Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / развитие / развивающая программа / эмоциональный интеллект / студенты-психологи / внутриличностный и межличностный интеллект / профессиональная деятельность / эмоциональная гибкость и устойчивость / research / development / development program / emotional intelligence / psychology students / intrapersonal and interpersonal intelligence / professional activity / emotional flexibility and resilience

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна, Кечина Марина Александровна

Статья посвящена изучению эмоционального интеллекта студентов направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Сформированный эмоциональный интеллект может воздействовать на достижения студента в учебной и профессиональной деятельности, а также в сфере межличностных отношений. Он является основой психического здоровья личности и способствует формированию позитивного отношения к себе, людям и будущей профессии. Исследование проводилось в несколько этапов: систематизация психолого-педагогических исследований по изучаемому вопросу; подбор и проведение методик «Тест на эмоциональный интеллект» Н. Холла, «Эмоциональный интеллект «Эмин» Д. В. Люсина; проектирование и реализация развивающей программы; математическая обработка данных (ф*-угловое преобразование Фишера), свидетельствующая о позитивной динамики межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта будущих психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна, Кечина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is devoted to the study the article of intelligence emotional of students in the field of Psychological and Pedagogical Education. The formed emotional intelligence can affect the student's achievements in educational and professional activities, as well as in the field of interpersonal relationships. It is the basis of a person's mental health and contributes to the formation of a positive attitude towards oneself, people and the future profession. Was carried out in several stages the study: systematization of psychological and pedagogical research on the issue under study; selection and implementation of the methods by N. Hall «Emotional Intelligence Test», Emotional Intelligence «Emin» by D. V. Lyusin; design of a developmental program; mathematical data processing (ф* Fisher angular transformation), which testifies to the positive dynamics of interpersonal and intrapersonal emotional intelligence of future psychologists.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

Гипотеза о том, что студенты с низким уровнем прокраетинации демонстрируют более высокий уровень самооценки и мотивации достижения успеха по сравнению со студентами с высоким уровнем прокраетинации- подтвердилась частично. У студентов с разным уровнем прокраетинации не было обнаружено значимых отличий в уровне самооценки. Это можно объяснить тем, что прокрастинирование как постоянное откладывание работы над задачей не обязательно приводит к ухудшению результата или не выполнению задачи. Студент может в итоге справиться с поставленной задачей на достаточном или высоком уровне успешности, несмотря на наличие прокраетинации при ее выполнении.

Обнаружены значимые отличия у студентов с низким и высоким уровнем прокраетинации в особенностях мотивации. Студенты с низким уровнем прокраетинации мотивации действительно показали более низкий уровень мотивации избегания неудач и более высокий уровень мотивации достижения успеха, в сравнении со студентами с высоким уровнем прокраетинации, что соответствует нашему предположению. Студенты с высоким уровнем прокраетинации более склонны к мотивации избегания неудач и менее склонны к мотивации достижения успеха. Этим можно объяснить потребность данной группы студентов в откладывании начала работы над задачей: у них выше тревога (страх неудачи) перед выполнением заданий, особенно если результаты проделанной работы будут оцениваться другими людьми.

Поскольку высокий уровень прокраетинации показали 57% студентов, мы считаем важным способствовать развитию навыков саморегуляции и тайм-менеджмента, разработку психологического сопровождения и соответствующих рекомендаций для студентов. С технологиями и упражнениями по развитию навыков саморегуляции у студентов можно познакомиться в теоретико-экспериментальной статье О.В. Лебедевой, Ф.В. Повшедной, Н.Б. Карабущенко. Авторы отмечают, что чем выше «общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности» [5, С. 8].

Дальнейшим направлением исследования может стать увеличение выборки испытуемых, а также сравнение успешности в обучении студентов с низким и высоким уровнем прокраетинации.

