Научная статья на тему 'Ождение и воспитание ребенка в среде христиан-неофитов КЧР'

Ождение и воспитание ребенка в среде христиан-неофитов КЧР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНЕ-НЕОФИТЫ КЧР / ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА / МАГИЧЕСКО-РИТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / БИБЛЕЙСКИЕ (ЕВАНГЕЛЬСКИЕ) ХРИСТИАНЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Cтаховска Д.А.

Данная работа посвящена изучению основного этапа жизненного цикла христианских неофитов Карачаево-Черкесской Республики. Статья рассматривает рождение ребенка и обряды ему сопутствующие в сравнении с бытующими на Северном Кавказе приметами и магичесоко-ритуальными практиками. На основании полевого этнографического материала автор объясняет приемы воспитания детей, а также выявляет его особенности в этническом пространстве представителей кавказских христиан. Изучение данного аспекта жизни горцев-неофитов в этнографическом плане представляет собой научную новизну и является ценным источником для изучения влияния евангельского христианства на формирование духовнонравственной системы ценностей на исследуемой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ождение и воспитание ребенка в среде христиан-неофитов КЧР»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

сельский клуб, медпункт, далеко за пределами области известно турбаза «Ветлуга», где отдыхают любители тихого семейного отдыха, охотники и рыбаки. Список использованной литературы:

1. Возрождение. Литературно-художественный альманах. Н.Новгород, 2007.

2. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015.

3. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225 -229.

4. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2015.145 с.

5. Смирнова Л.М. Крест. Краеведческие очерки. Н.Новгород, 2001.

6. Родин П. Страна моя Ветлугия. Н. Новгород, 2007.

© Булатова А.Ф, Сереброва М.Н., 2015

УДК 392.1

Д.А. ^аховска

аспирант кафедры истории России, Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Российская Федерация

РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СРЕДЕ ХРИСТИАН-НЕОФИТОВ КЧР

Аннотация

Данная работа посвящена изучению основного этапа жизненного цикла христианских неофитов Карачаево-Черкесской Республики. Статья рассматривает рождение ребенка и обряды ему сопутствующие в сравнении с бытующими на Северном Кавказе приметами и магичесоко-ритуальными практиками. На основании полевого этнографического материала автор объясняет приемы воспитания детей, а также выявляет его особенности в этническом пространстве представителей кавказских христиан. Изучение данного аспекта жизни горцев-неофитов в этнографическом плане представляет собой научную новизну и является ценным источником для изучения влияния евангельского христианства на формирование духовно-нравственной системы ценностей на исследуемой территории.

Ключевые слова

Христиане-неофиты КЧР; обряды жизненного цикла; рождение ребенка; магическо-ритуальные практики; воспитание детей; духовно-нравственная система ценностей; библейские (евангельские) христиане;

Для представителей любого народа большое значение имеет обеспечение ключевых этапов жизни комплексом религиозно-магических ритуалов. В неофитской среде горских народов Карачаево-Черкесской Республики, как и в любой другой этнической группе, самые яркие моменты жизненного цикла это: появления в свет нового члена семьи и его воспитание, свадьба, а также смерть. Как писала в своем труде Х. Блейх «Из многочисленных религиозных обрядов, существовавших у горцев Северного Кавказа, выделяются 4 обряда жизненного цикла. Это обряды детские, связанные c наступлением совершеннолетия, свадебные и погребально-поминальные» [10, ^94]. Те же этапы описываются Ф.Г. Куначевой в целой главе, посвященной данной тематике [2, с.60-75], а также другими исследователями.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Если остановится непосредственно на жизненном цикле человека, то центральное место в нем занимает рождение.

Формирующаяся на протяжении последних 15-20 лет новая духовная культура горцев вполне свидетельствует о влиянии евангельского христианства на представителей этносов КЧР, принадлежавших в прошлом к «этническим мусульманам» и «православным христианам».

