Научная статья на тему 'Село Разнежье: по следам истории'

Село Разнежье: по следам истории Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
759
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНЕЖЬЕ / СЕЛО / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волочинская А. А.

Статья посвящена изучению истории села Разнежье Нижегородской области. Исследуются его традиции, обычаи и топонимика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Село Разнежье: по следам истории»

на скалы и в период позднего Средневековья. Факты археологии, генетики, антропологии и лингвистики свидетельствуют о том, что истоки этнической специфики народов Севера могут быть прослежены до неолита и мезолита. Многие исследователи усматривают в семантике наскальных изображений проявления религиозно- космогонических представлений древних людей и связывают их сюжеты с таким явлением, как шаманизм. Эта архаическая религиозная система, возникнув в глубокой древности, устойчиво воспроизводится в различных регионах, временах и культурах. Анимистические представления северных народов оказались очень устойчивыми, так как сохранились до наших дней. Культурологами отмечается, что именно религиозный синкретизм позволил сохранить единство, целостность и преемственность духовной культуры северных народов. Следует отметить, что наскальные росписи, несущие, по всей видимости, сакральный смысл, являются, в свою очередь, лишь частью определенного культурного комплекса, особого пространства, предназначенного для совершения ритуально-магических действий. При этом именно изображения выделяют определенный географический объект, делая его частью местного культурного ландшафта [6].

Список использованной литературы

1. http://www.studfiles.ru/preview/407103/

2. http://www.diplomer.m/shop/turizm/razrabotka-novyh-programm-obsluzЫvaniya-turistov-v-oblasti-arheologicheskogo-turizma-na-primere-respubliki-tyva

3. http://tourlib.net/statti_tourism/arbuzova.htm

4. http://turist-strani.ru/jakutia.htm

5. http://ipaddim.ru/raznoe/referat-po-turizmu.html

6. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/14/culture/grigoryev.pdf

© Винокурова Е.Е., Тарасов А.Е., 2015

УДК 908

А.А. Волочинская

Студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

г. Н.Новгород, Российская Федерация

СЕЛО РАЗНЕЖЬЕ: ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ Аннотация

Статья посвящена изучению истории села Разнежье Нижегородской области. Исследуются его традиции, обычаи и топонимика.

Ключевые слова

Разнежье, село, Нижегородская область

Село Разнежье Нижегородской области - малая родина нескольких сотен человек, с которым связаны самые теплые и добрые чувства.

Разнежье - огромное село (более пятисот домов, несколько ровных, опрятных, красивых улиц) в Воротынском районе Нижегородской области. Пристань на левом берегу. Имеется своя база отдыха с одноименным названием.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Согласно суздальской летописи в 1372 году есть упоминание о первом поселении-Ранежье на Воротынской земле. Через сто лет подтверждает нижегородская летопись: "В Разнежье в мае 1469 года ночевала судовая рать нижегородского воеводы И.Д. Руна, направлявшегося походом на Казань" [1].

После смерти в 1389 году великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского правителем государства стал его сын Василий Дмитриевич. Действуя всеми доступными средствами, он повел активную политику на присоединение к Московскому княжеству исконных русских земель. В 1392 году он купил в Орде у Тохтамыша права на великокняжеский стол Нижегородского княжества.

Местные бояре утратили прежние привилегии и вынуждены были искать источники существования. Семен Разнежский заложил свое имение, включая земли, воды архимандриту Благовещенского монастыря Малахию. Но Семен Разнежский оговорил в договоре, что в случае неуплаты им долга, разнежские земли и воды будут значиться для поминовения 3 февраля каждого года его вместе с родом. Так древняя запись монастырского синодика уточняет полное прозвание первого владельца земель на левобережье Волги -Семена Степанова сына Разнежского.

Два последующих столетия не приносили Благовещенскому монастырю особых доходов от разнежской вотчины, потому что эти земли оказались беззащитными перед постоянными угрозами с востока со стороны Казанского ханства. Так в 1439 году отряд Улу-Мухаммеда выжег Макарьев-Желтоводский монастырь, пройдя верх по Волге как раз через Разнежье. После этого район Заволжья запустел на века. Только после смуты XVII века, в относительно мирных условиях жизни Поволжья, жизнь здесь постепенно стала возрождаться. В монастырских описях Благовещенского монастыря (1621-1624годов) были определены границы с. Разнежье: вверх от реки Волги по Разнежской заводи, от устья на правой стороне, на бортных Разнежских ухожьях и от р. Волги, "промеж речек Толбочановкии Орловки, а Строек и Бабки то ж" [5].

