Научная статья на тему 'Изучение гендера в современной лингвистике'

Изучение гендера в современной лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1018
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНДРОЦЕНТРИЗМ / КОММУНИКАЦИЯ / GENDER / COMMUNICATIVE BEHAVIOR / ANDROCENTRISM / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зиновьева Татьяна Александровна

Данная статья освещает основные вехи изучения гендера в современной лингвистике. Также раскрывается понятие андроцентризма языка и его основные признаки. В данной статье хотелось бы обратить внимание на две основные проблемы изучения гендера в лингвистике отражение пола в языке и коммуникативное поведение мужчины и женщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение гендера в современной лингвистике»

2. Вань Нин Слоган русской автомобильной рекламы в структурно-содержательном аспекте (на фоне китайской рекламы): автореферат дис. канд. филол. наук. Пермь, 2015.

3. Малюгина А.В. Фразеологические средства выражения согласия/несогласия в устной форме бизнес-коммуникации (На материале английского языка)// Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 45-47.

Gender research in modern linguistics Zinovyeva T. (Russian Federation)

Изучение гендера в современной лингвистике Зиновьева Т. А. (Российская Федерация)

Зиновьева Татьяна Александровна / Zinovyeva Tatyana - студент, кафедра английского языка,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Институт межкультурной коммуникации и международных отношений, г. Белгород

Аннотация: данная статья освещает основные вехи изучения гендера в современной лингвистике. Также раскрывается понятие андроцентризма языка и его основные признаки. В данной статье хотелось бы обратить внимание на две основные проблемы изучения гендера в лингвистике - отражение пола в языке и коммуникативное поведение мужчины и женщины.

Abstract: this article highlights the key milestones of studying gender in modern linguistics. Also the concept of androcentrism of language and its main features are disclosed. In this article I would like to draw attention to the two main problems of studying gender in linguistics -reflection of gender in language and communicative behavior of both men and women.

Ключевые слова: гендер, коммуникативное поведение, андроцентризм,

коммуникация.

Keywords: gender, communicative behavior, androcentrism, communication.

Во второй половине ХХ века параллельно с демократизацией западного общества происходило становление новых социально-философских теорий. Активизация феминизма и американская студенческая революция 1968 года оказали содействие и ускорили распространение целого ряда идей. К этому числу относится осознание социально-культурной обусловленности пола. «Новое женское движение» в США, выступившее за борьбу с патриархатом, послужило хорошим стимулом научного осмысления гендерной концепции и в высокой степени содействовало ее распространению с целью политической борьбы. В начале 70-х годов ХХ века в языкознании (главным образом в Германии и США) зарождается течение, названное феминистской критикой языка, или феминистской лингвистикой. Это течение существует и сегодня, но теперь в более взвешенном состоянии, переступив традиционную для начального этапа «алармистскую» фазу, когда изливались радикальные заявления, многие из которых впоследствии подтвердились частично или не подтвердились вовсе [3, с. 45].

В феминистской лингвистике язык подвергся критике за свою андроцентричность.

Гендерная асимметрия в языке (андроцентризм языка) представляет собой неравномерную представленность в языке лиц разного пола, которая подмечена феминистской критикой языка, а также ведущими теоретиками постмодернизма. Феминистическая идеология часто подвергается рассмотрению как одно из важных направлений постмодернистской философии. Отсюда - ее повышенный интерес к

145

феноменам языка: картина мира фиксируется с мужской точки зрения, поэтому язык не только антропоцентричен (ориентирован на человека), но и андроцентричен (ориентирован на мужчину). Язык создает картину мира, которая основана на мужской точке зрения, с точки зрения мужской перспективы, от лица мужского субъекта, где женское игнорируется или представлено главным образом в роли объекта, в роли «Чужого», «Другого» [4, с. 296].

Выделяют такие признаки андроцентризма как:

а) отождествление понятий человек и мужчина. Во многих европейских языках они обозначаются одним словом: man в английском, Mann в немецком, homme во французском;

б) имена существительные женского рода, как правило, являются производными от мужских имён, а не наоборот. Их часто сопровождает негативная оценочность. Употребление мужского обозначения к женщине-референту допустимо и повышает ее статус. Однако номинация мужчины женским обозначением заключает в себе негативную оценку;

в) существительные мужского рода могут быть употреблены неспецифицированно, то есть для обозначения лиц любого пола. Здесь происходит действие механизма «включенности» в грамматический мужской род. Язык предпочитает мужские формы для обозначения лиц любого пола или группы лиц разного пола. То есть, достаточно сказать «учителя», если имеются в виду учителя и учительницы. Согласно феминистской критике языка, подобным образом в массе ситуаций женщины вообще игнорируются языком;

г) на уровне синтаксиса согласование происходит по форме грамматического рода соответствующей части речи, а не по реальному полу референта;

д) маскулинность и фемининность противопоставлены, и резко разграничены между собой, как в качественном (положительная и отрицательная оценочность), так и в количественном (доминирование мужского как общечеловеческого) отношении. Это соотношение способствует образованию гендерных асимметрий [1, с. 146].

