рН воды. Воздействие солевой воды и регенерирующего раствора не ухудшило свойства смол, и качество фильтруемой после этого воды по всем изученным физико-химиче-ским показателям соответствовало контролю, т. е. миграция органических примесей из смол не происходила.
Исследования влияния ИС на микрофлору воды выявили, что содержание микроорганизмов в фильтратах большей частью снижается, иногда они не обнаруживаются.-1' Но в отдельных опытах в конце фильтроцикла имеет место интенсивное обсеменение воды. Полученные результаты находятся в соответствии с данными других авторов [2] о влиянии ИС на микрофлору воды. Временный обеззараживающий эффект объясняется, по-видимому, сорбцией микроорганизмов на смолах.
При экстрагировании в аппарате Сокслета обнаружено, что вымывание органических веществ из КУ-23Э и КУ-23чЭ вообще не происходит, а из КУ-2-8Э и КУ-2—8чСЭ указанные вещества вымываются на протяжении нескольких экстрагирований. При этом миграция неорганических компонентов из всех изученных образцов смол незначительна и прекращается ие позже 3—4 экстрагирований. По жданным литературы [4, 6], из тех же ИС, но не очищенных электрохимическим методом, вымывание органических веществ происходит на протяжении 8—15 экстрагирований, сухой остаток повышен на протяжении 4—10 экстрагирований.
Полученные результаты позволяют рекомендовать электрохимический метод для очистки ИС, предназначенных для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Литература
1. Гребенюк В. Д., Пенкало И. X., Гудрий Т. Д. и др. Способ электрохимической обработки катионита. Заявка на изобретение № 3824114/31—26 от 14.12.1984.: Положительное решение от 21.07.1987 г.
2. Мазо А. А., Новосельский А. Г. // Теория и практика сорбционных процессов. — Воронеж, 1972. — Вып. 4.—С. 133—137.
3. Методические указания по санитарно-гигиенической оценке ионообменных смол, предлагаемых к применению и используемых в водоснабжении. — Киев, 1976.
4. Омельянец Н. И. Гигиена применения ионоообменных смол в водоснабжении. — Киев, 1979.
5. Омельянец Н. И., Покровский В. А., Касьян В. М. // Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для синтеза. — Л., 1978. —С. 110—112.
6. Панасенко Г. А. Гигиеническая оценка очистки воды для питьевых целей макропористыми ионообменными смолами: Автореф. дис.... канд. мед. наук.—Днепропетровск, 1973.
7. Резников П. П. Методы анализа природных вод. — М., 1971. —С. 127—133.
8. Черкинский С. И., Рублева М. Н. // Гигиена применения полимерных материалов и изделий из них. — Киев, 1969. —С. 176—184.
Поступила 08.02.88
УДК 614.774-02:615.285.7
С. А. Ивашина
ВЛИЯНИЕ РИДОМИЛА НА ПОЧВЕННЫЙ МИКРОБИОЦЕНОЗ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев
Почвенные образцы готовили из лугово-черноземной почвы пылевато-легкосуглинистой структуры (pH 6,3).
Влияние препарата оценивали при внесении его в почвенные образцы в концентрациях 0,1, 1 и 10 мг/кг в динамике в 1, 3, 7, 14 и 17-е сутки при определении численности бактерий, микромицетов и актиномицетов, в 1-, 2, 5 и 7-е сутки при изучении содержания Е. coli и в течение 4 и 2 нед соответственно при исследовании содержания нитрификаторов и уровня минерализации азота.
