Научная статья на тему 'Изучение информированности населения г. Омска о роли функциональных продуктов в рационе питания'

Изучение информированности населения г. Омска о роли функциональных продуктов в рационе питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
394
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ" / ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / "DISEASES OF CIVILIZATION" / THE VALUE OF ORGANIC FUNCTIONAL PRODUCTS FOR HUMAN HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артюхова Светлана Ивановна, Тетюшева Ирина Фёдоровна

Установлено, что питание современного человека, как фактор взаимодействия с окружающей средой, должно быть организованно с использованием продуктов, обогащенных физиологически функциональными ингредиентами. В статье представлены результаты опроса по определению уровня информированности населения г. Омска о роли функциональных продуктов в рационе питания, их значение для сохранения здоровья человека и снижения риска наиболее распространенных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артюхова Светлана Ивановна, Тетюшева Ирина Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of awareness of Omsk population on the role of functional products in the human diet

It is established, that the diet of modern human, as a factor of interaction with the environment, should be organized using products enriched in physiologically functional ingredients. The article presents the results of a survey on the awareness of the Omsk population on the role of functional products in the diet, their significance for the preservation of human health and risk reduction of the most common ailments.

Текст научной работы на тему «Изучение информированности населения г. Омска о роли функциональных продуктов в рационе питания»

ЭКОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (128) 2014

%

ЭКОЛОГИЯ

УДК 574.24:339.133.017:338.439 С. И. АРТЮХОВА

И. Ф. ТЕТЮШЕВА

Омский государственный технический университет

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ г. ОМСКА О РОЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ В РАЦИОНЕ ПИТАНИЯ

Установлено, что питание современного человека, как фактор взаимодействия с окружающей средой, должно быть организованно с использованием продуктов, обогащенных физиологически функциональными ингредиентами. В статье представлены результаты опроса по определению уровня информированности населения г. Омска о роли функциональных продуктов в рационе питания, их значение для сохранения здоровья человека и снижения риска наиболее распространенных заболеваний. Ключевые слова: «болезни цивилизации», значение экологически чистых функциональных продуктов питания для здоровья человека.

Анализ состояния здоровья населения Земли убедительно свидетельствует о неуклонном росте числа лиц, страдающих или склонных к различным заболеваниям, прежде всего к тем, которые получили название «болезни цивилизации» (оппортунистические инфекции, болезни сердца и сосудов, рак, мочекаменная и желчекаменная болезни, бронхиальная астма, гепатиты различного генеза, ожирение, подагра, остеохондроз, остеопороз, сахарный диабет и другие). Заболеваемость населения является отражением неблагоприятных экологических послед-

ствий, происходящих в среде обитания. В настоящее время скорость увеличения вредного воздействия средовых факторов и интенсивность их влияния уже выходит за пределы биологической приспособляемости экосистем к изменениям среды обитания и создаёт прямую угрозу жизни и здоровью населения. Поэтому в этом направлении важная роль отводится функциональным продуктам в рационе человека.

По данным экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), многие из этих болезней

ведут не только к смерти, но и являются ведущей причиной временной потери трудоспособности или инвалидности в самом работоспособном возрасте. Эксперты ВОЗ считают, что состояние здоровья человека определяют: индивидуальный образ жизни на 50 %, наследственность на 20 %, условия внешней среды на 20 % и работа медиков всего на 10 %. Питание в индивидуальном образе жизни играет главенствующую роль. Оно не только имеет важное значение в оздоровлении отдельных групп населения, но влияет на судьбу целых народов.

На протяжении практически всего существования человеческой цивилизации пища рассматривалась преимущественно как средство, предназначенное для удовлетворения чувства голода, аппетита и вкусовых потребностей.

В последние десятилетия, ввиду роста числа хронических заболеваний и установления их причинной связи с несбалансированным питанием и экологическими факторами, к пищевым продуктам стали относиться и как к эффективному средству поддержания физического и психического здоровья и снижению риска многих заболеваний. Немаловажная роль отведена функциональным продуктам питания, главными критериями которых являются улучшение физического и психического здоровья и предотвращение или уменьшение частоты заболеваний.

