НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
КУЗНЕЦОВА Н.М., МАЛЬЦЕВА О.А.
В данной статье отражены результаты психолого-педагогического эксперимента, проведенного на базе Орловского юридического института МВД России, который осуществляет подготовку специалистов Госавтоинспекции.
The article contains the results of psychological experiment made on the basis of the Orel Law Institute of Ministry of Internal Affairs specialized on the training of traffic police officers.
Состояние безопасности дорожного движения в нашей стране в настоящее время представляет самостоятельную государственную проблему. Вместе с тем повышение безопасности субъектов дорожного движения и снижение количества детского дорожно-транспортного травматизма возможно лишь в комплексе с другими мероприятиями, в частности пропагандистской и профилактической деятельностью, которая является одним из важнейших направлений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Активные преобразования в области кадровой политики в системе МВД России, связанные с введением в действие Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», предполагают совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции1. Поэтому в настоящее время подбор и обучение высококвалифицированных специалистов является одним из приоритетных направлений в системе подготовки сотрудников органов внутренних дел2.
Осуществление морально-психологической подготовки сотрудников Госавтоинспекции как составной части профессиональной подготовки, особенно актуально в современных условиях. Решение оперативно-служебных задач во многом определяется профессиональной психологической подготовленностью сотрудника.
Основой деятельности сотрудников Госавтоинспекции является профессиональное общение с участниками дорожного движения, которое направлено на решение профессиональных задач и состоит из «профессионально-психологических действий, которые отличаются «психологическими задачами и осуществляются психологическими средствами, приемами и методами»3.
Эффективное построение процесса коммуникации, анализ мотивов поведения участников дорожного движения, овладение навыками психологического воздействия на правонарушителя при применении санкций - основа выполнения профессионально грамотных действий.
Орловский юридический институт МВД России (ОрЮИ МВД России) является профильным вузом, который осуществляет подготовку специалистов Госавтоинспекции. В 2012 году на базе ОрЮИ МВД России был осуществлен психолого-педагогический эксперимент, участниками которого выступили слушатели 5 курса очной формы обучения (специализация - административная деятельность органов внутренних дел, профиль подготовки - деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения) факультета подготовки специалистов ГИБДД.
Общая направленность экспериментальной деятельности определялась гипотезой о том, что профессионально-важные коммуникативные навыки и способности сотрудников Госавто-
1 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».
2 Приказ МВД РФ № 663 от 3.06.2012 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ».
3 Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 285.
инспекции можно формировать и совершенствовать, используя совокупность активных методов практико-ориентированного обучения.
В настоящее время отсутствует единая методология оценки дидактической эффективности процесса обучения. Тем не менее, несмотря на отсутствие возможности прямых измерений отдельных характеристик психики обучающихся, можно косвенным путем, используя соответствующие методики, получать достоверные результаты исследований.
Актуальным является вопрос оценки дидактической эффективности формирования коммуникативной компетентности будущих полицейских, в частности сотрудников Госавтоинспекции.
Выбор схемы проведения формирующего психолого-педагогического эксперимента обусловлен невозможностью подбора экспериментальной группе равноценной (по уровню развития коммуникативных, интеллектуальных способностей и учебной мотивации) ей контрольной, поэтому группа испытуемых одновременно выступила и как экспериментальная, и как контрольная.