Литература:

1. Белышева, А.Н. Прокрастинация подростков как форма реакции на стресс у подростков / А.Н. Белышева, Л.А. Глинчева // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №80-4. - С. 202-205

2. Варваричева, Я.И. Феномен прокраетинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-130

3. Киселева, М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокраетинации личности / М.А. Киселева // Гуманизация образования. -2014. - № 6. - С. 68-73

4. Ковылин, B.C. Теоретические основы изучения феномена прокраетинации / B.C. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. -2013. - № 2(2). - С. 22-41

5. Лебедева, О.В. Возможности развития саморегуляции студента - будущего педагога в условиях современного педагогического вуза / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, Н.Б. Карабущенко // Вестник Мининского университета. - 2016. -№2(15).-С.32.

6. Мамонова, Б.Б. Особенности проявления личностной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Б.Б. Мамонова, И.В. Черемисова, О.В. Суворова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 3(16). - С. 21.

7. Knaus, W.J. The procrastination workbook. Your personalized program for breaking free from the patterns that hold you back/W.J. Knaus.-New Harbinger. 2002. - 170 p.

8. Гау, C.H. At last, my research article on procrastination / C.H. Гау 11 Journal of Research in Personality. - 1986. - Volume 20. Issue 4.-P. 474-495

9. Milgram, N. Procrastination in daily living / N. Milgram // Psychological Reports. - 1988. - №63(3). - P. 752-754

10. Steel, P. The nature of procrastination: a meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure / P. Steel //Psychological bulletin, 133,-2007. - P. 65-94

Психология

УДК 37.015.3 (045)

кандидат психологических наук, доцент Кудашкина Ольга Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Кечина Марина Александровна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск)

ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению эмоционального интеллекта студентов направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Сформированный эмоциональный интеллект может воздействовать на достижения студента в учебной и профессиональной деятельности, а также в сфере межличностных отношений. Он является основой психического здоровья личности и способствует формированию позитивного отношения к себе, людям и будущей профессии. Исследование проводилось в несколько этапов: систематизация психолого-педагогических исследований по изучаемому вопросу; подбор и проведение методик «Тест на эмоциональный интеллект» Н. Холла, «Эмоциональный интеллект «Эмин» Д. В. Люсина; проектирование и реализация развивающей программы; математическая обработка данных (ф*-угловое преобразование Фишера), свидетельствующая о позитивной динамики межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта будущих психологов.

Ключевые слова: исследование, развитие, развивающая программа, эмоциональный интеллект, студенты-психологи, внутриличностный и межличностный интеллект, профессиональная деятельность, эмоциональная гибкость и устойчивость.

Annotation. Is devoted to the study the article of intelligence emotional of students in the field of Psychological and Pedagogical Education. The formed emotional intelligence can affect the student's achievements in educational and professional activities, as well as in the field of interpersonal relationships. It is the basis of a person's mental health and contributes to the formation of a positive attitude towards oneself, people and the future profession. Was carried out in several stages the study: systematization of psychological and pedagogical research on the issue under study; selection and implementation of the methods by N. Hall «Emotional Intelligence Test», Emotional Intelligence «Emin» by D. V. Eyusin; design of a developmental program; mathematical data processing (ф* Fisher angular transformation), which testifies to the positive dynamics of interpersonal and intrapersonal emotional intelligence of future psychologists.

Key words: research, development, development program, emotional intelligence, psychology students, intrapersonal and interpersonal intelligence, professional activity, emotional flexibility and resilience.

Научно-исследовательская работа выполнена в рамках гранта по сетевому взаимодействию вузов-партнеров (БГПУ имениМ. Акмулы иМГПУ имени М.Е. Евсевьева), тема «Преодоление эмоциональных проблем обучающихся в

условиях образовательной среды»

Введение. В современной ситуации социально-экономического развития достаточно резко во многих сферах (образование, здравоохранение, социальные реабилитационные учреждения, система МВД, МЧС, военные структуры и т.д.) возрастает спрос на профессионала, качественно и мобильно выполняющего свои трудовые функции в различных стрессовых и кризисных ситуациях, обладающего высоким уровнем эмоционального самоконтроля. К данной категории профессиональных областей относится профессия «психолог».

Современное высшее педагогическое образование нацелено не только на развитие гражданской идентичности у выпускника, но и на формирование у него соответствующих компетенций для последующего применения их в профессиональной деятельности [1].

