Научная статья на тему 'Особенности отечественной и зарубежной системы профилактики наркомании подростков'

Особенности отечественной и зарубежной системы профилактики наркомании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябов М.П.

В статье представлены отличительные особенности профилактики наркомании подростков в России и за рубежом, показана необходимость дальнейшей модернизации системы отечественной профилактики. Современные подростки обладают крайне искаженными и противоречивыми представлениями о последствиях употребления наркотиков, что недостаточно учитывается современными исследователями при разработке профилактических программ антинаркотической направленности. В связи с этим одним из значимых направлений модернизации отечественной профилактики должна стать разработка программ, основанных на изменении представлений подростков о последствиях употребления наркотиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябов М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности отечественной и зарубежной системы профилактики наркомании подростков»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ

М.П. РЯБОВ*

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», Москва

В статье представлены отличительные особенности профилактики наркомании подростков в России и за рубежом, показана необходимость дальнейшей модернизации системы отечественной профилактики. Современные подростки обладают крайне искаженными и противоречивыми представлениями о последствиях употребления наркотиков, что недостаточно учитывается современными исследователями при разработке профилактических программ антинаркотической направленности. В связи с этим одним из значимых направлений модернизации отечественной профилактики должна стать разработка программ, основанных на изменении представлений подростков о последствиях употребления наркотиков.

Ключевые слова: профилактика наркомании, подростковый возраст, представления о последствиях употребления наркотиков, информационный подход.

В США и Европе проблема распространения подростковой наркомании приобрела характер ведущих государственных проблем уже в 1960-е гг. В нашей стране данная проблема признана таковой только в последние 30 лет. Пока за рубежом активно велись исследования по проблеме наркомании, разрабатывалась программы профилактики антинаркотической направленности, в России с каждым годом увеличивалось число наркозависимых. В результате на сегодняшний день, согласно данным ФСКН, Россия занимает третье место по числу наркозависимых после Афганистана и Ирана. В период с 1990 по 2010 гг. количество наркозависимых в России увеличилось в 20 раз. По данным мониторинга наркоситуации, проведенного в 2013 году, в Российской Федерации насчитывается до 8,5 млн. лиц, с разной степенью регулярности употребляющих наркотики, - это около 6% населения страны [6]. Более

© Рябов М.М., 2015.

* Для корреспонденции:

Рябов Максим Павлович,

аспирант факультета социальной психологии МГОУ

E-mail: sergejsergeevich@inbox.ru

того, средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15-17 лет. По данным МЧС России, ежегодная смертность от наркотиков достигает 50 тысяч человек и более, из них около 10 тысяч - школьники в возрасте от 9 лет [10].

Приведенные данные свидетельствуют об актуальности проблемы подростковой наркомании в России. Но, несмотря на обилие публикаций в средствах массовой информации, большое количество программ, принимаемых на самом высоком уровне, и немалые средства, отпускаемые правительством и местными властями тем организациям, которые призваны осуществлять эти программы, число подростков, употребляющих наркотики, в нашей стране практически не снижается.

Во многом актуальность вопроса наркомании подростков обусловлена меньшим, в сравнении с зарубежным, опытом работы над проблемой профилактики данного социально негативного явления.

Наиболее эффективными и активно используемыми во всем мире программами профилактики являются программы, действующие в США, Англии, Польше, Швеции, Германии и Франции. Рассмо-

трим особенности системы профилактики данных стран и отечественный опыт профилактической работы.

Л.А. Никитина отмечает, что профилактическая работа в США отличается широким диапазоном направлений деятельности. Американские ученые выдвигают семь основных категорий предупреждения наркотизации: через семью, религию, школу, организацию досуга, полицию, судебные и законодательные органы. Большую роль играют программы, ориентированные на ровесников, родителей, общины, в которых живут молодые люди; разработаны программы, ориентированные на «уличную молодежь». Широкое распространение в США получил такой методический прием, как шефство. Опыт применения этого приема показал, что основное воспитательное воздействие он оказывает на молодых людей, выступающих в роли шефов, передающих знания более младшим товарищам. Существуют также программы, направленные на соучастие в них ровесников. Широко используются превентивные программы с участием родителей. К ним относятся информационные программы, программы практического обучения родителей методам профилактики наркомании, группы поддержки родителей и проч. [5, с. 248].