Как показало определение влияния ридомила на численность аэробных сапрофитных бактерий методом прямого высева почвенных суспензий, препарат стимулирует развитие микроорганизмов этой группы, начиная с 3-х суток исследования. Причем наблюдается обратно пропорциональная зависимость между дозой и эффектом: наибольшее стимулирующее действие отмечено при наименьшей дозе. Этот факт, видимо, объясняется тем, что большие дозы препарата оказывают токсическое действие на некоторые виды микроорганизмов этой группы. Доминирующими ви-
Таблица 2
Изменение численности бактерий Е. coli в 1 г почвы под
действием ридомила
Важнейшей задачей почвенной микробиологии в настоящее время является прогнозирование и возможное предотвращение нежелательных экологических последствий в биогеоценозах, вызванных внесением пестицидов.
Судя по данным литературы [2, 4, 5, 7], влияние на почвенную микрофлору пестицидов карбаматиой группы азлично по направленности и интенсивности воздействий.
Ридомил — метиловый эфир N- (2,6-диметилфенил)-Ы-(2-метоксиацетил) аланила—применяется как фунгицид системного действия при обработке картофеля, томатов, винограда, табака, хмеля и некоторых других культур, он среднетоксичен для теплокровных животных [6]. Для выявления воздействия ридомила на микрофлору почвы проводили экспериментальные исследования с определением следующих показателей: численности микроорганизмов на мясопептонном агаре (МПА), микромицетов на сусло-агаре, актиномицетов на агаризованной среде Чапека, динамику содержания Е. coli на среде Эндо, активность нитрификаторов и минерализации азота [1, 3].
Таблица 1
Динамика численности микромицетов в 1 г почвы под действием ридомила
Срок исследования, сутки
Срок исследования, сутки
Концентра ци я препа рата. мг/к
'Концентрация пре парата, мг/кг
дами микроорганизмов в этот период были спорообразу-ющие бактерии Вас. megaberium (72 %) и Вас. cereus (80%).
Влияние ридомила на микромицеты обнаруживалось тенденцией к подавлению развития грибов, наиболее значительной при дозе 10 мг/кг (табл. 1). Грибная флора была в основном представлена микромицетами родов Trichoderma и Pénicillium.
Определение влияния ридомила на содержание акти-номицетов при высеве почвенных суспензий не выявило заметного подавляющего или стимулирующего действия препарата на эти микроорганизмы, которые в основном были представлены Act. albus (60 %), Act. griseus (10 %) и Act. niger (30 %)•
Использование метода реплик для определения максимально чувствительной к ридомилу группы микроорганизмов продемонстрировало значительную стимуляцию (в 3 раза) развития бактерий на МПА и среде Чапека, что подтверждает результаты, полученные при прямом высеве почвенных суспензий.
Идентификация культур микроорганизмов, выдерживающих большие концентрации ридомила (до 100 мг/кг) в жидкой среде, выявила виды Pseudomonas meltophila и Lactobacillus.
Отпечатки колоний микромицетов и актиномицетов .с высевами контрольных и опытных образцов были идентичны, что свидетельствует о необходимости адаптации микроорганизмов этих групп к воздействию препарата.
Изучение влияния ридомила на численность Е. coli капельным методом показало увеличение содержания микроорганизмов в первые сроки исследования при дозе 0,1 мг/ кг в 1,5—2 раза и постепенное снижение их численности к 5—7-м суткам. В других дозах увеличение количества кишечной палочки в начальные сроки исследований было менее выраженным (табл. 2).
Результаты исследования активности процессов минерализации азота не выявили значительных различий между контрольными и опытными образцами с концентрацией' ридомила 0,1 и 1 мг/кг. В образце, содержащем 10 мг/кг
препарата, процессы минерализации были приостановлены,
что согласуется с численностью нитрификаторов, уровень
которых в процессе эксперимента не изменялся. Аналогичные результаты получены другими исследователями [7].
Резюмируя полученные данные, следует отметить избирательное воздействие ридомила на почвенную микрофлору. Активная стимуляция препаратом развития бактериальной части микробиоценоза не является сама по себе отрицательным фактором, однако с учетом изменений в развитии микромицетов она приводит к сдвигу в соотношении основных групп микробиоценоза, тем более что наименьшая изучаемая доза препарата дает наибольший эффект.