Студенческая молодежь - это социальная категория активной части общества, которая имеет общие и характерные черты: активность, стремление ко всему новому, способность к творческой деятельности, интеллектуальная мобильность, склонность к максимализму и др. В период студенчества происходит личностное, социальное и профессиональное становление. В процессе освоения образовательной программы высшего образования у студентов формируются гибкие профессиональные навыки, такие как инновационное мышление, коммуникабельность, высокий уровень креативности, хорошая рефлексия, эмпатия, умение работать в команде и др. Они помогают будущему выпускнику эффективно взаимодействовать в коллективе и находить конструктивные пути решения поставленных задач.

Профессиональные навыки очень важны в трудовой деятельности, но их сложнее будет реализовать, если психолог не владеет навыками стрессоустойчивости, эмоциональной осознанности, ассертивности. Так как, оказание психологической помощи субъектам, находящимся в кризисной ситуации, требуют от данного специалиста высокого уровня понимания и управления собственными эмоциями и чувствами [5].

Реализация профессиональной деятельности будущего психолога, сталкивающегося со страхом и тревогой, стрессовыми ситуациями, посттравматическими расстройствами, неопределённостью, неуверенностью связана с проявлением рационализма, объективной оценки ситуации, спокойным принятием решений.

В настоящий момент психологу приходится работать в различных ситуациях, где уровень психоэмоционального напряжения достаточно высок. Например, среди них организация психологической помощи военнослужащим в зоне боевых действий, диагностика и работа с посттравматическим стрессовым расстройством, осуществление социально-психологической реадаптации участников боевых действий, профилактика и преодоление склонности к суицидальному поведению и т.д.

Будущий психолог, осуществляя непосредственно первичную профессиональную деятельность в процессе производственных практик, может сталкиваться с проблемами эмоционального троллинга, требующего на данном этапе эмоциональной гибкости и устойчивости. В связи с этим представляется актуальным изучение и развитие эмоционального интеллекта будущих психологов в условиях образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Проблемой анализа эмоционального интеллекта в современной отечественной психологии занимаются И.Н. Андреева, И.И. Ветрова, Г.Г. Гарскова, Е.П. Ильин, A.B. Карпов, Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, М.А. Манойлова и др. Проведенные научные исследования способствуют более глубокому анализу понятия эмоционального интеллекта и его значимости в структуре личности.

Ряд ученых в понятие «эмоциональный интеллект» вкладывают содержание, раскрывающее способность личности понимать эмоциональное состояние окружающих и формировать позитивные стратегии когнитивно-эмоционального поведения [2].

Эмоциональный интеллект понимают как уникальную структуру, которая способствует распознаванию и осознанию не только своих эмоций и чувств, но и эмоциональных проявлений окружающих людей, психологической атмосферы конкретных ситуаций [9].

В современной ситуации студенты сталкиваются с различными трудностями образовательного процесса, среди них дистанционное обучение, интенсификация процесса образования.

Студенты, испытывая значительные нагрузки в процессе обучения, переносят свое эмоциональное состояние не только в учебную деятельность, но и на межличностное взаимодействие и общение внутри академической группы [4].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что для эмоционального интеллекта как профессионально-личностной характеристики психолога, деятельность которого связана с повышенной эмоциональной напряженностью содержит в себе эмпатию, коммуникативную толерантность, адекватный уровень самооценки, уровень притязаний, уверенность в собственной профессиональной компетентности, способность к осознанию и управлению своими чувствами и эмоциями [3].

Отсутствие компетентности в понимании и регулировании эмоциональных состояний способно привести к эмоциональным перегрузкам, конфликтам, депрессии, трудностям в установлении доверительных контактов, психосоматическим заболеваниям [6].

Экспериментальное изучение эмоционального интеллекта будущих психологов проводилось на базе МГПУ им. М. Е. Евсевьева, в исследовании приняло участие 47 студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Дизайн экспериментального исследования представляет собой сравнительное изучение эмоционального интеллекта будущих психологов до и после реализации развивающей программы «Калейдоскоп настроения».