Данные направления работы реализуются преимущественно в рамках программ обучения жизненным навыкам, цель которых - обучение подрастающего поколения здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к наркотикам. В ходе реализации подобных программ происходит обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решений, выработки адекватной самооценки; обучение навыкам умения постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор, а также навыкам регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне [3, с. 114].

Профилактическая работа в Англии, по мнению Л.А. Никитиной, также носит системный характер и охватывает не только детей и подростков, но и педагогов, родителей, которым легче вовремя обнаружить интерес ребенка к наркотикам, а тем более их употребление.

В английской системе профилактики можно выделить несколько основных моделей: медицинскую, образовательную, радикально-политическую модели и модель самоусиления. Наибольший профилактический потенциал имеют программы, разработанные в рамках образовательной модели, предполагающие предоставление достоверной информации по проблеме наркомании и обучение навыкам принятия решения [5, с. 249].

Л.А. Никитина особо выделяет систему профилактики употребления наркотиков в Польше и Швеции, которая, по мнению автора, с одной стороны, во многом схожа с профилактической работой с США и Англии, но, с другой стороны, имеет свою специфику. Так, польская система профилактики предполагает работу по следующим направлениям: информирование о вреде наркотиков, обучение (включая подготовку молодежных лидеров и волонтерского движения), предоставление альтернативной наркотикам деятельности. В Польше также действует модель «мобильной профилактики», согласно которой в школы и подростковые клубы приезжает автобус с подготовленными волонтерами антинаркотического движения и их наставниками. Зачастую волонтерами антинаркотического движения являются подростки, завершившие или завершающие реабилитацию в специализированных центрах [5, с. 250].

Шведская модель профилактики, как показывает автор, предполагает преимущественно информационно-просветительскую работу, направленную на распространение базовых знаний, выработку у детей и подростков определенного отношения к наркотикам и стимуляцию молодежи к занятию

активной позиции. Она строится по принципу: наибольшее влияние способно оказать ближайшее окружение - родители, учителя, друзья. Школы Швеции являются важным каналом в этой работе: каждое образовательное учреждение разрабатывает рабочий план преподавания предмета, дающего основные знания о вреде употребления алкоголя, наркотиков и курения. В стране действует немало добровольных организаций: общество «Родители против наркотиков», Союз борьбы с наркотиками, объединение «Общество, свободное от наркотиков», Союз помощи злоупотребляющим лекарственными препаратами и т.д. [5, с. 250].

В работе Е.Ю. Уткиной представлены особенности профилактики наркомании в Германии и Франции. Автор отмечает, что на сегодняшний день основной программой профилактики наркомании в Германии является программа «всестороннего развития социальных качеств личности», задачей которой является формирование определенных социокультурных моделей общения и поведения. Эта программа разработана на основе «терапии отношения» по примеру американских программ обучения жизненным навыкам.

Метод «всестороннего развития социаль-ныхкачеств личности» широко используется в школах, учебных заведениях школьного типа, трудовых лагерях и развивается сейчас в двух направлениях: с одной стороны, проводятся попытки согласовать и объединить уже существующие превентивные мероприятия, проводимые различными организациями, с другой стороны - к проводимым мероприятиям активно привлекаются сами подростки. Эта задача реализуется с помощью обучения подростков в специальных лагерях или рабочих группах. Затем в кругу своих друзей и ровесников они рассказывают о том, чему их учили, или самостоятельно проводят занятия, способствуя, таким образом, распространению наркопревентивных идей [12, с. 571].

Во Франции, как отмечает Е.Ю. Уткина, используется информационная модель

профилактики (публикации, видеофильмы, мультфильмы, реклама в СМИ, телефонное консультирование, Интернет); технология активизации общественного мнения (волонтерское движение, квартальные комитеты, пилотажные проекты типа «Автобус-здоровье», группы поддержки, группы «Взрослый-связной», «Молодые посредники»); образовательные и просветительские программы, технологии занятости (работа клубов ЮНЕСКО, спортивных секций, экстремальных видов спорта, «лыжные классы» и т.д.); технологии интерактивных игр (методика сказко-терапии, «Театр Форум», театр Сары Ве-рон) [12, с. 572].

