Научная статья на тему 'Бухара - Жемчужина отечественной культуры'

Бухара - Жемчужина отечественной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1035
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухара - Жемчужина отечественной культуры»

Культурология

УДК 316.7+75.058(075.8)

БУХАРА - ЖЕМЧУЖИНА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ20 Г А. Хакимова. Бухарский государственный университет

(Бухара, Узбекистан)

Бухара один из древних городов - оазисов Великого Шелкового Пути мира, издавна считался одним из крупнейших научно-культурных центров Центральной Азии. Будучи очень популярным, среди семи священных городов мусульманского мира он носит название «Бухорои Шариф» или «Великая Бухара». Согласно некоторым источникам название Бухара произошло от согдийского языка, и означает «место счастливой судьбы».

Знаменитый историк Наршахи в одной из своих книг «История Бухары» писал, что город был назван «Нумижкат» (или как «Бумис-кат»). Также он упоминал о том, что на арабском языке город имел два названия: «Мадинат аль-Суфрия (медный город) и «Мадинат аль-

Тижжар» (город торговцев). Там же было упомянуто, что в Хорасане не было ни одного подобного города, которому бы давали так много названий, сколькими нарекали Бухару. Исторические памятники, являющиеся Iшедеврами архитектуры, веками привлекают туристов и паломников со I всего мира. Большая часть города Досталась нетронутой и представляет 1собой живую историю, дошедшую до йнашего времени. Наряду со старой частью с многочисленными архитектурными памятниками, город представляет собой современный промышленный и культурный центр.

В 1993 году историческая часть 'Бухары была включена ЮНЕСКО в списки городов всемирного наследия человечества. В 1997 году под эгидой ЮНЕСКО в международном масштабе широко отмечался 2500-летний юбилей города. Дошедшее до наших времен архитектурное

20 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Чупров Л. Ф. - к. псх. н., (Черногорск, Россия).

наследие Бухары представляет собой редкостное сочетание памятников разных эпох, характеризующих развитие архитектурного зодчества на протяжении двадцати пяти веков.

Бухара - поистине неповторимый мир зодчества, мир такой цельный, несмотря на разные стили, течения, эпохи, что трудно отдать предпочтение какой-то одной мечети или минарету. Расположенная в центре Шелкового пути, Бухара связывала многие страны Востока и Запада.

В Бухаре в первозданном виде сохранились передаваемые из поколения в поколение архитектурные и исторические памятники, воздвигнутые много лет до нашей эры, которые привлекают внимание многочисленных гостей города.

Мавзолей Чашма-Аюб (источник Иова) - культовое сооружение в центре Бухары, включает в себя мавзолей и священный источник. Мавзолей был построен по приказу Караханидских правителей в XII веке. Он неоднократно перестраивался на протяжении Х^-Х1Х веков. Сооружение образовано четырьмя помещениями, расположенными на оси Восток-Запад, каждое помещение увенчивал купол.

Самое западное помещение было построено первым как погребальная башня, остальные объемы были пристроены позже. С этим мавзолеем связана легенда о пророке Иове. Было время в Бухаре, когда пустынные ветра властвовали над городом, и жители страдали от засухи. Они молили Аллаха ниспослать им чудо и спасти от засухи.

Должно быть, наиболее полно бухарец воплотил свою натуру в тихом и скромном на первый взгляд памятнике, стоящем на окраине города, - мавзолее Чашма Аюб (источник Иова). Недалеко от него самая знаменитая бухарская древность - мавзолей Саманидов, в лучах славы и блеска которой Иов сразу блекнет. Сегодня мавзолей Чашма Аюб является одним из важнейших мест паломничества в Бухаре. В истории оставлено ряд сведений об этом мавзолее и о человеке похороненном здесь. Эти сведения порой адекватны, порой игнорируют, чаще дополняют друг друга.

Будучи одним из пророков, который стойко и терпеливо переносил все трудности, несчастья и невзгоды, ниспосланные ему, он был в милости Аллаха, о чем есть записи в Библии «Старый Завет» и в 21, 38 суре Корана. Услышав его молитвы, он возвращает ему семью и предлагает родниковую воду, для излечения нательных язв: «Ступай ногой! Вот тебе чистая вода для омовения и питья!»

