Научная статья на тему 'Социальные и психологические факторы приобщения подростков к наркотикам (по результатам анкетирования педагогов г. Светлогорска)'

Социальные и психологические факторы приобщения подростков к наркотикам (по результатам анкетирования педагогов г. Светлогорска) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1008
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ПАВ) / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА / ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES (PAS) / TEACHERS / ADOLESCENTS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RISK FACTORS / PREVENTIVE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козловский А. В., Лелевич В. В., Шейбак В. М., Виницкая А. Г.

В статье представлены результаты опроса педагогов г. Светлогорска на предмет определения основных социальных и психологических факторов приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ (ПАВ). Установлено, что основными причинами приобщения являются высокая доступность наркотиков, влияние наркоманов и сверстников, употребляющих наркотики, неблагоприятные отношения в семье. Показано также, что началу употребления ПАВ способствуют определенные черты характера подростка: внушаемость, слабая сопротивляемость чужому влиянию и стрессовой ситуации. Обсуждены современные подходы и программы профилактики употребления наркотиков среди подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козловский А. В., Лелевич В. В., Шейбак В. М., Виницкая А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS ASSOCIATED WITH ADOLESCENT USE OF NARCOTIC DRUGS (ACCORDING TO THE QUESTIONING OF THE TEACHERS IN SVETLOGORSK)

The paper presents the results of a survey of the Svetlogorsk teachers assessing the main social and psychological risk factors in the onset of psychoactive substances use in adolescents. According to the respondents’ opinion, the main reasons for adolescent drug use are higher access to illicit drugs, influence of drug addicts and drug-using peers, conflict relations in families. Moreover, some psychological traits like a higher suggestibility, lower resistance to bad authorities and stressful situations might promote initiation of PAS consumption in adolescents. The current approaches and preventive programs against the prevalence of drug use among young teenagers people are discussed. The paper analyzes the results of a survey of the Svetlogorsk teachers assessing the main social and psychological risk factors at the beginning of psychoactive substances (PAS) use in adolescents. Most respondents believed in a considerable prevalence of the illicit drug use in the city, particularly among the part of young population. They reported that the higher access to illicit drugs, influence of drug addicts and drug-using peers, and conflict relations in families are likely to belong to the main reasons of the adolescents’ drug use. Moreover, some psychological features, such as a higher level of suggestibility, lower resistance to bad influence and stressful situations might promote an onset of PAS consumption by adolescents. The current approaches and preventive programs against the prevalence of drug use among young people were discussed.

Текст научной работы на тему «Социальные и психологические факторы приобщения подростков к наркотикам (по результатам анкетирования педагогов г. Светлогорска)»

оригинАльюыРйадсгсдщовашяа

УДК 613.83-053.6-084

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К НАРКОТИКАМ (по результатам анкетирования педагогов г. Светлогорска)

А. В. Козловский, В.В. Лелевич, В.М. Шйбак, А.Г. Виницкая

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье представлены результаты опроса педагогов г. Светлогорска на предмет определения основных социальных и психологических факторов приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ (ПАВ). Установлено, что основными причинами приобщения являются высокая доступность наркотиков, влияние наркоманов и сверстников, употребляющих наркотики, неблагоприятные отношения в семье. Показано также, что началу употребления ПАВ способствуют определенные черты характера подростка: внушаемость, слабая сопротивляемость чужому влиянию и стрессовой ситуации. Обсуждены современные подходы и программы профилактики употребления наркотиков среди подростков.

Ключевые слова: педагоги, учащаяся молодежь, психоактивные вещества (ПАВ), социальные и психологические факторы риска, программы профилактики.

The paper presents the results of a survey of the Svetlogorsk teachers assessing the main social and psychological risk factors in the onset of psychoactive substances use in adolescents. According to the respondents 'opinion, the main reasons for adolescent drug use are higher access to illicit drugs, influence ofdrug addicts and drug-using peers, conflict relations in families. Moreover, some psychological traits like a higher suggestibility, lower resistance to bad authorities and stressful situations might promote initiation of PAS consumption in adolescents. The current approaches and preventive programs against the prevalence of drug use among young teenagers people are discussed.

Key words: teachers, adolescents, psychoactive substances (PAS), social and psychological risk factors, preventive programs.

