Научная статья на тему 'Улугбек М. Т. Один из выдающихся личностей тюркского мира'

Улугбек М. Т. Один из выдающихся личностей тюркского мира Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
649
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамедов Э. А.

В статье рассматривается жизнь узбекского астронома и математика, внука Тимура (Тамерлана), известного полководца, создателя круп­нейшего в 15 в. Среднеазиатского государства Мухаммеда Тарагая Улугбека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Улугбек М. Т. Один из выдающихся личностей тюркского мира»

лей. По станциям периодически ходил агитпоезд, где был клуб, кинотеатр, лекторий, библиотека, выставочным залом и др.Прибытие агитпоезда было важным событием в любом населенном пункте - и бамовцы и коренные жители собирались и общались, обмениваясь опытом.Ме^ду собой жили дружно, старались помогать друг другу. Местные жители, работе на высококачественной технике. показывали пришлым ягодные и грибные места, ате в свою очередь обучали их езде на машинах

Таким образом, на протяжении одного десятилетия, была преображена жизнь почти всей Сибири - образовывались города, строились новые крупные железнодорожные станции, прокладывались дороги. Постепенно дороги связывали и опутывали практически все города и деревни прибамовских поселений. Работа и энтузиазм являлись главными объединяющими факторами советских людей.

Список литературы:

1. Мурыгина В. В общежитиях Братскгэсстроя / В.Мурыгина // Огни Ангары. - 1978. - № 22.

2. Лосев П.С. Товарищ БАМ. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1982.

3. Левашов В.В. Золотое звено: Книга про БАМ, написанная ее строителями. - М.: Молодая гвардия, 1982.

4. От Байкала до Амура / Сост., ред. В.И. Буганов, В.В. Каргалов. - М., 1985.

5. Ротенфельд Б.С. Эта удивительная трасса. - Иркутск, 1976.

УЛУГБЕК М.Т. ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ ТЮРКСКОГО МИРА

© Мамедов Э.А.*

Азербайджанский государственный педагогический университет, Республика Азербайджан, г. Баку

В статье рассматривается жизнь узбекского астронома и математика, внука Тимура (Тамерлана), известного полководца, создателя крупнейшего в 15 в. Среднеазиатского государства Мухаммеда Тарагая Улугбека.

Мухаммед Тарагай Улугбек (1394-1449) родился 22 марта 1394 г. в городе Султании нынешнего южного Азербайджана. По сравнению с его дедом Амир Тимуром и отцом Шахрухом материалов о нем очень мало.

* Кандидат исторических наук.

Внук Тимура, старший сын Шахруха Улугбек по отцовской линии был из рода Амира Тумура, а по материнской линия из рода кыпчакского эмира Гияседдина Тархана. В тот период Амир Тимур был в великих военных походах (сражениях) в Ираке и Азербайджане. Державший в осаде крепость Мардин и обрадовавшийся от новости о рождении сына 17-летнего Шахруха правитель остановил кровопролитие крепостного населения, также освободил их от налогов, и отдал эти места бывшему правителю крепости Мардин Султану Салеху.

Новорожденному дали имя Мухаммед Тарагай Улугбек (Улуг бек в переводе с тюркского означает великий бек). 28-го августа 1394 г. у Шахруха родился еще один сын Ибрагим Султан. 11 марта 1395 г. Тимур отправил мать Улугбека и малыша к Шахруху в Самарканд.

28-го августа 1396 г. (28 шавваль 796 г.) Тимур подчинил себе остальную часть Ирана и двинулся в сторону Грузии. В источниках нет никакой информации об Улугбеке следующие два года.

Тимур настолько сильно любил своего внука Улукбека, что во время военного похода в Малой Азии против Османской Турции Беязида I (13991404 гг.) отправил Улугбека в Самарканд, чтобы огородить его от опасности.

Во время военных походов Улугбек проводил зимние месяцы в Карабахской области Азербайджана.

Улугбек получил хорошее образование до смерти дедушки Тимура в его дворце, участвовал в совещаниях и встречах, которые проводил Тимур, в приемах иностранных послов. В приеме посла короля Кастилии Генриха III (1379-1406) Рью Гонсалеса Клавинона, который приехал в Самарканд в 1403-1404 гг. участвовали 3 внука Тимура: Улугбек, Ибрагим Султан и Мирза Джахангир.

