Научная статья на тему 'История становления и основные направления пастырско-миссионерской деятельности Успенского кафедрального собора г. Бийска'

История становления и основные направления пастырско-миссионерской деятельности Успенского кафедрального собора г. Бийска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
625
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Г. БИЙСКА / МУЗЕЙ ИСТОРИИ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ / ПРОТОИЕРЕЙ / АРХИМАНДРИТ / АРХИЕРЕЙ / ASSUMPTION CATHEDRAL IN BIYSK / MUSEUM OF THE HISTORY OF THE ALTAI SPIRITUAL MISSION / ARCHPRIEST / FATHER SUPERIOR / BISHOP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваленко Павел Сергеевич

Рассматриваются вопросы, связанные с изучением становления и пастырско-миссионерской деятельности Успенского кафедрального собора г. Бийска одного из уникальных памятников православной истории и культуры Алтая. На основании малоизвестных документов, выявленных в государственных архивах и музеях, раскрываются факты приходской жизни собора в разные исторические периоды, роль священнослужителей в сохранении православных традиций города и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of creation and basic directions of pastoral and missionary activity of the Assumption Cathedral in Biysk

The inclusion of Biysk historical and cultural monuments into the routes of educational excursions requires the study of history of every object. One of the little-studied monuments of the historical centre, defining the unique landscape, is the Assumption Cathedral. Its weak level of study is confirmed by the analysis of the historiography of the object. It is a very serious problem, which does not give the guide an opportunity to make a good excursion of one of the main attractions of Biysk for the participants. The level of perception of the monument is reduced by the ignorance of the material, and it means that the excursion becomes less intensive in terms of information. The identified sources allowed to restore the most important pages of the Cathedral's history. At the end of the 19th century, a necessity of the construction of a spacious Cathedral appeared. The project was drawn up in Russian-Byzantine style and was approved by Khaba-rov, a Tomsk Province architect. Makariy (Pavlov), the Bishop of Biysk, consecrated three thrones in 1903. Archpriest Dagaev became its first Father Superior. He served in the Assumption temples of Biysk for 47 years and 2 months. The house Church in the name of Saints Constantine and Helen in Pushkin City School, Church-Parish Men's School, Parish Male and Nikolaev Female Schools were in charge of the temple in 1908. In 1918 the temple became known as the Cathedral, in the 1920s it was handed over to the updaters and became a Duomo Cathedral. In 1932, the Church was closed and used as a granary. The Church was opened the second time after the changing of the state policy in 1947. In the post-war years the Assumption Church became one of the three functioning on the territory of the region. The Holy Patriarch of Moscow and All Russia Alexey II visited the Assumption Church on May 12, 1991. Anthony, the Bishop of Barnaul and Altai region, ordered to call the temple a Cathedral in 1994. And it received the status of a Duomo Cathedral in 1998. The author of the article started collecting exhibits and documentary materials for the creation of an exposition ''The Centuries-Old History of the Assumption Cathedral'' from 2008 according to the concept of the Museum of the History of the Altai Spiritual Mission. On January 1, 1913 there were 418 exhibits in the thematic exhibition: the dome crosses, liturgical vestments, books with notes of hymns of the Church choir, etc. Having identified and studied archival materials, collected exhibits, oral memories, we managed to find out the centuries-old history of the Assumption Cathedral, which played a crucial role in the Orthodox life of the city and the whole region of the preservation of the Christian traditions during the years of Soviet atheism. Analyzing the above facts, it could be argued that in spite of the severe ordeals of time, the Assumption Cathedral was and remains the standard of temple architecture. It is a real decoration of Biysk, the stronghold of Orthodoxy and spirituality.

Текст научной работы на тему «История становления и основные направления пастырско-миссионерской деятельности Успенского кафедрального собора г. Бийска»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 66-70

УДК 069

П.С. Коваленко

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАСТЫРСКО-МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА г. БИЙСКА

Рассматриваются вопросы, связанные с изучением становления и пастырско-миссионерской деятельности Успенского кафедрального собора г. Бийска - одного из уникальных памятников православной истории и культуры Алтая. На основании малоизвестных документов, выявленных в государственных архивах и музеях, раскрываются факты приходской жизни собора в разные исторические периоды, роль священнослужителей в сохранении православных традиций города и региона.