Сегодня под функциональными продуктами питания понимают такие продукты питания, которые предназначены для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами здорового населения с целью снижения риска заболеваний, связанных с питанием, сохранения и улучшения здоровья за счет наличия в их составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов. Функциональный пищевой ингредиент — это вещество или комплекс веществ животного, растительного, микробного, минерального происхождения или идентичный натуральным, а также живые микроорганизмы, обладающие способностью оказывать благоприятный эффект на одну или несколько физиологических функций, процессы обмена веществ в организме человека, при употреблении в количествах, составляющих от 10 % до 50 % от суточной физиологической потребности [1, 2]. По мнению зарубежных авторов [3], в категорию функциональных продуктов питания следует включать:

— натуральные продукты питания, естественно содержащие требуемое количество функционального ингредиента или группы таких ингредиентов;

— натуральные продукты, дополнительно обогащенные каким-либо функциональным ингредиентом или их группой;

— натуральные продукты, в которых исходные потенциально активные ингредиенты модифицированы таким образом, что они начинают проявлять свою физиологическую активность или эта активность усиливается;

— натуральные пищевые продукты, в которых в результате тех или иных модификаций усвояемость входящих в них активных ингредиентов увеличивается;

— натуральные или искусственные продукты, которые в результате применения комбинаций вышеуказанных технологических приемов приобретают способность сохранять и улучшать физическое и психическое здоровье человека и/или снижать риск заболеваний.

При создании новых функциональных продуктов питания важно учитывать мнение потребителей, на

которых данные продукты ориентированы. Поэтому целью представленной работы являлось проведение маркетингового исследования в виде анкетирования по определению уровня информированности населения г. Омска о роли функциональных продуктов в рационе питания.

Экспериментальная часть. Исследования проводились с октября по декабрь 2013 г., количество респондентов составило 2000 человек различных возрастных и социальных групп из пяти округов города Омска. Анкета содержала вопросы двух видов: на вопросы первой группы следовало выбрать ответ из имеющихся вариантов, на другие — дать ответ самим.

Результаты и обсуждение. Распределение респондентов по социально-демографическим группам в зависимости от пола и возраста было следующее (%): в зависимости от пола (женщин — 57, мужчин —43); возраста (18 — 35 лет — 36, 36 — 60 лет — 45, 61 и более лет — 19); от уровня образования (высшее — 38, среднее — 57, начальное — 5).

По роду занятий опрошенные разделились следующим образом (%): специалисты с высшим образованием — 22, пенсионеры — 21, студенты —16, служащие без высшего образования — 13, рабочие — 10, предприниматели — 7, домохозяйки — 5, другой род занятий — 4, неработающие — 2.

Учитывая, что статус питания служит одним из экологических факторов формирования здоровья и качества жизни человека, представляло интерес выяснить, какую часть семейного бюджета омичи тратят на продукты питания. В результате опроса было установлено, что большинство (53 %) респондентов — готовы тратить 50 % семейного бюджета на продукты питания, 31 % опрошенных — 30 % семейного бюджета, и только 12 % и 4 % респондентов тратят 70 % и 90 % семейного бюджета на продукты питания.

При оценки уровня собственного здоровья считающих себя здоровыми не так уж много. По результатам опроса только 43 % населения считают себя здоровыми людьми, 48 % — имеют различные заболевания, а у 9 % респондентов ответ на вопрос о своём здоровье вызвал затруднения.

Среди заболеваний, распространённых в г. Омске, лидируют заболевания сердечно-сосудистой системы — 26 % всех ответов, пищеварительной системы — 18 %, заболеваниям иммунной, эндокринной и лимфатической систем подвержено меньше респондентов — 13 %, 10 %, и 9 %, при этом расстройства нервной и костной систем имеют 9 % и 7 %, а дыхательной системы и органов размножения имеют 5 % и 3 % опрошенных соответственно.

В числе приоритетных причин возникновения заболеваний омичи считают неблагоприятную экологическую обстановку — 25 % респондентов, недостаток в рационе различных минеральных веществ и витаминов — 16 %, материальное положение — 14 %, для 13 % опрошенных серьёзной причиной является возраст, для 12 % — наследственность. Менее серьёзными причинами, по мнению омичей, являются: загрязнение продуктов питания ксенобиотиками и радионуклидами (8 %), недостаточность питания (6 %), отсутствие информированности о вреде и пользе продуктов питания (4 %) и другое (2 %).

