Психология и психиатрия psychology and psychiatry
взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов вуза
резюме
Листик Е.М. 1, Курганова Е.А. 1, Кудрявцева Е.Л. 2, Пашкова О.А. 1
1 ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» (129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, Россия)
2 Международные сетевые лаборатории с распределённым участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» (ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» -Международный научно-образовательный центр «Межкультурная коммуникация и русский язык»/ IKaRuS e.V.) (17682, г. Гутов,
ул. Хэгэрфэльдэр Вэг, 4, Германия)
Автор, ответственный за переписку: Листик Елена Мариковна,
e-mail: [email protected]
Обоснование. Проблема развития эмоционального интеллекта и поиска его взаимосвязи с разными факторами остаётся актуальной, поскольку в современных исследованиях существуют противоречивые данные о характере взаимосвязи эмоционального интеллекта с академической успеваемостью.
Цель исследования:уточнение величины и знака взаимосвязи междууровнем развития эмоционального интеллекта студентов вуза и их академической успеваемостью.
Методы исследования. В исследовании приняли участие 83 студента от 18 до 47 лет, обучающихся на первом-четвёртом курсах бакалавриата вузов Москвы направлений «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», «Педиатрия», «Сестринское дело». Метод исследования - письменный опрос (методики Д.В. Люсина, Н. Холла, анкетирование). Для изучения взаимосвязи между переменными был использован метод корреляции Спирмена. Результаты. В выборке преобладали студенты бакалавриата женского пола (75 чел.). У студентов преобладает средний уровень развития эмоционального интеллекта, уровень развития межличностного эмоционального интеллекта выше уровня развития внутриличностного эмоционального интеллекта. Выявлена тенденция в повышении академической успеваемости у студентов магистратуры по сравнению со студентами бакалавриата. Между академической успеваемостью студентов и общим эмоциональным интеллектом выявлена корреляционная связь (г = 0,331;р < 0,01). Теснота корреляционной связи между компонентами эмоционального интеллекта и академической успеваемостью более выражена по отношению к межличностному эмоциональному интеллекту (г = 0,3407), чем к внутриличностному (г = 0,3251;р < 0,01). Заключение. Мы выявили, что чем выше уровень академической успеваемости студентов, тем выше уровень эмоционального интеллекта; межличностный эмоциональный интеллект студентов более тесно связан с академической успеваемостью.
Ключевые слова: академическая успеваемость, эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект, студенты вуза
Статья получена: 11.12.2021 Статья принята: 24.01.2022 Статья опубликована: 21.03.2022
для цитирования: Листик Е.М., Курганова Е.А., Кудрявцева Е.Л., Пашкова О.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов вуза. Acta biomedica scientifica. 2022; 7(1): 106-113. doi: 10.29413/ABS.2022-7.1.13
the relationship of emotional intelligence with academic performance of university students
ABSTRACT
Listik E.M. 1, Kurganova E.A. 1, Kudryavtseva E.L. 2, Pashkova O.A. 1
1 Moscow City University
(Vtoroy Selskohoziaystvenny road 4, Moscow 129226, Russian Federation)
2 International Network Laboratories with Distributed Participation "Innovative Technologies in the Field of Multicultural Education"
(Kazan (Volga Region) Federal University - International Scientific and Educational Center "Intercultural Communication and Russian Language"/IKaRuS e. V.) (Haegerfelder Weg str. 4, Gutow 17682, Germany)
Corresponding author: Elena M. Listik,
e-mail: [email protected]
Background. The problem of the development of emotional intelligence and the search for its relationship with various factors remains relevant, since in modern research there are contradictory data on the nature of the relationship of emotional intelligence with academic performance.
Aims: to clarify the magnitude and sign of the relationship between the level of development of emotional intelligence of university students and their academic performance.
