Научная статья на тему 'Социологическое обоснование целесообразности разработки новых продуктов детского питания'

Социологическое обоснование целесообразности разработки новых продуктов детского питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ / CHILDREN'S FOOD / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / HEALTHY FOOD / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ / FUNCTIONAL PRODUCTS / ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА / MARKET RESEARCH / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONING / ФОКУС-ГРУППА / FOCUS GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Писарева Е.В., Лукашина Е.В.

Авторами исследована готовность рынка к появлению новых продуктов детского питания. Обращается внимание на степень осведомленности рядовых потребителей о взаимосвязи экологии мегаполиса и здоровья его жителей, возможности снижения негативного воздействия окружающей среды на организм человека с помощью полезных ингредиентов пищи. Для проведения маркетингового исследования была применена комбинация методов: анкетирование и фокус-группа. Результатом исследования стало подтверждение целесообразности разработки обогащенных продуктов детского питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A sociological substantiation of expediency of working out of new products of a children's food

The market readiness' for the appearance of new food products for children is presented in the article. The attention is paid to the correlation between the mega polis ecology and the health of it's inhabitants, the possibility of lowering the negative influence over the man's organism with the help of the useful food ingredients. For the marketing research, there was used the combination of methods: the questionnaire and the focus-group. The result is the expediency of the elaboration of enriched food products for children.

Текст научной работы на тему «Социологическое обоснование целесообразности разработки новых продуктов детского питания»

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

УДК 339.166.82

Социологическое обоснование целесообразности разработки

новых продуктов детского питания

Е.В. Писарева, Е.В. Лукашина

Пермский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

Современное состояние рынка детского питания России требует решения ряда проблем. Серьезное вмешательство в традиционно сложившуюся структуру питания человека продиктовано объективными изменениями в образе жизни, наборе продуктов питания и их пищевой ценности, в том числе и для детей.

Высокий уровень загрязнения радиоактивными и токсичными элементами окружающей среды приводит к необходимости поиска, разработки и внедрения в производство лечебно-профилактических продуктов питания, предназначенных для выведения из организма ребенка тяжелых металлов и повышения со-

%

100 80 60 40 20 0

I Ряд 1

Пром.

0,5

—I—4—

Домаш.

Затруд. ответить

10,7

Рис. 1. Предпочтительный вид прикорма

Рис. 2. Мотивации потребителей ПДП

100 80 60 40 20 0

| Ряд 1

Положительно Отрицательно Безразлично

3,1

9

Ключевые слова: детское питание; здоровое питание; функциональные продукты; исследование рынка; анкетирование; фокус-группа.

Key words: a children's food; a healthy food; functional products; market research; questioning; focus group.

Рис. 3. Отношение потребителей к возможности обогащения ПДП с помощью пищевых добавок

противляемости неблагоприятным факторам окружающей среды.

Однако только маркетинговые исследования могут определить готовность рынка к появлению новых продуктов.

С целью социологического обоснования целесообразности разработки новых продуктов детского питания была применена комбинация методов маркетинговых исследований: анкетирование и фокус-группа.

Для определения потенциальных возможностей рынка продуктов детского питания на первом этапе были проведены анкетные опросы в продовольственных магазинах и детских больницах г. Перми в период с 25 ноября 2007 г. по 3 марта 2008 г. Репрезентативная выборка по опросу составила 515 респондентов, что соответствует 4 % пермячек, ставших матерями в 2007 г. (по данным, предоставленным органами ЗАГС г. Перми).

По результатам опроса выявлено, что потенциальным потребителем продуктов детского питания (ПДП) являются женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим или неполным высшим образованием, принадлежащие к категории людей, занятых в сфере предпринимательства или в бюджетной сфере с доходом на одного члена семьи от 5 до 10 тыс. руб. в месяц (по уровню конца 2007 г.). Данный вывод в дальнейшем послужил основанием для выбора участников фокус-группы.

Участникам анкетирования было предложено ответить на 11 вопросов. Остановимся на основных.

