Научная статья на тему 'Изучение информированности населения г. Омска о роли лечебно-􏰀профилактических продуктов в рационе питания'

Изучение информированности населения г. Омска о роли лечебно-􏰀профилактических продуктов в рационе питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артюхова С. И., Молибога Е. А.

Приведены результаты исследования по определению уровня информи􏰀 рованности г. Омска о значении лечебно􏰀профилактических продуктов рациона питания. Социологический опрос 2000 жителей г. Омска проводили в период с января по март 2004 г. в виде анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of Omsk population knowledge level regarding the role of wellness and healthy products in everyday menu

Here one can see the results of scientific study regarding the level of Omsk population knowledge of importance of healthy food products in human’s nutrition. Social investigation for 2000 inhabitants of the Omsk city was held in the form of written questionnaire in January􏰀March 2004.

Текст научной работы на тему «Изучение информированности населения г. Омска о роли лечебно-􏰀профилактических продуктов в рационе питания»

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Изучение информированности населения г. Омска

о роли лечебно-профилактических продуктов в рационе питания

С.И.Артюхова, Е.А.Молибога

Омский государственный аграрный университет

Для коррекции структуры питания населения очень важна проблема формирования навыков здорового питания с использованием функциональных продуктов, важно также учитывать мнение потребителей, на которых данные продукты ориентированы. В связи с этим нами были проведены исследования по определению уровня информированности населения г. Омска о значении лечебно-профилактических продуктов в рационе питания. Социологический опрос 2000 жителей г. Омска проводили в период с января по март 2004 г. в виде анкетирования, центральный вопрос которого звучал: «Насколько Вы информированы о роли лечебно-профилактических продуктов в рационе питания». Анкета содержала вопросы двух видов: на вопросы первой группы следовало выбрать ответ из имеющихся вариантов, на другие -дать ответ самим.

Распределение респондентов по социально-демографическим группам в зависимости от пола и возраста было следующие (%): в зависимости от пола (мужчины - 34,8, женщины -65,2); возраста (10-19 лет - 5,2, 20-29 лет- 31,6, 30-39 лет- 18,4, 40-49 лет - 20,4, 50-59 лет - 16,5, 60 лет и старше - 7,9); от уровня образования

(высшее - 38,1, среднее - 56,9, начальное - 5,0).

По роду занятий опрашиваемые распределились следующим образом (%): учащиеся, студенты - 17,4; специалисты с высшим образованием -26,2; рабочие - 26,1; служащие без высшего образования - 10,6; пенсионеры - 10,6; предприниматели - 3,4; другой род занятий - 3,1; домохозяйки и неработающие - 2,6.

Учитывая, что статус питания служит одним из факторов формирования здоровья и качества жизни человека, представляло интерес выяснить, какую часть семейного бюджета омичи тратят на продукты питания. Выяснилось, что 80 % от семейного бюджета тратят 29,3 % опрошенных; 50 % бюджета -53,5 % и 30 % от бюджета тратят 17,3 %.

Исследования показали, что при оценке уровня собственного здоровья считающих себя здоровыми не так уж много. На вопрос «Считаете ли Вы себя здоровым?» только 34,6 % ответили да. В числе приоритетных причин возникновения заболеваний омичи отмечают неблагоприятную экологическую обстановку (18,1 %), способствующую повышению уровня заболеваемости, современные условия жизни (11,4 %) и материальное положение (10,9%). Среди других причин заболеваний от-

мечали: недостаток в рационе различных минеральных веществ и витаминов (10 %), возраст (9,1 %), наследственность (8,8%), недостаточность питания (7,1 %), загрязнение продуктов питания ксенобиотиками и радионуклидами (6,9%), отсутствие информированности о вреде и пользе продуктов питания (5,6%) и другое (12,1 %).

На вопрос о том, с какими системами организма человека связаны заболевания, были получены следующие данные (%): 26,8 - с пищеварительной системой; 18,4 - сердечнососудистой; 16,5 - центральной нервной системой; 11,9 - иммунной; 10,1 - эндокринной; 8,0 - гинекологической; 5,4- костной и 2,9- онкологической.