Ключевые слова: Успенский кафедральный собор г. Бийска; музей истории Алтайской духовной миссии; протоиерей; архимандрит; архиерей.

Бийск - город неповторимого архитектурного облика, исторических памятников, объектов культурного и природного наследия, место паломничества туристов. По состоянию на 1 января 2013 г. в Бийске на учете находятся 272 памятника архитектуры, истории и культуры [1]. Город, основанный 18 июня 1709 г. как Бикатунский острог по именному Указу императора Петра Великого для защиты южных рубежей Российской империи, в свою трехвековую историю вобрал много ярких исторических событий, вызывающих постоянный интерес ученых: историков, этнологов, искусствоведов, археологов.

В проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» включены шесть памятников архитектуры города. Это пассажи купца А.П. Фирсова и товарищества предпринимателей Второвых, торговый дом купцов В.Н. и А.В. Осиповых, усадьба купца Н.И. Асано-ва, здание Общественного городского собрания и Народный дом. Более 40 объектов признаны памятниками архитектуры и истории регионального значения [2].

Включение памятников истории и культуры города в маршруты познавательных экскурсий требует изучения истории каждого объекта. Одним из малоизученных памятников архитектуры, истории и культуры исторического центра города, его доминантой, определяющей неповторимый ландшафт, является Успенский кафедральный собор. Проблема слабой изученности его истории в современных условиях не дает возможности экскурсоводу качественно представить участникам многочисленных экскурсий одну из главных визитных достопримечательностей Бийска. Незнание исторического материала снижает уровень восприятия памятника, а значит, делает экскурсию менее емкой в информационном плане.

Анализ историографии объекта историко-культурного наследия «Успенский собор» подтверждает его слабую изученность. В процессе исследования удалось выявить лишь несколько публикаций исследователей, раскрывающих некоторые моменты истории и особенности архитектуры храма. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются две газетные публикации краеведа В.Н. Шипи-лова, посвященные отдельным фактам начала строительства церкви и биографии первого настоятеля храма протоиерея В. Дагаева, а также статьи профессора Алтайского государственного университета, доктора искусствоведения Т.М. Степанской и бывшего сотрудника Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки Л.Н. Новиковой,

посвященные стилевым особенностям архитектуры культового сооружения [3-6].

Выявленные в процессе исследования источники помогут восстановить в хронологической последовательности наиболее важные страницы истории Успенского собора г. Бийска, который в 2013 г. отметит своё 110-летие.

Более века в историческом центре Бийска, по улице Советской, до 1925 г. именуемой Успенской, возвышается величественный девятиглавый с лазурными куполами Успенский кафедральный собор - дивное архитектурное сооружение, одна из главных достопримечательностей города. Возведенный из кирпича в русско-византийском стиле с высокой трехъярусной колокольней и крупной центральной ротондой, оштукатуренный и окрашенный в белый цвет, храм отличается особой строгостью и торжественностью. В будни и праздники мелодичный малиновый звон его колоколов, плывущий далеко окрест, оставляет неравнодушными многих бий-чан и гостей города, призывает народ на службу.

История храма богата и колоритна. Его появлению предшествовали два других храма Бийской крепости, имевших то же название. Первый, деревянный храм, построенный стараниями коменданта крепости полковника Петра Ивановича Четова, просуществовал довольно недолго - с 1774 до начала 1830-х гг. и был снесён «за ветхостью» во время очередной перепланировки кварталов [7].

Второй, «Успенский», освящённый по благословению Преосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского в июне 1794 г., стал первым каменным зданием Бийска. Построенный трудами коменданта крепости генерал-лейтенанта С.Л. Богданова и прихожан, храм находился в северной части территории современного стадиона «Авангард». В народе именовался «Казачьим собором», потому как прихожанами в основном являлись «служилые казаки» и члены их семей, коренные жители Бийска. С возведением и освящением третьего по счету Успенского храма Казачий собор стали именовать Старо-Успенским.

Уже в середине XIX в. в связи с ростом городского населения храм не имел возможности вместить всех приписных к нему прихожан. В 1901 г. «по освидетельствованию двумя архитекторами» его признали «по ветхости неблагонадёжным к долгому существованию». Цоколь церкви отставал от здания во многих местах, стены фундамента имели трещины. Каменный купол главного придела ввиду возможности обрушения пришлось разобрать и сделать из плах [8. Л. 19].

