Научная статья на тему 'Изучение экстрасенсорных способностей в практике обучения курсантов высших учебных заведений МВД России'

Изучение экстрасенсорных способностей в практике обучения курсантов высших учебных заведений МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРАСЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНАКТИВАЦИЯ СОЗНАНИЯ / ПРЕДВИДЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / EXTRA SENSITIVE ABILITIES / INACTIVATION OF A CONSCIOUSNESS / PREVISION / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паршутин И. А.

Рассмотрены актуальные вопросы развития экстрасенсорных способностей, а также результаты исследования предвидения у курсантов Московского университета МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING EXTRA SENSITIVE ABILITIES TO TRAINING OF POLICE CADETS

The paper considers actual questions about development of extra sensitive abilities and results of experiment on prevision to cadets of the Moscow city police university.

Текст научной работы на тему «Изучение экстрасенсорных способностей в практике обучения курсантов высших учебных заведений МВД России»

-ii.^'fe-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

Основными мотивами выбора Московского университета МВД России в качестве учебного заведения профессионального звена явились: «совет родителей» — 42% и «желание получить юридическое образование» — 31%. Также оказал влияние на выбор «пример близких», которые, по мнению респондентов, в своей профессиональной деятельности сопричастны к правоохранительной деятельности — 17%. Среди мотивов выбора данного учебного заведения также были названы: «желание бороться с преступностью» и «мечта детства», получившие 5% и 3% соответственно.

Полученные данные свидетельствуют о незрелости мотива выбора учебного заведения для профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности. В ходе дальнейшего исследования мотива выбора образовательного учреждения в рамках профессионально-психологического отбора абитуриентов было проведено индивидуальное собеседование в целях конкретизации результатов письменного опроса, в результате чего было выявлено, что «совет родителей», как следует из пояснений опрошенных, носил «скорее не рекомендательный, а императивный, приказной и безапелляционный характер»; «желание получить юридическое образо-

вание» было сформировано интервьюерами не самостоятельно, а под влиянием средовых воздействий, таких как школа, общественное мнение, средства массовой информации и т.д.

Необходимо отметить, что для этого возрастного периода характерно завершение процесса физиологического роста, приводящего к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии в период обучения в образовательном заведении изменяются черты внутреннего мира: мотивация и самосознание, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы, а также свойства личности, меняется эмоционально-волевой фон процесса жизнедеятельности.

Именно в этот период обостряются способности к вчувствованию в состояния других и способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именно поэтому жизнедеятельность в целом и обучение в частности могут быть столь сензитивны, столь нюансированы в своих проявлениях, в своем переживании впечатлений и идентификации с ними, в своем отношении и понимании своей жизни и профессии.

ИЗУЧЕНИЕ ЭКСТРАСЕНСОРНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ

И.А. ПАРШУТИН,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: pari. 76@mail.ru

Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского университета МВД России В.А. Богаевский

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы развития экстрасенсорных способностей, а также результаты исследования предвидения у курсантов Московского университета МВД России.

Ключевые слова: экстрасенсорные способности, инактивация сознания, предвидение, правоохранительная деятельность, исследование.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

STUDYING EXTRA SENSITIVE ABILITIES TO TRAINING OF POLICE CADETS

I.A. PARSHUTIN,

the candidate of psychological sciences, an associate professor of psychology chair

to the Moscow city police university

Annotation. The paper considers actual questions about development of extra sensitive abilities and results of experiment on prevision to cadets of the Moscow city police university.

Keywords: extra sensitive abilities, inactivation of a consciousness, prevision, law enforcement activity, experiment.

