МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
семье, благополучие в обществе, поэтому выбор члена ревизионной комиссии можно оправдать.
Зафиксирован случай отказа от присяги. «При открытии сессии окружного суда с участием присяжных заседателей один из них отказался от установленной присяги, хотя по списку значится православным. На вопрос председательствующего о причине отказа он ответил, что не может присягать в силу своих убеждений. Суд, с согласия представителя обвинительной власти, постановил взять с него торжественной обещание, что будет исполнять обязанности присяжного заседателя по совести. Отказавшийся от формальной присяги дал такое обещание суду»[4]. Внутреннее противоречие присяжного заседателя не позволило ему пойти против своих убеждений. Но, несмотря на это, суд принял эти убеждения, позволив исполнять свои обязанности по совести.
Интересная по своему содержанию произошла конфликтная ситуация оптика Ланге и смотрителя городского родовспомогательного приюта, который явился на днях по поручению заведующего приютом врача к оптику Ланге с хирургическими инструментами для ремонта и чистки. Но к удивлению смотрителя, Ланге отказался работать на городскую управу и администрацию.
«Ланге рассердился на городскую больницу за то, что администрация ее, раньше пользовавшаяся его услугами как оптика, стала в последнее время уклоняться от сношений с ним, так как он взвинчивал цены за свои услуги»[5].
Конфликт был вызван внутренним мотивом оптика, который считал нужным заявить о своих недовольствах, чтобы обратить внимание органов городского самоуправления на личностные ценности.
Таким образом, по мере развития человечества вопросы нравственности приобретают особую остроту. Ускоряющийся ритм общественной жизни нередко угрожает гармонии взаимоотношений личности и общества, возникает опасность разрыва традиций, забвения культуры прошлого. В конце XIX начале XX веков основным способом проявления нравственного конфликта стал демонстративный отказ от исполнения какой-либо работы, на благо своих личных ценностей, взглядов, интересов. Ведь носителем нравственности является активный человек, который выражает свои убеждения через конфликтные ситуации, которые в свою очередь помогают сохранить достоинство человека даже перед самим собой, а не это ли главное для сохранения нравственности в обществе.
Список использованной литературы:
1. Словарь конфликтолога // Анцупов А.Я., Шипилов А.И. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
2. Смотрицкий Е.Ю. Нравственный конфликт: причины и формы, пути предупреждения и преодоления // Мiжвузiвський зiбрник наукових праць «Фiлософiя, культура, життя", № 11, Днепропетровск, 2001.
3. Отказ от звания членов ревизионной комиссии // Казанский телеграф. - 1905. - 16 января. 4.Отказ от присяги // Казанский телеграф. - 1905. - 29 апреля.
5.Отказ оптика Ланге от работ // Казанский телеграф. - 1905. - 8 мая.
© Шаранова, Д.Н., 2015
УДК 908
А.А. Шляев
студент факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ХРАМА
Аннотация
Статья посвящена изучению истории храма Успения Пресвятой Богородицы Воскресенского района Нижегородской области.
Ключевые слова
храм, село Успенское, икона Успения Божией Матери
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
На христианской Руси храм, богослужение стояли в центре жизни человека [2]. Где бы не селились русские люди, первым делом они возводили церковь. Вся жизнь наших предков начиналась с храма. Если есть храм то село, если нет - то так, деревня.
Среди жителей села Успенское сохранилось предание, что жила в селении юродивая девочка. Ее считали провидящей. Девочка стала ходить в глубокий овраг и с удивительной настойчивостью копала землю склона. Всем проходящим мимо она уверенно говорила: «Я найду ее. Я все равно отыщу ее!». Потом, когда она откопала икону Успения Божией Матери, рассказывала людям удивительный сон. Ей приснилась Пресвятая Богородица, которая говорила: «Глаза мои не видят, уши не слышат. Мне тяжело дышать. Руки, ноги меня не слушаются. Сними с меня груз земли». Поведала ей место захоронения [5].
В честь этой находки селение назвали Успенским [1]. Поставили часовню, в которой поместили найденную икону. А потом построили деревянную церковь. Предположительно она была построена в 1787 году. К середине XIX века церковь обветшала. В связи с этим в 1844 году прихожанами было «испрошено позволение строить каменную» церковь. Настоятелем храма в это время являлся священник Илларион Гаврилович Разумов.
При строительстве Успенской церкви был использован один из типовых проектов, рекомендованных, а по сути, обязательных к применению на местах. Автором -разработчиком подобных проектов являлся академик архитектуры К.А.Тон, ставший основоположником русско-византийского стиля [4].
