3. Золотова Г. А. Говорящее лицо и структура текста // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. М.: РАН, ИРЯ, 1995. С. 120-133.
4. Адмони В. Г. Основы теории грамматики. М.: Едиториал УРСС, 2004.
5. Ковалева Л. М. Английская грамматика: предложение и слово. Иркутск, 2008.
6. Бодягина О. Л. Полифакторный подход к выбору актанта на роль подлежащего (на материале английского языка): дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2003.
7. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974.
8. Ковалева Л. М. Английская грамматика: предложение и слово. Иркутск, 2008.
9. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике. М.: Высш. шк., 1991.
Notes
1. Foucault M. Arheologiya znaniya[Archaeology of knowledge]. Kiev. Nika-Centre. 1996.
2. Ladygin Yu.A. Avtorocentricheskij podhod k analizu prozaicheskogo udozhestvennogo teksta [Authorcen-tric approach to the analysis of prose of artistic text]. Irkutsk. Publishing house of ISU. 1997.
3. Zolotova G. A.Govoryashchee lico i struktura teksta [Speaking person and the structure of the text] // YAzyk - sistema. YAzyk - tekst. YAzyk - sposobnost'- Language - system. The language - the text. Language as an ability. M. Russian Academy of Sciences, IRL. 1995. Pp. 120-133.
4. Admoni V. G. Osnovy teorii grammatiki [Foundations of the theory of grammar]. M. Editorial URSS. 2004.
5. Kovaleva L. M. Anglijskaya grammatika: predlozhenie i slovo [English grammar: the sentence and the word]. Irkutsk. 2008.
6. Bodyagina O. L. Polifaktornyj podhod k vyboru aktanta na rol' podlezhashchego (na materiale anglijskogo yazyka): dis. ... kand. filol. Nauk [Polyfactor approach to the choice of actant in the role of subject (on a material of English language): dis. ... Cand. of Philology]. Barnaul. 2003.
7. E. Benveniste Obshchaya lingvistika [General linguistics]. M. Progress. 1974.
8. Kovaleva L. M. Anglijskaya grammatika: predlozhenie i slovo [English grammar: the sentence and the word]. Irkutsk. 2008.
9. Arnold I. V. Osnovy nauchnyh issledovanij v lingvistike [Basics of scientific research in linguistics]. M. Vyssh. Sch. 1991.
УДК 811.161.1'27
Е. С. Зиновьева
Современные аспекты изучения гендера в языкознании
В данной статье рассматривается понятие «гендер» и особенности его употребления в лингвистике. Особое внимание уделяется современным подходам к изучению гендера и языка. Автор прослеживает связь гендерных исследований с другими сферами науки, описывает новое понимание языка с точки зрения антропоцентрического подхода, дает характеристику основным направлениям современных гендер-ных исследований в лингвистике. В работе приводятся взгляды российских и зарубежных ученых на проблему отражения гендера в языке, анализируются перспективные области исследования гендера в отечественном языкознании, подчеркивается понимание гендера в качестве динамического культурного и социального конструкта, дается краткий обзор существующих в настоящее время российских исследований в области гендерной лингвистики, отмечаются особенности изучения гендера в России.
This article discusses the concept of "gender" and, in particular, its use in linguistics. Special attention is paid to the modern approaches to the study of gender and language. The author traces the relationship of gender studies with other areas of science, describes a new understanding of language in terms of anthropocentric approach, gives a description of the main directions of contemporary gender studies in linguistics. The paper presents the views of Russian and foreign scientists on the problem of the reflection of gender in language, analyzes promising fields of study of gender in domestic linguistics, emphasizes the understanding of gender as a dynamic cultural and social construct, provides an overview of the currently existing Russian research in the field of gender linguistics, marks the peculiarities of the study of gender in Russia.
Ключевые слова: гендер, гендерная лингвистика, антропоцентризм, гендерные отношения, социолингвистика, российское языкознание.