Задачи программы:

- расширить знания об эмоциональном интеллекте;

- углубить представление о средствах развития эмоционального интеллекта и эмоциональной грамотности;

- формировать умения понимать эмоции, управлять эмоциями и эмоциональными состояниями;

- дать представления о различных методах развития эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчивости.

Приблизительная тематика занятий: «Зеркало моих эмоций», «Я управляю эмоциями», «Мои чувства и настроение»,

«Психологическая безопасность эмоций», «Эмоциональность и отношения в коллективе», «Стресс и наши эмоции», профилактические игры «Мы в стране эмоций», «Интерактивная планета эмоций», арт-терапевтическая техника «Рамка», элементы нейрогимнастики и дыхательные упражнения и т.д.

Тренинговые приемы и техники: «Котелок отличного настроения», техника «Интуитивная мандала», «Нейрокросс», «Аптечка ресурсов», «Корабль возможностей», «Мое счастье», «Танец слов», также нами были реализованы настольные психологические игры, работа с метафорическими картами, стендовой информацией, элементами антикризисной арт-терапией.

С целью изучения эмоционального интеллекта нами использовался опросник «Тест на эмоциональный интеллект» (методика Н. Холла) [8]. В таблице 1 представлены экспериментальные данные.

Таблица 1

Результаты исследования эмоционального интеллекта студентов

Шкалы Этапы исследования / Величина и значимость ф -критерия Уровни

Высокий Средний Низкий

абс. % абс. % абс. %

Эмоциональная осведомленность Конст. 10 21,3 17 36,2 20 42,5

Контр. 13 27,7 14 51 10 23,1

Величина и значимость Ф - критерия 0,495 1,455 2,022*

Управление своими эмоциями Конст. 10 21,3 18 38,3 19 40,4

Контр. 12 25,5 27 57,5 8 17

Величина и значимость Ф - критерия 0,485 1,872* 2,561**

Самомотивация Конст. 10 21,3 17 36,2 20 42,5

Контр. 13 27,7 24 51 10 23,1

Величина и значимость Ф - критерия 0,495 1,455 2,022*

Эмпатия Конст. 10 21,3 17 36,2 20 42,5

Контр. 13 27,7 25 53,2 9 19,1

Величина и значимость Ф - критерия 0,495 1,668* 2,498**

Распознавание эмоций других людей Конст. 10 21,3 17 36,2 20 42,5

Контр. 13 27,7 24 51 10 23,1

Величина и значимость Ф - критерия 0,495 1,455 2,022*

Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта Конст. 10 21,3 17 36,2 20 42,5

Контр. 13 27,7 25 53,2 9 19,1

Величина и значимость Ф - критерия 0,495 1,668* 2,498**

Анализ полученных количественных данных после реализации программы демонстрирует, что по шкале «эмоциональная осведомленность» возросло количество респондентов с высокими и средними показателями, что подтверждается статистическими данными согласно ф - критерию Фишера (р — 0,05). Обучающиеся чаще стали более осмысленно анализировать и рефлексировать личные эмоции и эмоциональные переживания, прогнозировать их последствия.

Значительно увеличилось количество молодых людей со средним (р — 0,05) и высоким уровнями (р — 0,01) -управления и контроля своими чувствами и эмоциями. У студентов, принимавших участие в программе, существенно повысился уровень самоконтроля в эмоциональной сфере. Агрессивные реакции на происходящие события, тревожное состояние, ослабленный эмоциональный самоконтроль и неустойчивость переменились на уравновешенность и решимость в общении.

Возросло количество обучающихся с высоким и средним уровнями «самомотивации» к понимаю собственных и чужих эмоций, повысился уровень сформированности мотивации на сотрудничество с другими людьми, выявлены достоверно значимые различия по показателю «низкий уровень» на уровне р — 0,05.

Увеличилось количество молодых людей с высоким и средним уровнем эмпатии. Установлены значимые различия по показателю «низкий уровень» на уровне р — 0,05. Студенты-бакалавры стали более лучше понимать чувства других, повысилась способность к пониманию своего собеседника без оценок и суждений.

