Научная статья на тему 'Восточный Ренессанс и его культурное наследие: взгляд зарубежных исследователей'

Восточный Ренессанс и его культурное наследие: взгляд зарубежных исследователей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12088
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточный Ренессанс и его культурное наследие: взгляд зарубежных исследователей»

ВОСТОЧНЫЙ РЕНЕССАНС И ЕГО КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: ВЗГЛЯД ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Д. А. Ташкенбаева

Институт истории Академии НаукРеспублики Узбекистан, г.

Ташкент, Республика Узбекистан e-mail: diya_@mail. ru

Результатом эпохи Возрождения в Центральной Азии явились величайшие достижения в политической, экономической и духовной жизни общества. В этот период были созданы политические, юридические науки, новая литература и искусство, медицина, философия, новое эстетическое сознание. Деятелями Возрождения впервые так остро была поставлена проблема человека и всё, что было достигнуто, служило развитию самого человека. Эта эпоха нуждалась в своих творцах, и история дала их. Научные открытия, которые совершили Фергани, Фараби, Фирдауси, Абу Али ибн Сина, Беруни, Улугбек, Джами, составляют гордость нашей национальной культуры. Своими естественнонаучными и философскими открытиями они совершили переворот в человеческом сознании.

Академик М. Хайруллаев делит центрально-азиатское Возрождение на два этапа. Первый этап охватывает IX-XII вв. В этот период жили и творили энциклопедисты Мусо аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абурайхан Беруни, Абу Наср Фараби, Абу Аб-дуллох Рудаки, Фирдауси, Авиценна, основатель нового направления суфизма А. Яссави, выдающиеся литераторы Махмуд Кашгари, Юсуф Хас Хаджиб, Ахмад Югнаки и многие другие.

Второй этап называют зрелым Возрождением (XIII-XV вв.) и связывают с именами великого астронома Улугбека, знаменитых учёных Коши и Али Кушчи, поэтов-философов Джами и Навои, художника Бехзада, историка Хондамира и др. Этот этап называют также эпохой Темура и темуридов[4].

Таким образом, эпоха Возрождения на Востоке способствовала развитию и укреплению культурно-экономических связей, что позволяет сделать вывод о том, что Возрождение для Маве-рауннарха, Азербайджана и Хорасана является общим историческим явлением, совместным культурным развитием.

Термин «Возрождение» чаще связывался с расцветом культуры в Европе, начавшимся в Италии, а затем перекинувшимся в другие страны - Францию, Англию, Германию, Россию. Однако Возрождение в Центральной Азии началось почти на пятьсот лет раньше. С постановкой данного вопроса и анализом ее в различных аспектах (на материале общекультурного, литературного, философского развития различных эпох и стран) мы встречаемся в произведениях как российских и отечественных, так и зарубежных исследователей: Г. Фойгта, Я. Буркхардта, Э. Брауна, А. Меда, Р. Шв'аба, К-Чайкина, М. Г. Рафили, Ш. И. Нуцубидзе, В. М. Жирмунского, Н. И. Конрада, С. Л. Вайнштейна, Б. А. Ча-гина, В. К. Чалояна, В. М. Штейна, В. Б. Никитиной, И. С. Брагинского, Ш. Ф. Мамедова, М. Т. Иовчука, А. Ф. Лосева и др.

Проблема Возрождения наряду со многими другими вопро-самирассматривается в современной научной литературе в новом свете. Ранее в применении к Востоку понятие «ренессанс» употреблялось в разных смыслах:

- расцвет культуры вообще;

- расцвет культуры, предполагающий обязательно возрождение греческой античности, либо восточно-греческого прошлого (А. Мец [3]);

- восточный Ренессанс по аналогии с западным (тождественность либо близкое сходство явлений, происходивших на Востоке, с явлениями на Западе 1Х-Х11 вв. [5].

Отсутствие аналогийс западным Возрождением вызывало у ряда исследователей твердое убеждение в отсутствии ренессанса на Востоке. Так, для Э. Брауна восточный Ренессанс - это расцвет классической поэзии на фарси в 1Х-Х11 вв., для Меца - культурное развитие на Ближнем и Среднем Востоке в УШ-Х вв. [3], для Р. Фрая - культурный подъем в Х-Х1 вв. в Восточном Герате, Средней Азии, а затем в Западном Иране [7]. Синолог Р. Вильгельм Ренессансом называет расцвет китайской литературы в эпоху правлений династий Тан и Сун в У11-Х вв. [8]. А. Зайоич-ковский считает эпоху Ренессанса характерной для Востока в целом, а не для той или иной страны [2].

До нашего времени сохранились лишь немногие архитектурные памятники 1Х-Х11 вв. В этот период начали применять в строительстве высококачественный обожженный кирпич и але-

бастровый раствор. Значительную роль в постройках Х в. играло дерево. Первоначально в композиции строящихся зданий продолжали сохраняться старые традиции. Таков мавзолей Ис-маила Самани в Бухаре (Х в.), одно из совершеннейших произведений, построенных на рубеже 1Х-Х вв. Здание сохранилось до нашего времени и находится в прекрасном состоянии. Большой интерес для науки и культурного наследия представляют остатки жилых построек на городищах Афрасиаб, Варахша, Пайкенд и некоторых других. В них обнаружены фрагменты росписи клеевыми красками по алебастровой штукатурке, резьбы по алебастру и глиняной штукатурке и стенных росписей с цветочным растительным узором.