Materials and methods. Eighty-three 83 students from 18 to 47 years old participated in the study. They all were students of 1-4th years of bachelor's degree in Moscow universities in the areas of "Psychological and pedagogical education", "Pedagogical education with two training profiles", "Pediatrics", "Nursing". The research method applied was a written survey (methods of D.V. Lyusin, N. Hall, questionnaire). The Spearman correlation method was used to study the relationship between variables. Results. The sample was dominated by female undergraduate students (n = 75). The average level of emotional intelligence development prevails among students, the level of interpersonal emotional intelligence development is higher than the level of intrapersonal emotional intelligence development. The trend in increasing academic performance of master's degree students in comparison with undergraduate students has been revealed. A correlation was found between students' academic performance and general emotional intelligence (r = 0.331; p < 0.01). The closeness of the correlation between the components of emotional intelligence and academic performance is more pronounced in relation to interpersonal emotional intelligence (r = 0.3407) than to intrapersonal (r = 0.3251;p < 0.01).
Conclusion. We have found that the higher the level of academic performance of students, the higher the level of emotional intelligence; interpersonal emotional intelligence of students is more closely related to academic performance.
Key words: academic performance, emotional intelligence, intrapersonal emotional intelligence, interpersonal emotional intelligence, university students
Received: 11.12.2021 Accepted: 24.01.2022 Published: 21.03.2022
For citation: Listik E.M., Kurganova E.A., Kudryavtseva E.L., Pashkova O.A. The relationship of emotional intelligence with academic performance of university students. Acta biomedica scientifica. 2022; 7(1): 106-113. doi: 10.29413/ABS.2022-7.1.13
обоснование
Современная психологическая наука придаёт особое значение становлению некогнитивных факторов развития личности в связи с её потенциальной успешностью в овладении новыми компетенциями и навыками в процессе обучения. Среди индивидуальных характеристик, которые отражают личность студента, эмоциональный интеллект играет важную роль [1, 2].
В последнее время студенты сталкиваются со значительными изменениями в образовательном процессе: повсеместным переходом на электронное обучение, введением новых технологий в образование, сменой процессов взаимодействия между преподавателями и обучающимися и др. Современные студенты испытывают колоссальные нагрузки в процессе обучения, эмоциональное напряжение, что сказывается на темпе и результатах учебной деятельности, а также на личных взаимоотношениях.
В последние годы вузы всё чаще сталкиваются с проблемой снижения академической успеваемости и большим процентом отчисления студентов. Поэтому возникает проблема поиска прогностических критериев успеваемости студентов вуза. Результаты исследований показывают, что предикторами академической успеваемости студентов являются уровень развития когнитивных способностей, личностные особенности, такие как стрессо-устойчивость, низкий уровень тревожности, волевые характеристики (саморегуляция, добросовестность), коммуникативные компетенции [3]. То есть мы имеем дело с множеством факторов.
В исследовании проблемы взаимосвязи академической успеваемости и эмоционального интеллекта существуют противоречивые данные, требующие уточнения. С одной стороны, учёные выявляют такую взаимосвязь. Так, К. Мадшге а1., изучая роль эмоционального интеллекта студентов в прогнозировании когнитивной и аффективной вовлечённости в высшее образование, считают эмоциональный интеллект весомым фактором, имеющим позитивное воздействие на академические результаты учащихся [4]. Это подтверждает работа С. МасСапп а1., которые делают вывод, что эмоциональный интеллект является третьим по значимости предиктором академической успеваемости после интеллекта и добросовестности [5], а также исследование Г.Е. Запорожцевой, согласно которому отмечается положительная корреляция между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью [6]. Как мы видим, многие исследователи академической успеваемости находят связь между ней и разными характеристиками эмоционального состояния студентов.
С другой стороны, есть исследования это опровергающие. В эмпирическом исследовании О.В. Котоминой выявлена статистически значимая отрицательная связь между академической успеваемостью и эмоциональным интеллектом студентов [7]. Противоречивые данные о влиянии эмоционального фактора на академические результаты студентов дают основание вновь обратиться к данной теме и выяснить, существует ли вза-
имосвязь между эмоциональным интеллектом студентов и их академической успеваемостью.