Построение психолого-педагогического эксперимента в соответствии с данной схемой основывалось на предварительном выявлении и оценке основных факторов, которые в учебной группе выпускников могли бы измениться во время проведения эксперимента и повлиять на его результат. В качестве таких факторов выступили:
1) использование результатов научных исследований по темам: «Психология профессионального общения сотрудников Госавтоинспекции», «Профессиональная подготовка сотрудников подразделений ГИБДД к пропаганде безопасности дорожного движения» в виде учебных (практических) пособий и методических рекомендаций4;
2) практические занятия по дисциплине «Практикум по психологии общения». Методологическую основу эксперимента составили следующие методы исследования:
- беседы со слушателями Факультета переподготовки и повышения квалификации (ФПиПК) Орловского юридического института МВД России (старшими инспекторами (инспекторами), командирами (заместителями) взводов ДПС ГИБДД);
- видеозаписи профессионально-значимых ситуаций общения инспекторов ДПС ГИБДД с последующим психологическим анализом эффективности используемых приемов, средств и методов общения;
- анализ ролевых игр со слушателями очной формы обучения 5 курса (профиль подготовки -деятельность подразделений ГИБДД) в рамках преподаваемой дисциплины «Практикум по психологии общения»;
- просмотр видеозаписи игрового процесса (видеотренинг) с последующим самоанализом курсантами своих индивидуальных особенностей поведения, характера реагирования на ситуацию взаимоотношения с участниками дорожного движения;
- включенное наблюдение за слушателями на практических занятиях по дисциплине «Практикум по психологии общения»;
- тестирование при помощи методики К. Томаса, адаптированной Н.В. Гришиной;
- экспертная оценка опытных сотрудников ДПС ГИБДД;
- методы математической обработки результатов.
При выборе методов исследования учитывалась специфика профессиональной деятельности сотрудников Госавтоинспекции, которая предполагает использование гражданами видео-и аудио записывающей аппаратуры (мобильных телефонов, видеокамер, фотоаппаратов, дик-
4 Костина Л.Н., Кузнецова Н.М., Борисова С.Е. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции: учебное (практическое) пособие для сотрудников Госавтоинспекции. - Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2012; Костина Л.Н., Кузнецова Н.М., Борисова С.Е. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции: Методические рекомендации для сотрудников Госавтоинспекции.- Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2012
тофонов и др.). Видеозапись имитируемых в ролевой игре профессиональных умений, навыков позволяет взглянуть на себя со стороны, объективно отнестись к тому, что говорится и делается на экране, сформировать у слушателей навыки уверенного выполнения профессиональных обязанностей, адекватного реагирования на фото и видео аппаратуру.
Для оценки качества имитируемой профессиональной деятельности при решении профессионально-ориентированных задач и эффективности, используемых слушателями способов, приемов общения, привлекались эксперты. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры организации деятельности ГИБДД (ОД ГИБДД), уголовного права, криминологии и психологии (УПКиП), практические работники, осуществлявшие повышение квалификации на базе ОрЮИ МВД России, сотрудники отдельного батальона дорожно-патрульной службы № 1 (ОБДПС № 1 ГИБДД) УМВД по Орловской области.
В начале и конце эксперимента было проведено психологическое тестирование по следующим методикам: тест выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС), оценка способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас), изучение профессиональных склонностей (ДДО Е.А. Климова). По разности результатов предварительного и итогового тестирования, определялась сравнительная эффективность применения выбранных методов обучения в рамках изучения дисциплины «Практикум по психологии общения».
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: предварительный, основной - процесс практико-ориентированного обучения и итоговый. На каждом этапе психолого-педагогического эксперимента производился сбор эмпирического материала, его статистическая обработка и предварительный анализ полученных результатов.
Целью предварительного контроля являлась диагностика уровня знаний в области психологии общения, развития профессионально-значимых качеств, готовности к практической деятельности выпускников. Такая диагностика позволила получить информацию о профессиональной направленности, об исходном уровне развития коммуникативных и организаторских способностей.
На этом этапе эксперты отметили, что выпускники недостаточно самостоятельны, владея определенным количеством психологических знаний, не всегда способны применить их на практике, например, в общении с участниками дорожного движения. Не на должном уровне сформирована общая и профессиональная культура. При анализе полученных данных особое расхождение в оценке слушателей КПК, инспекторов ДПС потребностей в совершенствовании профессиональных знаний, умений можно было наблюдать по ряду признаков, что свидетельствует о недостаточной развитости коммуникативных способностей слушателей и способностей к объективному анализу оценки деятельности.
