лей. По станциям периодически ходил агитпоезд, где был клуб, кинотеатр, лекторий, библиотека, выставочным залом и др.Прибытие агитпоезда было важным событием в любом населенном пункте - и бамовцы и коренные жители собирались и общались, обмениваясь опытом.Ме^ду собой жили дружно, старались помогать друг другу. Местные жители, работе на высококачественной технике. показывали пришлым ягодные и грибные места, ате в свою очередь обучали их езде на машинах
Таким образом, на протяжении одного десятилетия, была преображена жизнь почти всей Сибири - образовывались города, строились новые крупные железнодорожные станции, прокладывались дороги. Постепенно дороги связывали и опутывали практически все города и деревни прибамовских поселений. Работа и энтузиазм являлись главными объединяющими факторами советских людей.
Список литературы:
1. Мурыгина В. В общежитиях Братскгэсстроя / В.Мурыгина // Огни Ангары. - 1978. - № 22.
2. Лосев П.С. Товарищ БАМ. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1982.
3. Левашов В.В. Золотое звено: Книга про БАМ, написанная ее строителями. - М.: Молодая гвардия, 1982.
4. От Байкала до Амура / Сост., ред. В.И. Буганов, В.В. Каргалов. - М., 1985.
5. Ротенфельд Б.С. Эта удивительная трасса. - Иркутск, 1976.
УЛУГБЕК М.Т. ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ ТЮРКСКОГО МИРА
© Мамедов Э.А.*
Азербайджанский государственный педагогический университет, Республика Азербайджан, г. Баку
В статье рассматривается жизнь узбекского астронома и математика, внука Тимура (Тамерлана), известного полководца, создателя крупнейшего в 15 в. Среднеазиатского государства Мухаммеда Тарагая Улугбека.
Мухаммед Тарагай Улугбек (1394-1449) родился 22 марта 1394 г. в городе Султании нынешнего южного Азербайджана. По сравнению с его дедом Амир Тимуром и отцом Шахрухом материалов о нем очень мало.
* Кандидат исторических наук.
Внук Тимура, старший сын Шахруха Улугбек по отцовской линии был из рода Амира Тумура, а по материнской линия из рода кыпчакского эмира Гияседдина Тархана. В тот период Амир Тимур был в великих военных походах (сражениях) в Ираке и Азербайджане. Державший в осаде крепость Мардин и обрадовавшийся от новости о рождении сына 17-летнего Шахруха правитель остановил кровопролитие крепостного населения, также освободил их от налогов, и отдал эти места бывшему правителю крепости Мардин Султану Салеху.
Новорожденному дали имя Мухаммед Тарагай Улугбек (Улуг бек в переводе с тюркского означает великий бек). 28-го августа 1394 г. у Шахруха родился еще один сын Ибрагим Султан. 11 марта 1395 г. Тимур отправил мать Улугбека и малыша к Шахруху в Самарканд.
28-го августа 1396 г. (28 шавваль 796 г.) Тимур подчинил себе остальную часть Ирана и двинулся в сторону Грузии. В источниках нет никакой информации об Улугбеке следующие два года.
Тимур настолько сильно любил своего внука Улукбека, что во время военного похода в Малой Азии против Османской Турции Беязида I (13991404 гг.) отправил Улугбека в Самарканд, чтобы огородить его от опасности.
Во время военных походов Улугбек проводил зимние месяцы в Карабахской области Азербайджана.
Улугбек получил хорошее образование до смерти дедушки Тимура в его дворце, участвовал в совещаниях и встречах, которые проводил Тимур, в приемах иностранных послов. В приеме посла короля Кастилии Генриха III (1379-1406) Рью Гонсалеса Клавинона, который приехал в Самарканд в 1403-1404 гг. участвовали 3 внука Тимура: Улугбек, Ибрагим Султан и Мирза Джахангир.
