ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ДПС ГИБДД
Е.А. СЛЕСАРЕВА,
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и психологических основ оперативно-служебной деятельности в/ч 2567 А.А. Горячевский
Аннотация. Конфликтность занимает одно из центральных позиций в профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД. Изучение ее причин и зависимости от психофизиологических и социальных факторов дает возможность в дальнейшем влиять не только на уровень конфликтности личности, но и на предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между инспекторами ДПС ГИБДД и участниками дорожного движения.
Ключевые слова: сущность конфликтов, причины возникновения конфликтов, инспектор ДПС ГИБДД, участники дорожного движения, стратегии поведения в конфликтных ситуациях, коэффициенты корреляции, многофакторные регрессионные модели.
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF LEVEL OF A CONFLICTNESS OF INSPECTORS OF TRAFFIC POLICE OF TRAFFIC POLICE
E.A. SLESAREVA,
an adjunct of department of psychology of the Moscow university of MVD of Russia
Annotation. The conflictness smothers one of the central positions in the professional EC-sionalnoj of activity of inspectors of traffic police of traffic police. Studying of its reasons and dependence from psychophysiological and social factors gives the chance to influence further not only level of a conflictness of the person, but also on the prevention and the permission of the conflict situations arising between inspectors of traffic police of traffic police and participants of traffic.
Keywords: essence of conflicts; The reasons of occurrence of conflicts; The inspector of traffic police of traffic police; Participants of traffic; Behaviour strategy in conflict situations; Correlation factors; Multifactorial perpec-cnoHHbie models.
Конфликты, связанные с выявлением и пресечением нарушений правил дорожного движения, возникают в процессе осуществления деятельности сотрудниками ГИБДД. Инспектор в своей деятельности имеет дело преимущественно с появившимся конфликтом, возникшим между ним и автомобилистом. При выполнении своих профессиональных обязанностей сотрудник не может применять такие стратегии разрешения конфликтов, как уход от конфликта, поиск компромисса, сближение позиций конфликтных сторон.
Отношения между участниками конфликтов, возникающих при выявлении и пресечении нарушений правил дорожного движения, обладают выраженной асимметрией: участники дорожного движения склонны полагать, что чаще конфликты
инициируют инспекторы, а те, в свою очередь, придерживаются противоположной точки зрения.
В работе инспекторов ГИБДД не может быть предупреждения и предотвращения конфликтных ситуаций, так как любая остановка транспортного средства ведет к возникновению конфликтной ситуации, которая провоцирует стресс. На сотрудниках ГИБДД лежит колоссальная психологическая нагрузка. Автоинспекторы постоянно подвергаются негативным воздействия: психическим перегрузкам, криминогенным установкам некоторых водителей, отрицательным эмоциям, недоброжелательным отношениям отдельных граждан. В ходе профессиональной деятельности инспекторы ДПС ГИБДД должны обладать навыками концентрации внимания и наблюдения за дорожной обстановкой,
20
Вестник Московского университета МВД России
№ 7 / 2011
навыками владения собственными эмоциями и способностью управлять эмоциями нарушителя, навыками составления процессуальных документов, быстрой ориентацией в сложившейся дорожной обстановке, навыками моделирования и планирования надзора за дорожным движением, навыками работы с участниками дорожного движения.
В отечественной и зарубежной психологической литературе пока не сложилось общепринятого термина конфликт. Одни исследователи описывают его как столкновение, препятствие, противоречие, другие — как вид общения, ситуативную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. При определении конфликта выделяют ряд признаков, встречающихся в разных трактовках конфликта: биполярность, активность, наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Для изучения сущности конфликта необходимо раскрыть причины его возникновения. Как правило, их разделяют на объективные, субъективные и личностные. Рассматривая конфликт в динамике, можно выделить основные его стадии: начало, характеризующиеся возникновением отрицательных чувств; формирование конфликтных отношений; апогей — открытое столкновение конфликтующих сторон; заключительная стадия — разрешение возникших противоречий конфликта.
Выявленные в группе «соперничество» связи характеризуют конфликтную ситуацию следующим образом. «Соперники» посредством столкновений интересов создают конфликтное напряжение, позволяющее достичь им своей цели. С помощью напряжения они пытаются увеличить зависимость оппонента в конфликте с целью осуществления контроля над ситуацией и удовлетворения собственных интересов. Конфликт для «соперничества» представляется обычным, незначительным явлением. В случае возникновении потенциальной или реальной угрозы соперники стараются посредством обиды вызвать к себе сострадание. Ситуация конфликта для них удобна и комфортна. В ней «соперники» действуют индивидуально, уверенно, изначально нацелено на победу.
Связи, выявленные в группе «сотрудничество», определяют для них конфликт как интеллектуальное серьезное явление, над которым надо размышлять. Они понимают под конфликтом объединение
людей, выражающееся, по их мнению, в участии в разрешении конфликта, в общении, соблюдении моральных норм поведения. «Сотрудники» в ситуации конфликта чувствуют себя расслабленно и уверенно.