В 1903 г. храм был упразднён, а в 1927 г. - снесён [9]. Именно тогда сравняли прилегающее к алтарю небольшое кладбище, где были погребены коменданты Бий-ской крепости, некоторые священнослужители и купцы-благотворители. Среди них полковник Петр Четов, первый городской голова, бийский второй гильдии купец Николай Иванович Гусев, последний настоятель собора протоиерей Владимир Дагаев [7, 10, 11].

В конце XIX в. возникла крайняя необходимость постройки большого крепкого и вместительного собора, рассчитанного на века. Такое решение и было принято на собрании прихожан 31 марта 1891 г. Собранная прихожанами сумма и имевшийся церковный капитал оказались недостаточными и не давали такой возможности. Но вскоре всё же нашёлся выход из сложившейся ситуации. Желание добавить необходимую сумму и построить новый храм любезно изъявил староста Казачьего Старо-Успенского собора, городской голова, бийский второй гильдии купец-миллионер М. С. Сычёв, вложив при этом 5 150 рублей в богоугодное дело [12]. Уже тогда М.С. Сычёв (1827-1905) был широко известен общественности даже за пределами Бийска своей щедростью. Он постоянно жертвовал значительные суммы в пользу Русской православной церкви и народного просвещения [13].

Утвержденный епархиальным начальством ещё в 1878 г. церковным старостой Старо-Успенского храма, М.С. Сычев ежегодно выделял деньги на его содержание: ремонтные работы, обновление иконостаса, покупку икон и церковной утвари; платил жалование певчим. Так, в 1884 г. он отчислил 210 рублей на постройку новой ограды и штукатурку стен храма, в 1886 г. приобрёл на сумму в 300 рублей «три ризы серебряной парчи», в 1877 г. - архиерейское облачение «серебряной парчи» стоимостью 450 рублей и две иконы стоимостью 250 рублей [13].

Довольно сложно оказалось прийти к единому мнению в выборе места будущего строительства новой Успенской церкви. Одни прихожане желали видеть храм на Мальцевской площади (ныне территория мемориала «Воинам-бийчанам»), другие - на Сенной. Нарастающий конфликт вскоре удалось разрешить, предоставив право выбора М.С. Сычёву. А он, в свою очередь, решил не нарушать завещание покойной жены Акилины Фёдоровны и строить храм рядом с Казачьим собором. По ходатайству М.С. Сычёва городская дума предписала в Постановлении № 42 от 29 декабря 1892 г. «поручить Городской Управе место земли под постройку новой церкви отвести, сколько потребуется на Успенской площади» [12. С. 9]. Вскоре началась работа по производству кирпича, заготовке других необходимых стройматериалов.

15 марта 1897 г. грамотой Преосвященнейшего Макария (Невского), епископа Томского и Барнаульского за № 1569 преподано благословение на заложение нового храма, а 5 июля 1898 г. состоялась его закладка [14].

Проект будущего храма был составлен в русско-византийском стиле и утверждён томским губернским архитектором В.В. Хабаровым. Строительные работы производила артель П.Г. Плёнкина, известная в то время отменным качеством выполняемых работ. Расписывали храм мастера иконописной артели Патрушева.

Резные позолоченные иконостасы и киоты для крупных икон были изготовлены в бийской иконостасной мастерской А. А. Борзенкова [15].

В 1903 г. «октября 5, 19 и 2 ноября Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием (Павловым), епископом Бийским» при огромном стечении народа были освящены три его престола: главный - Успения Пресвятой Богородицы и два других - во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца [14].

Подробное описание построенного храма изложено в акте оценочного страхования, составленном 27 июля 1910 г.: «Успенская церковь - каменная (трёхпрестольная). Снаружи и внутри оштукатурена и окрашена, покрыта железом, окрашенным синей масляной краской; длина церкви 19 2/3 сажен (41,9 м) считая и колокольню, ширина наибольшая - 12 сажен (25,6 м), высота до верха карниза - 5 сажен (10,7 м); на церкви имеется одна большая глава и 7 малых, больших окон 24 шт., малых (на главе) - 12 шт., дверей наружных створчатых, обитых железом - 3 шт., внутренних - 10 шт. Иконостасов - 3. Главный длины - 11 аршин (7,8 м), вышины - 10 аршин (7,1 м), правый и левый придельные длины - 8 аршин (5,7 м) и вышины 8 аршин (5,7 м). Оценены: главный в 6 000 рублей, правый и левый придельные в 3 000 рублей каждый, а все вместе - в 12 тысяч рублей. Церковь отапливается 8 кирпичными печами. Колокольня в три яруса общей высотой до верха карниза - 10 сажен (21,3 м)... Строение хорошо сохранилось. Оценка вместе с иконостасами и колокольней - 61 тысяча рублей» [16. Л. 48-49 об.].