Строительство церкви закончилось в 1856 году, а освещение престола состоялось лишь 14 августа 1857 года. Церковь в честь Успения Божией Матери стоит на самом высоком месте, на берегу Ветлуги между двумя глубочайшими оврагами. Особенность храма - отсутствие росписей на стенах. Вместо них -геометрические фигурки, вроде ромбиков. Длина церкви с алтарём, трапезной и колокольней, представляющих в плане «корабль» составляла 32 метра. При церкви действовала церковно-приходская школа.
Лесопромышленники Дружинин и Казанцев, которые жили в селе Успенское, много денег жертвовали на церковь. И не случайно могилы купцов - благотворителей Дружининых находятся на кладбище, которое расположено рядом с церковью. Сохранился в селе Успенском и особняк благотворителя Казанцева.
Церковь в селе Успенском до революции была духовным центром для жителей села и окрестных деревень. За свою полуторавековую жизнь храм видел многое. Вокруг памяти Успения Божией Матери происходила сельская жизнь. День Успения крестьяне отмечали 28 августа. К этому времени в избах все было прибрано и сверкало чистотой. Наличники, украшенные ветками березы, создавали праздничное настроение. Ими же обрамляли главную икону храма - Успения Богородицы, помещавшуюся в центре иконостаса. В церковь целый день шел народ. Звонили колокола, вызывая у всех «ликование сердца». Люди, празднично разодетые, чистенькие и веселые, истово молились Богородице, восхваляя ее и прося заступничества перед невзгодами. Многим, как говорят жители Успенского, Божия Матерь помогала, из храма все выходили умиротворенными, а некоторые - и счастливыми. В день Успения устраивалась ярмарка.
Но революция изменила всё. Церковь закрыли, предположительно после 1937 года, когда был репрессирован последний приходской священник Николай Мальцев. Уничтожены были почти все иконы. Построенная на века, в годы советской власти церковь была разграблена и разрушена.
Сейчас здание церкви находится в аварийном состоянии: обрушены церковная глава и своды над основным объёмом храма и алтарной частью, уничтожено завершение северного портала, отсутствует крыша трапезной. У местных жителей сохранились от разрушенной церкви два креста с колокольни.
24 апреля 2000 года Успенской церкви присвоен статус выявленного памятника архитектуры регионального значения. Нижегородским архитектором В.В.Ковалём начата разработка проекта реставрации Успенской церкви. По инициативе жителей села и горожан, которые приезжают туда на лето отдыхать, спонсоров в 2011 г. церковь была очищена от мусора, усилен фундамент, подведено электричество, пробурена скважина. Это значит - церкви жить!
Список использованной литературы: 1. Записки краеведов: Очерки. Статьи. Воспоминания. Документы. Хроника / Сост. Н.И.Куприянова. Н.Новгород, 1991. 271 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
2. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225-229.
3. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.
4. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Сб. трудов. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
5. Смирнова Л.М. Крест: Краеведческие очерки: В 2 кн. Н.Новгород, 2001.
6. Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII-н.ХХ века. Горький: Волго-Вят.кн.изд-во, 1980. 215 с.
© Шляев А.А., 2015
УДК 9
И.А. Эмирханов
К.и.н., доцент, исторический факультет Дагестанский государственный университет г. Махачкала, Российская Федерация
РОЛЬ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В РЕШЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.).
Аннотация.
В статье рассмотрена деятельность партийно-государственных органов и профсоюзов по организации подсобных хозяйств при промышленных предприятиях и учреждениях, а также коллективного и индивидуального огородничества в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны. Показано их значение для продовольственного обеспечения городского населения тыловых регионов, как одной из форм дополнительного снабжения. Автором сделан вывод, что несмотря на трудности военного времени, центральным и местным партийным и советским органам удалось в кратчайшие сроки наладить работу подсобных хозяйств и огородничества, ставшего большим подспорьем в обеспечении рабочих и служащих продуктами питания.
Ключевые слова
Война, подсобные хозяйства, огородничество, продовольственное снабжение, дополнительный источник питания.
Великая Отечественная война привела к сокращению продовольственных запасов в государственных фондах страны и ограниченному снабжению городского населения тыловых областей. В результате немецкой оккупации преимущественно сельскохозяйственных регионов, в стране падает розничный товарооборот, что в свою очередь, повлияло на сокращение привоза продуктов питания на рынки и магазины городов и рабочих поселков. Центральными партийно-государственными органами власти прилагались большие усилия для разрешения тяжелой экономической ситуации, проводился целый комплекс мероприятий, к числу которых относилось развитие разнообразных форм продовольственного самообеспечения. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики советского государства стало формирование собственной продовольственной базы промышленных предприятий, организаций, а также развитие личного и коллективного огородничества среди рабочих и служащих.
Важным источником обеспечения граждан продовольствием в годы войны являлись отделы рабочего снабжения (ОРСы), созданные при промышленных предприятиях и различных организациях, основными