Смерть Тимура 18-го февраля 1405 г. способствовала конфликту и борьбе в созданной им большой империи. Улугбек и Ибрагим Султан в сопровождении Шаха Мелика и Шейха Нуреддина захватили город Бухара. Но спустя несколько дней Бухара и Самарканд были захвачены Халил Султаном. После обеспечения спокойствия в подчиненных ему территориях старший сын Тимура и правитель Хорасана Шахрух начал борьбу с сыном брата Мираншаха Халил Султаном. Летом 1405 года против Шахруха впервые выступил правитель Туса Сулейман, в военном походе Шахруха против него также учувствовал Улугбек. Шахрух подавляет восстания шаха Али, шаха Кютбеддина, шаха Джалаледдина в Султании, прекращает мятежи в Туре и Тармисе. В борьбе против Халил Султана Улугбек также стоял в передних рядах.
Он учувствует в подавлении восстания против Шахруха во главе Мирзой Омером в Астрабаде. После этого становиться правителем Хорасана и Мазандарана.
14-го марта 1410 г. во время похода Шахруха в Азербайджан Улугбек назначается правителем Мавереннахра и Туркистана. Однако назначение
Улугбека правителем Туркистаиа в действительности носило формальный характер, так как Шейх Нуреддин крепко сидел в Тукистане. Улугбек, с помощью Шахруха с трудом смог восстановить свою власть.
Когда Улугбек пришел к власти, ему было всего лишь 15 лет, поэтому Шахмелик был назначен его опекуном, и он сконцентрировал власть в своих руках. В силу того, что Шахмелик не хотел считаться с молодым правителем, отношения ме^ду ними испортились, и с помощью его отца Шахруха Шахмелик был отправлен в отставку. Таким образом, начиная с 1411-го года Улугбек становиться абсолютно независимым.
Несмотря на то, что 1411-1447 гг. Улугбек управлял Мавереннахром, на деньгах, которые выпускались в те года, было написано имя его отца Шахруха. Несколько раз (1414, 1422, 1425, 1443 гг.) он посещал отца в Герате, но современники не считали его главным или удельным правителем. Однако во многих источниках, в том числе 1425 г. в одной наскальной надписи в ущелье Жиланут Улугбек был назван «великим султаном, тенью Бога на земле, завоевавшего страны и народы». Выдающийся ученый Гия-седдин Джамшид Каши в своем произведении (1427), посвященной Улугбе-ку называл его ученым и султаном, который имеет большое, справедливое сердце, султаном всех султанов и народов Аравии, Ирана, Востока и Запада.
После смерти отца Шахрух начал самостоятельно управлять империей Тимуридов. Другие наследники Тимура потеряли свои прежние права и влияние, согласно документам, составленным для обращения Шахруху в 1435-1436 гг. становиться ясно, что наследники жили в бедности. С другой стороны сам Султан также не был абсолютным правителем, в действительности государством управляли его старшая жена - мать Улугбека шах Гёвхар, ее сыновья и придворные. Опытные чиновники были привлечены системе управления государством. Шах Джалаледдин Фируз в 1407-1442 гг. был главным эмиром, управлял дворцом и армией. В Самарканде до конца властвования Шахруха эта должность принадлежала Гияседдину Пирахмеду Харави. Его родственник Насреддин Насруллах Зарави был министром во дворце Улугбека Мавареннахр.
В отличие от своего дедушки Тимура и отца Шахруха Улугбек не интересовался захватческими походами. Он начинал военные действия только лишь в самом необходимом случае, если страна под угрозой, с целью защитить ее от врага. Во время всех действий он советовался с отцом, и давал ему отчет. Без его согласия не за что не брался. Во время властвования Улугбека центральная власть в Мавереннахре значительно окрепла, для того чтобы защитить государство от внешнего наступления была организована довольно большая военная сила - армия из 90 тысячи бойцов.
Понимая тяжелое положение крестьян, Улугбек снижал налоги за землю и обязанности, а иногда даже отменял. Чтобы восстановить способность населения для платежа налогов делал временные уступки, боролся
против повышения налогов с местными правителями и чиновниками и против их своеволия. В источниках встречаются факты, что он не только увольнял с должности самовольных чиновников, грабивших народ, но и строго наказывал - отдавал указание повесить на виселице.
