За рубежом
УДК 615.285.7:547.5841.065:618.33-007.1-092.9
Ю. С. Каган, В. М. Воронина, У. А. Кузьминская, Г. Аккерман,
Л. В. Берсан
ВЛИЯНИЕ ОКСИМЕТИЛФТАЛИМИДА НА ЭМБРИОГЕНЕЗ
БЕЛЫХ КРЫС
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев; Центральный институт питания АН ГДР, Потсдам — Реебрюкке
Известно, что соединения, в состав которых входит фталимидная группа, могут оказывать эмбриотоксическое и тератогенное действие.
Исследование влияния инсектоакарицида фталофоса на эмбриогенез белых крыс показало, что он может оказывать эмбриотоксическое действие, которое находится в прямой зависимости от дозы. Эмбриотоксическое действие фталофоса является избирательным, так как проявляется в дозах, нетоксичных для материнского организма. При введении в больших дозах он обладает тератогенными свойствами (В. М. Воронина). Эти исследования послужили основанием для гигиенической регламентации применения фталофоса в сельском хозяйстве и вызвали необходимость изучения влияния на организм его метаболитов.
Исследование метаболизма фталофоса позволило доказать, что одним из продуктов его превращения является оксиметилфталимид — ОФ (Ackermann и соавт.; Ю. С. Каган и соавт.).
Поскольку ОФ, как и фталофос, содержит фта-лимидную группу, но в отличие от фталофоса не является фосфороргапическим соединением и не ингибирует холинэстеразу, представляло интерес изучить эмбрнотокснческие и тератогенные свойства ОФ.
Настоящая работа является частью комплексных исследований, посвященных изучению эм-бриотоксичсских и тератогенных свойств соединений, содержащих фталимидную группу.
Показателями эмбриотоксического действия ОФ служили гибель эмбрионов, уменьшение массы плодов. Для выявления внешних аномалий развития проводили макроскопическое исследование плодов. Внутренние аномалии развития изучали на серийных микроанатомических срезах по методу Вильсона, модифицированному в Институте эпидемиологии и микробиологии АМН СССР, и методом висцерального анализа (Staples). Патологию костной системы исследовали па тотальных препаратах методом Даусона, модифицированным в институте эпидемиологии и микробиологии АМН СССР. Тератогенное действие препарата может проявляться не только в изменении морфогенеза. Внутриутробная стадия развития млекопитающих представляет собой
сложную систему взаимоотношений мать — развивающийся плод. Поэтому изучали также показатели, характеризующие общее состояние организма самки, — функциональное состояние почек и печени. Эти исследования проводили на 15-й и 21-й день беременности. О функциональном состоянии почек судили по диурезу, количеству белка в моче (нефелометрическнй метод), мочевины в моче и сыворотке крови (биотест фирмы «Лахема»), С целью оценки функционального состояния печени в сыворотке крови исследовали активность аланин-амипотрансферазы и аспар-тат-аминотрансферазы (метод Райтмана н Френкеля), холинэстеразы (метод Хестрина), общий белок (биуретовый метод).
При проведении экспериментов на белых крысах в опытной и контрольной группах находилось по 10—13 животных. Влияние ОФ на эмбриогенез изучали при однократном введении препарата в дозе 300 мг/кг (0,1 ЛД50) в периоды внутриутробного развития эмбрионов, наиболее чувствительные к действию самого фталофоса (на 9-й или 13-й день беременности).
Исследования показали, что введение ОФ на 9-й день беременности не вызывает увеличения количества погибших эмбрионов, а при введении на 13-й день в постимплантационном периоде погибло в 3 раза больше плодов, чем в контрольной группе (1,8 и 0,58 на 1 самку соответственно). Масса плодов в опытной группе была в среднем на 25—30 % ниже, чем в контрольной. Плодов с уродствами не наблюдали ни в опытной, ни в контрольной группе. У единичных плодов опытной группы отмечали подкожные геморрагии. На серийных микроанатомических срезах и при висцеральном исследовании плодов пороков развития внутренних органов не обнаружено. При изучении костной системы у части плодов (при введении ОФ на 13-й день беременности) наблюдалось отсутствие ядер оссификации на задней конечности фаланг пальцев, уменьшение количества сегментов в груднне, искривление позвоночника. У самок на 9-й день беременности отмечается уменьшение количества мочевины в моче, а на 13-и день беременности, кроме того, уменьшение
Содержание никотннамидных кофериектов в печени беременных крыс и плодов, мкм/г
Объект исследопания НАД НАДН НАД + НАДН НАДН НАД
Контрольные самки
нсбеременные 0,21 ±0,036 0,13±0,303 0,34 0,62
беременные 0,26±0,012 0,27±0,019 0,53 1,04
Беременные самки, получав-
шие ОФ:
на 9-и день 0,23±0,025 0,22±0,014* 0,45 0,96
на 13-й день 0,16±0,018* 0,18±0,012* 0,34 1,12
Плоды контрольных самок 0,25±0,017 0,57±0,075 0,82 2,28
Плоды самок, получивших ОФ
на 9-й день беременности 0,29±0,073 0,42±0,07 0,71 1,45
на 13-й день » 0,17 ±0,026 0,27 ±0,046* 0,44 1,6
* Р<0,05.
