Научная статья на тему 'Социально-психологический тренинг как средство снижения уровня конфликтности в осуществлении инспекторами ДПС ГИБДД своей профессиональной деятельности'

Социально-психологический тренинг как средство снижения уровня конфликтности в осуществлении инспекторами ДПС ГИБДД своей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ИНСПЕКТОР ДПС ГИБДД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ / CONFLICTNESS LEVEL / CONFLICT SITUATIONS / THE INSPECTOR OF TRAFFIC POLICE OF TRAFFIC POLICE / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL TRAINING / BEHAVIOUR STRATEGY IN CONFLICT SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слесарева Е. А.

Приводятся результаты социально-психологического тренинга, направленного на снижение уровня конфликтности при выполнении инспекторами ДПС ГИБДД своих профессиональных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS MEANS OF DECREASE IN LEVEL OF A CONFLICTNESS IN REALISATION BY INSPECTORS OF TRAFFIC POLICE OF TRAFFIC POLICE OF THE PROFESSIONAL WORK

In article results of the socially-psychological training directed on decrease of level of a conflictness at performance by inspectors of traffic police of traffic police of the professional duties are resulted.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический тренинг как средство снижения уровня конфликтности в осуществлении инспекторами ДПС ГИБДД своей профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

Результаты изучения достоверности отличий динамики угадывания в течение 30 серий

(критерий Манна — Уитни)

Таблица 2.

Rank Sum I (контрольная группа) Rank Sum 2 (экспериментальная группа) U Z p-level

630 I200 I65 -4,2I4 0,000

Рис. 2. Динамика угадывания в течение 6 дней

в 30 сериях исследования у испытуемых двух групп (табл. 2). Таким образом, динамика угадывания в экспериментальной группе превосходит аналогичный показатель контрольной.

Помимо динамики угадывания в течение предусмотренных серий исследования были сопоставлены средние значения правильных отве-

тов каждого дня эксперимента. На рис. 2 видно, что угадывание в экспериментальной группе имеет тенденцию к возрастанию, в контрольной группе — к периодическому спаду.

Выявленные отличия между средними значениями правильных ответов шести дней эксперимента у испытуемых двух групп также нашли статистическое подтверждение (табл. 3).

Таким образом, можно сказать, что гипотеза исследования подтвердилась: музыкальное сопровождение оказывает влияние на формирование прогностических способностей. Но, безусловно, необходима проверка объективности выявленных закономерностей путем сравнения результатов двух исследований: проведенного (обсуждаемого в этой статье) и дополнительного, предусматривающего для испытуемых рокировку групп. Данный прием существенно повысит внутреннюю валидность исследования.

Таблица 3.

Результаты изучения достоверности отличий динамики угадывания в течение 6 дней

(критерий Манна — Уитни)

Rank Sum I (контрольная группа) Rank Sum 2 (экспериментальная группа) U Z p-level

26 52 5 -2,082 0,037

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ИНСПЕКТОРАМИ ДПС ГИБДД СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. СЛЕСАРЕВА,

адъюнкт кафедры психологии

Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: [email protected]

Аннотация. Приводятся результаты социально-психологического тренинга, направленного на снижение уровня конфликтности при выполнении инспекторами ДПС ГИБДД своих профессиональных обязанностей.

Ключевые слова: уровень конфликтности; конфликтные ситуации; инспектор ДПС ГИБДД; социально-психологический тренинг; стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

-ii.^'fe-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS MEANS OF DECREASE IN LEVEL OF A CONFLICTNESS IN REALISATION BY INSPECTORS OF TRAFFIC POLICE OF TRAFFIC POLICE OF THE PROFESSIONAL WORK

E.A. SLESAREVA,

associate professor of psychology

Annotation. In article results of the socially-psychological training directed on decrease of level of a conflictness at performance by inspectors of traffic police of traffic police of the professional duties are resulted.

Keywords: conflictness level; conflict situations; the inspector of traffic police of traffic police; socially-psychological training; behaviour strategy in conflict situations.

Изучение индивидуального уровня конфликтности, оказывающего неоспоримое влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации, легло в основу серии психологических тренингов среди инспекторов ДПС ГИБДД. При этом учитывались различия в выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Цель проведения тренингов — подготовка инспекторов ДПС ГИБДД, во-первых, к эффективной коммуникации, правильному выбору стиля поведения в конфликтных ситуациях; во-вторых, к освоению приемов психологической саморегуляции для управления своим текущим психическим состоянием, снижения оперативной тревожности и агрессивности.

Основным методом обучения выступил социально-психологический тренинг (СПТ). В использовании СПТ как основы для решения первой задачи мы исходили из того, что тренинг как активная форма социально-психологического обучения, выполняя основную задачу повышения общей коммуникативной компетентности, заключает в себе широкие возможности для развития комплекса лич-ностно-значимых знаний и умений неконфликтного решения межличностных проблем. СПТ позволяет максимально использовать группово-динамические процессы в активизации личностного развития.