В данной статье мы рассмотрим проблему взаимосвязи академической успеваемости студентов высшей школы с характеристиками отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Прежде всего остановимся на определении понятия «успеваемость». Она рассматривается как степень совпадения запланированных и актуальных результатов учебной деятельности, выражается в балльной оценке и зависит от влияния интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных особенностей личности [8]. К факторам, влияющим на уровень академической успеваемости, относят:
1) социально-экономические факторы (материальное благополучие, социальный статус, пол, возраст, образовательная среда);
2) психологические факторы (личностные особенности: интеллект, мотивация, самоорганизация, эмоциональная устойчивость, прокрастинация, самооценка, жизненные ценности и др.) [9, 10].
Остановимся также на определении понятия «эмоциональный интеллект», введённого P. Salovey и J.D. Mayer. в 1990 г. и обозначающего способность к регулированию собственных эмоций и эмоций окружающих людей [11].
По мнению Р. Бар-Он, эмоциональный интеллект основан на некогнитивных способностях, компетенциях, влияющих на способность человека быть успешным (1997); он же вводит понятие коэффициента эмоциональности - EQ, по аналогии с уже известным коэффициентом интеллекта, IQ [12]. Проблемой исследования эмоционального интеллекта занимались так же такие зарубежные учёные, как Р. Купер, Д. Карузо, R. Maguire, A. Egan, P. Hyland, P. Maguire, C. MacCann, Y. Jiang, L.E.R. Brown, K.S. Double, М. Bucich и др. [4, 5].
В отечественной психологии вопросы, связанные с разработкой феномена эмоционального интеллекта, рассматривали И.Н. Андреева, Г.Е. Запорожцева, Р.Р. Зи-нурова, Е.С. Иванова, О.В. Котомина, Д.В. Люсин, И.Н. Ма-нойлова, И.Н. Мещерякова, А.И. Савенков и др. [6, 13, 14]. Эмоциональный интеллект рассматривается с позиции определенной стабильности и постоянства, так как стабильная личная способность зависит от индивидуально-психологических характеристик и со стороны динамического образования и совершенствования в определённых условиях.
Д.В. Люсин расширяет представления и возможности феномена эмоционального интеллекта, вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта [15]. Эмоциональный интеллект, по мнению Д.В. Люсина, это «психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности» [15].
В структуре эмоционального интеллекта личности выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты [16-18]. Они составляют основу целостной структуры эмоционального интеллекта, включающую способность воспринимать, понимать, контролировать собственные эмоции и чувства, и управлять
своим эмоциональным состоянием, а также на этой основе эффективно взаимодействовать с людьми и влиять на их поведение.
Среди структурных компонентов эмоционального интеллекта особо значимым является эмпатия. Дадим характеристику данному компоненту. По И.Н. Мещеряковой, эмпатия является отдельным компонентом эмоционального интеллекта и выражается в умении чувствовать эмоции, настроение, внутренний мир окружающих [16].
цель исследования
Уточнение характера взаимосвязи между эмоциональным интеллектом студентов ВУЗа и их академической успеваемостью. Предполагается, что чем выше уровень развития эмоционального интеллекта студентов, тем выше уровень академической успеваемости.
методы исследования
Для достижения цели исследования были выбраны методы диагностики. Основной метод в эмпирическом исследовании - письменный опрос. Нами были отобраны диагностические методики Д.В. Люсина, Н. Холла для исследования эмоционального интеллекта. Для определения академической успеваемости студентов была разработана анкета.
результаты
На основании анкетирования студентов по вопросам, касающимся академической успеваемости, мы выявили, что половина студентов (50,6 %) учатся на отлично, около половины студентов учатся хорошо (45,8 %), есть и студенты, имеющие отметки удовлетворительно, и кандидаты на отчисление - 2,4 и 1,2 % соответственно.
Для исследования эмоционального интеллекта мы выбрали опросник Д.В. Люсина и опросник Н. Холла, поскольку они направлены на изучение сходных компонен-
тов эмоционального интеллекта. В своём исследовании мы опираемся на модель эмоционального интеллекта, предложенную отечественным учёным Д.В. Люсиным. Он раскрывает эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих. Его модель и компоненты, входящие в неё, близки к модели, выдвинутой Н. Холлом. В таблице 1 представлены обе модели и соотношение их компонентов друг с другом.
