коррекция и регуляция состоянии
УДК 159.9.07
ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К НАРКОТИКАМ И НАРКОЗАВИСИМЫМ
*
И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
И. Н. Коноплева, И. Б. Бовина,, Н. В. Дворянчиков, М. Г. Дебольский Л. А. Дворянчиков
Проблема употребления наркотиков молодежью остается актуальной для современной России. ^особы преподнесения недифференцированных по своему содержанию сведений о наркомании с целью профилактики молодежного наркотизма ведут к противоречивости представлений о наркомании у молодых людей. Резко отрицательное эмоциональное отношение к людям, употребляющим наркотики, часто совпадает с интересом к употреблению таких веществ. Для создания программ эффективной профилактики необходимо изучить представления современной российской молодежи о наркотиках и наркопотреблении.
Ключевые слова: наркотики, наркоманы, социальные представления, ценностные ориентации, профилактические меры.
В отечественной и зарубежной психологии изучается влияние на употребление наркотиков семьи и референтной группы, исследуются личностные факторы, провоцирующие молодых людей на употребление наркотиков или препятствующие ему, рассматриваются доминирующие мотивы и мотивировки употребления наркотиков. Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние наркотического опьянения, что заставляет их добровольно вредить своему здоровью. Разработки современных ученых содержат достаточно подробные объяснения мотивации употребления наркотиков, возникновения наркотической зависимости. Выделены три группы факторов наркотизации: социологические, включающие влияние общества и семьи; биологические, объясняющие склонность к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью; психологические, рассматривающие особенности и отклонения в психике. Иногда еще добавляют культурологические аспекты наркотизма, так как влияние определенной культурной традиции употребления наркотиков позволяет объяснить мотивы, не поддающиеся объяснению тремя перечисленными факторами.
По данным многочисленных социологических исследований, каждый второй заявляет, что узнает о наркотиках из прессы. В первую очередь именно пресса, а также определенные телепрограммы и телефильмы являются неиссякаемым источником информации о свойствах
разных видов наркотиков; местах их приобретения и сбыта; расценках на различные виды наркотиков; преимуществах использования отдельных наркотических средств над другими; местах произрастания наркотиков растительного происхождения; эйфорических ощущениях после приема наркотических средств; способах и методах разработки наркотических средств. Подобная «реклама» оказывает пагубное воздействие в первую очередь на подростков, психика которых еще не сформировалась, и они быстрее поддаются влиянию путем стимулирования интереса к потреблению наркотиков.
Особый вред наносит информация о возможности полного избавления от наркотической зависимости. Речь идет о рекламе различных частных наркологических клиник, «гарантирующих» избавление от данного недуга восьми из десяти обратившихся за помощью. При этом, по заключению наркологов, шансы полной реабилитации равны не более 5% от всех наркологических больных. В среднем же 99% наркоманов после лечения возвращаются к тем же проблемам в течение года1.
Все чаще фиксируются случаи осознанной пропаганды наркотиков некоторыми представителями средств массовой информации, лицами, имеющими серьезное влияние на молодежь, прежде всего, звездами рок-музыки и культуры. Таким образом, СМИ стали одним из основных источников распространения молодежной наркотической субкультуры.
Запрещение пропаганды употребления наркотиков в средствах массовой информации в России произошло на законодательном уровне в 1998 г., когда был утвержден Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» 2. Закон определяет понятие пропаганды наркотических средств, психотропных веществ как деятельность физических или юридических лиц, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции СМИ, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях.
В 2000 г. этот запрет был внесен в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»3. В случае нарушения запретов на данную пропаганду оба закона предполагают приостановление или прекращение деятельности допустившего нарушение средства массовой информации.
* Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ (№ 12-06-00719)
Но такое понимание пропаганды является поверхностным, поскольку оно не включает в себя распространение философских, исторических, а также деформированных эстетических и морально-нравственных ценностей. Здесь можно говорить о том, что в сферу права попадает только самая видимая часть пропаганды наркотических средств.