Стимуляция развития Е. coli, являющихся индикатором поведения в почве патогенной микрофлоры при внесении небольших доз препарата, свидетельствует о необходимости контроля санитарного состояния почвы при неоднократном применении ридомила.
Таким образом, несмотря на то что вопрос критериальной оценки действия различных ксенобиотиков на микробиологические показатели почвы разработан не до конца, опыт экспериментального нормирования и данные литературы, несомненно, позволяют выделить такие отрицательные последствия действия ридомила, как изменение численности важнейших таксономических и физиологически» групп почвенных микроорганизмов и стимуляция развити" Е. coli.
Литература
1. Методы почвенной микробиологии и биохимии / Звягинцев Л. Г., Асеева И. В., Бабьева И. Н. и др. — М., 1980. »
2. Негарэ С. Г. //Охрана живой природы.—М., 1983. — С. 157—158.
3. Практикум по микробиологии. — М., 1976.
4. Bakalivanov D., Kostov О.// Acta microbiol. Acad. Sei. hung.—1981. —Vol. 28, N 2. — P. 141 — 146.
5. Bellinck C., Mayadou J.// Rev. ecol. biol. Sol. — 1980.— Vol. 17, N 1. —P. 1.
6. Pesticide residues in food: 1982 evaluations. FAO. — 1982. —N 49. —P. 271.
7. Tirol Agues C., Sentiago Susau T., Watanabe Iwao//J. Pestic. Sei. — 1981. — Vol. 6, N 1. — P. 83—89.
Поступила 30.10.87
УДК 615.285.7:547.584) .099:618.33
Я. Ибрагимов
ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ФТАЛИМИДСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ
НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент
Из анализа литературы [1—3, 6, 8—11, 13] явствует, что фталимидсодержащие пестициды (пландрел, фталан, каптан и фталофос) могут оказывать эмбриотоксическое и тератогенное действие. Выраженность этих эффектов зависит от вида животного и генотипа плода, длительности поступления вещества. Препараты могут вызвать физиологические нарушения, задержку развития, уродства и гибель плодов.
Основной механизм действия указанных препаратов связан с биологической активацией, изменением клеточных мембран, блокированием ферментных систем и т. д. В то же время известно, что специфический эффект у разных представителей этой группы выражен в различной степени: у фталана такой эффект подвергается сомнению, у каптана он достаточно заметен, а у фталофоса резко выражен. Это, по-видимому, связано с наличием в молекуле фталофоса дитиофосфорной группы, которая усиливает эмбриотоксический и тератогенный эффекты фтали-мидной группы.
Изученные нами Ы-циклогексилтиофталамид (ЦТФ) и 2-хлорциклогексилтио-М-фталимид (хлор-ЦТФ) относятся
к группе фталимидсодержащнх препаратов, включающей классический тератоген — талидомид. Поэтому целью настоящей работы явилось изучение эмбриотоксического и тератогенного действия и установление пороговых доз ЦТФ и хлор-ЦТФ.
При оценке эмбриотоксического и тератогенного действия соединений руководствовались действующими методическими указаниями [4, 7]. Животным в течение всего периода беременности перорально вводили исследуемые препараты: ЦТФ в дозах 4,6, 9,2 и 18,4 мг/кг, хлор-ЦТФ— 5, 10 и 20 мг/кг. Пороги хронического общетоксического действия составляют для ЦТФ 0,2 мг/кг, для хлор-ЦТФ 10 мг/кг [5].
Показателями эмбриотоксического эффекта препаратов служили гибель эмбрионов, уменьшение массы и размеров плодов. Тератогенное действие оценивали макро- и микроскопическими методами [4, 12]. Патологию костной системы исследовали на тотальных препаратах [4]. Наблюдение за родившимся потомством проводили в течение 3 мес (до периода половой зрелости) с регистрацией смертности и прироста массы тела в основных стади