Keywords: gender, gender linguistics, anthropocentrism, gender relations, sociolinguistics, Russian linguistics.
В настоящее время гендерные исследования являются перспективной и быстро развивающейся областью науки, которая активно использует данные социологии, психологии, культуро-
© Зиновьева Е. С., 2016 74
логии, антропологии, межкультурной коммуникации и др. Как отмечает И. В. Зыкова, «...вопрос о правомерности гендерного подхода к анализу человеческой истории и культуры уже не ставится под сомнение и считается вполне очевидным и обоснованным» [1].
На современном этапе изучения гендера подчеркивается его социальная и культурная обусловленность. Другими словами, гендер рассматривается как культурный и исторически относительный феномен, «.его значение и интерпретация могут быть различными в рамках разных культур, являясь причиной исторических изменений языковой системы» [2].
Не вызывает сомнения тот факт, что гендерные отношения, являясь элементами культуры, находят свое отражение в языке и с его помощью сообщаются следующим поколениям того или иного общества. Поскольку язык представляет собой важную часть сознания человека, необходимо подчеркнуть, что лингвистические гендерные исследования рассматривают не только влияние пола на коммуникативное поведение и использование языка, но и то, какими средствами обладает сам язык для создания гендерной идентичности [3].
В результате использования данных различных антропоориентированных наук (психологии, культурологии, философии) изменился традиционный лингвистический подход. Стало очевидным, что язык способен ориентировать индивида в его собственной познавательной области, т. е. индивидуальные параметры личности, в том числе и половая принадлежность, непосредственно связаны с языком и подвергаются его влиянию, поскольку язык, несомненно, является средством конструирования мира и человека [4].
По словам Н. В. Белой, гендерный подход способствует антропоориентированному изучению языка и «.позволяет точнее учитывать человеческий фактор в языке» [5]. Это означает, что в языке и речи выражаются гендерные отношения и стереотипы носителей языка, требующие подробного анализа и изучения.
С точки зрения П. Экерт и С. МакКоннел-Джине, современный подход к изучению гендера в языке можно выразить фразой думать практически, наблюдать локально, что подразумевает уход от любых обобщений относительно различий в мужском и женском языке. По мнению исследователей, гендер и другие социальные параметры не всегда отделимы друг от друга, а лингвистические аспекты гендера могут сильно различаться в разных сообществах и культурах. Кроме того, использование языка и формирование высказываний зависят от социальных отношений. Следовательно, изучение различий мужского и женского языка невозможно без учета социокультурных правил в данном обществе [6].
Сегодня можно выделить несколько направлений лингвистических гендерных исследований:
1. Направление, связанное с изучением отношений господства и подчинения, сформированное на основе феминизма и постмодернистской философии.
2. Исследования диагностического характера (автороведческая криминалистическая экспертиза, исследования по экспертной фоноскопии).
3. Экспериментальные исследования, смежные с психологией и нейролингвистикой, целью которых является установление когнитивных различий, вызванных различным гормональным балансом мужчин и женщин.
4. Социолингвистические исследования.
5. Кросскультурные и лингвокультурологические исследования [7].
Антропоцентрический (или антропофилический) подход в лингвистике рассматривает язык в широком экзистенциональном и понятийном контексте бытия человека, в неразрывной связи с его сознанием, мышлением и духовным миром. В основе современного антропоцентризма лежат идеи В. Гумбольдта о том, что язык - это зеркало культуры, отражающее интуиции и миропредставления; язык участвует в важнейших моментах культурного творчества - в выработке миропредставлений, их фиксировании и последующем осмыслении; язык одновременно - источник, питающий культуру своими интуициями, и орган осознания этих интуиций. Для современных исследований характерна «.твердая установка на антропоцентричность всякого бытия, и прежде всего - языкового» [8].