С этнической точки зрения беременность, предшествующая появлению нового члена семьи, как и у всех народов, является особым периодом в жизни будущей мамы. Молодые неофиты-христиане (жены и их мужья) молятся Иисусу, чтобы оберегал мать и благословлял малыша хорошо развиваться еще в ее утробе, иметь хорошее здоровье. Родители, по своим религиозным убеждениям, просят Бога помочь им быть ответственными и любящими родителями, а также надлежащим образом приготовиться ко дню появления на свет долгожданного плода их любви. Полевой материал обнаруживает, что в жизни неофитов нет дородильных обрядов загадывания пола ребенка, лечения бесплодности, как это имеет место в верованиях народов Северного Кавказа [10, с.95-96; 2, с.62-63].

В отличие от суеверий и запретов, бытующих в мировоззрении многих представителей коренных народов республики, следует выделить, что библейские христианки во время беременности не избегают мужчин, не стыдятся своего живота, не укрывают его под широкой одеждой, не избегают ни общественных собраний, ни мероприятий, не придают никакого значения тому, кто родится (мальчик или девочка) и на кого будет похож по народной примете. Горцы-христиане подчеркивают свою веру в то, что только Бог -Творец знает все эти детали и Ему доверяются беременные жены, сестры, принимающие с благодарением, «что даст Бог». Неофиты согласны, что семья призвана, чтобы размножаться и плодиться согласно Слову Божьему. Для них рождение ребенка это особое благословение с небес.

Детский цикл, понимаемый как совокупность действий в период жизни ребенка, для христиан -неофитов не наделен столь магической оболочкой разных обрядов, связанных с каждой минутой жизни новорожденного. Итак, метод интервьюирования выявил, что новообращенные в противовес культурным нормам своих этносов, не придают столь значения ритуальной стороне всяческим обрядам, таким как: укладывание ребенка в колыбель, сбривание первых волос, одевание первой рубашки, появление первого зуба, первый шаг, выпадение молочного зуба, как подчеркивают это ученые, изучающие культурное наследие северокавказских этносов [1, с.475]. Исследование этнографического материала точно

показывает, что вышеупомянутые события безусловно имеют место в жизни ребенка и его близких, считаются торжественными и радостными моментами, но не являются событиями сверхъестественного значения, сопровождающимися магическими обрядами, обеспечивающими ребенку везенье в жизни. Наоборот, можно их причислить к обыкновенным явлениям, к которым неофиты относятся намного проще — как к поводу для выражения в «молитве прославления» своей благодарности Богу, потому что центральное место в их жизни занимает именно молитва. Из перечисленных выше особых праздников в среде приверженцев христианства в большинстве случаев отмечается первый год рождения, с той разницей, что проходит он в простоте с отсутствием магических примет и гадания над жизнью малыша, поскольку его будущее знает только Всевышний. Необходимо подчеркнуть, что среди неофитов - бывших этнических мусульман не практикуется обряд обрезания крайней плоти мальчиков (т. н. «суннет»), среди неофитов-осетин не наблюдается жертвоприношений по поводу рождения, а молитвы в честь богини плодородия не имеют места из-за этноконфессиональной принадлежности родителей.

Рассматривая вопрос жизненного цикла в среде прозелитов Карачаево-Черкесской Республики наиболее важным представляется оповещение родных, а вместе с тем, поставление в известность «духовной семьи». Оно имеет место на ближайшем после родов воскресном богослужении, на котором пастор или лидер церкви озвучивает новость перед всеми членами, считающимися «братьями и сестрами» по вере. «Следующий этап заключается в принесении в церковь новорожденного ребенка, только тогда, когда родители посчитают это возможным. Согласно сложившейся традиции, пастор и вся церковь молится, чтобы этот новый человек шел по путям Господним» [8]. «Родители обычно приносят ребенка в церковь, надав ему

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

имя, потому что желают, чтобы Бог благословил их детей, а священнослужитель в знак этого помазывает лоб новорожденного елеем» - объясняет неофитка [5]. Одним словом, за ребенка ходатайствует вся община, прося защиты Божьей над младенцем. В свою очередь, сами родители молятся за сына или дочку перед собравшимися и отдают ребенка в руки Господа. В основе описываемого обряда лежит библейская история, когда Иисуса в младенческом возрасте принесли в иерусалимский храм и священник Симеон взял его в руки и начал благословлять. Соблюдение этого ритуала выражается в описываемой выше практике и отражает глубокое желание родителей, чтобы малыш или малышка последовали за Христом, что в дальнейшем зависит от их собственного выбора. В связи с этим в общинах неофитов не совершается крещение детей, так известно в этнокультурном пространстве России.