На основе анализа таблицы можно сделать вывод, что компоненты эмоционального интеллекта в обоих моделях соотносятся друг с другом и могут в исследовании эмоционального интеллекта дополнять друг друга, позволяют обобщить результаты диагностики об итоговом уровне развития эмоционального интеллекта.
Результаты диагностики по опроснику ЭмИн Д.В. Лю-сина показали, что больше всего студентов со средним уровнем развития эмоционального интеллекта (31 %). Таким образом, средний уровень преобладает у каждого третьего, на втором месте по численности студенты с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (23 %). Меньше всего было выявлено студентов с очень высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (10 %). Если говорить об очень низком и низком уровнях развития эмоционального интеллекта, то в сумме они составляют 36 %. Мы считаем, что это большой процент студентов, которые плохо разбираются в эмоциональном мире других людей и своём, не умеют регулировать свои эмоции, использовать их на достижение своих целей. Студенты из выборки являются будущими работниками сферы образования и медицины, для которых важной задачей является понимание своих переживаний, умение их регулировать. Это в свою очередь является психогигиеной эмоционального выгорания. Мы считаем, что в высших учебных заведениях актуальной является проблема развития эмоционального интеллекта студентов, умение обращаться со своими эмоциями и понимать других. Поэтому в программы обучения должны быть включены курсы по выбору, касающиеся развития эмоциональной компетентности студентов.
Анализ результатов диагностики общего эмоционального интеллекта у студентов в зависимости от на-
ТАБЛИЦА 1 TABLE 1
модели эмоционального интеллекта models of emotional intelligence
д.в. люсина и н. холла by d.v. lyusin and n. hall
Модель д.в. Яюсина Модель Н. Холла
Способность к пониманию своих эмоций Способность к управлению своими эмоциями Способность к пониманию эмоций других Способность к управлению эмоциями других Эмоциональная осведомлённость как осознание и понимание своих эмоций Управление своими эмоциями Эмпатия Распознавание эмоций других как умение воздействовать на их эмоциональное состояние Самомотивация
правлений образования, года обучения, пола не дал значимых различий.
На рисунке 1 показано соотношение уровней развития межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) и внутриличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ) у студентов.
Анализ графического представления (рис. 1) соотношения уровней развития межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта позволяет заключить, что более половины студентов хорошо понимают эмоции окружающих людей и для достижения личных целей способны управлять их эмоциями. Таким образом, у большинства студентов межличностный эмоциональный интеллект развит очень хорошо по сравнению с внутриличностным эмоциональным интеллектом. Студентам сложнее разбираться в своих эмоциях и управлять ими.
На рисунке 2 представлены результаты диагностики эмоционального интеллекта по методике Н. Холла.
Анализ результатов диагностики (рис. 2) позволяет сделать вывод, что более всего у студентов развит компонент эмоционального интеллекта «распознавание эмоций других». На втором месте эмпатия, на третьем -управление своими эмоциями. Наиболее слабо развитыми, по сравнению с другими, являются такие компоненты эмоционального интеллекта, как «самомотивация» и «эмоциональная осведомлённость». Такие же результаты были получены по методике Д.В. Люсина - более низкие показатели внутриличностного эмоционального интеллекта (понимание своих эмоций и управление ими) по сравнению с межличностным эмоциональным интеллектом.
Таким образом, обобщение результатов диагностики по двум тестам-опросникам позволило выявить, что мо-
Очень низкий уровень
Рис. 1. FIG. 1.
Уровни развития межличностного (МЭИ) и внутриличност- Levels of development of interpersonal (МЭИ) and intrapersonal ного эмоционального интеллекта (ВЭИ) студентов emotional intelligence (ВЭИ) of students
Распознавание эмоций других
Эмпатия
Самомотивация
Управление своими эмоциями
Эмоциональная осведомленность
0% 20% 40% 60% 80% 100%
■ Низкий Средний ■ Высокий
Рис. 2. FIG. 2.
