УДК 178.8 + 159.96 ББК Ч400.556 + Ч420.055.6
АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОТИЗМА И НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖНОГО КОНТИНГЕНТА
А.В. ГИБАДУЛЛИНА, ФГАОУВО "ЮУрГУ (НИУ)", г. Челябинск, Россия Л.С. РЫЧКОВА, ФГАОУ ВО "ЮУрГУ (НИУ)", г. Челябинск, Россия e-mail: rychkovaly@mail.ru Н.И. МАХНИНА, ОПО ФКУ УИИ ГУФСИН России по Челябинской Области, г.
Челябинск, Россия
Аннотация
В статье проведен анализ эффективности комплексных мер по выполнению Муниципальной программы по профилактике наркомании в городе Челябинске. Программа носит социальный характер, в результате реализации программы создана эффективная система профилактики наркомании, которая развивает возможности раннего выявления потребителей наркотиков в детской и подростковой среде, повышает уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни, недопущение потребления наркотиков, повышает уровень информированности населения о социально-правовых последствиях употребления наркотиков
Ключевые слова. Наркомания, наркотизация, психоактивные вещества (ПАВ), программа по профилактики наркомании, межведомственное взаимодействие.
Актуальность. В последние годы увеличивается употребление
психоактивных веществ, наркотических средств особенно среди молодежи. Это явление приобретает характер эпидемии. Наиболее подверженным влиянию со стороны различных рисков здоровья, таких как вредные привычки, в виде наркотизации, алкоголизации,
табакокурения являются лица молодого возраста. На сегодняшний день поведение подростков зачастую несет риск, угрожающий социальному благополучию общества и самой личности. С 2004 года повышается количество
зарегистрированных наркопреступлений и возросших общеопасных деяний, что является одной из значительных угроз государству в целом [1, 4].
Нелегальный рынок наркотиков в РФ оценивается в 20 млрд. долларов По экспертным заключениям наркоманов в России насчитывается более четырех млн. человек (3% населения и 11% в возрасте от 15 до 30 лет). Количество лиц, допускающих незаконное употребление
наркотиков в 2013 году насчитывалось около 647 тыс. человек. Это те, которые состоят на медицинском учете, однако по неофициальным данным их действительное число превышает шесть миллионов человек и с годами этот показатель только увеличивается [4, 6].
Федеральная служба Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков оценивает количество наркоманов в России от 3 до 8 млн. человек.
Следует отметить, что данные Всемирной Организации Здравоохранения указывают, если доля наркоманов в стране превысит семь процентов, то в ней происходят необратимые процессы дегенерации населения. Если количество наркоманов в России достигнет 15% от всего населения, то, по мнению специалистов, никакие концепции и национальные проекты стране будут не нужны [5].
Таким образом, актуальность
профилактики наркомании диктуется масштабами проблемы наркотической
потребление психоактивных веществ, и сведение преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, до уровня минимальной опасности для общества;
2 Совершенствование системы профилактики наркомании среди различных категорий населения, прежде всего, среди молодежи и несовершеннолетних;
3 Внедрение новых методов и средств лечения, медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией [3].
Реализация программы предполагает снижение уровня доступности
наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления; концентрацию усилий правоохранительных и контрольно-надзорных органов по борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также осуществление постоянного контроля над масштабом распространения и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в городе Челябинске.
Программа реализуется ведомствами, такими как управление здравоохранения администрации города Челябинска, управление федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков России по Челябинской области, управление по делам молодежи администрации города, управление информационной политики и
др. [3].
Все мероприятия осуществляются без дополнительного финансирования, кроме организации и проведения уличной социальной работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей
инъекционных наркотиков, также как проведение обучающих семинаров, тренингов для молодежных общественных объединений и волонтерских движений. Данные мероприятия организованы в муниципальных центрах. Один из таких центров входит в муниципальное бюджетное учреждение центр
профилактического сопровождения
"Компас".
Программа антинаркотической
профилактики носит социальный характер, результаты реализации мероприятий оказывают влияние на различные стороны жизни населения города. В результате реализации программы создано эффективная система профилактики наркомании, которая позволяет развить возможности раннего выявления потребителей наркотиков в детской и подростковой среде, повысить уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни и недопущение потребления наркотиков, повысить уровень
информированности населения о серьезных социально-правовых последствиях
употребления наркотиков [3].
Необходимость разработки программы вызвана также и тем, что современная наркоситуация в городе Челябинске характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного употребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку. Так, по данным государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" от передозировки наркотиков за первое полугодие 2013 года в городе Челябинске погибло 35 человек (за первое полугодие 2012 года - 50 человек) [3].
В то же время, согласно данным социологических исследований, на территории Челябинской области не менее 46 тысяч человек являются потребителями наркотиков, а около 100 тыс. человек имели опыт потребления наркотиков. Таким образом, коэффициент латентности наркомании в Челябинской области составляет 2,8 (в среднем по Российской Федерации он равен 4-5).