Вопрос о том, какие виды прикорма предпочитают пермские потребители ПДП, выявил тенденцию к отказу от ПДП домашнего приготовления в пользу готовых (рис. 1).

Установленный факт потребительских предпочтений можно объяснить общей тенденцией роста реальных доходов населения, ускорением темпов жизни, сокращением нахождения матерей в отпуске по уходу за ребенком. Последние два фактора подтверждаются проведенным по данному исследованию опросом:

78.4 % опрошенных считают использование для прикорма ребенка ПДП промышленного производства простым и удобным (рис. 2).

Также на рис. 2 видно отрицательное отношение к ПДП промышленного производства у 3,1 % опрошенных. Респонденты приводили следующие аргументы: «Не доверяю информации на этикетке», «Не понятно, как они действуют на детский организм», «В них содержатся консерванты или другие химические вещества». Из числа противников ПДП промышленного производства 25 % имеют доход на одного члена семьи менее 3 тыс. руб., т. е. можно сделать вывод, что невозможность выделения средств из семейного бюджета на приобретение готовых продуктов прикорма респонденты оправдывают их «вредностью». Дополнительную пользу для растущего детского организма в ПДП видят

18.5 % опрошенных.

Данная ситуация показывает, что в обществе нет четкого понимания, что полезно, а что вредно для питания ребенка. Эту проблему можно решить в ходе просветительской работы среди населения (а именно среди матерей) и повышения уровня доходов населения. Кроме того, для коррекции структуры питания населения очень важна проблема формирования навыков здорового питания с использованием функциональных продуктов.

Главной задачей анкетирования было изучение мнения потребителей о целесообразности применения пищевых добавок для обогащения пищевой ценности ПДП. Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к возможности обогащения ПДП различными нутриентами?» распределились следующим образом (рис. 3).

Результаты опроса позволяют сделать вывод о целесообразности введения пищевых добавок в ПДП, так как 87,9 % опрошенных высказали свое одобрение.

Более глубокое интервьюирование потенциальных покупателей с помощью фокус-группы, проведенное на втором этапе маркетинговых исследований, дополнило данные опроса.

NUTRITION AND HEALTH

Участниками фокус-группы стали восемь женщин в возрасте от 19 до 35 лет с разным уровнем образования и дохода, имеющие детей в возрасте до 1 года.

Первая группа вопросов, заданная модератором фокус-группы, была нацелена на определение степени сопряженности понятий «экология», «здоровье», «развитие» и «детское питание» у покупателей.

Большинство участников фокус-группы в высказываниях обратили внимание на неблагоприятную экологическую обстановку в г. Перми и ее тесную взаимосвязь со здоровьем детей.

На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что здоровье ребенка напрямую зависит от характера питания?» 100 % участников ответили «совершенно согласна».

При дальнейшем обсуждении проблемы стала очевидной неосведомленность всех участниц исследования о способности некоторых ингредиентов рациона снижать негативное воздействие окружающей среды на организм: респонденты никогда не слышали понятие «биопротекторные свойства».

Ранее, в ходе проведения анкетирования, выяснилось, что пермяки выражают заинтересованность в составе ПДП (на вопрос «Обращаете ли Вы внимание на маркировку продуктов детского питания?» 94 % респондентов ответили утвердительно). Поэтому при проведении фокус-группы было важно выявить степень лояльности покупателей к различным ингредиентам ПДП, указываемым на маркировке.

Вниманию участниц фокус-группы было предложено шесть вариантов составов ПДП. При этом отрицательное отношение было высказано к продуктам, имеющим в составе концентрированный лимонный сок, крахмал, нетрадици-

онные виды мяса, обезвоженный картофель.

Степень лояльности покупателей к ингредиентам ПДП: положительное отношение - мясо, овощная добавка, растительное масло, овощное пюре; нейтральное - субпродукты, растительный порошок, соль, специи, сухой мясной бульон, витамин-но-минеральный премикс; отрицательное - соевый белок, добавки с индексом «Е».