В Х в. широкое распространение получила монументальная архитектура. До нашего времени сохранилось значительное число шедевров из обожженного кирпича, произведенных в XI-XII в. - мечеть Деггаррон в селении Хазара, мавзолей Фахруд-дина Рази и мавзолей, называемым мазаром Шейха, в Ургенче.

В Х1-Х11 вв. наблюдался рост городов с притоком все возрастающего населения. Средоточие в них административной власти, дальнейшее расширение внутренней и международной торговли выдвигали ответственные задачи перед архитекторами и строителями. Отмечено дальнейшее расширение ассортимента строительных материалов и совершенствование конструкций. В монументальном строительстве требование усиления прочности зданий привело к возрастающему применению кладки из обожжённого кирпича на высокопрочных ганчевых растворах, а в конструкциях влажного режима (мосты, бани, фундаменты) -на водоустойчивых известково-зольных растворах.

Больших успехов достигли зодчие в разработке сводчато-купольных систем из сырца и жженого кирпича. Особенно интересна конструкция купола, основанного на квадрате стен, переход от которого осуществляется посредством разнообразных парусов, устройства в подкупольной зоне облегченных пазушных пространств и, наконец, выведением самих куполов двойной оболочкой, в чем Средняя Азия на триста лет опередила подобную конструкцию в европейской архитектуре. Развитие строительного и гончарного дела расширяет виды архитектурного декора. Помимо узорообразующих выкладок из жженого

кирпича, уже применявшихся и в предшествующий период, появляются многообразные орнаментальные системы кирпичного узора. Резные фигурные кирпичи - «бантики», вкрапленные в кладку парных горизонтальных кирпичей, и кладки в «елку» особенно виртуозно применяемая в постройках Хорасана и То-харистана. Повсеместно для выкладки геометрического узора-гириха или куфических надписей употребляют отесанные кирпичи. В Мавераннахре и Хорезме помимо кирпичного декора с Х11 в. используются облицовки из резной терракоты, в которой наряду с гирихом вводятся пышный растительный орнамент и надписи [2].

Подводя итоги, стоит отметить, что архитектурные и культурные памятники, площади, крепости, руины древних городищ -это настоящие каменные страницы истории. Многие знают о грандиозной площади Регистан в Самарканде, окруженной триадой великолепных медресе (ХУ-ХУ11 вв.); о бирюзовом куполе величественного мавзолея Гур-Эмир, в стенах которого, облицованных полудрагоценным ониксом, обрел покой знаменитый полководец Амир Темур; об изящном некрополе Шах-и-Зинда, который начал формироваться еще в Х11 в. Образ Бухары обычно ассоциируется с династической усыпальницей Саманидов (конец 1Х в.) и знаменитым 50-метровым минаретом Калян, хотя в городе имеется еще 170 значительных архитектурных памятников, а Хива знаменита своим «городом в городе» - средневековой Ичан-Калой, где практически ничто не напоминает, что на дворе уже ХХ1 век. И хотя безжалостная рука времени коснулась большинства великолепных зданий, но и в наши дни творения зодчих Средневековья вызывают справедливое восхищение. А самое приятное, однако, состоит в том, что все эти достопримечательности - не просто музей под открытым небом. Исторические декорации до сих пор наполнены жизнью, которая для постороннего выглядит как эпизод из Средневековья.

Помимо архитектурных памятников к туристским достопримечательностям Узбекистана можно отнести уникальные природные заповедные места: Нуратинские горы, где произрастает арча возрастом более 1500 лет (обхват ствола составляет 24 м, а по ветвям можно ходить, как по тротуару) [1]; Чимган-ские горы со скалами, образующими загадочные барельефы;

древнюю Бричмуллу в долине Чаткала на территории Угам-Чаткальского национального парка [1], где сосредоточено большое число памятников археологии. Эти объекты дополняют уникальное наследие восточного Ренессанса.

Литература:

1. Достопримечательности Узбекистана // Живи Востоком! Сайт туроператорапо Средней Азии «Central Asia Travel». [Электронный ресурс]. URL: http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/uzbekistan/ places (дата обращения: 21.02.2019)

2. Зайончковский А. М. Первая мировая война. - СПб.: Полигон, 2002. - 937 с. (Военно-историческая библиотека)

3. Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М.: Наука, Восточная литература, 1973. - 473 с.

4. Хайруллаев М. М. Фараби - крупнейшин мыслитель средневековья. (К 1100-летию со дня рождения Абу Насра Фараби). - Ташкент: Фан, 1973. - 100 с.

5. Browne Edward Granville. A Literary History of Persia (4 volumes). - Bethesda, MD: Ibex Publishers, 1997.

6. Golden Peter Benjamin. An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. - Wiesbaden, 1992. - 483 p.

7. Frye Richard Nelson. The Heritage of Persia. -Cleveland and New York, 1962.

8. Wilhelm Richard. Theologe, Missionar und Sinologe. Hrsg. von Dorothea Wippermann, Klaus Hirsch. - Frankfurt a. M.: IKO, Verlag für Interkulturelle Kommunikation, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.