Первым настоятелем новопостроенного храма стал известный и авторитетный митрофорный протоиерей В. Дагаев - последний настоятель Старо-Успенского Казачьего храма, положивший немало трудов для скорейшей постройки нового. Общий его стаж служения в Успенских храмах Бийска в качестве священника, а затем настоятеля к моменту ухода за штат в связи с преклонным возрастом по его собственному прошению в 1905 г. составил 47 лет и 2 месяца [17].

В.А. Дагаев (1835-1912) в 1865 г. окончил Тобольскую духовную семинарию. В возрасте 22 лет 20 июля 1858 г. рукоположен в иерея и направлен на служение к единственной в то время в Бийске Градо-Бийской Успенской церкви, а 13 мая 1885 г. возведён в сан протоиерея. В разные годы исполнял должности: учителя Томского духовного училища, благочинного сельских церквей Томской епархии, духовника причтов десяти храмов. Вёл большую преподавательскую работу в Бийске. Был законоучителем двухклассного городского и мужского приходского училищ, женской прогимназии, Владимирского женского и Успенского церковно-приходского училищ, заречных церковно-приходских школ. Являлся помощником председателя и казначеем Бийского отделения проти-вораскольничьего братства святителя Димитрия Ростовского, членом попечительского совета Бийской женской прогимназии, следователем благочиния № 24 Томской епархии с 1891 г.

За усердные труды протоиерей Владимир был награждён золотым наперсным крестом, орденами святой Анны III и II степеней, святого Владимира IV степени [18]. В 1912 г. он умер. Его с особыми почестями

захоронили в ограде Казачьего собора, слева от жертвенника храма [11].

В современных условиях останки благочестивого протоиерея, могилу которого во время сноса храма сравняли с поверхностью земли, покоятся в северной части стадиона «Авангард».

Протоиерея В. Дагаева на должности настоятеля сменил протоиерей Н.А. Белосельский (1841-1912). По окончании Ярославской духовной семинарии с 1868 г. состоял учителем Помехонского, Белозерского и Житомирского духовных училищ. Затем служил священником в селе Корниловском Барнаульского уезда и в Спасском соборе г. Каинска. С 22 июля 1881 г. становится вторым священником Градо-Бийской Успенской церкви, а с 10 июня 1906 г. до кончины 11 января 1912 г. является старшим священником, т.е. настоятелем [19].

В 1905 г. почил строитель и бессменный староста церкви именитый купец М. С. Сычев. На собрании приходского совета по выбору нового старосты была выдвинута кандидатура его родственника - купца Николая Алексеевича Сычева, которого томский епархиальный архиерей по неустановленным пока причинам не утвердил в этой должности [20]. В 1907 г. церковным старостой стал бийский купец Р.И. Кузнецов, утвержденный «на первое трехлетие епархиальным начальством» [21. Л. 33 об.]. Довольно долгое время, с 1909 г. до 18 июня 1917 г., должность церковного старосты занимал бийский мещанин Н.В. Штамов [22].

Клировая ведомость о церкви за 1908 г. сообщает, что храм утварью был достаточно обеспечен: «...имеется священнических облачений 18, диаконских стихарей 10, сребро-позлащённых потиров с принадлежностями 4, Евангелий 7, крестов 8» [23. Л. 23]. Храмовая православная библиотека состояла из 1043 книг, среди которых имелись и древние издания. Библиотекой разрешено было пользоваться причту, братству святителя Димитрия митрополита Ростовского и некоторым из прихожан. При церкви числилось 472 кв. сажени усадебной земли, а сенокосной и пахотной не было. «Усадебная земля занята церковными домами и значится по плану города Высочайше утверждённому» [23. Л. 24 об.]. В ведении церкви на 1908 г. имелось несколько учебных заведений:

1. Церковно-приходская мужская школа. Учащихся в ней значилось 122 мальчика. Законоучителем в третьем отделении являлся протоиерей Николай Белосельский, в первом и втором отделениях священник Николай Май-гов, оба преподавали безвозмездно. Учителями состояли: Михаил Пашаков, с жалованием из земских средств 300 рублей в год и штатный диакон Евлампий Ячменёв, работавший безвозмездно. Попечительницей школы была бийская купчиха Мария Ильинична Сычёва.