Постоянно растет число пользователей Интернета, активно развивается подростковый и молодежный сегмент этой аудитории. Поисковики дают почти 20 млн ссылок на слово «наркотики». На страницах сайтов подробным образом рассказывается о способах приготовления наркотиков в домашних условиях, умышленно преуменьшается вред от их употребления, предлагаются к продаже предметы наркотического обихода, приводятся рассказы
о положительном опыте употребления разных видов наркотических веществ.
Если по отношению к другим СМИ, допускающим пропаганду наркотических средств, можно хотя бы указать на непосредственных виновников, например главного редактора, то специфика размещения информации в сети Интернет такова, что найти и призвать к ответственности подавляющее число нарушителей достаточно проблематично 4
Проблема также состоит и в том, что авторами большинства статей о борьбе с наркоманией являются журналисты, которые не владеют специальными медицинскими знаниями в данной области и не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией. При этом в России сложилась ситуация, когда редко публикуются посвященные наркомании статьи специалистов, имеющих прямое, профессиональное отношение к решению этой проблемы: врачей, психологов, педагогов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
Известны рекомендации, разработанные ООН, журналисту, пишущему о наркотиках5, в соответствии с которыми публикация может принести вред, если:
— используется неточная или вводящая в заблуждение терминология, например, искусственное разделение на так называемые сильные и слабые наркотики (они все запрещены международными документами);
— приводятся сообщения о потреблении наркотиков людьми, добившимися успеха или славы в обществе;
— фиксируется позитивный эффект от потребления наркотиков в песнях, кинофильмах, других художественных произведениях;
— привлекается внимание к огромным прибылям, которые могут быть получены от незаконной торговли наркотиками;
— присутствуют призывы к легализации немедицинского потребления наркотиков.
Существующие правовые нормы должны применяться, а не оставаться декларативными, а случаи применения должны получать широкое освещение в СМИ.
Проблема борьбы с распространением наркотиков имеет многогранный характер. В связи с этим, прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо иметь четкое представление о данном явлении, его масштабах и специфике существования. В российском об-
ществе можно выделить три основных канала получения информации о тех или иных проявлениях наркокультуры:
— медицинская статистика в отношении лиц, поставленных на учет в наркодиспансерах или других медицинских учреждениях;
— опросы общественного мнения, изучения групп риска и особенно — различных категорий молодежи также могут дать определенного рода информацию, которую сложно получить официальным путем;
— об уровне распространения наркотиков говорит статистика по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков 6
Наркобизнес в последние годы стал мощным криминогенным фактором, обостряющим оперативную обстановку. В некоторых регионах страны преступники-наркоманы совершают значительную долю корыстных и корыстно-насильственных преступлений, чтобы добыть средства для приобретения наркотиков 7. Растущий спрос на наркотические средства и психотропные вещества, стимулирующий их незаконное производство и распространение, серьезно угрожает социально-экономической и политической стабильности, национальной безопасности и суверенитету многих государств, здоровью и благополучию миллионов людей, главным образом — молодежи.
Целью нашего эмпирического исследования явилось изучение представлений о наркотиках и наркозави-симых в молодежной среде. Выборку эмпирического исследования составили студенты, обучающиеся на 4 курсе юридического факультета, юноши и девушки в возрасте от 20 до 25 лет.
На первом этапе исследования студентам было предложено ответить на вопросы анкеты, собиралась информация о социально-демографических характеристиках испытуемых, приоритетах в интересах, увлечениях, отношении к наркомании и осведомленности о различных сторонах наркопотребления. На втором этапе были применены методика ЦТО (А. М. Эткинд) для изучения эмоционального отношения к наркоманам и наркомании и методики Ш. Шварца8 для изучения индивидуальных ценностей личности. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, были обработаны с помощью статистических методов обработки данных.
Результаты методики ЦТО показали, что эмоциональное восприятие людей, употребляющих наркотики и психоактивные вещества, является негативным. Как мужчины, так и девушки заявили, что плохо относятся к наркотикам и наркозависимым.