Согласно этим сказаниям и легендам, дополняются сведения, приведённые в Коране. В них говорится о том, что богатый и верующий Аюб был Пророком в местности Ховрон. Для испытания Аллах передаёт его на распоряжение шайтану. Шайтан отправляет ему не-

счастья, мучения и страдания, также и болезнь, в результате чего тело и кожа Аюба становится неблаговидным. Несмотря на все невзгоды, Аюб не теряет веру и надеется на милость Аллаха, продолжая молиться.

В этой местности открывается родниковая вода, от которой Аюб излечился от своих нательных язв. Не обращая внимания на все болезни и несчастья, Аюб не переставал молиться и верить в Аллаха, поэтому Аллах именовал его именем «Сабир», что означает терпеливый и выдержанный.

Нет точных информаций о местонахождении родника упомянутом выше. В Сирии, в Фаластине, в Египте, в Казахстане и в Узбекистане есть места, которые связаны с именем этого родника.

В этих сведениях есть рассказы о том, что пророк Аюб посещал Бухару и молился в честь жителей этого города: «По преданию Вахб ибн Мунаббиха: «Я как-то читал в старинной книге о том, что один из пророков Бани Исраиля, посетил Восток, по прибытии в Бухару, здешний народ встретил его очень радушно. В ответ на это он трёхкратно благословил народ Бухары: «О мой Аллах, защити их род, пусть их враги потерпят поражение, отведи от них скорбь и печаль». По рассказам Абу Абдуллох аль - Хафиза аль Гунжарий, сказанных, по словам Му-хаммад ибн аль Хасана, пророк Аюб умер в Бухаре, и могила его находится в Бухаре, а рядом с могилой находится один из райских родников.

По рассказам Хасан Басрия: «По прибытию пророка Аюба в Бухару, встретили его гостеприимно, ликуя, он благословил народ Бухары. После молитв и благословлений пророка Аюба, народ Бухары стал добрее и гостеприимнее». По этим сведениям становится ясно, что пророк Аюб бывал в Бухаре и похоронен именно на этой земле. Самое главное состоит в том, что в первом рассказе, приведённом в книге «История Бухары», не упоминается имя прока Аюба, упоминается лишь имя одного из пророков Бани Исраиля. Это был пророк Аюби Собир. Он умер в Бухаре и могила его до сегодняшнего дня находится в Бухаре. У могилы имеется один из райских родников, рядом с родником есть дерево, листья которого и летом, и зимой всегда зелены.

Листья этого дерева похожи на листья джиды, из сорванных листьев текла красная вода. Этот рассказ основывается на Имаме Хафиз Гунжорий и его состав похож на первый рассказ Наршахи. Значить, можно сказать, что в обоих рассказах речь шла об Аюбе. У входа в могильную комнату мавзолея, есть надпись на деревянной доске, похожая на вышесказанный рассказ.

Все эти вышесказанные рассказы очень схожи по смыслу, то есть прибытие Аюба в Бухару, радушный приём народа и благословление

народа пророком Аюбом. Смысл надписи в мавзолее тоже гласит это. Только в одном рассказе говорится о том, что могила Аюба находится в Бухаре и рядом с могилой находится родник. По этим рассказам можно понять, о том, что для Бухарского народа Аюб был издавна знаменит и похоронен он именно на этой земле.

