Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект в психологической культуре студентов педагогических вузов'

Эмоциональный интеллект в психологической культуре студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / психологическая культура личности / педагогическая деятельность / emotional intelligence / psychological culture of personality / pedagogical activity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Истюфеева Жанна Николаевна

В статье рассматривается роль эмоционального интеллекта в психологической культуре студентов педагогических вузов. Это явление представляется в качестве важного условия профессиональной успешности современного педагога, а также необходимого профессионально важного качества. Рассматриваются показатели эмоционального интеллекту студентов первого и четвертого курсов педагогического вуза, обучающихся на одном профиле. Делается вывод о том, что эмоциональный интеллект имеет тенденцию качественно изменяться по мере обучения в педагогическом вузе. При этом требуется системное интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса для усиления результата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS’ STUDENTS

The article discusses the role of emotional intelligence in the psychological culture of pedagogical universities’ students. This phenomenon is presented as an important condition for the professional success of a modern teacher, as well as the necessary professionally important quality. We consider the emotional intelligence indicators of the first and fourth year students of a pedagogical university studying on the same profile. This requires a system of interactive interaction between participants in the educational process to enhance the result.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект в психологической культуре студентов педагогических вузов»

УДК 159.9 13+378

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Истюфеева Жанна Николаевна.

г. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, доцент кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН, j annaist@mauil. ru.

Аннотация. В статье рассматривается роль эмоционального интеллекта в психологической культуре студентов педагогических вузов. Это явление представляется в качестве важного условия профессиональной успешности современного педагога, а также необходимого профессионально важного качества. Рассматриваются показатели эмоционального интеллекту студентов первого и четвертого курсов педагогического вуза, обучающихся на одном профиле. Делается вывод о том, что эмоциональный интеллект имеет тенденцию качественно изменяться по мере обучения в педагогическом вузе. При этом требуется системное интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса для усиления результата.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическая культура личности, педагогическая деятельность.

EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS' STUDENTS

Istyfeeva Zhanna Nikolaevna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, IESEN, [email protected].

Abstract. The article discusses the role of emotional intelligence in the psychological culture of pedagogical universities' students. This phenomenon is presented as an important condition for the professional success of a modern teacher, as well as the necessary professionally important quality. We consider the emotional intelligence indicators of the first and fourth year students of a pedagogical university studying on the same profile. This requires a system of interactive interaction between participants in the educational process to enhance the result.

Key words: emotional intelligence, psychological culture of personality, pedagogical activity.

В процессе глобальных изменений современное поликультурное общество нуждается в специалистах с особыми способностями, которые позволяют справляться с проблемами личностного и профессионального становления, быть проактивным в жизненной позиции, демонстрировать ассертивное поведение, стрессоустойчивость и эмоциональную гибкость в разнообразных

профессиональных ситуациях. Требования к современному педагогу, безусловно, перекликаются с данными социальным потребностям.

Педагогический труд требует развитости многих личностных качеств, которые обусловлены «человекоориентированным» характером деятельности, а именно: эмпатийностью, отзывчивостью, высоким уровнем морально-нравственного развития, толерантностью, эмоциональной устойчивостью, коммуникативной компетентностью и др. - что, в основном, и составляет содержание общей культуры личности. Все эти качества имеют пролонгированный характер формирования, нарабатываются, осознаются в процессе взаимодействия с разными субъектами образовательного процесса в вузе: преподавателями, сокурсниками, детьми (во время педагогической практики).

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (уровень бакалавриата, магистратуры) включает в себя универсальные профессиональные компетенции, которые как раз и заключаются в способности и готовности студентов - будущих педагогов - наращивать в вузе и воплощать в профессиональной реальности психические ресурсы и личностные потенции в созидательном ключе.

Психологическая культура как часть общей культуры человека, представляет собой интегративное профессиональное и личностное качество [2]. Компоненты психологической культуры человека, как системного многоуровневого психического образования, связаны с разными аспектами жизнедеятельности: аксиологический, коммуникативный, эмоциональный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный, креативный, оценочный и др. [2].

Психологическая культура проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека (профессиональной, личной), находит свое отражение в ряде национальных, возрастных особенностей и т.д.. Профессиональная психологическая культура «окрашена» целями, задачами, в целом миссией профессиональной деятельности (учителя, военного, актера и т.д.). Например, А.Б. Орлов определяет профессиональную психологическую культуру педагога: «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках» [5]. Таким образом, психологическая культура в данном контексте представлена внутриличностными феноменами, которые возникают в процессе серьезной работы человека над собой и по сути определяют ее уровень.

Очевидна роль эмоций в ориентации, саморегуляции, управлении состоянием партнеров по взаимодействию, в развитии способности человека обогащать, трансформировать собственную психическую реальность на основе создаваемой эмоциями системы отношений, в том числе, в системе образования.