количества общего белка в сыворотке крови и увеличение количества белка в моче.
Таким образом, исследования показали, что ОФ оказывает повреждающее действие на эмбриогенез белых крыс, степень выраженности которого зависит от срока воздействия.
В литературе имеются данные о понижении уровня НАД в куриных эмбрионах при действии некоторых пестицидов (фосфорорганические соединения: метилмеркаптофос, дикротофос и др.), вызывающих тератогенный эффект (Casida и Flockhart; Masayoshi и Casida). Учитывая представленные данные литературы и с целью выяснения механизма эмбриотоксического и тератогенного действия ОФ у тех же крыс, у которых были изучены эмбриотоксические и тератогенные свойства препарата, определяли содержание никотннамидных коферментов (НАД и НАДН), играющих важную роль в осуществлении окислительно-восстановительных реакций в цикле Кребса, в гликолитической и дыхательной цепях, пентозном цикле, пластическом обмене; метаболизме чужеродных соединений в организме и других биохимических процессах.
Данные о содержании НАД и НАДН в гомоге-натах печени самок и плодов, определенном ал-когольдегидрогеназным методом, приведены в таблице.
Из таблицы видно, что беременность приводит к увеличению содержания НАДН в печени самок крыс. Введение ОФ на 9-й день беременности приводит к снижению на 20 % уровня НАДН в печени, а на 13-й — понижение НАД и НАДН на 40 и 34% соответственно. При введении беременным самкам ОФ содержание НАДН в печени плодов также резко понижается. Изменяется и соотношение НАДН/НАД. Увеличение уровня никотннамидных коферментов, особенно НАДН в печени беременных крыс, по-видимому, связано с интенсификацией синтетических процессов, протекающих с участием НАДН.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что ОФ обладает эмбриотоксическим и тера-
тогенным свойствами, однако они выражены в меньшей степени, чем у фталофоса.
Наши предыдущие данные (Ю. С. Каган и со-авт.) показали, что инсектоакарицид фталофос при введении беременным крысам на 9-й или 13-й день беременности вызывал у плодов пороки развития — геморрагии различной локализации, гидроцефалию. При изучении костной системы у плодов наблюдалось нарушение интенсивности кальцификации грудины, искривление позвопоч-ннка. У самок крыс, которым вводили фталофос на 9-й день беременности, обнаружены уродства плодов — гипогнатия, отек туловища. Было установлено, что пестицид проникает через плаценту. В матке, плаценте, тканях плода количество фталофоса меньше, чем фталимидсодержащих метаболитов.
Возможно, что более выраженное повреждающее действие фталофоса связано не только с наличием в его молекуле фталимиднон группы, но и с его антихолинэстеразными свойствами, так как известно, что некоторые фосфорорганические пестициды, не содержащие фталимидной группы (метилмеркаптофос, меркаптофос и др.), оказывают эмбриотоксическое и тератогенное действие. Что же касается фталофоса, содержащего фта-лимидную группу, то порог его действия на эмбриогенез крыс — 0,3 мг/кг — в 5 раз ниже порога общерезорбтивного действия, установленного по изменению наиболее чувствительного показателя — активности холинэстеразы.
Поскольку понижение уровня НАДН в проведенном эксперименте коррелирует с выявленным эмбриотоксическим действием ОФ, с учетом данных литературы (Seifert и Casida; Kitos и соавт.) можно высказать предположение о том, что уменьшение количества НАДН в печени беременных самок и плодов является одним из факторов, обусловливающим эмбриотоксическое и тератогенное действие ОФ.
Литература. Воронина В. М. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений.