Результаты эпидемиологических и социологических исследований в Беларуси и ее регионах свидетельствуют о дальнейшем увеличении употребления наркотиков среди молодежи [1, 2, 3]. С каждым годом у подростков регистрируется все больше случаев заболеваемости наркоманией и токсикоманией, что является предметом озабоченности и внимания специалистов, имеющих профессиональное отношение к данной проблеме (сотрудники правоохранительных органов, врачи, педагоги). Существует предположение, что приобщению к потреблению психоактивных веществ (ПАВ) мог-жет способствовать ряд социальных и психологических факторов, включая индивидуальные, лич-ностно-поведенческие особенности подростка [4, 5]. В то же время на современном этапе без определения этих факторов и их учета невозможна эффективная профилактика употребления ПАВ. Несомненно, наибольшее значение имеет первичная профилактика в учебных учреждениях различного звена, и в первую очередь - в школах. Необходимо своевременное распознавание проблем у де-

тей и подростков до того, как они начнут употреблять ПАВ.

Не вызывает дискуссий ведущая роль учителей средних школ в реализации профилактических мероприятий. Именно они в процессе проводимой ими учебно-воспитательной работы с учащимися имеют возможность еще до начала приобщения к наркотику определить личностные особенности каждого подростка и его взаимоотношения с родителями, наблюдать за изменением поведения, отношения к учебе и интересов. В своей повседневной работе педагоги одними из первых могут столкнуться с этой проблемой, явиться свидетелями процесса приобщения учащихся к употреблению ПАВ.

В этой связи целью данного исследования явилось изучение мнения педагогических работников г. Светлогорска о проблеме распространения наркотиков и наркоманий среди учащейся молодежи города, выяснение этиологических факторов приобщения подростков к наркотикам.

ЖИГИ |ШУМЫ£4И№(4\ ЕЛО ВА Н И Я

Материалы и методы исследования

Работа проводилась в рамках международного проекта Беларусь-Голландия-ВОЗ и по рекомендации специалистов Джеллинек-центра (Амстердам) в одном из наиболее неблагополучных в отношении распространения наркоманий и потребления наркотиков городов Беларуси - г. Светлогорске Гомельской области [2]. Нами был проведен анонимный социологический опрос 695 работников просвещения всех средних школ, техникума и профессионально-технического училища г. Светлогорска. Была использована специально разработанная анкета, состоящая из 31 вопроса, в каждом из которых предлагался перечень возможных вариантов ответов. Вопросы анкеты были ориентированы на выяснение представления респондентов о распространении употребления ПАВ среди различных групп населения города, в том числе учащейся молодежи. Часть вопросов была ориентирована на изучение социальных характеристик потребителей ПАВ, их личностных и поведенческих особенностей, возможных причин и условий, способствующих приобщению к наркотикам, а также доступности наркотических веществ. Были включены вопросы для выявления потребности педагогов в образовании в области зависимостей и методов их профилактики.

Группу респондентов составили педагоги в возрасте от 22 до 60 лет, большинство из которых (64,0%) - до 46 лет. 85,0% опрошенных учителей были женщины, 15,0% - мужчины. 86,0% респондентов являлись учителями средних школ, и 73,0% выборки составили учителя-предметники. Все участники анкетирования имели высшее или неоконченное высшее образование, а 60,0% - высшую или первую категории квалификации. Полученные результаты опроса были подвергнуты статистической обработке с использованием пакета программ STATISTICA for Windows.

Результаты и обсуждение

Подавляющее большинство опрошенных педагогов г. Светлогорска (98,0% утвердительных ответов) признают, что употребление наркотиков стало обычным явлением для некоторых категорий населения города, особенно молодежи. По мнению 69,0% опрошенных, употребление ПАВ приняло массовый характер в отдельных группах населения города. К таким группам респонденты в ос-

□ Затрудняюсь ответить

□ Такое явление отсутствует полностью

□ Наркотики употребляют отдельные лица

□ Употребление наркотиков приняло массовый характер

Учащиеся Учащиеся ПТУ Студенты средних школ

Рабочие Безработные

Рис. 1. Особенности распространения употребления наркотиков среди различных групп населения г. Светлогорска (по оси ординат - проценты положительных ответов) новном относят лиц без определенных занятий

(43,0%) и учащихся ПТУ (28,0%) (рис. 1). Согласно представлениям педагогов, примерно 10,0% учащихся школ и студентов города употребляет наркотические вещества, а рабочих - 5,0%. При этом половина респондентов признает актуальность этой проблемы среди учащихся непосредственно в своих учебных учреждениях. Однако большинство ответов все же сводится к тому, что среди учащихся школ и ПТУ наркотики употребляют в основном только отдельные лица - по 67,0% и 54,0% положительных ответов соответственно. Так или иначе, но распространение наркотиков среди учащихся ПТУ не отрицал никто, и только 2% указали, что среди школьников города нет потребителей наркотиков (рис. 1).