Гендерный подход к языковому материалу предполагает макро- и микроуровни анализа. Последний рассматривает соотношение грамматической категории рода с идеей биологического и социального пола, способы представления этих смыслов языковыми средствами, разного типа коннотации и семантические приращения, которые сопутствуют номинациям мужского, женского и среднего рода. По замечанию А. В. Кирилиной, «.исследованию в гендерном аспекте поддаются практически все области языка как системы и языка в его функционировании» [9].
Одним из наиболее актуальных вопросов, рассматриваемых в лингвистике, является проблема соотношения биологических и социокультурных факторов, влияющих на гендерные различия в языке. Здесь можно выделить два направления: социодетерминисткое и биодетермини-
стское. Согласно первому, гендерные различия в языке и речи возникают под воздействием общества и культуры [10]. Второе направление подчеркивает наличие когнитивных особенностей у мужчин и женщин, вызванных биологическими различиями: различия гормональных систем, наличие репродуктивной функции у женщин, признание различий в межполушарной асимметрии мозга у мужчин и женщин [11].
Сегодня невозможно отдать предпочтение ни той, ни другой точке зрения. Современная наука предоставляет доказательства как первых, так и вторых причин, поэтому следует говорить о биосоциальном характере гендерных различий в языке и речи индивидов [12].
Что касается России, то гендерные исследования здесь начали развиваться лишь в последние десятилетия. В России отсутствовала дискурсивная практика по вопросам пола, однако в отечественной психолингвистике проводились исследования речи мужчин и женщин, изучалось влияние половозрастных особенностей говорящего в процессе вербальной коммуникации, анализировалось воздействие фактора «пол» на поведение информантов в ассоциативном эксперименте и многое другое.
Первые результаты по изучению гендерных аспектов языка и коммуникации были получены в Московском государственном лингвистическом университете. Именно там были разработаны общие принципы гендерных исследований, в том числе релятивизация пола, признание его социально и культурно конструируемым феноменом.
Сегодня в отечественной науке ведутся гендерные исследования по следующим направлениям:
- изучение представлений о гендере (концепты «мужественности» и «женственности», ген-дер на разных уровнях языка);
- гендерная специфика вербального и невербального коммуникативного акта;
- отражение гендерных стереотипов в социальном и языковом сознании;
- гендер в лексикографии;
- гендер в рекламе;
- гендер в СМИ;
- гендер в криминалистике;
- гендер в Интернете;
- гендер в художественном тексте [13].
Если говорить об особенностях в мужском и женском речевом поведении, то здесь также можно выделить несколько направлений исследований:
- выявление определенных различий языковых уровней: фонетики, морфологии, семантики и синтаксиса, а также различий в области вербальных стереотипов в восприятии женщин и мужчин;
- выявление семантических различий, которые объясняются особенностями перераспределения социальных функций в обществе, - подход исключительно с гендерных позиций, связанный с социальной природой языка женщин и мужчин;
- построение психолингвистических теорий, в которых «женский» и «мужской» языки сводятся к особенностям языкового поведения женщин и мужчин;
- когнитивное объяснение выявленных показателей (в этом случае важным оказывается не только определение частотности расхождений, но и установление связи с различными аспектами картины мира) [14].
К настоящему времени в отечественной лингвистике широко изучены наименования лиц женского и мужского пола и проблемы референции, специфика порождения и восприятия речи, влияние гендерного фактора на поведение информантов в ассоциативном эксперименте [15].
Проанализирована роль гендерного фактора в рекламе [16], в номенклатурных обозначениях и товарных знаках, осуществлена концептуализация понятий «мужчина» и «женщина» по данным лексикографии и многое другое.
Одновременно проводятся исследования в рамках когнитивного подхода, пытающиеся ответить на вопросы когнитивного статуса гендерных отличий в языке, возможности моделирования процессов порождения речи, содержащей гендерные признаки [17].