Смерть Тимура 18-го февраля 1405 г. способствовала конфликту и борьбе в созданной им большой империи. Улугбек и Ибрагим Султан в сопровождении Шаха Мелика и Шейха Нуреддина захватили город Бухара. Но спустя несколько дней Бухара и Самарканд были захвачены Халил Султаном. После обеспечения спокойствия в подчиненных ему территориях старший сын Тимура и правитель Хорасана Шахрух начал борьбу с сыном брата Мираншаха Халил Султаном. Летом 1405 года против Шахруха впервые выступил правитель Туса Сулейман, в военном походе Шахруха против него также учувствовал Улугбек. Шахрух подавляет восстания шаха Али, шаха Кютбеддина, шаха Джалаледдина в Султании, прекращает мятежи в Туре и Тармисе. В борьбе против Халил Султана Улугбек также стоял в передних рядах.

Он учувствует в подавлении восстания против Шахруха во главе Мирзой Омером в Астрабаде. После этого становиться правителем Хорасана и Мазандарана.

14-го марта 1410 г. во время похода Шахруха в Азербайджан Улугбек назначается правителем Мавереннахра и Туркистана. Однако назначение

Улугбека правителем Туркистаиа в действительности носило формальный характер, так как Шейх Нуреддин крепко сидел в Тукистане. Улугбек, с помощью Шахруха с трудом смог восстановить свою власть.

Когда Улугбек пришел к власти, ему было всего лишь 15 лет, поэтому Шахмелик был назначен его опекуном, и он сконцентрировал власть в своих руках. В силу того, что Шахмелик не хотел считаться с молодым правителем, отношения ме^ду ними испортились, и с помощью его отца Шахруха Шахмелик был отправлен в отставку. Таким образом, начиная с 1411-го года Улугбек становиться абсолютно независимым.

Несмотря на то, что 1411-1447 гг. Улугбек управлял Мавереннахром, на деньгах, которые выпускались в те года, было написано имя его отца Шахруха. Несколько раз (1414, 1422, 1425, 1443 гг.) он посещал отца в Герате, но современники не считали его главным или удельным правителем. Однако во многих источниках, в том числе 1425 г. в одной наскальной надписи в ущелье Жиланут Улугбек был назван «великим султаном, тенью Бога на земле, завоевавшего страны и народы». Выдающийся ученый Гия-седдин Джамшид Каши в своем произведении (1427), посвященной Улугбе-ку называл его ученым и султаном, который имеет большое, справедливое сердце, султаном всех султанов и народов Аравии, Ирана, Востока и Запада.

После смерти отца Шахрух начал самостоятельно управлять империей Тимуридов. Другие наследники Тимура потеряли свои прежние права и влияние, согласно документам, составленным для обращения Шахруху в 1435-1436 гг. становиться ясно, что наследники жили в бедности. С другой стороны сам Султан также не был абсолютным правителем, в действительности государством управляли его старшая жена - мать Улугбека шах Гёвхар, ее сыновья и придворные. Опытные чиновники были привлечены системе управления государством. Шах Джалаледдин Фируз в 1407-1442 гг. был главным эмиром, управлял дворцом и армией. В Самарканде до конца властвования Шахруха эта должность принадлежала Гияседдину Пирахмеду Харави. Его родственник Насреддин Насруллах Зарави был министром во дворце Улугбека Мавареннахр.

В отличие от своего дедушки Тимура и отца Шахруха Улугбек не интересовался захватческими походами. Он начинал военные действия только лишь в самом необходимом случае, если страна под угрозой, с целью защитить ее от врага. Во время всех действий он советовался с отцом, и давал ему отчет. Без его согласия не за что не брался. Во время властвования Улугбека центральная власть в Мавереннахре значительно окрепла, для того чтобы защитить государство от внешнего наступления была организована довольно большая военная сила - армия из 90 тысячи бойцов.

Понимая тяжелое положение крестьян, Улугбек снижал налоги за землю и обязанности, а иногда даже отменял. Чтобы восстановить способность населения для платежа налогов делал временные уступки, боролся

против повышения налогов с местными правителями и чиновниками и против их своеволия. В источниках встречаются факты, что он не только увольнял с должности самовольных чиновников, грабивших народ, но и строго наказывал - отдавал указание повесить на виселице.

