О. Г. Воронцова
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАТЕНТНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В БОДАЙБИНСКОМ РАЙОНЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Работа представлена кафедрой психологии развития и возрастной психологии Сибирского института права, экономики и управления.
Научный руководитель - кандидат медицинских наук, доцент Е. А. Соболева
Статья посвящена проблеме наркотизации молодежи и латентной профилактике наркомании среди школьников одного из северных районов Иркутской области. В ней описаны этапы экспериментальной работы. Приводятся результаты пролонгированного экспериментального исследования эффективности апробирования программы скрытой профилактики наркомании среди подростков.
Ключевые слова: распространение наркомании среди молодежи, латентная профилактика наркотизации, причины первых проб, анализ эффективности скрытой профилактики наркомании.
The article is devoted to the problem of narcotism spreading among the youth and concealed prophylaxis of narcotism among schoolchildren in one of the Northern districts of the Irkutsk region. Experiment phases are described in it. The results of the prolonged experimental investigation on the effectiveness of the programme of concealed narcotism prophylaxes among teenagers are adduced in the article.
Key words: narcotism spreading among the youth, concealed prophylaxis of narcotism, reasons for the first «trials», analysis of the effectiveness of concealed narcotism prophylaxis.
Ранняя профилактика наркотизма становится все более актуальной проблемой не только наркологии, но и педагогики, психологии, социологии. Чтобы предотвратить приобщение детей к психоактивным веществам (ПАВ), необходимо исключить даже единичные их пробы, противостоять экспансии наркотически ориентированной культуры в нашу подростковомолодежную среду. Ведь наркотики и другие ПАВ сегодня - это не просто некие яды, опасность которых однозначно оценивается всеми, и детьми в том числе.
Их потребление - это составная часть образа жизни молодых людей. Профилактика наркотизма сегодня имеет дело с множеством невыясненных вопросов. Именно поэтому она оказывается связанной с целым рядом предубеждений - предвзятых мнений, логических ошибок, которые носят характер твердых принципов, основанных на вере, а не на знаниях.
Данная проблема изучается нами в течение пяти лет. В конце 2003 г. в школе впервые был проведен мониторинг (в настоящее время проводящийся ежегодно)
распространения наркомании среди молодежи, который показал необходимость проведения профилактической работы в этом направлении.
В Бодайбинском районе, как и в других северных районах, ситуация усугубляется еще и тем, что более благополучные в экономическом отношении семьи уезжают, а остаются социально незащищенные слои населения, среди которых немало асоциальных семей, где возможно деструктивное личностное взросление подростков, которые увеличивают в будущем число алкоголиков и наркоманов.
Одной из самых трудных проблем для психолога-практика является поиск и выбор эффективной профилактической антинаркотической программы, которая не несла бы в себе скрытой рекламы наркотических веществ, что было подтверждено теоретическим анализом в современных научных источниках. Нами было выбрано актуальное направление работы -разработка и апробация программы скрытой профилактики наркомании в одной из школ северных районов Иркутской области.
Методологической основой разработанной нами программы явились положения отечественной и зарубежной психологии, сформулированные в трудах Ф. Б. Березина, И. С. Кона, Л. И. Божович, Г. Крайга, Р. Кэмпбелла, Ю. А. Клей-берга, И. И. Хажилиной, Р. Р. Гарифуллина.
Феномен аддикции определяется нормой потребления, за пределами которой он переходит в феномен мании. Наркотическая зависимость является деструктивной изначально, так как нормы потребления наркотиков не существует.
В данной исследовательской работе была выдвинута гипотеза:
1. Наркотизация активно распространяется среди молодежи в неблагоприятных социальных условиях, которые также могут детерминировать деструктивное развитие подростков в неблагоприят-
ных социальных условиях, а психологические особенности подросткового возраста способствуют вовлечению в наркотическую среду.
2. Мы полагали, что положительный результат коррекционной работы с подростками, склонными к девиантному поведению, будет достигнут, если использовать программу скрытого психопрофилактического воздействия на развитие личности.
Базой исследования явилась МОУ Мамаканская СОШ Бодайбинского района Иркутской области.
На первом этапе исследования принимало участие 166 человек (11-18 лет). Для выявления группы риска и изучения факторов, влияющих на формирование нар-козависимой личности, была использована анкета мониторинга, рекомендованная Главным управлением образования Иркутской области, содержащая 460 вопросов, касающихся наркотизации молодежи.
Данные мониторинга, проводящегося в МОУ Мамаканской СОШ с 2003 по 2008 г., показали прямую зависимость распространения употребления табачных изделий и спиртных напитков среди подростков от употребления этих веществ родителями.
Среди опрошенных подростков курят постоянно в 16-17 лет - 9% человек; изредка 15-16 лет - 5,4%, в этой же возрастной группе пробовали 1 раз и не курят - 23,5%, в 17 лет раньше курили, но бросили - всего 12,65%, в 11-12 лет не курили никогда - всего 35,54% чел. В основном ребята начинают курить до 15 лет. К 17 годам количество подростков, не употребляющих спиртные напитки, сводится к нулю.