Увеличилось количество молодых людей с высоким и средним уровнем распознавания эмоций других людей, обнаружены статистически значимые различия на уровне р — 0,05 по показателю «низкий уровень».

После реализации программы у студентов отмечается высокая степень сформированности способности дифференцировать выражения чувств других людей, передаваемых мимикой, движениями тела, связанных с социальными способностями и взаимодействием. Обучающиеся стали более наблюдательны и чутки по отношению к себе, умеют подмечать малоприметные и незначительные эмоциональные особенности товарищей по общению.

С целью диагностики межличностного эмоционального интеллекта будущих психологов нами использовался опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д. В. Люсина [8]. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка динамики показателей эмоционального интеллекта студентов

Шкала Этапы исследования Уровни эмоционального интеллекта студентов

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Межличностный эмоциональный интеллект Конст. - - 10 21,3 17 36,2 18 38,3 2 4,2

Контр. 1 2,1 12 25,5 24 51,1 9 19,2 1 2,1

Величина и значимость Ф - критерия 1,411 0,485 1,468 2,076* 0,592

Внутриличностный эмоциональный интеллект Конст. - - 10 21,3 17 36,2 18 38,3 2 4,2

Контр. - - 12 25,5 25 53,2 9 19,2 1 2,1

Величина и значимость Ф - критерия - 0,485 1,668* 2,076* 0,592

Анализ результатов таблицы 2 показывает, что после реализации программы значительно возросло количество студентов, обладающих высоким и средним уровнем (р — 0,05) межличностного и внутриличностного интеллекта.

Развитие межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта как профессионально важное качество позволит будущим психологам контролировать свое и окружающих эмоциональное состояние в деятельности, поведении, так как деятельность психолога в различных сферах (образование, МВД, МЧС, система социальной реабилитации и т.д.) насыщена напряженными ситуациями, связанными с повышенным уровнем эмоционального реагирования.

С целью поддержания и развития эмоционального интеллекта будущих психологов нами были сформулированы психолого-педагогические рекомендации:

• участие будущих педагогов-психологов в проектировании и апробации технологий по развитию эмоционального интеллекта;

• участие в тренинговых мероприятиях по развитию эмоционального интеллекта в кризисных и экстремальных ситуациях;

• реализация интерактивных мероприятий по профилактике нарушения психоэмоциональной сферы;

• осуществление психопросветительской работы с будущими педагога-психологами о конкретных формах и примемах поддержания и развития эмоционального интеллекта;

• во время учебных занятий, предлагать будущим психологам заданий на умение активно слушать, проговаривать чувства и переживания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обучение способам выявления эмоциональных причин клиентов, обратившихся к психологу за консультативной помощью;

• разработка и внедрение в вузе модели психолого-педагогического мониторинга психоэмоционального состояния будущих психологов;

• овладение способами будущими педагогов-психологами развития психологической безопасности эмоциональной сферы.

Выводы. Подводя итоги экспериментального исследования, можно сделать следующее заключение:

- межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект выражен у студентов-психологов не на высоком уровне;

- низкий эмоциональный интеллект оказывает отрицательное влияние на жизнь студентов, они испытывают сложности с саморегуляцией и управлением своих эмоций, что может породить трудности в установлении и поддержании отношений с другими людьми, частыми конфликтам в учебной деятельности или в личной сфере;

- для решения проблемы была разработана и реализована программа, которая способствовала развитию эмоционального интеллекта студентов;

- контрольный срез подтверждает результативность программы по развитию эмоционального интеллекта студентов;

- экспериментальные данные исследования, программа и психолого-педагогические рекомендации могут быть использованы в работе психологами образовательных организаций и педагогами высших учебных заведений.