Улугбек также предпринимал ряд мер внутри страны. Проведенная им в 1428 г. денежная реформа в пользу и соответственно интересам народа сыграло важную роль в регулировании денежного оборота. Главное место во внутренней политике Улугбека занимал сбор налога под названием «тан-га» у крупных мастеров. С целью расширить систему ирригации в стране и укрепить экономику он выдавал представителям крупных купцов денежные кредиты. Принимая во внимания общественные потребности, правитель прокладывал дороги, обращал особое внимание развитию культурных построек. Во времена Улугбека постройки велись в нескольких направлениях. С одной стороны строились молельни - мечеть, медресе, мавзолеи, с другой стороны завершалось строительство недоконченных сооружений. В Бухаре (1417), Самарканде (1420) были построены медресе. В это время было завершено строительство Самаркандской бани, которой нет равного во всем Хорасане и Мавереннахре. В его время завершились постройки мечети Би-биханум, мавзолея Гур-Эмир, ансамбля Шахиз-Зинде, начатые до него.
Несмотря на информацию, имеющуюся во многих исторических источниках и документах о том, что Улугбек самостоятельно управлял Маверен-нахром, согласно тому, что на монетах его имя шло после имени отца, можно придти к выводу, что до смерти отца Улугбек никогда не был первым правителем Мавереннахра, управлял ею всего лищь номинально и носил имя удельного правителя. К тому же Шахрух не давал Улугбеку возможность самостоятельно править страной.
Начиная с весны 1414 г. Шахрух начал борьбу против Азербайджана -Кара Юсифа с большой вооруженной силой. В указе, посланном сыну из Мазандарана, поручил Улугбеку защищать северные границы империи. С этой целью в 1417-1418 гг. он послал дополнительные вооруженные силы в эти места под командованием Магомеда Жужи и Султана Уваса. Эти силы были вынуждены контролировать ситуацию в регионе до конца 40-ых годов ХВ века.
Улугбек был преданным отцу Шахруху, был покорным последователем его внутренней и внешней политики. Однако желание подражания дедушке Тимуру никогда не покидало его.
Государственный строй и административное деление Мавереннахра остались неизменными во времена Улугбека. Должности и армейские структуры, которые были во время Тимура также оставались в силе. Улугбек не был ни выдающимся государственным деятелем, ни удачливым военноко-мандующим. Как политика его невозможно сравнивать ни с дедушкой Тимуром и отцом Шахрухом, ни даже с братом Байсунгуром. Он прославил-
ся в качестве ученого. Говоря словами В.В. Бартольда Улугбек «... до того как овладел престолом был не найденным - не виданным ученым мусульманского мира. Он был человеком, получившим хорошее образование, великим ученым своего времени, создавшим большой и незабываемый след, школу в науке, в основном математике и астрономии».
Как уже было отмечено, Тимур очень заботился об обучении и воспитании своих внуков, в том числе и Улугбека, с детства держал их во дворце, опытные, образованные воспитатели учили их основам религиозных и мировых наук. Выдающийся поэт и ученый своего времени, автор «Бахманна-ме», «Джавахир эсрар» («Тайна драгоценных камней») и т.д. трудов Ариф Азери 4 года занимался обучением и воспитанием Улугбека. Выдающиеся астрономы и математики Салахеддин Муса ибн Махмуд, Газызаде Руми, Гияседдин Джамшид ибн Месуд Кашани были приглашены во дворец по поручению Тимура и 20-е годы ХВ века были учителями Улугбека.
Всю свою жизнь Улугбек посвятил науке. Его дворец превратился в настоящий центр культуры и научных идей. Помимо вышеуказанных ученых, такие представители науки и литературы как Мовлана Мюиддин Кашани, Аладдин Абдульгасан, Али Гушчи жили и творили здесь. Близкий помощник Улугбека Али Гушчи написал рая комментарий в области астрономии. Составители трактат Сайд Имадеддин, Мовлана Мухаммед Хавафи, выдающийся медик Бурханеддин Кирмани, известные поэты Лютфи, Шяк-каки, Камал Бадахнин, видный литератор и педагог Ходжа Фазлуллах Абуль-Лайан и другие покровительствовали во дворце Улугбека.