Распределение студентов по уровням развития компонен- Distribution of students by levels of development of components тов эмоционального интеллекта (опросник Н. Холла) of emotional intelligence (N. Hall's questionnaire)
лодым людям легче справляться с пониманием эмоций других и управлением их эмоциями, чем пониманием своих эмоций и управлением ими.
Следующей задачей в нашем исследовании было проведение корреляционного анализа с целью выявления взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта и академической успеваемостью студентов вуза. Корреляционный анализ проводился на основе непараметрического г-коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Мы выявили корреляционную взаимосвязь между уровнем развития общего эмоционального интеллекта (г = 0,331), межличностного эмоционального интеллекта (г = 0,3407), внутрилич-ностного эмоционального интеллекта (г = 0,3251) с академической успеваемостью. Во всех парах была выявлена умеренная корреляционная связь (р < 0,01). Корреляционная связь между академической успеваемостью студентов и межличностным эмоциональным интеллектом более тесная, чем взаимосвязь между академической успеваемостью и внутриличностным эмоциональным интеллектом.
обсуждение
Гипотеза о взаимосвязи между эмоциональным интеллектом студентов и их академической успеваемостью подтвердилась. Чем выше уровень развития эмоционального интеллекта у студентов, тем выше академическая успеваемость, и наоборот. При этом у студентов более развит межличностный эмоциональный интеллект. Им легче разбираться в эмоциях других людей, понимать их эмоции и использовать эти знания для управления эмоциями других, чем разбираться в своём эмоциональном мире и управлять своими эмоциями. По результатам исследования мы выдвинули новую гипотезу, которую планируем доказать в ближайшей перспективе: о наличии трёх составляющих компетентности эмоционального спектра: физико-эмоциональной компетенции, социально-эмоционального интеллекта и управления эмоциями (своими и окружающих) как ресурсом на основании двух предыдущих компетенций. А также о связях их с рефлексивной (основа) и мотивационной компетенцией (результат). Способность к саморефлексии и групповой рефлексии и готовность к осознанному управлению эмоциями по результатам рефлексии ведёт к самомотивации по их развитию и целенаправленному применению в коммуникации. Если же развит только социально-эмоциональный интеллект, то мы имеем дело с имитацией интеграции в процессе коммуникативного взаимодействия (человек занимает удобную для себя позицию, считывая эмоции окружающих и реализуя свою интенцию), если развито только управление эмоциями -с манипулятивностью, если только физико-эмоциональная компетенция - с эгоцентризмом. От процентного соотношения каждой из составляющих в конкретной личности в ситуации зависит её самореализация.
ограничения исследования. В исследовании приняли участие студенты, заинтересованные в прово-
дившемся опросе по их инициативе, то есть условие соблюдения репрезентативности выборки остаётся под сомнением. С одной стороны, репрезентативность выборки была бы соблюдена при участии всех студентов из представленных учебных групп. С другой стороны, студенты, принявшие участие в исследовании, были мотивированы и искренне отвечали на вопросы, что делает выводы верифицированными. Поскольку ответы на вопросы тестов легко поддаются фальсификации и число случайных ответов испытуемых может достигать 30 %, то мотивация студентов, проходивших опрос, являлась важным фактором в получении достоверных данных.
заключение
Теоретический анализ литературы показал, что эмоциональный интеллект представляет собой сложный психический процесс. Сущность эмоционального интеллекта заключается в таких категориях, как понимание, осознание и управление эмоциями.
На основе эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы: и межличностный и внутри-личностный эмоциональный интеллект играют важную роль в академической успеваемости студентов. Данные эмпирического исследования могут быть использованы в работе со студентами, будущие профессии которых связаны со сферой «человек - человек». Развитие вну-триличностного эмоционального интеллекта является важной задачей для любого человека, но особенно актуально для бакалавров и магистров, обучающихся по профилю «Психология образования», поскольку собственная личность психолога является инструментом профессиональной деятельности и предполагает тонкое понимание своих эмоций и чувств в работе с эмоциональными переживаниями клиентов.
Проведённое исследование позволило нам наметить основные направления дальнейшего изучения проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов - исследование компетенций эмоционального спектра (физико-эмоциональной компетенции, социально-эмоционального интеллекта и управление эмоциями), уточнение эмпирических данных об особенностях развития эмоционального интеллекта в зависимости от года обучения и направления образования, пола студентов и других независимых переменных.
