosure, comparison of features, and also determinations of criteria of management of innovative development of quality of life and a human capital in the Russian Federation.

Methodology. The methodology of the solution of objectives is based on use of a method of a dialectic research, methods of the economic analysis, forecasting, the situation and system analysis, expert evaluations and the analysis of empirical data.

Conclusions / relevance. The practical importance of work consists in determination of quality of life of the population, in need of providing with high standards, forming of offers regarding effective planning of innovative management.

Keywords: standards, economic stability, growth of a welfare, level of employment, fight against poverty, increase in educational level, improvement of health, solution of demographic problems, enhancement of institutional conditions of development of economy, ecological and energy security, ensuring equality.

correspondence: Usmanova Taliya H., Finance University (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), Russian Federation, utx.60@mail.ru Reference: Usmanova T. H. Management of innovative improvement of quality of life and human capital. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 3, pp. 98-106. doi:10.18184/2079-4665.2016.7.3.98.106

References

1. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiiskoi Federatsii za 2014 god / pod red. L.M. Grigor'eva i S.N. Bobyleva. M.: Analiticheskii tsentr pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii, 2014. 204 p. (In Russ.)

2. Sorokina A.V. Postroenie indeksa innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii. M.: Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS, 2013. (Innovatsionnaya ekonomika:regiony). 230 p. (In Russ.)

3. Komkov N.I., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. Problemy ekonomicheskogo razvitiya: faktory i determinanty [Quality of national economic growth: factors and determinants]. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = M.I.R. (Modernization. Innovation. Research). 2015, vol. 6, no. 2 (22), pp. 116-128. (In Russ.)

4. Komkov N.I. Kompleksnoe prognozirovanie nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya: opyt i uroki [Complex forecast of scientific and technological development: experience and lessons learned] Problemy prognozirovaniyam = Studies on Russian Economic Development. 2014, no. 2 (143), pp. 3-17. (In Russ.)

5. Trachuk A.V., Linder N.V. Vliyanie ogranichenii likvidnosti na vlozheniya promyshlennykh kompanii v issledovaniya i razrabotki i rezul'tativnost' innovatsionnoi deyatel'nosti. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie, 2016, no. 1, pp. 80-89. (In Russ.)

6. Komkov N.I. Usloviya i vozmozhnosti innovatsionnogo razvitiya otechestvennykh kompanii i ekonomiki v tselom. V knige: upravlenie razvitiem krupnomasshtabnykh sistem. Materialy

Vos'moi mezhdunarodnoi konferentsii: v 2-kh tomakh. Institut problem upravleniya im. V.A. Trapeznikova Rossiiskoi akademii nauk; pod obshchei redaktsiei S.N. Vasil'eva, A.D. Tsvirkuna.

2015. pp. 74-81. (In Russ.)

7. Ivanter V.V., Komkov N.I. Sostoyanie i perspektivy razvitiya innovatsionnoi sfery Rossii v ramkakh programmy prezidiuma RAN «Analiz i prognoz dolgosrochnykh tendentsii nauchnogo i tekhnologicheskogo razvitiya: Rossiya i MIR» [Status and prospects of development Russian innovation sphere the Program of the Presidium of Russian Academy of Sciences «Analysis and Forecast of long-term scientific trends and technological development: Russia and the World»]. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = M.I.R. (Modernization. Innovation. Research).

2016, vol. 7, no. 1 (25), pp. 76-83. (In Russ.)

8. Usmanova T.Kh. Prioritetnye regional'nye innovatsionnye proekty i perspektivy privlecheniya investitsii. Sb. dokladov «Sistemnaya ekonomika, ekonomicheskaya kibernetika, myagkie izmereniya v ekonomicheskikh sistemakh» / pod red. chl.-korr. G.B. Kleinera i prof. S.V. Prokopchinoi. M. Izdatel'skii dom «Nauchnaya biblioteka», 2015. 398 p. (In Russ.)

9. Usmanova T.Kh. Menedzhment ustoichivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov v ramkakh byudzhetno-nalogovoi i denezhno-kreditnoi politiki Rossii [Management of sustainable socio-economic development of regions within fiscal and monetary policy in Russia]. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = M.I.R. (Modernization. Innovation. Research). 2016, vol. 7, no. 1 (25), pp. 123-131. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.