Улугбек также предпринимал ряд мер внутри страны. Проведенная им в 1428 г. денежная реформа в пользу и соответственно интересам народа сыграло важную роль в регулировании денежного оборота. Главное место во внутренней политике Улугбека занимал сбор налога под названием «тан-га» у крупных мастеров. С целью расширить систему ирригации в стране и укрепить экономику он выдавал представителям крупных купцов денежные кредиты. Принимая во внимания общественные потребности, правитель прокладывал дороги, обращал особое внимание развитию культурных построек. Во времена Улугбека постройки велись в нескольких направлениях. С одной стороны строились молельни - мечеть, медресе, мавзолеи, с другой стороны завершалось строительство недоконченных сооружений. В Бухаре (1417), Самарканде (1420) были построены медресе. В это время было завершено строительство Самаркандской бани, которой нет равного во всем Хорасане и Мавереннахре. В его время завершились постройки мечети Би-биханум, мавзолея Гур-Эмир, ансамбля Шахиз-Зинде, начатые до него.

Несмотря на информацию, имеющуюся во многих исторических источниках и документах о том, что Улугбек самостоятельно управлял Маверен-нахром, согласно тому, что на монетах его имя шло после имени отца, можно придти к выводу, что до смерти отца Улугбек никогда не был первым правителем Мавереннахра, управлял ею всего лищь номинально и носил имя удельного правителя. К тому же Шахрух не давал Улугбеку возможность самостоятельно править страной.

Начиная с весны 1414 г. Шахрух начал борьбу против Азербайджана -Кара Юсифа с большой вооруженной силой. В указе, посланном сыну из Мазандарана, поручил Улугбеку защищать северные границы империи. С этой целью в 1417-1418 гг. он послал дополнительные вооруженные силы в эти места под командованием Магомеда Жужи и Султана Уваса. Эти силы были вынуждены контролировать ситуацию в регионе до конца 40-ых годов ХВ века.

Улугбек был преданным отцу Шахруху, был покорным последователем его внутренней и внешней политики. Однако желание подражания дедушке Тимуру никогда не покидало его.

Государственный строй и административное деление Мавереннахра остались неизменными во времена Улугбека. Должности и армейские структуры, которые были во время Тимура также оставались в силе. Улугбек не был ни выдающимся государственным деятелем, ни удачливым военноко-мандующим. Как политика его невозможно сравнивать ни с дедушкой Тимуром и отцом Шахрухом, ни даже с братом Байсунгуром. Он прославил-

ся в качестве ученого. Говоря словами В.В. Бартольда Улугбек «... до того как овладел престолом был не найденным - не виданным ученым мусульманского мира. Он был человеком, получившим хорошее образование, великим ученым своего времени, создавшим большой и незабываемый след, школу в науке, в основном математике и астрономии».

Как уже было отмечено, Тимур очень заботился об обучении и воспитании своих внуков, в том числе и Улугбека, с детства держал их во дворце, опытные, образованные воспитатели учили их основам религиозных и мировых наук. Выдающийся поэт и ученый своего времени, автор «Бахманна-ме», «Джавахир эсрар» («Тайна драгоценных камней») и т.д. трудов Ариф Азери 4 года занимался обучением и воспитанием Улугбека. Выдающиеся астрономы и математики Салахеддин Муса ибн Махмуд, Газызаде Руми, Гияседдин Джамшид ибн Месуд Кашани были приглашены во дворец по поручению Тимура и 20-е годы ХВ века были учителями Улугбека.

Всю свою жизнь Улугбек посвятил науке. Его дворец превратился в настоящий центр культуры и научных идей. Помимо вышеуказанных ученых, такие представители науки и литературы как Мовлана Мюиддин Кашани, Аладдин Абдульгасан, Али Гушчи жили и творили здесь. Близкий помощник Улугбека Али Гушчи написал рая комментарий в области астрономии. Составители трактат Сайд Имадеддин, Мовлана Мухаммед Хавафи, выдающийся медик Бурханеддин Кирмани, известные поэты Лютфи, Шяк-каки, Камал Бадахнин, видный литератор и педагог Ходжа Фазлуллах Абуль-Лайан и другие покровительствовали во дворце Улугбека.