В целом, программы первичной профилактики в ряде стран Западной Европы и Америки имеют много общего, построены по одним и тем же принципам: большую часть программ занимает информационно-просветительский и обучающий компонент, активно используется волонтерская работа, подготовка родителей и педагогов, в качестве основных принципов выступают преемственность, последовательность и непрерывность антинаркотической работы, начиная с дошкольного возраста.

Отечественная профилактическая деятельность антинаркотической направленности имеет свои особенности. М.В. Воронцова отмечает, что за последние 30 лет в России появилось множество программ профилактики:

1. Информационные программы, основная цель которых - предоставление информации подросткам, учителям, родителям и общественности о последствиях употребления наркотиков.

2. Личностно-ориентированные программы, согласно которым подросток не начнет употреблять наркотики из-за внутреннего побуждения.

3. Социально воздействующие программы, исходящие из необходимости развивать умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять.

4. Когнитивно-поведенческие программы, рассматривающие употребление наркотиков как следствие воздействия социальных и психологических факторов, считающих наркоманию результатом научения.

5. Модель жизненных умений, являющаяся аналогом западной модели формирования жизненных навыков и интегрирующая в себе социально воздействующий подход, методы обучения умению принимать решения и самоконтролю из когнитивно-поведенческого подхода, методы независимости и уверенности в себе [2, с. 98].

На сегодняшний день в России наиболее распространены три основные направления профилактических программ:

1. Информационные, цель которых информирование об особенностях и последствиях употребления наркотиков.

2. Программы тренировки навыков социальной адаптации, направленные на развитие способности к когнитивной оценке проблемной ситуации, формирование позитивной Я концепции, развитие социальной компетентности и эффективных копинг-стратегий.

3. Программы актуализации внутренних ресурсов личности, направленные на: помощь в осознании жизненных перспектив и эмоциональной привлекательности будущего без наркотиков; осмысление своего настоящего через призму прошлого и будущего; создание условий, способствующих приобретению нового положительного социального опыта для личностного развития в процессе содержательного общения; содействие в решении актуальных и онтологически значимых для подростков задач взросления [4, с. 371].

Содержание указанных направлений отражает значительное влияние зарубежного опыта на формирование отечественной системы профилактики.

Однако, несмотря на то, что опыт Запада и Европы в решении вопроса профилактики наркомании подростков гораздо более длительный и объемный, чем в нашей

стране, он свидетельствует о необходимости дальнейшей модернизации системы профилактики, что недостаточно учитывается отечественными авторами.

В работе Уткиной Е.Ю. представлены обзорные данные о злоупотреблениях наркотиками молодыми американцами в возрасте от 12 лет и старше, ежегодно публикуемые национальным институтом по изучению и профилактике наркомании в США. Автор подчеркивает, что за последние 10 лет количество подростков, употребляющих наркотики, в США сократилось на 2-3% [12, с. 572]. При столь длительной интенсивной профилактической работе не очень утешительный результат. В нашей стране процент подростов, с разной степенью регулярности употребляющих наркотики, остается стабильно высоким. Опрос в трех московских школах и двух детских домах показал, что каждый седьмой школьник в возрасте 14-17 лет имеет опыт употребления наркотиков [8, с. 26; 9, с. 233].

Помимо недостаточно развитой системы профилактики, сложившаяся ситуация с наркопотреблением среди подростков в нашей стране может быть обусловлена недостаточным вниманием отечественных исследователей к проблеме представлений подростков о последствиях употребления наркотиков. Несмотря на активное внедрение всевозможных программ по развитию внутренних и внешних ресурсов личности, эффективных копинг-стратегий, социальной компетентности и др., подростки обладают крайне искаженными представлениями о вреде наркотиков.

