ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
УДК 339.166.82
Социологическое обоснование целесообразности разработки
новых продуктов детского питания
Е.В. Писарева, Е.В. Лукашина
Пермский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
Современное состояние рынка детского питания России требует решения ряда проблем. Серьезное вмешательство в традиционно сложившуюся структуру питания человека продиктовано объективными изменениями в образе жизни, наборе продуктов питания и их пищевой ценности, в том числе и для детей.
Высокий уровень загрязнения радиоактивными и токсичными элементами окружающей среды приводит к необходимости поиска, разработки и внедрения в производство лечебно-профилактических продуктов питания, предназначенных для выведения из организма ребенка тяжелых металлов и повышения со-
%
100 80 60 40 20 0
I Ряд 1
Пром.
0,5
—I—4—
Домаш.
Затруд. ответить
10,7
Рис. 1. Предпочтительный вид прикорма
Рис. 2. Мотивации потребителей ПДП
100 80 60 40 20 0
| Ряд 1
Положительно Отрицательно Безразлично
3,1
9
Ключевые слова: детское питание; здоровое питание; функциональные продукты; исследование рынка; анкетирование; фокус-группа.
Key words: a children's food; a healthy food; functional products; market research; questioning; focus group.
Рис. 3. Отношение потребителей к возможности обогащения ПДП с помощью пищевых добавок
противляемости неблагоприятным факторам окружающей среды.
Однако только маркетинговые исследования могут определить готовность рынка к появлению новых продуктов.
С целью социологического обоснования целесообразности разработки новых продуктов детского питания была применена комбинация методов маркетинговых исследований: анкетирование и фокус-группа.
Для определения потенциальных возможностей рынка продуктов детского питания на первом этапе были проведены анкетные опросы в продовольственных магазинах и детских больницах г. Перми в период с 25 ноября 2007 г. по 3 марта 2008 г. Репрезентативная выборка по опросу составила 515 респондентов, что соответствует 4 % пермячек, ставших матерями в 2007 г. (по данным, предоставленным органами ЗАГС г. Перми).
По результатам опроса выявлено, что потенциальным потребителем продуктов детского питания (ПДП) являются женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим или неполным высшим образованием, принадлежащие к категории людей, занятых в сфере предпринимательства или в бюджетной сфере с доходом на одного члена семьи от 5 до 10 тыс. руб. в месяц (по уровню конца 2007 г.). Данный вывод в дальнейшем послужил основанием для выбора участников фокус-группы.
Участникам анкетирования было предложено ответить на 11 вопросов. Остановимся на основных.
Вопрос о том, какие виды прикорма предпочитают пермские потребители ПДП, выявил тенденцию к отказу от ПДП домашнего приготовления в пользу готовых (рис. 1).
Установленный факт потребительских предпочтений можно объяснить общей тенденцией роста реальных доходов населения, ускорением темпов жизни, сокращением нахождения матерей в отпуске по уходу за ребенком. Последние два фактора подтверждаются проведенным по данному исследованию опросом:
78.4 % опрошенных считают использование для прикорма ребенка ПДП промышленного производства простым и удобным (рис. 2).
Также на рис. 2 видно отрицательное отношение к ПДП промышленного производства у 3,1 % опрошенных. Респонденты приводили следующие аргументы: «Не доверяю информации на этикетке», «Не понятно, как они действуют на детский организм», «В них содержатся консерванты или другие химические вещества». Из числа противников ПДП промышленного производства 25 % имеют доход на одного члена семьи менее 3 тыс. руб., т. е. можно сделать вывод, что невозможность выделения средств из семейного бюджета на приобретение готовых продуктов прикорма респонденты оправдывают их «вредностью». Дополнительную пользу для растущего детского организма в ПДП видят
18.5 % опрошенных.
Данная ситуация показывает, что в обществе нет четкого понимания, что полезно, а что вредно для питания ребенка. Эту проблему можно решить в ходе просветительской работы среди населения (а именно среди матерей) и повышения уровня доходов населения. Кроме того, для коррекции структуры питания населения очень важна проблема формирования навыков здорового питания с использованием функциональных продуктов.
Главной задачей анкетирования было изучение мнения потребителей о целесообразности применения пищевых добавок для обогащения пищевой ценности ПДП. Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к возможности обогащения ПДП различными нутриентами?» распределились следующим образом (рис. 3).
Результаты опроса позволяют сделать вывод о целесообразности введения пищевых добавок в ПДП, так как 87,9 % опрошенных высказали свое одобрение.
Более глубокое интервьюирование потенциальных покупателей с помощью фокус-группы, проведенное на втором этапе маркетинговых исследований, дополнило данные опроса.
NUTRITION AND HEALTH
Участниками фокус-группы стали восемь женщин в возрасте от 19 до 35 лет с разным уровнем образования и дохода, имеющие детей в возрасте до 1 года.
Первая группа вопросов, заданная модератором фокус-группы, была нацелена на определение степени сопряженности понятий «экология», «здоровье», «развитие» и «детское питание» у покупателей.
Большинство участников фокус-группы в высказываниях обратили внимание на неблагоприятную экологическую обстановку в г. Перми и ее тесную взаимосвязь со здоровьем детей.
