Научная статья на тему 'Изучение истории и культуры малой родины'

Изучение истории и культуры малой родины Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
245
21
Поделиться
Ключевые слова
ДЕРЕВНЯ / ГАЛИБИХА / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОВЕТЛУЖЬЕ / МАЛАЯ РОДИНА

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Сереброва М.Н., Булатова А.Ф

Статья посвящена исследованию истории малой родины, деревни Галибихи Нижегородского края. Изучаются топонимика, культура и традиции.

Текст научной работы на тему «Изучение истории и культуры малой родины»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

детьми, оставшимися без попечения взрослых. В том числе, ликвидировать недостатки в работе детских домов, из которых бегство воспитанников было не редкостью. Для профилактики беспризорности следовало:

- добиться сто процентного охвата детей определенного возраста школьным образованием (приводилась цифра - 47 % детей школьного возраста в Центральном Черноземном округе не обучаются);

- расширять сеть дошкольных учреждений;

- поднять общий культурный уровень населения;

- улучшение благосостояния трудящихся.[7, л. 47]

На начало 30-х гг. были достигнуты положительные сдвиги и в вопросе вовлечения детей в систему дошкольного и школьного воспитания и образования. Постепенно выравнивается культурный уровень, благодаря борьбе с неграмотностью, развитию сети средне специального и высшего образования и как следствие, формирование советской интеллигенции. По итогам новой экономической политики условия жизни населения улучшились.

Однако в начале 30 -х гг. голод охвативший многие колхозные хозяйства и раскулачивание крестьян породили новый приток детей, оказавшихся на улице. Предстоял очередной этап борьбы с беспризорностью и выработка новой системы социальной реабилитации детей. Список использованной литературы:

1. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А. Н. Майорова.- М., 2001.

2. Народное образование в СССР.1921-1925 гг.-М.,1926.

3. //Трудовой день. 16 февраля 1923 г.

4. //Трудовой день. 1 декабря 1922 г.

5. Собрание указаний и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1926 г. №18.9. Средние зарплаты в царской России, СССР и РФ с 1853 по 2012 год ,выраженные в рублях, долларах и килограммах картошки //Русский портал / URL: http://www.opoccuu.com/wages.htm

6. Государственный архив Белгородской области Ф. 532 оп. 1 д. 202. Инструкции, планы, резолюции Облотдела Народного образования Центрального Черноземного округа.

7. Государственный архив Белгородской области Ф. 697 оп. 1 д. 24. Инструктивное письмо Облздрав отдела, протоколы I областного совещания врачей, доклады окрздрав отдела об охране здоровья детей и подростков.

© Рыболова Е.А., 2015

УДК 908

М.Н. Сереброва, А.Ф Булатова

студенты факультета агрохимии, почвоведения и агроэкологии Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МАЛОЙ РОДИНЫ

Аннотация

Статья посвящена исследованию истории малой родины, деревни Галибихи Нижегородского края. Изучаются топонимика, культура и традиции.

Ключевые слова

Деревня, Галибиха, Нижегородская область, Поветлужье, малая родина.

По-настоящему любить свой край - это знать историю своего города, села или деревни, сохранять культурное пространство, помнить о людях и традициях, заложенных предыдущими поколениями [3].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Неразрывна связь человека с тем местом, где он родился и вырос. С малой родины начинается биография человека. Мы ответственны перед своей родиной сегодня и в будущем.

Уникальна история деревни Галибиха, расположенной в Воскресенском Поветлужье, в 150 километрах к северо-востоку от Н.Новгорода. Деревня лежит на правом берегу одной из красивейших рек Заволжья -реки Ветлуги. С рекой связано немало легенд и преданий. Например, о красавице Луге, утонувшей вместе с любимым под ветлой, чтобы не быть женой ненавистного Мурзы.

Первое упоминание о Галибихе относится к 1647 году. В то время дома строились на берегу Ветлуги. А один смельчак вынес избу на самую кручу. Она была видна издалека, поэтому деревня так и стала называться «Изба на яру».

Река была единственной дорогой и с высокого места было хорошо видно, «кто и сколько плывут» [4]. А пока неизвестные люди лезли по круче, население успевало изготовиться к обороне или разбежаться, прихватив немудреный скарб. А в лесных чащобах - пойди, настигни их! Иногда по реке приплывали и добрые люди. Они забирали у жителей холст, пушнину, сухую рыбу, взамен оставляли ножи, топоры, соль и деньги. Сюда в вольные белые земли, не заглядывали даже царские чиновники. Они так отписывались перед воеводами: «ниже Усты селения вельми редки и жилья мало, а татар тьма». Чиновники боялись лезть в дебри: местный народ «озорной», рядом неспокойные черемиса, могут нагрянуть ватаги воинственных татар.