Оснавным очагом науки в Мавереннахре была обсерватория Улугбека, построенная в нижней части холма Кухах. По инициативе Газызаде Руми, Гияседдина Кашани, Али Гушчи и под руководством Улугбека здесь были с точностью изучены положения 1018 «неподвижных звезд», что считалось большим достижением науки для того времени. В центре науки, построенной в 1417-1420 гг. и вошедшей в историю как медресе Улугбека особое внимание уделялось религиозным и мировым наукам, в первую очередь астрономии и математике.
Улугбек был выдающимся ученым своего времени. Источники и современники характеризуют его не только как великого астронома, но и как исследователя в области геометрии и тригонометрии. В своих научных исследованиях и выводах он опирался не только на свой личный опыт, но и на плоды таких исследователей как Платон, Аристотель, Гиппократ, Ах-меди Фарганин, Абу Наср Фараби, Авиценна, Мухаммед Харезми и т.д. Он был знаком с произведением Абу Рейхана Бируни «Закон Месуда».
Как и его дедушка Тимур, Улугбек уделял большое внимание строительству городов Самарканд, Бухара, Шахрисябз и др. По его указу в Самарканде возле медресе, мечетей и ханегях (жилище, места уединения для дервиша) были построены общественные здания: бани, базары, караван-сараи,
мосты. «Сад площадь», который он развел, по своей красоте не отставал от знаменитого сада Тимура «Сад Дилгюшы». В 1432-1433 гг. построил медресе в Бухаре и Гянендуваре, которые изумляли человека своим великолепием. Во время его властвования завершились строительства роскошных мавзолеев «Шахи-Зинде» и «Гур-Эмир», начатые впору Тимура.
Улугбек является выдающимся ученым, просветителем и поэтом XV века. Он сам выбирал ученых и учителей, которые должны были работать, заниматься научной и преподавательской деятельностью в медресе, принимал их на работу только лишь после того как поговорив с ними определял степень их знания своей специальности.
1427 г. оставив занятие военными делами, Улугбек полностью посвятил себя науке, начал заново устраивать просвещение в стране которую он возглавлял. В его дворце работали литературовед и его учитель Абу-Лейси Са-марганди, известный врач и истолкователь Бурханеддин Надис-ибн Аваз, поэты, выдающиеся историки Али Язди, Абдурраззаг Самарганди, Хафизи Эб-ру, Низамеддин Шами, шах Довлет-ибн Бахтишах, Мюиддин Исризари и др.
Самым большим его трудом в области точных наук является «Звездная таблица Улугбека», в которой говориться о его личных наблюдениях в обсерватории. Во время Улугбека музыка развивалась как одна из видов искусства, был организован дворцовый оркестр из городских мастеров. Также было организовано театральное искусство - кукольные спектакли, выступления комиков, акробатов, жонглёров и актёров. Они популяризировали распространение актерства среди народа, выступали на улицах, базарах и площадях, развлекали публику. Выдающийся музыкальный теоретик, живущий во дворце Улугбека Абдуль - Гадир был высоко оценен современниками, его назвали шейхом музыки. Он написал знаменитый трактат на основе стихотворений Абдуррахима Джами.
Улугбек проявлял интерес изучению источников тюркской литературы и истории. В 1444 году по собственной инициативе Улугбека правители Тюркистана Арслан Ходжа Тархан и Амир Сейфаддин Барлас сделали переписку видного тюркского литературного памятника ХЪХП веков - произведения Ахмеда Юнгнакина «Хибаб аль Хагаиб» («Дар истины»), а трактат Шатиба «О правилах чтения Корана» был переведен с арабского языка на древний узбекский. Улугбек свободно владел арабским и персидским языка -ми. В его биографии отмечали, что именно на этих языках он писал письма и стихи своим братьям. Он в совершенстве владел тюркским языком, проявлял большой интерес тюркской поэзии и языку древних джагатайских тюрков (узбеков). Житель Самарканда Шаггаги в честь него написал оды. Шаггаги принадлежат слова: «С этой минуты небеса еще долгие годы должны вращаться, чтобы суметь найти такого умного правителя, как Улугбек».
Основываясь на широко распространенную в восточной литературе лирически-романтическую поэзию «Юсиф и Зулейха», находясь в 1409 го-
ду в Балхе, Улугбек под псевдонимом «Дубрак» («Дурский бек») написал одноименную поэму на узбекском языке. В его дворце развивалась каллиграфическая и книжная печать. Основатель Гератской и Самаркандской миниатюрных школ, прекрасный каллиграф Султан Али, Кемаледдин Бех-зад и известный мастер по книжному орнаменту Мавлоно Яр были авторами сотни произведений искусства.