Появляются исследования гендерных различий текстов, порождаемых мужчинами и женщинами [18], компаративные исследования скорости говорения, длины текста. По мнению А. В. Кирилиной и М. В. Томской [19], в рамках коммуникативного направления гендерных исследований существует большое количество трудов, посвященных диагностике и установлению идентификационных признаков женской и мужской речи, методикам установления имитации речи лицом противоположного пола. Все это ведет к увеличению числа работ по исследованию поверхностных и глубинных признаков мужской и женской речи, в основном на примерах письменных текстов, стереотипов фемининности и маскулинности и их функционирования в языке [20].
В рамках социо- и психолингвистического направления ведутся интенсивные исследования гендерной языковой личности и отражения образов мужественности и женственности в языковом сознании, основанные на гипотезе функциональной асимметрии мозга, обосновывающей различия в специализации функций полушарий мужского и женского мозга [21].
Одной из особенностей социолингвистических исследований гендера является восприятие его как динамического конструкта, зависящего от культурно-политических событий в обществе, влекущих за собой смену идеологии и переоценку ценностей [22].
В русле коммуникативного подхода в лингвистике представляется актуальным изучение различных видов коммуникации. Т. Г. Попова полагает, что «...антропоориентированный характер лингвистических исследований на современном этапе ее развития диктует необходимость учета гендерного аспекта коммуникации» [23].
Сегодня признается, что гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения формируются под влиянием институтов социального контроля и культурных традиций. Гендер-ные отношения как важный аспект социальной организации выражают ее системные характеристики и упорядочивают отношения между говорящими субъектами. Без сомнения, гендерная самоидентификация входит в число когнитивных ресурсов отдельной личности и всего общества в целом. Следовательно, гендер может быть рассмотрен как параметр исследования во многих общественных науках, в том числе и в лингвистике. Анализ различных структур языка может в значительной степени раскрыть содержание категории «гендер». Объектом данных исследований, как правило, становится синтаксис, лексикон, прагматика и т. д.
Примечания
1. Зыкова И. В. Способы конструирования гендера в английской фразеологии. М., 2003. С. 7-9.
2. Там же. С. 9.
3. Кирилина А. В. Особенности и тенденции развития гендерных исследований в российской лингвистике. Гендер: язык, культура, коммуникация: доклады первой междунар. конф. М., 2001. С. 5-14.
4. Лебедев С. А. Историко-философское и методологическое введение в теорию языка // Философия социальных и гуманитарных наук: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С. А. Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2008. С. 653-686.
5. Белая Н. В. О проявлении гендерных различий в языке // Вестник Филологические науки. 2009. № 3. С. 100.
6. Eckert P. Think practically and look locally: language and gender as community-based practice // Annual review of anthropology. 1992. № 21. P. 461-490.
7. Добровольский Д. О., Кирилина А. В. Феминистская идеология в гендерных исследованиях и критерии научности // Гендер как интрига познания. М., 2000. С. 19-35.
8. Николаева Т. М. От звука к тексту. М., 2000. С. 15.
9. Кирилина А. В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании // Науч. докл. высш. шк., Филол. науки. М., 2000. № 3. С. 28-36.
10. Горошко Е. И., Кирилина А. В. Гендерные исследования в лингвистике сегодня // Гендерные исследования. Харьков, 1999. № 2. С. 234-241.
11. McGlone J. Sex differences in human brain asymmetry: A critical survey // Behavioral and Brain Sciences. 1980. Vol. 3. P. 215-263.
12. Кирилина А. В. Дискуссионные вопросы лингвистической гендерологии: био- и социодетерминизм // Женщина в российском обществе. 2000. № 3. URL: http://ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal13/kir.html (Дата обращения 21.04.2015)
13. Божанова Н. Г. Гендерные исследования в лингвистике: история, современность, перспективы // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2012. № 5 (109). С. 69-74.