На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что здоровье ребенка напрямую зависит от характера питания?» 100 % участников ответили «совершенно согласна».
При дальнейшем обсуждении проблемы стала очевидной неосведомленность всех участниц исследования о способности некоторых ингредиентов рациона снижать негативное воздействие окружающей среды на организм: респонденты никогда не слышали понятие «биопротекторные свойства».
Ранее, в ходе проведения анкетирования, выяснилось, что пермяки выражают заинтересованность в составе ПДП (на вопрос «Обращаете ли Вы внимание на маркировку продуктов детского питания?» 94 % респондентов ответили утвердительно). Поэтому при проведении фокус-группы было важно выявить степень лояльности покупателей к различным ингредиентам ПДП, указываемым на маркировке.
Вниманию участниц фокус-группы было предложено шесть вариантов составов ПДП. При этом отрицательное отношение было высказано к продуктам, имеющим в составе концентрированный лимонный сок, крахмал, нетрадици-
онные виды мяса, обезвоженный картофель.
Степень лояльности покупателей к ингредиентам ПДП: положительное отношение - мясо, овощная добавка, растительное масло, овощное пюре; нейтральное - субпродукты, растительный порошок, соль, специи, сухой мясной бульон, витамин-но-минеральный премикс; отрицательное - соевый белок, добавки с индексом «Е».
В ходе обсуждения поставленного вопроса выяснилось, что резко отрицательное отношение покупателей к соевому белку и добавкам с индексом «Е» сформировалось под влиянием СМИ. Нейтральное отношение к ингредиентам участники фокус-группы пояснить не смогли. Таким образом, можно сделать вывод о низкой осведомленности покупателей о значении этих компонентов в питании детей. Традиционные же компоненты «взрослого» стола вызвали положительное отношение.
На вопрос «Купите ли Вы детское питание с надписью «Обогащено?» были предложены следующие варианты ответов: 1) «Несомненно куплю»; 2) «Вероятно куплю»; 3) «Может куплю, может не куплю»; 4) «Вероятно не куплю»; 5) «Несомненно не куплю».
Две участницы группы дали ответ под № 1, четыре участницы - ответ под № 2, две - под № 3, отрицательных ответов получено не было.
Участницы, давшие ответ «Несомненно куплю», объясняют это достаточно широкой рекламной пропагандой обогащенных продуктов питания в СМИ и своим согласием с их полезностью. Ответ «Вероятно куплю» был пояснен следующим образом: «Ребенку необходимы витамины для роста и развития. Но ведь детское питание и так полезно». Ответ «Может куплю, может не куплю» участницы также
объяснили рекламой, но при этом задали вопрос: «А это на самом деле полезно?». Следует отметить, что «полезность» продуктов у покупателей ассоциируется исключительно с витаминами. Незнание о способности полезных веществ противостоять вредным факторам окружающей среды вновь подтвердилось.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно лояльном отношении потенциальных покупателей к обогащению ПДП, что подтверждает результаты анкетного опроса.
Эксперты дают положительные прогнозы развития рынка детского питания. Целесообразность разработки новых ПДП с направленными лечебно-профилактическими свойствами подтверждают результаты проведенного маркетингового исследования. В связи с этим, можно сделать следующие выводы:
целесообразно создание рецептур ПДП с заданными потребительскими свойствами, в том числе предназначенных для выведения из организма радионуклидов и повышения защитных сил организма ребенка;
актуальна разработка технологии производства пищевых добавок, содержащих биопротекторы, позволяющих как выводить радионуклиды, так и восполнять недостаток полезных веществ в рационе питания детей раннего возраста;
положительной динамике спроса населения на ПДП с повышенной пищевой ценностью и заданными лечебно-профилактическими свойствами будет способствовать просветительская работа среди потенциальных потребителей ПДП;
введение добавок не должно приводить к существенному удорожанию конечного продукта, который должен оставаться доступным для потребителей со средним и низким доходом.
Все на праздник мороженого - праздник здорового образа жизни!
Союз мороженщиков России уже в 14-й раз проводит Праздник мороженого, который впервые был организован в год 850-летия города Москвы.
По своему масштабу он входит в число крупнейших городских акций. Достаточно сказать, что в 2009 г. его посетили свыше 300 тыс. человек.
По традиции Праздник мороженого приурочен к Международному дню защиты детей. Ведь именно он является самым детским, самым молодежным, самым семейным праздником.
Программа Праздника как всегда разнообразна и рассчитана на все возрастные категории москвичей и гостей столицы. Она предусматривает разнообразные развлечения - спортивные состязания, конкурсы с многочисленными призами, аттракционы,
(30 мая в ПКиО «Сокольники» с 11.00)
викторины, эстафеты, праздничную лотерею, большую концертную программу эстрадных и цирковых артистов, детских художественных коллективов, молодежную дискотеку, которые пройдут на центральной сцене и праздничных площадках компаний-партнеров.
Особенностью традиционного московского Праздника мороженого в этом году станет проведение акций, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Фронтовики, оденьте ордена»; Году учителя в России «Всем классом - на Праздник мороженого». А также акция «Праздник мороженого — в книгу Гиннеса!».
Ждем Вас на увлекательном, сладком празднике — Празднике мороженого-2010!