Неотъемлемой частью духовной жизни ребенка считается воспитание, выступающее в «семейных коллективах как один из основных каналов передачи и сохранения традиций и поверий» [1, с.475]. Не подвергает сомнению, что христиане-неофиты отдают себе отчет в значимости и ответственности за нравственное формирование культуры и мировоззрения собственных детей.

В процессе сбора полевого материала выявлено, что одной из важных составляющих целостной системы духовного воспитания являются детские служения. Дети неофитов регулярно посещают т. н. детские собрания. «С самого раннего детства моя дочь (ей 9 лет) ездит в церковь на занятия. Она даже лучше знает Иисуса чем я. Сына иногда вожу, чтобы он побыл. Не имею права настаивать. У каждого из моих детей есть выбор» [7].

В качестве очередного примера приведем историю детей одного из респондентов, которым нынешне в пределах от 21 года до 19 лет. Вся карачаевская семья обратилась в христианство много лет назад, вслед за отцом семейства. Ее члены дружно присутствовали на воскресных собраниях. «Моим троим детям было тогда 10-12 лет и они посещали детские служения. Принимали в них участие где-то 7 лет, обучаясь азам христианства. Дома у нас постоянно были разговоры о Боге, потому что приоритеты меняются, когда Бог вмешивается в твою жизнь» - говорит опрашиваемый [4]. Результат столь тщательной религиозной подготовки заключается в факте, что все они по сегодняшний день являются ревностными последователями учения Иисуса Христа.

На занятиях в церкви дети поют песни на библейскую тематику (например: «Входим в Божие врата со славословием», «Один построил свой дом на песке»), пересказывают ветхо- и новозаветные сюжеты, запоминают наизусть стихи. Песни и рассказы имеют нравственный характер, служат различению добра от зла, хороших поступков от плохих и т. д. Учитывая особенности этнического происхождения и этнокультурной принадлежности родителей-неофитов, гарантом правильного детского воспитания является Библия и ее принципы. Стоит упомянуть, что в ней не найти образа идеального человека, что провозглашают героические эпосы северокавказских народов. В таком случае «Нартский эпос» не трактуется как достоверный источник, служащий эталоном поведения и отрицается приверженцами христианства по причине четкого убеждения в том, что человек, созданный Всевышним, грешен и нуждается в Его помощи, чтобы быть добрым.

С точки зрения роли семьи, как объекта обеспечивающего правильный процесс формирования духовной культуры, именно на родителях почивает обязанность в достойном воспитании своих чад и правильном нравственно-моральном наставничестве. Исследовательский интерес в данном вопросе вызывает домашнее обучение ребенка, считающее намного важнее церковного. Причина, по которой представители коренных народов республики отдаются этому действию, выражается в следующих словах информанта: «этому учит нас Писание, говоря: «научите детей ваших, чтобы они в последствии не совратились с путей истины». На нас лежит ответственность за будущее поколение и мы должны научить их богобоязненности, любви к Богу и исполнения Его заповедей, потому что знаем - это ничего плохого не принесет в их жизнь, а лишь только благословение, радость, покой, мир и все сопутствующее» [3].

Сущность вышеизложенного сводится к пониманию важности примеров, исходящих от самих отца и матери. Родители, радеющие о познании истины своими детьми, собственной жизнью стараются показать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