Улугбек увлекался и медициной. Известный врачеватель своего времени Нафи-ибн Кирмани лично для Улугбека написал на узбекском языке свою работу «Шахр аль-асаб и предвестия» («Симптомы и причины болезней»), состоящую приблизительно из 1000 страниц.
Улугбек также был хорошо знаком с учением фигх (мусульманское законоведение). В своей работе «Шахри ала аль фигх», написанную в 1447 году и посвященную Улугбеку, Аладдин аль Бухари подробно раскрывал указанный нами вопрос.
Несмотря на то, что у нас имеется довольно мало сведений о системе образования указанного периода, однако есть вероятность, что в мусульманской системе образования того периода действовали две основные ступени: школы с начальным образованием и медресе, дающие среднее образование. Как и на всем Востоке, школы в Мавераннахре также принадлежали личным персонам. Открытие школы всегда оценивалось как служение Аллаху, обучение детей Корану, аятам из Корана (религиозным стихам) считалось священной и важной задачей.
Большую роль в формировании просветительства и педагогического мировоззрения Улугбека сыграли видные ученые-энциклопедисты того времени. Как просвещенный правитель, он построил медресе в Мавераннахре - Бухаре (1415-1417), Гиждуване (1433) и Самарканде (1417-1420).
Большие заслуги Улугбека в области развития точных наук, в частности исследования, проведенные в области астрономии и математики, принесли ему славу не только на своей родине, но и на Востоке, и даже во всем мире. Интерес к научному наследию и творчеству Улугбека был еще в тот период, и, начиная с XVII века, началось его последовательное изучение и пропаган-дирование. В честь него были написаны работы, изданы сотни статей видных ученых - 3. Грибса, Т. Хайда, Ф. Бейли, Л. Санно, В.В. Бартольда, В.Л. Вят-кина, Э. Конбля, Т.Н. Кари-Низазова и др.
Отец Улугбека Шахрух был любителем книг и особо интересовался историей. Собирая с разных уголков земли редкие книги и рукописи, он создал богатую библиотеку.
Улугбек так же, как и его отец, с малых лет стал интересоваться историей, читал труды Харезми, Аль-Фараби, Аль-Бируни, Омара Хайяма, Ибн Сины и других по истории, логике и философии. Во время путешествий своего дедушки, Улугбек побывал в различных странах, реализовал и закрепил свои знания об истории.
На труды «Тарихи арбаулус» («История четырех наций»), «Тарихи арбаи Улуги Чингизид» («История четырех наций Чингизов»), посвященных истории монгольского государства и написанных под его личным руководством и непосредственным участием, ссылались видные историки Средневековья. В «Истории четырех наций» отражена история Монголии и Северного Китая в период после смерти Чингиз хана (627-1227), нации Джучи, Золотой Орды, четырех государств, охватывающих Иракско-иранскую территорию.
Историк Гияседдин Хандемир (1475-1534), живший в конце XV - середине XVI веков, и видный ученый-энциклопедист XVI века Мухаммед ибн-Вели высоко оценивали этот исторический труд Улугбека. Видный историк XVI века Мухаммед Гейдар в своей работе «Тарихи-Рашиди» назвал Улугбека видным историком. Однако деятельность Улугбека в этой области недостаточно изучена.
Эта работа Улугбека сыграла важную роль в написании Рашидадди-ном труда «Джами ат-Таварих». Полное содержание работы не сохранилось, 2 части из четырех кратко редактированных находятся в библиотеке «Нириа Офис» Англии, в Британском музее, а две другие части - в «Бан-кинуре» (Индия) и в библиотеке Гарвардского Университета США.