При анализе результатов мониторинга выявлена группа риска - 42 чел. (20 девушек и 22 юноши), что составляет 25,3% из числа опрошенных.
На втором этапе была проведена диагностика склонности к отклоняюще-
муся поведению у подростков группы риска, по методике А. Н. Орел (2003 г.). Тест стандартизирован, опросник включает два варианта (мужской и женский).
Гендерное исследование девиантного поведения показало, что девушки более склонны к отклоняющемуся поведению по следующим критериям:
• склонность к преодолению норм и правил -28,57% из числа опрошенных;
• аддиктивное поведение -19,05%;
• саморазрушающее поведение -7,14%;
• склонность к агрессии и насилию -9,52%;
В то же время у юношей проявляется нормативное поведение по этим шкалам, шкала склонности к делинквентному поведению показывает, что она проявляется у 19,05% девушек и лишь у 2,38% юношей, что указывает на социально негативную тенденцию в развитии.
Особо важным для выбора профилактических мероприятий является выявленная трудность в управлении своими эмоциями, которую испытывают 52,33% юношей и всего 4,76% девушек, что говорит о необходимости обучения юношей саморегуляции.
Одновременно в процессе работы применялся и специализированный тест «Склонности к риску» К. Левитина. Анализ результатов показал, что респонденты (42 человека) проявляют следующие уровни рискового поведения:
• высокий уровень - 2,38% дев., 16,67% юн. (в 8 раз выше, чем у девушек);
• выше среднего уровня - 23,81% дев., 33,33% юн. (на 10% выше, чем у девушек);
• ниже среднего уровня - 21,43% дев., 2,38% юн. (опять же не в пользу юношей);
• низкий уровень - не показал никто из испытуемых.
Для проведения скрытой профилактики группа риска была разделена на две группы: в первой, экспериментальной группе - «Б» (21 чел.) были проведены коррекционные занятия, а вторая -«А» (21 чел.) послужила контрольной группой и, как все другие школьники, находилась в условиях обычного психо-лого-педагогического воспитательного процесса.
В течение года в экспериментальной группе проводились занятия, где использовалась программа латентного психопрофилактического воздействия, в основу которой легла программа групповых занятий Р. Р. Гарифуллина «Скрытая профилактика наркомании». Разработанный нами цикл психокоррекционных занятий способствовал формированию жизненных навыков ассертивного поведения (видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, выражать правильно свои чувства, обучение эффективному общению, развивать уверенность в себе, управлять своими чувствами, укреплять связи с семьей, развивать критическое мышление и навык принятия решения, осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других). Психокоррекционные занятия также были направлены на развитие эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферы личности подростка с использованием группового формата работы.
Результаты психокоррекционной работы проверялись разными методами:
• методом наблюдения, определившим, что из экспериментальной группы один учащийся (4,76%) бросил курить (в контрольной группе значительных изменений не произошло);
• метод беседы выявил, что несколько ребят (14,29%) решили не пробовать спиртное и заниматься спортом, при этом они провели беседы с родителями о необходимости ведения здорового образа
жизни, также они решили помочь организаторам в проведении Дня здоровья (в контрольной группе ребята (76,19%) не считают вредным употребление пива и сигарет в умеренных дозах);
• метод простого сравнения результатов входящей и заключительной диагностики, отраженной на рис. 1, также показывает положительную динамику после коррекционно-профилактической работы.
43.2 43
42.8
42.6
42.4
42.2 42
41.8
41.6
41.4
41.2
Рис. 1. Изменение показателей склонности к риску после коррекционной работы (группа А - контрольная, группа Б - экспериментальная)
Данные рисунка позволяют заключить, что положительная динамика наблюдается в экспериментальной группе (хотя невысокий ее процент указывает на краткосрочность коррекционных мероприятий - необходимо продолжить работу психолога в данном направлении). Следует упомянуть, что наша коррекционно-профилактическая работа не дала достаточной эффективности в некоторых параметрах поведения.
В контрольной же группе небольшое ухудшение, так как повышаются показатели склонности к отклоняющемуся поведению (рис. 2 и 3).
Метод статистического анализа позволяет сделать вывод, что величина ¿-кри-терия для шкал, изучающих: склонность к
нарушению норм и правил, склонность к самоповреждающему и саморазрушающе-му поведению, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению, выше той, которая необходима для уровня значимости 0,05 при 20 степенях свободы. Иными словами, порог вероятности для такого ¿-критерия ниже 0,05. Таким образом, нулевая гипотеза может быть отвергнута, и разница между результатами первичной и заключительной диагностики является достоверной. Это означает, что в данных (являющихся наиболее важными при профилактике наркомании) формах отклоняющегося поведения методика скрытой профилактики наркомании является эффективной.
□ Группа А Первичная □ Группа А Вторичная
3,5
3х
2,5
1,5
0,5
х £ ае
^ СО
вт
оо
X
го ц те
и ¥ >.*
:г
о
о
ри
ов
£ * а н
О
о
а
у
р
СО
а
р
о
« I ресаси £г го со =
а
е
:±
о
н
е
е
в
о
п
е
Рис. 2. Сравнение входящей и заключительной диагностики группы А по СОП
п Группа Б Первичная
Группа Б Вторичная
4,51
4- /
3,5 /
3 /
2,5 /
2 /
1,5 /
1 /
0,5" / Л
0
(=Л
1^=л
<=%
г
ао Ь Ц уе * :г о
о
ри
ов
и
у
р
а
* 2 £ I
¡2 оо 2 с
и
а
^2
§1
§!