Оснавным очагом науки в Мавереннахре была обсерватория Улугбека, построенная в нижней части холма Кухах. По инициативе Газызаде Руми, Гияседдина Кашани, Али Гушчи и под руководством Улугбека здесь были с точностью изучены положения 1018 «неподвижных звезд», что считалось большим достижением науки для того времени. В центре науки, построенной в 1417-1420 гг. и вошедшей в историю как медресе Улугбека особое внимание уделялось религиозным и мировым наукам, в первую очередь астрономии и математике.

Улугбек был выдающимся ученым своего времени. Источники и современники характеризуют его не только как великого астронома, но и как исследователя в области геометрии и тригонометрии. В своих научных исследованиях и выводах он опирался не только на свой личный опыт, но и на плоды таких исследователей как Платон, Аристотель, Гиппократ, Ах-меди Фарганин, Абу Наср Фараби, Авиценна, Мухаммед Харезми и т.д. Он был знаком с произведением Абу Рейхана Бируни «Закон Месуда».

Как и его дедушка Тимур, Улугбек уделял большое внимание строительству городов Самарканд, Бухара, Шахрисябз и др. По его указу в Самарканде возле медресе, мечетей и ханегях (жилище, места уединения для дервиша) были построены общественные здания: бани, базары, караван-сараи,

мосты. «Сад площадь», который он развел, по своей красоте не отставал от знаменитого сада Тимура «Сад Дилгюшы». В 1432-1433 гг. построил медресе в Бухаре и Гянендуваре, которые изумляли человека своим великолепием. Во время его властвования завершились строительства роскошных мавзолеев «Шахи-Зинде» и «Гур-Эмир», начатые впору Тимура.

Улугбек является выдающимся ученым, просветителем и поэтом XV века. Он сам выбирал ученых и учителей, которые должны были работать, заниматься научной и преподавательской деятельностью в медресе, принимал их на работу только лишь после того как поговорив с ними определял степень их знания своей специальности.

1427 г. оставив занятие военными делами, Улугбек полностью посвятил себя науке, начал заново устраивать просвещение в стране которую он возглавлял. В его дворце работали литературовед и его учитель Абу-Лейси Са-марганди, известный врач и истолкователь Бурханеддин Надис-ибн Аваз, поэты, выдающиеся историки Али Язди, Абдурраззаг Самарганди, Хафизи Эб-ру, Низамеддин Шами, шах Довлет-ибн Бахтишах, Мюиддин Исризари и др.

Самым большим его трудом в области точных наук является «Звездная таблица Улугбека», в которой говориться о его личных наблюдениях в обсерватории. Во время Улугбека музыка развивалась как одна из видов искусства, был организован дворцовый оркестр из городских мастеров. Также было организовано театральное искусство - кукольные спектакли, выступления комиков, акробатов, жонглёров и актёров. Они популяризировали распространение актерства среди народа, выступали на улицах, базарах и площадях, развлекали публику. Выдающийся музыкальный теоретик, живущий во дворце Улугбека Абдуль - Гадир был высоко оценен современниками, его назвали шейхом музыки. Он написал знаменитый трактат на основе стихотворений Абдуррахима Джами.

Улугбек проявлял интерес изучению источников тюркской литературы и истории. В 1444 году по собственной инициативе Улугбека правители Тюркистана Арслан Ходжа Тархан и Амир Сейфаддин Барлас сделали переписку видного тюркского литературного памятника ХЪХП веков - произведения Ахмеда Юнгнакина «Хибаб аль Хагаиб» («Дар истины»), а трактат Шатиба «О правилах чтения Корана» был переведен с арабского языка на древний узбекский. Улугбек свободно владел арабским и персидским языка -ми. В его биографии отмечали, что именно на этих языках он писал письма и стихи своим братьям. Он в совершенстве владел тюркским языком, проявлял большой интерес тюркской поэзии и языку древних джагатайских тюрков (узбеков). Житель Самарканда Шаггаги в честь него написал оды. Шаггаги принадлежат слова: «С этой минуты небеса еще долгие годы должны вращаться, чтобы суметь найти такого умного правителя, как Улугбек».