Наршахи (древний историк Бухары), также, как и многие историки в своей книге «Историю Бухары», оставил сведения о том, что это могила в Бухаре принадлежит Аюбу. Особенно в произведении «Кито-би муллазаде» собраны легенды об Аюбе, так же отмечены рассказы из книги Наршахи «История Бухары» сказанные Хасаном Басрий, Гунжором - аль - Бухороий и Мухяддином Нававий. Следующие строки приведённые в произведении Шарафиддина Али Яздий «Зафарнаме», подтверждают о том, какое значение и почёт имеет место паломничества Чашма Аюб: «Молодые шехзаде Мирзо Улугбек и Ибрагим султан направились в Бухару... Шайх Нуриддинбек, Шохмаликбек и другие прибыли в Бухару. При прибытии, прежде чем зайти в город они совершили паломничество в мавзолей Чашма Аюб и поклонились». Местные повествования тоже связывают этот мавзолей с именем Аюба. По этим повествованиям несколько тысач лет тому назад Аюб прибыл в Бухару. Взобравшись на вершину, Аюб ударил своим посохом и там появился родник с исцеляющей водой. Поэтому бухарцы считают это место священным местом паломничества. Если обратится к истории построения мавзолея, можно уверенно сказать о том, что три части этого здания, построены в трёх эпохах. Первая часть мавзолея гур-хана, построена в XII веке во времена Арсланхана, представителя рода Караханидов. До этого здесь был неприглядный мавзолей, и над колодцем была постройка в виде айвана (навес). По указу Арсланхана над могилой выстроили красивый и величественный мавзолей, а над колодцем построен айван (навес).

На основании надписи, которая висит наверху у входа в гурхану, вторая часть мавзолея построена во времена Амира Темура: «Это здание было построено Амир Темуром, во времена правления султана Мовароуннахра и Хурасана, будет милость к нему Аллах».

Третья часть мавзолея построена в XVI веке во времена Шайбани-

дов.

В 2001 году внутри мавзолея Чашма Аюб открылся музей истории водоснабжения Бухары. В экспозиции музея отражается история водоснабжения Бухарского оазиса, виды водных сооружений и развитие этих зданий. В августе 2011 года в связи с 20-летием независимости Узбекистана, внутренняя и наружная части мавзолея были заново отреставрированы.

Значит сегодня наши соотечественники и заграничные гости каждый раз, перед прибытием в мавзолей, не только совершают паломничество по священному мавзолею, они знакомятся с зодческим стилем и видом здания, вместе с этим узнают многое об истории водоснабжения древнего Бухарского оазиса, о неправильном употреблении воды и неприязненном состоянии при расточительстве воды.

По этому поводу, сущность воспитания музея, имеет огромное значение для молодого поколения, для достигших в развитии полного совершеннолетия. Каждый человек, ознакомившись с этой экспозицией, осознает, что вода насколько дорогой источник и в будущем не будет проблем связанных с водой.

Система водоснабжения древней Бухары была основана на ирригационных (арычных) ответвлениях, только из старых шахристанских арыков не орошались земли. В виду того что Шахристан (древний За-рируд) находился намного выше города, а уровень воды реки Шахруд был ниже, поэтому в Шахристане не было зелённых насаждений. Население шахристана в основном пользовались колодцами.

Водоёмы Кази калян и Хаджа калян, находящиеся неподсред-ственно в восточной и северной частях шахристана, по некоторым причинам не были соеденины к ирригационным системам города. Для построек этих водоёмов, арыки проводились глубоко под землёй, они рылись на 8-10 метров глубже от поверхности земли.

В старой Бухаре до 20-годов ХХ-века было 114 хаузов (водоёмом), вода к ним доходила в основном по арыку Шахруд. Орошения вокруг города контролировал мироб, для орошений пользовались арыками Лайлак, Фошин, Багидашт, Зарминок, Гулобиян, Каландархана, Ами-рабад, Жанмурод и многими десятками других арыков.

Водами, дотёкшими до порога города, управлял и распределял не мироб, а халиф, заместитель председателя. Он как председатель следил за благоустройством города, за рынками и мастерскими, контролировал водоснабжение.

После того, как водоёмы наполнялись водами арыков, машкобы (разносчики воды), специализирующиеся на разноски воды, доставляли в кожаных мешках воду населению по домам, за что получали скромную зарплату. На каждой улице были свои водоёмы и машкобы. Водоёмы были под открытым небом и следили за чистотой воды специальные люди, назначенные халифом. Одними из достопримечательностей и гордостью старой Бухары, считались бани.

