Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ФТАЛИМИДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ФТАЛИМИДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ФТАЛИМИДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ»

дами микроорганизмов в этот период были спорообразу-ющие бактерии Вас. megaberium (72 %) и Вас. cereus (80%).

Влияние ридомила на микромицеты обнаруживалось тенденцией к подавлению развития грибов, наиболее значительной при дозе 10 мг/кг (табл. 1). Грибная флора была в основном представлена микромицетами родов Trichoderma и Pénicillium.

Определение влияния ридомила на содержание акти-номицетов при высеве почвенных суспензий не выявило заметного подавляющего или стимулирующего действия препарата на эти микроорганизмы, которые в основном были представлены Act. albus (60 %), Act. griseus (10 %) и Act. niger (30 %)•

Использование метода реплик для определения максимально чувствительной к ридомилу группы микроорганизмов продемонстрировало значительную стимуляцию (в 3 раза) развития бактерий на МПА и среде Чапека, что подтверждает результаты, полученные при прямом высеве почвенных суспензий.

Идентификация культур микроорганизмов, выдерживающих большие концентрации ридомила (до 100 мг/кг) в жидкой среде, выявила виды Pseudomonas meltophila и Lactobacillus.

Отпечатки колоний микромицетов и актиномицетов .с высевами контрольных и опытных образцов были идентичны, что свидетельствует о необходимости адаптации микроорганизмов этих групп к воздействию препарата.

Изучение влияния ридомила на численность Е. coli капельным методом показало увеличение содержания микроорганизмов в первые сроки исследования при дозе 0,1 мг/ кг в 1,5—2 раза и постепенное снижение их численности к 5—7-м суткам. В других дозах увеличение количества кишечной палочки в начальные сроки исследований было менее выраженным (табл. 2).

Результаты исследования активности процессов минерализации азота не выявили значительных различий между контрольными и опытными образцами с концентрацией' ридомила 0,1 и 1 мг/кг. В образце, содержащем 10 мг/кг

препарата, процессы минерализации были приостановлены,

что согласуется с численностью нитрификаторов, уровень

которых в процессе эксперимента не изменялся. Аналогичные результаты получены другими исследователями [7].

Резюмируя полученные данные, следует отметить избирательное воздействие ридомила на почвенную микрофлору. Активная стимуляция препаратом развития бактериальной части микробиоценоза не является сама по себе отрицательным фактором, однако с учетом изменений в развитии микромицетов она приводит к сдвигу в соотношении основных групп микробиоценоза, тем более что наименьшая изучаемая доза препарата дает наибольший эффект.

Стимуляция развития Е. coli, являющихся индикатором поведения в почве патогенной микрофлоры при внесении небольших доз препарата, свидетельствует о необходимости контроля санитарного состояния почвы при неоднократном применении ридомила.

Таким образом, несмотря на то что вопрос критериальной оценки действия различных ксенобиотиков на микробиологические показатели почвы разработан не до конца, опыт экспериментального нормирования и данные литературы, несомненно, позволяют выделить такие отрицательные последствия действия ридомила, как изменение численности важнейших таксономических и физиологически» групп почвенных микроорганизмов и стимуляция развити" Е. coli.

Литература

1. Методы почвенной микробиологии и биохимии / Звягинцев Л. Г., Асеева И. В., Бабьева И. Н. и др. — М., 1980. »

2. Негарэ С. Г. //Охрана живой природы.—М., 1983. — С. 157—158.

3. Практикум по микробиологии. — М., 1976.