Основываясь на широко распространенную в восточной литературе лирически-романтическую поэзию «Юсиф и Зулейха», находясь в 1409 го-

ду в Балхе, Улугбек под псевдонимом «Дубрак» («Дурский бек») написал одноименную поэму на узбекском языке. В его дворце развивалась каллиграфическая и книжная печать. Основатель Гератской и Самаркандской миниатюрных школ, прекрасный каллиграф Султан Али, Кемаледдин Бех-зад и известный мастер по книжному орнаменту Мавлоно Яр были авторами сотни произведений искусства.

Улугбек увлекался и медициной. Известный врачеватель своего времени Нафи-ибн Кирмани лично для Улугбека написал на узбекском языке свою работу «Шахр аль-асаб и предвестия» («Симптомы и причины болезней»), состоящую приблизительно из 1000 страниц.

Улугбек также был хорошо знаком с учением фигх (мусульманское законоведение). В своей работе «Шахри ала аль фигх», написанную в 1447 году и посвященную Улугбеку, Аладдин аль Бухари подробно раскрывал указанный нами вопрос.

Несмотря на то, что у нас имеется довольно мало сведений о системе образования указанного периода, однако есть вероятность, что в мусульманской системе образования того периода действовали две основные ступени: школы с начальным образованием и медресе, дающие среднее образование. Как и на всем Востоке, школы в Мавераннахре также принадлежали личным персонам. Открытие школы всегда оценивалось как служение Аллаху, обучение детей Корану, аятам из Корана (религиозным стихам) считалось священной и важной задачей.

Большую роль в формировании просветительства и педагогического мировоззрения Улугбека сыграли видные ученые-энциклопедисты того времени. Как просвещенный правитель, он построил медресе в Мавераннахре - Бухаре (1415-1417), Гиждуване (1433) и Самарканде (1417-1420).

Большие заслуги Улугбека в области развития точных наук, в частности исследования, проведенные в области астрономии и математики, принесли ему славу не только на своей родине, но и на Востоке, и даже во всем мире. Интерес к научному наследию и творчеству Улугбека был еще в тот период, и, начиная с XVII века, началось его последовательное изучение и пропаган-дирование. В честь него были написаны работы, изданы сотни статей видных ученых - 3. Грибса, Т. Хайда, Ф. Бейли, Л. Санно, В.В. Бартольда, В.Л. Вят-кина, Э. Конбля, Т.Н. Кари-Низазова и др.

Отец Улугбека Шахрух был любителем книг и особо интересовался историей. Собирая с разных уголков земли редкие книги и рукописи, он создал богатую библиотеку.

Улугбек так же, как и его отец, с малых лет стал интересоваться историей, читал труды Харезми, Аль-Фараби, Аль-Бируни, Омара Хайяма, Ибн Сины и других по истории, логике и философии. Во время путешествий своего дедушки, Улугбек побывал в различных странах, реализовал и закрепил свои знания об истории.

На труды «Тарихи арбаулус» («История четырех наций»), «Тарихи арбаи Улуги Чингизид» («История четырех наций Чингизов»), посвященных истории монгольского государства и написанных под его личным руководством и непосредственным участием, ссылались видные историки Средневековья. В «Истории четырех наций» отражена история Монголии и Северного Китая в период после смерти Чингиз хана (627-1227), нации Джучи, Золотой Орды, четырех государств, охватывающих Иракско-иранскую территорию.

Историк Гияседдин Хандемир (1475-1534), живший в конце XV - середине XVI веков, и видный ученый-энциклопедист XVI века Мухаммед ибн-Вели высоко оценивали этот исторический труд Улугбека. Видный историк XVI века Мухаммед Гейдар в своей работе «Тарихи-Рашиди» назвал Улугбека видным историком. Однако деятельность Улугбека в этой области недостаточно изучена.

Эта работа Улугбека сыграла важную роль в написании Рашидадди-ном труда «Джами ат-Таварих». Полное содержание работы не сохранилось, 2 части из четырех кратко редактированных находятся в библиотеке «Нириа Офис» Англии, в Британском музее, а две другие части - в «Бан-кинуре» (Индия) и в библиотеке Гарвардского Университета США.