В ходе обсуждения поставленного вопроса выяснилось, что резко отрицательное отношение покупателей к соевому белку и добавкам с индексом «Е» сформировалось под влиянием СМИ. Нейтральное отношение к ингредиентам участники фокус-группы пояснить не смогли. Таким образом, можно сделать вывод о низкой осведомленности покупателей о значении этих компонентов в питании детей. Традиционные же компоненты «взрослого» стола вызвали положительное отношение.

На вопрос «Купите ли Вы детское питание с надписью «Обогащено?» были предложены следующие варианты ответов: 1) «Несомненно куплю»; 2) «Вероятно куплю»; 3) «Может куплю, может не куплю»; 4) «Вероятно не куплю»; 5) «Несомненно не куплю».

Две участницы группы дали ответ под № 1, четыре участницы - ответ под № 2, две - под № 3, отрицательных ответов получено не было.

Участницы, давшие ответ «Несомненно куплю», объясняют это достаточно широкой рекламной пропагандой обогащенных продуктов питания в СМИ и своим согласием с их полезностью. Ответ «Вероятно куплю» был пояснен следующим образом: «Ребенку необходимы витамины для роста и развития. Но ведь детское питание и так полезно». Ответ «Может куплю, может не куплю» участницы также

объяснили рекламой, но при этом задали вопрос: «А это на самом деле полезно?». Следует отметить, что «полезность» продуктов у покупателей ассоциируется исключительно с витаминами. Незнание о способности полезных веществ противостоять вредным факторам окружающей среды вновь подтвердилось.

Таким образом, можно сделать вывод о достаточно лояльном отношении потенциальных покупателей к обогащению ПДП, что подтверждает результаты анкетного опроса.

Эксперты дают положительные прогнозы развития рынка детского питания. Целесообразность разработки новых ПДП с направленными лечебно-профилактическими свойствами подтверждают результаты проведенного маркетингового исследования. В связи с этим, можно сделать следующие выводы:

целесообразно создание рецептур ПДП с заданными потребительскими свойствами, в том числе предназначенных для выведения из организма радионуклидов и повышения защитных сил организма ребенка;

актуальна разработка технологии производства пищевых добавок, содержащих биопротекторы, позволяющих как выводить радионуклиды, так и восполнять недостаток полезных веществ в рационе питания детей раннего возраста;

положительной динамике спроса населения на ПДП с повышенной пищевой ценностью и заданными лечебно-профилактическими свойствами будет способствовать просветительская работа среди потенциальных потребителей ПДП;

введение добавок не должно приводить к существенному удорожанию конечного продукта, который должен оставаться доступным для потребителей со средним и низким доходом.

Все на праздник мороженого - праздник здорового образа жизни!

Союз мороженщиков России уже в 14-й раз проводит Праздник мороженого, который впервые был организован в год 850-летия города Москвы.

По своему масштабу он входит в число крупнейших городских акций. Достаточно сказать, что в 2009 г. его посетили свыше 300 тыс. человек.

По традиции Праздник мороженого приурочен к Международному дню защиты детей. Ведь именно он является самым детским, самым молодежным, самым семейным праздником.

Программа Праздника как всегда разнообразна и рассчитана на все возрастные категории москвичей и гостей столицы. Она предусматривает разнообразные развлечения - спортивные состязания, конкурсы с многочисленными призами, аттракционы,

(30 мая в ПКиО «Сокольники» с 11.00)

викторины, эстафеты, праздничную лотерею, большую концертную программу эстрадных и цирковых артистов, детских художественных коллективов, молодежную дискотеку, которые пройдут на центральной сцене и праздничных площадках компаний-партнеров.

Особенностью традиционного московского Праздника мороженого в этом году станет проведение акций, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Фронтовики, оденьте ордена»; Году учителя в России «Всем классом - на Праздник мороженого». А также акция «Праздник мороженого — в книгу Гиннеса!».

Ждем Вас на увлекательном, сладком празднике — Празднике мороженого-2010!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.