При исследовании в лабораторных условиях полимерных материалов, применяемых в строительстве и быту, для изготовления одежды и обуви и выделяющих токсические вредные вещества в воздушную среду, также должны быть единые методические подходы, гигиенические нормативы и методы определения химических веществ.
Существующие в настоящее время методические подходы отбора проб воздуха практически не позволяют определять токсические вещества на уровне гигиенических нормативов из-за низкой чувствительности санитарно-химических методов.
В таблице представлены ряд веществ, наиболее широко определяемых специалистами СЭС при анализе пластмасс, чувствительность методов их определения, допустимые уровни и объем воздуха, необходимый для анализа, рассчитанный нами по формуле Атласова.
Приведенные в таблице данные наглядно демонстрируют, как практическая служба, располагающая для исследования строительных пластмасс камерами объемом 5—10 л, может использовать методики для анализа токсических веществ, приведенные в «Методических указаниях по санитарно-гигиеническому контролю полимерных строительных материалов».
В последнее время в отечественной литературе все чаще приводятся данные о токсическом действии химических веществ на организм человека при отсутствии выделения этих веществ в воздух. По нашему мнению, отсутствие выделения токсических химических веществ в воздух можно объяснить несовершенством существующих методических подходов к отбору проб воздуха. Возникает вопрос: как определять стирол или формальдегид, пользуясь емкостями вместимостью 5—10 л, если для определения этих веществ необходимо отобрать не менее 150—500 л воздуха или более. Практически во всех случаях
контроля за пластмассами установить уровни выделения токсических веществ из них в воздух не представляется возможным. В том случае, если данный метод фиксирует уровни выделения вещества, то для получения достоверных результатов эту величину необходимо умножить на 1 — 2 порядка.
Вследствие того что из одного вида пластмассы может выделяться одновременно несколько веществ, а в гражданском строительстве используются, как правило, несколько (3—6 и более) видов пластмасс, то для проведения текущего контроля за ними, вероятно, нужно рекомендовать контролировать уровни выделения не всех веществ, а 1—2 приоритетных. Гигиенические нормативы на лимитирующие вещества необходимо разрабатывать с учетом максимальных уровней выделения сопутствующих веществ (в настоящее время исследователи такими данными располагают). Тогда при оценке воздуха жилища нужно будет контролировать уровни выделения не 10—15 веществ, как указано в Методических указаниях [2], а всего 3—5. Это в свою очередь значительно облегчит работу практической службы и позволит ей заниматься основной задачей — профилактической работой.
При существующем положении практическая служба в связи с несовершенством методических подходов не выполняет своих основных задач.
Литература
1. Инструкция по санитарио-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами.— М., 1972,- С. 17
2. Методические указания по санитарно-гигиеническому контролю полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий.— М., 1980,— С. 83.
Поступила 20.11.90
© Г. А. ПЕТРОВА. 1992 УДК 614.72:678.652
Г. А. Петрова
ИЗУЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ АМИНОПЛАСТА МАРКИ КФА 5
Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Аминопласт КФА 5 предназначен для изготовления изделий, контактирующих с сыпучими пищевыми продуктами: крупой, мукой,сахаром и др.
Аминопласт производства Владимирского химзавода изготовлен по следующей рецептуре: карбамид— 39,08 масс, части; формальдегид — 24,54; уротропин — 3,66; сульфат аммония — 0,082; сульфат цинка — 0,081; триэтаноламиновая соль лаурилсульфата 0,02; целлюлоза сульфитная — 29,04; стеарат цинка — 0,103; сульфат бария — 0,225; двуокись титана — 0,162.
Из перечня ингредиентов видно, что одним из летучих и наиболее токсичных соединений полимерной композиции является формальдегид, который в основном лимитирует гигиенические свойства аминопласта КФА 5. Следует отметить, что остаточное содержание формальдегида в ГОСТ 2959—80 «Массы прессовочные карбамидо-
и меламиноформальдегидные» не регламентировано.
Санитарно-гигиенические свойства аминопласта оценивали по органолептическим показателям контактировавших с ним пищевых продуктов, по уровню миграции формальдегида из изделий в воздушную среду и дистиллированную воду после прямого и опосредованного контакта.
Образец аминопласта представлен в виде стаканчиков конусовидной формы высотой 60 мм, вместимостью 75 мл. Внутренняя и внешняя поверхности стаканчиков гладкие, блестящие, кремового цвета. Запаха у изделий не отмечается.
При подготовке образца к исследованию стаканчики мыли теплым раствором питьевой соды (одна чайная ложка на 0,5 л воды), затем тщательно промывали теплой водопроводной во-
дой и ополаскивали дистиллированной водой, после чего сушили на воздухе.