Правда, Улугбек как правитель Мавераннахра старался укрепить феодальный строй, усилить его экономическую и политическую позиции. С этой целью он прилагал усилия, чтобы низвергнуть единовластие поселившегося и укрепившегося в Кашгаре Амира Сеид Али, восстановить здесь власть Тимуридов, восстановить и укрепить свою политическую власть. В связи с этим в 20-40-е гг. XV века для того чтобы укрепить свою политическую позицию и авторитет в Средней Азии, в том числе и в Мавераннах-ре, Улугбек и его отец Шахрух в борьбе с монголами, соседними эмирами Кашгара и Фарганы помимо успешных, вели и безуспешные бои. Улугбеку с большим трудом удается стабилизировать положение в Мавераннахре.

Улугбек воспитывал своего сына Абдуллатифа в духе проявления гуманистического отношения к людям. Однако господствующая в феодальной среде того времени борьба, внутренние распри и войны не только повлияли на его психологию, но даже превратили его в убийцу собственного отца. По сведениям Кухитани, убийца своего отца Абдуллатиф за день до смерти проводит ночь в царской резиденции близ Самарканда. Во сне он видит, как ему на блюде приносят его же голову, в испуге он просыпается. На правителя гадают в пире (священное место) Ензамин. Открывший книгу мавлана-раммал читает следующие строки: «Не суждено убийце своего отца быть властелином, а если даже он станет им, то это не продлится и месяца».

8 мая 1450 года, направляясь через городской сад в Самарканд на утреннюю молитву, Абдуллатиф был сбит с коня копьем, убийца был повержен Баба Гусейн Бахадуром.

В течение 36 лет властвования Улукбека в стране окреп феодальный произвол, еще больше повысилась жестокая эксплуатация народа.

В заключение следует отметить, что сложные и противоречивые процессы, происходящие в Средней Азии в конце XIV - первой половине XV века, жизнь и творчество Улугбека показаны под его собственным воздействием.

Основу внутренней и внешней политики Улугбека составляли сохранность идеи государственности, завершение классовых противоречий. Для осуществления своих целей и принципов, он, несомненно, использовал силовые методы. Отличие Улугбека от предшествующих и последующих правителей заключалось в том, что он прилагал усилия, чтобы избежать противостояния, несправедливых приговоров, остановить напрасное кровопролитие. Он пытался превратить дворец в очаг культуры, благородных дел, однако смог осуществить лишь часть своих желаний. Он добился противостояния ме^ду ним и своим сыном Абдуллатифом, задавшимся целью завоевать власть и авторитет в Мавераннахре, в результате жизнь великого ученого закончилась трагически.

Список литературы:

1. Azarbayjan tarixi. 7 jildda, III c. - Baki, 1999.

2. Omir Teymurun vasiyyatbri. - Baki, 1991.

3. Habiboglu Vali. Türk dünyasinin qüdretli hökmdarlari, xaqanlari, sarkar-dalari (birinci kitab). - Baki, 1995.

4. Vamberi German. Omir Teymur. - Baki, 1991.

5. Бартольд B.B. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Избр. соч. Т. 2. - М., 1963.

6. Бартольд В.В. Культура мусульманство. - М., 1926.

7. Бартоьлд В.В. Улугбек и его время. Соч. Т. 2, Ч. 2. - М., 1964.

8. Булгаков Р.Г. Из истории формирование естественно-научных идей в Средневековый Хорасан и Средней Азии. Общ. Науки в Узбекистане. -Ташкент, 1974.

9. Гияседдин А. Дневник Тимура в Индию. - М., 1958.

10. Голубов Т.Н. Улугбек - узбекский астроном (1394-1449). - М., 1960.

11. Давыдович Е.А. Улугбек как государственный деятель: оценка В.В. Бартольда и опыт новой интерпретации. «Бартольдские чтения». Тезисы. - М., 1974.

12. Давыдович Е.А. Материалы для характеристики денежные реформы Улугбека // Из истории эпохи Улугбека. - Ташкент, 1965.

13. Из истории эпохи Улугбека. - Ташкент, 1965.

14. Из истории науки Улугбека. Сбор. стат. - Ташкент, 1979.

15. Кары - Ниязов Т.М. Астрономическая школа Улугбека. - Ташкент, 1967.

16. Тахиров Мумин. Педагогические взгляды Мирзы Улугбека. - Ташкент, 1984.

17. Чехович О.Д. К вопросу о воспитателе Улугбека // Из истории эпохи Улугбека. - Ташкент, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.