□ Затрудняюсь ответить

□ Такое явление отсутствует полностью

□ Наркотики употребляют отдельные лица

□ Употребление наркотиков приняло массовый характер

до 20 лет

30-40 лет 40-50 лет старше 50 лет

Рис. 2. Уровень распространения употребления

наркотиков среди различных возрастных категорий населения (по оси ординат - процент положительных ответов)

ОРИГИНАЛШЫбаШЖМУДфВаНИШ

При изучении мнения респондентов о распространении потребления наркотиков среди различных возрастных категорий населения города выяснилось, что массовый характер приобщения к наркотикам отмечается у молодежи в возрасте моложе 20 лет (53,0% утвердительных ответов) и от 20 до 30 лет (31,0% ответов) (рис. 2). Одновременно часть опрошенных высказывает мнение, что среди молодых людей до 30 лет употребляют наркотики только отдельные личности (40,0% и 54,0% ответов соответственно). Практически отсутствуют потребители наркотиков в возрасте 40 лет и старше. В отношении распространенности зависимых от наркотиков отмечено, что отдельные случаи наркомании можно встретить у жителей города в возрасте 30-40 лет (39,0%) и 40-50 лет (6,0% утвердительных ответов). При этом никто из опрошенных педагогов не усомнился в наличии этого явления среди молодежи до 30 лет (рис. 2).

Далее в отношении возможности приобретения наркотиков 73,0 % опрошенных педагогов указали на высокую степень доступности наркотических веществ за счет активной торговли ими. Среди причин начала употребления ПАВ подростками учителя чаще выделяют влияние сверстников или знакомых, имеющих личный опыт употребления (73,2% ответов), неумение проводить свободное время (скука) (53,3%) и любопытство (50,9%). Реже были отмечены такие причины, как стремление получить удовольствие (37,2 %), влияние торговцев наркотиками (34,8 %), жизненные неурядицы (34,3%), стремление выделиться (21,8%) или не выделяться в компании (19,0%).

Очевидно, что приобщению к наркотикам способствуют также определенные черты и свойства характера подростка. По мнению 80,1% педагогов, к употреблению ПАВ более склонны внушаемые, легко поддающиеся чужому влиянию подростки. К потреблению наркотиков реже приобщаются подростки с другими чертами характера: амбициозные и ищущие признания, демонстративные (22,7%), вспыльчивые и неуравновешенные (21,2%) или замкнутые и отгороженные (18,7% ответов). Среди неблагоприятных условий, способствующих приобщению подростков к употреблению наркотических средств, педагоги чаще указывают на ситуации, когда имеет место употребление наркотиков (60,7%) или злоупотребление ал-

коголем (50,3%) одним из членов семьи. Большую роль играет психологическая обстановка в семье подростка: ссоры, конфликты между родителями (44,8%), их грубое обращение (44,2%), распад семьи (26,1%) и судимость одного из родителей (15,1%).

Далее было изучено мнение учителей об их отношении к потребителям наркотиков и о подходах профилактики употребления ПАВ среди подростков. Оказалось, что отношение большинства педагогов к наркопотребителям осуждающее (83,0% ответов). Вместе с тем 54,0% респондентов полагают, что принятие превентивных мер и помощи этим лицам не является пустой тратой средств и времени, тогда как 29,0% не верят в успех таких мер. 28,0% педагогов показали, что в разработке и осуществлении профилактических программ должны участвовать медицинские учреждения; 26,0% отводят эту функцию правоохранительным органам; 23,0% - средствам массовой информации и 18,0% - Министерству образования. 52,0% учителей считают, что работники просвещения могли бы более активно участвовать в системе оказания помощи лицам, злоупотребляющим наркотиками, а 35,0% хотели бы принять непосредственное участие в программе профилактики. Одновременно 72,0% опрошенных соглашаются, что для этого необходима дополнительная подготовка в этой области. В своей работе с учениками в целях профилактики употребления ими ПАВ большинство учителей (93,0%) считает необходимым поднимать эти вопросы. По их мнению, повышение знаний о негативных последствиях употребления наркотиков может быть эффективным для изменения отношения подростков к наркотическим веществам. Это согласуется с точкой зрения о необходимости заполнения информационного вакуума путем широкого использования образовательных и просветительских программ по проблемам химической зависимости среди учащихся, их родителей, а также учителей [7]. При этом программы должны реали-зовываться специалистами высокого профессионального уровня. В школьных программах должны быть предусмотрены часы для обсуждения проблем, связанных с наркотиками и последствиями их употребления. Для проведения таких занятий необходимо использовать соответствующую литературу, методические пособия, ориентированные

