Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАСЛЕДИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ВОСТОЧНЫХ УЧЁНЫХ'

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАСЛЕДИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ВОСТОЧНЫХ УЧЁНЫХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ФИЛОСОФИЯ / МЕДИЦИНА / РЕНЕССАНС / ЭНЦИКЛОПЕДИСТ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / АСТРОНОМИЯ / ИСТОРИЯ / ПРАВИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мнажатдинова К. А.

В статье написано о мыслителях и ученых, живиших и работавших в IX-XII и XIV-XVI веках в Средней Азии и о задачах изучения научных наследий, написанных ими. Во время периода ренессанса в Средней Азии написаны многие научные труды, связанные различным направлением науки, и они имеют большое значение в сегодняшнем научном направлении. В этой научной статье точно и досконально написано о вкладах внесенных Абу Райхан Беруний, Ибн Сино, Аль-Хорезмий и многими нашими учеными-энциклопедистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING HISTORICAL HERITAGE OF EASTERN SCIENTISTS

The scientists who lived and worked In Central Asia IX-XII and XVI, and publishing their works are included in the article. In Central Asia during the period of renessaince a variety of scientific works related to different spheres of sciens were written and they are still great of importance in our times. This article includes the works of Abu Raykhan Beruni, Ibn Sino and Khorezmiy who contributed greatly to scientific improvements of the world.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАСЛЕДИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ВОСТОЧНЫХ УЧЁНЫХ»

Мнажатдинова К.А.

Каракалпакский государственный университет

кафедра "Археология " Республика Узбекистан, г.Нукус

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАСЛЕДИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫХ

ВОСТОЧНЫХ УЧЁНЫХ

Аннотация. В статье написано о мыслителях и ученых, живиших и работавших в IX-XII и XIV-XVI веках в Средней Азии и о задачах изучения научных наследий, написанных ими. Во время периода ренессанса в Средней Азии написаны многие научные труды, связанные различным направлением науки, и они имеют большое значение в сегодняшнем научном направлении. В этой научной статье точно и досконально написано о вкладах внесенных Абу Райхан Беруний, Ибн Сино, Аль -Хорезмий и многими нашими учеными -энциклопедистами.

Ключевые слова. Наука, философия, медицина, ренессанс, энциклопедист, Средняя Азия, астрономия, история, правитель.

Mnajatdinova K.A.

Karakalpak state university department "Archeology" Republic of Uzbekistan, Nukus

LEARNING HISTORICAL HERITAGE OF EASTERN SCIENTISTS

Annotation. The scientists who lived and worked In Central Asia IX-XII and XVI, and publishing their works are included in the article. In Central Asia during the period of renessaince a variety of scientific works related to different spheres of sciens were written and they are still great of importance in our times. This article includes the works of Abu Raykhan Beruni, Ibn Sino and Khorezmiy who contributed greatly to scientific improvements of the world.

Key words. Education, filopsophy, medicine, renessaince, encyclopedist, Central Asia, astronomy, the head.

Сегодня весь мир признает, что наша Родина не только восток, но и одна из колыбелей мировой цивилизации. Великие ученые, ученые, политики и полководцы пришли из этой страны. Наряду с религиозными науками на земле созрели и мировые науки.

В Средней Азии в IX-XII и XIV-XVI веках наука и культура были высоко развиты.

Абу Наср Фараби, один из величайших энциклопедистов Средней Азии, виднейший представитель периода пробуждения востока,

основоположник философии востока, родился в 873 году в селе Фараб Сырдарьинской области в семье военнослужащего тюркского племени. Он знал более 70 языков. Фараби написал почти 160 произведении, охватывающих почти все аспекты предметов знания.

Стихи Фараби по философии, астрономии, медицине, музыке, литературе и языкознание стали известны всему миру. Написал « Толкование Метафизике Аристотеля», «Книгу музыки», «О достижении счастья», «Политику культуры», «Крепость фазильцев», «Книгу о законах», «Введение в логику» », «Ответы на философские вопросы», «Основы мудрости», «Книга о риторике», «Книга о методах физики» и другие рукописные произведения говорят о том, что видение великого ученого, которое также является панелью науки, находится на высоком уровне. (1, 57-68).

Фараби также пытался создать теоретические и философские аспекты предметов знания. Считается, что одной из заслуг ученого в области науки и знания, было изучать стихи греческих поэтов и обогащать их идеями. Ученый, прежде всего, написал толкование в произведениях Аристотеля и известен как последователь его натурфилософских идей. Он связан со всеми философскими, естественными, научными трудами Платона, Аристотеля, движением небесных тел Птолемея, психологией Александра Афродиты о душе, произведение Галена о медицине, Эпикуром, Зеноном, Евклидом.

Однажды спросили у Фараби:

-Чьё знание сильнее: твое или Аристотеля?