Количество отравлений наркотиками, согласно данным муниципального казенного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", в первом полугодии 2013 года в городе Челябинске составило 506 случаев, что превышает данные аналогичного периода 2012 года на 18,8% (426 случаев). В 2,5 раза возросло количество отравлений среди несовершеннолетних лиц (первое
полугодие 2015 года - 10 случаев, первое полугодие 2014 года - 25 случаев).
Рост статистических данных о лицах, состоящих на профилактическом учете в наркологических учреждениях,
объясняется возросшей активностью работы правоохранительных органов. Практически все состоящие на учете наркопотребители выявлены сотрудниками правоохранительных органов, так как добровольно эта категория лиц самостоятельно на учет не встает.
Разница между имеющимися данными, полученными социологами, по сравнению с данными официальной статистики свидетельствует о том, что большая часть потребителей еще не выявлена, а значит, им не может быть оказана квалифицированная помощь.
Выводы. Программа по профилактике наркомании в городе Челябинске, реализуемая с 2013 по 2016 год носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает практически все сферы деятельности общества и предусматривает дальнейшее осуществление комплекса мероприятий, направленных на
активизацию работы по профилактике наркомании, повышение эффективности деятельности наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений в городе Челябинске.
Антинаркотическая программа
позволяет разграничить поставленные задачи между структурами разных ведомств: борьбой с наркобизнесом и незаконным хранением наркотиков занимаются правоохранительные органы; наркоманией, как болезнью, медицинские учреждения; мониторингом качества жизни, факторов риска для состояния здоровья населения, уровня
распространения наркотизма и наркомании - медицинские, аналитические центры совместно с научно исследовательскими учреждениями физической культуры;
первичной профилактикой наркомании -учреждения медицины, образования и культуры, спортивные организации и общественные объединения.
Борьба с наркоманией, торговлей наркотиками, профилактика употребления наркотических средств и реабилитация наркоманов проводятся в России на государственном уровне. Борьбу с незаконным оборотом наркотических средств осуществляет Федеральная служба Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков во взаимодействии с пограничной службой,
правоохранительными и таможенными органами.
Программа профилактики наркомании строится на мероприятиях, которые позволяют реализовать следующие конкретные задачи: осуществлять организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному обороту; проводить целенаправленную профилактику
злоупотребления психоактивными
веществами, а также лечение и реабилитацию лиц, употребляющих наркотические средства; пресекать незаконный оборот наркотических средств; мероприятия по межведомственному взаимодействию, направленные на повышение эффективности
антинаркотической деятельности в целом
[1, 4].
Проблема распространения наркомании затронула все государственные, муниципальные, общественные структуры и требует для своего решения комплексного подхода и
межведомственного взаимодействия.
Однако простых рецептов нет, поэтому ценным является каждый положительный опыт, направленный на снижение доступности и спроса на наркотики, профилактику наркомании и наркотизма среди молодежи.
Список литературы
1 Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утверждённая приказом МЗ РФ от 28.02. 2000 № 619. - 183с.
2 Инструктивно-методическое письмо комитета по образованию от 10.03.2010 № 01-16-750/10 "Система мер, направленных на выявление в образовательных учреждениях детей, употребляющих наркотические и токсические вещества"
3 Распоряжение администрации города Челябинска от 26.12.2013 №8085 "Об утверждении муниципальной программы "Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2013 - 2016 годах"
4 Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие / Л.С. Рычкова. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. - 134с.
5 Прудников Б.П. Профилактика беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних. Административно-правовое регулирование: монография -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, - 345 c.
6 Шапиро, Н. С. Региональная программа пропаганды ЗОЖ. "Алкоголь и другие наркотические веществ / Н.С. Шапиро. -М.: Луч, 2014. - 197 с.
ASPECTS OF INTERAGENCY COOPERATION ON DRUG PREVENTION AND DRUG ADDICTION AMONG THE YOUTH CONTINGENT
A.V. GIBADULLINA, FSAEIHESUSU(NRU), Chelyabinsk, Russia L.S. RYCHKOVA, FSAEIHE SUSU (NRU), Chelyabinsk, Russia e-mail: rychkovaly@mail.ru N.I. MONINA, FSICEI, Chelyabinsk, Russia
Abstract
In the article the analysis of efficiency of complex of measures on implementation of the Municipal program for the prevention of drug abuse in the city of Chelyabinsk. The program is social in nature, the result of the implementation of an effective system of prevention, which develops the possibility of early detection of drug users in child and adolescent environment, increases the level of motivation of population for healthy lifestyle, prevention of drug use, increases public awareness about the social and legal consequences of drug use.
Keywords. Addiction, anesthesia, psychoactive substances, the program for drug abuse prevention, interagency cooperation.