Процесс практико-ориентированного обучения был построен с использованием активных методов обучения, ведущее место среди которых принадлежало ролевым играм, видеотренингу. Моделирование в ролевой игре ситуаций профессионального общения способствовало развитию таких профессионально важных умений, как установление психологического контакта, вступление в беседу, поддержание ее, умение целенаправленно слушать собеседника, прервать его в нужный момент, задать уточняющие вопросы, согласиться, или опровергнуть, умение «читать» невербальные поведенческие реакции партнера и т.д.5
Официальное деловое общение создавалось посредством игры, курсанты учились использовать грамотные с психологической точки зрения приемы, методы и средства общения, проявляя морально-деловые и профессионально-психологические качества, которые являются основой формирования коммуникативной компетентности.
В этой связи при выборе ситуаций моделирования, особое внимание уделялось конфликтным ситуациям, а также ситуациям общения, осложненных наличием коммуникативных
5 Костина Л.Н. Педагогическая психология высшей школы: учебное пособие. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2004. - 253с.
барьеров. В процессе подготовки ролевых игр, при отборе ситуаций учитывались следующие критерии:
1) реальность и понятность ситуации общения. Выбранные ситуации должны были соответствовать часто встречающимся в профессиональной деятельности сотрудника ситуациям общения, например, ситуация общения с водителем в случае остановки транспортного средства и проверки документов, общения с пешеходом, с пассажиром транспортного средства и т.д.;
2) возможности осознанного освоения и «проживания» участниками будущих профессиональных ролей, например, роли инспектора ДПС, участника дорожного движения: пешехода, водителя и др.;
3) воспитательные и развивающие возможности используемых ситуаций.
На завершающем этапе по разности результатов предварительного и итогового тестирования, определялась сравнительная эффективность применения методов практико-ориентированного обучения в процессе изучения дисциплины «Практикум по психологии общения».
Результаты экспертной оценки свидетельствовали о том, что качество выполнения поставленных задач слушателями повысилось, что нашло свое выражение в проявлении коммуникативной компетентности, грамотном подборе психологических способов воздействия на участника дорожного движения, приемов конструктивного решения и профилактики конфликтных ситуаций, конфликтов, повысилась значимость проявления профессионально-важных качеств (вежливость и уважение к участнику дорожного движения, выдержка, достоинство, аргументированность, принципиальность и решительность при применении законных и обоснованных требований к гражданину).
Изменилась ведущая стратегия поведения в конфликте: 48% слушателей вместо «избегания», «соперничества», «приспособления» предпочли «сотрудничество» и «компромисс».
Проверка достоверности полученных результатов осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента, но уже при зависимых выборках, к которым относятся результаты одной и той же группы респондентов до и после эксперимента (воздействия независимой переменной).
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что использование активных методов практико-ориентированного обучения в процессе изучения дисциплины «Практикум по психологии общения» позволяет получить существенный прирост среднего оценочного показателя.
В качестве одного из основных критериев оценки сформированности профессиональной подготовленности средствами практико-ориентированного обучения использовался коэффициент - Ко:
ККпото
о =-,
Кто
где Кпото - изменение оценки за группу (итоговый контроль), полученное с использованием практико-ориентированного обучения, а Кто - изменение оценки за группу (предварительный контроль).
Проведенный психолого-педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о том, что использование активных методов обучения, в частности ролевых игр и видеотренингов позволяет не только активизировать познавательный интерес, повысить мотивацию учебной деятельности курсантов и слушателей, но и реализовать практическую направленность обучения, формируя у будущих сотрудников Госавтоинспекции коммуникативную компетентность, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности личностно-значимые качества. Практико-ориентированное обучение в сравнении с традиционными методами обучения с дидактической точки зрения является наиболее эффективной.
Библиографический список:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».
2. Приказ МВД РФ № 663 от 3.06.2012 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ».
3. Костина Л.Н. Педагогическая психология высшей школы: учебное пособие. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2004. - 253с.
4. Костина Л.Н., Кузнецова Н.М., Борисова С.Е. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции: учебное (практическое) пособие для сотрудников Госавтоинспекции. - Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2012.
5. Костина Л.Н., Кузнецова Н.М., Борисова С.Е. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции: Методические рекомендации для сотрудников Госавтоинспекции.-Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2012.
6. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 285.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, профессиональная подготовка, практико-ориентированное обучение.
Keywords: pedagogical experiment, vocational training,