2. Приходское мужское училище Министерства народного просвещения. Должность законоучителя занимал священник Павел Коробейников.

3. Николаевское женское училище. Законоучитель -священник Семеон Митропольский. Церковно-приходское попечительство было учреждено в 1905 г. Председателем являлся бийский купец В.В. Иванов [23].

В ведении Успенского прихода находилась домовая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, занимавшая второй этаж кирпичного здания Пушкинского 4-классного городского училища

(ныне здание естественно-географического факультета Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, ул. Советская, 11). Построенная на средства потомственной почётной гражданки бийской первой гильдии купчихи Елены Григорьевны Морозовой, церковь была освящена 27 октября 1902 г. Бессменным настоятелем храма вплоть до его закрытия в 1920 г. являлся иерей Семеон Митропольский [24].

Справочная книга по Томской епархии, изданная в 1914 г., содержит следующую информацию об Успенском храме: «...Состав прихода: г. Бийск. Прихожан 5 238 душ, в том числе раскольников 55 человек. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта при готовых домах для одного священника и одного псаломщика, квартирные пособия от церкви для диакона - 120 руб., для второго псаломщика -72 руб. (старший священник живёт в собственном доме). Проценты с причтового капитала до 225 руб.; жалование из казны 175 руб. и доходы от треб до 5 000 руб.

Настоятель церкви священник Иоанн Лаврентьевич Невский, окончил курс в Омской учительской семинарии, рукоположен во священника в 1892 г., на настоящем месте с 1913 г.» [25. С. 102]. Протоиерей Иоанн Невский, как оказалось, приходился родным племянником известному церковному иерарху святителю Макарию (Невскому), митрополиту Московскому и Коломенскому, а впоследствии Алтайскому. Этот любопытный факт удалось узнать в 2011 г. из беседы с Лидией Феодосьевной Невской, жительницей села Верх-Ануйского Смоленского района Алтайского края, правнучатой племянницей святителя Макария (Невского).

«Младший священник Максимилиан Васильевич Серебренников, 56 лет, окончил 4 класса духовной семинарии, рукоположен во священника 1 октября 1894 г., последняя награда - наперсный крест, получена в 1908 г., на настоящем месте с 1913 г.

Штатный диакон Евлампий Мокиевич Ячменёв, 30 лет, окончил курс в Бийском катихизаторском училище; служил учителем церковно-приходской школы в 1903-1904 гг., рукоположен в сан диакона 23 декабря 1904 г., на настоящем месте с 1907 г.

Диакон Прокопий Матвеевич Поварницын, 30 лет, окончил курс церковно-приходской школы, на епархиальной службе с 1905 г., рукоположен в сан диакона в 1910 г. На настоящем месте с 1913 г.

Диакон на псаломщической вакансии Александр Аристархович Хромцов, 33 лет, домашнего образования. На службе с 1910 г., на настоящем месте с 1913 г.» [25. С. 102-103].

С 1918 г. храм стал именоваться собором. На октябрь 1919 г. настоятелем значился о. Александр. Его фамилию пока выяснить не удалось. В 20-е гг. XX в. собор перешёл в ведение обновленцев и являлся кафедральным. Так, 13 и 14 декабря 1926 г. здесь проходил Бийский епархиальный съезд обновленцев, а 23 и 24 октября 1927 г. - съезд Бийского епархиального управления причтов и приходских советов обновленческих приходов Бийского округа [26].

В связи с массовыми гонениями в 1920-1930 гг. на Русскую православную церковь собор, как и многие другие храмы страны, постигла печальная участь. В 1932 г. храм закрыт и приспособлен под зернохрани-

лище [27]. Большая часть священно- и церковнослужителей храма, по воспоминаниям старожилов Бийска и прихожан, подверглась тяжёлым сталинским репрессиям, отбывала срок в тюрьмах и лагерях.