Выявленные корреляционные связи в группе «избегание» описывают конфликтную ситуацию как значительную, резкую, сложную, напряженную, приносящую стресс. В такой ситуации люди, выбирающие стратегию «избегание», чувствуют себя неуверенно, страдают. Они всеми силами стремятся избежать конфликта, однако, не достигая этого, испытывают эмоциональное напряжение.
Для стратегии «приспособление» ситуация конфликта представляется запутанной, сложной. В конфликте предпочитают действовать совместно с другими его участниками. Стараются избегать чувства зависимости в конфликтной ситуации, стремятся к спокойствию в отношениях, соблюдению морали, мягкости. В группе «приспособление» высоко ценится доброжелательность, поэтому, чувствуя недоброе отношение к себе, они испытывают отчаяние, вызывающее обиду. Конфликт для стратегии «приспособление» является большим источником негативного напряжения. «Приспособленцы» не отстаивают своей позиции в конфликте, так как стараются избежать зависимости. Они воспринимают конфликт как не поддающееся анализу явление, не сотрудничают в нем.
В группе «компромисс» выявленные связи указывают на то, что в конфликтной ситуации они стремятся к сотрудничеству, быстрому разрешению конфликта, однако за короткое время не имеет возможности в полной мере узнать интересы каждой стороны и удовлетворить их. С одной стороны, они отстаивают свои интересы в конфликте, а с другой — сотрудничают с участниками конфликта.
Используя метод анализа матрицы коэффициентов корреляции; вычислив коэффициенты случайной изменчивости, сходимости, детерминации; проверив гипотезу о значимости коэффициента множественной корреляции, можно построить многофакторные регрессионные модели в зависимости от выбранных инспекторами ДПС ГИБДД стратегий поведения в конфликтной ситуации. Модели позволяют выделить наиболее значимые факторы, на которые следует обратить особое внимание.
№ 7 / 2011
Вестник Московского университета МВД России
21
В группе «соперничество» такими факторами являются эмоциональная устойчивость — доминантность, напряженность, вербальная агрессия.
у = -4,88553 + 0,91х4 + 0,29144хи + 0,635787х29 + + 0,01323(хз) (1)
Личность, выбирающая стиль «соперничество», активна в поведении, положительно настроена на победу, мотивирована исключительно личными интересами, отличается поверхностными знаниями о сути конфликта, стремится к достижению субъ-ектно-личностного результата. Стратегия «соперничество» ориентирована на то, чтобы, действуя самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов другой стороны. Человек, применяющий этот стиль, стремится навязать другим свое решение проблемы, не приемлет совместных действий [2, с. 47].
Выбирающим стратегию «сотрудничество» следует обратить внимание на такие факторы, как доминантность, эмоциональная чувствительность, подозрительность, мечтательность, общительность.
у = 13,949 - 0,154х4 - 0,145х8 - 0,731х9 + 0,1822хю + + 0,198х1 (2)
Личность, выбирающая в конфликте стратегию «сотрудничество», берет на себя ответственность за происходящее, общественные интересы ставит выше своих, хорошо разбирается в сути конфликта. Сотрудничество — самая конструктивная, но и самая трудная стратегия поведения, которая требует большого желания разрешить конфликтное взаимодействие и предполагает развитость рефлексивной сферы [3, с. 45].
В стратегии «избегание» важными являются факторы доминантность, косвенная агрессия, чувство вины, ситуативная тревожность, личная тревожность.
у = 0,367- 0,312х4 + 0,218х25 + 0,282х3о + 0,089х31 + + 0,122х32 (3)
Человек, избегающий конфликтов, проявляет в проблемных ситуациях поведенческую активность, возлагает ответственность за происходящее на других людей или внешние обстоятельства. Избегание выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать
22
свои права, сотрудничать для выборки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решение [1, с. 24].
В группе «компромисс» наибольшее значение имеют факторы общительность, подозрительность, дипломатичность.
у = -3,77 + 0,6212х1 + 0,5264х9 + 0,5167хи (4)
В группе «приспособление» важными факторами являются доминантность, самостоятельность, напряженность, эргичность.
у = 12,2 - 0,2916х4 - 0,38521х14 - 0,16288хи + + 0,256636х18 (5)
Таким образом, инспектор, выбирающий стиль «приспособление», соглашается с тем, что общественные интересы более важны и значимы, чем личные, однако уступчивость часто сопровождается отрицательными эмоциями. Эта стратегия характеризуется стремлением наладить благоприятные отношения, поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств, путем подчеркивания общих интересов [1, с. 14].
Целью психологического тренинга общения является понижение уровня конфликтности у инспекторов ДПС ГИБДД. В основу концепции психологического тренинга профессионального общения положено представление о том, что тренинг должен иметь профессиональную направленность, обращен к инспекторам ДПС ГИБДД, которые в своей профессиональной деятельности неминуемо сталкиваются с необходимостью решения многообразных задач, касающихся профессионального общения.
Литература
1. Громова О.Н. Конфликтология : курс лекций. М., 2000.
2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2001.
3. Ефремова Е.Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя: автореф. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
4. Поведение в конфликте // Социальная конфликтология: учеб. пособие / Н.П. Дедов [и др.]; под ред. А.В. Морозова. М., 2002.
№ 7 / 2011
Вестник Московского университета МВД России