Молодые люди выразили негативное отношение к таким понятиям, как опасность, угроза, курящий человек, преступник, ровесник, употребляющий спиртные напитки, больной человек, зло, несчастный человек, зависимость, наркотик, а также крайне негативно оценили отношение к таким понятиям, как ровесник, употребляющий психостимуляторы, страх, неприятный человек, ровесник, употребляющий наркотики (рис. 1).
Мужчины кроме отношения к наркотикам показали также негативное отношение к курящему человеку, причем ярче выраженное, чем к употребляющему спиртные напитки (рис. 2).
Рис. 1. Средние значения ранга понятий от «позитивного» до «негативного»
На рисунке можно видеть, что опрошенные мужчины негативно относятся к таким понятиям, как зависимость, непривлекательность, неприятный человек, а негативное отношение начинается с опасности и заканчивается ровесником, употребляющим наркотики.
Девушки дали несколько отличные результаты, показав высокие значения негативного отношения к людям, употребляющим спиртные напитки, преступникам (рис. 3).
При проведении кластерного анализа понятий, использованных при проведении ЦТО, сложно выделить четкие подструктуры, но можно проследить явное разделение на кластерные группы.
Первая подструктура — это положительно окрашенные понятия, куда включаются позитивные характеристики — доброжелательность, привлекательность, честный человек, ответственность и некоторые самоидентификаци-онные понятия: я, мое будущее, я-идеальное. Представле-
ния о себе в будущем связаны с идеальной работой и характеристиками, приоритетными для данной ценности — честный человек, ответственность.
Данный субкластер включает в себя еще несколько подгрупп. Одна из них содержит связь понятий «спорт» и «веселье» и «образ матери»; вторая подгруппа состоит из взаимосвязи «свободного времени» с «добром», «доброжелательностью» и «искренностью»; третья группа формирует «образ женщины», связанный с «удовольствием» и «экстримом». Таким образом, субкластер характеризуется позитивным отношением к здоровому (спортивному) образу жизни.
Второй большой кластер мы охарактеризовали как отношение к психо-активным веществам. В нем можно проследить разделение на субкластеры, но общее отношение к данным понятиям заметно негативное. Понятие «наркотики» связано с понятием «зло». Более подробную градацию
Рис. 2. Ранжирование понятий от «позитивного» до «негативного» в группе мужчин
1,000 -
У V* # ^ о^° +л * </ ✓ /
Рис. 3. Ранжирование понятий от «позитивного» до «негативного» в группе девушек
можно наблюдать, рассматривая отдельны виды ПАВ. «Ровесники, употребляющие наркотики», «психостимулирующие вещества», «спиртное» связываются с такими характеристиками, как «нечестный», «неискренний», «неприятный человек», «недоверие», «больной человек».
Можно предположить, что наркотики в ситуации нечеткости ценностно-смысловых ориентаций делают неактуальными субъективно лишенные смысла повседневные дела и дают субъекту некие новые ощущения, переживания, в том числе и те, которых нет в реальной жизни. Ценностные ориентации выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит 9. При отсутствии у субъекта четких приоритетов, предпочтений, которые стимулировали бы ту или иную его деятельность, возникает так называемый ценностный вакуум. Он проявляется в социальном пессимизме, разочаровании в возможности улучшения жизни, отчуждении от общественной жизни. Такое положение значительно ослабляет правовые и нравственные барьеры в сознании людей, создает ощущение вседозволенности, ведет к росту алкоголизации и наркотизации общества.
При анализе в ходе исследования рейтинга ценностей нормативных идеалов студентов наиболее значимой оказалась такая ценность, как «гедонизм», который определяется как наслаждение или чувственное удовольствие. Далее по степени значимости можно выделить такие ценности:
— «доброта» (этот вид ценности считается производным от стремления к позитивному взаимодействию, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы; его мотивационная цель — сохранение благопо-
лучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах);
— «безопасность» (мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений);
— «самостоятельность» (самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракци-онных потребностей в автономности и независимости).