Сегодня в обществе отмечается подъем интереса к экстрасенсорным способностям человека. Но, как и ранее, при изучении пси-феноменов чаще всего используется идеографический подход, который направлен, прежде всего, на исследование уникальных возможностей отдельных личностей. Стоит отметить, что за многовековую историю изучения данного вопроса, к сожалению, парапсихо-логическая наука не освободилась от феноменологических принципов познания, которые в основном строятся на банальном описании многообразного опыта проявления необычных психических возможностей личности. Тем не менее результаты анализа разработанности обсуждаемого вопроса дают возможность утверждать, что современные исследования в данной области психологической науки используют номотетический подход, направленный на выявление общих закономерностей интересующего психического феномена.

Исходя из общих методологических принципов исследования, любое явление может считаться изученным, если оно будет искусственно (преднамеренно) воспроизведено, что требует, в свою очередь, понимания механизмов существования интересующего феномена, то есть закономерностей его протекания.

Отечественная психология в лице Льва Семеновича Выготского внесла огромный вклад в решение проблемы возникновения психических функций. Разработанная Л.С. Выготским теория происхождения и развития высших психических функций позволила понять механизмы формирования главных инструментов деятельности человека — психических процессов. Фундаментальная идея Л.С. Выготского заключается в том, что психическая деятельность человека социально опосредована, и главным орудием этого опосредования

является знак (слово). Именно освоение человеком языка как знаковой системы — основа для развития и формирования всех психических процессов.

Но академическая психология пока не нашла применения теории Л.С. Выготского в решении вопроса о возникновении у человека экстрасенсорных способностей, которые, несомненно, относятся к группе психических явлений. В свою очередь, нетрадиционная психология проявление различных пси-феноменов рассматривает как результат инактивации («отключения») сознания, то есть уменьшения притока в него информации.

Существует две группы методов инактивации сознания. Первая группа связана с вызыванием торможения нервных процессов в коре головного мозга. К числу конкретных техник сюда относят, прежде всего, вербальное внушение. Кроме того, эффект торможения можно вызвать сенсорной перегрузкой путем непрерывно действующего сигнала: звука метронома, шума прибоя, ритмичной музыки. Также инактивация сознания достигается постоянным и достаточно сильным воздействием сигнала визуального характера, например непрерывным «всматриванием» в какую-либо блестящую поверхность.

Вторая группа методов инактивации сознания построена на принципе блокировки рецепторов органов чувств, что приводит к резкому уменьшению притока нервных импульсов в кору головного мозга. Самым ярким примером техник данной группы методов является сенсорная депривация.

Изучение возможности использования экстрасенсорных способностей человека в интересах силовых ведомств ведется во всем мире. В нашей стране такие исследования начались в 1930-е гг. ХХ в., когда по личному распоряжению И.В. Сталина для этих целей была создана специальная лаборатория.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

Таблица 1.

Результаты изучения достоверности отличий средних значений угадывания (критерий Манна — Уитни)

Rank Sum I (контрольная группа) Rank Sum 2 (экспериментальная группа) U Z p-level

160 246 55 -1,973 0,048

Сейчас в России следственный комитет при прокуратуре РФ привлекает людей с экстрасенсорными способностями к раскрытию особо тяжких преступлений. Правоохранительные органы тесно сотрудничают с Центром правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, созданным в 1998 г. М.В. Виноградовым. Основным направлением деятельности Центра являются специальные исследования проблем терроризма и особо опасной преступности.

Таким образом, актуальность проблемы исследования экстрасенсорных способностей во многом обусловлена возможностью применения нетрадиционных методов получения информации при расследовании преступлений.

В рамках работы научного кружка кафедры психологии Московского университета МВД России (МосУ МВД России) был проведен эксперимент по изучению факторов формирования прогностических способностей (предвидения). В исследовании приняли участие 30 курсантов факультета подготовки психологов МосУ МВД России.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что музыкальное сопровождение как фактор инактивации сознания способствует проявлению прогностических способностей.

Стимульным материалом исследования были карты Зенера — набор из пяти рисунков (круг, крест, три волнистые линии, квадрат, пятиконечная звезда). Испытуемый должен был угадать, какая карта в колоде окажется следующей. Всего в колоде 25 карт — по пять рисунков каждого вида. В качестве музыкального сопровождения были подобраны две композиции: «Find love» группы Enigma и «Tear Drop» группы Massive Attack, которые попеременно предъявлялись испытуемым в течение пяти серий исследования.