жЩШНЖЛЩМЕИрШШЛОВДЛИЯ

на учащихся с учетом их возраста, научные фильмы о действии наркотиков и последствиях их употребления, аудиоматериалы и другую наглядную агитацию. Психолого-педагогический блок работы может быть осуществлен учителями в рамках превентивного обучения. Однако в настоящее время недостаточно только информировать о наркотиках и опасности их употребления. Наряду с предоставлением информации о ПАВ и проведением образовательных программ необходима реализация конструктивных программ, основной целью которых являлось бы повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, путем обучения личностным и социальным навыкам [6]. В рамках такого рода программ должна проводиться целенаправленная работа по развитию у подростков навыков общения, преодолению неуверенности в себе, стрессовых ситуаций, противостоянию влиянию сверстников, самостоятельного принятия решений, формированию позитивных взаимоотношений с окружающими, воспитанию самоуважения, развитию «Я-концепции» (самооценки, самоконтроля, самокомпетентности и самоуважения).

Таким образом, результаты проведенного опроса педагогов позволяют выделить некоторые основные средовые и личностно-поведенческие факторы, которые, по их мнению, чаще ассоциируют с потреблением ПАВ и могут являться причинами или условиями приобщения подростков к наркотикам. К ним можно отнести доступность наркотиков, большее влияние наркоманов или сверстников, употребляющих наркотики, по сравнению с авторитетом родителей. Имеет большое значение также злоупотребление алкоголем в семье подростка, отсутствие близости с родителями, конфликты между последними и их грубое отношение к подростку, а также такие особенности характера учащегося как внушаемость, слабая сопротивляемость чужому влиянию и стрессовой ситуации. Эти факторы следует учитывать при разработке программ профилактики потребления ПАВ среди учащихся и их практической реализации.

Литература

1. Козловский А.В., Лелевич В.В., Виницкая А.Г., Максимчук В.П. Потребление наркотиков в республике Беларусь и прогноз наркологической ситуации до 2005 года // Медицинские новости. — 2001. - № 2. - С. 34-36.

2. Козловский А.В., Лелевич В.В., Лисковский О.В. и др. Эпидемио-

логические исследования зависимостей в Беларуси // Медицинские новости. -1998. - №.12. - С. 17-19.

3. Козловский А.В., Виницкая А.Г., Лелевич В.В. Эпидемиологичес-

кая ситуация с потреблением психоактивных веществ в Республике Беларусь // Журнал ГГМУ - 2003. - №.4. - С. 55-59.

4. Кошкина Е.Л., Кузнец М.Е., Петракова Т.И., Цетлин М.Г. Оценка эффективности профилактических мероприятий и организация работы с группами повышенного риска среди подростков // Вопросы наркологии. - 1992 - №. 3-4. - С. 148-153.

5. Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ

у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: обзор зарубежной литературы // Вопросы наркологии. - 1996. - № 3. - С. 97- 109.

6. Романова О.Л., Петракова Т.И. Американская антинаркотическая программа взаимной помощи среди подростков // Вопросы наркологии. - 1992. - № 3-4. - С. 143-148.

7. Самошкин А.А., Васильев И.Б. Технологии профилактики наркологических заболеваний // Вопросы наркологии. - 2001. - №2. -С.41- 46.

Resume

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS ASSOCIATED WITH ADOLESCENT USE OF NARCOTIC DRUGS (ACCORDING TO THE QUESTIONING OF THE TEACHERS IN SVETLOGORSK) A.V. Kozlovsky, V.V. Lelevich, V.M. Shejbak, H. Vinitskaya Grodno State Medical University The paper analyzes the results of a survey of the Svetlogorsk teachers assessing the main social and psychological risk factors at the beginning of psychoactive substances (PAS) use in adolescents. Most respondents believed in a considerable prevalence of the illicit drug use in the city, particularly among the part of young population. They reported that the higher access to illicit drugs, influence of drug addicts and drug-using peers, and conflict relations in families are likely to belong to the main reasons of the adolescents' drug use. Moreover, some psychological features, such as a higher level of suggestibility, lower resistance to bad influence and stressful situations might promote an onset of PAS consumption by adolescents. The current approaches and preventive programs against the prevalence of drug use among young people were discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.