Исследования Е.Б. Березиной, М.Ю. Га-лактионовой, А.В. Гордиец, Т.Ю. Рублевой и М.П. Рябова показали, что подростки обладают поверхностными, искаженными и противоречивыми знаниями о вреде наркотиков, неоднозначно и лояльно относятся к проблеме наркомании и людям, употребляющим наркотики [8, с. 32]. Многие считают, что есть наркотики, не наносящие вреда, и подразделяют их на более опасные и менее

опасные; что от наркозависимости можно избавиться самостоятельно, прекратив употребление в любой момент; что употребление наркотиков не меняет личность человека, а только способствует творческому самовыражению, приводя в пример выдающихся звезд шоу-бизнеса, музыкальной и киноиндустрии [10, с. 98]. Современные подростки зачастую демонстрируют терпимость в отношении наркозависимых, тактики умеренного употребления наркотиков и менее опасных, по мнению подростков, наркотических веществ растительного происхождения [1, с. 114].

О.В. Суворовой и К.В. Филипповым показано, что чем больше подросток вовлечен в употребление наркотиков, тем более лояльно он относится к проблеме наркозависимости и более убежден в преувеличении негативных последствий приема наркотиков. Авторы подчеркивают, что, несмотря на то, что с возрастом знания подростков о наркотиках и последствиях их употребления дифференцируются и детализируются, становятся более объективными, устойчивое негативное отношение к употреблению наркотиков имеют немногие [11, с. 105].

Несмотря на столь убедительные факты, на сегодняшний день в нашей стране нет эффективных программ, направленных на изменение представлений подростков о последствиях употребления наркотиков. Программы информационной направленности в силу повышенной критики практически не используются, либо реализуются в виде малоэффективных лекций врачей наркологов и волонтеров общественных движений, не учитывающих ни возрастные особенности подростков, ни результаты современных исследований об эффективности различных форм и методов информационного воздействия.

В итоге профилактическая работа строится на развитии личности подростка, реализации его возрастных потребностей и раскрытии его уникальных способностей. Но, если мы говорим о системном и регулярном воздействии, следует не упускать

из внимания все элементы профилактической деятельности, и, в том числе, работу по изменению представлений подростков о вреде наркотиков.

Таким образом, в современной системе отечественной психологической профилактики наркомании имеется серьезное противоречие: исследователи, с одной стороны, акцентируют внимание на поверхностности, искаженности и противоречивости представлений подростков о вреде наркотиков, их лояльном отношении к проблеме наркомании и последствиям употребления наркотиков и выделяют эти особенности как значимый фактор наркотизации современных подростков; с другой стороны, на сегодняшний день нет эффективных программ, направленных на изменение представлений подростков о последствиях употребления наркотиков. Программы информационной направленности являются крайне востребованными, но их низкая эффективность свидетельствуют о необходимости модернизации данного направления профилактической деятельности и разработки эффективных программ, позволяющих сформировать у подростков достоверные представления о последствиях употребления наркотиков.

Литература

1. Березина Е.Б. Содержание и структура обыденных представлений о болезнях в молодежной среде. Дис... канд. психол. наук. - Москва, 2011. - 178 с.

2. Воронцова М.В., Дубровская Т.А., Кайгоро-дов П.И. Профилактика наркомании в подростково-юношеской среде: монография.

- Таганрог: Российский гос. социальный ун-т, 2009. - 227 с.

3. Завозяев И.И. Социально-психологические факторы генезиса и элиминации аддиктив-ности в подростково-молодежной среде. Дис.канд. психол. наук. - Кострома, 2014.

- 189 с.

4. Некрасова Ю.О., Данилова М.В. Актуальные формы профилактики наркомании среди молодежи (на примере Владимирской области) // Актуальные проблемы гу-

манитарных и естественных наук. - 2013.

- № 4. - С. 370-373.

5. Никитина Л.А. Анализ зарубежного опыта профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011.

- Т. 17. - № 3. - С. 247-251.

6. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] URL: // http://gks.ru.

7. Рублева Т.Ю., Гордиец А.В., Галактионо-ва М.Ю. Уровень наркотизации учащихся средних образовательных школ Красноярского края (по результатам исследования) // Сибирский педагогический журнал. -2013.- № 6. - С. 96-99.