Конфликт интересов
Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта интересов.
литература
1. Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта и перфекционизма у студентов. Сибирский педагогический журнал. 2016; 6: 79-82.
2. Марченко А.В., Борзилова Н.С. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью. Молодой учёный. 2016; 24(128): 292-296.
3. Исаева Е.Р., Тюсова О.В., Тишков А.В., Шапоров А.М., Павлова О.В., Ефимов Д.А. и др. Поиск прогностических критериев академической успеваемости студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2017; 21(2): 163-175. doi: 10.15826/umpa.2017.02.030
4. Maguire R, Egan A, Hyland P, Maguire P. Engaging students emotionally: The role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education. High Educ Res Dev. 2017; 36(2): 343-357. doi: 10.1080/07294360.2016.1185396
5. MacCann C, Jiang Y, Brown LER,Double KS, Bucich M, Min-bashian A. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychol Bull. 2020; 146(2): 150-186. doi: 10.1037/ bul0000219
6. Запорожцева Г.Е., Шолтян Ю.О., Васильченко А.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; 6: 67-76. doi: 10.24158/spp.2021.6.11
7. Котомина О.В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета. Образование и наука. 2017; 19(10): 91-105. doi: 10.17853/1994-5639-2017-10-91-105
8. Белкова И.В. Взаимосвязь личностного потенциала и академической успеваемости студентов. Молодёжь и наука: Сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием, посвящённой 385-летию со дня основания г. Красноярска. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; 2013. URL: https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/ s089/s089-001.pdf [дата доступа: 27.12.2021].
9. Jan SU, Anwar MA. Emotional intelligence, library use and academic achievement of university students. J Aus Libr Inf Assoc. 2019; 68(1): 38-55. doi: 10.1080/24750158.2019.1572482
10. Kornilova TV, Chumakova MA, Krasavtseva YV. Emotional intelligence, patterns for coping with decisional conflict, and academic achievement in cross-cultural perspective (evidence from selective Russian and Azerbaijani student populations). Psychology in Russia: State of the Art. 2018; 11(2): 114-133.
11. Salovey P, Mayer JD. Emotional intelligence. Imagin Cogn Pers. 1990; 9(3): 185-211. doi: 10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
12. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы. 2020; 3(4): 63-70. doi: 10.17748/26869969-2020-3-4-63-70
13. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017; 2: 104-109.
14. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха. Вестник практической психологии образования. 2006; 3(1): 30-38.
15. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. В кн.: Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН; 2004: 29-36.
16. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2010; 1(81): 157-159.
17. Pandey PK, Gupta N, Giri P. The impression of emotional intelligence on university student's academic performance. Int J Recent Technol Eng. 2019; 8(3): 2171-2178.
18. Safina AM, Arifullina RU, Ganieva AM, Katushenko OA. Emotional intelligence in teacher's activities. Journal of History Culture and Art Research. 2020; 9(2): 61-71. doi: 10.7596/taksad. v9i2.2677
REFERENCES
1. Aleksandrova AA. Features of emotional intelligence and perfectionism in students. Siberian Pedagogical Journal. 2016; 6: 79-82. (In Russ.).
2. Marchenko AV, Borzilova NS. Personal characteristics of students with different academic performance. Molodoy uchenyy. 2016; 24(128): 292-296. (In Russ.).