Сегодня в Бухаре сохранились всего две старинные бани: одна женская баня - хамбоми - Кунжак, и одна мужская - Бозори Корд. Полуподвальные помещения старинных бань втиснулись среди рыночных зданий и едва возвышаются над улицей, своими невыразитель-

ными низкими куполами. Бухарские бани представляют собой историко-культурный интерес, как типичные памятники гражданского строительства Бухары XVI века достопримечательностью и гордостью старой Бухары, считались бани.

В Бухаре было около 20 бань, многие из них были построены в XVI-XVII веках и они не меняли свою деятельность. Старые бани считались самым своеобразным местом для горожан, торговцев и гостей Бухары. Традиция мыться в бане в Бухаре достаточно древняя. Упоминания об этом можно встретить у Нарша-хи, автора «Истории Наршахи», датируемой X веком.

Бани были построены по гениальным планам, но с годами и веками многие из них оказались на много ниже уровня земли. Бани снабжались за счет родниковых вод. По построению бани были одинаковые, отличались они только количеством комнат. Само устройство этих бань с замысловатыми комнатками-лабиринтами, с постепенным переходом из прохладного помещения в более жаркое. Но более всего поражают теплые мраморные полы из цельных кусков мрамора произвольной формы. Они совершенно гладкие, теплые и имеют всю палитру оттенков с многочисленными прожилками в рисунке

Сардоба - это покрытая куполом цистерна, предназначенная для зарытой глубоко под землёй воды, начиналась строиться в XX веке на караванных путях. Вода здесь сохранялась прохладной даже в самые жаркие дни. Сардоба были диаметром до 15 метров и имели глубину от 10 до 15 метров. Наполнялась они стекающими дождевыми и талыми водами, порой наполнялась водами каналов. Они местами строились под землёй на канальных путях. Обычно у них было по одному люку для протекания воды, но бухарские отличались тем, что у них было два люка, а сардоба Абдуллахана имел несколько люков.

Строительным материалом для построения сардобы в Узбекистане, использовались самые качественные и прочные прямоугольные кирпичи.

В 20 годы XX века после бомбёжек Бухарского эмирата войсками Царской России, была местами разрушена ирригационная система города, вследствие чего была нарушена система циркуляции воды меж-

ду водоёмами, что привело к их загрязнению. Люди, употребляющие воду из этих водоёмов, обрекали себя на инфекционные болезни, в кожном покрове тела, появлялись нитеобразные гельминты, и люди умирали. В 1925 году приехавший из Москвы профессор (доктор) Исаев, исследовав воды загрязнённых водоёмов, определил причину инфекционных заболеваний.

По результатам исследований профессора Исаева старые водоёмы Бухары решили закапывать. Была принята новая система обеспечения питьевой водой населения г. Бухары.

В 1927 году напротив центральных ворот Цитадели Арк, была построена первая водонапорная башня (Водокачка). По новой системе от водонапорной башни тянулись закрытые водопроводные линии, которые обеспечивали население чистой питьевой водой. До сегодняшних дней в Бухаре сохранилось около 5-6 старых водоёмов и 2 бани.

После достижения независимости республики Узбекистан, наряду с другими отраслями, было придано важнейшее внимание для развития и усовершенствования ирригационных систем и обеспечения населения экологически чистой водой.

Бухара считалась обителью славы, она была местом собрания виднейших людей. Бухара дала миру таких великих и гениальных людей, как Абу Али ибн Сина (Авиценна), Имам Ал-Бухари, Бахауддина Накшбанди и Наршахи.

Многовековая деятельность мыслителей, зодчих, поэтов снискала городу почетные титулы "Купола веры", "Благородная Бухара", "Благословенный город".

Я горжусь тем, что родилась и живу в Бухаре, который является шедевром древнего зодчества.

Hakimova G. A. Buhara - zhemchuzhina otechestvennoj kul'tury / G. A.

Hakimova //Nauka. Mysl'. - 2014. - № 6.

— • —

Сведения об авторе

Гульнора Абдумаликовна Хакимова, преподаватель кафедры изобразительного искусства Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан).

© Г. А . Хакимова, 2014. © «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.