Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1411
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
невербальное общение / эмоциональный интеллект / педагогпсихолог / профессиональная подготовка / nonverbal communication / emotional intelligence / educational psychologist / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Е.К., Дубицкая Е.А.

Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки. В статье дана характеристика эмоционального интеллекта как психолого-педагогического феномена, раскрыты факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта у будущего педагога-психолога. На основе результатов экспериментального исследования определён актуальный уровень развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза, сформулированы методические предложения по развитию эмоционального интеллекта у студентов в процессе их обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева Е.К., Дубицкая Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of the development of emotional intelligence in pedagogical university students in the process of professional training. The article describes emotional intelligence as a psychological and pedagogical phenomenon, reveals the factors that affect the development of emotional intelligence in a future teacher-psychologist. Based on the results of an experimental study, the current level of development of emotional intelligence among pedagogical university students is determined, methodological proposals for the development of emotional intelligence among students in the process of their training at a pedagogical university are formulated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Голубева Е.К., Дубицкая Е.А. (Москва, МПГУ) elena.dubitskaya@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки. В статье дана характеристика эмоционального интеллекта как психолого-педагогического феномена, раскрыты факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта у будущего педагога-психолога. На основе результатов экспериментального исследования определён актуальный уровень развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза, сформулированы методические предложения по развитию эмоционального интеллекта у студентов в процессе их обучения в вузе.

Ключевые слова: невербальное общение, эмоциональный интеллект, педагог-психолог, профессиональная подготовка.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY Golubeva E.K., Dubitskaya E.A. (Moscow, MРSU) elena.dubitskaya@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of the development of emotional intelligence in pedagogical university students in the process of professional training. The article describes emotional intelligence as a psychological and pedagogical phenomenon, reveals the factors that affect the development of emotional intelligence in a future teacher-psychologist. Based on the results of an experimental study, the current level of development of emotional intelligence among pedagogical university students is determined, methodological proposals for the development of emotional intelligence among students in the process of their training at a pedagogical university are formulated.

Keywords: nonverbal communication, emotional intelligence, educational psychologist, professional training

В своей профессиональной деятельности педагог-психолог вступает в бесчисленное количество связей и взаимодействий с широким кругом людей: детьми, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения и пр. Данный факт указывает на коммуникативную ответственность педагогов-психологов.

Существенную роль в процессе общения людей играют средства невербального общения. Зная язык невербального общения, педагог-психолог может определить эмоциональное состояние собеседника и найти к нему соответствующий подход. Педагог-психолог в процессе общения познает индивидуальное своеобразие другой личности и в соответствии с этим своеобразием выбирает целесообразные способы воздействия относительно данной личности. Невербальное поведение человека служит средством выражения его психологических состояний. Внутренний мир человека раскрывается на основе невербального поведения. Учиться понимать язык невербального общения педагогу-психологу важно по нескольким причинам. Во-первых, средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Во-вторых, понимание невербальных сигналов общения показывает, насколько человек умеет владеть собой. Человек использует невербальные сигналы на протяжении всей своей жизни.

С помощью невербальных сигналов человек с младенчества начинает проявлять свои чувства. В настоящее время повышается эмоциогенность жизненных условий: ускоряется темп жизни, увеличивается число источников стресса, возрастает конкуренция и

ответственность при отсутствии своевременных возможностей для релаксации. Перечисленные факторы приводят к увеличению частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, на что человек реагирует переживаниями тревожности, беспомощности, тоски и отчаяния. «Эмоции посылают сигналы, вызывающие изменения выражений лица, тона голоса и положения тела. Мы не выбираем эти изменения сознательно, они просто происходят сами собой» (Экман, 2010, с. 41). Человек проявляет эмоции через мимические выражения лица. С мимикой связан визуальный контакт, который составляет важную часть общения. Чувства людей можно определить и по набору жестов, которые также предназначены для передачи информации. "Эмоциональный интеллект представляет собой совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями" (Андреева, 2011, с. 50). Чем более развит эмоциональный интеллект, тем лучше человек понимает и управляет средствами невербального общения, следовательно, высокоразвитый эмоциональный интеллект - одно из главных условий успешной профессиональной деятельности педагога-психолога.

Мы проанализировали труды зарубежных и отечественных психологов и определили, что для результативности профессиональной деятельности педагога-психолога необходимо грамотное общение, которое направлено на познание личности, эффективное использование невербальных сигналов, обмен информацией, организацию взаимодействия.

Эмоциональный интеллект заключается в способности понимать эмоции других людей и управлять ими (межличностный эмоциональный интеллект), способности понимать собственные эмоции и управлять ими (внутриличностный эмоциональный интеллект).