Современное название деревни происходит от диалектного слова «галиба» - «победительница». Есть красивая легенда о происхождении названия деревни Галибиха. Поселение на яру росло. Справа и слева к избе пристраивались домишки. В одном из таких поселился неизвестный, с женой, которую звали Сары -Бары. Жили они, не сторонясь соседей, но как только появлялись заезжие гости, они сразу же закрывались в своей избушке. Однажды рано утром в деревне появился торговец и стал предлагать жителям обменять шкуры на деньги. Вдруг ему встретилась Сары-Бары. Молодая женщина вспыхнула, коромысло съехало с ее плеч. Торговец не обратил на нее внимания и продолжал бойкий обмен. Но не прошло и недели, как в деревне появились вооруженные люди. Они прошли к избушке «новожилов», и вскоре оттуда раздался крик. Татары вывели за руки Михаила и, плачущую навзрыд, Сары-Бары. Люди в деревне не замедлили сбежаться. И бывший торговец, указывая на Михаила сказал, что это холоп Мирзы-хана, а Сары-Бары - внучка Мирзы-хана. Тут случилось невероятное. Откуда-то из-за спины женщина выхватила нож и нанесла удар по лицу обидчика. Народ дружно бросился на защиту молодой семьи. Татары бежали. И только торговец валялся у ног внучки хана. Столпившиеся люди улавливали одно слово: «Галиба, Галиба». Она попросила отпустить пленника. А ее с тех пор стали называть Галиба, что значит по-татарски «победительница». Михаил вскоре умер. Галиба одна воспитала детей, работала за двоих, с ней соглашались даже горластые мужики. В честь этой женщины поселение «Изба на яру» сменило свое название на «Галибиху» [5].

В XVIII веке земли и крестьяне при них в самом глухом месте России - Приветлужье были пожалованы Петру Александровичу Собакину, который вел свое происхождение от брата одной из жен Ивана Грозного - Марфы Собакиной. Во второй половине XVIII в. земли были куплены Николаем Васильевичем Левашевым. Левашевы - разветвленный русский дворянский и графский род.

Революция 1917 года изменила всё. Мужики, возвратившиеся в Галибиху с Гражданской войны, подняли вой: «Мы там буржуев громили, а тут сидит сыч, кровопивец». После этих событий Левашевы покинули усадьбу навсегда.

В 60-е годы на территории усадьбы Левашевых был открыт дом отдыха Горьковского дома ученых, турбаза «Ветлуга». В 1975 году в деревне появился водопровод, в 1985 году - асфальтовая дорога. С 70-х годов, как и по всей стране, начался отток населения из села в город. Численность населения деревни постепенно стала снижаться. Центральная усадьба совхоза развивалась, а Галибиха постепенно утратила свое былое значение, превратившись в деревню пенсионеров. В трудные 90-е годы закрыли почту, дом отдыха, еще раньше закрыли больницу, склады сельпо. Сгоревший в 1996 году лесозавод больше не восстановили. Совхоз был преобразован в СПК «Воскресенский». Но деревня продолжает жить. Средняя школа и сейчас принимает детей из всех окрестных деревень. Сегодня в школе обучается 70 учеников. Продолжают работать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

сельский клуб, медпункт, далеко за пределами области известно турбаза «Ветлуга», где отдыхают любители тихого семейного отдыха, охотники и рыбаки.

Список использованной литературы:

1. Возрождение. Литературно-художественный альманах. Н.Новгород, 2007.

2. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015.

3. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225 -229.

4. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2015.145 с.

5. Смирнова Л.М. Крест. Краеведческие очерки. Н.Новгород, 2001.

6. Родин П. Страна моя Ветлугия. Н. Новгород, 2007.

© Булатова А.Ф, Сереброва М.Н., 2015

УДК 392.1

Д.А. ^аховска

аспирант кафедры истории России, Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Российская Федерация

РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СРЕДЕ ХРИСТИАН-НЕОФИТОВ КЧР

Аннотация

Данная работа посвящена изучению основного этапа жизненного цикла христианских неофитов Карачаево-Черкесской Республики. Статья рассматривает рождение ребенка и обряды ему сопутствующие в сравнении с бытующими на Северном Кавказе приметами и магичесоко-ритуальными практиками. На основании полевого этнографического материала автор объясняет приемы воспитания детей, а также выявляет его особенности в этническом пространстве представителей кавказских христиан. Изучение данного аспекта жизни горцев-неофитов в этнографическом плане представляет собой научную новизну и является ценным источником для изучения влияния евангельского христианства на формирование духовно-нравственной системы ценностей на исследуемой территории.

Ключевые слова

Христиане-неофиты КЧР; обряды жизненного цикла; рождение ребенка; магическо-ритуальные практики; воспитание детей; духовно-нравственная система ценностей; библейские (евангельские) христиане;

Для представителей любого народа большое значение имеет обеспечение ключевых этапов жизни комплексом религиозно-магических ритуалов. В неофитской среде горских народов Карачаево-Черкесской Республики, как и в любой другой этнической группе, самые яркие моменты жизненного цикла это: появления в свет нового члена семьи и его воспитание, свадьба, а также смерть. Как писала в своем труде Х. Блейх «Из многочисленных религиозных обрядов, существовавших у горцев Северного Кавказа, выделяются 4 обряда жизненного цикла. Это обряды детские, связанные с наступлением совершеннолетия, свадебные и погребально-поминальные» [10, с.94]. Те же этапы описываются Ф.Г. Куначевой в целой главе, посвященной данной тематике [2, с.60-75], а также другими исследователями.