На вопрос «Знакомы ли Вы с таким понятием как функциональные, т. е. лечебно-профилактические продукты?» 51,0 % респондентов ответили да. А вот в то, что с их помощью можно оградить организм человека от вредных воздействий окружающей среды, верит только 26,9 % опрошенных; затрудняются ответить 44,9 %; совершенно не верят в данное утверждение

28.3 % респондентов. Но все-таки

29.4 % опрошенных производят свой выбор продуктов, исходя из содержания в них нужных, на их взгляд, микроэлементов, витаминов, минеральных веществ, а 47,8 % никогда не задумывались над своим выбором. Кроме того, 92,4 % омских респондентов предпочитают употреблять именно отечественные продукты питания, и только 7,6 % отдают предпочтение импортной продукции. Оказалось, что для потребителя очень важна информация, содержащаяся на упаковке продукта. Что интересует омского покупателя из данной информации в первую очередь, показано из рис. 1. Наиболее распространенные причины, из-за которых покупатель интересуется

Состав продукта 17 %

Срок хранения 13,30 %

Отсутствие консервантов и красителей -9 %

Внешний вид -10,30 %

Дата изготовления -23,10 %

Цена -27,30 %

Информация о пищевой ценности -7,90

С целью обогащения организма витаминами ■ 13,40 %

Забота о фигуре -11,20 %

Забота о безопасности продукта -20,60 %

Забота о своем здоровье -31,30 %

Стремление к потреблению низкокалорийных продуктов -15,60 %

Рис. 1. Наиболее интересуемая покупателя информация, представленная на упаковке

Рис. 2. Наиболее распространенные причины, из-за которых покупатель интересуется информацией на упаковке

NUTRITION AND HEALTH

информацией на упаковке, представлены на рис. 2.

«Пусть твоя пища будет твоим лекарством, и твое лекарство - твоей пищей», - говорил основоположник мировой клинической медицины - древнегреческий врач Гиппократ (460370 гг. до н.э.). Сегодня настало время вспомнить это положение. Варьируя основными продуктами питания в процессе их производства, необходимо добиваться определенной направленности защитных комплексов и предлагать их для массового потребления, а следовательно, и массового оздоровления населения. Томас Эдисон, широко цитируемый в специальной литературе, говорил, что будущие врачи не будут давать вам лекарство, а будут заинтересовывать пациентов в том, как поддержать человеческий организм и лечить диетами, искоренять причины его заболевания, а не приглушать болезнь. Сегодня надежда на лекарства во всем мире не оправдалась, поэтому значительно больше стали уделять внимания проблемам питания. Многие ученые сделали вывод, что предупреждать болезни и исцеляться от них полноценной и безопасной пищей значительно эффективнее,

чем чужеродными для организма фармацевтическими средствами, дающими негативные побочные эффекты.

Широкое распространение функциональных продуктов в мире связано прежде всего с тем, что из-за малоподвижного образа жизни уменьшился объем пищи, который человек съедает в течение суток. Это общая мировая тенденция. Необходимо, чтобы в этом небольшом объеме содержалось как можно больше полезных веществ, чтобы дневной рацион содержал все необходимые нутриенты. Поэтому человек должен употреблять специально обогащенные, т. е. функциональные продукты. Кроме этого, в распространении функциональных продуктов имеется экологический аспект. Здоровье населения экологически неблагоприятных регионов может быть улучшено введением в рацион продуктов, содержащих вещества, усиливающие адаптационные и защитные свойства организма.

Идея улучшения здоровья населения путем создания условий для рационального питания в настоящее время получила официальное признание и в Российской Федерации. Появилась концепция государственной политики

в этой области. Начато производство отечественных продуктов питания, обогащенных функциональными ингредиентами. Возможно, именно широкая пропаганда, так называемая реклама будут способствовать дальнейшему внедрению в сознание потребителей идей функционального (позитивного и адекватного) питания. Недостаточное внимание, уделяемое данному направлению, подтверждается ответами на вопрос «Обращаете ли Вы внимание на рекламу новых продуктов и употребляете ли Вы их?», нет - ответили 52,8 % опрошенных омичей.

Освоение функционального питания в условиях Российской Федерации в настоящее время нуждается в форсировании независимо от социальных и рыночных условий и определяется прежде всего неблагополучной экологической обстановкой. Актуальность создания новых продуктов с широким спектром защитных функций и ознакомление с ними потребителя различными способами рекламы с целью массового оздоровления людей путем популяционной профилактики останутся острыми до тех пор, пока общественное здоровье не претерпит качественных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.