Правда, Улугбек как правитель Мавераннахра старался укрепить феодальный строй, усилить его экономическую и политическую позиции. С этой целью он прилагал усилия, чтобы низвергнуть единовластие поселившегося и укрепившегося в Кашгаре Амира Сеид Али, восстановить здесь власть Тимуридов, восстановить и укрепить свою политическую власть. В связи с этим в 20-40-е гг. XV века для того чтобы укрепить свою политическую позицию и авторитет в Средней Азии, в том числе и в Мавераннах-ре, Улугбек и его отец Шахрух в борьбе с монголами, соседними эмирами Кашгара и Фарганы помимо успешных, вели и безуспешные бои. Улугбеку с большим трудом удается стабилизировать положение в Мавераннахре.
Улугбек воспитывал своего сына Абдуллатифа в духе проявления гуманистического отношения к людям. Однако господствующая в феодальной среде того времени борьба, внутренние распри и войны не только повлияли на его психологию, но даже превратили его в убийцу собственного отца. По сведениям Кухитани, убийца своего отца Абдуллатиф за день до смерти проводит ночь в царской резиденции близ Самарканда. Во сне он видит, как ему на блюде приносят его же голову, в испуге он просыпается. На правителя гадают в пире (священное место) Ензамин. Открывший книгу мавлана-раммал читает следующие строки: «Не суждено убийце своего отца быть властелином, а если даже он станет им, то это не продлится и месяца».
8 мая 1450 года, направляясь через городской сад в Самарканд на утреннюю молитву, Абдуллатиф был сбит с коня копьем, убийца был повержен Баба Гусейн Бахадуром.
В течение 36 лет властвования Улукбека в стране окреп феодальный произвол, еще больше повысилась жестокая эксплуатация народа.
В заключение следует отметить, что сложные и противоречивые процессы, происходящие в Средней Азии в конце XIV - первой половине XV века, жизнь и творчество Улугбека показаны под его собственным воздействием.
Основу внутренней и внешней политики Улугбека составляли сохранность идеи государственности, завершение классовых противоречий. Для осуществления своих целей и принципов, он, несомненно, использовал силовые методы. Отличие Улугбека от предшествующих и последующих правителей заключалось в том, что он прилагал усилия, чтобы избежать противостояния, несправедливых приговоров, остановить напрасное кровопролитие. Он пытался превратить дворец в очаг культуры, благородных дел, однако смог осуществить лишь часть своих желаний. Он добился противостояния ме^ду ним и своим сыном Абдуллатифом, задавшимся целью завоевать власть и авторитет в Мавераннахре, в результате жизнь великого ученого закончилась трагически.
Список литературы:
1. Azarbayjan tarixi. 7 jildda, III c. - Baki, 1999.
2. Omir Teymurun vasiyyatbri. - Baki, 1991.
3. Habiboglu Vali. Türk dünyasinin qüdretli hökmdarlari, xaqanlari, sarkar-dalari (birinci kitab). - Baki, 1995.
4. Vamberi German. Omir Teymur. - Baki, 1991.
5. Бартольд B.B. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Избр. соч. Т. 2. - М., 1963.
6. Бартольд В.В. Культура мусульманство. - М., 1926.
7. Бартоьлд В.В. Улугбек и его время. Соч. Т. 2, Ч. 2. - М., 1964.
8. Булгаков Р.Г. Из истории формирование естественно-научных идей в Средневековый Хорасан и Средней Азии. Общ. Науки в Узбекистане. -Ташкент, 1974.
9. Гияседдин А. Дневник Тимура в Индию. - М., 1958.
10. Голубов Т.Н. Улугбек - узбекский астроном (1394-1449). - М., 1960.
11. Давыдович Е.А. Улугбек как государственный деятель: оценка В.В. Бартольда и опыт новой интерпретации. «Бартольдские чтения». Тезисы. - М., 1974.
12. Давыдович Е.А. Материалы для характеристики денежные реформы Улугбека // Из истории эпохи Улугбека. - Ташкент, 1965.
13. Из истории эпохи Улугбека. - Ташкент, 1965.
14. Из истории науки Улугбека. Сбор. стат. - Ташкент, 1979.
15. Кары - Ниязов Т.М. Астрономическая школа Улугбека. - Ташкент, 1967.
16. Тахиров Мумин. Педагогические взгляды Мирзы Улугбека. - Ташкент, 1984.
17. Чехович О.Д. К вопросу о воспитателе Улугбека // Из истории эпохи Улугбека. - Ташкент, 1965.