Данная тематика особенно детально разработана на материале английского и немецкого языков. Возникшие немного позднее исследования гендерной асимметрии других языков дают основания предполагать разный уровень андроцентризма разных языков [2, с. 112].

Андроцентризм языка заключает в себе отображение культурной и социальной специфики общества, в том числе показывает большую ценность мужчины, доминирование мужского и ограниченную частной сферой деятельность женщины.

Так и был обвинен язык в сексизме - дискриминации по признаку пола, которой подвергаются женщины. Поэтому феминистская лингвистика открыто объявляла свою политическую ангажированность и стремилась не только обнаружить отпечатки патриархата и сексизм языка, но и преодолеть их, посредством реформирования языка. Основу рассуждений представляла гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа: язык направляет и, главным образом, структурирует мышление, ввиду чего сознание человека в существенной мере определяется особенностями языка. Феминистской лингвистикой было предложено множество рекомендаций по реформированию языка [2, с. 53].

Изучение гендера в языкознании касается двух видов проблем.

1. Язык и отражение в нем пола. Целью данного подхода является объяснение и описание того, каким образом в языке манифестируется наличие людей разного пола (в первую очередь анализируется номинативная система, лексикон, синтаксис, категория рода и т.п.), какие оценки предписываются женщине и мужчине и в каких семантических областях они наиболее заметно, либо отчетливо выражены.

2. Речевое и в целом коммуникативное поведение женщин и мужчин, в котором выделяют типичные стратегии и тактики, гендерно - специфический отбор единиц лексикона, методы достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе

146

лексики, синтаксических конструкций и т.д. - то есть, специфика женского и мужского говорения.

Высокий интерес представляет изучение гендера в профессиональной коммуникации. Так, по результатам продолжительных работ немецких лингвистов по исследованию гендерной специфики профессионального общения установлено, что мужчины и женщины раскрывают тенденции к разным манерам ведения полемики. Мужчины реже соглашаются с критикой, чаще прибегают к ссылкам на авторитеты, иронии, используют меньше речевых средств, выражающих неуверенность, и в результате создают образ более компетентных и уверенных в себе и своей правоте специалистов, таким образом, более успешно добиваясь так называемого «статуса эксперта» [4, с. 300].

Литература

1. Анищенко А.В. О гендерных особенностях реализации эмоциональных реакций. Гендер: язык, культура, коммуникация / А.В. Анищенко. - М.: Просвещение, 2007. - С. 146-150.

2. Кирилина А.В. Развитие гендерных исследований в лингвистике. Филологические науки / А.В. Кирилина. - М.: Просвещение, 2008. - 51с.

3. Любимова Н.В. Гендерные стереотипы сегодня. Гендер: язык, культура, коммуникация / Н.В. Любимова; мат-лы II междунар. конф. - М., 2011. - С. 136-137.

4. Шевелева Л.В. Гендерный стереотип эмоциональности в речевом поведении субъекта / Л.В. Шевелева. - М.: СОФИЯ, 2005. - С. 296-301.

Search of effective ways of lexical skills' improvement in English Molchanova I. (Russian Federation)

Поиск эффективных способов совершенствования лексических навыков английского языка Молчанова И. Ю. (Российская Федерация)

Молчанова Ирина Юрьевна /Molchanova Irina - студент, факультет иностранных языков,

Казанский (Приволжский) Федеральный университет,

Елабужский институт, г. Елабуга

Аннотация: в данной статье рассматриваются труды авторов работ по совершенствованию лексических навыков английского языка. Проанализированы наиболее эффективные способы активизации лексических единиц и предложен ряд дополнительных заданий.

Abstract: the article deals with authors ’ works for improvement of lexical skills in English. It is analyzed the most effective ways of the lexical units ’ activation and it is proposed a number of additional tasks.

Ключевые слова: лексическая единица, дефиниция слов, активизация речевых умений. Keywords: lexical unit, the definition of words, intensification of speech abilities.

На данном этапе обучения школьники сталкиваются с трудностями, определяемыми их неспособностью к овладению новой лексикой. Активизация лексических навыков английского языка у старшеклассников достигается способом регулярной работы над ними. Для запоминания многочисленных лексических единиц учениками необходимо применение определенной методики в практике обучения.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.