ару
р
го
о
а
о
^ 2 ии
^ ц си
о о еа рн
|_
а
Р
О Го £± Ф
в
е
ц
о
в
* х _о Ф Н
се
ов
но
нп
2 сс
е
Рис. 3. Сравнение входной и заключительной диагностики группы Б по СОП
4
2
1
0
Но величина ¿-критерия для шкал, изучающих установку на социально-желательные ответы, склонность к аддик-тивному поведению, склонность к агрессии и насилию, говорит о том, что коррекционно-профилактическая работа по программе скрытой профилактики не дает достаточной эффективности в данных параметрах поведения и для них необходимо апробировать другие психокоррекционные методики, изменить сроки психологической помощи (например, увеличить длительность, проводить индивидуальные консультации либо раньше начинать коррекционную работу).
Исходя из вышесказанного, можно сделать определенные выводы. В начале настоящей исследовательской работы была выдвинута рабочая гипотеза, в которой предположили, что наркотизация развивается среди молодежи: из-за неблагоприятных социальных условий, развитие подростков носит деструктивный характер; так как психологические особенности, присущие подростковому возрасту, облегчают вовлечение в наркотическую среду.
Исследования первого этапа показали прямую зависимость распространения употребления табачных изделий и спиртных напитков среди подростков от употребления их родителями:
• в тех семьях, где существуют проблемы в межличностных отношениях, ребята курят «для успокоения». Основные проблемы возникают в семьях, где родители не учитывают возрастные особенности подростков («из-за увлечений и упрямства»), толкая тем самым, а также своим собственным примером своих детей к употреблению наркотических средств;
• начало употребления подростками спиртных напитков показывает, что ребята пробуют их в период с 11 до 14 лет. К 17 годам количество ребят, не употребляющих спиртные напитки, сводится к нулю. Впервые наркотики пробуют чаще всего из-за любопытства, жизненных
проблем, по принципу «запретный плод сладок»;
• по мнению подростков, основными причинами употребления наркотических веществ являются:
- подражание зарубежной моде и образу жизни (сказывается негативное влияние западных фильмов и рекламы);
- некуда деть себя в свободное время (в поселке ограниченное количество предлагаемых подросткам сфер деятельности);
- все вокруг так делают.
Согласно результатам исследования, первая часть гипотезы подтвердилась результатами первичного исследования.
Во второй части гипотезы мы предположили, что скрытая профилактика наркомании является эффективной.
Полученные результаты показывают, что из экспериментальной группы 4,76% бросили курить; у 14,29% ребят наблюдается развитие интереса к здоровому образу жизни. При этом невысокий процент положительной динамики в экспериментальной группе указывает на краткосрочность коррекционных мероприятий -необходимо продолжить работу психолога в данном направлении. В контрольной группе прослеживается небольшое ухудшение, так как повышаются показатели склонности к отклоняющемуся поведению.
Изучение эффективности скрытой профилактики наркомании методом статистического анализа показало, что статистически достоверно позитивное влияние психокоррекционного воздействия в параметрах:
• саморазрушающее поведение (снижено на 9,48%);
• делинквентное поведение (снижено на 5,57%);
• нарушение норм и правил (снижение на 5%);
• волевой контроль эмоциональных реакций (повышение на 3,23%).
Наблюдается положительная динамика по всем параметрам, но в некоторых шкалах изменение незначительное:
• склонность к агрессии и насилию (снижение на 2,68%);
• склонность к аддиктивному поведению (снижение на 3,29%).
То же самое наблюдается и в склонности к риску. Склонность ко лжи практически не изменилась.
Таким образом, особо важным и указывающим на эффективность является значительное повышение волевого контроля эмоциональных реакций, что может быть использовано как личностный ресурс для преодоления склонности к отклоняющемуся поведению, а заложенное в коррекционной программе повышение юридической грамотности, возможно, привело к снижению шкалы - склонность к делинквентному поведению, что статистически достоверно. Снижение склонности к аддиктивному поведению и к агрессии можно рассматривать лишь как про-
явление положительной тенденции в поведении подростков экспериментальной группы.
Исследование по проблеме профилактики наркотизма показало эффективность не прямолинейных форм воздействия, а скрытой профилактики аддикций, делающей акцент на личную ответственность за собственное здоровье; на усвоение социальных норм, установленных обществом, и повышение юридической грамотности.
Данная работа позволяет сделать вывод, что латентная профилактика наркотизма, охватывающая многие проблемы взрослеющего подростка (знание юридической психологии, психологии здоровья, сведений о вреде наркотиков), может широко использоваться в работе практического психолога в связи с модернизацией в сфере образования, ориентированной на изменение качества жизни выпускников основной школы, так как именно в школе идет закладка базиса личностной культуры.