Фараби ответил:

-Если бы я учился в те времена, я был бы одним из лучших его учеников [2, 109-110]. Оказывается, Фарабий был бы лучшим учеником, может быть, даже превзошел бы и своего учителя. Если Аристотеля называли «Первым учителем» за его вклад в развитии науки, то Фарабий за то что знал хорошо Аристотеля за большой вклад в развитии науки, был назван «Аль-Мауллим ас-Сани», «Аристотелем Востока».

Абу Райхан Беруни (973-1048) был еще одним великим представителем этого периода. Он энциклопедист, написал около 150 рукописные произведении по астрономии, истории, медицине, географии, геодезии, метеорологии, этнографии, философии и филологии. Эти произведении и рукописи дали ему славу всему миру. Беруни первым в средние века создал глобус. Он свободно говорил на арабском и персидском. Его произведении как, «Фармакоаназия», «Геодезия», «Индия», «Минералогия», «Кануни Масуди», «Памятники древних народов» переведены на узбекский и русский языки. Он также служил во дворце Махмуд Газнави и был современником Ибн Сины. Он написал сотни рукописей и произведении по философии, логике, литературе, музыке, геологии, физике, математике, медицине и астрономии.

Абу Али ибн Сино (980-1037) был ученым, родившимся и выросшим в районе Афшана в Бухаре. Он считается одним из величайших сокровищницей, деятелей мировой культуры и медицины.

Он написал сотни произведений и рукописей по философии, логике, литературе, музыке, геологии, физике, математике, медицине, астрономии. Научные интересы Ибн Сины были очень широкими, он написал более 40 рукописи и произведении посвященные медицине, около 30 посвященные астрономии и природоведении, 185 произведении относящиеся к философии и логике. [3, 30].

Знаменитый шведский ботаник Карл Линней (17071778), ссылаясь на заслуги Ибн Сины в области ботаники, назвал Авиценну деревом, которое растет в море в тропических странах и все еще остается зеленым. Наши предки, на западе «Авиценна», на востоке - «Шайхур-Раис» оставили великое наследие на будущее [4, 25].

Мирза Улугбек, потомок восточных ученых средневековья и их потомков, живших во времена правления Амира Темура и Темуридов, а также таких великих ученых, как Казиза Руми и Кушши. Они внесли большой вклад в науку о мире. Во время Пробуждения в Центральной Азии жили великие ученые и мыслители и творили благое в нашей стране.

Заслуги Мирзы Мухаммада ибн Шахруха ибн Темура Улугбека Кораганидина занимают особое место в формировании научного и культурного центра периода Тимуридов, то есть в XIV-XVI веках.

Мирза Улугбек, правитель государства Тимуридов, сын Шахруха, великого астронома и математика, родился в 1394 году в Султанатской крепости. Мирза Улугбек был великим человеком XV века, любимым внуком Амира Темура, его настоящее имя было Мухаммад Тарагай. С детство его звали и уважали под именем «Улугбек», а позже стал известен с этим именем. [2, 106-107].

Улугбек родился во время 5-летнего сражения Сахипкирана во время осады крепости Мордон в Иране. Так написано в рукописях «Зафарнама» Шарафатдина Али Яздийдин.

Один всадник пришел к Амиру Темуру и передал о рождении Улугбека, и сказал предположение, что он в будущем станет учённым и правителем. Когда Сахипкиран услышит эту хорошую новость, он прекратит взять налог с крепости. Дед Мирзы Улугбека Амир Темур уделял особое внимание его воспитанию, даже во время встречи с испанским посланником Клавихо, он возил с собой любимого внука. На самом деле Улугбек вырос государственным деятелем, ученым. С 1409 года он правил Мавераваннахром, который тогда был Самарканд столицей Мавераваннахра. Во время правления Мирзы Улугбека Самарканд процветал. Развитие науки, культуры и просвещения периода Темуридов связано с именем Улугбека. Он занимался не только государственными делами, но и большой ученый [5, 75].

Если сравнить расчеты Улугбека вращения земли с текущими расчетами, то разница всего лишь на 1 минуту и 2 секунды. Это большое достижение науки XV века.

В целом, наши соотечественники, жившие в IX-XII и XIV-XVI веках, внесли весомый вклад в развитие мировой науки и мировой цивилизации. Сегодня мир осознает ее значение, что, безусловно, является большим достижением и предметом гордости для нас.

Использованные источники:

1. N.Jo'rayev " Tarix falsafasining nazariy asoslari" T.2008

2. S.Jo'rayeva DHaqiqat manzaralari" T.2003

3. "Istoriografiya obshestvennox nauk v Uzbekistane" "Bibliograficheskie ocherki" T. "Fan" 1974

4. А. Отахужаев, Абу Али ибн Сино.Тошкент, ABU MATBUAT KONSALT,2011

5. "Ozbekiston Milliy Enciklopediyasi" 9-tom,T 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.