И только в 1947 г., в связи с изменением государственной политики в отношении к Русской православной церкви, храм был отрыт вторично. Это событие отражает справка о регистрации приходской общины православной церкви: «Настоящим удостоверяется, что на основании решения Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 мая 1947 г., уполномоченным Совета при Алтайском крайисполкоме зарегистрирована под № 7 приходская община Успенской церкви, имеющая пребывание в городе Бийске Алтайского края, с предоставлением этой общине в пользование церковного здания, находящегося на Советской улице в центре г. Бийска. Приходская община пользуется всеми правами и несёт обязанности, предусмотренные действующими в СССР законами и постановлениями Правительства о религиозных объединениях. Справка подлежит хранению в делах церковного совета прихода и по требованию представителей органов Советской власти должна предъявляться последним. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви (РПЦ) при Совете Министров СССР по Алтайскому краю И. Сивко» [28. Л. 2].

29 июля 1947 г. между членами приходского совета Успенского храма в составе граждан П.В. Четвергова, М.С. Опарина, Е.Н. Воронцова, С.М. Скокова, М.Т. Гаевой, А.И. Казанцева, А.И. Маленова, И.П. Родиона, М.М. Баумкиной, Ф.Т. Гороховой и др. (всего 21 подпись) и исполнительным комитетом Бийского горсовета депутатов трудящихся в лице уполномоченного представителя А.И. Артёмова был заключён договор о передаче храма и предметов культа приходской общине на определённых условиях в бессрочное и бесплатное пользование. Вновь назначенным настоятелем стал иерей Димитрий Ложкин [29].

Церковь сразу стала одним из почитаемых мест, была востребована верующими. Этот факт подтверждают документы из собрания Государственного архива Алтайского края - донесение о праздновании Пасхи в Успенской церкви г. Бийска в мае 1948 г., адресованное секретарю Бийского горисполкома товарищу Петропавловскому, следующего содержания: «В ночь с 1 на 2 мая 1948 г., т.е. под пасхальные дни в Успенской церкви было народу примерно от 6 000 до 8 000 человек. Из этого количества молодёжи было до 300. Населения среднего возраста от 30 до 40 лет было примерно до 40-50%. Остальные были престарелые. Причём, надо заметить, очень много было населения из окружающих сёл. Это было видно из разговоров присутствующих. Все присутствующие исполняли религиозные обряды, имея при себе куличи и яйца, принесённые для освящения. Причём, надо заметить и тот факт, что среди присутствующих были и военнослужащие. Судя по одежде и внешнему виду, были и ответственные работники хозяйственных организаций. За время моего присутствия контрреволюционных выпадов и разговоров не наблюдалось. За порядком за это время наблюдали работники милиции. Май 1948 г. Секретарь исполкома райсовета» [30. Л. 8].

В послевоенные годы на территории Алтайского края, включавшей в себя и современную Республику

Алтай, действовало всего несколько храмов, из которых два - Успенский и Покровский - находились в Бийске. После разрушения в 1961 г. заречной Покровской церкви Успенская церковь стала единственной действующей на многие десятки и сотни километров и окормляла многочисленных верующих.

В 1950-1970 гг., в связи с усилением атеистической пропаганды в стране, нависла угроза вторичного его закрытия. И только благодаря горячей молитве и сплочённости прихожан, священно- и церковнослужителей удалось отстоять храм от очередного поругания.

В послевоенное время настоятелями были: иереи Димитрий Ложкин (1947), Евтихий Сафановский (1948-1950, 1952), протоиерей Смарагд Попов (19511952), Иоанн Покровский (после 1952), Вадим Красно-цветов (1957-1958), Виталий Пашутов (1958-1959), Алексий Курлюта (1959-1961) и др. В 1960-е гг. настоятелями также являлись протоиерей Владимир Минен-ков и иеромонах Роман (Жеребцов) [31, 32].

Более 40 лет, с февраля 1969 г. и по настоящее время, настоятелем храма является выпускник Московской духовной академии, кандидат богословских наук архимандрит Ермоген (в миру Фаддей Тимофеевич Росицкий) [33]. В эти годы обновляется внутреннее убранство храма: производится реконструкция иконостасов, заново иконописцем протоиереем Андреем Бурдиным и сыновьями расписываются стены и своды; реставрируются фасады, кровля и купола. За эти годы стараниями архимандрита Ермогена и трудами прихожан были построены крестильный храм, административное здание, ограда и ворота, благоустроена территория. Ежегодно поддерживается благолепие Успенской церкви.