В 30-х годах XVII века был возведен деревянный шатровый храм Благовещанский храм [2]. Колокола Разнежского храма каждодневно оповещали о возрождении здесь жизни.

В центре села стоит церковь, основанная в 1312 году народом Разнежья. Священник живет рядом с церковью. Тут же на площади стоит памятник сельчанам-героям войны 1941-1945г.г. К 70-летию Победы он был реставрирован. В праздники сюда приходят: возлагают цветы, отдавая дань памяти погибшим воинам.

Через дорогу от церкви - пожарная станция, несколько магазинов. А на побережье находятся так называемые "Пески", где люди купаются. Там нет ни камней, ни других опасных предметов.

Есть еще замечательная традиция в русском Разнежье: перед святым Воскресеньем Христа -собираться селом и прилежно избу каждую мыть дочиста. А в День села все собираются на Центральной площади, подводят итоги летней страды, поют и танцуют.

Сельчане и дачники берегут природу родного края и заботятся о ее чистоте. Перед Первомаем и Днем Победы все тщательно убирают свои участки, территорию села, прибрежную территорию, лес. И богатая природа отвечает добром людям: село окружают красивейшие леса, богатые ягодами, грибами, птицами, белками, лисами, а Волга кормит рыбой - щедра и безбрежна великая река.

И.С. Тургенев писал: "Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух -то как будто полон мыслей!". Образы среднерусской природы воплощали в себе характерные черты русских людей - их душевную гармонию и ясность, внутреннюю неисчерпаемую силу, смесь страстности и спокойствия. Разнежье - это маленькая родина, историю которой бережно сохраняют жители села. Список использованной литературы:

1. Адрианов Ю.А. Старый Нижний: историко-литературные очерки. Н.Новгород: С и М, 1994. 229 с.

2. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // 2006. С.

3. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Нижний Новгород, 2015. 150 с.

4. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. Ф.А.Селезнев. Н.Новгород, 2013. 416с.

5. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.

© Волочинская А.А., 2015

УДК 808

А.А. Волочинская

студент факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

г. Н.Новгород, Российская Федерация

ОБРАЗНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Аннотация

Статья посвящена изучению роли образности и выразительности, которые являются важными компонентами речевой культуры.

Ключевые слова

Культура речи, норма, крылатые выражения, фразеологизмы

В настоящее время очень много внимания уделяется формированию культуры речи в современном обществе. Каждый из нас, чтобы быть самодостаточным, должен обладать четкой, грамотной, выразительной, эмоциональной, убедительной речью, то есть стремиться к культуре речи - умению точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства.

Одним из важных компонентов культуры речи являются исторически сложившиеся выражения, крылатые слова и фразеологизмы, "вошедшие в речевое употребление из определенного фольклорного, литературного, публицистического или научного источника, а также изречения выдающихся исторических деятелей, писателей, публицистов, получившие широкое распространение". Вот некоторые из них, наиболее яркие и часто встречающиеся.

"Победителя не судят". Слова эти приписываются Екатерине II, которая будто бы выразилась так, когда А.В.Суворов был предан военному суду за штурм в 1773г. Туртукая, предпринятый им вопреки приказанию фельдмаршала Румянцева.

"Как белка в колесе". Выражение из басни И.А. Крылова "Белка" (1833г.): "Посмотришь на дельца иного: Хлопочет, мечется, ему дивятся все: Он, кажется, из кожи рвется, Да только все вперед не подается, Как белка в колесе". Выражение это употребляется в значении: беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов, быть очень занятым.

"Медвежья услуга". Это выражение используется в значении: неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. Возникло из басни И.А.Крылова "Пустынник и медведь". "Пуп земли". В духовном стихе "О книге голубиной" говорится, что в Иерусалиме - "пуп земли" (1897г.). А переносно выражение "пуп земли" употребляется иронически, как характеристика кого-нибудь, кто неосновательно считает себя центром, основной силой чего-либо.

"Рожденный ползать - летать не может." Эта цитата из песни "О Соколе" А.М.Горького. С этой поэтической формулой Горького совпадает заключительная фраза в басне И.И.Хемцинера ( 1745 -1784) "Мужик и корова". В басне рассказывается о том, как мужик, потеряв коня, оседлал корову, которая "под седоком свалилась... немудрено: скакать корова не училась... А потому и должно знать: кто ползать родился, тому уж не летать".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.