14. Потапов В. В. Многоуровневая стратегия в лингвистической гендерологии // Вопросы языкознания. 2002. № 1. С. 103-130.
15. Кирилина А. В. Гендер: язык, культура, коммуникация: доклады второй междунар. конф. М., 2002. С. 32-47.
16. Полубиченко Л. В. Мужской и женский язык рекламы // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2000. № 2. С. 46-51.
17. Yokoyama O. Disbelief, lies and manipulations in Transactional Discourse Model // Argumentation. 1988. № 2. P. 133-151.
18. Boulis C., Ostendorf M. A quantitative analysis of lexical differences between genders in telephone conversations. URL: http://www.us.oup.com/us/catalog/general/subject/ (Дата обращения 21.04.2015)
19. Кирилина А. В., Томская М. В. Лингвистические гендерные исследования // Отечественные записки. 2005. № 2 (22). С. 112-132.
20. Горошко Е. И. Особенности мужских и женских вербальных ассоциаций (Опыт качественной интерпретации) // Гендер: язык, культура, коммуникация: доклады 2-й Междунар. конф. М., 2002. С. 77-86.
21. Горошко Е. И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол: Аналитический обзор. М., 2005. С. 45.
22. Кирилина А. В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: учеб. пособие. М., 2004. С. 86.
23. Попова Т. Г. Языковое сознание как основополагающий фактор общения / Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности: XV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, посвященный памяти А. А. Леонтьева и 40-летию первого, организованного им, семинара по психолингвистике. М., 2006. С. 229.
Notes
1. Zykova I. V. Sposoby konstruirovaniya gendera v anglijskoj frazeologii [Methods of construction of gender in English phraseology]. M. 2003. Pp. 7-9.
2. Ibid. P.9.
3. Kirilina A.V. Osobennosti i tendencii razvitiya gendernyh issledovanij v rossijskoj lingvistike. Gender: yazyk, kul'tura, kommunikaciya: doklady pervoj mezhdunar. konf. [Peculiarities and tendencies of development of gender studies in Russian linguistics. Gender: language, culture, communication: reports of the first intern. conf.] M. 2001. Pp. 5-14.
4. Lebedev S. A. Istoriko-filosofskoe i metodologicheskoe vvedenie v teoriyu yazyka [Historical-philosophical and methodological introduction to the theory of language] // Filosofiya social'nyh i gumanitarnyh nauk: ucheb. posobie dlya vuzov - Philosophy of social sciences and Humanities: tutorial for high schools / under the editorship of S. A. Lebedev. Ed. 2nd, rev. and add. M. 2008. Pp. 653-686.
5. Belaya N. V. O proyavlenii gendernyh razlichij v yazyke [On the manifestation of gender differences in language] // Vestnik Filologicheskie nauki - Herald Philology Sciences. 2009, No. 3, p. 100.
6. Eckert P. Think practically and look locally: language and gender as community-based practice // Annual review of anthropology. 1992. No. 21. Pp. 461-490.
7. D. O. Dobrovolsky, Kirilina A.V. Feministskaya ideologiya v gendernyh issledovaniyah i kriterii nauchnosti [Feminist ideology in gender studies and scientific criteria] // Gender kak intriga poznaniya - Gender as intrigue of cognition. M. 2000. Pp. 19-35.
8. Nikolaeva T. M. Ot zvuka k tekstu [From sound to text]. M., 2000. S. 15.
9. Kirilina A. V. O primenenii ponyatiya «gender» v russkoyazychnom lingvisticheskom opisanii [On the application of the concept of "gender" in the Russian-speaking linguistic description] // Nauch. dokl. vyssh. shk., Filol. nauki.- Scientific report of the high. sch. Philology science. M. 2000, No. 3, pp. 28-36.
10. Goroshko E. I., Kirilina A. V. Gendernye issledovaniya v lingvistike segodnya [Gender studies in linguistics today] // Gendernye issledovaniya - Gender studies. Kharkov. 1999. No. 2. Pp. 234-241.