В 1989 г., в канун празднования 280-летия Бийска, на колокольню высотой 33 м подняты пять новых колоколов, отлитых в городе Воронеже [34]. В 2010 и 2011 гг. на собор были установлены девять новых купольных крестов, изготовленных на одном из предприятий Барнаула из нержавеющей стали и покрытых нитридом титана. Два больших креста высотой около четырех метров и весом 260 и 150 килограммов 7 сентября 2010 г. увенчали главный центральный купол и купол колокольни [35].

За вековую историю стены святого собора хранят память о священно- и церковнослужителях, прихожанах, паломниках и туристах, многих известных людях. Здесь бывали и служили: святитель Макарий (Невский) митрополит Алтайский, архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископы Бийские - Макарий (Павлов), священномученик Никита (Прибытков), Никандр (Вольяников) и Донат (Щёголев), епископ Томский Анатолий; Новосибирские и Барнаульские архиереи -митрополит Нестор (Анисимов), камчатский миссионер и митрополит Гедеон (Докукин), архиепископы Павел (Голышев) и Тихон (Емельянов); епископы Барнаульские и Алтайские - Антоний (Масендич) и ныне правящий Владыка Максим (Дмитриев) и др. [36].

12 мая 1991 г. Успенский храм посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II [37]. В 1994 г., по указу Преосвященнейшего епископа Барнаульского и Алтайского Антония, храм стал именоваться собором, а в 1998 г. получил статус кафедрального [38].

Ежегодно собор посещают тысячи верующих бий-чан и гостей города. Особенно многолюдно в соборе во

время престольных праздников, архиерейских бого- ское собрание музея, посвященное истории собора,

служений, пребывания для поклонения чтимых и чудо- содержит 418 экспонатов, среди которых купольные

творных икон, святых мощей. кресты советского послевоенного времени, богослу-

Среди святынь собора особо почитаемы: главная жебные облачения, тетради с нотами песнопений 1947-

храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы; Тих- 1950-х гг. церковного хора, личные вещи священно- и

винская икона Божией Матери афонского письма нача- церковнослужителей, прихожан, копии архивных до-

ла ХХ в. с текстом «Сия икона была крышкой стола в кументов, фотографии, сувениры и многое другое. безбожной семье»; икона Божией Матери «Скоропо- Таким образом, выявив и изучив архивные матери-слушница» афонского письма начала ХХ в.; икона свя- алы, собранные музейные экспонаты по данной теме,

того великомученика и целителя Пантелеимона афон- устные воспоминания, собранные в ходе опроса при-

ского письма начала ХХ в.; Иверская икона Божией хожан бийских храмов, их знакомых и родственников,

Матери афонского письма начала ХХ в.; икона святи- удалось проследить вековую историю Успенского со-

теля Николая Мир Ликийских Чудотворца; святое рас- бора, сыгравшего важную роль в православной жизни

пятие, мироточившее в советское послевоенное время. города и края, сохранении христианских традиций в Согласно концепции построения экспозиции Музея годы советского воинствующего атеизма. истории Алтайской духовной миссии с 2008 г. автором Анализируя вышеизложенные факты, можно

статьи был начат сбор вещественных экспонатов и до- утверждать, что несмотря на жестокие испытания вре-

кументальных материалов для создания экспозиции мени, Успенский кафедральный собор был и остаётся

«Вековая история Успенского кафедрального собора эталоном храмовой архитектуры, истинным украшени-

Бийска». По состоянию на 1 января 1913 г. тематиче- ем Бийска, оплотом православной веры и духовности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Музей истории Алтайской духовной миссии (МАДМ). Ф. 91. Оп. 1. Д. 2.

2. МАДМ. Ф. 91. Оп. 1. Д. 3.

3. Шипилов В. На теплый свет свечей: О строительстве Успенской церкви в Бийске // Моя земля. 1992. 19 ноября.

4. Шипилов ВН. Владимир Дагаев // Моя земля. 1992. 23 июня.

5. Степанская ТМ. Памятники архитектуры // Бийск. Бийский район. Памятники истории и культуры. Бийск, 1992. С. 84.