При помощи стратегии случайного подбора были скомплектованы две группы: экспериментальная, испытуемые которой угадывали карты при музыкальном сопровождении через наушники, и контрольная — угадывали карты без

музыкального сопровождения. Обе группы были эквивалентны по численности, возрасту, полу.

Испытуемые обеих групп участвовали в 30 сериях исследования. Одна серия заключает в себе угадывание карт одной колоды — 25 штук. В течение одного дня испытуемые участвовали в пяти сериях исследования. Всего было проведено 30 серий исследования: пяти серий в течение шести дней.

Полученные данные исследования обрабатывались с помощью методов математико-статистиче-ского анализа при использовании компьютерных программ Microsoft Excel и StatSoft Statistica 6.0.

Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе среднее значение верных ответов за весь период проведения эксперимента превышает аналогичный показатель контрольной группы (6,42 и 5,56 соответственно).

При помощи статистического критерия Манна — Уитни (U) было выявлено, что количество верных ответов в экспериментальной группе достоверно больше, чем в контрольной (табл. 1).

Сравнительный анализ динамики верных ответов в течение 30 серий показал, что угадывание в экспериментальной группе имеет тенденцию к возрастанию. Данный факт может свидетельствовать о формировании прогностических способностей у испытуемых во время проведения исследования. Как видно из рис. 1, в контрольной группе данная закономерность не наблюдается.

Необходимо отметить, что статистическая обработка данных показала наличие достоверных отличий между количеством правильных ответов

Рис. 1. Динамика угадывания в течение 30 серий

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

Результаты изучения достоверности отличий динамики угадывания в течение 30 серий

(критерий Манна — Уитни)

Таблица 2.

Rank Sum I (контрольная группа) Rank Sum 2 (экспериментальная группа) U Z p-level

630 I200 I65 -4,2I4 0,000

Рис. 2. Динамика угадывания в течение 6 дней

в 30 сериях исследования у испытуемых двух групп (табл. 2). Таким образом, динамика угадывания в экспериментальной группе превосходит аналогичный показатель контрольной.

Помимо динамики угадывания в течение предусмотренных серий исследования были сопоставлены средние значения правильных отве-

тов каждого дня эксперимента. На рис. 2 видно, что угадывание в экспериментальной группе имеет тенденцию к возрастанию, в контрольной группе — к периодическому спаду.

Выявленные отличия между средними значениями правильных ответов шести дней эксперимента у испытуемых двух групп также нашли статистическое подтверждение (табл. 3).

Таким образом, можно сказать, что гипотеза исследования подтвердилась: музыкальное сопровождение оказывает влияние на формирование прогностических способностей. Но, безусловно, необходима проверка объективности выявленных закономерностей путем сравнения результатов двух исследований: проведенного (обсуждаемого в этой статье) и дополнительного, предусматривающего для испытуемых рокировку групп. Данный прием существенно повысит внутреннюю валидность исследования.

Таблица 3.

Результаты изучения достоверности отличий динамики угадывания в течение 6 дней

(критерий Манна — Уитни)

Rank Sum I (контрольная группа) Rank Sum 2 (экспериментальная группа) U Z p-level

26 52 5 -2,082 0,037

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ИНСПЕКТОРАМИ ДПС ГИБДД СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. СЛЕСАРЕВА,

адъюнкт кафедры психологии

Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: vremya-ne-jdet@yandex.ru

Аннотация. Приводятся результаты социально-психологического тренинга, направленного на снижение уровня конфликтности при выполнении инспекторами ДПС ГИБДД своих профессиональных обязанностей.

Ключевые слова: уровень конфликтности; конфликтные ситуации; инспектор ДПС ГИБДД; социально-психологический тренинг; стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.