Важно отметить, что природа профессиональной педагогической деятельности, очевидно, эмоциогенная, что связано с высокой степенью

напряженности, интенсивности решения профессиональных задач, ответственности, в том числе уголовной за сохранность жизни воспитанников, коммуникативно агрессивными межличностными коммуникациями.

Поэтому, эмоциональный компонент в структуре психологической культуры будущего педагога требует особого внимания. При этом, очевидно, что профессиональная успешность педагога, обусловлена высоким уровнем развития интеллектуального потенциала, кругозором и гибкостью мышления в целом, то есть с уровнем интеллекта. Однако зачастую высокого уровня интеллекта оказывается не достаточно. Общение и эмоции играют существенную роль в обучении. Все это находит свое отражение в понятии «эмоциональный интеллект».

В отечественной научной литературе существует многообразие взглядов на сущность понятия эмоционального интеллекта в зависимости от того влияния, которое он оказывает на жизнедеятельность человека.

Исследователи рассматривают эмоциональный интеллект в нескольких аспектах:

1) как способность к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, основными компонентами которой выступают эмпатия, терпимость (толерантность), ассертивность, самооценка личности;

2) как личностный ресурс для преодоления синдрома выгорания;

3) как интегративное образование, включающее в свою структуру когнитивный, поведенческий и собственно эмоциональный компоненты, обеспечивает осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих и влияет на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие;

4) как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза [2]; [4]; [5]; [7].

Таким образом, эмоциональной интеллект представляет собой многоаспектный феномен, влияющий на становление и развитие личности и ее достижения в межличностном взаимодействии как части психологической культуры, в том числе в профессиональной сфере.

И.Н. Андреева выделяет в структуре эмоционального интеллекта:

- эмоциональную осведомленность как возможность по вербальному и невербальному поведению понимать эмоции, испытываемые другими людьми;

- управление своими эмоциями, заключающееся в умении определять детерминанты возникновения эмоции и вероятные последствия ее развития и находить в соответствии с этим способы регуляции эмоциональных состояний;

- самомотивацию, выражающуюся в умении эффективно действовать и принимать решения на основе эмоций;

- эмпатию как способность понимать и сопереживать чувствам другого человека и др. [1].

Таким образом, функции эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности разноплановы и взаимосвязаны между собой, представляя собой следующие:

- оценочная, как идентификация эмоциональных реакций и переживаний собственных и окружающих людей, что позволяет быть адекватным в определенной ситуации т.д.;

- адаптивная, как способность быть гибким, реалистичным, уметь адаптироваться, в том числе эмоционально, в ситуации неопределенности;

- ассертивная, как способность ясно выражать свои чувства, желания и эмоции, самостоятельно регулировать свое поведение, отстаивать свое мнение и открыто выражать свои эмоции;

- рефлексивная, как осмысление эмоциональных переживаний собственных, так и партнеров по взаимодействию;

- коммуникативная, как эмоционально-интеллектуального декодирование вербальных и невербальных знаков коммуникации;

- регулятивная, как преодолевающее поведение и переструктурирование отдельных признаков эмоционального выгорания;

- гедонистическая, как позитивное восприятие окружающего мира и людей через призму гедонистических эталонов, что определяет удовлетворенность потребностей в положительных ощущениях и эмоциях.

В настоящем исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Новосибирского государственного педагогического университета», объем выборки составил 76 человек (1 курса и 4 курса очной формы обучения, одного профиля обучения). Психологическая культура - это продукт социализации, образования и воспитания. Процесс обучения в вузе, возможно, влияет на формирование эмоционального интеллекта как основы психологической культуры будущего педагога.

В качестве исследовательской методики был использован опросник «ЭмИн» (Д.В. Люсина «Измерение эмоционального интеллекта»). Цель опросника -диагностика двух видов эмоционального интеллекта: межличностного (понимание эмоций других людей и управление ими) и внутриличностного (понимание собственных эмоций и управление ими). Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели сформированности эмоционального интеллекта студентов педагогических вузов (п = 76)

Шкалы эмоционального Распределение студентов по уровням сформированности

интеллекта эмоционального интеллекта, %

низкий средний высокий

1 курс 4 курс 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс

Понимание чужих эмоций 35,7 32,5 35,7 33,2 28,6 34,3

Управление чужими 27,8 14,1 42,9 37,7 29,3 48,2

эмоциями

Понимание своих эмоций 35,7 29,5 42,9 34,9 21,4 35,6

Шкалы эмоционального Распределение студентов по уровням сформированности

интеллекта эмоционального интеллекта, %

низкий средний высокий

1 курс 4 курс 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс

Управление своими 32,1 19,4 45,8 45,3 22,1 35,3

эмоциями

Контроль экспрессии 14,3 14,8 50,0 49,3 35,7 35,9

Межличностный 26,4 14,2 45,0 37,0 28,6 48,8

эмоциональный интеллект

Внутриличностный 42,8 28,7 35,8 37,8 21,4 33,5

эмоциональный интеллект

Способность к пониманию 28,6 15,8 44,6 46,4 26,8 37,8

своих и чужих эмоций

Способность к 25,6 16,3 38,7 40,0 35,7 43,7

управлению своими и

чужими эмоциями

Интегративный показатель 26,4 12,1 40,7 43,5 32,9 44,4

общего эмоционального

интеллекта

Выводы: по уровню сформированности показателей эмоционального интеллекта у студентов первого и четвертого курсов педагогического вуза есть отличия:

1. У студентов 1 курса в большей степени представлен средний уровень сформированности показателей эмоционального интеллекта практически по всем показателям, кроме внутриличностного эмоционального интеллекта (у 42,8% -низкий уровень). Можно сказать, что студенты 1 курса менее готовы к оценке и интерпретации своих эмоциональных состояний, причин их возникновения по причине прохождения адаптационного периода к новой учебно-профессиональной деятельности, что также нашло свое отражение в низкой регулятивной функции. При этом статистически значимых различий между показателями «понимание эмоций» и «управление эмоциями» обнаружено не было.

2. У студентов 4 курса педагогического вуза обращает на себя внимание уровень развития межличностного эмоционального интеллекта. Так, высокий уровень его сформированности отмечен у 48,6 %, а низкий - у 14,2 % респондентов. Можно сказать, что студенты 4 курса более готовы к распознаванию эмоций других через внешний вид и особенности поведения. Также способны предугадывать эмоциональные реакции других людей, при этом воздействуя на их эмоциональные состояния. Важно отметить, что данные способности активно «тренируются» в решении именно педагогических коммуникативных ситуаций, коими озобилует образовательный процесс в вузе и на педагогической практике. Однако показатель «управление эмоциями» как профессионально важное качество будущего педагога достоверно выше показателя «понимание эмоций».

3. Способность к пониманию своих и чужих эмоций сформирована на высоком уровне у 26,8 % испытуемых 1 курса и у 37,8 % - у 4 курса. Важно

отметить, в целом у студентов слабо развиты способности рефлексировать, осознавать причины появления и распространения определенных эмоциональных состояний и адекватно интерпретировать эмоциональные реакции. При этом очевидно, что уровень сформированности данного показателя недостаточен, так как деятельность будущего педагога имеет социальную ориентацию. 4. В управлении своими и чужими эмоциями высокий уровень сформированности отмечен у 35,7 % студентов 1 курса и у 43,7% - 4 курса, что в целом свидетельствует о развитии в процессе обучения в педагогическом вузе управленческих, лидерских способностей студентов. Данные способности проявляются в регуляции эмоциональных состояний в сложных межличностных отношениях на основе использованной информации, полученной при интерпретации эмоциональных реакций.

Студенты 4 курса, находясь на завершающем этапе базового профессионального образования, демонстрируют стабильные результаты, в основном, по среднему и высокому уровню сформированности показателей эмоционального интеллекта, что отражает достаточную развитость эмоционального компонента психологической структуры личности будущего педагога.

Интегративный показатель эмоционального интеллекта студентов демонстрирует наличие определенных тенденций: высокий уровень отмечен у 32,9 % испытуемых 1 курса и 44,4% - у 4 курса, что свидетельствует о динамике формирования исследуемого феномена. Студенты старшего курса педагогического вуза обладают достаточным уровнем сформированности умений распознавать эмоциональную информацию, контролировать и корректировать эмоциональные состояния, что делает эмоциональный репертуар будущего педагога более ресурсным, гибким, наполненным.

Полученные данные об уровне эмоционального интеллекта и его роли в психологической культуре, позволяют сделать вывод о том, что для большинства опрошенных студентов 1 курса свойственен средний и ниже среднего уровень развития всех компонентов эмоционального интеллекта.

Для повышения уровня эмоционального интеллекта в контексте психологической культуры личности студента, необходимо обогащать образовательный процесс в вузе разнообразными, конструктивными, позитивными эмоциями, например, в рамках группового тренинга как метода обучения. Данный формат взаимодействия студентов между собой и преподавателем будет способствовать выработке эффективных коммуникативных сценариев, развитию экспрессивности, эмоциональности, формированию межличностного доверия, взаимной нравственной ответственности, ассертивности, коммуникативной толерантности и других показателей эмоционального интеллекта в психологической культуре.

Библиографический список: 1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.

2. Демина Л.Д. О психологической культуре педагога-профессионала / Педагогическое образование в современном классическом университете России: Сборник материалов летней педагогической школы Алтайского государственного университета / под ред. Ю.В. Сенько, Г.А. Спицкой. - Барнаул, 2003.

3. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов [и др.]. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. - С. 25-26.

4. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся - Псков: ПГПИ, 2004. - 140 с.

5. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник ТГУ. - 2010. - Вып. 1. - С. 157161.

6. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

7. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Иркутск, 2010. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.