В результате исследования, выяснилось, что 72 % опрошенных часто находятся в состоянии психологического напряжения и только 28 % респондентов удаётся сохранять психологическое равновесие. Среди способов борьбы со стрессом лидируют вари-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (128) 2014 ЭКОЛОГИЯ

ЭКОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (128) 2014

134

□ Да (62 %)

Н Нет (35 %)

Н Затрудняюсь ответить (3 %)

Рис. 1. Мнение респондентов о возможности продуктов питания, оказывающих положительное влияние на организм, ограждать человека от многих заболеваний

ЕЭ Хорошо владею знаниями (37 %)

И Имею представление (47 %)

0 Ничего не знаю (16 %)

Рис. 2. Распределение респондентов по степени информированности о функциональных продуктах

анты: хобби, спорт, общение с другими людьми — 30 % респондентов, употребление полезных антистрессовых продуктов — 26 %, к таким продуктам омичи относят кисломолочные продукты, сыры, фрукты, шоколад, чай, кофе. Меньшее число респондентов признались в приверженности к употреблению большого количества пищи (13 %), вредным привычкам (12 %) и вымещении эмоций на окружающих (9 %), 8 % респондентов предпочитают другие способы борьбы со стрессом, а 2 % — сеансы психотерапии.

Большинство респондентов — 62 % — ответили положительно на вопрос «Как Вы считаете, возможно ли с помощью продуктов питания, оказывающих положительное влияние на организм, оградить человека от многих заболеваний? » Однако 35 % не верят данному утверждению, а 3 % опрошенных затруднились с ответом (рис. 1).

В результате исследования выявлена низкая степень осведомлённости омичей о функциональных

продуктах питания. Большинство омичей — 47 % — имеют лишь примерное представление, о чем идёт речь, при этом 37 % считают, что хорошо владеют знаниями о таких продуктах, а 16 % о них ничего не знают (рис 2). Дальнейшие результаты анкетирования показали, что верной информацией о функциональных продуктах владеют только 25 % опрошенных, которые указали, что употребляют кисломолочные продукты на основе пробиотиков и пребио-тиков, обогащённые хлебобулочные изделия; 32 % респондентов считают функциональными продуктами продукты основного рациона — мясные, молочные продукты, морепродукты, яйца, хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, мёд, спиртные напитки; 43 % опрошенных не смогли указать функциональные продукты питания.

Данные по мотивации респондентов при покупке продуктов питания, представлены на рис. 3. Приоритетом для омичей является цена — 26 % опрошенных, известность бренда и состав продукта важны для 18 и 13 % респондентов соответственно.

Причины, по которым население г. Омска интересуется информацией, представленной на упаковке продукта питания, отображены на рис. 4. Выявлено, что 37 % респондентов доверяют производителю и не изучают упаковку продуктов питания, а 29 %, напротив, оценивают безопасность продуктов.

На рекламу новых продуктов питания обращают внимание 59 % опрошенных, а 41 % предпочитают не делать свой выбор благодаря рекламе. Употребляют новые продукты рынка 75 % респондентов, 25 % остаются верны своим предпочтениям.

Результаты социологического исследования позволили сделать следующие выводы:

— большинство респондентов не владеют верной информацией о функциональных продуктах и о их роли в питании современного человека, что связано с минимальным количеством функциональных продуктов питания в местах торговли и информации о них в СМИ, следовательно, изменить ситуацию можно путем расширения ассортимента функциональных продуктов питания и активной рекламной деятельностью;

—большая часть опрошенных в г. Омске считает возможным, что определённые продукты питания могут оказывать положительное влияние на организм, поэтому развивающийся российский рынок функциональных продуктов имеет многообещающие перспективы на успех;

—значительное количество респондентов не считают себя здоровыми людьми, среди заболеваний

о

а

□ Цена (26 %) □ Известность бренда (18 %)

□ Состав (13 %) Н Дата изготовления (12 %)

^ Отсутствие пищевых добавок (9 %) Ш Калорийность (7 %)

В Внешний вид (5 %) Н Срок годности или хранения (5 %)

В Другое (2 %)