На развитие эмоционального интеллекта оказывают влияние внутренние факторы: взаимосвязь эмоционального интеллекта с психологическими особенностями человека, осознанность, мышление, речь, мотивация, эмпатия. К внешним факторам развития эмоционального интеллекта относятся: стратегия воспитания, процесс обучения, психологическая атмосфера, в которой находится человек с самого детства.

В нашем исследовании мы исходили из предположения о том, что студенты педвуза обладают средним уровнем развития эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта у будущего педагога-психолога в процессе его профессиональной подготовки будет эффективным, если студент: обладает знанием сущности, свойств, функций эмоционального интеллекта; мотивирован на профессиональную деятельность; у него развиты профессионально значимые качества.

Для проверки нашего предположения было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В исследовании приняли участие 120 студентов 1-ГУ курсов, обучающихся по направлению бакалавриата «Психолого-педагогическое образование».

Для диагностики уровня знаний студентов об эмоциональном интеллекте мы использовали разработанный нами опросник «Что Вы знаете об эмоциональном интеллекте?». Вопросы касались определения эмоционального интеллекта, его структуры и функций, эмоциональных состояний человека, невербальных навыков, которые педагог-психолог использует в профессиональной деятельности, информации, которую может получить педагог-психолог относительно эмоционального состояния человека.

Данный опросник был проведён у студентов Г и IV курсов для сравнения уровня знаний об эмоциональном интеллекте в начале обучения в вузе и на пороге его окончания. Кроме того, студентам Г-IV курсов предъявлялись 14 фотографий человека с проявлением базовых эмоций по П. Экману для исследования навыка понимания эмоций у будущих педагогов-психологов.

Предполагалось, что студенты IV курса должны иметь такие знания, поскольку в процессе профессиональной подготовки они знакомились с понятием эмоционального интеллекта при изучении таких учебных дисциплин, как "Общая психология", "Психология

развития и возрастная психология", "Психодиагностика", "Психология профессиональной деятельности".

Однако результаты проведённых методик позволили сделать вывод о том, что большая часть студентов, как I (77%), так и IV курсов (67%), не обладает достаточным уровнем знаний об эмоциональном интеллекте, о невербальных сигналах, об особенностях невербального общения, не знает названия эмоций, не умеет их определить. Мы наблюдаем лишь незначительный рост знаний у выпускников педвуза. А если будущие педагоги-психологи не обладают знанием сущности, свойств, функций эмоционального интеллекта, их профессиональная деятельность будет менее результативна.

Далее с помощью методики "Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности" мы провели у студентов с I по IV курс диагностику мотивации на профессиональную деятельность. Мы выявили, что у студентов 1-ГУ курсов преобладает средний уровень мотивации (50%, 43%, 50%, 54% соответственно по курсам), то есть будущие педагоги-психологи недостаточно мотивированы на профессиональную деятельность, поэтому их обучение в университете, а следовательно, и дальнейшая профессиональная деятельность, могут стать менее результативны.

Нами были проведены у студентов I и IV курсов методика А. Меграбяна в модификации Н. Эпштейна «Шкала эмоционального отклика» для диагностики уровня эмпатии студентов и методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» для диагностики уровня проявления коммуникативных способностей. Мы наблюдаем незначительный рост уровня развития таких профессионально значимых качеств, как эмпа-тия и коммуникативность. Значит, профессиональная деятельность выпускников педагогического вуза может быть менее продуктивна.

Для определения уровня развития эмоционального интеллекта и его применения в профессиональной деятельности педагога-психолога студентам был предложен тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. По результатам проведённой методики мы выявили, что уровень развития эмоционального интеллекта как у студентов I курса, так и у студентов IV курса находится практически на одном, среднем, уровне с незначительным повышением к выпускному курсу. Если будущие педагоги-психологи не обладают способностью к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, то построение невербальной коммуникации в различных ситуациях общения в процессе профессиональной деятельности не будет эффективным.

По итогам проведённого исследования нами были сформулированы методические предложения по развитию эмоционального интеллекта у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки в виде спецкурса, который состоит из теоретического блока, направленного на формирование у будущих педагогов-психологов знаний о сущности, свойствах, функциях эмоционального интеллекта, и практического блока для развития мотивации на профессиональную деятельность, профессионально значимых качеств, способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей и управлению эмоциями. Кроме того, должна осуществляться целенаправленная работа со студентами по отслеживанию поведения окружающих, обращение их внимания на невербальные сигналы людей, обсуждение и анализ этих сигналов.

Таким образом, в ходе исследования нам удалось получить экспериментальные данные, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы. Безусловно, наше исследование не исчерпывает всей проблемы развития эмоционального интеллекта у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки. Перспективным, на наш взгляд, является реализация сформулированных нами условий эффективного развития эмоционального интеллекта у будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе и дальнейшая разработка и апробация активных методов развития эмоционального интеллекта у студентов в рамках обучения в высших учебных заведениях.

Литература

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк, 2011.

2. Экман П. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.