3. Isaeva ER, Tyusova OV, Tishkov AV, Shaporov AM, Pavlova OV, Efimov DA, et al. Search for predictive criteria of students' academic performance. University Management: Practice and Analysis. 2017; 21(2): 163-165. (In Russ.). doi: 10.15826/umpa.2017.02.030
4. Maguire R, Egan A, Hyland P, Maguire P. Engaging students emotionally: The role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education. High Educ Res Dev. 2017; 36(2): 343-357. doi: 10.1080/07294360.2016.1185396
5. MacCann C, Jiang Y, Brown LER, Double KS, Bucich M, Min-bashian A. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychol Bull. 2020; 146(2): 150-186. doi: 10.1037/ bul0000219
6. Zaporozhtseva GE, Sholtyan YuO, Vasilchenko AYu. The relationship of emotional intelligence with the academic performance of students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2021; 6: 67-76. (In Russ.). doi: 10.24158/spp.2021.6.11
7. Kotomina OV. Investigation of the relationship between emotional intelligence and academic performance of university students. The Education and science journal. 2017; 19(10): 96-110. (In Russ.). doi: 10.17853/1994-5639-2017-10-91-105
8. Belkova IV. The relationship of personal potential and academic performance of students. Molodezh' i nauka: Sbornik materi-alov IX Vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoy 385-letiyu so dnya osnovaniya g. Krasnoyarska. Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy un-t; 2013. URL: http://conf. sfu-kras.ru/sites/mn2013/section089 [date of access: 27.12.2021]. (In Russ.).
9. Jan SU, Anwar MA. Emotional intelligence, library use and academic achievement of university students. J Aus Libr Inf Assoc. 2019; 68(1): 38-55. doi: 10.1080/24750158.2019.1572482
10. Kornilova TV, Chumakova MA, Krasavtseva YV. Emotional intelligence, patterns for coping with decisional conflict, and academic achievement in cross-cultural perspective (evidence from selective Russian and Azerbaijani student populations). Psychology in Russia: State of the Art. 2018; 11(2): 114-133.
11. Salovey P, Mayer JD. Emotional intelligence. Imagin Cogn Pers. 1990; 9(3): 185-211. doi: 10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
12. Naimushina LM. The history of the formation of the concept of"emotional intelligence" in psychological science. Pedagogy:
history,prospects. 2020; 3(4): 63-70. (In Russ.). doi: 10.17748/26869969-2020-3-4-63-70
13. Andreeva IN. Modern ideas about emotional intelligence and its place in the structure of personality. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2017; 2: 104-109. (In Russ.).
14. Savenkov AI. Emotional and social intelligence as predictors of life success. Bulletin of Psychological Practice in Education. 2006; 3(1): 30-38. (In Russ.).
15. Lyusin DV. Modern ideas about emotional intelligence. In: Lyusin DV, Ushakov DV. Social intelligence. Theory, measurement, research. Moscow: Institut psikhologii RAN; 2004: 29-36. (In Russ.).
16. Meshcheryakova IN. Formation of emotional intelligence of psychology students in the process of studying at the university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2010; 1(81): 157-159. (In Russ.).
17. Pandey PK, Gupta N, Giri P. The impression of emotional intelligence on university student's academic performance. Int J Recent TechnolEng. 2019; 8(3): 2171-2178.
18. Safina AM, Arifullina RU, Ganieva AM, Katushenko OA. Emotional intelligence in teacher's activities. Journal of History Culture and Art Research. 2020; 9(2): 61-71. doi: 10.7596/taksad. v9i2.2677
Сведения об авторах
ЛистикЕлена Мариковна - кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6192-8756
Курганова Елена Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2607-330X
Кудрявцева Екатерина Львовна - кандидат педагогических наук, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»; научный руководитель международного методического совета по многоязычию и межкультурной коммуникации, НОЦ ИКаРуС, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8584-2869
Пашкова Ольга Александровна - магистрант Института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5136-1290
Information about the authors
Elena M. Listik - Cand. Sc. (Psychol.), Docent, Associate Professor at the Department of Psychology of Institute of Education and Psychology, Moscow City University, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6192-8756
Elena A. Kurganova - Cand. Sc. (Psychol.), Associate Professor at the Department of Psychology of Institute of Education and Psychology, Moscow City University, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2607-330X
Ekaterina L. Kudryavtseva - Cand. Sc. (Education), Scientific Director of the International Network Laboratories "Innovative Technologies in the Field of Multicultural Education", Kazan (Volga Region) Federal University; Scientific Director of the International Methodological Council for Multilingualism and Intercultural Communication IKaRuS e.V., e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8584-2869
Olga A. Pushkova - Master's Degree Student, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5136-1290 Статья опубликована в рамках III Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одарённости и творчества».