им правильный подход. Данный тезис подтверждается в словах отца двоих детей: «если это будет на словах, они ничего не поймут. Просто будут думать, что надо в воскресенье пойти в собрание, побыть там, вернуться домой. А если дети будут видеть каждый день в твоей жизни живого Бога, то они тогда познают истину. Если они все это будут видеть в тебе, то будут к этому стремиться, будут искать Бога и по любому к Нему придут» [6]. Таким образом, успех в формировании ценностной системы заключается для христиан в простой схеме: Божьи постановления — соблюдение их родителями — попытка применения детьми. Эту цепочку в совершенстве иллюстрируют ниже приведенные примеры: родители читают Библию и читают детям, а со временем сами дети начинают ее читать. Ребенок наблюдает, как родители кому-то помогают и в будущем не пройдет мимо нуждающегося. Папа смотрит ужасы, убийства — сын тоже этим увлекается. Как говорит одна из русский народных пословиц: недалеко падает яблоко от яблони. Обратим внимание на наиболее заметный факт проявления заботы о психическом развитии ребенка, выражающийся в спокойном объяснении малышам, какие мультики нравятся их родителям-неофитам и полезно их смотреть, а какие вызывают отвращение и являются нереальными. Очевидно, что выбор обусловлен убеждениями воспитывающих и поэтому чаще всего в домах наших опрашиваемых царствуют христианские и познавательные мультфильмы, которые заставляют детей мыслить и формировать собственную точку зрения.

Нетрудно заметить, что по мнению приверженцев христианского вероучения, дети обязаны видеть в своей жизни примеры собственных родителей. Мальчик должен видеть мужской пример, а девочка пример женщины в маме. Очевидным является осознание момента, что никогда не получится быть полностью в идеале, из-за существующего среди горцев-неофитов мнения, которое гласит возможность стать настоящими мужчиной и женщиной только в Боге, изучая Его характер на страницах Священного Писания. Именно из этого источника черпаются образцы поведения и отношений во всех направлениях — в семье, с друзьями, с соседями и т. п. Однако, не удивляет факт существования самого искреннего желания сердца отца и матери по отношению к любимым детям, которое заключается не в подражании несовершенным родителям, а в подорожании доскональному Богу, знающему ответы на любые жизненные вопросы.

Обряды жизненного цикла вызывают этнографический интерес для исследования совокупности ритуальной системы, сопровождающей то или иное событие. Обобщая все сказанное, проведенный анализ показывает, что по мнению неофитов КЧР никакие обряды и заклинания не в состоянии обеспечить жизнь ребенку. Тем не менее, важнейшее значение в формировании духовно-нравственной системы ценностей детей верующих родителей, придается библейскому учению. Как мы попытались показать, немаловажным фактором в жизненном цикле ребенка является его приобщение к духовной культуре посредством занятий в церкви и домашних уроков. На формирование личности ребенка благополучно влияют хорошие примеры поведений родителей, которые становятся неким образцом для растущий детей. Представленный этнографический материал несомненно отражает современные этнокультурные процессы, происходящие в этническом пространстве Карачаево-Черкесской Республики и является ценным источником для науки. Список использованной литературы:

1. Карачаевцы. Балкарцы. Отв. ред. М.Д. Каракетов, Х.-М.А. Сабанчиев, М. 2014.

2. Куначева Ф.Г. Религиозные воззрения абазин (с древнейших времен до наших дней), М. 2006.

3. ПМА (Полевой материал автора), Аджиева Ольга Султановна, 1982 г. р., г. Карач.аевск, запись - июнь 2015 г.

4. ПМА, Байчоров Заур Магомедович, 1966 г. р., г. Черкесск, запись - май 2015 г.

5. ПМА, Джандубаева Альмира Владимировна, 1961 г.р., г. Черкесск, запись - май 2015.

6. ПМА, Джантеев Алибек Юсуфович, 1977 г. р., г. Карачаевск, запись - апрель 2015 г.

7. ПМА, Коркмазова Патия Владимировна, 1968 г. р., с. Учкекен, запись - апрель 2015 г.

8. ПМА, Телисова Милена Эдуардовна, 1995 г.р., г. Черкесск, запись - май 2015.

9. ПМА, Хубиев Азрет-Али Дадыкович, 1962 г. р., г. Карачаевск, запись - июнь 2015 г.

10. Blejch H. The landmarks in history of formation and development of the enlightenment and pedagogical thought of the peoples of the North Caucasus. Vol.1, Raleigh, North Carolina, USA 2015.

© Стаховска Д.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.