Рис. 3. Информация на упаковке, интересующая потребителей г. Омска

и

=

о

=

V

а

о

в

н

U

V р =

Ч

о

а

40

35

30

25

20

15

10

5

0

.37

29

~ТЕТ

7

5

3

3

1

□ Не интересуюсь (37 %)

0 Выбор низкокалорийных продуктов (15 %) ЕЗ Забота о фигуре (5 %)

В Обогащение организма нутриентами (3 %)

ЕЗ Забота о безопасности (29 %)

Н Изучение пищевой ценности (7 %) Щ Забота о здоровье (3 %)

В Другое (1%)

Рис. 4. Мотивация респондентов при изучении упаковки продукта

лидируют заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Возможно, это связано с состоянием психологического напряжения, в котором находятся большинство опрошенных, соответственно, функциональные продукты питания, имеющие профилактический эффект на многие функции организма, будут с успехом приняты потребителями, так как большинство омичей проявляют интерес к рекламе новых продуктов и охотного их употребляют;

— при выборе продуктов питания респонденты чаще всего обращают внимание на цену, известность бренда и состав, следовательно, сырьё и технологии производства должны быть приемлемыми по стоимости, производитель должен стремиться к укреплению своих позиций на рынке, а состав должен отличаться наличием экологически чистых физиологически функциональных пищевых ингредиентов.

Анализ результатов опроса потребителей г. Омска позволяет сделать вывод о том, что расширение ассортимента экологически чистых функциональных продуктов питания предполагает быть весьма успешным и что в скором времени данная группа продуктов станет одной из самых динамично развивающихся на омском рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уникальность функциональных продуктов питания и возрастающая в них потребность — гарантия того, что они востребованы сегодня и в будущем сохранят и укрепят свои позиции. Функциональные продукты могут и должны стать частью ежедневного рациона, поскольку это «сегодня» и «завтра» здорового образа жизни. Однако в настоящее время их разработано и имеется в продаже недостаточно, чтобы можно было отказаться от традиционных продуктов питания.

Обеспечение современного человека функциональными продуктами питания, разработанными

с учетом половой, национальной и возрастной принадлежности, условий проживания и работы, экологического паспорта территории, физиологического состояния, а также последних достижениях молекулярной биологии и нанотехнологии, является стратегическим направлением современной пищевой биотехнологии и медицины, а его успешная реализация позволит заметно увеличить среднюю продолжительность жизни, длительно сохранять физическое, духовное, социальное и нравственное здоровье, активную жизнь пожилых людей и гарантировать рождение здорового поколения.

Библиографический список

1. Артюхова, С. И. Основы пищевой биотехнологии и нанотехнологии : учеб. пособие / С. И. Артюхова, Ю. А. Гаврилова. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. — 312 с.

2. Шендеров, Б. А. Функциональное питание и его роль в профилактике метаболического синдрома / Б. А. Шендеров. — М. : ДеЛи принт, 2008. — 319 с.

3. Roberfroid, M. B. Global view on functional foods: European perspectives / M. B. Roberfroid // Brit.J.Nutr. — 2002. — V. 88, Suppl. 2. - P. 133-138.

АРТЮХОВА Светлана Ивановна, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Химическая технология и биотехнология», член-корреспондент Российской академии естествознания. ТЕТЮШЕВА Ирина Фёдоровна, аспирантка кафедры «Химическая технология и биотехнология». Адрес для переписки: asi08@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2014 г.

© С. И. Артюхова, И. Ф. Тетюшева

Книжная полка

Штриплинг, Л. О. Основы защиты окружающей среды : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Л. О. Штриплинг, И. Б. Чебакова; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 1 o=эл. опт. диск (CD-ROM).

В учебном электронном издании приведены сведения о химических методах очистки сточных вод промышленных предприятий от органических и неорганических загрязнений, ионов тяжелых металлов. Рассмотрены методы расчета процесса разбавления промышленных и бытовых стоков в водоеме. Освещены вопросы теоретической основы защиты окружающей среды от излучений. Рекомендуется для самостоятельной работы студентам очной и заочной форм обучения специальности 330200 «Инженерная защита окружающей среды» при изучении курса «Теоретические основы защиты окружающей среды».

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (128) 2014 ЭКОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.