6. Новикова Л. Успенская церковь - памятник культовой архитектуры рубежа веков // Краеведческий вестник. 1999. № 8. С. 37-43.

7. Исупов СЮ. Крепость Бийская есть главная... Барнаул : Азбука, 2009. С. 128-146.

8. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 3279. Л. 19. Ведомость о старой Успенской церкви за 1905 год.

9. К сносу старой Успенской церкви // Звезда Алтая. 1927 г. № 193. С. 4.

10. Шнайдер В А. Дворики старого Бийска. Справочно-энциклопедическое издание. Барнаул, 2009. С. 52.

11. Прот. Н. Белосельский. Погребение прот. о. Владимира Дагаева // Томские епархиальные ведомости. 1912. 15 мая. № 10. С. 571-577.

12. Шипилов ВН., Торопчин МВ. К столетию храма Успения Пресвятой Богородицы г. Бийска // Наш храм. 2003. № 3. С. 8-10.

13. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 174. Оп. 1. Д. 290. Л. 2-23 об. Формулярный список о службе бийского купца

2-й гильдии М.С. Сычева от 4 сентября 1893 г.

14. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3279. Л. 17. Клировая ведомость о самостоятельной церкви Томской епархии города Бийска во имя Успения Божи-ей Матери за 1905-й год.

15. КоваленкоП.С. Храмы Бийска (брошюра). Бийск, 2006. 40 с.

16. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 2157. Л. 48-49 об. Страховая оценка.

17. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1 Д. 3489. Л. 34об.-35. Клировая ведомость об Успенской церкви Томской епархии гор. Бийска Градо-Бийского благочиния за 1908 год.

18. Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 годы. Томск, 1903. С. 362.

19. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1 Д. 3930. Л. 23 об.-24 об. Клировая ведомость о самостоятельной церкви Томской епархии города Бийска во имя Успения Божией Матери за 1911 год.

20. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1 Д. 3279. Л. 23 об. Клировая ведомость о самостоятельной церкви Томской епархии города Бийска во имя Успения Божией Матери за 1905 год.

21. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3434. Л. 33 об. Ведомость о церкви.

22. К конфликту причта Успенской церкви // Алтай. 1917. 30 июня. № 128. С. 3.

23. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3489. Л. 23-25 об. Клировая ведомость о Успенской церкви Томской епархии гор. Бийска Градо-Бийского благочиния за 1908 год.

24. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4302. Л. 68-78 об. Клировая ведомость о церкви во имя святых Константина и Елены при Бийском Пушкинском городском мужском училище.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Справочная книга по Томской епархии. 1914 год. Томск, 1914. С. 102-103.

26. Архивный отдел администрации г. Бийска. ФР. 145. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

27. МАДМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 3.

28. Архивный отдел администрации г. Бийска. ФР. 144. Оп. 1. Д. 97 а. Л. 2. Справка о регистрации приходской общины православной церкви.

29. Архивный отдел администрации г. Бийска. ФР. 144. Оп. 1. Д. 97 а. Л. 47. Договор.

30. ГААК. ФР. 1692. Оп. 1. Д. 23. Л. 8. Сообщение о праздновании Пасхи в Успенской церкви г. Бийска.

31. МАДМ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 4. Успенский кафедральный собор города Бийска.

32. ГААК. ФР. 1692. Оп. 1. Д.15. Л. 81. Список членов причта Алтайского благочиния.

33. ГААК. ФР. 1692. Оп. 1. Д.222. Л. 99, 100. Биография архимандрита Ермогена (Росицкого).

34. Сязин И. Фотоэкран: подъем колоколов на колокольню Успенской церкви // Бийский рабочий. 1989. 23 июня. С. 2., ил.

35. Православная летопись Бийска. ИКЬ: http://www.bigpi.biysk.ru/museum/main.php

36. Коваленко П.С. Вековая история Успенского собора города Бийска (брошюра). Бийск, 2003. 16 с.

37. Косенков Б. Алексий II в Бийске // Бийский рабочий. 1991. 16 мая. № 93 (15160). С. 1.

38. Коваленко П.С, Торопчин МВ. Православная летопись города Бийска (1709-2006) // Бийск православный. К истории православия в городе Бийске (приложение к альманаху «Бийский вестник». № 1. 2006 г.). Бийск : Бия, 2006. С. 4.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 4 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.