Литература:

1. Бабина, С.А. Формирование российской идентичности студентов педагогического вуза / С.А. Бабина, Н.В. Вершинина, С.И. Люгзаева // Гуманитарные науки и образование. - 2023. - Т. 14. - № 3 (55). - С. 16-22. - Режим доступа: https://doi.org/10.51609/2079-3499_2023J4_03_16

2. Баляев, С.И. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня интеллектуального развития студентов различных направлений подготовки / С.И. Баляев, К.А. Кожаева, С.Н. Никишов // Мир науки. Педагогика и психология. -2021 - №3. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN321.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

3. Губина, И.М. Исследование эмоционального интеллекта у студентов-психологов / И.М. Губина // Преемственность в образовании. - 2021,- №29(8). - С. 108-121. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46660181_19472634.pdf

4. Иванова, Н.М. Особенности развития эмоционального интеллекта студентов-психологов на этапе профессионального становления в вузе / Н.М. Иванова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. - 2022. - № 35. - С. 621-627. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48453914_98648354.pdf

5. Карнелович, М.М. Эмоциональный интеллект как фактор стратегий совладающего поведения будущих психологов сферы образования / М.М. Карнелович, В. И. Казаренков // Психолого-педагогический поиск. - 2021. - № 3 (59). - С. 66-76. - Режим доступа: DOI: 10.37724/RSU.2021.59.3.007

6. Медведева, С.А. Эмоциональный интеллект в студенческом возрасте / С.А. Медведева, A.C. Милованова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2020. - №4. - С. 185-198. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 44752603 20179879.pdf

7. Опросник эмоционального интеллекта «Эмин» Д.В. Люсина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/436/ - Загл. с экрана.

8. Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: psychojournal.ru/tests_online/134-test-na-emocionalnyy-intellekt-n-holla.html. - Загл. с экрана.

9. Шукшина, А.Н. Тендерные особенности эмоционального интеллекта в юношеском возрасте / А.Н. Шукшина, А.Н.Яшкова // Учебный эксперимент в образовании. - 2023. - № 3 (107). - С. 35-41. - Режим доступа: https://doi.org/10.51609/2079-875X 2023 3 35

Психология

УДК 37.015.31

кандидат психологических наук Пинигин Валерий Геннадьевич

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия» (г. Омск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье делается исследовательский акцент на проблеме самореализации студентов в ходе образовательного процесса. Самореализация в студенческом возрасте оказывается наиболее адекватным процессом познавательно-профессионального целеполагания, самоконтроля и социализированности. В структурном плане она основывается на нескольких компонентах. К ним относятся: динамический, эмоциональный, организационный, установочно-целевой, компетентностно-личностный, мотивационный, когнитивный, прогностический. Под влиянием этих компонентов в студенческом возрасте происходит складывание и зрелого, адекватного целеполагания, и познавательных установок, и морально-нравственной сферы поведения, и произвольности при высоком уровне самоконтроля. Учебный процесс в университете значительно отличается от обучения в школе: место традиционного «урока» занимают самые разные формы и методы обучения. В современной ситуации, когда интернет-технологии позволяют получить практически любую информацию, лекции приобретают не познавательную, а скорее мотивационную и даже воспитательную функции. Разнообразие методов обучения, ценное для каждого вуза, позволяет студенту развивать механизмы самореализации в условиях образовательного процесса. Поэтому статья посвящена выявлению конкретных психолого-педагогических условий, которые могут способствовать усилению самореализационных процессов в студенческом возрасте.

Ключевые слова: самореализация, студенческий возраст, образовательный процесс, психолого-педагогические условия, вузовское обучение.

Annotation. The article focuses on the problem of students' self-realization during the educational process. Self-realization at the student age turns out to be the most adequate process of cognitive and professional goal-setting, self-control and socialization. Structurally, it is based on several components. These include: dynamic, emotional, organizational, orientation-target, competence-personal, motivational, cognitive, prognostic. Under the influence of these components, mature, adequate goal-setting, cognitive attitudes, moral and moral sphere of behavior, and arbitrariness with a high level of self-control occur at the student age. The educational process at the university is significantly different from teaching at school: the place of the traditional "lesson" is occupied by a variety of forms and methods of teaching. In the modern situation, when Internet technologies allow you to get almost any information, lectures acquire not cognitive, but rather motivational and even educational functions. A variety of teaching methods, valuable for each university, allows the student to develop mechanisms of self-realization in the educational process. Therefore, the article is devoted to the identification of specific psychological and pedagogical conditions that can contribute to the strengthening of self-realization processes in the student age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.