4. Bakalivanov D., Kostov О.// Acta microbiol. Acad. Sei. hung.—1981. —Vol. 28, N 2. — P. 141 — 146.

5. Bellinck C., Mayadou J.// Rev. ecol. biol. Sol. — 1980.— Vol. 17, N 1. —P. 1.

6. Pesticide residues in food: 1982 evaluations. FAO. — 1982. —N 49. —P. 271.

7. Tirol Agues C., Sentiago Susau T., Watanabe Iwao//J. Pestic. Sei. — 1981. — Vol. 6, N 1. — P. 83—89.

Поступила 30.10.87

УДК 615.285.7:547.584) .099:618.33

Я. Ибрагимов

ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ФТАЛИМИДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент

Из анализа литературы [1—3, 6, 8—11, 13] явствует, что фталимидсодержащие пестициды (пландрел, фталан, каптан и фталофос) могут оказывать эмбриотоксическое и тератогенное действие. Выраженность этих эффектов зависит от вида животного и генотипа плода, длительности поступления вещества. Препараты могут вызвать физиологические нарушения, задержку развития, уродства и гибель плодов.

Основной механизм действия указанных препаратов связан с биологической активацией, изменением клеточных мембран, блокированием ферментных систем и т. д. В то же время известно, что специфический эффект у разных представителей этой группы выражен в различной степени: у фталана такой эффект подвергается сомнению, у каптана он достаточно заметен, а у фталофоса резко выражен. Это, по-видимому, связано с наличием в молекуле фталофоса дитиофосфорной группы, которая усиливает эмбриотоксический и тератогенный эффекты фтали-мидной группы.

Изученные нами Ы-циклогексилтиофталамид (ЦТФ) и 2-хлорциклогексилтио-М-фталимид (хлор-ЦТФ) относятся

к группе фталимидсодержащнх препаратов, включающей классический тератоген — талидомид. Поэтому целью настоящей работы явилось изучение эмбриотоксического и тератогенного действия и установление пороговых доз ЦТФ и хлор-ЦТФ.

При оценке эмбриотоксического и тератогенного действия соединений руководствовались действующими методическими указаниями [4, 7]. Животным в течение всего периода беременности перорально вводили исследуемые препараты: ЦТФ в дозах 4,6, 9,2 и 18,4 мг/кг, хлор-ЦТФ— 5, 10 и 20 мг/кг. Пороги хронического общетоксического действия составляют для ЦТФ 0,2 мг/кг, для хлор-ЦТФ 10 мг/кг [5].

Показателями эмбриотоксического эффекта препаратов служили гибель эмбрионов, уменьшение массы и размеров плодов. Тератогенное действие оценивали макро- и микроскопическими методами [4, 12]. Патологию костной системы исследовали на тотальных препаратах [4]. Наблюдение за родившимся потомством проводили в течение 3 мес (до периода половой зрелости) с регистрацией смертности и прироста массы тела в основных стади

Влияние ЦТФ и хлор-ЦТФ на эмбриогенез белых крыс

(М±т)

Смертность, %

Доза препарата, мг/кг Число самок прсдимплан-тационная постимплан-тационнак общая эмбриональная

ЦТФ

18,4 9,2 4,6 0 8 9 7 10 15,3±2,3* 4,0±0,8 4,3±2,4 3,1±1,2 2,1 ±1,2 0 0 0 17,4±2,4* 4,0±0,8 4,3±2,4 3,1=И,2

Хлор-ЦТФ

20,0 10,0 5,0 0 6 7 6 7 15,8±1,8* 14,5±1,51* 5,8±2,8 4,4-4-2,2 14,4+4,1* 10,1±1,8* 4,2-ь1,9 3,4-4-1,6 27,8+3,2* 21,4-f-2,5* 10,0±2,5 6,5=ь2,3

* Статистически достоверные различия с контролем

(р<0,05);

развития. При достижении половой зрелости у потомства определяли показатели, которые проявили наибольшую чувствительность при изучении общетоксического действия ЦТФ и хлор-ЦТФ в опытах на взрослых животных: содержание ЭН-групп в крови, суммарно-пороговый показатель (СПП), показатель перекисного окисления липидов и окислительного фосфорилирования.