Киев, 1971, вып. 9, с. 254—258.
3 Гигиена н санитария № 10
— 65 —
Каган Ю. С., Воронина В. М.. Аккерман Г. — Гиг. и сан.,
1978, № 9, с. 28—31. Ackermann Н., Seidler Н.. Kagan Y. S. et al. — Arch. Toxi-
kol., 1976, Bd 36, S. 127—137. Cacilia J. E.. Flockhart J. R. — Biochem. Pharmacol., 1972,
v. 17, p. 2591—2603. Eto Masayoshi. Casida J. E. — In: International Conference
on Environmental Mutagens. 3-rd, Astracts. Tokyo, 1981, v. I, p. 40.
Kilos P. A., Anderson D. S., Gyeki E. et al. — Biochem.
Pharmacol., 1981, v. 30, p. 2225—2235. Seifert I., Casida J. E. — Ibid., 1978, v. 27, p. 2611—2615. Staples A. £. — Teratology, 1974, v. 9, p. 255—259.
Поступила 09.03.83
Дискуссии и отклики читателей
УДК 371.73
Н. Т. Лебедева
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ — ОСНОВА ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ
Минский медицинский институт
Основа гигиенического нормирования любого фактора внешней среды — это эффект здоровья. Понятие последнего в настоящее время значительно расширено и уточнено (С. М. Громбах; Г. Н. Сердюковская и И. Д. Дубинская). И все же гигиеническое нормирование основывается почти исключительно на среднестатистических показателях, полученных на «практически здоровых детях», т. е. детях, посещающих ясли-сады, школы. Среднестатистические величины позволяют судить о различных показателях здоровья, делать выводы на уровне «лучше», «хуже», но не характеризуют оптимально возможных сочетаний показателей здоровья, так как скрывают имеющиеся индивидуальные различия. Такой подход ведет и к неправильному толкованию фактов, последующей разработке, внедрению в практику недостаточно эффективных профилактических мероприятий. Вместе с тем межгрупповой и индивидуальный анализ признаков здоровья позволяет составить характеристику «модельных» детей, т. е. детей с оптимальным сочетанием изучаемых признаков. Необходимость дифференцированной умственной нагрузки школьников при гигиеническом нормировании представлена в работах психологов, педагогов, врачей (А. А. Бударный; М. В. Антропова; С. М. Громбах и соавт.; Е. К. Глушкова и Н. М. Попова; 3. В. Дубровина). Практика все настойчивее требует обоснований для всеобщей донозологи-ческой диспансеризации и создания «индивидуальных маршрутов здоровья» (В. П. Казначеев и соавт.). Нужна методическая и особенно методологическая перевооруженность.
В период интенсификации всех видов деятельности современного человека не может оставаться в стороне и интенсификация самой науки. Являясь основой совершенствования любой отрасли знаний, наука ищет и предлагает новые методо-
логические подходы, в том числе разработку моделей. Выделяют базовые, перспективные, теоретические, математические типы моделей, каждая из которых может иметь различные уровни (М. Я. Набатникова). Моделирование может упростить и ускорить процедуру исследования, быть способом анализа-мышления по аналогии, позволяет прогнозировать результат. В настоящее время моделированием широко пользуются не только в технике, но и в медицине (Н. X. Аб-дуллаев и соавт., 1979, и др.).
Совершенствование физического воспитания растущего организма требует создания для каждого возраста эталона желаемого состояния здоровья — модели здоровья. Модель здоровья ребенка включает совокупность различных качественных и количественных параметров (в том числе двигательных умений и навыков), обусловливающих достижение определенного уровня развития и обеспечивающих оптимальное возрастное совершенствование организма, его гармоничность.
В настоящей работе предпринята попытка составить модельные характеристики здоровья учащихся подготовительных классов школ. С этой целью обследован 131 практически здоровый ребенок, у каждого из которых определялись 32 показателя — возраст метрический и моторный, моторная зрелость по 6 тестам, школьная зрелость по 3 тестам, биологическая зрелость по 3 признакам, физическое развитие по 6 показателям, физическая подготовленность по 3 контрольным упражнениям, физическая работоспособность (Р\УС|7о), двигательные умения по 4 показателям, умственная работоспособность и заболеваемость по 2 показателям каждый (табл. 1)
1 В табл. 1 приведены 27 из 32 показателей, так как для школьной зрелости (3 показателя), двигательных умений (4 показателя) дается по одной общей оценке в баллах.