Для органолептического исследования пищевых продуктов использовали перловую и манную крупу. В стаканчики (по 7 штук для каждого вида крупы) помещали по 50 г продукта, закрывали стеклом и выдерживали определенное время при комнатной температуре. Манную крупу исследовали через 5 и 15 дней, перловую — через 10, 15 и 40 дней. При этом изучали цвет, запах (в некоторых пробах — вкус) пищевого продукта по сравнению с контрольными пробами крупы, которые помещали в стеклянные емкости и выдерживали в условиях, аналогичных опытным. Исследования проводила комиссия в составе 5 одораторов-дегустаторов. Внешний вид манной и перловой круп остался без изменений, посторонний запах также не обнаружен.
Параллельно исследованию пищевых продуктов изучали миграцию формальдегида в воздушную среду эксикатора в соответствии с требованиями инструкции № 860—71. Результаты исследования показали, что в воздушную среду из аминоиласта марки КФА 5 мигрирует формальдегид в количествах, в сотни раз превышающих ПДК для атмосферного воздуха (0,012 мг/м3).
Изучали также миграцию формальдегида из аминопласта при его опосредованном контакте с дистиллированной водой. При этом в каждые из 5 стаканчиков помещали стеклянные бюксы, доверху наполненные дистиллированной водой (10,75 мл). Стаканчики закрывали стеклами. Дистиллированную воду из бюксов ежедневно исследовали на содержание формальдегида. Для этого из 4 бюксов забирали пробы воды, а взятое количество восполняли свежей дистиллированной водой. В 5-м бюксе дистиллированную воду заменяли ежедневно полностью. Результаты исследований представлены в таблице.
Из таблицы видно, что даже при ежедневной смене дистиллированной воды в течение 16 дней наблюдения количество мигрирующего из стаканчиков формальдегида превышало ДКМ от 4 до 45 раз.
Органолептические показатели дистиллированной воды на протяжении исследований оставались без изменений по сравнению с контролем.
При изучении миграции формальдегида из изделий аминопласта в дистиллированную воду в 5 стаканчиков наливали по 75 мл дистиллированной воды, закрывали покровными стеклами и выдерживали при комнатной температуре от 1 до 20 дней. Вытяжки ежедневно исследовали на содержание формальдегида. При органолептиче-ском исследовании полученные вытяжки особенностей не имели. Наличия запаха в вытяжках при экспозиции 1 и 20 дней не установлено. Внешний вид внутренней поверхности стаканчиков остался без видимых изменений по сравнению с контрольными стаканчиками.
Средние данные по миграции формальдегида из стаканчиков при опосредованном контакте с дистиллированной водой
Условия опыта Коли-чсство наблюдений Концентрация формальдегида, мг/л
средняя максимальная минимальная
С ежедневным добавлением
дистиллированной воды 74 2,57 7,32 0,0
С ежедневной сменой дистил-
лированной воды 16 1,61 4,54 0,42
Одноразовые исследования
через 20 дней 5 1,16 2,2 0,0
Исследования показали, что при прямом контакте изделий с водной средой в вытяжках обнаружен формальдегид в количестве от 2,65 до 27,90 при ДКМ 0,1 мг/л.
При контакте с воздушной и водной средой, и пищевыми продуктами внешний вид изделий из аминопласта марки КФА 5 на протяжении 90 дней оставался без видимых изменений; запаха у изделий и контактирующих сред также не установлено. При химическом исследовании отмечалась постоянная миграция формальдегида, в значительных количествах превышающих ДКМ, из стаканчиков.
Вследствие миграции в воздушную среду формальдегида в количестве от 1,78 до 19,20 мг/м3 (ПДК 0,012 мг/м3), а также в водную среду до 17,34 мг/л (ДКМ 0,1 мг/л) исследованный образец аминопласта признан неудовлетворительным и непригодным для изготовления изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами.
Установление миграции больших количеств формальдегида из аминопласта марки КФА 5 в контактирующие среды (воздух, воду) послужило основанием для исследования аминопласта марки КФА 2, разрешенного Минздравом СССР (разрешение 123—2/1264—7 от 11.08.83) для изготовления ручки кухонной лопатки, т. е. для опосредованного контакта с пищевым продуктом.
Исследовали аминопласт КФА 2 также в виде стаканчиков при 1-суточном контакте с дистиллированной водой в экспериментальных условиях, аналогичных исследованию изделий из аминопласта марки КФА 5. Показано, что из аминопласта КФА 2 в дистиллированную воду также в больших количествах мигрирует формальдегид (от 1,76 до 8,46 мг/л).
Результаты исследований позволили установить, что вследствие миграции формальдегида в количествах, превышающих ДКМ 0,1 мг/л, изделия из аминопласта марок КФА 5 и КФА 2 не мосут использоваться в контакте с жидкими пищевыми продуктами.
Поступила 31.10.90