В ходе исследования выяснилось, что ЦТФ и хлор- ^ ЦТФ оказывают эмбриотропное действие, выраженность которого зависит от величины вводимой дозы. Так, у животных, затравленных ЦТФ в дозе 18,4 мг/кг, отмечено достоверное повышение предымплантационной гибели плодов (см. таблицу). Этот эффект был еще более выраженным при действии хлор-ЦТФ. Наблюдалась высокая достоверная разница в частоте гибели плодов, до- и пост-имплантационной смертности при внутрижелудочном введении хлор-ЦТФ в дозе 10 мг/кг. При этом отмечено увеличение до 21,4 % общей эмбриональной смертности плодов. Соотношение особей мужского и женского пола в помете у подопытных животных существенно не изменялось. Средняя масса и краниокаудальные размеры плодов у животных подопытных групп не отличались от контроля.

ЦТФ в дозах 9,2 и 4,6 мг/кг, хлор-ЦТФ в дозе 5 мг/кг не оказывали воздействия на эмбриогенез белых крыс, частоту уродств и внутренних аномалий развития (просмотр сагиттальных срезов), состояние зачатков окостенения скелета эмбрионов. ^

Хлор-ЦТФ в дозе 20 мг/кг вызывал у потомства до-Д стоверное снижение содержания БН-групп в крови, увеличение СПП, а также изменения со стороны хемилюми-

несценции сыворотки крови и окислительного фосфорилирования в гомогенате печени. Дозы хлор-ЦТФ 10 и 5 мг/ кг, ЦТФ —18,4, 9,2 и 4,6 мг/кг изменений у крысят не вызвали.

Таким образом, можно считать, что ЦТФ и хлор-ЦТФ в условиях длительного внутрижелудочного поступления (в течение всего периода беременности) оказывают эмбриотропное действие, причем этот эффект появляется на фоне общетоксического влияния. Наиболее отчетливое эмбриотропное действие отмечено у хлор-ЦТФ, что, видимо, связано с наличием атома хлора в его молекуле. Тератогенный эффект у ЦТФ и хлор-ЦТФ нами не обнаружен.

Эмбриотоксический эффект наблюдается при воздействии изученных веществ в достаточно высоких дозах (концентрациях), которые в реальных условиях в воде не встречаются из-за слабой растворимости соединений. Утвержденные ПДК для ЦТФ и хлор-ЦТФ в воде водоемов (соответственно 0,06 и 0,02 мг/л по органолептическому лимитирующему показателю вредности) обеспечивают ее безопасность.

Литература

1. Аккерман Г., Каган Ю. С., Кузьминская У. А. и др.// Гиг. и сан. — 1987. — № 2. — С. 92—93.

2. Вашакидзе В. И., Гвинерия И. С., Голебашвили Н. К• // Всесоюзная учредит, конф. по токсикологии: Тезисы докладов. — М., 1980. — С. 119—120.

3. Герадзе JI. Н. и др. // Сборник науч.-ислед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. — Тбилиси, 1973. — Т. 13. —С. 195—198.

4. Дыбан А. П. // Методы биологии развития. — М., 1974.— С. 299—303.

5. Ибрагимов Н. // Гиг. и сан. — 1987. — № 3. — С. 70— 71.

6. Каган Ю. С., Воронина В. М., Аккерман Г. // Там же. — 1987. —№ 9. — С. 28—31.

7. Методические указания по изучению эмбриотоксиче-ского действия химических веществ при гигиеническом обосновании их ПДК в воде водных объектов / Кра-совский Г. Н. и др.—М., 1984.

8. Bleyl D. W. R. // Arch. exp. Veter inarmed. Vol. 34, N 5. —P. 791—795.

9. Kennedy G. et al. // Toxicol, appl. Pharmacol. Vol. 13. —P. 420—423.

10. McLauglin /. et al.//Ibid. — 1969. — Vol. 14.— P. 641 646.

11. Robens J. F. II Ibid. — 1970. -

12. Staples R. E.// Teratology. — 259.

13. Vondrasko J. F. et al. // Toxicol. Appl. Pharmacol. — 1971. —Vol. 18. —P. 613—617.

Поступила 23.06.87

1980.

1968.

-Vol. 4.— P. 24 1974. —Vol. 9 —

—29. P. 255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.