11. McGlone J. Sex differences in human brain asymmetry: A critical survey // Behavioral and Brain Sciences. 1980. Vol. 3. Pp. 215-263.
12. Kirilina A. V. Diskussionnye voprosy lingvisticheskoj genderologii: bio- i sociodeterminizm [Controversial issues of linguistic genderology: bio - and socialdeterminants] // ZHenshchina v rossijskom obshchestve - Woman in Russian society. 2000, No. 3. Available at: http://ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal13/kir.html (Access date: 21.04.2015)
13. Bozhanova N. G. Gendernye issledovaniya v lingvistike: istoriya, sovremennost', perspektivy [Gender studies in linguistics: history, present and prospects] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. «Gumanitarnye nauki» - Herald of Tambov University. Ser. "Humanities". 2012, № 5 (109), pp. 69-74.
14. Potapov V. V. Mnogourovnevaya strategiya v lingvisticheskoj genderologii [Multilevel strategy in linguistic genderology] // Voprosy yazykoznaniya - Questions of linguistics. 2002, No. 1, pp. 103-130.
15. Kirilina A.V. Gender: yazyk, kul'tura, kommunikaciya: doklady vtoroj mezhdunar. konf. [Gender: language, culture and communication: papers of the second international. conf.] M. 2002. Pp. 32-47.
16. Polubchenko L. V. Muzhskoj i zhenskij yazyk reklamy [Male and female language of advertising] // Vest-nik Moskovskogo universiteta. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya - Herald of Moscow University. Ser. 19. Linguistics and intercultural communication. M. 2000, No. 2, pp. 46-51.
17. Yokoyama O. Disbelief, lies and manipulations in a Transactional Discourse Model // Argumentation. 1988. No. 2. Pp. 133-151.
18. C. Boulis, M. Ostendorf A quantitative analysis of lexical differences between genders in telephone conversations. Available at: http://www.us.oup.com/us/catalog/general/subject/ (accessed on 21.04.2015)
19. Kirilina A. V., M. V. Tomskaya Lingvisticheskie gendernye issledovaniya [Linguistic gender studies] // Otechestvennye zapiski - Domestic notes. 2005, No. 2 (22), pp. 112-132.
20. Goroshko E. I. Osobennosti muzhskih i zhenskih verbal'nyh associacij (Opyt kachestvennoj interpretacii) [Features of male and female verbal associations (Experience of qualitative interpretation)] // Gender: yazyk, kul'tura, kommunikaciya: doklady 2-j Mezhdunar. konf. - Gender: language, culture, communication: reports of 2nd int. conf. M. 2002. Pp. 77-86.
21. Goroshko E. I. Funkcional'naya asimmetriya mozga, yazyk, pol: Analiticheskij obzor [Functional asymmetry of the brain, language and gender: Analytical review]. M. 2005. P. 45.
22. Kirilina A. V. Gendernye issledovaniya v lingvistike i teorii kommunikacii: ucheb. posobie [Gender studies in linguistics and theory of communication: textbook]. M. 2004. P. 86.
23. Popova T. G. YAzykovoe soznanie kak osnovopolagayushchij faktor obshcheniya / [Linguistic consciousness as a fundamental factor of communication] / Rechevaya deyatel'nost'. YAzykovoe soznanie. Obshchayushchie-sya lichnosti: XV Mezhdunarodnyj simpozium po psiholingvistike i teorii kommunikacii, posvyashchennyj pamyati A. A. Leont'eva i 40-letiyu pervogo, organizovannogo im, seminara po psiholingvistike - Speech activity. Linguistic consciousness. Communicating identity: the XV international Symposium on psycholinguistics and theory of communication, dedicated to the memory of A. A. Leontiev and 40th anniversary of the first workshop on psycholinguistics organized by him. M. 2006. P. 229.