Наименее значимыми студенты определили такие ценности, как «достижения», «конформность», «традиции», «стимуляция» и «власть».
В число приемлемых ценностей на уровне нормативных идеалов входят «гедонизм», «доброта», «безопасность», «самостоятельность». К числу отрицательных ценностей отнесли «достижения» (личный успех в соответствии с социальными стандартами); «конформность» (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям); «универсализм» (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы). Незначимыми оказались такие ценности, как «стимуляция» (волнение и новизна); «власть» (доминирование над людьми и ресурсами); «традиции» (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи).
Стоит отметить, что уровень нормативных идеалов более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы. Уровень индивидуальных приоритетов более зависим от внешней среды и соотносится с конкретными поступками человека.
По результатам исследования, в число приемлемых ценностей на уровне индивидуальных приоритетов входят «самостоятельность», «доброта», «достижения» и «гедонизм». К числу отрицательных ценностей относят «универсализм», «безопасность», «стимуляцию». Незначимыми ценностями для наших испытуемых оказались «конформность», «власть», «традиции».
Кластерная структура связей между понятиями
В отличие от нормативных идеалов, где ведущим являлся «гедонизм», на передний план здесь выходит индивидуальная ценность «достижение», цель которого — проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, т. е. проявление социальной компетентности, которая в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.
В ходе исследования корреляционных связей между нормативными идеалами и стимульными понятиями ЦТО на статистически значимом уровне (р = 0,05) была выявлена связь между нормативным идеалом «Конформность» и стимульным понятием «Наркотики» (г = 0,553). Ценность «Стимуляция» коррелирует с понятиями «Больной человек» (г = -0,557).
При исследовании корреляционных связей между индивидуальными идеалами и стимульными понятиями (ЦТО) на статистически значимом уровне (р = 0,05) была выявлена связь между индивидуальным идеалом «Самостоятельность» и стимульным понятием: «Больной человек» (г = -0,518), ценность «Стимуляция» связана с таким понятием, как «Привлекательность» (г = 0,532), индивидуальная ценность «Гедонизм» коррелирует с понятием «Доброжелательность» (г = -0,545),
Как показывает наше исследование, молодежь не утратила ценностно-нормативные регуляторы социального поведения, и именно на этом можно строить эффективные программы профилактических мероприятий в отношении наркозависимости. Несмотря на несомненную важность такой профилактики, которая является также профилактикой наркопреступности, в части ее эффективности в настоящее время можно говорить только применительно к общественным институтам, в отличие от социальных ведомств, чье воздействие способно быть более
масштабным и должно охватывать значительные слои населения.
1 Трунцевский Ю. В. О совершенствовании мер по профилактике наркотизации молодежи // Российский следователь. 2011. № 7. С. 26-28.
2 О наркотических средствах и психотропных веществах (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2012) : федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-Ф3 (ред. от 03.12.2011) // Рос. газета. 1998. 15 янв.
3 О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступившими в силу с 10.11.2011) : закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 11.07.2011) // Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300.
4 Овчинский В. С. О развитии наркоситуации в России: как обезвредить мины на российском наркополе // Наркоконтроль. 2011. № 1. С. 11-13.
5 Рекомендации ООН журналисту, пишущему о наркотиках [Электронный ресурс]. иРР: http://www.ecad.ru/mn-f5_18.html (дата обращения: 13.09.2012).
6 Волков Г. В. Криминологическая характеристика наркотизма в России и уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 174 с.
7 Филиппенко К. В. Криминологическая характеристика личности виновных в бытовом насилии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1(40). С. 65-71.
8 Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70 с.
9 Денисенко С. В., Кузнецов А. Ф., Кузнецова М. А. Представление о системе жизненных ценностей курсантов как основной педагогический ориентир воспитательной работы вуза МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2(33). С. 19-22.