8. Рябов М.П. Представления подростков о последствиях употребления наркотиков [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2014. - № 4. - С. 23-32. URL:http://vestnik-mgou.ru/ Articles/Doc/7925.

9. Рябов М.П. Результаты реализации программы по изменению когнитивного компонента социальных представлений подростков о последствиях употребления наркотиков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - № 2. - С. 228-240. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n2/61361.shtml.

10. Статистика наркомании и наркоманов в России [Электронный ресурс]: URL: http:// parkp.ru/index.php/profmenu/10-nark/47-statnark.

11. Суворов О.В., Филиппов К.В. Исследование компонентов ответственности как фактора отношения к наркотикам среди молодежи // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 6(1). - С. 106-166.

12. Уткина Е.Ю. Проблемы наркомании среди молодежи и способы их профилактики // Ученые заметки ТОГУ - 2013. - Т. 4. - № 4. - С. 569-573.

References

1. Berezina E.B. The content and structure of the ordinary perceptions about illnesses among young people. Diss. Cand. psikhol. nauk. Moscow 2011: 178 (in Russian).

2. Vorontsova M.V., Dubrovskaya T.A., Kaig-orodov P.I. Drug prevention in teenagers and youth: monograph. Taganrog: Rossiyskiy gos. sotsial'nyy un-t 2009: 227 (in Russian).

3. Zavozyaev I.I. Socio-psychological factors of genesis and elimination of addictivity in teenagers and youth environment. Dis... kand. psikhol. nauk. Kostroma 2014: 189 (in Russian).

4. Nekrasova Yu.O., Danilova M.V. Actual forms of prevention of drug abuse among young people (by the example of the Vladimir region). Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk 2013; 4:370-373 (in Russian).

5. Nikitina L.A. Analysis of foreign experience of substance use prevention in the teenage environment. Vestnik Kostromskogo gosudarst-vennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika 2011; 17(3):247-251 (in Russian).

6. Official site of Rosstat [Internet] http://gks.ru (in Russian).

7. Rubleva T.Yu., Gordiec A.V., Galaktionova M.Yu. The level of narcotization of secondary schools students of Krasnoyarsk region (according to the survey). Sibirskiy pedagogich-eskiy zhurnal 2013; 6:96-99 (in Russian).

8. Ryabov M.P. View teenagers about the consequences of drug use. Vestnik MGOU. Seri-ya: Psikhologicheskiye nauki 2014; 4:23-32 [Internet] http://vestnik-mgou.ru/Articles/ Doc/7925 (in Russian).

9. Ryabov M.P. Results of the program for changing the cognitive component of the social attitudes of adolescents about the consequences of drug use. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye psyedu.ru 2013; 2:228240 [Internet] http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n2/61361.shtml (in Russian).

10. Statistics of drug abuse and drug addicts in Russia [Internet] http://parkp.ru/index.php/ profmenu/10-nark/47-statnark (in Russian).

11. Suvorov O.V., Filippov K.V. Study components responsibility as a factor in relationship to drugs among youth. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya 2011; 6(1):106-166 (in Russian).

12. Utkina E.Yu. Problems of drug addiction among young people and how to prevent them. Uchenyye zametki TOGU 2013; 4(4):569-573 (in Russian).

FEATURES OF RUSSIAN AND FOREIGN SYSTEMS OF PREVENTION OF SUBSTANCE ABUSE AMONG ADOLESCENTS

M.P. RYABOV Moscow State Regional University, Moscow

The article presents the features of adolescent drug prevention in Russia and abroad, it shows the need for further modernization of the national prevention. Modern teenagers have very distorted and contradictory ideas about the consequences of drug use that is not adequately captured by modern researchers when developing anti-drug prevention programs. In this regard, one of the most important directions of modernization of the national prevention should be to develop programs based on changing perceptions about the consequences of teen drug use.

Keywords: prevention of drug addiction, adolescence, perceptions of the consequences of drug use, information approach.

Address:

Ryabov Maksim

graduate student of the Faculty of social psychology,

Moscow State Regional University

E-mail: sergejsergeevich@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.