Основной гипотезой эксперимента служило предположение о том, что в результате корректирующего воздействия социально-психологического тренинга в экспериментальных группах по сравнению с контрольными можно получить значимые изменения в снижении уровня конфликтности у инспекторов ДПС ГИБДД.

Эксперимент проводился с использованием контрольной и экспериментальной групп: в экспериментальной группе применялся социально-психологический тренинг; контрольная группа участвовала

в эксперименте для учета возможного влияния факторов «естественного развития» и «эффекта тестирования». Общее количество испытуемых составило 80 человек.

Применяемый нами вариант социально-психологического тренинга умений разрешения конфликтных ситуаций и снижения уровня конфликтности инспекторов ДПС ГИБДД в конкретизированном виде нацелен на:

♦ расширение психологических знаний о природе конфликта;

♦ развитие личностных качеств, позитивно или негативно влияющих на уровень конфликтности инспекторов ДПС ГИБДД;

♦ развитие умений и практических навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

♦ оказание индивидуальной помощи при определении путей и способов самосовершенствования в профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД, связанной с непрерывным разрешением конфликтных ситуаций.

Организация и проведение тренинга проходили в семь этапов:

1. Организационный этап. Здесь происходило комплектование групп, сбор и информирование экспериментальной группы о существе предлагаемой работы, определение сроков и места проведения занятий, проведение индивидуальных собеседований с целью знакомства и установления личного контакта.

2. Диагностический первый этап — предварительное тестирование и анализ. Предварительное тестирование проводилось с целью получения сведений, необходимых для: 1) планирования и проведения последующей экспериментальной работы; 2) последующей оценки ее эффективности. На этом этапе устанавливался индивидуальный стиль поведения в конфликтных ситуациях каждого члена

№ 4 / 2011

Вестник Московского университета МВД России

81

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы психологии труда

группы, индивидуальный уровень конфликтности каждого инспектора ДПС ГИБДД на основе личностных характеристик каждого испытуемого.

Анализ этих эмпирических данных позволил получить материал для последующей индивидуальной и групповой работы, принять решение о ее направленности и необходимой интенсивности.

3. Ориентировочный этап, когда группа тренинга знакомилась с правилами и нормами организации совместного общения и особенностями обучения в тренинге. Правила общения и обучения выносились на обсуждение, нацеленное на принятие группой своеобразного «кодекса поведения участника тренинга», позволившего в дальнейшем создать непринужденную доверительную атмосферу на занятиях и обеспечить активность участников.

4. Информационный этап. Включал в себя два основных вида познавательной деятельности: ознакомительную и аналитическую.

5. Развивающий этап. Состоял из двух ступеней: индивидуальной беседы и групповых занятий. Индивидуальная психокоррекционная беседа предваряла собственно групповое обучение и проводилась не с каждым участником экспериментальной группы, а только с теми, которые по результатам диагностики составили конфликтные или потенциально-конфликтные диады и обнаружили высокие показатели уровня конфликтности.

6. Завершающий этап. Основная цель данного этапа — закрепление полученных навыков, дальнейшая актуализация процессов познания и самопознания участников тренинга на основе обращения к информации о себе и индивидуальному опыту, полученному в группе, поддержка участников после окончания тренинга.

7. Диагностический второй этап — итоговое тестирование и анализ. Итоговое тестирование проводилось в контрольной и экспериментальной группах примерно через три месяца после окончания эксперимента.

Анализ полученных данных показал, что в контрольной группе по сравнению с экспериментальной произошли существенные изменения уровня конфликтности инспекторов ДПС ГИБДД в зависимости от выбранного ими стиля поведения в конфликтных ситуациях.

Наибольшее снижение уровня конфликтности произошло по показателям соперничество (-11,94%)

и приспособление (-11,73%). Данные по показателям компромисс и избегание существенно не изменились (-8,7% и -4,81% соответственно). Данный факт можно объяснить тем, что в группах изначально наблюдался повышенный уровень конфликтности, в то время как показатели компромисса и избегания были приближены к норме. Отсутствие изменений в показателях сотрудничества не является свидетельством нерезультативности тренинга. Сотрудничество -самый эффективный стиль взаимодействия, но одновременно и наиболее сложный в реализации, так как требует от партнеров значительных усилий по созданию позитивного микроклимата, разрешению противоречий в духе взаимного уважения.

В основе такого построения программы заложен принцип поэтапности и постепенности развития группы и личностей ее участников. Каждый этап в содержательном плане является логическим продолжением предыдущего. На разных фазах тренинга решаются отличные друг от друга задачи, протекают различные процессы, и психологическое воздействие ведущего и группы на ее участников осуществляется по-разному.

Литература

1. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика. игры, упражнения. СПб., 1996

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2008.

3. Девятко ВВ. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: дис. ... канд псих. наук. М., 1990; Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989.

4. Кораблев С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетенции сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.

5. Моисеев Д.Л. Психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях госслужащих и условия их предупреждения: дис. ... канд. псих. наук. М., 1997.

6. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компененции у сотрудников ОВД: учеб.-метод. пособие // под ред. канд. пед. наук В.Л. Кубышко. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.